Лиссабонское землетрясение, во время которого погибло много невинных людей, подало повод в XVIII столетии ко многим глумлениям над учением о Промысле. Страдания праведника, подобные тем, описание которых мы находим в книге Иова, многим представляются возможными лишь под условием, если небо пусто, и в глубинах его не скрывается никакого Бога. Несоответствие между социальными идеалами и теми государственными порядками, которые представляются, как бы, освященными Богом (религией), также, обыкновенно, влечет за собою протест не только против этих порядков, но и против веры в Бога. Вообще, несоответствие хода событий в природе (физическое зло) или истории (социальные нестроения) человеческим идеалам имеет своим обыкновенным последствием отрицание существования нравственного миропорядка и устроителя его – Бога. Таковы причины атеизма: умственная односторонность и нравственная озлобленность. Поверхностно ознакомившись с ничтожнейшим уголком мира, атеисты утверждают, что и вся вселенная заключает в себе только то, что они успели найти в своем уголке. Такая индукция, безусловно, неосновательна. Если бы мы измерили небольшую часть поверхности океана, положим, в одну квадратную версту, мы пришли бы к заключению, что она плоская и что, двигаясь по ней все вперед, мы будем уходить от исходного пункта в бесконечность, но, на самом деле, поверхность океана сферическая (эллипсоидная) и, подвигаясь по такой поверхности вперед, мы, в конце концов, вернемся к исходному пункту. Малый опыт, в данном случае, на котором мы пытались утвердить наше бесконечное заключение, привел нас к совершенной лжи. Однако, в этом заключении, по крайней мере, не было внутреннего противоречия, но об атеизме должно сказать, что он и противоречит фактам и внутренне несостоятелен. Атеисты рассматривают все явления мира, как движение масс материи, но они упускают из вида, что материя может только продолжать движение или передавать его другим массам, но никогда не может полагать начало движению. Мало этого. Движения материальных частиц стремятся уравновеситься, и жизнь во вселенной стремится прекратиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Есть еще так называемые практические атеисты, которые говорят, что верят в Бога, но эта вера никак не влияет на их образ жизни. И они, эти люди, даже крестившись в зрелом возрасте, продолжают жить как неверующие. Такие вещи, как, скажем, частые выпивки, обман, нарушение супружеской верности, разводы и т. п., не представляются им чем-то предосудительным. В своей жизни они руководствуются не религиозной моралью, а просто поступают «как все». Таким образом, атеисты и агностики как бы бросают вызов верующим. Они помогают нам заново рассмотреть нашу веру в Бога, уяснить, что же именно она для нас значит. Только ли материя? Можно ли согласиться с утверждением атеистов, что вся сложнейшая психическая жизнь человека есть лишь результат биохимических реакций, происходящих в его организме? Можно ли согласиться с тем, что никакой человеческой сущности, отличной от тела, то есть того, что называют душой, не существует? С древнейших времен самым существенным элементом различных религиозных верований было глубокое убеждение в том, что душа не умирает со смертью тела, а переходит в иной мир, который разные народы представляли себе по-разному. Вызывание душ предков, общение с ними входило в религиозные обряды языческих верований. Было ли все это грубым суеверием, или за этим, пусть примитивным, религиозным опытом стоит некая таинственная реальность? До недавнего времени этот вопрос выходил за пределы опытного знания. Что мы можем знать о том, что будет после смерти? Ведь «оттуда» никто не возвращался! Однако современная медицина нередко позволяет врачам вернуть к жизни (реанимировать) больных, находящихся в состоянии клинической смерти. Как правило, реанимация возможна, если с момента клинической смерти прошло не более пяти минут. Состояние это нередко сопровождается совершенно удивительными переживаниями. «Человек умирает. В тот момент, когда его физические страдания достигают предела, он слышит, как врач признает его мертвым. Он слышит какой-то звон и в то же время чувствует, что движется с большой скоростью сквозь длинный черный туннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела…

http://azbyka.ru/katehizacija/nachalo-pu...

