Пафос борьбы за справедливость и попытки преобразования этого мира у многих светских людей, включая атеистов и агностиков – вполне христианский по сути, если он не провозглашает революционное насилие. Такие люди могут быть бессознательными орудиями Божьего промысла в нашем мире. Задавая неудобные вопросы, они могут способствовать дальнейшему развитию или даже очищению христианского богословия от ненужных наслоений. Атеисты правы в том, что Бога как «объекта», подобного всем остальным, в принципе не существует. Он есть как совершенно иноприродная и трансцендентная нам личность (и одновременно внутренне присущая человеку), и Его нет как объекта или предмета, который можно фиксировать и описывать, подобно всем остальным. Но христианская мысль в своих глубоких проявлениях всегда утверждала то же самое, в апофатическом богословии. «Итак, мы утверждаем, что Причина всего, будучи выше всего, и несущностна, и нежизненна, не бессловесна, не лишена ума и не есть тело; не имеет ни образа, ни вида, ни качества, или количества, или величины; на каком-то месте не пребывает, невидима, чувственного осязания не имеет; не воспринимает и воспринимаемой не является; Ей не свойственны беспорядок, смута и беспокойство, возбуждаемые страстями материи; Она не бессильна как неподверженная чувственным болезням, не имеет недостатка в свете; ни изменения, ни тления, ни разделения, ни лишения, ни излияния не претерпевает; и ничего другого из чувственного Она не представляет Собой и не имеет… Далее восходя, говорим, что Она не душа, не ум; ни воображения, или мнения, или слова, или разумения Она не имеет; и Она не есть ни слово, ни мысль; Она и словом не выразима и не уразумеваема; Она и не число, и не порядок, не величина и не малость, не равенство и не неравенство, не подобие и не отличие; и Она не стоит, не движется, не пребывает в покое, не имеет силы и не является ни силой, ни светом; Она не живет и не жизнь; Она не есть ни сущность, ни век, ни время; Ей не свойственно умственное восприятие; Она не знание, не истина, не царство, не премудрость; Она не единое и не единство, не божественность или благость; Она не есть дух в известном нам смысле, не сыновство, не отцовство, ни что-либо другое из доступного нашему или чьему-нибудь из сущего восприятию; Она не что-то из не-сущего и не что-то из сущего; ни сущее не знает Ее такой, какова Она есть, ни Она не знает сущего таким, каково оно есть; Ей не свойственны ни слово, ни имя, ни знание; Она не тьма и не свет, не заблуждение и не истина; к Ней совершенно не применимы ни утверждение, ни отрицание; и когда мы прилагаем к Ней или отнимаем от Нее что-то из того, что за Ее пределами, мы и не прилагаем, и не отнимаем, поскольку выше всякого утверждения совершенная и единая Причина всего, и выше всякого отрицания превосходство Ее, как совершенно для всего запредельной».

http://pravmir.ru/chelovek-ne-udovletvor...

