Думаю, все мы сегодня стоим перед вызовами принципиально новыми по сравнению с теми, что были еще недавно. Я принадлежу к поколению людей, которые хорошо помнят 1973 год. Уж не знаю, что пишут об этом времени в учебниках истории или экономики, но я хорошо помню, что произошло в тот год. Я тогда жил и работал в Женеве, где представлял нашу Церковь при международных организациях. Это был год первого энергетического кризиса, когда у бензоколонок вдруг выстроились длинные очереди. Порой у людей, стоявших в этих очередях, не хватало терпения, и начинались физические конфликты. Люди дрались, чтобы первыми взять «пистолет» и заправить свою машину. Именно в ту пору впервые заговорили об ограничениях экономического роста — я прочитал тогда книгу известного экономиста Ростоу, писавшего об этих ограничениях. Сознание людей, живших в 1960-е годы, не задумывалось ни о каких ограничениях — особенно у нас, в Советском Союзе. У нас были свои идеалы, свои цели. Нам говорили, что советские люди должны летать выше всех, дальше всех, строить самые высокие дома, самые мощные заводы; и ведь никто не говорил, что существуют проблема ограниченных ресурсов, проблема загрязнения окружающей среды, что невозможно постоянно повышать планку потребления, не учитывая при этом ограниченность ресурсов планеты Земля и не учитывая загрязнения среды. И вот 1973 год тогда впервые шокировал общество, и люди стали думать о том, что постоянно повышающийся уровень потребления — это ложная парадигма развития. С тех пор прошло почти 40 лет. Но если мы с вами выйдем на улицу в Москве, Нью-Йорке или любом другом городе и спросим среднего человека, чего он хочет, он скорее всего ответит нам в духе философии неограниченного потребления. Наверное, он скажет: «Мне нужно это, это, это и это». А человек, уже имеющий все то, о чем мечтал ваш первый собеседник, назовет вам другой перечень ценностей, которыми он хотел бы обладать. Кто-то хочет квартиру или загородный дом, а кто-то хочет сменить личный самолет… Существует ли какой-то разумный критерий оценки того, что нужно человеку для полноты жизни? Никакая экономическая теория нам таких критериев не предоставит. Больше того, если экономисты будут говорить о необходимости ограничить рост потребления, они спровоцируют экономический коллапс: чем меньше потребление, тем слабее экономическая экспансия, тем медленнее развитие. Но способна ли наша планета существовать в условиях постоянной экономической экспансии, при постоянном росте населения, при постоянно увеличивающейся нагрузке на окружающую среду? Я глубоко убежден в том, что нет; и я знаю, что многие люди разделяют этот подход.

http://patriarchia.ru/db/text/1430712.ht...

В середине ХХ века Гродно, располагавшийся ранее на территории Российской империи, переживший немецкие оккупации двух мировых войн, входивший в состав Польши, стал белорусским городом. В Западной Беларуси в первые послевоенные годы хотя и с ограничениями, но продолжалась церковная жизнь: совершались богослужения, устраивались крестные ходы. Например, на Крещение в 1947 году власти разрешили крестный ход от кафедрального собора, который собрал около 10 тысяч человек. Гродненская епархия просуществовала до 1951 года, когда была упразднена под давлением советской власти. Подобная судьба постигла и многие приходы. В результате государственной политики, проводившейся в отношении Церкви, в начале 1960-х годов была закрыта и Минская духовная семинария, в Беларуси прекратилась подготовка священнослужителей, Полоцкий и Гродненский женские монастыри были разорены. В 1978 году управляющим Минской епархией , которая охватывала всю территорию Беларуси, был назначен митрополит Филарет (Вахромеев). Первый десяток лет ему пришлось нести архипастырский крест в условиях атеистической пропаганды. Несмотря на это, он начал активную работу по возрождению храмов и архиерейских кафедр. Его усилиями был создан Белорусский экзархат, а с 1989 по 1992 год владыка Филарет носил титул митрополита Минского и Гродненского, Патриаршего экзарха всея Беларуси. В 1992 году в Гродно была возрождена епископская кафедра. Ее первым управляющим стал архиепископ Валентин (Мищук), два года его деятельности были отмечены возрождением монашеской жизни в Гродненском Рождество-Богородичном монастыре и другими делами. С 1994 по 1996 год Гродненской епархией управлял митрополит Филарет (Вахромеев). Именно ему было суждено стать самым ярким архиереем в церковной истории Гродно. Затем четверть века, с 1996 по 2021 год, дольше всех в истории православного Гродно, епархией управлял архиепископ Артемий (Кищенко). Всего в Гродно с 1900 года сменилось 16 архиереев. В настоящее время в Гродненской епархии, которая делится на девять благочиннических округов, действует 125 храмов; из них 34 являются памятниками архитектуры, это полностью сохранившиеся древние храмы. Есть и такие, которые не закрывались никогда, с сохранившимся убранством и утварью. Раньше я служил в Слуцкой епархии , это Восточная Беларусь 5 ; там осталось только восемь подобных памятников архитектуры, но это сохранившиеся стены с полной или частичной утратой внутреннего убранства.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhciepis...

