Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Состоялась паломническая поездка митрополита Волоколамского Илариона на Святую гору Афон С 11 по 13 марта 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион посетил Святую гору Афон. В эти же дни началась рабочая поездка на Афон руководителя Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии епископа Богородского Антония. По прибытии на Святую гору митрополит Иларион совместно с епископом Антонием посетил скит Новая Фиваида, принадлежащий Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю; гости ознакомились с ходом ведущихся в скиту масштабных восстановительных работ. Далее паломническая группа проследовала в Карею, где была принята Протоэпистатом Священной Эпистасии Святой горы Афон монахом Ватопедского монастыря Варнавой. Поклонившись иконе Божией Матери «Достойно есть» в храме Успения Пресвятой Богородицы в Протате, гости проследовали в Иверский монастырь, где перед иконой Божией Матери «Иверская» митрополит Иларион совершил чтение акафиста на греческом языке. Прибыв вечером того же дня в Пантелеимонов монастырь, паломники молились за малой вечерней, а затем за Всенощным бдением в соборном храме святого великомученика Пантелеимона. 12 марта 2017 года, в Неделю вторую Великого поста, митрополит Иларион совершил Божественную литургию в соборном храме. Ему сослужили епископ Богородский Антоний, игумен обители архимандрит Евлогий, братия монастыря и члены паломнической группы в священном сане. По отпусте Божественной литургии митрополит Иларион произнес проповедь: «Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Евлогий, дорогие отцы, дорогие братья! Сердечно приветствую вас от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который просил меня передать всем вам свое Первосвятительское благословение. Он ежедневно молится о Святой Афонской горе, о монастыре святого великомученика и целителя Пантелеимона и о всей во Христе братии этой святой обители.

