Конечная точка паломничества - часовня Архистратига Михаила (Раздерихинская) История появления этой часовни - одна из самых загадочных на Вятке, о ней до сих пор ведутся споры. Легенда гласит, что часовня была установлена в честь трагической ошибки, когда вятичи, приняв отряд устюжан за врагов, разгромили его ( " своя своих не познаша и побиша " ). Однако, по некоторым сведениям, почерпнутым в древних летописях, в 1418 г. отряд устюжан пришел на Вятку, чтобы помочь бывшему наместнику города Анфалу Никитину изгнать нового наместника Михаила Россохина. Ночной штурм устюжан закончился неудачей: они были наголову разбиты. Овраг в течении 300-х лет назывался “Вздерихинским”, вятчанам трудно было увидеть в этом событии трагедию. Лишь после глубокого переосмысления события, овраг стал называться “Раздерихинским”. На плане Вятки 1759 г. название оврага обозначалось “Вздерихинский”, на плане 1784 г. уже появилась улица Раздерихинская. В 1592 г. на месте битвы был установлен покаянный крест, впоследствии деревянная часовня в честь Михаила Архангела, которая называлась также “устюжской”. В 1875 г. на месте деревянной часовни была воздвигнута каменная, которая в 1925 г. была разрушена, а в 1999 г. восстановлена в первоначальном виде. В настоящее время часовню окормляет Спасский собор, в летнее время в субботу и воскресенье часовня открыта, по понедельникам в ней служатся молебны в честь Архистратига Михаила. За период лет гонений на Русскую Православную церковь старинная Вятка утратила множество красивейших храмов и исторических зданий. Выросло несколько поколений людей, не знающих ни свое прошлое, ни прошлое своей малой и большой Родины. И хочется каждому из них сказать: “Познай свой город. Возлюби его красоту”.     Текст и фото: Болычева Лариса, корреспондент Миссионерской службы Вяткой Епархии и Братства Святителя Николая при Спасском соборе г. Кирова. Как попасть в Фотоленту «Фомы»   Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/kartina-redkaya-dostoynay...

28. О поставлении монастыря Пречистой Богородицы Донской. Повелел же [царь] на том месте, где стоял [русский] обоз, воздвигнуть храм во имя Пречистой Богородицы, именуемой Донской, и повелел устроить монастырь, общее жительство инокам, и дал в монастырь все потребное и вотчины. Ныне же тот монастырь именуется Донской. 29. О поставлении деревянного города в Москве. По отходе же царя крымского, ожидая впредь его прихода на Москву, повелел царь Федор кругом Москвы, около всех посадов поставить город деревянный; а заложен [он] был в 99 (1591) году, а закончен в 100 (1592) году. 30. О Сибири и о приезде царей и царевичей и воеводичей из различных земель. Царь же Федор все более распространял свою праведную молитву, видя такое Божие дарование над собою. И за те его праведные молитвы подал ему Бог, всякая польза распространилась в его царствование, посылали многих воевод в Сибирскую землю и многие орды, [они же] к Сибирскому царству разные народы привели и многие города поставили в Сибири: град Туру, Березов, Сургут и иные многие города. Увидели же в окрестных государствах его [царя] милость ко всем людям, и приезжали к нему [царю] служить цари и царевичи: пришел к нему, государю, служить царевич Казачьей орды и царевич юргенский, воеводичи волошские Степан Александрович и Дмитрий Иванович, и греческих царей родич Мануил Мускополович, и мутьянские воеводичи Петр да Иван, из Селуни града Дмитрий Селунский с детьми, с четырьмя сыновьями, и иные многие греки, и поляки, и литва, и немцы, и бусурманы. Он же, государь, всех их жаловал и воздавал им честь по их достоинству. 31. О приезде архиепископа галасунского Арсения. В том же году пришел в Москву галасунский архиепископ Арсений, который был после того архиепископом в Суздале и тут скончался. 32. О речах на царя Бориса и о неповинной крови. Еще Бог на нас попустил за грехи наши, враг же действовал и радовался о погибели христианской. В лето 7010 (1591/92) году вошла мысль во многих простых людей украинских, что привел на Москву царя крымского Борис Годунов, боясь народа из-за убийства царевича Дмитрия. Из града, называемого Олексин, пришел к Москве сын боярский Иван Подгорецкой и возвестил на своего крестьянина, [что тот говорил] сии преждереченные словеса про Бориса Годунова. Того же крестьянина взяли и пытали в Москве, он же оклеветал многое множество людей. Послали же про то из Москвы сыскивать по городам, многих людей перехватали и пытали и кровь невинную проливали, не только в одном городе, но и по всей Украине. И множество людей после пыток умерли, а иных казнили и языки вырезали, а иные в темницах умирали. И от того многие места запустели.