Когда было свободное время, владыка всегда что-нибудь чинил или поправлял – полки, шкафы, богослужебные книги… Владыка много трудился над восстановлением порушенных храмов в Косово и Метохии. Кроме того самое пристальное внимание он уделял наделению опустевших приходов хорошими, ревностными священниками и улучшению быта духовенства. Поскольку машины у него не было (владыка был против всякого «люкса», чем тогда являлся автомобиль), он брал в руки чемодан с облачением и ехал либо на автобусе, либо на поезде, либо вообще шел пешком в тот храм или монастырь, где еще не было священника. А меня иногда называл в шутку «летучий посланец», потому что также направлял меня в разные села и деревни – служить Литургию или требы. Помню, однажды после Литургии в монастыре Гориоч крестилось 30 детей. Все с крестными отцами – кумовьями. Но один из кумовьев был точно нездоров психически: когда во время крещения крестный отец отвечает за своего крестника, что отрицается от сатаны и всех дел его, что сочетается со Христом и т.д., все говорят четко, ясно и с осознанием происходящего, этот выл что-то вроде «нь-нь-нь» – ну какой от крестный? Спросил у людей, кто это. Родители одного ребенка ответили, что «это по традиции так – у него отец был хороший хозяин, а это его наследник, и кума менять не принято». Пришлось настоять на том, чтобы на его место встал здоровый человек, потому что при таинстве требуется разум и сотрудничество со священником. Монастырь святых архангелов. Алтарь храма. Шиптар дождался, пока епископ выйдет, и с силой ударил его по затылку – владыка Павел упал без сознания Надо сказать, что в те годы, в середине 1960-х, православных сербов в Косово и Метохии было много. Села и деревни были полны, дети были повсюду. А на службы приходили не только сербы, но и албанцы, особенно по большим праздникам. Некоторые из них и работали на монастырских полях, и никаких трудностей не возникало. Но как только Йосиф Броз Тито поменял политику в отношении сербского Косово, тут же начались беды: шиптары поняли, что им дан «зеленый свет» и теперь можно преследовать сербов, вынуждать их уехать, строить свое «албанское Косово», и всё это под лицемерным лозунгом «братства и единства».