Чем же ситуация с высокими технологиями принципиально отличается? Может, и здесь христианский протест внутренне оправдан? Если христиане видят, что бездумное и безжалостное применение этих технологий увеличивает объём человеческих страданий — так может, стоит с этими технологиями что-то сделать? А что сделать-то? Отменить технический прогресс? Запретить высокие технологии ? Абсолютно нереально. Этот паровоз плечом не остановить. Но можно сделать другое — можно добиваться того, что в технике называется «защитой от дурака». То есть создания юридических механизмов, которые мешали бы установлению «электронного тоталитализма». Например, нужно добиваться альтернативных документов — то есть чтобы наряду или вместо электронной карточки действовал обычный бумажный паспорт, чтобы наряду с электронными расчётами продолжали функционировать бумажные деньги, чтобы без электронной карточки можно было пользоваться всеми благами цивилизации. И, разумеется, чтобы отсутствие или блокировка карточки не вычёркивали человека из общества, не делали его бомжом. Я уж не говорю о том, какой строжайшей должна стать ответственность за несакционированный доступ к глобальной базе данных. Все эти юридические механизмы рано или поздно придётся создавать, и лучше рано — меньше будет растоптанных человеческих судеб. Мы, христиане, тоже вполне могли бы в этом поучаствовать. …У моего любимого писателя Владислава Крапивина есть старая, написанная в 1988 году фантастическая повесть «Гуси, гуси, га-га-га». Ровно о том же самом — то есть об обществе глобального электронного контроля, где люди, по каким-либо причинам не имеющие «социального индекса», оказываются лишены любых человеческих прав. Там их называют «безынды». Не дай Бог эта фантастика станет реальностью — реальность вообще, как правило, страшнее выдумки. Но, может, и не станет — если мы все, христиане и инаковерующие, атеисты и агностики, — избежим двух крайностей. Легкомысленной усмешки — мол, да никаких проблем, даёшь электронную карточку в каждый мозг, и традиционной истерики — мол, последние времена наступают, антихрист на пороге, надо завернуться в простыню и ползти к ближайшему кладбищу. Мы многое можем сделать вместе — если будем именно делать, а не отмахиваться и не истерить.

http://pravmir.ru/stanem-li-my-bezyndami...

Послушаем умницу Франка. " Когда теперь мы, русские, материально и духовно обнищавшие, ищем поучения и осмысления у вождей европейской мысли, с изумлением узнаем, что собственно учиться нам не у кого и нечему и что даже, наученные более горьким опытом наших несчастий, мы, пожалуй, сами можем научить кое-чему полезному человечество. Мы по крайней мере уже тем опередили его, что у нас меньше осталось иллюзий " . Итак, наши предки в годину испытаний смогли сделать свой выбор и отказаться от предложений либеральной интеллигенции, из двух зол выбрали меньшее - большевизм, отказавшись от гораздо большего зла - либерализма. Сегодня мы вновь перед подобным выбором... Николай Лобастов, автор книги «О русской литературе. Записки сельского учителя. В 5 частях» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 13. Re: О русской литературе Любовь Кантаржи вот и я так думаю: много макулатуры на полках современных книжных магазинов, изучать ее всю необязательно (и даже вредно порой). 12. Ответ на 11., Любовь Кантаржи: Вам точно лучше не читать... А мы заказали 5-томник по «межбибу». Скажи мне, что ты не читаешь – и я скажу, кто ты. Верно подметили. 11. Ответ на 7., рудовский: Если весь 5-томник состоит из перлов вида " Раскольников - величайший гуманист " , то читать его, пожалуй, не стоит...Если норм и правил нет - наливай, раздавай, закуривай. (с)Да ладно?..Это что же получается: все агностики Норвегии, атеисты РФ, квазибуддокоммунисты Китая и адепты тантрических учений по умолчанию автором считаются педофилоалковзяточниками? Вам точно лучше не читать... 10. Ответ на 8., Lucia: " Так объясните про Абсолют " Так Лобастов и объяснил это в книге. Здесь, в статье, приводятся лишь отдельные тезисы 9. Ответ на 8., Lucia: Так объясните про Абсолют. Мне, пожалуйста, тоже. 8. Ответ на 3., Любовь Кантаржи: Лючия, некорректно вырывать фразу из контекста и тут же припечатывать её оскорбительным словечком. Прежде, чем высказываться, потрудитесь хотя бы знать предмет обсуждения

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/04/...