http://sedmitza.ru/lib/text/439315/

Нападения шведов и немцев. В 1592 г. шведы неожиданно напали на приграничные российские области, ворвались в монастырь, сожгли и разграбили его, убив многих монахов. Шведскую осаду 1611 г., немецкую 1612 г., шведскую 1615 г., шведскую же 1703 г. монастырь выдержал. Храмы. Никольский надвратный храм (1564). В маленьком храме часто служатся ранние литургии. Успенская церковь. Самая характерная, пятиглавая. Внутреннее пространство – пещера, приспособленная под храм еще в 1473 г.; несущая стена только одна – наружная, с другой стороны – земля оврага. В соборе находятся мощи преподобномученика Корнилия и икона Успения Божией Матери «в житии» (XVI в.), которая в 1581 г. спасла Псков. Храм тоже маленький, но службы в нём часты, и в большие праздники идут одновременно со службами в соборе Архангела Михаила. Пещеры. Вход – рядом с Успенским собором. Сейчас в этих пещерах, значительно углублённых, лежат останки более чем 10 000 человек – монахов монастыря и мирян. Тут покоится прах почитаемых печерских старцев, а также яркого духовного писателя, митрополита Вениамина (Федченкова) , который закончил свой земной путь в Псково-Печерском монастыре в 1961 г. Вблизи от входа стоят гробы святых Марка, Ионы и Вассы. Когда святотатцы хотели вскрыть гроб Вассы, из него вышел огонь и опалил их. В пещерах, вырубленных в песчанике, постоянная температура: +5 градусов. Сретенская церковь. Не очень заметная, но вместительная. В ней часто служатся вечери. Собор Архангела Михаила (1821-1827). Стоит наверху. Его колонны контрастируют с древним обликом остальных храмов, башен и стен. Это самый большой храм, богослужения проводятся во все большие праздники. В нём – три чудотворные иконы Божией Матери – Умиления, Одигитрия и Успения (древняя). У правой части иконостаса в ковчежце хранится десница вмц. Татианы. Святые источники. Внутри монастыря находится колодец или источник прп. Корнилия. Знатоки говорят, что он существовал ещё до Корнилия. В низине за монастырем, у д. Пачковки, находится Иоанно-Предтеченский источник. («Источник прп. Вассы» был назван так менее полувека назад паломниками. Краеведы знают, что его истинное название – «Денисов ключ».)

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНН [англ. Donne] Джон (1572?, Лондон - 31.03.1631), англ. теолог, декан собора св. Павла, поэт, основоположник метафизической школы. Род. в семье купца-католика; после смерти отца в 1576 г. воспитывался в семье отчима Дж. Симмиджа, президента Королевской медицинской академии. В 1584 г. Д. поступил в Харт-Холл колледж в Оксфорде, а в 1586 г. продолжил учебу в Тринити-колледже в Кембридже, но ни в одном из них не получил ученой степени, т. к. для этого требовалось подписать «Тридцать девять статей» англикан. Церкви, что для него, как для католика, было неприемлемо. Оставив учебу, Д. какое-то время путешествовал по Италии и Испании. В 1592 г. был принят в лондонскую юридическую школу Линкольнс-Инн, где проучился ок. 3 лет. В 1593 г. Д. получил причитающуюся ему долю отцовского наследства; в том же году умер его брат Генри, арестованный за укрывательство священника-иезуита. В 1596-1597 гг. Д. в числе «джентльменов-добровольцев» отправился под началом гр. Эссекса и сэра Уолтера Рейли в неудачную пиратскую экспедицию на Кадис (Испания), а затем в закончившийся провалом «Островной поход» (на Азорские о-ва), затеянный ради перехвата возвращавшихся из Америки испан. кораблей с сокровищами. Эти путешествия отражены в стихах «Шторм» и «Штиль». В сер. 90-х гг. Д. начинает всерьез задумываться о переходе в англиканство. Принять окончательное решение было нелегко, т. к., по собственным словам Д., он был воспитан католиками - приверженцами «зап рещенной и гонимой религии, привыкшими презирать смерть и жаждущими воображаемого мученичества» ( Carey. 1981. P. 21). Дж. Донн. Гравюра У. Мариалла. 1591 г. Дж. Донн. Гравюра У. Мариалла. 1591 г. В 1601 г. Д. перешел в англиканство и стал секретарем Т. Эджертона, лорда-хранителя Большой печати; в дек. того же года тайно обвенчался с Анной Мор - несовершеннолетней дочерью сэра Дж. Мора и племянницей Эджертона, после чего лишился места и был заключен в тюрьму. В апр. 1602 г. суд подтвердил законность брака, и Д. с женой переехали в графство Суррей; в 1605 г. они перебрались в Митчем близ Лондона, где Д. посвящал время изучению богословия, канонического права и истории Церкви; в 1605-1607 гг. помогал Т. Мортону (впосл. епископ Даремский) в написании полемических сочинений против католиков. В то же время Д. после безуспешных попыток получить место на гос. службе пережил тяжелый духовный кризис, результатом к-рого стал «Биотанатос» (1607) - трактат, в котором он размышляет о том, дозволено ли христианину самоубийство.

