Откуда такая решимость? — Да, это 2008 год, финансовый кризис, а люди, которые на тот момент не имели опыта в издательском деле, решили заниматься книгами. Казалось бы, никакой логики. Но все-таки мы с Владимиром Лучаниновым, сооснователем и нашим главным редактором, всегда были связаны с миром книги. Я на тот момент окончил МГУ. Владимир учился в Свято-Тихоновском университете и был заядлым читателем. А еще мы жили в контексте церковной жизни, а книги в Церкви читают больше, чем в светском обществе. Есть такой парадокс. Церковь большое внимание уделяет своему Преданию, тому опыту, который был набран, истории. Чтобы это все изучить, понять, нужно работать с книгами. Мой отец — священник с очень большим «стажем»: 45 лет в сане. И каждый день он начинает с чтения книги. Это может быть святоотеческая литература, или научный труд по филологии, истории, или что-то еще. Это его правило, он считает, что книги не только помогают найти нужную информацию, но и воспитывают. Воспитывают в том числе христианина, духовного человека. Наверно, это все как-то мне передалось, совпало с мыслями Владимира, и совершенно естественным образом возникла идея издательства. Другой вопрос был в том, что в православном мире давно существует огромное количество издательств, которые уже и так выпускают книги. Зачем еще одно издательство, что мы можем сказать нового? И здесь мы нашли свою идею — мы взглянули на православное книгоиздание по-новому, пытаясь понять тех людей, которые либо только-только входят в храм, либо, войдя в церковную ограду, не могут найти качественных изданий и научных трудов о Церкви на современном, понятном им языке. Им и в какой-то степени самим себе мы и хотим помочь, издавая интересные и яркие современные книги. Также есть те, кто никогда не был в храме, но с удовольствием прочитал бы о Православии что-нибудь интересное. Это тоже наш читатель. Верующий — человек сомневающийся — Почему вы выбрали для себя такую аудиторию? Не случались ли у вас, может быть в подростковом возрасте, кризисы веры? — Отчасти да, но не это главное.

http://pravoslavie.ru/58121.html

У эмигрантов больше опыта, чем у тех, кто живет в Канаде. Но эмигрантам, конечно, очень тяжело в первые годы из-за того, что они пытаются как-то встать на ноги и потому больше работают. Это, конечно же, отвлекает их от духовного развития. С другой стороны, те из местных, кто пришли в Православие и крестились, имеют свой, так сказать, «багаж», с которым тоже должны бороться. Но я вижу большую перспективу в росте Православия. В США очень много новых миссий, приходов появляется. Динамика хорошая. Я надеюсь, что это распространится на всю Америку. Удивляюсь, что за 15 лет столько храмов построено! Этот рост меня очень вдохновляет. В жизни часто бывает, что человек приходит в храм, участвует в таинствах, причащается, а потом вера ослабевает и он уходит. У нас в Беларуси сейчас такая тенденция наблюдается. Как сделать так, чтобы человек пришел в храм и остался? Я хочу привести пример из Ветхого Завета . Наша жизнь это как история иудеев, которые были в плену у египтян. Когда они прошли через Красное море это было их крещение. После него они возрадовались, у них был духовный подъем. Но они не знали, что после духовного подъема впереди будет пустыня, не задумывались об этом. Путешествие по пустыне можно сравнить с богооставленностью. Но в то же время Бог всегда был с ними и помогал им, давал все насущное для жизни. Когда иудеи перешли Иордан это было для них как второе крещение, то есть уже смерть. Вот такой пример духовной жизни. И вот после крещения человек чувствует особую благодать, особенную приближенность к Богу . Но потом Господь попускает в жизни период некой богооставленности. Однако человек должен помнить, что Бог никогда его не оставляет, что это просто момент для работы над собой, духовного развития и укрепления духовных сил. Это как некая пустыня, через которую человек должен пройти, чтобы в конечном итоге приблизиться к Богу. Поэтому мы должны укреплять друг друга. Если не хочется молиться, мы должны друг друга подталкивать к молитве, если не хочется идти в храм, мы должны друг другу помогать идти туда. Мы должны быть опорой друг для друга в эти моменты искушения . Это тяжелый путь. В Канаде из пяти человек, принявших Православие, только один, может быть, остается на правильном пути веры и не покидает Церковь.

http://azbyka.ru/way/mark-lumis-ja-rad-b...

