Елец. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Первая деревянная Успенская церковь была построена вместе с Елецкой крепостью в 1592 году.  Некоторое время являлся соборным храмом. В 1743 году прихожане Успенской церкви начали строительство нового каменного храма на прежнем месте, которое находилось в непосредственной близости от нынешнего Вознесенского собора (перекрёсток Коммунаров и Маяковского). В 1757 году епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт освятил новый храм. После того как было принято решение о строительстве нового собора в 1815 году, прихожане и причт Успенской церкви выбрали для неё новое место. До 1824 года продолжались работы по разбору старой церкви, одновременно с этим возводилась новая. Строительство современной двухэтажной каменной Успенской церкви велось 14 лет (1815-1829 гг.) стараниями священника Георгия Ключарёва и купца Григория Назарова. В 1823 году закончен и освящён нижний храм в честь Богоявления, а второй этаж с престолом Успения Богородицы завершен лишь в 1829 году. Колокольня 79 метров строилась с 1833 по 1841 годы. Успенская церковь - один из выдающихся памятников храмового зодчества, построенных в период высокого классицизма. Является памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Одним из настоятелей храма был о. Алексий Борисович Борисов, отец святителя архиепископа Иннокентия Херсонского. К Успенской церкви были приписаны 3 часовни. Одна, Успенская, построена вместе с храмом за алтарной стеной, сохранилась и по сей день. Две другие, на мясной площади (ныне Городской рынок) и на «рыбных рядах» (ныне площадь Ленина), не сохранились. Храм был закрыт в 1930-х годах, и до 1962 года его помещение использовалось как склад. Во время войны в трапезную угодила бомба, от чего был разрушен свод. В 1997 году храм был передан РПЦ, и сразу же прихожане Вознесенского собора приступили к работам по его реставрации. В активную фазу работы вступили лишь через 10 лет. Ныне полностью завершены работы по реставрации алтарной части. Ежедневно в храме происходят службы.

http://sobory.ru/article/?object=02129

Успенский храм (Елец) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Строительство современной двухэтажной каменной Успенской церкви велось 14 лет (1815-1829 гг.) стараниями священника Георгия Ключарёва и купца Григория Назарова. В 1823 году закончен и освящён нижний храм в честь Богоявления, а второй этаж с престолом Успения Богородицы завершен лишь в 1829 году. Содержание История [ править править код ] Первая деревянная Успенская церковь была построена вместе с Елецкой крепостью в 1592 году. Некоторое время являлся соборным храмом. В 1743 году прихожане Успенской церкви начали строительство нового каменного храма на прежнем месте, которое находилось в непосредственной близости от нынешнего Вознесенского собора (перекрёсток Коммунаров и Маяковского). В 1757 году епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт освятил новый храм. После того как было принято решение о строительстве нового собора в 1815 году, прихожане и причт Успенской церкви выбрали для неё новое место. До 1824 года продолжались работы по разбору старой церкви, одновременно с этим возводилась новая. Строительство современной двухэтажной каменной Успенской церкви велось 14 лет (1815-1829 гг.) стараниями священника Георгия Ключарёва и купца Григория Назарова. В 1823 году закончен и освящён нижний храм в честь Богоявления, а второй этаж с престолом Успения Богородицы завершен лишь в 1829 году. Колокольня 79 метров строилась с 1833 по 1841 годы. Успенская церковь - один из выдающихся памятников храмового зодчества, построенных в период высокого классицизма. Является памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Одним из настоятелей храма был о. Алексий Борисович Борисов, отец святителя архиепископа Иннокентия Херсонского. К Успенской церкви были приписаны 3 часовни. Одна, Успенская, построена вместе с храмом за алтарной стеной, сохранилась и по сей день. Две другие, на мясной площади (ныне Городской рынок) и на «рыбных рядах» (ныне площадь Ленина), не сохранились. Храм был закрыт в 1930-х годах, и до 1962 года его помещение использовалось как склад. Во время войны в трапезную угодила бомба, от чего был разрушен свод.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_храм...

