Во время покорения его Великим Князем Василием Ивановичем 1510 года 700 дворов погорело в одной части большого города называемой Полонищем, от Покровской в углу Церкви и с другой стороны от Воскресенской, простиравшейся только до Великих ворот. Во время морового поветрия 1552 года на одних кладбищах, во Пскове называвшихся Буями, погребено мнртвых 25000 человек, не считая при Церквах и в других местах. Во время осады Баториевой 1581 года в городе, кроме Жителей помещелось 15, а по сказанию иностранных Историков, 50 тысяч войска. Если по счету 1500 дворов значившихся 1510 г. в среднем городе, имеющем между Домантовой крепостью и большим городом квадратного пространства около 97,347 сажень, заключать по той же соразмерности к квадратному пространству внутри всех стен города; составляющему около 490,000 сажень, то во всем городе могло помещаться около 7,656 дворов, кроме Завеличья и Посадов за стенами. А пологая по среднему числу народонаселения четыре человека мужского на каждый двор, число жителей Псковских в стенах городских могло простираться более 30,000 мужского и по крайней мере столько же женского пола. Но от бывшего в 1592 г. мора и столь мало их осталось, что Царь велел перевести туда мещан из других городов. 2 Село Выбутское, или у народа именуемое Лыбутское существует и ныне, а ниже оного в полуторе верст на реке Великой двумя рукавами около лежащего по середине острова обтекающей, один рукав мельче текущий в броде по каменному дну, называется до ныне Ольгиными, слудами (слуда значит подводный камень); другой же рукав поглубже Ольгиными воротами. Ниже сего урочища на правом берегу устья реки Кеби, впадающей в реку Череху, есть другое урочище известное под именем Буденик или Будники. Издревле предание гласит, что там была также отчизна Ольгина и родина Вел. Кпязя Владимира Святославича, внука Ольгина, в Летописях именуемая Будятино село. До недавннх времен там была еще деревня, принадлежавшая фамилии Графа Разумовского, после переведенная на другое место за Великую реку.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Это троичность Ума. За ней Прокл не признаёт уже ничего в мире умопостигаемом, но между этим миром и миром чувственным (между демиургом и его тварями) поставляет междумирные силы. Здесь, прежде всего, является троичность детей Юпитера: Минерва, Прозерпина, Вакх, и за нами следует бесчисленное множество иных богов, известных древнему миру. Все эти боги окружены ангелами, демонами, исполняющими их поручения, и все суть лишь органы, через которые жизнь, проистекающая из единого, разливается по всем частям великого всего. Прокл также широко развил и практическую сторону религии: учение о почитании богов, о жертвах, о теургии, магии, прорицаниях и заклинаниях, он развил учение о провидении. Кроме того Проклом написаны обширные трактаты по физиологии (понимая под ней учение о конечных причинах, Демиурге, идеях, природе), психологии (учение о душе человеческой, её способностях, о свободе, о созерцании, об экстазе) и символике (полное толкование мифов). В его сочинениях неоплатонизм сказал последнее слово. Прокл умер в 485 г., в 529 (или 531?) г. неоплатоническая школа в Афинах была закрыта Юстинианом. В высшей степени знаменательно для греческой философии, что вместо того, чтобы развиваться свободно, она отреклась от свободы, она пленила разум в послушание языческой веры, и так как эта вера должна была уступить место вере высшей – христианской, то философия погибла вместе с верой, апологией которой она являлась. Обратимся от древнего к новому времени. Здесь нам прежде всего приходится констатировать, что философия фактически не оказывается свободой, философам приходится считаться с действительностью и многие из них оказываются оппортунистами. Едва ли Монтень (1533–1592) искренен в своих «опытах» (Essays), когда, установив полнейшее бессилие разума в деле постижения истины, приглашает подчиниться католической вере. Ирония чувствуется в словах: «первая обязанность человека состоит в повиновении Богу, первое искушение диавола состоит в обещании знания и мудрости, каковыми обещаниями и сирены хотели соблазнить Улисса.