Магия цифр. Католическая Церковь теряет верующих даже в своих традиционных вотчинах Источник: НГ-Религии Азия – одна из последних надежд Католической Церкви. В официальной ватиканской газете L’Osservatore Romano в конце марта появилось интервью с монсеньором Витторио Форменти, главным редактором статистического ежегодника Annuario Pontificio. Он заявил, что мусульман в мире стало больше, чем католиков, – 1,25 млрд. человек против 1,13 млрд. Виной всему, по словам Форменти, высокая рождаемость в мусульманских семьях. Католики за ними просто не поспевают. Однако цифра 1,13 млрд., которая содержится в Annuario Pontificio, – заметное приукрашивание действительности. Из епархий в Ватикан поступают данные о том, сколько человек были крещены. Крестит Церковь немало, но крещеный ребенок вовсе не обязательно, повзрослев, станет посещать богослужения и вообще считать себя католиком. Таким образом, в Ватикане, по всей видимости, склонны преувеличивать число людей, мнение и убеждения которых выражает и представляет Католическая Церковь. Папа Римский, конечно, остается «главой миллионов католиков», но миллионы эти постепенно сокращаются. Падение бастионов В 2002 году во Франции, по данным Compara-tive Study of Electoral Systems, лишь 8% населения регулярно (то есть раз в неделю) посещали католические богослужения. Начиная с 1995 года около полумиллиона австрийцев покинули Католическую Церковь. Впрочем, Ватикан, похоже, давно махнул рукой на эти прежние оплоты католицизма в старушке Европе. В последние годы все свои надежды на Старом континенте он связывал с такими странами, как Испания, Ирландия, Польша. Впрочем, и там, как показывают социологические исследования, для Церкви наметились малоприятные тенденции. Испанская исследовательская организация Investiga прошлым летом опросила 1600 человек в возрасте от 15 лет на предмет их религиозности. 73,8% опрошенных назвали себя католиками. При этом выяснилось, что лишь 36% еженедельно ходят в церковь. По данным организации Centro de Investigaciones Sociologicas за 2002 год, католиков в стране – 80%, а богослужения регулярно посещает лишь четверть испанцев. Еще более интересен опрос, проведенный в 2006 году исследователями из Harris Interactive для британской газеты Financial Times. Он показал, что лишь 48% испанцев… верят в Бога. Выяснилось, что 30% жителей страны – агностики, еще 11% – атеисты. Для многих католицизм – часть национальной идентичности, и не более того.

http://pravoslavie.ru/36644.html

На днях пламенный оппозиционер и обнаженный нерв общества Дмитрий Быков заявил на «Эхе Москвы», что ему глубоко безразлична судьба Академии наук. Минут через несколько, заметно оживившись, уже с огоньком в глазах, литератор принялся обсуждать цены на сосиски. Вот уж действительно, «миру провалиться или мне чаю не пить». Впрочем, прежде чем перейти к более увлекательной теме, Быков все же соблаговолил объяснить нам причины своего безразличия. Академия, оказывается, сама виновата, что Дмитрий Быков к судьбе ее решительно холоден. (Кстати, в его речениях промелькнула и клевета, что РАН бьется единственно за свое имущество.) Так чем же виноваты перед Быковым академики? Они, оказывается, не противились «клерикализации», детей невинных не захотели спасти от Евангелия. Мне чуть худо не сделалось от того, какая неизъяснимая физиономия «хомо советикуса» проступила тут из благообразной «либерально-демократической» личины. А ведь у него взаправду внедрено в мозги клише от Минея Губельмана: есть «попы», разумеется, «дурящие народ опиумом», и есть «ученые», главная задача которых – «бороться с мраком вековых предрассудков». Объяснимо, конечно. Быков – из типично советской семьи, от науки вполне далекой. В нашем дому, академическом, бывали гости со всего мира – коллеги отца и матери. Поэтому я с детства знала, что многие ученые посещают по воскресеньям церковь и посылают детей в воскресные школы. Особенно в Америке. А уж в Польше – стопроцентно, будь эта Польша хоть тысячу раз социалистическая. Когда я, школьницей, гостила в Варшаве у маминой коллеги Анны Болеславовны Стасинской, для меня всякий раз было событием воскресное посещение костела с семьей пани Анны. Конечно, и моя подружка Бася, ее племянница, и приемный ее сын Михал посещали ксендза, проходили катехизацию, праздновали первое причастие. И пани Анна ни на минуточку не «боролась с клерикализацией», что не мешало ей быть видным биологом и профессором университета. Не возрастая «хомо советикусом», я с детства знала, что ученые – они разные, как и все прочие люди. Бывают среди них атеисты, в том числе довольно яростные. Бывают агностики. Бывают православные и католики. Лютеране бывают, иудеи, пантеисты, экзистенциалисты, стоики, киники.