Деревня Драчково находится в 26 км от Минска. Она считается одной из самых древних деревень Смолевичского района. Как село Минского воеводства Великого Княжества Литовского упоминается в юридических актах 1592 г. По данным переписи 1897 г. в деревне было 56 хозяйств, 500 жителей, действовала православная церковь. Известно о свирепствовавшей в 1871-1874 гг. эпидемии оспы. Со слов Семижона Андрея Дмитриевича (1870-1959 г.): «За деревней начиналось непроходимое болото, многие люди батрачили у пана Ельского в д. Ляды, болели. Медицинское обслуживание для жителей уездных местечек того периода было недостаточным, и при эпидемии смертность среди жителей деревни увеличилась. В тот период времени проблемы, возникающие в местечке среди сельчан, решались на сходках, т.е. сообща. На одной из таких сходок жители решили, как обет перед Господом Богом, построить храм в честь Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Жители деревни знали, что Господь даровал этим святым особую благодать - дар исцелений». Храм был построен в 1875 году. Кто был автором проекта, неизвестно. Однако при восстановлении храма на внутренней стороне возле свечного ящика было найдено высеченное имя «Семижон Дмитрий». Староста храма Даниил Семижон (1919-1997 г.) и его братья Евмен (1903-1966 г.) и Василий(1910-2007 г.) вспоминали: Дмитрий, их дед, со своими братьями и мужчинами деревни организовывали стройку храма сами. Возле местечка Ляды было болото, там был участок леса, который вырубался под строительство. Разработанные бревна вытаскивались на подводах. Огромных сил стоило привезти лес на назначенное место: была осень, дороги размыты, кругом стояла непроходимая грязь. Но люди, давшие обет, не остановились, не роптали, просили крепости духа и сил у Господа и продолжали строительство. Тяжелые, длинные бревна поднимались на сруб при помощи веревок. Когда работы по строительству деревянной церкви были закончены, на храме был возведен крест, выкованный местным кузнецом. Сегодня этот крест находится на бывшей колокольне возле храма.