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Крепость Хвасон в Сувоне (пров. Кёнгидо). 1796 г. Крепость Хвасон в Сувоне (пров. Кёнгидо). 1796 г. В кон. XV - сер. XVI в. неоконфуцианство начало приобретать черты монопольной идеологии, охватывающей все сословия. Буддизм столкнулся со все более жесткими ограничениями: было закрыто большинство мон-рей, введены квоты на количество монахов. Однако традиционный для Дальн. Востока синкретизм позволял многим сочетать конфуцианские убеждения с приверженностью буддизму. Несмотря на яростную критику со стороны конфуцианских ученых, сохранял свои позиции шаманизм (преимущественно в сельских районах). Острый кризис в К. вызвала Имчжинская война 1592-1598 гг. с Японией. После высадки в Пусане лучше оснащенная и организованная 180-тысячная японская армия легко сломила сопротивление корейского войска и за 20 дней дошла до Сеула. Однако благодаря военной помощи Китая, массовому партизанскому движению и удачным действиям корейского флота К. удалось отстоять независимость. Результатом войны стало разорение страны: десятки тысяч крестьян и ремесленников были вывезены в Японию, втрое сократилась площадь обрабатываемых земель. После создания единого маньчжурского гос-ва в 1616 г. и начала его противостояния с минским Китаем ортодоксальная конфуцианская элита К. решила поддержать Китай, что вызвало опустошительные вторжения маньчжуров в 1627 и 1636-1637 гг. В 1637 г. корейский ван был вынужден признать себя вассалом маньчжурской династии Цин. Во 2-й пол. XVII в. экономика К. была восстановлена. Поземельный налог натурой был заменен подворным обложением по единому тарифу, причем налог можно было выплачивать и деньгами, что стимулировало развитие денежного обращения. В кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. начали возделывать новые культуры: хлопок, табак, перец, батат, томат, женьшень и т. д. Развивалось горное дело: на севере страны добывали медь, железо, золото и серебро; увеличились урожаи в сельском хозяйстве, активизировалась торговля; развивались ремесла. В то же время структурные социально-экономические перемены не сопровождались адекватными реформами со стороны гос-ва, что было вызвано крайним консерватизмом стоявших у власти конфуцианцев-ортодоксов и постоянной борьбой за власть придворных «партий».

http://pravenc.ru/text/2057272.html

524 " Йоркширская трагедия " (1608) — В ней описаны убийства, совершенные в 1605 г., по версии Элиота — в 1603. В заглавии как автор указан Шекспир, но ее особенности опровергают его авторство. 525 " Мир новостей " — лондонский еженедельник криминальной и скандальной хроники. 526 " Мальтийский еврей " — трагедия К. Марло; см. коммент. к " Никколо Макиавелли " ; " Тит Андроник " (пост, и публ. 1594) — приписываемая Шекспиру (авторство не доказано) трагедия о мести римского генерала Тита Андроника царице готов Таморе. Её сыновья насилуют его дочь Лавинию, отрезают ей руки и язык, заманивают в ловушку сыновей Тита Андроника и лживо обещают сохранить им жизнь, если он отрежет себе руку, что он и делает. Элиот оспаривает распространенное мнение о том, что " Фиест " и " Троянки " Сенеки послужили источником этой трагедии. 527 " Фиест " — трагедия Сенеки о Фиесте, брате микенского царя Атрея, соблазнившем жену Атрея Аэропу и с ее помощью выкравшего из стада Атрея златорунную овечку: её обладатель должен получить царскую власть. Обман был разоблачен, Атрей отомстил Фиесту, подав ему в качестве угощения мясо его детей. Фиест проклял род Атрея. 