http://pravoslavie.ru/64502.html

Пасхальное интервью Святейшего Патриарха Кирилла украинскому телеканалу «Интер» (ТЕКСТ+ВИДЕО) 6 мая, 2013. Святейший Патриарх Кирилл Церковь, собственно говоря, и призвана объединять всех. У нас нет врагов. Ни агностики, ни атеисты — это не наши враги. Вы, наверное, обратили внимание на то, что Церковь не борется с атеистами. Она никогда не выступает против конкретных личностей, никогда не оскорбляет людей по их антирелигиозным убеждениям, потому что задача Церкви не бороться с людьми, а делать все для того, чтобы спасти этих людей. В пасхальном интервью украинскому телеканалу «Интер» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отвечает на вопросы журналиста Сергея Дорофеева.  — Здравствуйте. Мы находимся, в Даниловом монастыре, в резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его Святейшество согласился дать интервью телеканалу «Интер». Здравствуйте, Ваше Святейшество. Христос Воскресе! — Воистину Воскресе! — Все православные помнят, знают, что Пасха — это величайший праздник церковного календаря, однако не все помнят, как правильно этот праздник встретить и как с его помощью и с помощью предшествующего ему Великого поста себя можно преобразить. — Это очень хорошо, что Вы вспомнили о Великом посте в связи с праздником Пасхи, потому что одно связано с другим. И неслучайно церковная традиция предполагает перед праздником Пасхи многодневный пост. Цель поста заключается в том, чтобы человек изменился. Для этого предлагаются определенные средства: воздержание в пище, в определенной пище, молитва, покаяние, добрые дела. Вот эта перемена очень важна. Каждый знает по себе, что радикально он не может измениться, даже за время поста. Радикально нужно менять себя в течение всей своей жизни. Но во время поста происходит самое главное: человек, который концентрирует внимание на внутренней своей жизни, начинает хоть немножко разбираться в том, что происходит в его душе. И если в результате этого самоанализа под контроль берутся какие-то слабости, грехи, искушения, то это уже большая победа. А Пасха венчает собой этот труд духовный. И когда мы слышим замечательные слова «Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!», наши сердца наполняются радостью. Эта радость не является результатом внешнего эмоционального воздействия на человека, как, например, веселье в концертном зале или на какой-нибудь развлекательной площадке. Здесь эмоции совершенно другие, потому что радость идет от сердца, из глубины сознания, и свидетельствует о том, что в этот момент человека касается благодать Божия.

http://pravmir.ru/pasxalnoe-intervyu-svy...