http://pravoslavie.ru/133259.html

Каждый год я совершаю около 12 выездных богослужений. Наших соотечественников можно найти в каждом крупном африканском городе. Где-то их больше, где-то меньше, но поражает, как далеко от родных мест может забросить человека жизнь. Когда в среде такой местной русскоязычной общины начинает зарождаться тяга к духовному объединению и жажда церковной жизни, то возникает и стремление организовывать богослужения, крестить детей, венчаться. Так у русского прихода в Йоханнесбурге появилась еще одна важная задача — пастырское попечение о православных верующих юга африканского континента, которые не имеют своих храмов. Долгий путь к созданию прихода Первые выходцы из России появились в ЮАР еще в XVIII веке. Это были случайно добравши­еся сюда одиночки, поэтому устойчивой русскоязычной диаспоры в это время не сложилось. Волны эмиграции XX века докатывались и до юга Африканского континента. В начале 1950-х годов в Йоханнесбурге был организован первый русский православный приход во имя святого равноапостольного князя Владимира Русской Православной Церкви Заграницей. Настоятелем стал протоиерей Симеон Стариков, которого через несколько лет сменил архимандрит Алексий (Чернай). Приход был довольно многочисленным. В него входило 240 русских и сербов. Для совершения богослужений община арендовала англиканский собор в центре Йоханнесбурга, а впоследствии жилой дом, где был устроен домовый храм. После закрытия прихода в середине 1960-х годов духовная и культурная жизнь русскоговорящей общины переместилась в Русский дом, связанный с РПЦЗ, где была устроена часовня во имя святителя Николая. Богослужения здесь изредка совершали греческие или сербские священнослужители. Во второй половине XX века в ЮАР начала складываться многочисленная русскоязычная община. Были и потомки эмигрантов начала века, как, например, семья Елагиных. Андрей Данилович Елагин — потомственный дворянин, чей род ведет свое начало с XIV века. После революции 1917 года семья Андрея Даниловича уехала сначала в Европу, а затем в Аргентину. И уже оттуда в 1983 году молодой инженер Андрей Елагин с женой Зинаидой и двумя детьми перебрался в ЮАР. Лишь год спустя супруги Елагины нашли представителей старой русской эмиграции — это была небольшая группа пожилых людей, приехавших в страну в 1950-е годы. Андрей Данилович стал казначеем Русского дома. Уже после создания нашего прихода и начала строительства храма, еще до официального соединения РПЦ и РПЦЗ, вся община обратилась с просьбой принять их в русский приход. Сам же Елагин впоследствии стал старостой прихода Преподобного Сергия Радонежского.

http://pravoslavie.ru/117142.html

Каждый год я совершаю около 12 выездных богослужений. Наших соотечественников можно найти в каждом крупном африканском городе. Где-то их больше, где-то меньше, но поражает, как далеко от родных мест может забросить человека жизнь. Когда в среде такой местной русскоязычной общины начинает зарождаться тяга к духовному объединению и жажда церковной жизни, то возникает и стремление организовывать богослужения, крестить детей, венчаться. Так у русского прихода в Йоханнесбурге появилась еще одна важная задача — пастырское попечение о православных верующих юга африканского континента, которые не имеют своих храмов. Долгий путь к созданию прихода Первые выходцы из России появились в ЮАР еще в XVIII веке. Это были случайно добравши­еся сюда одиночки, поэтому устойчивой русскоязычной диаспоры в это время не сложилось. Волны эмиграции XX века докатывались и до юга Африканского континента. В начале 1950-х годов в Йоханнесбурге был организован первый русский православный приход во имя святого равноапостольного князя Владимира Русской Православной Церкви Заграницей. Настоятелем стал протоиерей Симеон Стариков, которого через несколько лет сменил архимандрит Алексий (Чернай). Приход был довольно многочисленным. В него входило 240 русских и сербов. Для совершения богослужений община арендовала англиканский собор в центре Йоханнесбурга, а впоследствии жилой дом, где был устроен домовый храм. После закрытия прихода в середине 1960-х годов духовная и культурная жизнь русскоговорящей общины переместилась в Русский дом, связанный с РПЦЗ, где была устроена часовня во имя святителя Николая. Богослужения здесь изредка совершали греческие или сербские священнослужители. Во второй половине XX века в ЮАР начала складываться многочисленная русскоязычная община. Были и потомки эмигрантов начала века, как, например, семья Елагиных. Андрей Данилович Елагин — потомственный дворянин, чей род ведет свое начало с XIV века. После революции 1917 года семья Андрея Даниловича уехала сначала в Европу, а затем в Аргентину. И уже оттуда в 1983 году молодой инженер Андрей Елагин с женой Зинаидой и двумя детьми перебрался в ЮАР. Лишь год спустя супруги Елагины нашли представителей старой русской эмиграции — это была небольшая группа пожилых людей, приехавших в страну в 1950-е годы. Андрей Данилович стал казначеем Русского дома. Уже после создания нашего прихода и начала строительства храма, еще до официального соединения РПЦ и РПЦЗ, вся община обратилась с просьбой принять их в русский приход. Сам же Елагин впоследствии стал старостой прихода Преподобного Сергия Радонежского.

http://e-vestnik.ru/church/pravoslavie_v...