Мы снова процитируем Пола Дэвиса, который выразил эту неожиданную особенность реальности, сказав: «Все ученые согласны с тем, что заниматься наукой означает выяснять, что происходит в мире, что задумала Вселенная, о чем она. Если ни  о чем... у вас не было бы никаких рациональных оснований полагать, что по мере того, как вы копаете все глубже и глубже, вы обнаружите дополнительную связность и значимые факты о он пишет: «Опыт показывает, что мы все глубже и глубже погружаемся в наши исследования природы, мы продолжаем находить рациональный и осмысленный порядок, а не просто беспорядочную смесь не связанных между собой явлений». Итак, мы могли бы задать себе простой вопрос: учитывая, что нет необходимости ожидать такая трансцендентная связность и понятность, более чем вероятно, что эта черта дана трансцендентному Творцу? Мы считаем, что, в конечном счете, вероятность такого положения вещей гораздо более вероятна при наличии Творца, чем при его отсутствии.  Конечно, многие атеисты не были убеждены в этом, но, по крайней мере  признали, что что-то вроде деистического бога-«перводвигателя» может существовать. Удивительный пример: Ричард Докинз (пожалуй, последний человек, от которого мы ожидали бы согласиться с деизмом) недавно признал: «Возможно, вы могли бы убедить меня в том, что во Вселенной существует какая-то созидательная сила [и что] существует какая -то физическая сила». математический гений, сотворивший Открытость деизму это уступка, на которую вполне готовы пойти многие атеисты и агностики.  Физик Пол Дэвис довольно открыто говорил о своей открытости деизму, как и Джон Дэвид Бэрроу. И многие ученые на самом деле являются деистами. В 1997 году журнал Nature сообщил, что 40 % ученых верят в личного Бога. Однако большое количество дополнительно попадает в группу «деистов». Хотя число теистов с тех пор уменьшилось (сейчас примерно 33 %а), более половины всех ученых приписывают ту или иную форму Бога был деистом, как и многие наиболее радикальные философы и политики эпохи образом, деизм остается серьезным взглядом на дискуссионной таблице в науке и философии.

http://predanie.ru/book/221358-razum-vys...

Или идет на свидание верующий человек – и идет на свидание человек неверующий. Они ощущают что-то общее или что-то совсем разное в своем сердце? Получает верующий человек отказ от девушки, которую он любит, и получает неверующий человек отказ от девушки, которую он любит, – они ведут себя одинаково или не одинаково? Верующий человек пойдет в храм и закажет молебен, а неверующий человек пойдет и напьется в кабаке? Часто они оказываются в одном и том же кабаке — пьяный верующий и пьяный неверующий, растирающие сопли. Нам всем есть о чём поговорить. О нашем внутреннем мире. О том, как мы воспринимаем мир вообще, как мы воспринимаем жизнь, как мы воспринимаем солнце, боль, смерть, рождение. И мне кажется, что здесь у нас найдется очень много общего. Так много общего, что оно вообще может стать основным полем для взаимопонимания, да и для того, чтобы оставить друг друга в покое. В покое тайны человеческого сердца, о котором Наташа Холмогорова говорит. Той тайны, которую хранит человеческий разум. Многие люди могут быть сначала верующими – а потом очень неверующими. И этот период может наступить в жизни людей совершенно неожиданно. Мы всё время испытываемся на свою внутреннюю верность, на свою внутреннюю честность. И не всегда это испытание проходим достойно. Говорят, что сейчас стало модно быть верующим. Душевным таким, со свечечкой в руках… Но не сказал бы, что атеизм не моден. Агностицизм и атеизм становятся новой интеллектуальной модой. Эту моду на Западе в свое время задал Умберто Эко, и потом она пришла в Россию. Думаю, что скоро быть верующим в интеллектуальной среде станет не модно. В студенческой среде это уже не модно и вызывает недоумение очень многих. Мода вообще быстро проходит. Не думаю, что атеисты в данном случае как-то ущемлены в интеллектуальных правах или возможностях. Наташа Холмогорова верно поднимает вопрос о том, что сегодня нас искусственно сталкивают в поле вражды и противоречий. Выставляют неадекватных спикеров типа Невзорова и Никонова со стороны атеизма, а Цорионова и Фролова – со стороны верующих. Стараются внушить нам, что верующие и атеисты могут разговаривать между собой только вот так странно, и никаким образом по-другому смотреть друг на друга не могут. Но это очевидная обманка, не надо на нее вестись.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