Я ничего не стал бы писать об этом деле, если бы не специфическая реакция на него в социальных сетях. Бывший архимандрит объявил об этом на своей страничке в Фэйсбуке, и менее чем за сутки его запись собрала 60 тысяч лайков, из которых около 20 тысяч «супер», и только чуть более одной тысячи «плАчу». Среди 10 тысяч комментариев подавляющее большинство состоит в горячем одобрении: «браво!», «поздравления!». Вот примеры типичных откликов: «Боже мой… Какая радость!!!!! Почему — не могу сказать прилюдно….. В добрый путь без рясы!!!!!», «Вы, дорогой, — невероятный! Поздравляю за вашу искренность и смелость!!!», «До чего же вам идет белый цвет!!! Я уверена, что у вас серьезные причины для удаления, и только очень сознательный и смелый мог это сделать! В добрый путь в новом периоде жизни! И, конечно, я не перестану следовать за вами!». Эти отклики шли почти подряд и были первыми, что попались на глаза, специально выбирать их из 10 тысяч было бы невозможно. Как видно, особое впечатление произвел белый цвет рубашки — мирской уже одежды, в которой сфотографировался бывший клирик, чтобы этой фоткой сопроводить свою запись. Такая реакция должна много сказать тем, у кого еще осталась голова на плечах. Сказать о мире, в котором мы живем, о сознании современных людей, считающих себя христианами. Да, это отклики именно тех, кто относит себя к православным христианам, ведь не будут же подписываться на страницу батюшки-проповедника атеисты и агностики. Поэтому нельзя оставить без внимания такую реакцию. Священник — это икона Христа. Он возглавляет евхаристическое собрание, предстоя на нем и вознося благодарение Отцу Небесному согласно тому образу, который был дан нам Господом на Тайной Вечери. Если с обычной иконы стерлась краска, ее нельзя употреблять в хозяйстве, например, как доску для резки капусты. Чашу для Тела и Крови Христовой никогда уже нельзя будет употребить для чая. Можно ли ветхим облачением священника вытирать пыль, или святой водой — мыть посуду? Судя по реакции почитателей бывшего миссионера, для них это вполне приемлемо. И правда, физически все это возможно. Но стоит задуматься, каким смыслом были наполнены для них столь любимые ими проповеди?

http://radonezh.ru/2020/08/25/duhovnye-i...

Алвин Плантинга Конфуз Докинза: натурализм ad absurdum. Анализ книги «Бог как иллюзия» Скачать epub pdf Мы продолжаем рассматривать наиболее известные книги эволюционного биолога и апостола атеизма Ричарда Докинза. Предлагаем вам обзор самой популярной его книги «Бог как иллюзия» (англ. The God Delusion; 2006). «Бог как иллюзия» занимала второе место в списке бестселлеров Amazon.com в ноябре 2006 года. С декабря 2006 по февраль 2007 года она входила в десятку бестселлеров среди научной литературы в твёрдом переплёте по версии «Нью-Йорк Таймс». На январь 2010 года продано более двух миллионов экземпляров книги на английском языке. 1 Многие ведущие атеисты восхваляли эту книгу, а христиане, естественно, критиковали ее. К примеру, Филипп Белл, магистр наук и бывший исследователь рака, опубликовал детальный критический обзор этой книги 2 ; были изданы и другие книги, отвечающие Докинзу. 3 Например, профессор Алистер Макграт написал книгу, направленную в ответ, под названием «Докинз как иллюзия» (в соавторстве со своей женой). После этого выяснилось, что поддержка Докинза среди атеистов тоже не универсальна: знаменитый философ-эволюционист Майкл Руз написал в рекламном отзыве: «Книга Докинза «Бог как иллюзия» заставила меня стыдиться, что я атеист, и Макграт объясняет, почему это так». Руз также утверждал, что «новые атеисты» под предводительством Докинза – это «кровавая катастрофа» 4 , и писал о книге Докинза следующее: «Вопрос: Что вы думаете о книге Докинза «Бог как иллюзия»? Ваш подход намного более мягкий? (Открытая книга Докинза лежала на диване в гостиничном номере в Амстердаме, где Руз давал интервью). Ответ: Я отношусь к этой книге так же критично, как и к работам о Разумном устройстве мира авторов вроде Майкла Бихе, хотя я, как агностик, ближе к Докинзу и на 99 % согласен с его выводами. Но эта книга – просто глупость, политическая катастрофа и к тому же неприемлема в научном плане. Если бы кто-то говорил о биологии и эволюции в таком тоне, в каком Докинз говорит о теологии, реакция Докинза была бы беспощадной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konfuz-...