Самое знаменитое правобережное село – Ромоданово с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, которая стоит на гребне холма и хорошо видна издалека, из центра города. Село это издавна было вотчиной князей Ромодановских (потомков удельных князей Стародубских). Здесь была «столица» большого имения, состоящего из 17 сёл. Церковь выстроил самый знаменитый представитель рода – Фёдор Юрьевич Ромодановский, правая рука Петра I, фактический правитель государства в отсутствие царя, во время его многочисленных поездок и походов... Церковь в Ромоданове, построенная в 1680-91 гг., является древнейшей из сохранившихся в черте современной Калуги после храма Покрова на Рву (1685 г.). Это выдающийся памятник архитектуры XVII века. В отличие от других калужских церквей, его пять куполов размещены не по диагонали, а в форме креста. Такое расположение встречалось на рубеже XVII – XVIII вв. (Большой собор Донского монастыря в Москве, Рождественская церковь в Н. Новгороде и другие «строгановские» постройки). Храм уникален и по своей внутренней конструкции. Его основной объём – не четырёх-, а двухстолпный, что встречается крайне редко. Трапезная – одностолпная, как Грановитая палата: это – совершенно обычно для палат Древней Руси, но вовсе не характерно для рубежа XVII – XVIII вв. Алтарь, исходя из особенностей рельефа, обращён не строго на восток, а на юго-восток. У церкви имеется боковой придел свв. апостолов Петра и Павла, построенный в 1734 г., уже после смерти и Петра I, и Ф.Ю. Ромодановского. Колокольня над западным входом (конечно же, со шпилем!) является высотной доминантой всей заокской стороны. Говорят, сам Пётр I звонил на ней, когда приезжал в гости к «князю-кесарю». С колокольни открывается незабываемый вид на Калугу: само Ромоданово стоит на высоком холме, и вся историческая часть города напротив, через реку, разворачивается амфитеатром... До 1935 г. ромодановский храм, как вспоминают старожилы, оставался действующим. После того как его закрыли, здесь располагались в разные годы мельница, пекарня, машинно-тракторная станция, автомастерские. В 1960-х годах случился пожар, погибли все росписи стен. В 1986 г. последовало ещё одно вразумление временным «хозяевам» храма: молния ударила в шпиль, с трудом удалось потушить пожар колокольни. В октябре 1990 г. храм был наконец возвращён верующим... На Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября 1991 г., храм был наконец освящён. Но работы по восстановлению затянулись на много лет. В 2002-2003 гг. был установлен новый иконостас. Купола, ещё недавно зелёные, были отделаны «под золото» – и теперь как дрожащие, мерцающие искры видны в солнечный день за несколько километров. В 2007 г. были подняты на звонницу 7 колоколов. Церковь обрела новую святыню: в 2006 г. сюда привезли крест-мощевик, найденный при раскопках Перемышльского Лютикова монастыря. В кресте – мощи св. Игнатия Богоносца, св. царицы Феодоры, мучеников Косьмы и Дамиана, Арефы, Прокопия, Христины, Меркурия.

