Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. Часть 4. Афон, Сербская и Болгарская Православные Церкви Афон и Сербская Православная Церковь Сербский монастырь Хиландар. Кафоликон и лоза св. Симеона Мироточивого. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Сербы приняли христианство в VII веке и состояли то в римской, то в греческой, а то и в охридской юрисдикциях. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, пока в IX столетии не начали свою проповедь на славянском языке святые братья Кирилл и Мефодий. Вскоре некоторые монахи сербского происхождения жили уже в различных монастырях на Святой Горе. Однако поворотным моментом в истории сербской общины на Афоне стало появление в 1191 году в Русском Пантелеимоновом монастыре сербского княжича Растко, будущего святителя Саввы Сербского. В 1197 году к нему уже в Ватопедской обители присоединился отрекшийся от престола его отец, в скором времени — прп. Симеон Мироточивый. За ктиторские труды и смиренную, подвижническую жизнь в 1198 году им было разрешено основать первый сербский монастырь на Афоне (15, 99–100). Учреждение сербского национального монастыря Хиландарь на Святой Горе явилось важным этапом на пути к обретению Сербской Церковью независимости. В XIII веке Папа Римский старался усилить свою власть в Сербии, но этому активно противостоял св. Савва, который в 1219 году в Никее был рукоположен в архиепископа с одновременным признанием автокефалии Сербской Церкви. По преданию, в Хиландаре находится принесенная из Палестины св. Саввой чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину, у которой и поныне совершаются многие исцеления. В 1346 году могущественный король Сербии Стефан Душан созвал в Скопье церковный Собор, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии, при этом патриаршая резиденция помещалась в Пече. Константинопольский же патриарх Каллист не только не признал Сербскую Патриархию, но в 1352 году наложил на нее анафему. Однако по настоянию афонского монаха сербского происхождения Исаии Константинопольский патриарх в 1374 году анафему снял.

http://pravoslavie.ru/31826.html

Древние иноческие уставы и современный опыт монастырской жизни. Часть 3 Основные монашеские уставы последующих веков Афонские уставы Вид Афонского монастыря Пантократор. Фрагмент литографии. Середина XVIII в. Зародившись и столь быстро распространившись, монашеский образ жизни стал привлекать к себе все больше и больше последователей. Естественно, как и во всяком живом организме, и на этом пути были по временам и местностям спады и подъемы. Так, к V веку монашество увеличилось численно настолько, что выражение «пустыня населилась иноками» (и превратилась как бы в город монахов) получило реальное подтверждение, поскольку численность людей, уходивших жить в отшельнические обители, стала вполне соотноситься с населением больших городов, окруженных пустынными землями. Но через некоторое время количество монастырей резко сократилось в связи с возникшей опасностью арабского нашествия. Новое мусульманское учение быстро распространялось по всему Востоку, а его воинственно настроенные приверженцы часто становились обычными разбойниками и разоряли незащищенные пустынные жилища иноков. Так почти замерла жизнь в египетских пустынях, были замучены и умерщвлены многие монашествующие Малой Азии. Разбойники добрались даже до европейских византийских владений и разоряли обители Греции и Италии. Несколько раз возрождалась иноческая жизнь на Святой Горе Афон, что случилось после совершенного опустошения полуострова арабами в 670-х и 830-х годах. Но места, отдаленные от мира, вновь и вновь населялись любителями безмолвия. И Афон становился все более привлекательным местом для них. Истории об основании монашеской жизни на Святой Горе еще самим императором Константином Великим подробно отвергает в своем труде епископ Порфирий (Успенский). Однако и он признает достоверным, что император Феодосий Великий после чудесного спасения от потопления у берегов Афона в 383 году заложил там строительство Ватопедской церкви, возле которой вскоре возникли монашеские поселения . Имея в виду, что к концу IV века, как это было показано выше, монастыри возникают уже и по всей западной части империи, вполне вероятно, что и вокруг основанной императором церкви могло возникнуть монашеское поселение. Позже, найдя удобными природные условия полуострова и вдохновившись историей о посещении этих земель Пресвятой Богородицей, монашествующие быстро заселили склоны Святой Горы. Значимость этой области также возросла вследствие и пребывания там многих почитаемых святых, таких как первый безмолвник Афона преподобный Петр, устроитель монашеской жизни преподобный Афанасий, главный защитник Православия и умного делания святитель Григорий Палама, наставник и возродитесь умной молитвы преподобный Григорий Синаит и множество других.