…На лужайке в окрестностях небольшого города Вефиля играли маленькие дети. Мимо них проходил пророк Елисей. Дети, увидев его, легкомысленно стали дразнить его, называя «плешивым» (в конце концов, шалость – нормальное поведение неразумных малышей, что с них взять). Пророк, вместо того чтобы просто не обращать внимания или снизойти к их возрасту, повернулся и изрек в адрес детей страшное проклятие. И сразу же из леса выбежали две медведицы, которые растерзали 42 ребенка. К сожалению, именно такая картина возникает в сознании многих людей, читающих Библию (особенно у людей невоцерковленных или вовсе неверующих) 1 . Действительно, краткий фрагмент 4Цар. 2:23–24 – наверное, самый соблазнительный во всем Священном Писании ; его подвергают критике атеисты и агностики, он смущает и многих верующих людей. В связи с этим видится актуальность настоящего труда. Несмотря на то, что недоуменные вопросы по содержанию 4Цар. 2:23–24 эпизодически возникают и в наше время 2 , до сих пор нет ни одного подробного православного толкования на русском языке, в котором были бы подвергнуты детальному анализу все вопросы, связанные с интерпретацией означенного происшествия в окрестностях Вефиля. Данная работа предназначена восполнить указанный недостаток, в связи с чем цель работы формулируется следующим образом – на основании тщательного исследования еврейского текста, а также при помощи христианской экзегетической традиции дать всесторонний комментарий к этому отрывку, особенно подробно рассмотрев при этом все его ключевые аспекты. Для достижения цели будет проведен тщательный анализ еврейского оригинала и греческого перевода, будут использованы некоторые современные переводы Библии . При отсутствии православного толкования в наше время есть достаточно много протестантских комментариев (в том числе и на русском языке); среди них отметим статью Р. Месснера на английском языке Elisha and the Bears: A Critical Monograph on 2 Kings 2:23–25, которая была опубликована в 1962 году. В настоящей работе будет использован этот труд, а также другие современные толкования. Принципиальным новшеством представленной статьи (в сравнении с трудами современных инославных и иноязычных библеистов) будет привлечение имеющихся святоотеческих толкований и богослужебных текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Об атеистическом и агностическом направлениях в религиозной философии Атеизм Атеизм – безбожие (от а – не и Θες – Бог). Ап. Павел усвояет имя атеистов или безбожников всем язычникам ( Еф. 2:12 ), потому что все они обходились без общения с истинным Богом, почитая богов ложных, жили без Бога. Такое словоупотребление точно отвечает истинному понятию о Боге и значению слова. Но, так как представления о Божестве и религиозные воззрения различных народов и лиц очень различны, и, так как люди, считая свои религиозные воззрения истинными, обыкновенно, склонны трактовать несогласные с их воззрениями, как безбожные, то поэтому, в истории человеческой мысли имя атеистов усвоялось лицам самых различных религиозных направлений и убеждений. В атеизме, в древнее время, обвиняли Анаксогора, Сократа, Аристотеля, в новое время – Ванини, Джиордано Бруно (оба сожжены за безбожие), Декарта, Спинозу, в новейшее – Фихте и Гегеля. Менее упорно обвиняли и многих других, даже Канта. Но философская терминология, стремясь точно различать различные взгляды и