http://sobory.ru/article/?object=00914

И тогда, как при резком порыве ветра, в его жизнь вошла реальность, которую он прежде не мог и предвидеть. В конце своей жизни он вспоминал: «Долгие годы своих занятий я удовлетворялся тем, что был выше традиций, оставаясь каким-то образом верным им... Я пошел в православную церковь, чтобы посмотреть на еще одну “традицию”. Однако когда я вошел туда — это была русская церковь в Сан-Франциско, — со мной случилось нечто, чего я никогда не испытывал раньше ни в буддистском, ни в каком другом восточном храме, что-то в моем сердце сказало: ты дома, поиски окончены. Я не знал, что это значило, служба была мне абсолютно незнакома и шла на иностранном языке. Я стал посещать православные богослужения, постепенно изучая язык и традиции... Когда я раскрылся для Православия и православных, я начал осознавать, что истина — не просто абстрактная идея, искомая и познаваемая умом, но нечто личностное, даже больше, некая Личность, Которую ищет и любит сердце. Так я встретил Христа». Как пишет отец Дамаскин, в начале 1960-х годов в одном из подвальных помещений в деловой части Сан-Франциско за столом, заваленным книгами и бумагами, Юджин Роуз, будущий отец Серафим, начал писать монументальную хронику войны человека против Бога, против старого порядка с целью создания нового, без Христа, его стремления отрицать существование Царства Божиего и заменить его собственной земной утопией. Эту книгу предполагалось озаглавить «Царство Божие и царство человеческое». Работая над ней, Юджин все еще пребывал в брани, осмысливая то, что он нашел. Он нашел истину в неискаженном образе Христа, сохранившемся в Православной Церкви, но он страстно желал войти в «самое сердце» этой Церкви, ее духовное измерение, а не в скучную, мирскую организационную структуру. Он желал Бога, и желал Его всем сердцем. Сочинения того периода были для него своего рода освобождением от неистины, выходом из темноты на свет. Хотя в них гораздо больше философии, чем в позднейших работах, эти ранние произведения были рождены сильным страданием, все еще жившим в его душе.

http://pravoslavie.ru/2517.html

Академик Фёдор Шестаков составил свой проект и к нему смету 12111 рублей 70 копеек. Новый проект предполагал полную перестройку собора в трактовке XIX века, в кирпиче, с сохранением белокаменных деталей. 22 июня 1837 года из Москвы пришёл указ об разборе нижнего Никольского собора по ветхости, а годный материал " ...употребить на сооружение в сим месте приличной часовни " . Горожане были возмущены таким решением. В это время продолжилась административная волокита, храм ещё больше стал разрушаться, и в конце концов настолько обветшал, что когда приступили к исполнению работ, 3 июня в полночь 1844 года собор обвалился. В 1846 году решено было разобрать остатки храма и построить на его фундаменте новый по проекту Шестакова. Из-за экономических соображений подряд отдали не архитектору, а обычному крестьянину-каменщику Прокопию Михайловичу Щеглову из села Борисовское Владимирской губернии. По условиям договора, Щеглов должен был разобрать остатки сводов и столбов рухнувшего собора, а затем возвести копию прежнего здания по проекту Шестакова в кирпиче, используя фрагменты старого собора. За работу Щеглов запросил серебром 1714 рублей и 21 с половиной копейки. Помогали ему 25 каменщиков. К 1849 году строительные работы были завершены. В июле 1851 года купцы Владимир Александров, Александр и Ефим Астафьевы собрали 2000 рублей серебром и оплатили заказ на устройство в храме нового иконостаса, престола с жертвенником, запрестольного креста, икон и двух клиросов. В 1852 году собор был окончательно восстановлен, храмовую икону вернули обратно в Ильинскую церковь, а сам собор переосвятили из Ильинского в Петропавловский. С тех пор здание не перестраивалось. В 1930 году собор был закрыт и разграблен. В помещении было установлено междуэтажное перекрытие. Здание использовалось под склад. Во время Великой Отечественной войны здание собора не было разрушено. К 1960-м годам его " слегка " отреставрировали, после чего в нём решено было разместить Можайский городской музей. Музей действовал в нём и в 1990-е годы. В 2003 году собор передали Церкви, после чего в храме начались реставрационные работы, в результате которых был укреплён фундамент здания, очищены стены, узорчатый фриз из белого камня, перспективные порталы, а также в 2012 году вместо барочной главы была водружена на барабан медная луковичная главка.