Архив Пн «Слово пастыря». Выпуск от 15 октября 2011 года 19 октября 2011 г. 19:38 Почему наши соотечественники, номинально принадлежа к Церкви, по-прежнему далеки от веры? Почему многие атеисты в наши дни предпочитают называть себя агностиками? Таковы основные темы очередного выпуска телепрограммы «Слово пастыря», вышедшего в эфир 15 октября 2011 года. Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес передачи продолжают поступать ваши многочисленные письма с вопросами. Так, Елена Васильевна Горина из Перми пишет: «Хочу спросить у Вашего Святейшества. Мы теперь празднуем как всенародный праздник День Крещения Руси. Но народ-то в большинстве своем по-прежнему остается совершенно далеким от веры, не зная и не понимая заповедей христианства и в лучшем случае усваивая чисто внешние его проявления. Как с этим быть и что же нужно делать, чтобы христианство вошло в сердце и руководило поведением человека?» Вы совершенно правы, Елена Васильевна. Значительная часть народа, формально православного, реально никак не связывает себя с христианским учением, с посланием Христовым миру. Есть множество причин, почему нынешнее поколение живет именно так, а не иначе. Одно объяснение хорошо известно: практически четыре поколения людей жили в стране, где религия была если не прямо запрещена, то не поощрялась и где в качестве официальной проповедовалась идеология, исключавшая всякое положительное значение религии. Несмотря на то, что в 90-е годы значительная часть людей развернулась в сторону веры, этот разворот до конца не был осуществлен, потому что инерция в жизни человека слишком сильна. Невозможно в одночасье, во мгновение ока изменить образ мыслей, привычки, некие стереотипы. Я однажды спросил женщину, которая ходила в храм: «Почему вы каждое утро начинаете с того, что включаете радио?» (Я слышал эти звуки, потому что жил в доме, где стенки были не слишком капитальными.) Она ответила просто: «Я так привыкла. А как же иначе?» Я ей сказал, что вообще-то иначе — это начинать день с молитвы: вначале лоб перекрестить, помолиться, ну а потом уже можно и радио, и телевидение включить, если есть такая потребность. И что вы думаете? Согласившись со мной, эта женщина продолжала включать утром радио. Разве можно ее за это судить? Просто эта привычка вошла в плоть и кровь.

http://patriarchia.ru/db/text/1652807.ht...

Эти процессы в полной мере могут понимать только православные люди, а не люди с прозападным мировоззрением. Либеральные обыватели не имеют веры. Это идеология маленьких теплохладных людей, разочарованных в любом идеале и жизненном стержне. Либералы, отрицающие безкорыстное делание святых, как правило, отрицают и безкорыстное, в материальном смысле, делание сатанистов. Не сатанистов а-ля ПТУ, мучающих кошек на ночных кладбищах, а настоящих высокопоставленных слуг дьявола. Сколько нелепых «развенчаний мифов» о святых, выявляющих только глупость самозваных «обличителей», слышим мы в настоящее время от разных представителей околоправославной либеральной секты. Но либеральный политический фанатик, мыслящий категориями чрева-сексуальности-политических амбиций, отрицает не только святость, но и анти-святость, хотя наличие обеих может не видеть только слепой. Политтехнологи дьявола всегда пытаются заставить нас забыть истинное зло, которое вовсе не обязательно может быть мотивировано мотивами экономической выгодой или похотью. Зачем финикийцы приносили в жертву молоху своих собственных чад? Разве экономически выгодны были массовые убийства лучших юношей и девушек на вершинах ацтекских пирамид? Какая-такая «корысть» заставила средневекового французского маршала Де Ре зверски замучить более ста детей? Зачем американцы и немецкие фашисты решили убивать сербов бомбардировками именно на Пасху, издевательски написав поздравления с ней на бомбах вместо открыток? В мире борются добро и зло, между которыми путаются «трости колеблемые» - всякие теплохладные атеисты и агностики, иногда называющие себя «христианами». Вскоре после победы украинского майдана Национальный Банк Украины запустил в оборот 500-гривенные купюры, на которых был изображен известный масонский символ - глаз в треугольнике. Причем изображен он был на фоне Киево-Могилянской Академии, которая финансируется, в значительной степени, американскими и европейскими грантами. Все студенты этого учебного заведения по приказу ректора стояли на майдане. Она служит центром социального программирования антиправославных, антирусских молодежных групп и организаций, от троцкистского, до оккультного направлений.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/26/...

