Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку (ср. Исх.19:19). Показывает, что если не терпят и в то же время не верят в обетования, то они гораздо более виновны, чем ветхозаветные. И смотри, как делает сравнение. Показав превосходство Нового Завета пред Ветхим во многих отношениях, как это уже известно, выставляет теперь и ветхозаветные великие и чудесные события, бывшие на горе Синай (Втор.5:22), и показывает, что они ничтожны и не могут сравниться с событиями Нового Завета. Ибо там, говорит, много образов для устрашения младенчествующего того народа. Присоединяет также и огонь, чтобы открыть карательную силу Законодателя и чтобы Он тотчас же явился страшным. Облако и мрак указывали на значение Ветхого Завета, как тени. Ибо если тот завет был образом, то ясно, что пока не пришла истина, образы были неясными, почему и не знали, что они обозначают. Чрез них же открывалось невидимое Божие. Ибо, говорит, облако - подножие ног Его. Буря же побудила беспечных евреев к вниманию. Трубы же означали как бы присутствие царя. Ибо это будет и во второе пришествие Христово. И гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово. Ибо слышали, что говорит Бог, для того, чтобы законоположение было достойным веры и чтобы не подумали, что это - слова Моисея. Вообще же голос Божий страшен, а Моисея - слаб. Поэтому они отказались слушать Бога, говоря Моисею: говори ты с нами, чтобы не говорил с нами Бог (Исх.20:19). Ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было. То есть не могли они выносить ушами, как страшное, то, что говорил Бог. Итак, они стали причиной явления Бога во плоти, чтобы сделаться доступным для них. Если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение. Показывает превосходство Нового Завета и в этом. Ибо Ветхий Завет, не имея ничего столь великого, как Новый, был чем-то ужасным, так что по нему нельзя было и зверю прикасаться к горе (Исх.19:12), то есть какому-нибудь из тех животных, какие имелись у народа. Новый же Завет, обладая всем совершенством, не содержит в себе страшного, напротив, все - милостивое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Евр.12:18 .  Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, Евр.12:19 .  не к трубному звуку (ср. Исх.19:19 ) Показывает, что если не терпят и в то же время не верят в обетования, то они гораздо более виновны, чем ветхозаветные. И смотри, как делает сравнение. Показав превосходство Нового Завета пред Ветхим во многих отношениях, как это уже известно, выставляет теперь и ветхозаветные великие и чудесные события, бывшие на горе Синай ( Втор.5:22 ), и показывает, что они ничтожны и не могут сравниться с событиями Нового Завета. Ибо там, говорит, много образов для устрашения младенчествующего того народа. Присоединяет также и «огонь», чтобы открыть карательную силу Законодателя и чтобы Он тотчас же явился страшным. «Облако» и «мрак» указывали на значение Ветхого Завета, как тени. Ибо если тот завет был образом, то ясно, что пока не пришла истина, образы были неясными, почему и не знали, что они обозначают. Чрез них же открывалось невидимое Божие. Ибо, говорит, облако – подножие ног Его. Буря же побудила беспечных евреев к вниманию. Трубы же означали как бы присутствие царя. Ибо это будет и во второе пришествие Христово. и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, Ибо слышали, что говорит Бог, для того, чтобы законоположение было достойным веры и чтобы не подумали, что это – слова Моисея. Вообще же голос Божий страшен, а Моисея – слаб. Поэтому они отказались слушать Бога, говоря Моисею: «говори ты с нами... чтобы не говорил с нами Бог» ( Исх.20:19 ). Евр.12:20 .  ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: То есть не могли они выносить ушами, как страшное, то, что говорил Бог. Итак, они стали причиной явления Бога во плоти, чтобы сделаться доступным для них. если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); Евр.12:21 .  и столь ужасно было это видение, Показывает превосходство Нового Завета и в этом. Ибо Ветхий Завет, не имея ничего столь великого, как Новый, был чем-то ужасным, так что по нему нельзя было и зверю прикасаться к горе ( Исх.19:12 ), то есть какому-нибудь из тех животных, какие имелись у народа. Новый же Завет, обладая всем совершенством, не содержит в себе страшного, напротив, все – милостивое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Евр.12:20 .  ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); Евр.12:21 .  