http://mospat.ru/ru/news/48645/

1 По другим сведениям — в 1921 году. 2 Монах Иосиф Дионисиатис . Старец Арсений Пещерник, сподвижник Иосифа Исихаста. М., 2002. С. 94—95. 3 Иосиф монах . Старец Иосиф Исихаст. Жизнь и учение. ТСЛ, 2000. 4 Материалы о первом посмертном чуде взяты с официального сайта Ватопедского монастыря: http:/vatopaidi.wordpress.com 5 Платон. Теэтет, §176а. — Авт .Примечания, авторство которых не указано, принадлежат греческому изданию 1993 года. Ред . 6 Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. Слово 1. 7 См.: Софроний (Сахаров), архим . Видеть Бога как Он есть. О страхе Божием. 8 См.: Там же. 9 Здесь Старец употребил слово παροικα (проживание на чужой земле), желая подчеркнуть, что мы не просто странники, а люди, принадлежащие иной земле, иному, Небесному, Отечеству — Перев . 10 Ср.: «Не злоупотребляй мыслями, чтобы в силу необходимости не злоупотреблять и вещами» (Максим Исповедник, прп . Главы о любви. Вторая сотница, гл. 78). — Ред . 11 Здесь и далее выделено автором. 12 Одну третью часть кафисмы. — Перев . 13 Исаак Сириянин, св. Слова подвижнические. Слово 31. 14 Петр Дамаскин, прп. Творения. Слово 24. — Ред . 15 Так у старца Иосифа. Ср.: «Верующий Господу боится адских мук. Страшащийся мук воздерживается от страстей. Воздерживающийся от страстей терпеливо переносит скорби. Претерпевающий скорби возымеет упование на Бога. Упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия. Отрешенный от сего ум возымеет любовь к Богу» (Максим Исповедник, прп. Четыре сотни глав о любви. Первая сотница, гл. 3). — Ред . 16 Максим Исповедник, прп. Главы о любви. Третья сотница, гл. 57. 17 Ср.: Кондак отцев, глас 6 (по 6-й песни канона утрени) в Неделю святых отец, — Ред . 18 Максим Исповедник, прп. Главы о любви. Сотница вторая, гл. 66. 19 См.: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира»: 20 Дословно — «мозаичному». Имеется в виду откровение Ветхого Завета, которое еще апостол Павел называл знанием и пророчеством отчасти (см.: 1 Кор. 13:9).— Перев .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3412...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VI. Вопрос о земельных владениях монастырей в полемических сочинениях и в законодательстве XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Другие сочинения, направленные против монастырского землевладения В пору создания своих сочинений, между 1503 и 1517 гг., Вассиан остался бы почти одиноким борцом за свое дело, если бы его взгляды не вызывали определенного сочувствия у митрополита Варлаама и молчаливой поддержки со стороны великого князя. После 1517 г. Вассиан получает новую поддержку — обретает соратника в лице монаха Афонской горы, знаменитого Максима Грека. Этот иностранец, инок из Ватопедского монастыря на Афоне, совершенно случайно попавший в Москву, был замечательной личностью и крупной фигурой в истории Русской Церкви. «Преподобный Максим,— пишет Голубинский,— есть в нашей церковной истории лицо, с одной стороны, совершенно случайное, а с другой стороны, сколько знаменитое в ней самой, столько же важное и по отношению к ее науке» . Сведения о жизни Максима до его прибытия в Москву отрывочны и ненадежны . Родился он между 1470 и 1475 гг. в городе Арта в Албании, в греческой семье, которая, вероятно, была зажиточной, ибо родители могли содержать сына во время его длительной учебы в Италии. Максим побывал в Венеции, Ферраре, Падуе, Флоренции и других городах, где мог учиться у лучших представителей итальянской науки; он изучал не только христианские сочинения, но и классическую литературу (Гесиода, Гомера, Фукидида, Плутарха), труды греческих «внешних философов» («сложенные внешними мудрецами»), что видно из его сочинений и из его послания великому князю Василию . Величайшим событием в жизни Максима в ту пору было его знакомство с Савонаролой . Юный грек не мог и помыслить о том, что он сам повторит трагическую судьбу флорентийского проповедника, сравняется с ним в стойкости и моральном величии. Может быть, в последние годы своей жизни Максим мысленно видел перед собой пример его судьбы и в воспоминаниях об этом «подвижнике презельном и Божественною ревностью довольно украшаемом» находил утешение . «Внешние философы» не могли вполне удовлетворить Максима; укорененный в христианстве, в учении Восточной Церкви, он стремился к основательному изучению церковного богословия, православного учения, он искал также внутреннего христианского совершенствования. И вот около 1507 г. он отправляется на Афонскую гору, ибо в ту пору монахи-святогорцы составляли оплот православия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436486/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_93482.html 30 марта 2012 Кирилл Миловидов Семь " грехов " Ватопеда Источник:  Нескучный сад Недавно в Россию приезжал Пояс Пресвятой Богородицы. Привозил его игумен афонского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем. После возвращения в Грецию игумен был арестован по обвинению в причинении ущерба государству. Несмотря на то, что сейчас архимандрит Ефрем находится на свободе, обвинение с него по-прежнему не снято. Корреспондент " НС " отправился на Афон, чтобы лично ознакомиться с обстоятельствами дела. Гордость Первое, что встречает паломников в Ватопедском монастыре, – стопка анисовой водки и тарелка с лукумом. Средних лет монах с розовыми щеками, согнувшись в полупоклоне, обносит паломников угощением и просит подождать на диванчиках, пока готовятся комнаты. " Меня не фотографируйте, – просит отец N. – Преступник. Я – преступник. Если меня увидят, то посадят в тюрьму " . Я не вполне понял, что он имеет в виду. Недоумение мое возросло еще больше, после того как другой афонит попросил у меня благословения при встрече, а еще один представился " Теодором грешником " . Что здесь вообще происходит? Архимандрит Ефрем был арестован 28 января. Прибыв на остров, полицейские направились не в Священный кинот (правящий орган Святой горы), а сразу в монастырь, тем самым нарушив афонские законы, гарантируемые греческой конституцией. Монахи имели полное право закрыть ворота, и тогда полицейским пришлось бы возвращаться ни с чем или брать тысячелетнюю крепость штурмом. Но отец Ефрем благословил встретить полицию как дорогих гостей – полицейским предложили традиционное угощение и сварили кофе, а для тех, кто остался дежурить в машинах, отцы вынесли угощение на улицу. Свой арест отец Ефрем воспринял намного спокойнее, чем 120 его чад. В течение последних 22 лет он был " духовным врачом, учителем, руководителем, пастырем и отцом " для монастырской братии. Два раза в неделю геронда (по-гречески " старец " ) проводил с ними беседы. " Он говорил те вещи, которые в тот конкретный момент были для нас наиболее важны – как молиться, как действуют страсти, – рассказывает один из монахов. – Его беседы всегда содержали практические советы: делай то-то – и будут слезы, делай то-то – и будет молитва. И это звучало так же просто, как если бы он сказал: взбивай молоко – и будет масло " .