«...мне посчастливилось встретить 75-летнего профессора Роберта Тафта, который сегодня является ведущим специалистом по византийской литургии. Так случилось, что отец Тафт прочитал мою диссертацию по византийской утрене и написал мне отзыв по электронной почте. В своём сообщении он и критиковал мою работу наиболее откровенным образом, и предложил напечатать её после исправления. Он также пригласил меня прочитать лекцию на симпозиуме, который он собирал в Баварии, где я вскоре и встретила его лично. На этом симпозиуме отец Тафт предложил мне свою материальную помощь и научное руководство при условии написания диссертации по византийской литургии (а не по каноническому праву, что он называл " плохой стороной благой вести " ), поскольку, как он тогда говорил, " РПЦЗ всегда хорошо совершала литургию. И разве плохо, если у неё будет кто-либо, сведущий в ней? Пойди, скажи своему епископу об этом и сообщи мне его мнение " . Все дело в том, что для подобных помощников иезуитов богословие - это такая же нейтральная научная задача, как решение некоего дифференциального уравнения. Для решения такой задачи неважны взгляды и вероисповедание математика: протестант, атеист, агностик. Это характерная черта для человека западного, безбожного мировоззрения, которое харктерно для постпротестантских агностиков и для «научных атеистов» советского разлива. Но в Церкви все не так. Настоящим богословом может быть только православный, да не просто православный, а человек высокой духовной жизни. Иезуиты, иудеи, сектанты, атеисты всегда жестко преследовали свои цели по развалу Церкви Христовой, если финансировали какие-то «богословские проекты». Иезуит Тафт, как мы видим, вовсе не исключение, в чем сам с поразительной откровенностью признается. Он совершенно открыто называет наши каноны, мешающие Ватикану подчинить Православие " плохой стороной благой вести " . Он даже давал интервью, в которых открыто призывал к более активному наступлению униатов - передового отряда Ватикана, в частности, на Украине, к вытеснению оттуда РПЦ, причем употреблял при этом совершенно ненаучные, а довольно грязные выражения: Одно из его интервью называется «Ну ее к псу, эту Москву. Беседа с вице-ректором Папского института восточных исследований иезуитом о. Робертом Тафтом»

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/26/...

“Провидение соблаговолило одарить эту чудесную землю единым народом – происходящим от одних и тех же предков, говорящим на одном и том же языке, исповедующим одну и ту же веру, приверженным одним и тем же принципам управления, схожим в манерах и традициях, готовым объединять усилия и с оружием в руках сражаться в ожесточенной и кровопролитной войне во имя благородных целей свободы и независимости” . Правда, кто сегодня назовет американцев “единым народом”? Мы происходим от разных предков. Мы больше не говорим на одном языке. Мы не привержены одной вере. Мы уже не просто католики, протестанты и иудеи, как характеризовал американское общество социолог Уилл Херберг в своем “Исследовании американской религиозности” (1955) .Мы теперь – протестанты, католики, иудеи, мормоны, мусульмане, индуисты, буддисты, дао-синтоисты, поклонники Сантерии, “нью-эйдж”, вуду, агностики, атеисты, гуманисты, растафари и сатанисты. Даже упоминание имени Христа во время инаугурационной церемонии дало повод покритиковать мистера Буша за “неуважение чувств верующих” и “пренебрежение к другим конфессиям” .Журнал “Нью Рипаблик” высмеял “церковников, проповедующих с президентского по’моста” .Мы не можем найти согласия во всем – существует Бог или нет, когда зародилась жизнь, что этично, а что неэтично… Мы больше не едины “в манерах и традициях”. Мы не сражаемся бок о бок в “ожесточенной и :кровопролитной войне”. Золотое поколение давно сошло со сцены. Для остальных же такой войной является Вьетнам, а по отношению к нему о единении общества не было и речи. Да, мы по-прежнему “привержены одним и тем же принципам управления”. Однако этого недостаточно, чтобы сохранить единство нации. Юг придерживался Тех же принципов управления, что и Север, но это не помешало южанам четыре года подряд воевать за независимость от северян. В своей инаугурационной речи президент Буш фактически опроверг слова Джона Джея; “Америка никогда не знала единства по крови или по земле. Нас объединяют идеалы, заставляющие стремиться все к новым свершениям. Именно они учат нас тому, что значит быть американским гражданином” , В своей книге “Разобщение Америки” Артур Шлезингер поддерживает президентскую идею нации, объединенной верой в “американскую мечту”, как явствует из нашей истории и величайших документов США – Декларации независимости, конституции и Геттисбергской речи. Шлезингер пишет:

http://azbyka.ru/fiction/smert-zapada/7/

Молчи, если больно Когда люди болеют, они обращаются в первую очередь к Богу за помощью — за духовной поддержкой, за врачеванием. В больничный молитвенный храм приходят по 50, по 100 человек родителей с детьми. Иногда 300–400 человек собирается на Пасху, на Рождество. Я вижу, что молятся врачи, особенно по утрам. Священник в больнице — это не что-то такое небывалое. Однажды фотограф меня поймал, как я, будучи в клоунском костюме, брал благословение у батюшки, у отца Петра. 10 апреля, 2010 Когда люди болеют, они обращаются в первую очередь к Богу за помощью — за духовной поддержкой, за врачеванием. В больничный молитвенный храм приходят по 50, по 100 человек родителей с детьми. Иногда 300–400 человек собирается на Пасху, на Рождество. Я вижу, что молятся врачи, особенно по утрам. Священник в больнице — это не что-то такое небывалое. Однажды фотограф меня поймал, как я, будучи в клоунском костюме, брал благословение у батюшки, у отца Петра. www.foma.ru Ровно два года назад в «Фоме» уже выходило интервью с Константином Седовым, основателем российского движения «Доктор-клоун» . Почти половина коллег Кости по больничной клоунаде пришли осваивать эту профессию, прочитав ту самую беседу. Движение действительно развивается. А потому мы решили вернуться к разговору об обратной стороне деятельности «доктора-клоуна», уже более пяти лет работающего в Российской детской клинической больнице (РДКБ). О сложных вопросах, о восприятии страдания и смерти этими беззаботными, на первый взгляд, людьми. Не переборщить… с верой — Перед тем как выйти к детям, ты и коллеги беретесь за руки и говорите: «С Богом!» Знаю, что среди «докторов-клоунов» есть и агностики, атеисты… — Да, но это не мы придумали. Актеры, ребята из ВГИКа, преподававшие у нас в театральной школе в «Вышке» (Высшая школа экономики), приучили говорить «с Богом!» перед каждым выходом на сцену. Не знаю, кто и что вкладывает в эти слова, но я понимаю их так: мы берем себе в союзники Всевышнего, просим, чтобы Он берег нас в нашей работе, чтобы, не дай Бог, ничего плохого не случилось и мы никому не навредили. Можно же и с шуткой переборщить, напугать или обидеть ребенка, можно и врачу помешать. Всегда есть риск чисто физически навредить: катетер задеть или провода от аппарата химиотерапии либо, забывшись, с пола что-то поднять и дать ребенку. Все-таки клоун — образ такой масочный, шутовской, балаганный, от этого никуда не денешься. Но есть хрупкая детская психика, есть этика разговора с тяжелобольными детьми и их родителями, есть больничные правила — со всем этим надо считаться, надо быть аккуратным. Так что здесь помощь Божья нам как нигде нужна.

