О.А. Родионов Статья посвящена малоизученному и до сих пор лишь частично изданному корпусу сочинений Каллиста Ангеликуда – одного из самых интересных представителей поздневизантийского исихазма. В статье рассматриваются различные проблемы рукописной традиции, в частности, впервые приводятся сведения об афонской рукописи Vatop. 610, до сих пор не попадавшей в поле зрения исследователей наследия Каллиста Ангеликуда . Кроме того, в статье предлагается новый подход к систематизации корпуса творений Каллиста. В заключение в статье исследуется происхождение уникального памятника, возможно, созданного в конце XIV в.: Канона умилительного Господу Иисусу Христу, атрибутируемого в рукописях Макарию Катафигиоту, предположительно – ученику Каллиста Ангеликуда . Содержание 1. Слова 1.1. Слова, объединяемые под условным заглавием «Исихастское утешение» 1.2. Слова из других рукописей 2. Главы 2.1. 222 главы, нередко именуемых «Исихастским обучением» 2.2. 115 Глав 2.3. «Катафигиотовы» главы или «О божественном единении» 2.4. «Главы под видом Слов» 3. Гимны и молитвы 3.1. Гимны 3.2. Молитвы 4. «Против Фомы Аквинского» 5. Послания     Цель настоящей статьи – уточнить состав корпуса сочинений Каллиста Ангеликуда на основе данных о рукописной традиции, полученных в последние десятилетия 1 . Каллист Ангеликуд Меленикеот – выдающийся византийский богослов-исихаст 2 , творения которого в их полноте были открыты лишь в последние десятилетия 3 . О Каллисте Ангеликуде мы знаем мало, однако достаточно, чтобы утверждать, что в 1370-е – 1380-е гг. он руководил монастырем в городе Меленикон в Македонии (ныне Мелник в Болгарии). Акты патриарха Константинопольского Филофея 1371 г. не содержат упоминания других лиц, а также имени обители Каллиста 4 . В то же время отдельное собрание глав Каллиста Ангеликуда , по-видимому, еще при жизни надписывалась именем Каллиста Катафигиота (так это, напр., в ценнейшей Ватопедской рукописи Vatop. 610 конца XIV в., – о ней подробно будет рассказано ниже), что могло указывать на наименование монастыря: Катафиги (Καταφυγ; таких обителей на территории Византии было несколько) или, скорее, Катафигион (Καταφγιον). Документы Ватопедской обители, которые в настоящий момент готовятся к изданию, позволяют определенно сказать, что монастырь Каллиста Ангеликуда в Мелениконе носил именно такое название: Катафигион (Καταφγιον) 5 . Расцвет его деятельности, по-видимому, приходится на 1360-е – 1380-е гг. Все эти данные позволяют отождествить Каллиста Ангеликуда из Меленикона, упомянутого в актах патриарха Филофея, и автора исихастских текстов – Каллиста Ангеликуда Меленикеота 6 . Собственные тексты Каллиста практически не содержат каких-либо сведений, на основании которых можно было бы воссоздать какие-то страницы биографии автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это решение вызывает у верующих Русской Православной Церкви серьезную озабоченность» По словам митрополита Илариона, арест архимандрита Ефрема может рассматриваться как враждебный выпад против афонского монашества и Православия в целом 28.12.2011 1027 В конце прошлой недели суд вынес решение об аресте настоятеля Ватопедского афонского монастыря архимандрита Ефрема в связи с инициированным еще в 2008 году масштабным расследованием обстоятельств осуществления сделок с недвижимостью между обителью и греческим государством. В выходные полицейские прибыли в Ватопедский монастырь для ареста отца Ефрема. Но после осмотра настоятеля монастыря врачами было принято решение оставить священника в обители по состоянию его здоровья. Между тем вчера стало известно, что отец Ефрем арестован и вывезен с территории Афона, сообщает «Интерфакс-Религия». Оценку действиям греческих властей в интервью изданию дал глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). «Мы не знаем, да и не можем знать всех обстоятельств, связанных с выдвигаемыми против отца Ефрема и еще целого ряда лиц обвинениями по поводу имущественных сделок, заключенных в прошлом Ватопедской обителью. Определение их законности – дело греческого правосудия, в осуществление которого мы не можем вмешиваться. Однако совершенно очевидно, что применение предварительного тюремного заключения к не представляющему никакой опасности человеку, каковым является архимандрит Ефрем, без рассмотрения дела по существу и до вынесения по нему судебного решения, - это чрезвычайное событие, вызывающее глубокое недоумение. Единственный из всех обвиняемых по этому делу, кого сочли необходимым поместить в тюрьму, - пожилой и обремененный болезнями священнослужитель. Такое решение вызывает у верующих Русской Православной Церкви серьезную озабоченность, оно настораживает ее иерархов и заставляет задумываться о подлинных его причинах», - отметил владыка. «Мы знаем, что монастырь Ватопед, который некогда находился в довольно запущенном состоянии, с приходом игумена Ефрема возродился во всех отношениях, - продолжил митрополит Иларион. – У отца Ефрема большие заслуги перед святогорским монашеством, что и было подчеркнуто той солидарностью, которую проявил в нынешних обстоятельствах Священный Кинот Афона. Архимандрит Ефрем известен и намного шире – не только в Греции, но и во всем православном мире как духовный руководитель, ревнитель устроения монашеской жизни сообразно с многовековой традицией. Всякий побывавший в Ватопедском монастыре на себе испытал дух гостеприимства, царящий в обители и распространяющийся на всех без исключения паломников».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/28/et...