http://sobory.ru/article/?object=14109

Свято-Сергиевский кафедральный собор (Ливны) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Сергиевский кафедральный собор находится в городе Ливны Орловской области в живописном месте на склоне берега реки Сосны. Расположен на территории бывшего Свято-Успенского мужского монастыря, находившегося здесь с 1664 по 1766 гг. На территории имеются два храма и колокольня. Содержание История [ править править код ] Первые сведения о существовании монастыря относятся к 1592 году, когда государь Федор Иванович пожаловал монастырю реку Тим. Через 26 лет гетман Сагайдачный с запорожскими казаками ограбил Ливны и поживился монастырским добром. В 1647 году монастырь сгорел до тла, с этого момента начинается строительство каменной церкви. В начале XVIII века была предпринята попытка устранить монастырь, но горожане сохранили его. В 1739 году на должность настоятеля монастыря был назначен архимандрит Алексий (Щеглов), на личности которого я остановлюсь подробнее. Это был один из самых выдающихся настоятелей монастыря, такой популярностью славился также и протоиерей Леонид (Илькевич). Среди насельников Ливенского Сергиевского монастыря бывали самые разные люди: крестьяне и дворяне, уроженцы дальних мест и жители Ливенского уезда. Но особое место среди них по праву принадлежит Алексию Щеглову. Отчества его теперь никто не узнает, известно только, что архимандрит Алексий был родом из крестьян села Лютое (Георгиевское тож, — добавляет монастырская летопись), что пришел в монастырь в юношеском возрасте после смерти своих родителей, чтобы выучиться грамоте. Выучился и остался в монастыре рядовым монахом. Но большие и постоянно пополняемые знания, хозяйственная сметка, свойственные ему, заставили братию обители предложить его кандидатуру на пост настоятеля монастыря. Редкий это был настоятель. Ни при ком другом обитель так много не строила. Именно Алексий Щеглов закончил монастырскую каменную ограду, расширил в 1746 году придел преподобного Сергия Радонежского в Успено-Сергиевской церкви, построил на реке Кшени монастырскую мельницу о четырех поставах. Устроил на колокольне " боевые часы " (т.е. часы с боем).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Сергиевс...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНН [англ. Donne] Джон (1572?, Лондон - 31.03.1631), англ. теолог, декан собора св. Павла, поэт, основоположник метафизической школы. Род. в семье купца-католика; после смерти отца в 1576 г. воспитывался в семье отчима Дж. Симмиджа, президента Королевской медицинской академии. В 1584 г. Д. поступил в Харт-Холл колледж в Оксфорде, а в 1586 г. продолжил учебу в Тринити-колледже в Кембридже, но ни в одном из них не получил ученой степени, т. к. для этого требовалось подписать «Тридцать девять статей» англикан. Церкви, что для него, как для католика, было неприемлемо. Оставив учебу, Д. какое-то время путешествовал по Италии и Испании. В 1592 г. был принят в лондонскую юридическую школу Линкольнс-Инн, где проучился ок. 3 лет. В 1593 г. Д. получил причитающуюся ему долю отцовского наследства; в том же году умер его брат Генри, арестованный за укрывательство священника-иезуита. В 1596-1597 гг. Д. в числе «джентльменов-добровольцев» отправился под началом гр. Эссекса и сэра Уолтера Рейли в неудачную пиратскую экспедицию на Кадис (Испания), а затем в закончившийся провалом «Островной поход» (на Азорские о-ва), затеянный ради перехвата возвращавшихся из Америки испан. кораблей с сокровищами. Эти путешествия отражены в стихах «Шторм» и «Штиль». В сер. 90-х гг. Д. начинает всерьез задумываться о переходе в англиканство. Принять окончательное решение было нелегко, т. к., по собственным словам Д., он был воспитан католиками - приверженцами «зап рещенной и гонимой религии, привыкшими презирать смерть и жаждущими воображаемого мученичества» ( Carey. 1981. P. 21). Дж. Донн. Гравюра У. Мариалла. 1591 г. Дж. Донн. Гравюра У. Мариалла. 1591 г. В 1601 г. Д. перешел в англиканство и стал секретарем Т. Эджертона, лорда-хранителя Большой печати; в дек. того же года тайно обвенчался с Анной Мор - несовершеннолетней дочерью сэра Дж. Мора и племянницей Эджертона, после чего лишился места и был заключен в тюрьму. В апр. 1602 г. суд подтвердил законность брака, и Д. с женой переехали в графство Суррей; в 1605 г. они перебрались в Митчем близ Лондона, где Д. посвящал время изучению богословия, канонического права и истории Церкви; в 1605-1607 гг. помогал Т. Мортону (впосл. епископ Даремский) в написании полемических сочинений против католиков. В то же время Д. после безуспешных попыток получить место на гос. службе пережил тяжелый духовный кризис, результатом к-рого стал «Биотанатос» (1607) - трактат, в котором он размышляет о том, дозволено ли христианину самоубийство.