http://sobory.ru/article/?object=02334

Бытует мнение, что ступени храма сделали из розового мрамора, купола были голубыми, а отделка — позолоченой. Через год после окончания строительства установили керамический иконостас, сделанный в Московской мастерской Кузнецова. Но имеются и сведения о том, что из-за хронического недостатка средств заказать художникам настенную иконопись не смогли. Потому фрески заменили полотнами с изображениями святых и ангелов, а церковь Вознесения Господня навсегда осталась недостроенной. Во время больших праздников у подножия церкви устраивали народные гуляния. В 20-е годы прошлого века, то есть с приходом советской власти, Вознесенскую церковь закрыли. Архитектура здания не годилась для очередного пролетарского клуба, а склады в данном районе были ни к чему. Позже храм встал на пути первого областного асфальтированного шоссе Днепропетровск-Запорожье, которое начали строить в 1935 и закончили в 1936 году. Дорога из города на юг тогда начиналась от ул. Троицкой (ул. Красная) и проходила через ул. Казанскую, упиравшуюся в Казанскую церковь. Ни к чему непригодный храм решили взорвать, а материалы использовать для строительства других объектов. Стоит отметить, что храмовое здание взрывали в течение трех дней, но и это не дало желаемого результата. Прочные стены храма распадались не на отдельные кирпичи или небольшие фрагменты, а на большие куски. По рассказам днепропетровских старожилов, некоторые обломки фундамента, обрастая травой и мхом, оставались в тупике «четверки» до 1960-х годов. И, возможно, часть из них была использована при строительстве ремонтной ямы для трамваев четвертого маршрута, которые, как известно, ходили от вокзала до конца ул. Казанской с начала прошлого века. Главной святыней Вознесенского храма была «Казанская» икона Божьей Матери. По сведениям историков, она была перенесена в Свято-Троицкий собор, в котором она до сих пор и находится. Также в соборном приделе был установлен малый резной иконостас — часть уникальной работы Московской мастерской Кузнецова. Феодосий Макаревский: Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии: Церкви и приходы прошедшего XVIII столетия. Екатеринослав, типография Я.М. Чаусского, 1880. Георгий Скубак: «Кафедральные соборы Днепропетровской епархии: история и современность». Днепропетровск: Издательский отдел Днепропетровской епархии УПЦ. 2010. Сс.

http://sobory.ru/article/?object=45654

В 1790-91 гг. отделан заново (иконостас, лепнина), построена двухъярусная колокольня (второй ярус в виде ротонды) со сферическим куполом и каменная ограда. В 1878 г. и 1894 г. по проекту К.М. Быковского был сооружен южный придел во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости и перестроен северный придел. Быковский усилил градостроительное значение церкви, стоявшей на изгибе переулка и служившей ориентиром для обоих его частей. Для этого была создана необычная композиция: высокая главка поставлена не над объемом придела, а над декоративной аркой его фасада, то есть приближена к линии переулка. Стройный восьмерик, венчающий основной объем, характерен для первой трети XVIII в. Церковь была закрыта в 1927 г. Здание передали организации, были разобраны колокольня (до первого яруса), завершение храма и ограда.В 1929 г. хозяева разобрали завершение и сломали колокольню. В 1951 г. над четвериком соорудили чердак, внутри сделали антресоли, пробили стены апсиды, сбили декор, оштукатурили фасады. Внутри храма в разные годы располагались различные учреждения, даже гараж воинской части. В 1960-х гг. застроен церковный погост. Сохранившиеся элементы первоначального декора дают возможность предположить, что бывший храм - интереснейший памятник петровских времен. Богослужения возобновлены в 1994 г. В Третьяковской галерее есть картина с изображением храма – это картина Маковского В.Е. «На бульваре», написанная в 1886–1887 гг. Место действия картины – Сретенский бульвар. За молодой парой – церковь Николая в Дербеневе (еще до перестройки 1895 года). Сайт храма: http://www.derbenevo.orthodoxy.ru/ Церковь Николая Чудотворца в Дербеневе (в Ольховце, в Новой Стрелецкой слободе) расположен в центре Москвы и является историко-архитектурным памятником России XVIII в. федерального значения. Однако его первая постройка (деревянная) относится к началу XVII века. В 1715 году его заменил каменный храм. В дальнейшем облик здания неоднократно изменялся, обновлялась также и декоративная обработка фасадов храма и апсиды. Храм был окончательно закрыт в 1927 г. Фасады были искажены поздними пристройками, утрачены завершение храма и верхние ярусы колокольни, большинство декоративных деталей срублено.

http://sobory.ru/article/?object=02186

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010