Об особом качестве духовной жизни на Святой горе, вершине русского афонского монашества и о том, как чуть не умер с горя Настоятель (игумен) Ватопедского монастыря на Афоне архимандрит Ефрем – об особом качестве духовной жизни на Святой горе, вершине русского афонского монашества и о том, как сам он чуть не умер с горя, узнав, что будет монахом. Беседа состоялась в дни Первой международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение». – Вы родились в верующей семье? Какова была ваша первая сознательная встреча с Богом? – Я из деревенской семьи, из бедной деревни. Мои родители – земледельцы. Мой отец был работяга, не особенно церковный человек. Мама – Божий человек. И первое мое духовное вдохновение было от батюшки, от священника нашего села. У меня была тяга к церковной жизни: надевал полотенце на шею и совершал «литургии» в детстве. Всё понимал и схватывал, потом повторял, отпусты совершал. – Что повлияло на ваше решение принять монашество? Кто был вашим духовным отцом? – Моим духовным отцом был старец Иосиф Ватопедский. А монахом я стал потому, что благодать меня привлекла. Я не мог даже представить себе этот образ жизни – в первый раз, когда я приехал на Афон, мне было 18 лет. Я учился в церковной школе, и один мой однокурсник, который тоже хотел стать монахом, но, в конце концов, стал женатым священником, сказал, что в одной гражданской газете есть статьи про Святую гору. Я начал читать эти статьи и захотел приехать на Афон. Потом через год мы приехали в богословскую школу Афин учиться, и в 1975 году я первый раз приехал на Афон. В программе встреч была встреча со старцем Ефремом Катунакским, который почил в 1998 году. У него от Бога была сильная харизма. Нас было тогда пять студентов. Он смотрит на меня: «Ты, – говорит, – монахом станешь». Я от горя с ума сошел! «Еще епитрахиль наденешь, – говорит, – священником станешь». И плюс говорит: «Ещё будешь из нашего духовного рода – учеников Иосифа Исихаста». Я спать не мог от этого! Кошмар – как монахом стану?! Поехали в монастырь Григориат, попросил встречу с игуменом монастыря отцом Георгием, духовным человеком. «Я, – говорю, – очень опечален: был в Катунаках, и старец Ефрем такой ответ мне дал». – «Старец Ефрем такую вещь тебе сказал? Тогда всё, – говорит, – кончено. Он никогда не промахивается». Мне ещё хуже стало, увеличилась моя скорбь. Уже другой старец подтвердил слова первого!