Но отличие этого времени от всех предыдущих — в его некоем апокалиптическом напряжении, ибо никогда сила греха не господствовала над родом человеческим так, как она господствует сегодня. А мы знаем, что там, где побеждает грех, там является диавол. И мы знаем, что если грех побеждает в масштабах рода человеческого, тогда является Антихрист. А потому Церковь не может не реагировать на умножение зла, как бы ее ни одергивали некоторые журналисты, публицисты, политики, с недоумением спрашивая, почему Церковь вторгается в те области, которые якобы не являются ее областями, — и это в ответ на заботу Церкви о том, чтобы не распадались браки, чтобы сократилось количество абортов, чтобы люди научились прилично одеваться, чтобы не было разнузданного господства плотского греха в человеческой жизни! Нас и в будущем будут ругать, и мы готовы к этому, потому что у Церкви не может быть иного слова, кроме того, что она возвещает:  покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие (см. Мф. 3:2). И сегодня это слово должно звучать особенно сильно. Но если мы ограничимся только этой евангельской фразой, люди нас не поймут. Именно поэтому нужно развивать отношения с обществом через многоразличные каналы, использовать различные способы воздействия на сознание людей, чтобы по крайней мере очевидные истины Евангелия становились понятными для тех, кто был отделен от благовестия десятилетиями безбожия или господством языческой, идолопоклоннической идеологии. Нам предстоят большие труды. Нам не предлежит никакой легкой дороги, и каждый архипастырь, каждый священнослужитель, каждый верующий человек должен это понимать. Мы благодарим Бога за то, что изменились церковно-государственные отношения в Российской Федерации, на Украине, в Белоруссии, Молдове, Казахстане и других государствах, где присутствует Русская Православная Церковь. Конечно, это изменение к лучшему произошло по молитвам наших новомучеников и исповедников. Мы благодарим за это и власть, и общество, которые поддерживают сегодня беспрепятственную возможность для Церкви осуществлять свое служение; и дай Бог, чтобы в этих условиях мы смогли и успели сказать людям то, что им необходимо услышать и понять для своего спасения. Я благодарю всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братия и сестры, за наше соборное единомыслие, за наше совместное действие и за вашу готовность — а я об этом знаю не понаслышке — идти тем путем, которым Бог нам указывает идти, осуществляя призвание Церкви проповедовать покаяние, ибо приблизилось Царствие Божие . Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1398799.ht...