http://pravenc.ru/text/178944.html

Черкизово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Домовая Успенская церковь, сооруженная в 1734-1749 гг. и перестроенная в 1821 г. в стиле классицизм - самая ранняя постройка бывшего поместья Черкизово. Храм, долгое время бывший бесхозным, сильно пострадал от времени. Село Черкизово известно с XIV в. По местному преданию, здесь в 1350 г. родился святой благоверный князь Димирий Донской. Соседнее село Никульское принадлежало роду Вельяминовых, из которого происходит мать великого князя Димитрия. Через Черкизово проходил путь русского войска к месту Куликовской битвы. В конце XIV в. село принадлежало коломенским наездникам Черкизовым. В середине XV в. эти земли перешли в дворцовое ведомство. В 1543 г. в Черкизове побывал царь Иван Грозный. В 1592 г. здесь была построена деревянная церковь в честь Собора Богородицы. В 1734 г. на средства владельца села Петра Борисовича Черкасского, предположительно по проектуАлександра Путилина, началось строительство дворцовой каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1736 г. строительство в основном закончили, однако храм освятили лишь в 1749 г. Первым священником домовой княжеской церкви был Федор Никифоров. В плане храм напоминал четырехлепестковый цветок. Внутри его украшал сложный фигурный иконостас с цельными кипарисными дверями, драгоценная утварь XVII в., старинные иконы. В 1821 г. храм Успения перестроили в классическом стиле. Небольшая звонница соединялась с главным храмом двухпрестольной трапезной. С 1821 г. Успенская церковь из домовой стала приходской, и к ней приписали храм Собора Богородицы. В 1854 г. к церкви пристроили Знаменский придел, а в 1856—1859 гг. — второй придел трапезной во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (освящен в 1860 г.) В 1930-е гг. начались гонения на черкизовскую общину. Известно, что в 1937 г. был репрессирован потомственный диакон Павел Васильевич Некрасов, чей род более 120 лет служил в храмах Черкизова. В 1947 г. разобрали деревянную церковь Собора Богородицы. Из ее бревен построили клуб, сгоревший в 1958 г. В Успенской церкви также располагался клуб. В 1960-е гг. сломали колокольню, главу, пытались тракторами растащить алтарную колоннаду.

http://sobory.ru/article/?object=09889

Антипа Константинов использовал этот мотив во время строительства трехшатровых храмов Ризоположения(возведенной им в 1641 году над Золотыми вратами во Владимире) и Спаса Преображения в Алексеевском монастыре в Москве (1634 год), где он работал вместе с Трефилом Шарутиным. Судить об этом храме мы можем только по рисунку середины XIX века, где третий шатер невидим Следует отметить, что Трефил Шарутин происходил из семьи талатливых зодчих города Кашина. Вряд ли случайно, что еще один ее представитель - Иван Шарутин (сын Марка Шарутина) -в 1652-1654 годы возвел звонницу, увенчанную тремя шатрами (уже более декоративного вида) в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. Шатровая форма в разных вариантах была особенно любима Антипой Константиновым сыном Возоулиным. Он использовал ее уже в первой своей работе – соборе Архангела Михаила в Нижнем Новгороде (1628-1631 годы). Его строительство молодой мастер завершал самостоятельно после смерти отчима. В 1644 году он «был на Пушечном дворе у амбарного каменного дела и иных каменных дел» (здесь имеются в виду литейные амбары). Согласно чертежу XVII века, их венчали два четырехгранных шатра со слухами для выхода отработанного газа. В 1645 и 1648 годы зодчий закончил свою деятельность строительством двух шатровых надвратных церквей (св. Евфимия и Успения) в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода Восьмигранные шатры храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, как и у «Дивной» церкви, и у Спасо-Преображенского собора Алексеевского монастыря, являются не декоративным приемом, а конструктивным завершением каждого из трех объемов: самого храма и двух его приделов, примыкающих к углам основного объема с востока, по сторонам от апсиды. Дополняет и усложняет композицию четвертый шатер – высокая колокольня, первоначально находившаяся у северо-западного угла церкви. С юга, востока и запада храм охватывает невысокая галерея. Примеры похожего расположения двух симметричных приделов шатрового храма впервые появляются в русской архитектуре в конце XVI века. Среди них можно назвать храмы Рождества Христова в Беседах (1590-е годы), Богоявления в селе Красном (1592 год), Смоленской Богоматери в Кушалино (1592 год), Спаса Преображения в селе Остров (1590-е годы) и другие Однако, во всех случаях, приделы сильно уступают по высоте основному храму и имеют завершение в виде главки. Равноценная роль всех трех самостоятельных объемов и шатров в композиции храма в русском зодчестве впервые была использована Антипой Константиновым.