Митрополит всея Америки и Канады Иона: «Православие — надежда на исцеление в океане колоссальной боли» В современном секулярно-материалистическом обществе так много людей одиноких, находящихся в изоляции, не знающих, куда идти и к кому обращаться. В мире сегодня столько колоссальной тяжелейшей боли! И мы можем обращаться к этим людям, мы должны идти к ним! 7 декабря, 2009 В современном секулярно-материалистическом обществе так много людей одиноких, находящихся в изоляции, не знающих, куда идти и к кому обращаться. В мире сегодня столько колоссальной тяжелейшей боли! И мы можем обращаться к этим людям, мы должны идти к ним! Московскому Представительству Православной Церкви в Америке — храму великомученицы Екатерины на Всполье — исполнилось 15 лет. Поздравить прихожан в Россию прибыл Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Иона. Весной этого года, в ходе своего первого официального визита в Россию , владыка дал интервью главному редактору портала « Правмир » Анне Даниловой. Владыка Митрополит, сегодня мир становится все более и более секулярным. Каждый день мы видим, как христианство вынуждено уступать той или иной новой норме политкорректности, как все реже можно говорить о христианстве и его роли в становлении европейской цивилизации. Религия может воспринимться как нечто ненужное или даже опасное. Как Вы думаете, есть ли надежда на то, что западная цивилизация обратится к своим христианским корням, или секуляризация так и будет усиливаться далее? — Действительно, в Соединенных Штатах все происходит именно так. Многие из основных протестантских деноминаций, например, движение евангелистов, сегодня разваливаются, очень быстро теряют прихожан, закрывают свои храмы. Дело здесь не в христианстве как таковом, причина в духовном банкротстве этих течений, отколовшихся, отошедших от православия. Православие в США сегодня переживает период расцвета , число православных очень быстро растет – многие люди из самых разных течений и деноминаций – протестанты, католики, евангелисты, пятидесятники, атеисты (у нас тоже есть атеисты, как и они были в Советском союзе, — поясняет, улыбаясь, владыка Митрополит) агностики и нецерковные люди находят в православной Церкви полноту опыта спасения во Христе.

http://pravmir.ru/mitropolit-vseya-ameri...

Бог: возражения на доказательства бытия); 2) доводы непосредственно против существования Бога (см. Бог: предполагаемые опровержения бытия). В аргументации первого типа большинство атеистов существенно опираются на скептицизм Юма и агностицизм Канта. Атеисты выдвигают то, что они считают обоснованной и достаточной аргументацией в пользу своего убеждения, будто бы Бога нет. При этом атеистами часто используются четыре следующих довода: 1) факт существования зла в мире (см. проблема зла); 2) видимая бессмысленность бытия; 3) фактор случайности, неупорядоченности во Вселенной; 4) Первое начало °термодинамики – то, что «энергия не может ни создаваться, ни уничтожаться», как свидетельство того, что Вселенная вечна и, следовательно, не нуждается в Творце. Ответ на доводы атеистов. Существование зла. Развёрнутый ответ по поводу проблемы мирового зла даётся в статье проблема зла, так что здесь мы рассмотрим вопрос только в общих чертах. Рассуждения атеистов образуют порочный круг. Как указывает бывший атеист К. С. Льюис, чтобы знать, что в мире существует несправедливость, нужно иметь мерило справедливости. Таким образом, чтобы действительно отрицать Бога через мировое зло, необходимо выдвинуть высший нравственный эталон, посредством которого и объявлять Бога злым («Просто христианство» [Mere Christianity]). Но для теистов Бог и есть такой высший нравственный эталон, потому что не может быть высшего нравственного закона без высшего Законодателя этого нравственного закона. Как настаивают атеисты, абсолютно благой Бог должен иметь абсолютно благие цели для всего сущего, но для многого зла в мире никакой благой цели нет. Поэтому абсолютно совершенного Бога быть не может. Как отвечают теисты, то, что мы не знаем цели совершающегося в мире зла, само по себе ещё не значит, будто бы никакой благой цели нет. Этот довод не обязательно опровергает существование Бога; он лишь доказывает наше невежество относительно Божиих замыслов. Продолжая тот же ход рассуждений: из того, что мы сейчас не понимаем назначения всего зла в мире, ещё не следует, будто бы мы никогда и не поймём этого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Митрополит Иларион: Должен сказать, что общее наблюдение, которым делятся священнослужители, заключается в том, что покупательная способность людей снизилась. Это отражается, в том числе, на том, как люди приобретают свечи, иконы, заказывают молебны, подают записки. То есть доходы храмов в результате падения доходов населения тоже падают. Но, с другой стороны, мы наблюдаем и обратную тенденцию: практически в каждом приходе, где существует реальная приходская жизнь, где священник обращен к людям (а это сейчас происходит практически везде), постоянно появляются новые прихожане, новые благотворители, новые жертвователи. И этот процесс, как мне кажется, никак не связан с экономическими процессами. Те процессы, которые происходят внутри человека, важнее того, что происходит вокруг него. Е. Грачева: А еще (эта новость должна обрадовать людей верующих) ученые из США, проанализировав некрологи в американских газетах, посчитали, что верующие живут в среднем на три-четыре года дольше, чем агностики и атеисты. Это справедливо и в отношении наших граждан? Митрополит Иларион: Думаю, что это справедливо в отношении всех людей по нескольким причинам. Во-первых, религия и участие в богослужении, молитва дают человеку постоянный заряд позитива. Многие верующие, которые молятся утром и вечером, говорят о том, какое освежающее действие на них оказывает молитва. В определенной степени это можно сравнить с принятием душа. После душа человек выходит как будто обновленным, ему легче жить, легче дышать — то же самое происходит на духовном уровне, когда человек общается с Богом. Постоянное общение с Богом делает жизнь верующего гораздо более содержательной, чем жизнь того, у кого это измерение вообще отсутствует. Второй момент — то, что верующие в целом менее склонны к разного рода дурным привычкам, например, к алкоголизму или к курению, не говоря уж о наркотиках. Религиозность в этом плане является сдерживающим фактором и косвенным образом имеет положительное влияние на здоровье. Такая совокупность факторов и дает удивительные результаты, согласно которым в среднем верующие люди живут на три-четыре года дольше, чем люди неверующие и агностики.