http://pravmir.ru/igumen-efrem-vatopedsk...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 17 июля 1997 года 8 2005 р. 11:00 17 июля 1997 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры, об обретении святых мощей преподобного Максима Грека († 1556; пам. 21 янв.), совершившемся 4 июля 1996 года. Справка: Преподобный Максим Грек прибыл из Ватопедского афонского монастыря в Москву в 1518 году по приглашению Великого Князя Московского Василия III. Его жизненный путь завершился в стенах Троицкой обители, где он был погребен у северной стены Духовского храма. Из источников известны случаи исцелений, совершенных преподобным Максимом Греком. Местное прославление Преподобного было совершено при первом Всероссийском Патриархе Иове в 1591 году. Над местом погребения Святого была создана, пристроенная к Духовскому храму, часовня — так называемая Максимова палатка, которая на протяжении времени неоднократно перестраивалась. В 1938-1940 годах Максимова палатка была разобрана. В последующее время о погребении Святого свидетельствовала гробница, устроенная в Духовском храме после открытия Лавры. В 1988 г. во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, был прославлен лик русских святых и среди них — преподобный Максим Грек. В 1994 году у южной стены Духовского храма совершилось обретение святых мощей Московских святителей Филарета и Иннокентия. В конце июня 1996 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были начаты работы по изнесению святых мощей преподобного Максима Грека, которыми руководил археолог С. А. Беляев. Перед началом работ и во время их ведения братия Лавры совершали молебные пения преподобному Максиму Греку. Торжество изнесения святых мощей преподобного Максима Грека состоялось 4 июля 1996 года, которое возглавил священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии духовенства Лавры, Московской Духовной Академии, Московского подворья Афонского Пантелеимонова монастыря.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971883...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Икона Божией Матери «Утешения» или «Отрады»   Чудотворная афонская икона Божией Матери «Утешения» или «Отрады»   Все это нам было представлено для поклоне­ния после утрени. Обязательный отец Филарет много нам услужил, и мы ему признательны, он такой скромный и приветливый. Литургия совер­шилась в параклисе Божией Матери «Утешения» или «Отрады». Чудотворная афонская икона «Отрады» здесь находится при правом клиросе, в стенной нише.   Лице Богоматери выражает сострада­тельную любовь и чувство удовольствия: взор Ее дышит кротостью и милосердием; на устах покоится тихая улыбка привета и утешения. Лице младенчествующего Бога не таково: оно грозно, движение гнева заметно во всех чертах; взор полон строгости и неумолимого суда. Об этой иконе вот что рассказывают.   Бог весть когда и какой именно порой шайка разбойников подступила к Святой Горе Афонской с намерением на рассвете дня, как только растворится порта (дверь) одного из луч­ших монастырей, а именно Ватопедского, вор­ваться внутрь, избить монашествующих и раз­грабить богатство монастырское.   Разбойники, выступив ввечеру на берег, скрылись до утра в прилежащих монастырю кустарниках. Но Назирательница всей Святой   Афонской Горы Пресвятая Дева Богородица не допустила совершиться вар­варскому замыслу безбожников. На следующий день, по отходе утрени, когда все братия разо­шлись по своим келлиям на временный отдых, настоятель того монастыря, оставшись в церкви, занялся совершением своего утреннего прави­ла; только вдруг он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы:   - Не отверзайте сегодня обители, но взой­дите на стены монастырские и разжените раз­бойников.   Смутившийся игумен устремил свои глаза на икону Богоматери, от которой слышался этот голос, и ему открылось ужасное чудо. Он видит, что лик Богоматери оживился, равно как и держимого Ею Младенца Иисуса.   Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил на Нее лице Свое и сказал:

http://isihazm.ru/?id=1699

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Отрада и Утешение Икона  Отрада и Утешение       Икона Новодевичьего монастыря   Это Афонская икона, а в России - есть список, большой предалтарный образ " Ватопедской " Богоматери находится во вновь открытом Афонском храме Новодевичьего монастыря. Икона написана афонскими мастерами в недавнем времени. Она является списком со знаменитого чудотворного образа Ватопедского монастыря. Икона " Отрада и Утешения " представляет поясное изображение Богоматери. На Ее левой руке, как на престоле восседает Богомладенец – Великий Архиерей. Фигура Христа - величественна и монументальна. В левой руке Он держит свиток, а правая – воздета, но остановлена десницей Богоматери. Лик Марии склонился к воздетой руке Божественного Сына, Она как бы припадает к ней устами.       " Ватопедская " икона     " Ватопедская " икона принадлежит к наиболее распространенному в Византии типу - " Одигитрия " , который восходит к древнему Константинопольскому образу, почитавшемуся в монастыре Одегон.   Само название " Одигитрия " (греч. – путеводительница) связывают как с чудесами прозрения слепых у образа, так и с происхождением иконы из монастыря Одегон.   