и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете». Ср. Исх 20:18–19, 19:12–13, 16, 18 . О страхе Моисея (21 ст.), не говорится им самим при описании этих событий. Очевидно, апостол пользовался здесь каким-либо преданием, на котором основывался, вероятно, и первомученик Стефан, также упоминающий о страхе Моисея в своей речи ( Деян 7:32 ). Некоторое основание этого предания можно усматривать во Втор.9:19 , где Моисей говорит: «я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас и хотел погубить вас…» (что было после разбития скрижалей). Евр.12:22 .  Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, Евр.12:23 .  к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, Евр.12:24 .  и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. «Видишь, сколькими доводами он доказал превосходство Нового Завета пред Ветхим? Вместо земного Иерусалима – небесный; вместо Моисея – Иисус; вместо народа – все Ангелы…, все сонмы верных… Итак, не скорбите, говорит: вы будете с ними» (Злат.). Некоторые, делая сравнение, унижают все тогдашнее, чтобы более возвысить настоящее; но я считаю и то дивным, но вместе доказываю, что наше гораздо превосходнее и удивительнее. Оно вдвойне велико; как славное и важнейшее, и вместе с тем как более доступное и краткое… Те не удостоились того, чего мы… Они видели мрак и облако, слышали голос. Но и ты слышал голос Божий, только не через облако, а через плоть Христову, и при том не смутился и не устрашился, но стоял и беседовал с Ходатаем… Тогда и Моисей устрашился, а ныне – никто. Тогда народ стоял внизу, а мы не внизу, но выше неба, близ Самого Бога, как сыны Его, а не так, как Моисей; там была пустыня, а здесь город, и тьмы Ангелов… Те не подходили, а стояли вдали, равно как и Моисей; а вы приступили (Злат.). – «Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Ср. Евр.11:4 ; Быт 4:10 ). «Кровь Авелева еще и ныне прославляется, впрочем не так, как Христова, потому что эта очистила всех и издает глас тем славнейший и важнейший, чем больше свидетельствуют о ней самые дела» (Злат.). Если кровь говорит, то тем более находится в живых Сам Закланный. А что говорит она – послушай: «и Дух ходатайствует воздыхании неизглаголанными» ( Рим 8:26 ). Каким образом говорит: входя в чистую душу, возвышая ее и побуждая говорить (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И видение было столь ужасно, что и сам Моисей сказал: «я в страхе и трепете» ( Евр.12:21 ). Этот страх составлял основание ветхого завета, данного для приготовления рода человеческого к принятию благодати. Заповеда Господь творити вся оправдания, говорил Моисей, чтобы мы боялись Иеговы, Бога нашего, да благо будет нам во вся дни ( Втор.6:24 ). Начало премудрости есть страх Господень, говорит Давид ( Пс.110:10 ). Боящемуся Бога благо будет напоследок, и в день скончания своего обрящет благодать ( Сир.1:13 ). Израильтяне получили дух рабства, чтобы жить в страхе наказания за всякое преступление ( Рим.5:16 ) и сильнее чаять усыновления и свободы чад Божиих во И. Христе ( Рим.8:15 ). Страх, сопровождавший вступление Израиля в синайский завет, ап. Павел противополагает любви и благодати нового завета, а рабству, которому древний завет подчинял людей, – свободу новозаветную. «Вы приступили, говорит он христианам, не к горе, объятой огнем и пылающей, не ко тьме и мраку, и буре, не к трубному звуку, и грому глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним не было продолжаемо слово. Ибо они не могли стерпеть сей грозной заповеди: что ежели и зверь прикоснется к горе, то будет камнями побит. И столь ужасно было сие видение, что и сам Моисей сказал: я в страхе и трепете. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, небесному Иерусалиму, и тьмам ангелов, к торжественному собранию и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета, Иисусу, и к крови окропляющей, которая говорит лучше, нежели Авелева. Остерегайтесь, чтобы не ослушаться того, кто таким образом говорит. Ибо ежели они не избегли наказания, не послушавшись глаголавшего на земле: то кольми паче не избегнем мы, ежели отвратимся от Небесного, Коего глас тогда поколебал землю, а ныне дал сие обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо» ( Евр.12:18–26 ). Суть два завета, говорит апостол, один от горы Синайской, рождающий в рабство, а другой свободен ( Гал.4:24. 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И услышал народ глас Божий, и увидел страшные явления. Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся ( Исх. 20:18 )... Но не в силах был народ вынести это страшное Богоявление, эту нестерпимую Феофанию. Внешние проявления славы Ягве – громы, пламя, звук трубный, дымящаяся могучая гора – привели к тому, что народ отступил, и стал вдали ( Исх. 20:28 ). Не то чтобы переступить через запретную черту к горе, а и от нее отступили люди. И далее люди сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть (Исх, 20:19). Слова Божии не только неизреченны, но их невыносимо слушать. Звук Божественного Логоса мертвит неподготовленную тварь. Так открывается исключительная роль Моисея. Гугнивый Моисей один слышит Бога, ему одному открывается Логос, а уже он передает слышанное своему пророку, красноречивому Аарону. Аарон же, как уста Моисеевы, передает все народу. После декалога, который слышали все, с Богом говорил уже только Моисей, передавая слова Божии народу. Об этой невыносимости явления Бога, явления славы и любви Божией для неподготовленной твари, и в особенности для грешного человека, много рассуждали святые отцы. Св. Григорий Богослов : «Не всякий может приближаться к Богу, но только кто, подобно Моисею, способен вместить славу Божию. Да еще и прежде, при самом начале законодательства, трубы, молнии, грозы, мрак, гора вся дымящаяся, страшныя угрозы, что если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями ( Исх. 19:13 ), также другая подобныя грозныя явления удерживали других внизу горы, и для них много было, по надлежащем очищении, слышать один глас Божий; между тем Моисей и на гору восходит, и вступает внутрь облака, и получает закон, и приемлет скрижали, для народа скрижали письмени, а для тех, которые выше народа, скрижали духа» т. I, слово 3, с. 56–57]. О невыносимости для народа слышать глас Божий св. Кирилл Иерусалимский : «В огне снисшел Господь на гору Синайскую, и народ не мог вынести сего, но сказал Моисею: глаголи ты с нами, и будем слушать, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем ( Исх. 20:19 ). И еще: кая бо плоть, яже слыша глас Бога Жива, глаголюща из среды огня, и жива будет ( Втор. 5:26 )? Если и сие – слышать глас глаголющаго Бога, бывает причиною смерти; то как же не причинит смерти это – видеть Самого Бога? И чему дивишься? Сам Моисей сказал: пристрашен есмь и трепетен ( Евр. 12:21 )» Слова огласит., 12, п. 13].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда законник, искушая Спасителя, спросил Его: «Какая наибольшая заповедь в законе?» Господь напомнил ему рассматриваемое место Второзакония: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» ( Мф. 22:36–37 ). Но любовь к Богу неотделима от любви к ближнему ( 1Ин. 4:20 ), и Господь в ответе законнику продолжает: «Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Заповедь о любви к ближнему также приведена Господом из Священного Писания Ветхого Завета ( Лев. 19:18 ). Эти заповеди две, явившиеся основой десятисловия, пронизывают весь Ветхий Завет. »На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки«– добавил Спаситель. Они же являются и основой Нового, чем наглядно подтверждается связь обоих Заветов. 6. О лжепророках (Втор. 13:1–5) Если среди Израиля появится ложный пророк или сновидец и будет совершать знамения и чудеса (демонским действием по Божию попущению, как поясняют Святые Отцы), совращая при этом народ к служению иным богам, такого пророка не должно слушать, через него Господь испытывает (слав. «искушает») только приверженность и любовь к Себе народа (1–3 стихи). Израиль должен предавать смерти подобных ложных пророков (4–5 стихи). Если совратителем в идолопоклонство явится даже ближайший родственник, то израильтянин, поборов чувство родственной любви, должен донести на совратителя, последний должен быть побит камнями и доноситель должен первым бросить в него камень (6–11 стихи). Если совратится в идолопоклонство целый город, то Израиль, произнеся над ним обет с заклятием, должен разрушить самый город и истребить все находящееся в нем (12–18 стихи) Ветхозаветный закон о лжепророках предостерегает нас от уклонения в том или ином виде суеверия (приметы, гадания и т.п.), и указывает на необходимость сохранения чистоты религиозной истины. О ложных пророках и ложных знамениях и чудесах Христос говорит: «Тогда если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», – не верьте! Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных« ( Мф. 24:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Под произведенным таким образом впечатлением, она предлагала созвать народное собрание, во главе которого должен был быть поставлен Навуфей, с целью пробуждения возможно большего ужаса обвинением в беззаконии и нечестии человека, который занимал столь почетное положение, и затем нужно было достать двух лжесвидетелей, чтобы они свидетельствовали, что злополучный владелец виноградника хулил Бога и царя. По закону Моисея, оба эти преступления находились в существенной связи между собою ( Исх. 22:28 ). И так как закон далее постановлял, что идолопоклонство должно быть наказываемо смертною казнью чрез побиение камнями ( Втор. 12:10 ), то отсюда выводили, что и за богохульство должно было подвергать не меньшему наказанию. В своей безграничной самоуверенности и беззастенчивом нечестии, Иезавель ни на момент не колебалась в своем расчете касательно имевшего последовать результата. Сделав все необходимые распоряжения, Иезавель заключила свои письма бессердечными словами: «потом выведите его, и побейте его камнями, чтобы он умер». Все действительно случилось согласно с ее желанием. Старейшины с гнусною готовностью исполнили преступный приказ. Состоялось собрание, Навуфей был поставлен во главе его, явились ложные свидетели, дали свое ложное показание, не принято было во внимание никакое оправдание со стороны обвиняемого, Навуфей был выведен из города, потому что никакая казнь не позволялась внутри стен, и там был побит камнями до смерти, и городским собакам было дозволено лизать струившуюся из его смертельных ран кровь. Его сыновья, как можно судить из замечания в другом месте ( 4Цар. 9:26 ), подверглись той-же участи. Это было ужасное дело, имеющее единственную параллель себе в Библии в тех ложных обвинениях, который выставлены были против Иисуса Христа, когда Он также выведен был за город и распят на Голгофе. Во всем этом деле, по-видимому, ни одна черта не затронула сердца жестокой царицы. В своем дворце, в Самарии, она спокойно приняла посланных, когда они возвратились, и, как можно предполагать, без малейшей бледности на щеках, или слез на глазах, выслушала страшные, по самой своей краткости, слова их: «Навуфей побить камнями, и умер».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Однакож в словах «он совершил уголовное преступление» едва ли заключается то, что эта вина должна была наказываться судебным порядком, еще менее, что она наказалась смертью. 1175 Эти определения об убийстве имели значение у израильтян как для пришельцев так и для туземцев ( Лев.24;21 ; Чис.35:15 ) и, как кажется, им пользовались не только свободные, но и рабы. Правда закон определяет: «если кто-либо ударит палкою своего раба или свою рабыню и они умрут под его рукою, то он должен подвергнуться только взысканию» ( Исх.21:20 ), 1176 но это постановление направляется только против излишка или превышения позволенного господину над его рабами права наказания и не относится к смертоубийству по ненависти или вражде. Следовательно из него нельзя заключать, что убийство раба другого господина, совершенное по злобе, не наказывалось как умышленное смертоубийство. Далее жизнь раба почти в одинаковой степени как жизнь свободного защищается против смертной опасности со стороны животных. «Если чей-либо вол забодает до смерти раба или служанку, то владетель вола должен заплатить хозяину раба 30 секлей серебра, и вол должен быть побит камнями» ( Исх.21:32 ). Это наказательное определение отличается от аналогичного в деле о свободном израильтянине или пришельце только тем, что оно прямо определяет цену для раба, между тем последнее, хотя предписывает смерть господину животного, дозволяет и денежное удовлетворение вообще без указания количества, – так что в действительности едва ли когда-либо и здесь осуществовалась смертная казнь. – Как ревностно Иегова защищает жизнь между своим народом и наказывает за смертоубийство, это показывают, наконец, еще: указанное в т. 1. §. 62 примирение убийства, преступник которого неизвестен; предписание при построении нового дома делать перила на кровле, чтобы не навести крови на свой дом, если кто-либо упадает с кровли Втор.22:8 , 1177 и проклятие, которое должно быть произнесено при возобновлении завета в земле над тем, кто убьет своего ближнего тайно Втор.27:24 . 1178 § 156. Преступления против основных порядков мира и царства Божия Как народ Иеговы, Израиль должен быть свят, как свят Иегова, и соблюдать все его постановления Лев.19:2 и 19. К этим постановлениям принадлежат не только нравственные и религиозные предписания, но также основные порядки мира или творения, которые также должны существовать неизменно и ненарушимо, как и порядки благодатного царства ( Иер.31:35 и д.). Посему Израиль должен:

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Заповедь о любви к ближнему также приведена Господом из Священного Писания Ветхого Завета (Лев. 19:18). Эти заповеди две, явившиеся основой десятисловия, проникают весь Ветхий Завет. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» — добавил Спаситель. Они являются и основой Нового, чем наглядно подтверждается связь обоих Заветов. О лжепророках (Втор. 13:1–5) Если среди Израиля появится ложный пророк или сновидец и будет совершать знамения и чудеса (демонским действием по Божию попущению, как поясняют Св. Отцы), совращая при этом народ к служению Господь испытывает (слав, «искушает») только приверженность и любовь к Себе народа (1–3 ст). Израиль должен предавать смерти подобных ложных пророков (4–5). Если совратителем и идолопоклонство явится даже ближайший родственник, то израильтянин, поборов чувство родственной любви, должен донести на совратителя; последний должен быть побит камнями и доноситель должен первым бросить в него камень (6-11). Если совратиться в идолопоклонство целый город, то Израиль, произнеся над ним обет с заклятием, должен разрушить самый город и истребить все находящееся в нем (12–18 ст.). Ветхозаветный закон о лжепророках предостерегает нас от уклонения в том или ином виде суеверия (приметы, гадания и т. п.), указывает на необходимость сохранения чистоты религиозной истины. О ложных пророках и ложных знамениях и чудесах Христос говорит: «Тогда если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», — не верьте» Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:23–24). И тогда, как и в ветхозаветные времена, эти ложные знамения и чудеса будут испытанием истинности веры и любви к Богу (2 Фес. 2:12). Различные законы (Втор. 21) Эта глава книги Второзакония должна быть отмечена как излагающая некоторые обряды, имеющие связь с событиями евангельской истории. Так, в частности, в ст. 1–9 излагается закон о неизвестно кем убитом человеке. Если будет найден труп его, то старейшины ближайшего города должны привести в дикую, неразработанную и незасеянную долину телицу, на которой доселе не работали, и с помощью священников заколоть ее здесь. Затем над головою телицы они смывают руки в знак непричастности к совершенному преступлению и просят Бога о невменении народу греха политой крови человеческой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Святотатство совершил в ветхом завете некто Ахан, который после взятия Иерихона осмелился взять себе часть добычи, посвященной скинии. За такой грех понесли наказание все израильтяне и были прощены только после того, как виновный был побит камнями ( Нав.7 ). К этому же греху принадлежит также еще и духовное святотатство, которое состоит в том, что одни продают, а другие восхищают священные должности не по достоинству, но по видам корыстным. Этот грех иначе называется симониею, по имени некоего Симона волхва, который, видя, что Апостолы чрез возложение рук преподают крещенным дар Святого Духа, осмелился предложить им деньги, чтобы они продали ему такую же власть. К грехам против восьмой заповеди относится также, братие, обман, или присвоение чего-нибудь чужого хитростию, когда напр., посредством ложного веса или меры не додают проданного. В ветхозаветных священных книгах говорится «не делайте неправды в суде, в мере, весе и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и чин верный» ( Лев.19:35–36 ). Это изречение относится к тем торговым людям, которые обманывают покупателей посредством неверных мер и весов. Совершают также обман, когда отдают ложную монету вместо истинной, худой товар вместо хорошего, скрывают свое имение, чтобы не платить долгов, не исполняют по условиям, или по завещаниям, когда скрывают виновного в краже и чрез то лишают удовлетворения обиженного и т. п. Все подобные примеры обмана составляют кражу и, следовательно, относятся к грехам против восьмой заповеди. Слово Божие строго осуждает такие грехи. Мерзость Господеви Богу твоему, говорится в законе Моисеевом, всяк творяй сия, всяк творяй неправду ( Втор.25:16 ). «Горе тому», говорит пророк Иеремия, «кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром, и не отдает ему платы его» ( Иер.22:13 ). А в новом завете св. Апостол учит «не обманывайтесь, воры царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6:9–10 ). Что приобретается неправедным путем, то служит не на пользу человеку, а на беду, ибо подвергает его гневу Божию и лишает душевного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010