http://sobory.ru/article/?object=02279

Возведение очередного храма закончилось в 1559 году, а через год около неё построили часовню Св. Юрия. Как свидетельствуют документы " интерьер церкви был раскрашен, а крыша покрыта черепицей- " кирамидой " . К сожалению, творение Петра Италийца не долго просуществовало; и церковь и часовня значительно претерпели от пожара 1571 года. Отстроенное вновь культовое сооружение имело в своей архитектуре черты оборонительного характера: массивный силуэт сооружения с могущественными контрфорсами, узкие, высоко размещённые окна, говорили о предназначении сооружения. Одновременно небольшая крыша с аркатурным поясом придавали строению своего рода живописности, а на культовое предназначение указывали три высокие бани, увенчанные крестами. Новую, четвёртую церковь, именно ту, которая стоит и теперь, начали сооружать уже после возведения башни и часовни. 2 апреля 1591 Успенско-Руськое братство подписывает договор с известным львовским архитектором Эпохи Возрождения, учеником Петра из Барбоны - Павлом Римлянином. Он, согласно с условиями договора, обязывался не только совершать надсмотр над ведением работ, но и обеспечивать строительство камнем. В 1592 году к строительству был привлечён архитектор Войтих Капинос, а ещё через год - Амброзий Прихильный, итальянец по происхождению. Последний, после смерти Капиноса (1610) и расторжения договора с Павлом Римлянином (ум. в 1618), завершил строительство Успенской церкви. Основные средства на сооружение святыни были собраны среди украинской общины Львова и отдельных общин Украины. Значительные суммы денег дарили молдавские государи Павел, Еремия, Симон Могилы, гетман Запорожского казацкого войска - Пётр Конашевич-Сагайдачный. Пожертвования внесли также российские цари: упомянутый Фёдор Иоаннович, Борис Годунов и даже Лжедмитрий I, пожертвовавший в 1608 году 950 злотых. 26 января 1631 года Успенскую церковь освятил владыка Еремия Тисаровский. Среди почётных гостей присутствовал Пётр Могила - митрополит Киевский, основатель Киевской коллегии.

http://sobory.ru/article/?object=07711

Из материала книги-альбома Альтанова Л.М., Булатников О.Н. " Ливны " , изд-во: Орлик, г. Орел. 2007 год. г. Ливны, церкви Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской Божией Матери, XVII-XVIII вв. Расположены в центре города на высоком и скалистом берегу реки Сосны, где в XVI—XVIII вв. находился мужской монастырь Св. Сергия Радонежского. Первое упоминание о Сергиевом монастыре содержится в жалованной грамоте 1592 г. Согласно приправочной книге г. Ливен 1615 г., в нем были две деревянные «клетцкие» церкви — Сергия Радонежского и Благовещенья Пресвятой Богородицы (теплая). Из прочих построек в обители находились Святые ворота, украшенные деисусами «на оба лица»; колокольня с шестью колоколами и кельи. При монастыре жили игумен Харлампий, белый поп и 11 человек братии. Убранство храмов состояло из 7 икон и царских врат. В Сергиевской церкви, кроме того, был небольшой иконостас, состоявший из деисусного ряда. Для служб имелось 10 рукописных и печатных книг и немногочисленная медная и оловянная церковная утварь. Вотчины монастыря в 1615 г. состояли из крестьянской слободки в 17 дворов, рек Тим, Кшень и Косоржа со всеми угодьями и с «бобровыми гоны», Никитского починка и мельницы в г. Ливнах. В 1618 г. город Ливны был взят штурмом и сожжен гетманом Конашевичем-Сагайдачным, судьбу города разделил и монастырь. Но уже в следующем году обитель была восстановлена и в нее из Москвы прислали образа, богослужебные книги и прочие церковные принадлежности. В 1647 г. в монастырской церкви Николы Чудотворца начался пожар, дотла уничтоживший монастырь и большую часть города. Из монастырских построек в огне сгорели три деревянных храма — Св. Николая Чудотворца, Благовещения Пресвятой Богородицы, Св. Сергия Радонежского, «9 келий братских, да за монастырем двор попов, двор дьяконов, да монастырских бобылей 10 дворов, черниц безмесных 10 келий». В 1661 г. монастырь во время набега крымских татар сгорел и был «без остатку разорен», но вскоре вновь восстановлен. В 1692—1693 гг. вместо обветшавшего деревянного игумен Иосиф начал строить каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом Св. Сергия Радонежского, оконченный, по-видимому, в начале XVIII в. В 1681 г. монастырь приписан к Архиерейскому дому, учрежденному в Ливнах. В 1725 г. в монастыре кроме Успенского собора и деревянных келий была «круглая, дубового лесу» колокольня с 5 колоколами. Его окружала деревянная же ограда, из «29 звен состоявшая». В том же году монастырь был закрыт, но вскоре по прошению ливенских жителей открыт вновь. В 1731 г. начинается строительство каменных стен вокруг монастыря и надвратной церкви-колокольни Тихвинской Божией Матери, законченное в 1734 г., на которой позднее были установлены часы с боем. Строительство же каменных монастырских стен с двумя воротами и четырьмя башнями затянулось до 40-х гг. XVIII в. Их общая длина составляла 146 сажен (315 м). В 1746 г. придел Св. Сергия Радонежского расширили «собразно с прежним фасадом».

