Захария не поверил, что у него и Елизаветы еще могут появиться дети, и за это был наказа временной немотой, которая прошла лишь после рождения его сына — Иоанна. 20 января – Собор Иоанна Предтечи Вся жизнь Иоанна Крестителя была примером для его современников, однако одно событие стоит в ней особняком. Это Крещение им в водах реки Иордан Иисуса Христа. Поэтому еще один праздник в честь Иоанна отмечается через день после праздника Крещения Господня. Известно, что еще в молодости Иоанн Креститель добровольно удалился жить в пустыню, где придерживался строго поста, носил самую простую одежду и отказывал себе в любом комфорте. Однако, Иоанн никогда не требовал того же от всех остальных иудеев. Приходящих послушать его проповедь он призывал, в первую очередь, к нравственному очищению. В отличии от членов влиятельных тогда сект, Иоанна Креститель никогда не делил людей на привилегированных праведников и обреченных грешников. Напротив, он всегда напоминал, что любой грех может быть прощен Богом, к чему и следует стремиться каждому человеку. В водах реки Иоардан он совершал надо всеми желающими особый обряд очищения, который сегодня называют еще «иоанновым крещением». Именно из-за него сам Иоанн получил имя Креститель. Похожий обряд был принят и в ветхозаветной традиции – с его помощью, очищались те, кто, например, прикоснулся к запретной для иудеев пище или как-то иначе согрешил против древнего закона. Но Иоанн Креститель проповедовал иное – он призывал очищаться и каяться не только в нарушении формальных правил, но и в дурных помыслах и поступках против других людей, способных осквернить душу человека. Иоанна зовут также Предтеча, потому что важнейшей частью его служения была проповедь о скором пришествии Мессии, Помазанника Божьего, обещанного Богом народу Израиля. И вот однажды, совершая крещение в иорданских водах, Иоанн с удивлением увидел среди пришедших к нему людей Иисуса из Назарета. Иоанн сразу узнал Спасителя и, как сообщает Евангелие, немало удивился. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», сказал Иоанн Иисусу, на что Спаситель ответил: «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

http://foma.ru/ioann-krestitel-i-ego-pra...

Страх Божий, который проявляет разбойник благоразумный — начало премудрости. Его вера, его покаяние и смирение открывают глубины премудрости Божией, тайны веры. Он верует, что Христос страдает без вины. Этот кающийся разбойник убежден, глядя на то, как ведет Себя Христос среди страданий, что Он ничего худого не сделал. Первосвященники распяли Его среди разбойников, как одного из них. Но у этого разбойника было большее разумение, чем у первосвященников, тех, кто ответственен за тайны веры, за хранение нравственного достоинства верующим народом. И эти слова его «помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем», — молитва грешника, молитва умирающего за свои грехи человека — наша с вами молитва. Как обрел он благодать так молиться? Быть может, он никогда раньше и не молился, и вот теперь сразу был услышан и принят Господом. Мы не можем не удивляться глубине его веры в этой молитве. Воистину в своем исповедании греха он обнаруживает глубочайшее видение того, что есть добро и зло перед лицом Божиим. И в этой молитве мы видим его веру в Господа нашего Иисуса Христа. Он признает Его Господом, исповедует, что Ему принадлежит Царство Небесное, и что теперь Он, распятый на Кресте, восходит в Свое Царство, и блаженны те, кто обретает Его благоволение. Веровать в Господа Иисуса Христа и исповедовать то, что исповедует разбойник благоразумный — величайший подвиг умирающего разбойника. Мы должны помнить, что это происходит в час, когда Христос отвергнут всеми. Когда Бог на Кресте. Когда первосвященники, старцы и книжники, хранители Церкви, богоизбранного народа отдали Спасителя на поругание и смерть. Когда ученик Христов, тот, кому Господь вместе со всеми вверил тайны Божии, предал Его за тридцать сребреников. Когда Петр, первоверховный учитель, клявшийся в верности Господу на Тайной Вечери в верности даже до смерти, трижды отрекся от Него. Когда все остальные ученики, оставив Христа, бежали. Народ, который веками жил ожиданием Мессии, который был недавно свидетелем и участником бесчисленных чудес Спасителя, Его победоносного входа в Иерусалим, неистовствует теперь: «Распни, распни Его!» Власть тьмы наступает, царствует на всей земле, и только разбойник благоразумный исповедует веру в иную, нетленную, благодатную, пасхальную жизнь, и молится о даре этой жизни. Не о том молится, как другой разбойник, чтобы быть физически спасенным от креста, а о том, чтобы из глубины заслуженных им страданий на кресте, когда они уже становятся предельно невыносимыми, благодаря не отвергнутому им кресту, быть услышанным Господом. Внезапно нам открывается высота его смирения. Он воистину стоит там, где только Божия Матерь и возлюбленный ученик Христов, и где больше никто не может устоять.