http://pravmir.ru/molchi-esli-bolno/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чем молитва отличается от медитации? 6 мин., 14.12.2020 Молитва и медитация — некоторые считают, что большой разницы между ними нет. Тут, мол, речь только о разных традициях, а в остальном — дело вкуса и личного выбора. Так ли это на самом деле? И в чем все-таки между ними разница? Молитва и медитация — это разные названия для одного и того же? Нет, это совершенно разные духовные практики. Молитва — это обращение, в котором непременно предполагается тот, к кому человек обращается: Сам Бог, кто-то из святых (например, Пресвятая Богородица), Ангел-хранитель. Даже если мы не слышим ответа на наше обращение, мы все равно рассчитываем на то, что нас слушают. Молитва — это плод личных отношений между человеком и Богом. Кто не верует в Бога как в Личность, не может и молиться. А медитация не обращена ни к кому конкретно. Медитируя, человек произносит слова или звуки, но только для того, чтобы определенным образом настроить самого себя, свое сознание.О многом говорит уже связь этого слова с латинским meditatio — «размышление» Впрочем, на латинском Западе в слово meditatio вкладывали и другие смыслы. С его помощью переводили, например, греческое μελτη — «забота, упражнение». Им же обозначали интеллектуальный труд, связанный с «вдумчивым чтением» Священного Писания. — Прим. ред. . А индийский учитель йоги (в которой медитация играет особенно важную роль) Патанджали и вовсе называет медитацию «прекращением деятельности сознания». Словом, ничто не мешает заниматься медитацией даже абсолютно неверующему человеку. Какие цели преследует человек в медитации? И какие — в молитве? В медитации человек стремится с помощью определенных приемов (фокусировки внимания, повторения определенных слов, дыхательных упражнений) так изменить свое сознание, чтобы получить некий полезный, с его точки зрения, результат. Атеисты и агностики могут стремиться к обретению спокойствия, ясности и собранности ума. Некоторые верующие — искать «откровений» от Бога или других духовных существ. Другие (например, некоторые из последователей буддизма) — очистить ум и сердце. Адепты эзотерических учений — рассчитывать, что их ум, «правильно» настроившись, войдет в соприкосновение с некоей силой, энергией или иной реальностью и достигнет «просветления»… Общее во всех этих вариантах одно: человеком движет стремление достигнуть каких-то своих целей, и он использует для этого специальные технические приемы.

http://foma.ru/chem-molitva-otlichaetsja...

На момент ликвидации региональная организация насчитывала около 1500 верующих . После признания организации экстремистской здание Зала царств передано в ведение Росимущества . Современное состояние религиозности населения Сахалинской области Современные исследования говорят о традиционной, исторически обусловленной секулярности, религиозном индифферентизме и атеизме населения Сахалина, предопределенных сначала каторжным контингентом, а в ХХ в. – переселением на остров по вербовке и оргнабору, а также «по распределению» окончивших вузы комсомольцев и коммунистов, отсутствием на протяжении нескольких десятилетий на острове зарегистрированных религиозных организаций, молитвенных домов и храмов . Эти особенности общественного сознания в значительной степени повлияли на современную религиозную ситуацию в регионе. По результатам социологического исследования, выполненного в 2018 г., у населения Сахалинской области идентичность по религиозному признаку выражена в наименьшей степени (54%), следует после идентичности поколенческой, профессиональной, гражданской, по месту проживания и национальной идентичности. Как отметили авторы исследования, для верующих респондентов «важной является идентичность по конфессиональному признаку… Однако, учитывая низкий уровень воцерковленности респондентов, данный вид идентичности не сильно распространен» . Признали себя верующими 70% опрошенных, 4% затруднились ответить, 26% не считали себя верующими. Свое вероисповедание респонденты определили следующим образом: 58% – православные, 14% – атеисты, 6% – агностики, 5% – не определились или затруднились ответить, 9% исповедуют другие христианские течения, кроме православия, 5% – мусульмане и 3% – буддисты . Иудаизм и другие религии исповедуют менее 0,5% респондентов. Уровень межконфессиональной толерантности характеризуется тем, что не испытывали неприязнь к другим религиям 76% опрошенных . Ответы на вопросы показали, что «православные и другие христиане верят достаточно формально»: не празднуют все праздники (13% знают все религиозные праздники, 63% празднуют только самые значимые), редко посещают культовые учреждения (только 13% посещают храм не реже 1 раза в неделю, а 61% – несколько раз в году), не считают свою религию единственной истинной (согласились с этим утверждением всего 14% православных, 56% назвали православие лишь одной из многих религий).

http://bogoslov.ru/article/6194001

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010