http://pravoslavie.ru/31541.html

Закрыть Старец Ефрем: «Послушайте опытного зека» Беседа председателя Братства «Радонеж» Евгения Никифорова с известным благотворителем Сергеем Юрьевичем Рудовым Евгений Никифоров   Сергей Рудов   01:40 30.04.2012 625 Время на чтение 10 минут Уже много месяцев нас с вами заботит судьба старца Ефрема, игумена Ватопедского Афонского монастыря. Мы собирали подписи о его освобождении. И, вроде бы, наши молитвы услышаны. Уж, по крайней мере, из каталажки, из тюрьмы, мы его освободили. Но, освободили ли на самом деле, и что сейчас там происходит, вокруг всей этой проблемы? Расточились ли все эти грозы и опасности или все же что-то осталось? Сегодня я хочу расспросить Сергея Юрьевича Рудова, который только что вернулся с Афона. Сергея Юрьевича многие из вас знают, потому что он известный благотворитель, и практически половина нашей православной прессы выпускается, в частности, под его руководством. Точнее, при его содействии. Так что это огромной важности дело . - Сергей Юрьевич, все-таки что произошло? Освободили ли действительно отца Ефрема, ушли ли угрозы? - Сначала я, если можно, передам наилучшие пожелания отца Ефрема слушателям радио Радонеж. Я вчера вечером с ним долго разговаривал, и он выражал большую благодарность русскому народу и отдельным радиостанциям и телеканалам. И в том числе было упомянуто ваше радио. Что произошло? Изменили меру пресечения, отец Ефрем находится сейчас в монастыре. Так получилось Божьей милостью. Я его тоже встречал, это была такая историческая встреча! Такого не было никогда, чтобы игумен был арестован, и не было никогда, чтобы он возвращался. - А как это происходило? Расскажите. - Мы как раз находились в монастыре, когда пошла первая информация о том, что принято решение некоторых судей об изменении меры пресечения. И как раз в это время была Литургия Преждеосвященных Даров. Лица братьев наполнились таким ожиданием, надеждой, радостью, ведь это был предпасхальный период. Сама встреча была в пятницу вечером, практически уже на Похвалу Пресвятой Богородицы. Отец Ефрем ехал на машине из Афин в Салоники. И приехал в 9 вечера на пристань в город Ириста.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

«Измы» и единство Православия 01.03.2019 12:10:14 Редакционный комментарий В феврале сюжет с очередным украинским расколом, высокопарно именуемым в СМИ «новой церковью Украины», продолжил неспешное развитие. В начале месяца, как и было обещано, состоялась «интронизация» избранного предстоятелем новоучрежденной «церкви» «Епифания» Думенко. Вот ведь сколько кавычек, а что поделаешь – без спотыкания на каждом слове не могут обойтись и сами устроители всего этого бесчиния. На интронизацию были приглашены представители поместных Православных Церквей, но никто не приехал, кроме самих иерархов Константинопольского патриархата, который, впрочем, скоро и сам без кавычек вряд ли сможет быть адекватно обозначен. Ну, если так дела и дальше пойдут. Прибыли в Киев на раскольническую самопрезентацию и два представителя Святой афонской горы, в церковном отношении подчиненной Стамбулу. И странно же прибыли, надо заметить – если игумен монастыря Ксенофонт отбыл всю церемонию с весьма нерадостным выражением на лице, то игумен Ватопедской обители, только ступив на украинскую землю тут же, в аэропорту, и занемог. И был госпитализирован с подозрением на инфаркт. Потом, радостно заселфившись с расколоначальником, отбыл обратно, успев перед отлетом пообщаться и с священноначалием канонической Церкви, и засвидетельствовав и им тоже свою любовь. Странности в весь этот … ну, в общем, во все произошедшее добавляло незадолго до этого случившееся на Святой горе голосование представителей монастырей – отправлять делегацию на интронизацию возглавителя раскола или нет. 13 монастырей из 20 проголосовали против, и Священный Кинот Святой горы на внеочередной сессии решил отказать Константинопольскому патриарху и делегацию не посылать. И тут же игумены двух обителей отправляются туда, куда решили не отправляться. Кстати, Ватопед при этом тоже голосовал против. И вот на тебе – инфаркт может быть даже кажется чуть не случился. По прошествии нескольких дней, при виде такого возможного нездоровья, и чтобы не усугублять, а может быть и наоборот, чтоб усугубить давление на немощных, на Афон прибыл ответный пробный шар – делегация «Святейшей церкви Украины» во главе с «архиереем». Мол, пустите странников к святыням приложиться и послужить уж тоже, что ли. Тут опять произошло разделение – в одних обителях раскольников не приняли, как в русском Свято-Пантелеимоновом, где игумен просто закрыл монастырские ворота, в других, наоборот, приняли и сослужили с ними, как это было в монастыре Пантократор. На предложение «епископа» сфоткаться на память (вот же навязчивая идея) члены святой эпистасии ответили отказом, и делегация СЦУ отбыла восвояси. Но осадочек остался – стало ясно, что единства афонского монашества не наблюдается. По крайней мере, по этому вопросу.