http://religare.ru/2_93482_1_21.html

Архимандрит Ефрем: «Россия укрепится и сыграет главную роль в деле спасения православия» Я вам советую: занимайтесь Христом, а не Антихристом. Вы знайте, что это нездоровое духовное состояние, когда много говорится об Антихристе, о кончине века и так далее. Некоторые очень много занимаются этой темой. 29 ноября, 2011 Я вам советую: занимайтесь Христом, а не Антихристом. Вы знайте, что это нездоровое духовное состояние, когда много говорится об Антихристе, о кончине века и так далее. Некоторые очень много занимаются этой темой. Представляем вашему вниманию ответы архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, на вопросы верующих. Беседа состоялась в Духовном центре Екатеринбургской митрополии. Мы приехали со Святой Горы, которая является местом аскезы, молчания, молитвы, духовного трезвления, внутренней жизни. Покровительницей и Главой Афонской Горы является Божья Матерь, и поэтому все монастыри там Богородичные, а Святую Гору ещё называют садом Пресвятой Богородицы. Ватопедский монастырьмонастырь нашего покаяния, как выражаются на Святой Горе, является единственным в мире монастырём, который украшен семью чудотворными иконами Божьей Матери и самим Честным Поясом Богородицы. И наш отец, старец Иосиф Ватопедский, нам часто говорил: Где бы в другом месте было бы угодно Богородице хранить свой Святой Пояс? Девы в Ветхом Завете сами сплетали своими руками пояса. И когда наступал день официального их сочетания браком, дева передавала этот пояс своему мужу как символ девства. И тот Пояс, к которому многие из вас приложились, Богородица своими руками сплела из верблюжьей шерсти. А золотыми нитями его вышила царица Зоя, жена византийского императора. Она была сильно больна и увидела во сне Божью Матерь. Богородица сказала царице, что ей надо убедить Патриарха достать Святой Пояс из ковчега, запечатанного императором и Патриархом ещё в четвёртом веке. Когда Пояс положили на больную, она исцелилась. И в знак благодарности, живя в супружеском целомудрии, вышила Пояс золотой ниткой. Кстати, учёные говорят, что в этом тоже был Промысл Божий, потому что иначе Пояс не сохранился бы до сегодняшнего дня.

http://pravmir.ru/arximandrit-efrem-ross...