528 Ахерон — в греческой мифологии река в подземном царстве, Харон на челне перевозил через нее души умерших в потусторонний мир. 529 " Арден из Февершема " — трагедия, опубликованная в 1592 г. анонимно (авторство приписывалось Шекспиру); ее источник " Холиншедовские хроники " (1577), где описано реальное убийство мужа женой в феврале 1551 г. 530 " Убийство Джона Брюэна " — написанное на документальной основе, по материалам дела, сочинение Т. Кида " Правда о злодейском и тайном убийстве Джона Брюэна " (1592). 531 Деккер, Томас (ок. 1572–1632) — автор памфлетов " Поразительный 1603 год " — о Лондоне во время чумы. Как драматург, чувствительно представлявший быт и нравы — предшественник " мещанской драмы " XVIII b. 532 Пиль, Джордж (1559–1596) — английский поэт и драматург. 533 Гревилл, Фулк, лорд Брук (1554–1628) — поэт, драматург, автор трагедий " Мустафа " (1609) и " Алэхем " (опубл. 1633). Дэниел, Сэмюел (1563–1619) — поэт, драматург, автор сенекианских трагедий " Клеопатра " (1594), " Филот " (1604).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Общины театинцев создавались гл. обр. в городах: в Турине, Генуе, Венеции, Милане, Палермо, Мессине и Лечче. С XVII в. орден действовал во Франции и Португалии. Католич. св. Джованни Леонарди. Скульптура в ц. Санта-Мария-ин-Кампителли (Рим). ХХ в. Католич. св. Джованни Леонарди. Скульптура в ц. Санта-Мария-ин-Кампителли (Рим). ХХ в. В 1531 г. католич. св. Иероним (Джироламо) Эмильяни организовал в Венеции, Бергамо и Комо приюты для сирот и беспризорных детей, где подвизались как клирики, так и миряне; позднее он основал Об-во служителей бедным (см. Сомаски ), конгрегацию регулярных клириков для ухода за немощными и нищими. Члены новой конгрегации оказывали помощь бедным и пострадавшим от войн и болезней. Под управлением сомасков находились несколько госпиталей, сиротские дома и приюты для раскаявшихся проституток, однако основной задачей конгрегации было обучение и наставление в вере (катехизация) сирот и мальчиков из бедных семей. Орден регулярных клириков св. ап. Павла (известны как варнавиты , по названию ц. св. Варнавы в Милане, ставшей резиденцией ордена) был создан в 1530 г. представителями знати - католич. св. Антонио Марией Дзаккариа, Бартоломео Феррари и Джакомо Антонио Мориджа; в 1533 г. бреве «Vota per quae vos» орден утвердил папа Римский Климент VII (1523-1534). Варнавиты ухаживали за больными в госпиталях, оказывали помощь заключенным в тюрьмах, вели активную пастырскую деятельность: проповедовали в городах, организовывали проповеднические миссии в деревни, исповедовали. Постепенно члены ордена стали заниматься педагогической деятельностью в открытых ими школах и интернатах для мальчиков. В XVI в. орден действовал только в Италии, но после того как в орденский устав были внесены изменения, позволившие открывать новые школы (1608), общины, госпитали, приюты и образовательные учреждения варнавитов появились во Франции, в герц-стве Савойя, Австрии, Венгрии и Чехии. В 20-х гг. XVIII в. в ведении ордена находилось более 700 школ (см.: Bireley. 1999. Р. 35). В 1574 г. католич. св. Джованни Леонарди основал в Лукке общину регулярных клириков Богоматери (леонардины, по имени основателя ордена); в 1583 г. новый орден был утвержден Алессандро Гвидиччони, еп. Лукки, в 1595 г. деятельность леонардинов одобрил папа Климент VIII (1592-1605) и передал орден в юрисдикцию Папского престола (бреве «Ex quo majestas»). Членов ордена объединяло особое почитание Пресв. Девы Марии и активная социальная деятельность: леонардины проповедовали, исповедовали и причащали мирян, ухаживали за больными в госпиталях, принимали последнюю исповедь и причащали умирающих. Также они наставляли детей в католической вере; орден содержал несколько школ для мальчиков. Леонардины действовали фактически только в Италии (в Риме, Генуе, Милане и Неаполе).