http://moral.ru/passion-john/

Мы видим поругание, которому враги подвергли их в этом скорбном состоянии. Они вывезли их плененными из родной земли и издевались над ними в их порабощенности. Они переполняли чашу их горя, оскорбляя их и требуя от них воспеть песнь радости. Дух, исполненный скорби, противится этому по естеству. Как могут изображать прежнюю радость те, кто абсолютно лишен ее! Никакая песнь не может быть для любящих Бога утешением, кроме песней Сионских, возносящих Ему хвалу. Мы должны увидеть также терпение, с каким они принимают эти поношения. Они отложили в сторону свои органы, и ни за что не возьмут их. Профанирующим насмешникам не должно угождать. Их ответ исполнен разума и благочестия: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» Это песнь Господня, это то, что свято, то, что может звучать в храме за богослужением, и потому мы не дерзаем петь ее в земле чужой перед идолопоклонниками. Нам явлена их постоянная устремленность к Иерусалиму, к городу их праздника — даже сейчас, когда они в Вавилоне. Он всегда был в их сердцах, они хранили память о нем, хотя многие из них никогда не видели его. В своих каждодневных молитвах они обращали взор в сторону Иерусалима, и как они могли забыть его? «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» — это значит, что руки не могут прикоснуться к органу без этой памяти. «Прильпни язык мой гортани моему» — это значит, я не могу сказать ни одного истинного и доброго слова, утратив эту память. Благочестивые верующие в Вавилоне видели всегда перед собой развалины Иерусалима и утешали себя будущей гибелью его нераскаянных жестоких врагов. Но это исходило не из духа мести, а из святой ревности о славе Божией и величии Его Царства. Это было далеко не местью за себя — даже если бы эта месть была в их власти, — но преданием всего в руки Того, Кто сказал: «Мне отмщение и Аз воздам». Разрушители будут разрушены. Им будет воздано в полной мере. Мы знаем таинственные слова Писания: «Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел». Разве может быть к кому-то ненависть у Бога, Который — только любовь? Но ад, как говорят святые отцы, — это и есть «любовь Божия, которую грешники воспринимают как боль и страдание, именно потому, что они нераскаянные грешники.