http://sobory.ru/article/?object=09860

Каргополя (в 1/2 версте от городской «Горской» Зосимо-Савватиевской церкви), саж. в сотне от левого берега р. Онеги (на коем стоит и город), вероятно на 1-м от града холме – отрог так называемой «Лешовой Горушки». Этот холм длиною около 100, шириною 10 –15, вышиною до 2 х саж. (теперь всю его длину заняли монастырь с коровником, и гумнами); далее на юго-запад за ригами он пересекается саж. на 60 болотом, и уже за последним начинается так называемая «Лешова (иные называют «Чертова» – прозвище, данное, вероятно, по проделкам черта, которые отчасти уже и внесены в Олонецкую летопись... 406 , Горушка, в собственном ее смысле, покрытая мелким хвойным лесом. Она, в виде длинного, почти прямого вала, простирается с северо-востока на юго-запад, саж. на 200; шириной около 10, высотой 2–3 саж.; в юго-западной ее части, саж. 50 не доходя до ее конца, имелось в ней в старину – по преданию – много пещер и несколько волчьих ям; но песчаный грунт все эти пещеры давно уже завалил; в последнее же десятилетие почти вся гора перепорчена возчиками песка, копающими его для починки дорожных участков. Поселившись на холме, инок Иона вероятно, никакой церкви не устраивал – так как не сохранилось о сем никаких указаний, – и была ли хотя часовня, или, по крайней мере, крест – также неизвестно. Предполагаем, что вся «пустыня» состояла из одной или нескольких, весьма немногих, чернеческих келий... Тем на горе дело и закончилось. Вся деятельность инока Ионы – по преданию – выразилась только в выкопанном им на левом же берегу р. Онеги роднике, – который и до ныне носит название «Волосатаго», – прибавившем лишний ручьишко в названную реку. Над родником в 1715 г., – вернее, позже сего года – была построена из старой монастырской церкви часовня, которая к 1832 г. была уже очень ветхою» (теперь здесь прочная часовня). Во всяком случае инок Иона прожил здесь никак не менее 20 лет (1592 –1612). В вышеупомянутой же монастырской записи говорится далее: «...Начальник Иоанн, званием Власатый, а во иноцех наречен Иона, преставися в лето 7120, февруария (в) 17 день; – а тезоименитства его день, когда был мирский, генваря 7 дня; – а погребен на горе: над ним же последи и церковь древянная построена, а освящена во имя Успения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, в лето 7154 (1646), и стояла времени 71 год» (до 1717 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010