Перевод можно объяснить догматическим содержанием образа, выраженным жестом руки Марии, указывающий на Христа как истинный путь спасения, чему соответствуют слова русской службы: " радуйся Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному " . Иконы Богоматери " Одигитрии " служили прообразом грядущих страданий Христа, поскольку Он представляется на них в виде Спаса Эммануила – емкого символа воплощения и искупительной жертвы Господа.       Предание Афона     Вероятно, первоначально Богоматерь на " Ватопедской " иконе была изображена именно в традиционном типе " Одигитрии " , до того момента, когда в 807 году при на падении на Ватопедский монастырь разбойников произошло чудо от иконы, о котором повествует сказание.   Игумен монастыря во время прочтения утреннего правила услышал от иконы Богоматери голос: " Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на монастырские стены и разгоните разбойников " . Настоятель в ужасе заметил, что лики Богоматери и Христа ожили. Младенец сказал: " Нет, Мати моя, пусть они будут наказаны. "

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=971

  разделы   рассылка  распечатать Амвросий (Ленис), митрополит Калавритский и Эгиалийский Митрополит Калавритский Амвросий: " Одна Церковь как мать, а другая как мачеха " Источник:  Богослов.ру Портал " Богослов.Ru " предлагает вниманию читателей перевод статьи митрополита Калавритского Амвросия (Элладская Православная Церковь), в которой дается оценка действиям Константинопольской Патриархии в контексте судебного процесса над игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом. Предварительное заключение о. Ефрема еще раз обнаружило неприемлемое поведение представителей Вселенского Патриархата! Мы уже говорили это раньше, однако повторим еще раз: Вселенский Патриархат иногда ведет себя как мачеха! Именно так, по нашему скромному мнению, Вселенский Патриархат повел себя в этой ситуации. Давайте рассмотрим все по порядку, чтобы наглядно увидеть всю трагичность этого дела. Предварительное заключение игумена древнего и великого афонского монастыря к тому же в канун праздника Рождества Христова, побудило многих, как церковных, так и светских лиц, выразить сочувствие о. Ефрему. Единственным исключением стала позиция Вселенского Патриархата и некоторых, весьма малочисленных, архиереев нашей Церкви, которые обычно выступают в роли рупора Вселенского Патриарха Варфоломея в Греции. Многие иерархи Элладской Церкви, среди которых и автор этих строк, поспешили навестить о. Ефрема в его заточении. Они посетили тюрьму Коридаллос, чтобы приободрить о. Ефрема. Некоторые выступили с публичными заявлениями, чтобы выразить свое сочувствие. Также и Русский Патриархат одним из первых выразил свою любовь и сочувствие. Потом и Священный Синод Элладской Церкви в решении от 12 января также заявил о сочувствии святогорскому иеромонаху и игумену. Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним объявил о своем несомненно похвальном желании лично посетить заключенного игумена. Точно также и Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом сделал заявление в прессе, что одобряет и всецело поддерживает решение Постоянного Священного Афинского Синода по поводу о. Ефрема. Кроме того, Митрополит Пловдивский Николай из Болгарской Церкви также выразил сочувствие и солидарность с заключенным клириком. Единственным диссонансом во всем этом общественном движении стала, к сожалению, позиция Вселенского Патриархата. В своем заявлении от 10 января этого года Вселенский Патриархат выступил " против противозаконного вмешательства в дела Афона " Русской Православной Церквии заявил о недопустимости вмешательства в вопросы внутренней юрисдикции.

http://religare.ru/2_92048.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Житие Космы Этолийского (ВИДЕО) Икона из монастыря Филофей Афон Житие Космы Этолийского (Фелофеитиса, как его называют на Афоне, то есть из монастыря Филофей) 6 сентября (24 августа по старому стилю) Житие Космы Этолийского составлено на портале - Святая Гора . Фильм содержит уникальные съемки 70-х годов. О прп. Косме рассказывают старички, которые знали его по рассказам! Им самим тода было по 100 и более лет. Показаны места, где он жил, учился, быт и народные песни.     Косма родился в Греции в 1714 году в семье ткачей. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище у таких известнейших в то время учителей, как Николай Царцулия (из Мезовы) и Евгений Булгарис (впоследствии, в 1775-1779 годах, архиепископ Екатеринославский и Херсонский). Оставшись на Афоне в Филофеевской на Святой Гор е обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха. Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Его очень тревожило то, что греки за 300 лет господства турок одичали. По словам историков, в то время в стране процветали безграмотность и дикость. Все восстания топились турками в крови. Происходила массовая исламизация христиан. В одном только Северном Эпире мусульманами стали более полумиллиона человек. Косма сокрушался: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане!». И он отправился с проповедью.   Афанасий Зоитакис пишет в житии Космы Этолийского, что поначалу соотечественники встретили проповедника враждебно. Святому пришлось перетерпеть злобные насмешки и неприкрытую иронию людей, бесконечно далеких от Церкви и относившихся к ней с презрением.Многие люди впервые слышали слова евангельской проповеди. Косма крестил людей, объяснял им значение Таинств, строил церкви, часовни и школы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=784