Россия Я уверена, что для сербов только русские являются настоящими друзьями, которые могут защитить нас от ложной демократии. Когда я слушаю людей, которые говорят: «А когда нам Россия помогла?», то задаю им вопрос: «А когда она вредила нам, когда подвергла нас угрозе, когда сделала плохое?» Она помогала нам, как могла, и насколько мы хотели этого, но никогда не причиняла нам вреда. Сербия Меньшая часть народа Сербии полностью осознает правду. Одну часть составляют те, кого не интересует что-либо другое кроме собственного интереса, а другая часть желает найти решение, но не предпринимает для этого ничего... Однако главное слово за теми, кто руководствуется интересами. Может быть, большинство жителей Центральной Сербии считает, что Косово как камень на их шее, и наподобие тех, кто казнили Христа, говорят: надо отдать Косово и уничтожить здешних сербов для того, чтобы мы присоединились к Европе и чтобы жизнь стала бы лучше в материальном плане. Но я думаю, что они этого не получат. Потому что, когда брат предает брата для спасения своей жизни, те, кому он его предал, потом убивают и его. Мы постоянно как мишень, потому что наш дом — на перекрестке. Этот важный факт должен бы был возвысить нас, но мы считаем, что нам не под силу преодолеть испытания, и позволяем любому прохвосту управлять нами. Европа В мире много страдающих народов. Мы, сербы, к сожалению, хватаемся за корабль, который тонет. Потому что Евросоюз — это учреждение, которое прекращает или в очень скором времени прекратит свое существование. Это всем понятно, потому что те, кто находится в нем, хотят выйти. Я считаю, что ЕС нужен Белграду для того, чтобы его жизнь стала лучше на короткое время, но столица забывает, что живет за счет остальных регионов Сербии. ЕС можно описать притчей владыки Николая о том, как паук спускается по ниточке и плетет паутину, а потом гуляет по ней и проверяет все ниточки, из которых паутина составлена — куда какая ведет. Он обходит паутину, приходит к ниточке, с которой все начиналось. Вот он оценивает, что эта ниточка ему не нужна, рвет ее, и при этом распадается вся паутина.

http://pravoslavie.ru/62964.html

Смит. А Герцог болен? Хастингс (смеясь). О, нет! Доктор пришел, чтобы попросить его о помощи в каком-то деле. Герцог никогда не хворает. Смит. А доктор сейчас у него? Хастингс. Ну, прямо сейчас — нет. Доктор пошел через дорогу, чтобы принести документы, связанные с его просьбой. Но идти ему не далеко, как вы можете заметить. Вот его красная лампа. Смит. Да, я знаю. Очень вам признателен. Я подожду столько, сколько нужно. Хастингс (радостно). О, это будет совсем не долго. (Выходит)   Через дверь из сада входит доктор Гримторп, читающий развернутую газету. Он — старомодный практикующий врач, истинный джентльмен, одетый очень аккуратно, но слегка старомодно. Ему около шестидесяти лет; он мог бы быть другом Хаксли.   Доктор (сворачивая газету). Прошу прощения, сэр, я не заметил, что здесь кто-то был. Смит (дружелюбно). Извините. Новый священник не может, так сказать, ожидать, что его ждут. Я пришел, чтобы повидать Герцога по некоторым местным делам. Доктор (улыбаясь). Как ни странно, я тоже. Но я подозреваю, чтоб мы оба хотели бы переговорить с ним на глазу на глаз. Смит. О, с моей стороны нет ни малейших затруднений. Я присоединился к союзу, собирающемуся создать в приходе образцовый кабачок. Короче говоря, я хотел попросить Его Светлость подписаться под этим проектом. Доктор (мрачно). Так уж вышло, что я присоединился к требованиям не открывать образцовый кабачок в этом приходе. Наши взгляды сближаются с каждым мгновением. Смит. Да, полагаю, мы прямо-таки близнецы. Доктор (более добродушно). А что собой представляет образцовый кабачок? Это что, игрушка? Смит. Я имею в виду место, где англичане могут получить достойную выпивку и с достоинством выпить. Это вы называете игрушкой? Доктор. Нет, мне следует назвать это фокусом. Или, из уважения к вашему облачению, чудом. Смит. Я принимаю ваше уважение к моему облачению. Я исполняю свой пасторский долг. Как может церковь требовать от людей воздержания, если она не позволяет им пировать? Доктор (горько). А когда вы им дадите всласть напироваться, вы отсылаете их ко мне на лечение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