http://moral.ru/na-rekah/

Мы видим поругание, которому враги подвергли их в этом скорбном состоянии. Они вывезли их плененными из родной земли и издевались над ними в их порабощенности. Они переполняли чашу их горя, оскорбляя их и требуя от них воспеть песнь радости. Дух, исполненный скорби, противится этому по естеству. Как могут изображать прежнюю радость те, кто абсолютно лишен ее! Никакая песнь не может быть для любящих Бога утешением, кроме песней Сионских, возносящих Ему хвалу. Мы должны увидеть также терпение, с каким они принимают эти поношения. Они отложили в сторону свои органы, и ни за что не возьмут их. Профанирующим насмешникам не должно угождать. Их ответ исполнен разума и благочестия: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» Это песнь Господня, это то, что свято, то, что может звучать в храме за богослужением, и потому мы не дерзаем петь ее в земле чужой перед идолопоклонниками. Нам явлена их постоянная устремленность к Иерусалиму, к городу их праздника — даже сейчас, когда они в Вавилоне. Он всегда был в их сердцах, они хранили память о нем, хотя многие из них никогда не видели его. В своих каждодневных молитвах они обращали взор в сторону Иерусалима, и как они могли забыть его? «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» — это значит, что руки не могут прикоснуться к органу без этой памяти. «Прильпни язык мой гортани моему» — это значит, я не могу сказать ни одного истинного и доброго слова, утратив эту память. Благочестивые верующие в Вавилоне всегда видели перед собой развалины Иерусалима и утешали себя будущей гибелью его нераскаянных жестоких врагов. Но это исходило не из духа мести, а из святой ревности о славе Божией и величии Его Царства. Это было далеко не местью за себя — даже если бы эта месть была в их власти, — но преданием всего в руки Того, Кто сказал: «Мне отмщение и Аз воздам». Разрушители будут разрушены. Им будет воздано в полной мере. Мы знаем таинственные слова Писания: «Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел». Разве может быть к кому-то ненависть у Бога, Который — только любовь? Но ад, как говорят святые отцы, — это и есть «любовь Божия, которую грешники воспринимают как боль и страдание, именно потому, что они нераскаянные грешники.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/11/na...

Чтобы наш пост был действителен и благоприятен Господу, мы должны удалять от него всякое понятие, как о жертве за грехи, а представлять его только средством к ослаблению в нас пагубной наклонности к чувственности и постыдного рабства плоти, и вместе с тем должны, как можно более, освящать его верою в заслуги Искупителя, которая в связи с деятельной любовию, усвояя их в душе нашей, этим самым оправдывает нас пред Богом. б) Пост немыслим и без смирения. Пост есть врачевство для души и тела; посему и тот явно поступил бы вопреки самому существу поста, кто, соблюдая пост, думал бы, что потому самому он имеет право превозноситься над всяким, кто не постится, подобно ему. Чем тут превозноситься? – Ближний твой не постится, подобно тебе? Может быть, он крайне немощен плотию и здрав духом и не имеет нужды в сем врачевстве; может быть, это врачевство принимается им в другом виде, нежели в каком принимаешь ты. Хотя бы он был духовно мертв без врачевства, тобою употребляемаго, все ты можешь и должен только сожалеть и молиться о нем, а не гордиться тем, что ты постиг силу врачевства и употребляешь его как должно. Но ты никак не можешь употреблять его как должно, доколе не освятишь своего поста смирением. Ибо общая болезнь человечества, которую ты предпринял врачевать в себе постом и покаянием, главным образом состоит в самолюбии и гордости. Посему-то св. церковь никогда так громко и многократно не молит Господа, как во время поста, о том, чтобы Он даровал каждому из нас зрети своя прегрешения и не осуждати брата своего. в) Пост не действителен односторонний – один только телесный без духовнаго. Пост есть врачевство для души; посему во время поста надобно смотреть не на одно тело, а паче на душу. И при врачевании телесных недугов состояние души много значит; потому врачи и советуют, при употреблении лекарств, наблюдать как можно более душевное спокойствие, не думать о том или другом предмете, стараться занимать воображение тем, что есть лучшаго. Тем более нужно все это при употреблении поста. Какое вредное было бы противоречие – тело лишать пищи, а душе в то же время позволять предаваться мирским помыслам, яростным движениям, порывам самолюбия или ненависти! Это значило бы другою рукою разрушать то, что насаждается и созидается одною.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А кто может обратиться в Верховный суд РФ с просьбой заставить СК опубликовать результаты работы экспертов нового следствия? И вот тут-то и пришла спасительная мысль: так это же Патриархия РПЦ МП, которая и выступила инициатором проведения нового расследования! Но, вот новая незадача, Господи, да сколько же их у нас, что конца им не видно: а кто заставит Патриархию обнародовать результаты нового расследования, которые она получит, в полном объеме от СК: добровольно или по постановлению ВС? Понятно, что это высший орган, которому подчиняется Патриархия - Собор. А кто к Собору обратиться с этой просьбой? Вероятно, это должна быть, по нашему разумению какая-нибудь крупная епархия, или еще и другие - врозь или совместно. А, может быть, епархии могут обратиться непосредственно к Патриарху с такой просьбой? Но вот очередная незадача: удовлетворит ли ее Патриарх? Такой прецедент уже был при закрытии старого следствия, когда Патриархия, имеющая, если мы не ошибаемся, «Постановление о закрытии дела», его не опубликовала: видно тоже из-за нехватки средств. Вот что писал автор (тот же, что и нынешней статьи) на РНЛ 18 ноября 2015 года «Не мытьем, так катаньем. О заключении Следственного Комитета РФ о возможности захоронения " двух останков... " ». «В свое время Деловая газета «Взгляд» сообщила о том, что Следственный комитет (СК) передал Русской Православной Церкви постановление о прекращении дела об убийстве царской семьи 13 октября 2011 г. «Копия постановления о прекращении дела находится у святейшего патриарха», - сказал Соловьев « Интерфаксу » («Человек в мундире " для верхней части тела», РНЛ /05.09.2012). «Если так беден Следственный комитет, что не может разместить в Интернете материалы постановления о прекращении дела об убийстве Царской Семьи, то это должна сделать, в интересах своей паствы, её последняя надежда на земле - Русская Православная Церковь», - было сказано в заключение вышеуказанной статьи. Как никогда ранее, именно сейчас, необходимо дать возможность обществу ознакомиться с материалами следствия и вынести свое суждение о расследовании Царского Дела, важнее которого для настоящего и будущего нашего народа ничего нет на свете».