После богослужения, знакомились со скитом. Андреевский скит еще очень молод: он только в прошлом году справлял пятидесятилетие своего существования. Но не смотря на свою молодость, он благоустроеннее и богаче многих даже греческих монастырей. В настоящее время в нем до 500 человек иноков, он имеет богатые метохи (дачи) и подворья во многих городах. Начало существования скита собственно относится к 49 году текущего столетия, а русские поселились в нем лишь с 41 года; но иноческая келья существовала здесь и ранее. Еще в половине 17-го века, вселенский патриарх Афанасий Пателарий, мощи которого находятся в Дубенском Полтавском монастыре, где он скончался, возвращаясь из России на Афон, в 1654 году, устроил для себя на земле Ватопедского монастыря – келью. Эту келью, спустя сто лет, приобрел другой вселенский патриарх Серафим, скончавшийся во время пребывания в России в том же монастыре. В половине нынешнего столетия (в 41 году) двое русских иноков, Варсонофий и Виссарион, купили у Ватопеда заброшенную по смерти Серафима келью, названную за свое красивое местоположение: Серай. Но процветать Серай начал после того, как благодаря участию путешественника по Афону А. Н. Муравьева, Ватопедский монастырь согласился дать келии права скитов, которые по Афонскому уставу находятся в гораздо меньшей зависимости от монастыря, на земле которого они находятся, а главное, не могут быть, подобно кельи, проданы, или переданы другому лицу, вопреки желанию братии. Андреевский скит не напрасно называется сераем. Местоположение его очень живописно. Серай, говорит совершенно справедливо А. Н. Муравьев, пробывший здесь около 6-ти недель, расположен чрезвычайно красиво, едва ли не на самом лучшем месте св. горы, близь Кареи, центра правления этой монашеской области, на склоне восточного берега, где почва славится плодородием и роскошью растительности. Воздух, составляя среднее между горным и приморским, днем не имеет резкости и духоты, свойственной южному климату, а ночью – пронзительной сырости, чувствительной на Афоне. До моря отсюда не более часа пути и виды кругом самые восхитительные: местность за кельей серайской на запад и на юго-запад поднимается на гору; с высоты террас и балконов глаз и душа с истинным наслаждением могут созерцать, в каком неописуемом величии восходит солнце из синих волн Егейского моря, освещая золотыми лучами окраины островов Тассо, Имбро, Самофраки и Лемноса. По склону рассеяны белые каливы и кельи пустынников, то скрывающиеся в зелени окружающих дерев, то живописно выглядывающие из них. На юге высится к небу, в светлом венце из облаков, шпиль св. горы, видимый во всем великолепии вдавшимся в пучину морскую от самой подошвы и до заоблачной выси.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Приложение Андреевский скит Андреевский скит Ватопедского монастыря со времени своего открытия в 1849 г. на протяжении последующих более чем ста лет оставался самым «русским» монашеским учреждением на Афоне «единственный на Афоне русский в полном смысле слова питомник иноческий», как писали о нем в церковной печати конца XIX века. 1139 созданный трудами уроженца Малороссии прп. Паисия (Величковского) Ильинский скит по составу своих насельников был по преимуществу малороссийским, если в жизни Пантелеймонова монастыря в разные периоды его долгой истории лидирующую роль играли и сербы, и греки, то Андреевский скит вплоть до кончины в 1971 г. своего последнего русского инока сохранял ярко выраженный русский характер, что сказывалось не только в составе его братии, но и в особенностях монастырского уклада и в архитектурном облике обители. Достопримечательностью Святой Горы стал огромный собор Андреевского скита, вместимостью в 5000 человек – крупнейший на Афоне и второй по величине в Греции (после собора в Патрах), почему сами греки назвали этот скит – «Кремль Востока». История возникновения собора Андреевского скита также связана с Россией, с русской духовной культурой второй половины XIX в. Основание Андреевского скита было положено двумя друзьями, – выходцами из московской купеческой среды – Василием Толмачевым (1808–1862) и Василием Вавиловым (1797–1850 ). Имея сильную тягу к монашеству, они четыре года подвизались в России, в Белобережской Предтеченской пустыни, где были пострижены в рясофор с именами Виссарион и Варсонофий. Общение с посещавшими Москву афонскими монахами породило в них стремление на Афон, и, получив благословение игумена и старцев обители, они навсегда уезжают на Святую Гору. 3 июня 1829 г. они прибыли в Иверский монастырь для поклонения главной афонской святыне – иконе Божией Матери «Вратарница». По прошествии нескольких лет, проведенных в разных келлиях и скитах Афона, братья решили просить греческие монастыри о выделении им особой келлии для создания в ней новой обители для великороссов, поскольку в этот период Пантелеймонов монастырь был заселен преимуществен греками, а в Ильинском скиту происходили нестроения, связанные с разразившейся там эпидемией чумы и недовольством братии своими начальниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010