воззрения, значительно суживает понятие атеизма. Под ним разумеют в философии сознательное отрицание бытия Божия, как в теистическом, так и в пантеистическом смысле. Прежде, атеизм подразделяли на несколько видов: отрицательный (незнание божества у некоторых диких народов, детей) и положительный (знание и отрицание), последний подразделяли на практический (отрицание жизнью, поведением) и теоретический (отрицание Бога на словах, учением). Теперь этому последнему только и усвояют имя атеизма. Как философское направление (чисто отрицательное), атеизм – явление очень древнее, но, к счастью, нечастое. Атеисты были в Палестине уже во времена Давида ( Пс. 9:25; 13:1; 52:2 ). В Индии, ко времени возникновения буддизма (за 6 веков до P. X.), существовало уже чисто атеистическое направление в философии Санкиа. В Китае, за 5 веков до P. X. Юань проповедовал чистый атеизм и на нем основывал свою мораль, сущность которой сводилась к афоризму: «всяк живи для себя».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Обзор блогосферы как повод для уныния Несколько тысяч блоггеров с возмущением опубликовали у себя новость: в уголовном кодексе появится статья «ересь». «Всем современным еретикам за любые формы противодействия Православию будет грозить от 4 до 6 -ти лет колонии строгого режима с конфискацией имущества» 19 июля, 2010 Несколько тысяч блоггеров с возмущением опубликовали у себя новость: в уголовном кодексе появится статья «ересь». «Всем современным еретикам за любые формы противодействия Православию будет грозить от 4 до 6 -ти лет колонии строгого режима с конфискацией имущества» Особенностью сегодняшнего обзора блогосферы будет то, что собственно обзора блогосферы не будет. Мы поговорим о конкретном произошедшем в дебрях рунета забавном инциденте. Несколько тысяч блоггеров с возмущением опубликовали у себя новость: в уголовном кодексе появится статья «ересь» . «Всем современным еретикам за любые формы противодействия Православию будет грозить от 4 до 6 -ти лет колонии строгого режима с конфискацией имущества». С таким предложением, оказывается, обратились представители Русской Православной Церкви к властям и нашли со стороны последних поддержку. Инициатор предложения – протоиерей Всеволод Чаплин – заявил: «Нас всерьез озаботила ситуация с выставкой « Запретное искусство – 2006 ». Экспонаты этой кощунственной выставки не только оскорбляли нравственность и вкус, воспроизводя матерные слова и непристойные сцены, но и возбуждали ненависть к христианству и к тем символам, которые почитаются его последователями как святыни». Ссылку на известие ставили самые разные люди: православные и атеисты, антиклерикалы и агностики. Но интересно даже не то, что это, естественно, оказалось уткой. Интересно, что авторы исходного сообщения и не собирались вводить кого бы то ни было в заблуждение. Произошло следующее. На сайте регионального отделения одной крупной газеты появилась новость: «Московский патриархат попросил внести в Уголовный кодекс статью «ересь»». Ссылка вела на некий информационный дискуссионный портал, который, как выяснилось, просто скопировал новость с юмористического сайта , что не помешало сообщению собрать почти полтысячи совершенно серьезных комментариев антиклерикальной направленности. Всего несколько человек заметили подвох, но им мало кто внял. Уже позже новость была перекопирована и на другие сайты.