Закрыть itemscope itemtype="" > Богородичная Канавка в Москве Год назад Россию посетил Пояс Пресвятой Богородицы 22.11.2012 1693 Время на чтение 19 минут Святая ночь В начале октября 2011 года в газетах и по радио объявили, что по благословению нашего Патриарха Ки­рилла, 20 октября в Россию привезут Пояс Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афо­­не . Сказали, что Пояс никогда не покидал пределы Греции, что Богородица подпоясывалась им, ког­­да носила во Чреве Своего Божественного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Объяснили, в ка­­кие дни в каких городах будет пребывать Святыня. Сначала в Санкт-Петербурге, потом в других го­­родах, и в конце - в Москве: с 19 по 23 ноября. Что, в первую очередь, этот Пояс помогает жен­щи­нам в бесплодии - родить детей, и много от чего помогает: «от недуг и скорбей». А так как на Афоне жен­­щины не могут побывать, то, конечно, это единственная возможность им не упустить такой слу­чай. Рассказали, и как Пояс помогал в военных сражениях... Много чего рассказали и светские СМИ и православные. Только светские с присоединением слова: «считается», а православные со словом - «ве­­ра». Сообщили, что Пояс провезли по всей нашей стране кресто­об­разно: с Запада на Восток и с Севера на Юг. Послушала я это всё и решила для себя: «Это не для меня». Раньше, когда была помоложе, я ходила ко многим святыням, привозимым в Москву. И к мощам великой княгини Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары ходила ночью и помню, как, поднимаясь уже на площадку Храма Христа Спасителя, встречала рассвет над Москвой. На Афонском подворье, в церкви Никиты за Яузой, подходя к ковчегу со стопой апостола Андрея Первозванного, удивлённо смотрела, как двое крепких послушников берут под руки ры­чащего и лающего человека, стоящего в стороне, и ведут к святыне приложиться. И как он неис­то­во сопротивляется, и как, наконец, после того, как они силой нагнули его голову, он обмяк, пере­ста­л буянить, становясь кротким и послушным. Была в Храме Христа Спасителя, когда привезли икону Божьей Матери Тихвинской.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Семь «грехов» Ватопеда 01.04.2012 1389 Время на чтение 12 минут Недавно в Россию приезжал Пояс Пресвятой Богородицы. Привозил его игумен афонского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем. После возвращения в Грецию игумен был арестован по обвинению в причинении ущерба государству. Несмотря на то, что сейчас архимандрит Ефрем находится на свободе, обвинение с него по-прежнему не снято. Корреспондент «НС» отправился на Афон, чтобы лично ознакомиться с обстоятельствами дела. Братия на входе в соборный храм Гордость Первое, что встречает паломников в Ватопедском монастыре, - стопка анисовой водки и тарелка с лукумом. Средних лет монах с розовыми щеками, согнувшись в полупоклоне, обносит паломников угощением и просит подождать на диванчиках, пока готовятся комнаты. «Меня не фотографируйте, - просит отец N. - Преступник. Я - преступник. Если меня увидят, то посадят в тюрьму». Я не вполне понял, что он имеет в виду. Недоумение мое возросло еще больше, после того как другой афонит попросил у меня благословения при встрече, а еще один представился «Теодором грешником». Что здесь вообще происходит? Архимандрит Ефрем был арестован 28 января. Прибыв на остров, полицейские направились не в Священный кинот (правящий орган Святой горы), а сразу в монастырь, тем самым нарушив афонские законы, гарантируемые греческой конституцией. Монахи имели полное право закрыть ворота, и тогда полицейским пришлось бы возвращаться ни с чем или брать тысячелетнюю крепость штурмом. Но отец Ефрем благословил встретить полицию как дорогих гостей - полицейским предложили традиционное угощение и сварили кофе, а для тех, кто остался дежурить в машинах, отцы вынесли угощение на улицу. Свой арест отец Ефрем воспринял намного спокойнее, чем 120 его чад. В течение последних 22 лет он был «духовным врачом, учителем, руководителем, пастырем и отцом» для монастырской братии. Два раза в неделю геронда (по-гречески «старец») проводил с ними беседы. «Он говорил те вещи, которые в тот конкретный момент были для нас наиболее важны - как молиться, как действуют страсти, - рассказывает один из монахов. - Его беседы всегда содержали практические советы: делай то-то - и будут слезы, делай то-то - и будет молитва. И это звучало так же просто, как если бы он сказал: взбивай молоко - и будет масло».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архимандрит Ефрем Ватопедский   Архимандрит Ефрем Ватопедский   Настоятель Священной Великой Обители Ватопед. В миру Василий Куцу, родился на Кипре в городе Фамагуста в 1956 году. Закончил Богословский факультет Афинского Университета. В 1982 году принял монашество в братстве Старца Иосифа в Новом Скиту. В 1990 году, после того как братство Старца Иосифа приняло на себя труды по возобновлению монашеской жизни в Ватопеде, Обитель была преобразована из идиоритмической в киновиальную и Старец Ефрем был интронизован ее первым Предстоятелем.     Когда мы видим, что человека, будь он клирик или мирянин, справедливо или несправедливо поливают грязью с экранов телевизоров — необходимо его поддержать.   Если человека распинают, и каждый уже готовится вбить свой гвоздь в его члены, то лично я не собираюсь в этом участвовать. Слышу голос Христа моего: «Беги, подай руку утопающему брату твоему». Бегу, объятый любовью, протягиваю руку, даже если есть опасность погибнуть вместе с ним. Ведь если и погибну, я все равно буду знать, что не отказал в помощи моему брату.   Так повелевает мое сердце, так говорит голос Христа внутри меня, так я поступаю. Мне представляется, что Иисус каждый раз стоит впереди человека, в которого все бросают камни и поливают грязью, и говорит им: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в него камень». Известно, что обвинения в прессе часто оказываются несправедливыми.   Нектарий Мулациотис     Заявление братства святой обители Ватопед. В связи арестом игумена афонского Ватопедского монастыря архимандрита Ефрем, братией обители было принято специальное заявление, в котором говорится: «Несправедливый арест нашего старца Ефрема потряс сердца наших братьев, Святую гору Афон, Церковь и всякого духовного и думающего человека. Кто бы мог подумать, что люди, которые жертвуют собой ради ближнего, бескорыстно живут в непрерывном послушании, посте и молитве, могут рассматриваться как обычные преступники и, следовательно, могут быть лишены свободы?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=913