Мы сейчас проходим Великий пост. Это как бы плавание среди всемирного потопа греховного, который происходит на наших глазах. Есть некоторые из нас, кто внимательно относится к тайнам жизни, — им открываются глубины добра и зла. Постом и молитвой они укрепляются в верности Богу. Но вот завершится пост, плавание подойдет к концу. Святая Церковь уже сегодня предупреждает нас — как бы нам не оказаться подобными этому ветхозаветному праведнику, который прошел все испытания, а когда достиг безопасного места, потерпел поражение. Мы должны быть особенно осторожными после утешения благодатью. И еще один урок преподает нам сегодня Господь. Когда у нас благополучие, избыток всего, это может быть для нас испытанием не менее опасным, чем скорби и бедствия. Многие самым жалким образом терпят поражение, когда у них, кажется, все прекрасно. Потому Господь и посылает скорби и бедствия, чтобы привести нас в чувство, чтобы мы знали, что еще не достигли цели, что мы еще в дороге. А если бы мы об этом не забывали никогда, если бы мы лицом своим были всегда обращены ко Господу, туда, куда путь наш лежит, то Господь, наверное, не посылал бы нам этих скорбей. Последствием греха Ноя был стыд и позор. Господь показывает, что такое грех — это всегда стыд. Человек опозорен. Обнажен к своему стыду, подобно Адаму, когда тот вкусил запрещенный плод. Позор может быть вечным, когда Господь на последнем Своем Суде откроет сокровенные тайны каждого. Еще нам показано, какое великое зло пьянство. Оно обнажает все слабости человека и делает его уязвимым для врага. Мы живем в мире, где повальное пьянство, и народ наш спивается. Это пьянство выводит наружу все темное, недостойное, нечистое, что есть в человеке. Пьяные стражи открывают ворота крепости, которую они поставлены охранять. Что толку кричать, что там враги и там враги. Мы сами раскрыли для них все ворота. В мире — пьянство греха. С первого дня Поста Церковь в своих стихирах напоминает нам об этом. Человек опьяняется грехом, грех кажется сладким, и море ему по колено. Он тонет, гибнет в этой пучине, которая бесчестит его, делает презираемым. Когда пьяный приходит в себя, ужас охватывает его от одной мысли, что он натворил, как он мог такое сделать. А бывает, что это пьянство греха беспробудно, и протрезвения не наступает.

http://moral.ru/sredopostnaya/

Один из преступников был ожесточен до предела. Распятый рядом со Христом, он поносил Его, как и все люди, поносившие Его в это время. «Если Ты Христос, — говорил он, — спаси Себя и нас». Есть у некоторых людей такая странная особенность — бесстыдно и нагло оскорблять Христа и в то же время требовать от Него нужной им помощи. Но был и другой разбойник, сердце которого умягчилось страданиями, которые он претерпевал, а главное тем, что открылось ему. Этот преступник был выхвачен рукою Божиею как бы из огня. И он остался навеки памятником Божественного милосердия и благодати. Не о том говорит нам разбойник благоразумный, чтобы мы, глядя на это чудо спасения Божия, могли бесстрашно откладывать наше покаяние, а о том, что подлинное покаяние, пока жив человек, никогда не бывает слишком поздно. Хотя позднее покаяние крайне редко бывает подлинным, как свидетельствует вся жизнь человеческая, вся история Церкви. И потому вся наша жизнь должна быть возрастанием в покаянии, путем, ведущим к тому покаянию, какое явил этот благоразумный разбойник. Он показывает нам, что может сделать Божия благодать. Христос победил сатану, и теперь дает новое знамение Своей победы. Нам открывается чрезвычайное действие Божией благодати по отношению к этому преступнику. Разбойник благоразумный делается способным обличить другого преступника в том, что у того нет страха Божия: «Или не боишься ты Бога?» И мы видим, что именно страх Божий удержал его от следования за всеми — за этой беснующейся толпой, совершающей общее зло. «Если бы в тебе, — говорит он другому разбойнику, — было хоть что-то человеческое, ты не оскорблял бы Того, Кто страдает так же, как ты. Ты к тому же самому приговорен, ты тоже умираешь». И он исповедует, что заслуживает это наказание: «Мы осуждены справедливо, — говорит он, — потому что достойное по делам нашим приемлем». Те, кто подлинно кается, всегда признают праведность Божия наказания за свои грехи. Только тогда, когда мы осознаем, что беды и скорби, которые любящий нас Господь посылает нам, мы заслужили за свои нераскаянные грехи по правде Божией — только тогда наше покаяние будет подлинным. И только тогда будет дано нам избавление от всего, что происходит со всеми нами и с каждым из нас. Святитель Игнатий (Брянчанинов) очень часто говорит об этих словах разбойника благоразумного: «Достойное по делам нашим приемлем». Они всегда должны быть первыми во всех наших бедах, во всякой скорби, какая бы она ни была. Эти слова являются признаком подлинности покаяния, признаком подлинной духовности, признаком того, что мы находимся в непрелестном состоянии. Эти слова означают, что мы понимаем, в чем наша надежда на избавление от всех нынешних бед и что покаянием Господь может совершить невозможное.