http://pravoslavie.ru/106418.html

Будем верить, возлюбленные, что и в переживаемое Церковию страшное для нее время, когда кажется, что она совсем погибает от вражьих сил, Господь дарует ей Свою помощь, спасет ее от гибели. Как же может быть иначе, когда Он дал ей такое отрадное и непреложное обетование в словах: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» ( Мф. 16:13 ), и когда Он обещал пребывать с нею навсегда, сказавши: «Се, Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» ( Мф. 28:20 ). А Господь Спаситель наш, по учению Ап. Павла, есть Глава Церкви. Церковь же есть Его тело. И если Глава не может погибнуть от диавола, то не может погибнуть и тело. Но если Церковь не погибнет никогда в целом, то члены ее в отдельности погибают, и притом во множестве от того же неверия. Спасительно отметить, что когда Господь был разбужен на лодке учениками, то Он не только Сам не устрашился бури, но сделал упрек ученикам, зачем они так маловерны, что устрашились ее ( Мк. 4:35–41 ; Мф. 8:23–27 ; Лк. 8:22–25 ). Таким образом, как на причину страха и смертельного ужаса Апостолов, Он указал на их неверие, которого им надо было бояться, как самого ужасного бедствия, ибо оно есть источник всех наших несчастий и причина временной и вечной нашей гибели. Поэтому не будем, возлюбленные о Христе чада мои, страшиться бедствий, хотя бы и небывалых, в которые диавол повергает сейчас, по допущению Божиему, Православную Церковь и даже весь мир, заливая его кровью. Будем больше всего бояться, как бы нам не впасть в неверие и через него не погибнуть. Будем неуклонно держаться истинной православной веры, как источника неизреченных к нам милостей Божиих. Из Евангелия мы знаем, что Господь не изливал на людей Своей милости и не совершал чудес Своих там, где встречал неверие. Дай Бог нам быть истинно-верующими людьми. Тогда Господь благодатию Святого Духа совершит и с нами дивное чудо изменения наших душ, а вместе с тем Он изменит все скорбные внешние обстоятельства нашей жизни на радостные, и мы во всей полноте будем испытывать на себе силу слов великого прокимна: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса...» Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Эта потрясающая история, свидетельствующая о великой силе Божией, явленной во Иисусе Христе, имеет большое значение и для современного человека. Грех — это болезнь. А когда нас посещает болезнь, особенно тяжкая, мы стараемся найти хорошего врача, купить хорошие лекарства, даже если это непросто. Если врачи, что поблизости, не помогают, мы готовы ехать на край земли; если на это нет средств, мы собираем деньги, и слава Богу, что люди откликаются, в том числе на телевизионные передачи, которые время от времени повествуют о таких болящих. Итак, чтобы исцелиться, мы ищем врача, и правильно делаем. Но грех — это болезнь, которую может исцелить только Бог. «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, Я говорю этому человеку: " встань, возьми постель свою и иди " ». Эти слова обращены к каждому из нас, чтобы ни у кого не было сомнений, Кто прощает грехи, Кто способен очистить нашу душу, Кто способен освободить нашу память, наше сознание от угрызений совести, от воспоминаний об ошибках, от таких воспоминаний, которые не оставляют нам никакой возможности быть в покое. Освобождение от греха — это освобождение от самой страшной болезни, ибо физическая болезнь распространяется только в пределах физического мира, а грех — это болезнь, разрушающая душу, заражающая ее такой духовной инфекцией, которая вместе