http://radonezh.ru/2019/03/01/izmy-i-edi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Закланная " Описания иконы Икона Закланная - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Находится икона на Афоне в Ватопедском монастыре. Название икона получила после того, как один из диаконов монастыря в припадке злобы замахнулся на образ Богородицы ножом и воткнул нож в правую щёку Божией Матери. Тотчас же из иконы полилась кровь, и диакон ослеп. Рука его, наносившая удар, онемела, а сам он лишился рассудка. Через три года по молитвам монастырской братии Пресвятая Богородица помиловала безумца и возвратила ему рассудок и здоровье. Вскоре диакон умер. Когда, по обычаю Афонской горы, по истечении трёх лет открыли кости умершего инока, то увидели, что все кости его были светлы и носили на себе знамение милости Божией, дерзкая же рука его осталась нетленной и почерневшей. Описание иконы Закланная из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В том же Ватопедском монастыре находится другая икона Божией Матери, которая носит название Закланной. Она помещена в юго-восточном углу внутренней галереи храма во имя. св. Димитрия Солунского, пристроенного к соборной церкви. Свое наименование Закланной сия св. икона получила по следующему случаю. В Ватопедской обители был один экклесиарх, диакон, который должен был долгое время заниматься в церкви, приводя в ней все в порядок и чистоту. Вследствие своих занятий он иногда не мог в обычное время являться в трапезу для обеда и приходил поэтому после всех. Однажды, пробыв долго в церкви, диакон пришел в трапезу и попросил у келаря себе обеда. Тот, недовольный безвременным приходом экклесиарха, заметил, что надобно в трапезу ходить в свое время, а не тогда, когда вздумается. Диакон оскорбился сделанным ему замечанием и еще более настойчиво стал требовать себе обед. Когда же келарь решительно ему заявил, что у него нет для него ни куска хлеба, то экклесиарх, голодный и взбешенный, д[...]

http://pravicon.com/icon-109

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Косма Зографский, прп. - житие Косма Зографский (+ 1323 иеромонах, отшельник, преподобный. Память 22 сентября Болгарин, в юности уклонился от вступления в брак, тайно от родителей ушел на Афон. Уже тогда, в пути, диавол пытался поколебать стремление юноши, смущая его видением непреодолимой морской пучины, окружавшей Святую Гору. Горячая молитва юноши развеяла демонское наваждение. На Афоне святой Косма был принят в Зографскую обитель. Там он долго был послушником, а потом принял монашество и был назначен экклесиархом. Святой Косма получил особую милость быть тайнозрителем Небесной Игумении Афонской Горы, Которая на праздник Благовещения в Ватопедской обители благоволила зримо открыть ему попечение о Своем земном жребии: видел он Женщину царственной красоты и величия, Которая распоряжалась и в храме за службой, и в трапезной, все же иноки были послушными Ее служителями. Вскоре святой был рукоположен во диакона, а затем и во пресвитера, что побудило его к новым подвигам. Ревнуя о спасении, святой по горячим молитвам к Пресвятой Богородице вновь удостоился знака Ее особого покровительства: он услышал голос Богоматери, исходивший от Ее святой иконы и вопрошавший Сына Своего: " Как спастись Косме? " Ответ Господа был таков: " Пускай удалится из монастыря на безмолвие " . Испросив благословение настоятеля, святой Косма удалился в пустынь, и там, в пещере, высеченной в скале, начался новый подвиг безмолвного отшельничества. Бог не оставлял своего верного молитвенника: святой сподобился дара прозорливости. Как в начале подвижничества враг рода человеческого пытался отклонить святого с намеченного пути, так и предсмертные дни праведника были для него тяжким испытанием. Незадолго до кончины избранник Божий был удостоен видения Самого Христа, Который известил святого, что, прежде чем душа его отойдет в Царство Небесное, сам сатана со своим полчищем жестоко изобьет его и изранит. Подготовленный к страданиям Божественным утешением, святой мужественно вынес попущенное Богом страшное диавольское глумление и на третий день после свирепых побоев, приобщившись Пречистых Таин, со славословием на устах, мирно отошел ко Господу. Бог, " прославляющий славящих Его " , чудно прославил по смерти и преподобного Коему: во время погребения святого к пещере его стеклось множество зверей и птиц, как будто понимавших общую утрату Святой Горы, когда же тело опустили в могилу и стали засыпать землей, каждая из бессловесных тварей издала печальный глас, отдавая последнюю почесть угоднику Божию. Когда, по обычаю, через 40 дней после всенощного бдения братия открыла святые останки праведника, чтобы перенести их с честью в обитель, чудным образом их не оказалось - Господь сокрыл их. Это было в 1323 году.