http://pravenc.ru/text/2057152.html

С рукописи были своевременно сделаны копии: в 1579 г. Бернардом Хаус, находящаяся в данное время в библиотеке Тюбингенского Университета (М. b. 272); Анри Эстьен в 1586 г. сделал вторую копию, которая теперь хранится в Академической библиотеке в Лейдене (Cod. Gr. Voss. 4° 30); третья копия, ныне потерянная, была исполнена Ж. Ж. Бейрером приблизительно в то же время. Editio princeps принадлежит Анри Эстьену (Париж, 1592). Лучшими изданиями считаются текст, восстановленный Куницом и Отто во втором томе творений муч. Иустина (1843). Во втором издании 1861 г. приведены ценные примечания Ед. Ройса. Анри Марру, которому принадлежит последнее французское издание, насчитывает до 65 полных или частичных изданий этого документа. Кто же автор этого интереснейшего памятника? Анри Марру имел терпение систематизировать в своем издании более или менее все предположения, высказанные учеными начиная с XVII в. Он приводит 19 различных имен, предложенных 90 авторами для решения этого вопроса. Датировка памятника этими 90 учеными историками начинается от времени до 70 г. по Р. X. до XVI века включительно. Вот эти 19 имен: Аполлос, св. Климент Римский, Квадрат, Маркион, Аристид, Апеллес маркионит, муч. Иустин, Амвросий апологет, Мелитон Сардийский, Феофил Антиохийский, Пантэн, Ипполит Римский, кто–либо из учеников Климента Александрийского, Лукиан Антиохийский, Мефодий Олимпийский, псевдо–Иерофей, Никифор Каллист, кто–либо из греческих эмигрантов XV в. и, наконец, сам Анри Эстьен, первый издатель этого памятника. Если обратиться к «голосованию большинством голосов, " то за Климента Римского высказалось 18 ученых; за Йустина мученика — 11; столько же за Ипполита Римского; за Аппелеса — 7; за Мелитона Сардинского — 6; за Маркиона — 5. Другие «кандидаты» в авторы получили по два–три–четыре голоса, некоторые не больше одного. После такого анализа, проф. А. Марру с правом замечает: «il у а la de quoi effarer!» (есть от чего растеряться). Тилльмон, в свое время (1694 г.) защищавший наиболее древнюю дату написания памятника — до 70 года нашей эры, остался в одиночестве. Никто после него не решался восходить в столь древнее время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

языка, патристики и схоластики, но тому не удалось попасть в Россию, т. к. он надолго задержался в К-поле. После кончины Патриарха Сильвестра на престол вступил Мелетий Пигас (1590-1601). Активная проповедническая деятельность, догматико-полемические сочинения и организаторский талант создали ему огромный авторитет. 2-я пол. 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. отмечены усилением рус. дипломатической активности на Ближ. Востоке в связи с учреждением в Москве Патриаршества и необходимостью получить на это согласие Вост. Патриархов. Мелетий Пигас занимал в данном вопросе сдержанную позицию, т. к. Патриаршество на Руси было учреждено без его согласия. В 1592 г. Мелетий прибыл в К-поль, где в 1593 г. под председательством Вселенского Патриарха Иеремии II при участии 3 Вост. Патриархов и 40 архиереев обсуждался вопрос об учреждении на Руси Патриаршества, а также об осуждении нововведений Рима относительно времени празднования Пасхи. Мелетий, председательствовавший на Соборе, одобрил учреждение нового Патриаршества, но отказался признавать за Московским Патриархом третье место в диптихе Патриарших престолов, как того хотели на Руси. В условиях смут и нестроений, сотрясавших в кон. XVI в. Вселенский престол, Мелетий Пигас, глава второго по диптиху Патриархата, в какой-то мере взял на себя духовно-политическое лидерство на правосл. Востоке. Его деятельность простиралась на все страны восточнохрист. мира - от России до Эфиопии. Известно ок. 300 его писем и посланий, посвященных различным церковным и политическим вопросам и адресованных на Украину, Крит, в Молдавию, Сирию, Венецию и т. д. Особое внимание Патриарх уделял положению в Юго-Зап. Руси, где иезуиты активно насаждали унию. В 1593 г. он отправил туда в качестве экзарха своего племянника и буд. преемника на Александрийском престоле Кирилла I Лукариса , ставшего ректором Острожской академии и едва избежавшего ареста, когда после принятия Брестской унии (1596) начались преследования православных. В 1597 г. Мелетий поддержал решения правосл.