с душой переходит в вечность, и там эта болезнь может продолжаться вечно. Мы должны знать, что Господь прощает грехи, и никогда об этом не забывать. А вместе с грехами Он может простить нам и наши человеческие ошибки, иногда очень большие, трагические ошибки, которые выходят за пределы личной или семейной жизни и вовлекают в бездну страданий весь народ. Было несколько моментов в нашей национальной истории, когда страна наша, народ наш лежал, подобно расслабленному, без движения, но был спасен силой Божией. Об этом особенно хочется вспомнить именно в этом храме Живоначальной Троицы, посвященном 1000-летию Крещения Руси. Таким временем был, конечно, период татаро-монгольского нашествия, когда страна была разделена, когда духовные и физические силы людей были парализованы, когда истощалась национальная жизнь, когда народ утратил энергию, когда не только не было возможности изгнать оккупантов, но и нечего было им противопоставить, потому что они были во много раз сильнее. Но мы знаем, что в какой-то момент Господь сказал расслабленному: «Возьми постель твою и иди». И встал народ и объединился силой Божией, ибо объединение это совершала Церковь Русская, в том числе великий угодник земли нашей преподобный Сергий Радонежский.

http://patriarchia.ru/db/text/1433419.ht...

Там же, где нет этой соли, которая все сохраняет, которая всем необходима, нет смирения, там на каждом шагу – искажения, извращения, своевольное толкование Священного Писания. Слышат, например: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, – значит, можно жить, не безпокоясь ни о чем, или, мягко говоря, бездельничать. И в оправдание своей лени и безпечности стараются прикрыться ложной духовностью, уподобляясь будто бы Марии. В житиях святых немало подобных примеров. Приходит как-то один человек в монастырь. Живет он там день, два, братия зовут его с собой работать. А он отвечает: «Я благую часть избрал, я ушел из мира, из суеты и пришел сюда молиться». – «Ну ладно, – говорит мудрый старец, – молись». Тот пошел молиться, а братия отправилась на послушание. Потом, когда подошло время трапезы, братия потрудились и пошли покушали, а его не позвали. А у него желудок подвело, он пришел и спрашивает: «Что, отче, братия сегодня садились за трапезу?» – «Садились». – «А что же меня не позвали?» – «Так ты ведь благую часть избрал, а мы – грешные, мы – как Марфа». И тот вынужден был смириться. Или вот другой пример, из жития преподобного Пимена Великого. Один брат пришел к нему и говорит: «Нужно оставить все земное». Святой отпустил его: «Иди, молись». А ночью мороз был, тот замерз, пришел и стучится в келью. Преподобный Пимен не открывает. Тот продолжает проситься: «Пусти, пусти». Преподобный спрашивает: «Кто это?» – «Брат твой». – «Нет, это не мой брат, это, наверное, бес. А что этому брату нужно?» – «Да он замерз». – «Не может этого быть. Он ведь у меня безшютный, как ангел. Он только молится, и ему ничего не нужно. Ты обманываешь меня». Уж тот умолял, умолял его. Потом преподобный Пимен, конечно, его пустил. Это он так его проучил, чтобы тот не превозносился. Возносяйся смирится. И братья вынуждены были смириться, признать, что они не безплотные, что им и есть нужно, а когда холодно, и спрятаться нужно где-то от холода. Все эти примеры говорят об одном – о смирении, чтобы мы не забывались. Кто приходил с таким ложным устроением, тот всегда вынужден был смириться. А кто имеет смирение, для того всякое дело, хотя бы и дело Марфы, дает плод Марии, то есть такой плод, который не отнимется никогда.