http://pravicon.com/info-2729

На Пермскую землю прибудут иконы со святой горы Афон Пермь, 12 октября 2006 г . 16 октября 2006 г . на Пермскую землю прибудут со святой горы Афон иконы Божией Матери «Иверская», «Отрада» или «Утешение» и святого великомученика Пантелеимона. В 13:00 крестным ходом от привокзальный площади (станция Пермь II) иконы будут доставлены в Свято-Троицкий кафедральный собор, где будет совершено торжественное богослужение перед святынями. Иконы будут постоянно пребывать в Свято-Троицком кафедральном соборе, сообщает сайт Пермской епархии . Прибывающая со Святой горы Афон икона Божией Матери именуемая «Отрада» или «Утешение» являет собой точную копию той, что находится в Ватопедском монастыре. По своим размерам она точно совпадает с оригиналом - 140 х 100 сантиметров . Образ написан на доске, изготовленной из дерева, которое росло на территории обители. Он украшен серебряным окладом, выполненным искусными греческими ювелирами. Прежде чем начать работать над иконой иноки много дней провели в посте и молитве. А в краски, которые использовались при написании образа, была добавлена частица мощей преподобного Максима Грека - святого, глубоко почитаемого как на святом Афоне, так и в России. 3 февраля 2007 года исполняется 1200 лет со дня явления этой чудотворной иконы. Эта икона будет постоянно находится в кафедральном соборе города Перми. История иконы тесно связана с Ватопедским монастырем на Афоне. Во время сильной бури сын императора Феодосия Великого Аркадий упал с корабля в море. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря. Спутники Аркадия тщетно искали бездыханное тело отрока в прибрежной полосе на афонском берегу. Отчаявшись, они хотели вернуться на корабль. Но в последний миг внимание всех привлек куст. Когда мореплаватели подошли к нему поближе, то увидели царевича, спокойно спавшего в тени куста. Он рассказал своим друзьям, что его спасло заступничество Божией Матери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду перед своей явной гибелью. После такого спасения сына император Феодосии Великий помог созданию обители на том самом месте, где произошло чудо. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока».

http://pravoslavie.ru/18794.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Афон и его святыни В данном сборнике представлены жития некоторых афонских святых, их избранные поучения, а также чудесные и знаменательные случаи, связанные с ними. Приводятся краткая история Святой Горы, рассказ об афонских монастырях, слова об Афоне лиц, которые сподобились побывать на нем. Издание адресовано широкому кругу православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Афон и его святыни Составитель А. А. Маркова Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-307-1587) Предисловие Святая Гора Афон – полуостров в Восточной Греции. Он является жребием Пресвятой Богородицы и находится под Ее особым покровительством – Богородица считается Игуменьей Горы Афонской. С земной же точки зрения – Афон уникальная, единственная в своем роде монашеская республика, живущая по своим законам и традициям уже более тысячи лет. За это время история Святой Горы знала как периоды расцвета, сопровождавшиеся строительством, либо возрождением обителей, так и периоды больших потрясений, когда афонские монастыри едва могли выжить, угнетаемые иноверцами. На Афонской Горе просиял целый сонм подвижников, среди них – великие философы и простецы, пустынники и насельники общежительных обителей, проповедники, просвещавшие целые народы, и мученики. Всех их объединяет особый дух бескомпромиссного афонского подвижничества, выразившийся и в строго-аскетическом подвижничестве, и в проповеди христианских истин, и в свидетельстве о Православии даже до смерти. В данном сборнике представлены жития некоторых афонских святых, краткая история Святой Горы, рассказ об афонских монастырях и отзывы об Афоне паломников и насельников Святой Горы. Анна Маркова Афонские святые Преподобный Агапий Преподобный Агапий был послушником одного добродетельного старца, безмолвствовавшего в келье Святой Троицы, в пределах Ватопедского монастыря. Как-то раз он пошел к морю – постирать одежду. В это время к берегу пристали пираты-мусульмане, они захватили Агапия в плен и продали в рабство. Его хозяином стал один мусульманин из Магнисии. Преподобный жил у него двенадцать лет и ежедневно работал с усердием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Своими впечатлениями от паломничества на Святую Гору Афон с нами поделился участник Тамбовского областного отделения движения «Россия Православная» Владимир Жильцов. - Какие монастыри на Святой Горе Вы посетили? Расскажите о Ваших впечатлениях от посещения обителей. - Несмотря на то, что программа поездки была очень насыщенна, за шесть дней, проведенных на Афоне, мы побывали практически во всех монастырях, посетили множество скитов и других интересных и живописных мест, поклонились афонским сокровищам – чудотворным иконам и мощам святых угодников Божиих. Пребывание в этом святом месте показалось мне сказочным мгновением. Я забыл о мирских заботах, проблемах, суете, в душе моей поселились умиротворение, абсолютная тишина и спокойствие. Ум был занят только молитвой! Отдельно хочется отметить теплый прием братией афонских монастырей русских паломников. В Ватопедском монастыре у нас состоялась духовная беседа с наместником Архимандритом Ефремом, длившаяся 40 минут и закончившаяся отдельным его благословением каждого участника нашей группы и раздачей памятных подарков о Ватопедской обители. В Карее (столица Афона) мы посетили старца Гавриила, где смогли приложиться к мироточивой иконе Божией Матери и послушать наставления о духовной жизни в миру. - Расскажите о впечатлениях от жизни монахов, афонского богослужения и церковного пения. - Святая Гора Афон – удивительное место! Жизнь монахов, наверное, как и в любом другом монастыре, проходит в молитве и послушании. Однако афонские монастыри отличаются еще и тем, что богослужения совершаются в них по византийскому стилю, ориентируются на солнечные часы и их никогда не посещали женщины. Богослужение, пение (кроме русского Пантелеимонова монастыря) совершается на греческом языке и в основном в ночное время. Все это обычному мирскому человеку не привычно, может быть даже что-то непонятно, однако чувствуя присутствие самой Царицы Небесной, вскоре забываешь обо всем и начинаешь вместе с насельниками афонских обителей молиться о спасении всех людей и обретаешь покой и душевное равновесие.