http://moral.ru/passion-john/

Евангелие прямо говорит об установлении двух Таинств – Крещения и Евхаристии, которые, даже в самой простой форме, предполагали определенный обряд, то есть, как говорит словарь, «совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение». Более того, Иисус сказал, что участие в этих Таинствах необходимо для спасения. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк 16:16 ). «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин 6:53,54 ). Наша принадлежность Христу проявляется – и это установил Он сам – в Таинствах Крещения и Евхаристии. Конечно, многие обряды, которые сейчас совершаются в Церкви, формировались уже позже, в ходе ее истории. Но «безобрядового христианства» никогда не существовало. Бог, чтобы спасти людей, обращается к человеческой природе. А для людей язык, на котором они говорят о самом важном – это язык обряда. Молодые люди вступают в брак, младенец приходит в мир, государи подписывают договор, правитель вступает в должность, близкие погребают умершего – во всех человеческих культурах эти события сопровождаются обрядами. Эти обряды могут быть разными, но они всегда есть, потому что события такой важности их требуют. Тем более самое важное, что может быть в жизни – встреча с Богом, заключение Завета с Ним, требует обряда. Разве нельзя любить Бога и без хождения в Церковь? Нет. Есть несколько причин, почему это так, и мы начнем с самой маловажной. Когда людей что-то сильно и искреннее интересует – спорт, наука, искусство, реконструкция исторических событий, книги Толкина, что-то еще – они общаются между собой. Вы вряд ли найдете человека, страстно увлеченного альпинизмом, который ни разу не был в горах, не общается с другими альпинистами и не знает, где находятся магазины альпинистского снаряжения. Для человека, которого всерьез интересует Бог , было бы очень странно – вернее, просто невозможно – избегать общения с другими людьми, которые тоже ищут Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Сердце Богочеловека, сердце воплощенной Любви никогда не было жестоким- Оно непрестанно, даже со креста, источало любовь-Сердце Спасителя всегда было милующим, и этот пример милостивого сердца, мы не имеем права отвергнуть. Когда наше сердце омрачится обидой, будет разбито натиском зла, когда оно ожесточится на всех и на вся, давайте мысленно вернемся к Голгофе и вспомним как милосерд к людям Тот, Кто Распят людьми. Если же этот вечно живой пример Божественного милосердия будет забыт нами, то жестокосердие наше, развиваясь, дойдет до самой страшной своей степени - ожесточенности против Бога. Некающийся в жестокосердии человек неизбежно перейдет от ожесточенности против ближних и жизненных обстоятельств к ожесточенности против Бога. Такому жестокосердому человеку начнет казаться, что виновником всех его злоключений является Бог. Ужасный итог! Ведь ожесточенный против Бога не может быть с Богом; он низвергается во тьму кромешную, во глубину жестокого ада. Итак, осознанное покаяние в жестокосердии необходимо. Покаявшийся в жестокосердии сознает, что не ближние и не злой рок являются причиной его бед, а он сам. Он понимает, что зло, мучившее его, приходило не извне, а из глубины его больного жестокосердием сердца. Но мало принести покаяние в жестокосердии, нужно совершенно истребить его в себе. Как? В качестве ответа - духовное правило мученика наших дней Иосифа Муньоза, верного хранителя Иверской мироточивой иконы Пресвятой Богородицы. Брат Иосиф, претерпевший в жизни множество притеснений и унижений от ближних своих, был глубоко убежден, что в каждом человеке нужно видеть Христа! Не правда ли, удивительное правило?! Попробуем