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Чудо явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре Чудо явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре Чудо явления Пресвятой Богородицы у Святых Врат Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря (21 августа/3 сентября 1903 г.) во время раздачи милостыни является действием промышления Матери Божией о Своем Жребии во исполнение данных Ею обетований, и находится в неразрывной цепи подобных чудесных событий, бывших в разное время истории Афона. Особенностью всех этих чудесных событий является то, что Пресвятая Богородица всякий раз удостоверяла действие Своего промышления знаменательным образом – явлением новой чудотворной иконы. Так было во время явления Матери Божией преп. Афанасию Афонскому, который, не выдержав испытаний, малодушно вознамерился покинуть Афон. Явившись ему, Пресвятая Игумения Святой Горы отвратила его от этого, напомнив, что Сама печется о всех нуждах монастырских и является не только Игуменией, но и экономиссою. Напоминает нам об этом явлении икона Великой Лавры Икономисса. Примечательно, что преп. Афанасий не узнал поначалу Пресвятой Богородицы, и лишь после чудесного изведения воды из камня, понял, Кому предстоит. В Ватопедской обители Матерь Божия взяла на Себя обязанности дохиарские (то есть – кладовщика), о чем свидетельствует чудотворная икона Дохиарная. В Ивероне Пресвятая Дева возвестила, что Сама является хранительницею Своего Удела, видимым знамением чего является Иверская икона. Но не только о земном благе насельников Своего Удела печется Пресвятая Богородица, наиболее же о дарованиях духовных, о чем также сохранена память во многих чудотворных иконах. Так и ныне Пресвятая Игумения явилась, чтобы удостоверить Свое неусыпное промышление и исполнить одно из Своих обетований – быть не только врачевательницей, питательницей и наставницей Своих иноков, но и разрешительницей в различных недоразумениях и искушениях. Суть настоящего недоразумения заключалась в том, что Протат Святой Горы запретил Русской святогорской обители раздавать милостыню в виде пособий для нуждающихся келлиотов. Обитель не могла выполнить этого требования. Милостыня всем неимущим насельникам Афона разных национальностей и, в особенности поддержка русских пустынников – были заповедью великих старцев Русской святогорской Обители Иеронима и Макария. Угасшая в конце XVIII века по причине Петровских реформ и русско-турецких войн, и совершенно утраченная для русского монашества, Обитель была восстановлена и возвращена русским насельникам, не имевшим более своего пристанища на Афоне, по единой только милости Божией, что и обязывало ее иноков к милостыни и поддержке нуждающихся. Обитель выполняла эту заповедь во все дни своего бытия, как во время достатка, так и во времена нужды.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2657

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Максим Грек   Прп. Максим Грек. Миниатюра из рукописного тома собраний его сочинений. Русь. Конец XVI в.     Максим Грек                   Преп. Максим Грек   принадлежит сонму ватопедских святых                   Ревнитель истины и благочестия преподобный Максим Грек, самый почитаемый из ватопедских святых, инок афонского Ватопедского монастыря, был родом грек, но по своим великим подвигам вполне принадлежит Св. Русской Церкви, для которой он был светильником при жизни и остался светильником по смерти в своих сочинениях. Отечеством преподобного Максима был город Арто в Албании, близ Эпира. Он родился около 1480 года от благочестивых и богатых родителей Мануила и Ирины, греческого происхождения, почему и сам везде значится Грек. Отец его был важным сановником и отличался чистотой православной веры. А потому и Максима воспитывал в глубоком благочестии и научении страху Божию. Первоначальное образование в науках Максим получил от своего же родителя, ибо в то время, с падением Константинополя и порабощением всех греческих областей под иго магометан, были уничтожены и все училища. Так с ранних лет Промысел Божий судил Максиму встретить в отечестве своем испытания и этим как бы приготовлял его к тем горьким страданиями, которым он должен был подвергнуться в позднейшие годы своей жизни. В горестное то время невозможно было любознательному уму получить в порабощенной Греции высшее научное образование, почему многие юноши из греческих областей отправлялись в европейские государства для образования себя в науках. При этом и ученые греки рассеялись по всем западным государствам, которые с любовью их принимали и покровительствовали наукам.   Для них открыты были дворы государей, кафедры университетов и дружба богатых и знатных. Италия преимущественно отличалась тогда особенным покровительством науки, повсюду в знатнейших ее городах учреждались библиотеки. Папы, государи и богатые граждане спешили спасать греческие рукописи от истребления невежественными завоевателями.

http://isihazm.ru/?id=569

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010