http://pravoslavie.ru/59115.html

Старец Тихон (в центре) принимает монахов из братства Иосафеев. Прп. Паисий - на заднем плане, достает воду из бочки, чтобы предложить ее гостям). 1966 Не будем забывать, что преподобный Паисий Святогорец был учеником русского старца Тихона (Голенкова) Читая современные материалы по Афону, все время наталкиваешься на имена Паисия , Иосифа Ватопедского , Иосифа Исихаста , Ефрема Филофейского , Ефрема Катунакского и замечаешь, что начинаешь завидовать греческому народу – и не потому, что он дал так много святых в современности, а потому, что мы, русские, часто совсем не помним своих святых. А сколько святых ходило теми же тропами, что и эти почитаемые ныне греческие подвижники! Пусть это и было в несколько более отдаленном прошлом. Один из упомянутых выше отцов – преподобный Паисий – был учеником русского старца Тихона (Голенкова) и составил его жизнеописание, которое могло бы украсить древний патерик. «Каждое Рождество старец покупал себе одну селедку, чтобы все радостные дни святок проводить с разрешением на рыбу. Однако скелет от нее он не выбрасывал, а подвешивал на бечевке. Когда приходил Господский или Богородичный праздник и разрешалась рыба, он кипятил в пустой консервной банке немного воды, два или три раза окунал скелет селедки в воду, чтобы вода начала немного пахнуть, и затем бросал в нее немного риса» 1 . Однажды недавно почивший иеромонах Филарет (Гачегов) рассказывал об одном почитаемом в монастыре Филофей русском старце. Когда он в 1965 году отошел ко Господу, то насельники были очень огорчены тем, что никто из русского монастыря не пришел проводить этого старца, потому что, по словам иеромонаха, мало кто о нем знал из новых монахов. И про этого подвижника, схимонаха Августина (Корра), мы опять узнаем из рассказа грека – схимонаха Паисия: «Старец всегда светился, ибо его покрывала Божественная благодать. Достаточно было только посмотреть на него, чтобы забылась любая скорбь, потому что благодаря своей внутренней доброте он сеял вокруг себя радость. Его внешнее одеяние – латанный-перелатанный подрясник – было хуже тряпья, которое садовник надевает на пугало. Когда случалось, что кто-то приносил ему какую-нибудь хорошую вещь, он тут же отдавал ее другим». Благодаря отцу Паисию сохранилась память об этом подвижнике, и этот рассказ помещен в «Русском афонском отечнике», который недавно был издан Пантелеимоновым монастырем. Так, по крупицам, сохраняется память о русских святых.

http://pravoslavie.ru/91106.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010