http://pravenc.ru/text/178944.html

Черкизово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Бориса и Глеба , " Знамение " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1734 и 1749. Архитектор:А.Ф. Путилов (строительство по собств. проекту) Ссылки:   Адрес: Московская обл., Коломенский р-н, с. Черкизово Координаты: 55.20553, 38.743431 Проезд:от Москвы по Рязанскому шоссе [М 5] в сторону области до пересечения с кольцом [А 108]. Далее по трассе (на Рязань) от этой транспортной развязки до перекрёстка в Непецино 11 км. В Непецино левый поворот на Мячково и Черкизово. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Домовая Успенская церковь, сооруженная в 1734-1749 гг. и перестроенная в 1821 г. в стиле классицизм - самая ранняя постройка бывшего поместья Черкизово. Храм, долгое время бывший бесхозным, сильно пострадал от времени. Село Черкизово известно с XIV в. По местному преданию, здесь в 1350 г. родился святой благоверный князь Димирий Донской. Соседнее село Никульское принадлежало роду Вельяминовых, из которого происходит мать великого князя Димитрия. Через Черкизово проходил путь русского войска к месту Куликовской битвы. В конце XIV в. село принадлежало коломенским наездникам Черкизовым. В середине XV в. эти земли перешли в дворцовое ведомство. В 1543 г. в Черкизове побывал царь Иван Грозный. В 1592 г. здесь была построена деревянная церковь в честь Собора Богородицы. В 1734 г. на средства владельца села Петра Борисовича Черкасского, предположительно по проектуАлександра Путилина, началось строительство дворцовой каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1736 г. строительство в основном закончили, однако храм освятили лишь в 1749 г. Первым священником домовой княжеской церкви был Федор Никифоров. В плане храм напоминал четырехлепестковый цветок. Внутри его украшал сложный фигурный иконостас с цельными кипарисными дверями, драгоценная утварь XVII в., старинные иконы.

http://sobory.ru/article/?object=09889

– Да, история храма достаточно интересна. Первое упоминание о деревянной церкви Святых страстотерпцев Бориса и Глеба , расположенной в селе Куртниково, принадлежащем Троице-Сергиеву монастырю, относится к 1592 г. В июле 1809 г. началось строительство новой каменной церкви Святых благоверных князей Бориса и Глеба. Завершено строительство в 1816 г. В 1831 г. в трапезной церкви с правой стороны был устроен придел во имя Святого пророка Божия Илии. В 1857 г. на средства статского советника Владимира Александровича Рукина с левой стороны в трапезной был устроен придел во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Непосредственное участие в утверждении проектов приделов храма принимал и лично подписывал антиминсы Святитель Филарет Московский (Дроздов). Борисоглебский храм был закрыт в 1937 г. Не обошли стороной его и военные грозы 1941 г. Недалеко от Куртникова проходил северный рубеж 1-й Гвардейской танковой бригады М. Е. Катукова; 24 ноября 1941 г. наши войска были вынуждены отойти на восточный берег Истринского водохранилища. Куртниково было захвачено врагом. Восстановление храма началось в 2001 году. Я тогда был только-только рукоположен в священники, начал собирать материалы в архиве (чтобы восстановить храм в максимально близком к первозданному виде), одновременно служил вторым священником в Благовещенском храме села Павловская слобода Истринского района. Настоятель этого храма, протоиерей Владислав Провоторов, оказал мне огромную помощь и в приобретении навыков церковного служения, и в постановке правильного подхода к восстановлению храма. В настоящее время восстановлен белокаменный фундамент, подземная отопительная система, проведены газ и электричество. Восстановлены разрушенные своды, кровля, глава храма, колокольня с полным звоном колоколов. Построена частично церковная ограда. В главном приделе храма идет роспись. В трапезном приделе храма совершаются регулярные богослужения. Для полноценного восстановления осталось закончить роспись храма, установить постоянные иконостасы, оборудовать алтари. К сожалению, в связи со сложной экономической обстановкой работы эти движутся не быстро. Надеюсь, что Господь управит, и найдутся возможности и благодетели, которые помогут окончательно восстановить храм.