http://pravoslavie.ru/2905.html

– Как можно привести в храм детей, если, с одной стороны, они ходят в музыкальную школу при церкви, в которой читается Закон Божий, церковнославянский язык. Но, с другой стороны, мамы и бабушки запрещают им молиться утром и вечером с папой и ходить с ним в церковь по воскресеньям? – Это папа спрашивает, видимо. Вообще, я думаю, все-таки можно выбрать какое-то время и сходить в церковь. Хорошо уже то, что дети при храме, слушают Закон Божий, слава Богу. В приходе моего отца, Царство ему Небесное, была семья, где и мама, и бабушка тоже выступали против Церкви. А прабабушка была верующей, к ней детей иногда привозили, она их видела, может быть, несколько раз в году. Но, самое удивительное – результат общения с прабабушкой. Когда ребенок однажды крестил подушечку, бабушка спросила: «Что это ты там делаешь?» – «Подушечку крещу». – «А ты Бога-то видела?» Девочка посмотрела так и говорит: «А мы Его недостойны видеть». О Боге не нужно забывать. Господь может привести человека к Себе Своими путями: и ребенка, и через ребенка. – Если находишься под руководством людей, действия которых не соответствуют заповедям Божиим, то до каких пределов должно доходить смирение и послушание этим людям? – Против Бога и против нравственности поступать не следует, кто бы тобой ни руководил. Но бывают ситуации, когда, например, требуют определенные финансовые отчеты. Как раньше говорили: если в торговой сети люди работают несколько лет, их нужно периодически всех сажать. Но это уж очень круто – ведь мы сами в чем-то другом согрешаем, но стараемся исправиться. Так и в данном случае. Хотя слушаться в плохом, конечно, нельзя никого вообще. – На пути самоуничижения перед Богом своего падшего духа и сокрушения сердца как не перейти грань, за которой стоит умаление личностных достоинств, данных человеку Богом при рождении души? – А ее не перейдешь никогда. Личные достоинства, если они в Боге, не умалятся. И если нужно, Господь восставит человека, укажет на его личные достоинства. Мы имеем классический пример – Иоанна Дамаскина, который был визирем багдадского халифа, поэтом, писателем. Его смирили так, что запретили писать. Тогда Матерь Божия явилась и сказала: «Не закрывайте источник». Нам, конечно, ничего подобного не грозит – какие у нас достоинства? Ну, некоторые какие-то там работы пишут, например, искусствоведческие, может, кто-то их прочтет, послушает, а потом – забудут.  Специалисты посмотрят, а больше никто. Говорят: «Вот он развернулся, осуществился». Ну и что он совершил? Если при этом семья разрушилась, какое тут осуществление? Прахом все пошло, ничего это не стоит.

http://pravoslavie.ru/137652.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010