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Так или иначе, с марта 1592 г. унионная инициатива епископов была предана публичной огласке. В грамоте от 18 марта 1592 г. 623  Сигизмунд III заявлял, что поддерживает предпринятый четырьмя епископами шаг, обещал защитить их права и владения от возможных покушений со стороны константинопольской патриархии и предоставить православному духовенству те же сословные права, какими располагало католическое духовенство. Видимо, начало публичных дискуссий об унии постепенно научало делать разницу между унией и переходом в католицизм. Так позволяет думать сравнение посланий к Иеремии и Пигасу в феврале 1592 г, т.е. до мартовской грамоты Сигизмунда III, с посланием Львовского братства к Иеремии в сентябре 1592 г. Из обращения к Иеремии от 7 сентября 1592 г. видно, что «отступление в римское послушание» стало пониматься в том числе и как уния, при которой под верховной юрисдикцией Рима сохранится обособленность православной церкви. «Людем же в недоумении смущаемем суще погибати время настоит, мнозиже совет утвердиша предатися римскому единоначалия архиерейству утвержающе себе, да пребудут под папою римским, съвершающе вся своя в церкви по закону греческия вери невозбранно, понеже и календар новыи разделяет нас согубо, празновати от обоюду запретися нам» 624 . Авторы послания отмечали также, что во Львове появился посланный папой католический иерей, который стал причащать в католических костелах квасным хлебом в знак «соединения сим общением церквам нашим». Не прошла мимо их внимания и книга Петра Скарги, которая, однако, воспринималась как книга о превосходстве Римской церкви над «греческой» и угроза подчинения Риму под давлением государства, а не как книга об унии. Католическая пропаганда и собственные внутрицерковные беспорядки приводили жителей Львова к тому, чтобы допускать переход под власть Рима, «яко может христова вера под рымскою властию правоверно исповедатися, акоже и значале быст, понеже безначалие во многоначалии нашем обретается» 625 . Однако после марта 1592 г. вновь следует длительный перерыв в действиях по подготовке унии как с католической, так и с православной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Во второй свой приезд в город Львов, в начале 1592 гота митрополит Михаил Рогоза издал 26 января окружное послание о доставлении пособия ставропигиальному братству на возобновление Успенской церкви, а также многочисленных братских заведений, как-то; училища, типографии, госпиталя, дома для причта, при чем в этом послании называл братчиков благочестивыми, хранящими предания св. соборной церкви. 71 Поставив все свои благотворительные и просветительные учреждения на широкую ногу, Львовское братство, очевидно, нуждалось в больших средствах для их поддержания, а потому принуждено было обращаться за помощью к православным государями и частным лицами. Так, в 1592 году братство, при содействии Дионисия митрополита Терновского, послало к Московскому царю Феодору Иоанновичу целое посольство, состоявшее из священника Михаила, Луки Григорьевича Губы, Николая Семеновича Добрянского и Ивана Яковлевича Пятницкого. В своей челобитной братство просило царя о помощи на постройку церкви, больницы и странноприимного дома. Это обращение к православному парю братство, между прочими, объясняло: «понеже в польских странах в великих печалех обретаемся». В своей инструкции послами братство указывало им приобрести в Москве разные книги, как-то – псалтыри и послания апостола Павла в толковании Иоанна Златоуста . Вместе с тем братство посылало письма: царице Ирине, боярину Борису Годунову и дьяку Андрею Шелкалову. 72 Благочестивый царь пожаловали: пять сороков соболей и пять сороков куниц на постройку церкви, 50 угорских (венгерских) золотых на царские двери и позолоту креста, 20 руб. на священников и дьяконов и 10 руб. на больницу. 