применить его на деле и наша жизнь преобразится. Предположим, мы на кого-то обижены и хотим отомстить, но если увидим в том человеке Христа, то станем ли мстить Христу? Мы над кем-то постоянно подсмеиваемся или кем-то пренебрегаем, но представим, что на месте этих людей - Христос; станем ли мы подшучивать над Христом или пренебрегать Им? Кто-то нас раздражает, но стали бы мы раздражаться, окажись на месте этого человека Христос? И так далее... Если мы будем пользоваться этим боговдохновенным правилом брата Иосифа, то очень скоро от нашего жестокосердия не останется следа, и сердце наше сделается милующим и любвеобильным ко всем без лицеприятия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Некоторые считают венчание «залогом к успеху», к счастливой жизни, но венчание подразумевает только одно: жизнь семьи со Христом, констатирует епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин . «А жить со Христом — значит регулярно участвовать в церковных таинствах, приступать к Чаше, читать Святое Евангелие, соблюдать посты по мере возможности, жить по совести», — напоминает владыка. Венчание невоцерковленных людей стало бы, по мысли епископа Вениамина, профанацией таинства. Важно в конечном счете не то, повенчаются молодожены или нет, а станут ли они чадами Церкви, достигнут ли Царствия Небесного, считает митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор . И венчание может подействовать на людей как в одну сторону, так и в другую в зависимости от того, как поведет себя священник. Если люди пришли в Церковь, это уже хорошо, надо их похвалить и ободрить, продолжает владыка. Но если священник начал с ними разговор и обнаружил, что ситуация непростая (например, люди практически не бывают в храме, а, может быть, кто-то и вовсе неверующий), значит, нужно прежде помочь им разобраться, где они ошибаются, в чем не правы. «Если сделать это с любовью, то у пары будет по крайней мере право выбора, — говорит митрополит Феодор. — А если просто взять и повенчать их, тем самым мы просто покажем, что мы формалисты, что дух веры и жизни во Христе нам не важен. Тогда и люди будут воспринимать все церковное как омертвелую форму».   Когда в венчании можно отказать Если незнакомая пара обратилась к священнику с просьбой о венчании, ему стоит поинтересоваться, как давно у супругов появилась эта мысль, и внимательно побеседовать с обоими. К чему может привести спешка с венчанием, показывает случай, рассказанный протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем Покровского храма в подмосковном Акулове. «Одна наша прихожанка пришла венчаться, — вспоминает отец Валериан. — Мы настаивали, чтобы перед венчанием пара причастилась, — а ее избранник никогда раньше не приступал к Чаше. И вот приехали они на Литургию, через час венчание, и вдруг он подходит ко мне и громко говорит: “А я в Бога не верую”. Я, тогда еще молодой священник, был в полной растерянности — что теперь делать? Невеста уже в фате, после Литургии назначено венчание — а тут и венчать-то как? И как причащать, если он неверующий? Смотрю я на невесту, у меня сердце разрывается. Прибег я ко всем средствам убеждения неверующих, которые Господь мне дал. Молодой человек с доводами моими вроде согласился. Одним словом, допустил я их к Причастию и повенчал. Прошел год, и у сестры этого молодого человека родился ребенок. Решила она своего ребенка крестить и спрашивает брата: “Ты будешь крестным?” Он в ответ: “Если ты обещаешь каждое воскресенье причащать его, тогда буду”. Такое чудесное изменение произошло с этим человеком».

http://e-vestnik.ru/church/pastyr_vencha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010