http://pravmir.ru/obzor-blogosfery-kak-p...

Разделы портала «Азбука веры» Может ли невоцерковленный христианин жениться на буддистке? Решено 635 20.02.2024 Вступление в брак Здравствуйте! Очень нравится девушка, но она буддистка по вероисповеданию (и монголка по национальности). Я считаю себя православным, но не являюсь воцерковленным. Можем ли мы вступить в брак? Не будет ли такой брак блудом? Я видел противоположные ответы на этот вопрос. Например, священник Даниил Сысоев говорил, что это блуд, некоторые другие священники говорят, что это не грех, просто крайне нежелательно. Подскажите, пожалуйста, как мне быть. С уважением, Дмитрий. Вопрос закрыт для новых ответов. 6 Ответов Дмитрий, раз уж Вы здесь задаете этот вопрос, значит, заповеди Божии для Вас не пустой звук. Это хорошо. Весьма многие люди предпочитают руководствоваться в жизни исключительно своими чувствами и похотями, никак не соотнося их с представлением о Боге и пути к Нему. Отрадно, что Вы выше этого животного взгляда. Бог благословляет брак не для узаконения чувственной похоти, но для полноты христианской любви мужчины и женщины во образ любви Христа и Церкви и для христианского же воспитания детей. Вы сами понимаете, что обе этих цели брака для Вас будут недостижимы. Сравните. Вы верите в Бога, а буддисты — фактически атеисты, отрицающие личного Бога. Вы считаете многих богов демонами, а буддисты воздают им поклонение. Вы верите в бессмертную душу и благодать Божию, а буддист их отрицает. Для Вас взаимоотношения с личным Богом немыслимы без обращения к Нему в молитве, а буддист вместо молитвы занимается медитацией. Вам захочется пойти в храм, а супруге там не место. Список можно продолжать еще долго. Вы видите, даже в названных вещах Вы будете совершенно чужды с такой женой. Поэтому либо Вы утратите имеющуюся пока что веру, либо она, либо оба станете атеистами или агностиками. Буддизм — это религия безнадежности, главная цель верующего — вовсе перестать существовать. Христианство же предлагает надежду. Думается, лучше заранее обсудить с ней эти вопросы. Предложить вместе почитать Евангелие, узнать ее мнение о христианстве, выяснить, что препятствует ей принять любовь Божию и Иисуса Христа как своего Спасителя.

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-nevoce...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чем молитва отличается от медитации? 6 мин., 14.12.2020 Молитва и медитация — некоторые считают, что большой разницы между ними нет. Тут, мол, речь только о разных традициях, а в остальном — дело вкуса и личного выбора. Так ли это на самом деле? И в чем все-таки между ними разница? Молитва и медитация — это разные названия для одного и того же? Нет, это совершенно разные духовные практики. Молитва — это обращение, в котором непременно предполагается тот, к кому человек обращается: Сам Бог, кто-то из святых (например, Пресвятая Богородица), Ангел-хранитель. Даже если мы не слышим ответа на наше обращение, мы все равно рассчитываем на то, что нас слушают. Молитва — это плод личных отношений между человеком и Богом. Кто не верует в Бога как в Личность, не может и молиться. А медитация не обращена ни к кому конкретно. Медитируя, человек произносит слова или звуки, но только для того, чтобы определенным образом настроить самого себя, свое сознание.О многом говорит уже связь этого слова с латинским meditatio — «размышление» Впрочем, на латинском Западе в слово meditatio вкладывали и другие смыслы. С его помощью переводили, например, греческое μελτη — «забота, упражнение». Им же обозначали интеллектуальный труд, связанный с «вдумчивым чтением» Священного Писания. — Прим. ред. . А индийский учитель йоги (в которой медитация играет особенно важную роль) Патанджали и вовсе называет медитацию «прекращением деятельности сознания». Словом, ничто не мешает заниматься медитацией даже абсолютно неверующему человеку. Какие цели преследует человек в медитации? И какие — в молитве? В медитации человек стремится с помощью определенных приемов (фокусировки внимания, повторения определенных слов, дыхательных упражнений) так изменить свое сознание, чтобы получить некий полезный, с его точки зрения, результат. Атеисты и агностики могут стремиться к обретению спокойствия, ясности и собранности ума. Некоторые верующие — искать «откровений» от Бога или других духовных существ. Другие (например, некоторые из последователей буддизма) — очистить ум и сердце. Адепты эзотерических учений — рассчитывать, что их ум, «правильно» настроившись, войдет в соприкосновение с некоей силой, энергией или иной реальностью и достигнет «просветления»… Общее во всех этих вариантах одно: человеком движет стремление достигнуть каких-то своих целей, и он использует для этого специальные технические приемы.

http://foma.ru/chem-molitva-otlichaetsja...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010