73 1592 год был по событиям весьма знаменательным для Церкви западной России, а также и для православных братств. В настоящее время документально доказано, что в первой половине 1592 года было доведено до сведения польского короля о согласии, выраженном в городе Бресте, летом 1591 года, четырьмя епископами: луцким, львовским, пинским и холмским на переход их под верховную власть римского папы, и король изъявил в особой грамоте от 18 мая 1592 года свою радость по случаю такого спасительного решения православных епископов. 74 Наружно король продолжал выказывать снисхождение православному обществу и его интересам. Так, в том же году, осенью, король по ходатайству Киевского воеводы князя Константина Острожского и Новгородского воеводы Федора Скумина-Тышкевича пожаловал Львовскому братству две грамоты и утвердил за ним все привилегии и все его учреждения с неприкосновенным правом владеть церковно-братскими имениями, 75 а Виленскому братству дозволил построить на принадлежащей ему земле братскую каменную церковь . 76

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Объединение мирян в Комарно (недалеко от Львова) получило от М. устав по образцу Львовского братства. Нововведением в уставе стали положения о контроле братства над нравственностью священника, а также о праве на сопротивление епископу, если он действует «яко враг истины». М. пошел еще на одну значительную уступку союзу мирян, передав под его управление приход с церковной школой и госпиталем, при этом храм получил от архиерея имения Липья и Бучалы (упом. о братской школе в Комарно является одним из самых ранних свидетельств о школьных братствах, по крайней мере для Перемышльской земли). Епископ надеялся, что ему удастся путем уступок избежать конфликтов с братством (такого рода столкновения сотрясали жизнь соседней Львовской епархии). В грамоте М. об основании братства в Соли от 26 мая 1600 г. говорится, что епископ действовал по совету с клиросом кафедральной церкви. В грамоте ничего не сказано о священнике и его отношениях с братством. В отличие от Комарновского братства, к-рое имело право выбирать 2 или 4 старших, братству в Соли разрешалось выбирать одного старшего. Активным и заинтересованным было отношение М. к школьному делу, в первую очередь к школе в Перемышле. 1 июля 1592 г. он обратился к львовским братчикам с просьбой прислать в Перемышль дидаскала Александра или Симеона Гунько. С таким же письмом обратилось к львовянам и Перемышльское братство. Из ответа львовских братчиков от 24 авг. 1592 г. известно, что они послали в Перемышль Александра. 30 авг. 1592 г. М. отправил во Львов письмо с выражением благодарности (Monumenta Confraternitatis Stauropigianae Leopoliensis. 1895. N 241-243. P. 370-373). Дидаскал Александр упоминается в письме М. Львовскому братству от 22 дек. 1592 г., через него епископ передал письмо львовянам. Драматической страницей в жизни М. был его «поход» в унию на стадии ее подготовки, т. е. в 1594-1595 гг. В униат. акции он выступил в союзе с Гедеоном (Балабаном). В нач. 90-х гг. XVI в. отношения епископов-соседей были далеко не дружественными. Их сближение произошло в 1594 г., когда они подписали униат. документы. 27 июня 1594 г. в г. Сокале (ныне Львовской обл.) М. вместе с др. западнорус. архиереями - Гедеоном (Балабаном), Луцким еп. Кириллом (Терлецким) и Холмским еп. Дионисием (Збируйским) - подписал ряд униат. документов, в т. ч. адресованные папе Римскому Клименту VIII «артикулы» - условия, на к-рых епископы соглашались на подчинение Киевской митрополии его власти. В совещании об унии, прошедшем 2 дек. 1594 г. в Торчине под Луцком, М. не участвовал, принятую на совещании декларацию он не подписывал. На съезде правосл. епископов в июне 1595 г. был составлен окончательный текст условий, на к-рых они соглашались подчиниться власти папы Римского. М. подписал декларацию съезда (от 15 июня), к-рую впосл. передали в Рим.

http://pravenc.ru/text/2563638.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010