http://pravoslavie.ru/102215.html

Дело Галилея нанесло большой урон авторитету католической церкви. Ее ошибка состояла в том, что практически на уровень догмата было возведено представление из научных теорий, созданных, кстати, язычниками. Ведь физика Аристотеля, как и система Птолемея – это наследие античности. Но учение о движении Земли не может быть богословским вопросом. Догматы должны касаться области веры, куда нет доступа науке. Например, в «Символе веры» нет ни одного определения, которое можно было бы подтвердить или опровергнуть научно. 14.  Церковь признала свои ошибки в деле Галилея В 1758 году Папа Бенедикт XIV велел вычеркнуть работы, защищавшие гелиоцентризм, из «Индекса запрещённых книг». Эта работа проводилась неспешно и завершилась только в 1835 году. Голоса о необходимости реабилитировать Галилея звучали на Втором Ватиканском соборе (1962-1965). Позже реабилитацией Галилея занялся Папа Римский Иоанн Павел II. В 1989 году кардинал Пупар заявил по поводу осуждения Галилея: «Осудив Галилея, Священная канцелярия действовала искренне, опасаясь, что признание революции Коперника сулит угрозу католической традиции. Но, то была ошибка, и необходимо ее честно признать. Сегодня мы знаем, что Галилей был прав, отстаивая теорию Коперника, хотя дискуссия по поводу приведенных им аргументов продолжается и в наши дни». Биография Галилея Галилей родился 15 февраля 1564 г. в Пизе (город недалеко от Флоренции) в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галиля, теоретика музыки и лютниста. Род Галилея был из Флоренции, принадлежал к ее богатейшим буржуазным семействам, которые управляли городом. Один из прапрадедов Галилея был даже «знаменосцем правосудия» (gofaloniere di giustizia), главой Флорентийской республики, а также известным врачом и ученым. В Пизе Галилео Галилей окончил университет, здесь протекали его первые научные исследования, и здесь же он в возрасте 25 лет занял кафедру математики. Когда Галилей жил в Падуе (1592–1610), он заключил невенчанный брак с венецианкой Мариной Гамба и стал отцом сына и двух дочерей. Позже, в 1619 году, Галилей официально узаконил сына. Обе дочери закончили жизнь в монастыре, куда они ушли, поскольку из-за своей незаконнорожденности не могли рассчитывать на удачный брак и хорошее приданое.

http://foma.ru/galileo-galilej-14-intere...

Евангелие 9 – письмо и вклад инока Исаака Бирева, с чеканной травами доской, с 11 круглыми образками, исполненными чернью, с застежками такой же работы, может быть, рука мастера-итальянца; листы закрыты с трех сторон накладками, низанными жемчугом в решетку, с мелкими серебряными дробничками. Вклад 1531 года, Евангелие 3 с басменным Распятием и двумя уцелевшими евангелистами – работа XIV в. Хороши переплеты Евангелий 14 1602 года, с чеканной доской, и 31, с резными, из лала, овальной формы изображениями Спаса и евангелистов – конца XVII века. Мы уже упоминали об изображении Троицы, резанном на большом изумруде средней цаты образа рублевской Троицы, и о двух иконах, резанных на яшме, в большом окладе образа – крышки от раки преподобного Сергия. На одной из них – поясное изображение Спасителя, русская работа XVI века, а на другом – два святых греко-итальянской работы. Кроме этих редких образцов резьбы на твердых драгоценных и полудрагоценных породах, в ризнице – целый ряд подобных резных изделий по камню, кости и дереву, начиная с XII–XШ века и кончая современными образцами. На них остановимся главным образом в отделе панагий. Чтобы закончить обзор окладов Евангелий, отметим переплет XVIII в., высотою в аршин, сплошь серебряный, чеканный, с многочисленными образами на финифти; он очень пышен, но несерьезен. Коснемся ряда великолепных потиров. 1 – потир 1449 года, один из ранних вкладов в лавру, дар великого князя Василия Васильевича Темного, с мраморной чашей, в золотой оправе с чеканкой и сканью, на золотом же поддоне, с надписью, содержащею дату 1449 год и имя мастера Ивана Фомина. Интересны три потира, тоже с выточенными из камня чашами, 2 с яшмовой чашей и 4 и 5 с чашами из горного хрусталя, оправленые в серебро, с серебряными поддонами, вклад Дмитрия Ивановича Годунова 1595 года. Потир 3 золотой, с черневыми изображениями Деисуса и символов евангелистов, с черневыми травами и надписями на чаше и на восьмигранном ложчатом поддоне – вклад Бориса Федоровича Годунова в 1592 году; этот потир, благородной формы, одна из многочисленных великолепных черневых работ, вкладов Годунова в Троицкую лавру, показывает любовь к этого рода работам и то высокое совершенство, какого достигла в России в XVI веке резьба по металлу и ее заполнение совершеннейшей по своей чистоте и оттенку чернью.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Рассматривая выражения стихов 4-го и 5-го Исаии, мы заметим, что в Пс. 39есть разность чтения по Еврейскому тексту и по переводу 70-ти 1592 . В первом стих этот читается: „Ты открыл Мне уши“; в переводе 70-ти: „Ты уготовал Мне тело“. Еврейский текст Псалма Давида очевидно лежит в основании пророчества стихов 4 и 5 наст. главы L Исаии, и в этих параллельных местах говорится о единстве Существа и Мысли Бога Отца и Бога Сына. Между тем по таинственному произволению Божию переводчики в Египте произнесли другое пророчество во Псалме 39-м, в котором открывается вочеловечение Сына Божия, идущего исполнить волю Божию „в теле человеческом, уготованном Ему“. – Таинственны пути Божия откровения! Мы прибавим только, что, как видно из Евангелий и посланий, текст перевода Семидесяти был во времена Господа нашего Иисуса Христа во всеобщем употреблении посреди Иудеев Палестины. Раб или „Отрок Господень“ говорит о Себе, что Господь Бог 1593 дал Ему „язык мудрых“, ибо единственная мудрость возможная в мире истекает от Господа Бога-источника ее. Упоминание о живительном слове, которое будет подкреплять изнемогающего и о постоянном („каждое утро“) напоминании вечного Слова в ст. 4 знаменует, что во время пребывания на земле Богочеловека, Он находится в непрерывном единении воли с Отцом, „как бы учащийся“. В стихе 5 пророк видит то состояние смирения и покорности воле Божией 1594 , которые выражены в словах Господа в Гефсиманском саду: „не Моя воля, но Твоя да будет“. ( Лк. 22:42 , Мф. 26:42 , Мк. 14:36 ). В следующих стихах (ср. более ясное откровение в гл. 63) рисуется страждущий по человечеству 1595 облеченный в плоть Мессия. 6 . Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. 7 . И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Прежде всего остановимся на словах стиха 7-го, упоминающего о стыде всякого обыкновенного человека, подвергающагося побоям и насилию, и напомним, что по Быт.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Утверди 1584 плоть мою в страхе 1585 Твоем, ибо я боялся судов Твоих. Я творил суд и правду, не предавай меня обижающим меня. Защити раба Твоего ко благу (его) 1586 , дабы не клеветали на меня гордые. Очи мои истаяли (ожидая) 1587 спасения Твоего и слова правды Твоей. Сотвори с рабом Твоим по милости твоей и уставам Твоим научи меня. Я – раб Твой: научи меня, и узнаю откровения Твои. Время действовать 1588 Господу: уничтожили 1589 закон Твой. А 1590 я возлюбил заповеди Твои более золота и топаза 1591 . Посему ко всем заповедям Твоим я направлялся, всякий путь неправды возненавидел. Дивны откровения Твои, посему углублялась в них душа моя. Уяснение слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев 1592 . Уста мои я открыл и привлек в себя Дух 1593 , ибо заповедей Твоих я возжелал. Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь 1594 с любящими имя Твое. Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною никакое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, и буду хранить заповеди Твои. Лице Твое яви светлым рабу Твоему и научи меня уставам Твоим. Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил 1595 закона Твоего. Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои. В откровениях Твоих 1596 Ты заповедал правду и совершенную истину. Сокрушила 1597 меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои. Слово Твое весьма чисто 1598 , и раб Твой возлюбил его. Весьма молод я и уничижен, (но) уставов Твоих не забыл. Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина. Скорби и нужды постигли меня, заповеди Твои – утешение мое. Откровения Твои – правда во век: вразуми меня, и жив буду. Я воззвал всем сердцем моим: услышь меня, Господи! Уставы Твои буду хранить. Я воззвал к Тебе: спаси меня! И я буду хранить откровения Твои. Предварял я рассвет 1599 и взвывал 1600 ; (ибо) на слова Твои уповал. Предваряли очи мои утро, чтобы поучаться словам Твоим. Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей, по суду Твоему даруй мне жизнь. Приблизились преследующие меня беззаконно, от закона же Твоего они удалились.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010