http://patriarchia.ru/db/text/5235254.ht...

Определение причины по данным опыта. Существует непреодолимая пропасть между вещью для меня (феноменом) и вещью в себе (ноуменом, реальностью), говорил Кант. Мы не можем познать ноумен; мы познаем только то, какими вещи кажутся нам, а не то, каковы они в действительности. Следовательно, мы не можем законным образом определить действительную причину по её данным нам в опыте следствиям. Это возражение опирается на недоказанное и внутренне противоречиво. Оно опирается на недоказанное в предположении, что наши чувства не дают нам информации о реальном мире. Это ложная гипотеза о том, что мы воспринимаем только ощущения, а не реальность. Ошибочно считать, что мы познаем только наши идеи и не можем познать реальность через наши идеи. Во-вторых, заявление о том, что реальность нельзя познать, уже есть высказывание о реальности. Агностики заявляют, что достаточно знают о реальности, чтобы иметь уверенность в том, что о реальности ничего знать нельзя. Такое заявление внутренне противоречиво. Откуда Кант может знать, что реальность является причиной нашего опыта, если не существует действительной причинно-следственной связи между реальным (ноуменальным) миром причины и кажущимся (феноменальным) миром опыта? Более того, никто не может даже знать, что его собственные идеи являются следствием его размышлений, если не существует реальной связи между причиной (разумом) и следствием (идеями). Нельзя даже писать книги, как пишут их агностики, если сначала не предположить, что читатель, глядя на феноменальные следствия (слова), сумеет хоть что-то узнать об их ноуменальной (реальной) причине (мыслях). Причина Бога. Как утверждал Бертран °Рассел (Russell; 1872–1970), если всё нуждается в причине, то нуждается в ней и Бог. А если все вещи не нуждаются в причине, не нуждается в ней и мир в целом. Однако в любом случае Первая Причина нам не нужна. Большая (первая) посылка здесь неверна. Теисты отнюдь не утверждают, будто бы всё нуждается в причине. Принцип причинности указывает, что только то, что имело своё начало (и является финитным) нуждается в причине. Если что-то не имело начала, то ему, очевидно, не нужен был и Зачинатель. Атеисты, такие как Рассел, признают, что Вселенная не нуждается в причине – она просто «есть». Если Вселенная может просто «быть», без причины, то почему не может Бог?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Агностицизм (от др.-греч. γνωστος — неузнанный, неузнаваемый, непознаваемый) — философская концепция, согласно которой, люди не знают (и ничего не могут знать) о Боге или богах, и вопрос о существовании Бога или богов считается для них неразрешимым (согласно некоторым направлениям – неразрешимым по крайней мере на данном этапе развития человека).  Агностицизм — это то же самое, что и атеизм? В общеупотребительном смысле агностицизм нередко смешивают с атеизмом. Между тем, хотя агностики и не утверждают, что Бог (боги) существует (существуют), однако и не отрицают. Выражаясь иначе, агностик может допускать существование Бога или богов, но может допускать и обратное. В этом отношении агностицизм принципиально отличен от атеизма, ведь атеисты решительно настаивают на том, что Бога нет. Может ли христианин быть агностиком? Нет. Агностицизм напрямую связан с религиозным индифферентизмом, т. е. безразличным отношением к религии: и как таковой в целом, и к любому конкретному вероучению в частности. При этом значительная часть современных людей, называющих себя атеистами, в действительности являются агностиками. Когда появился термин агностицизм? Считается, что термин «агностицизм» был введен в употребление в 1869 году английским зоологом, профессором Томасом Генри Гексли. Однако существуют и другие версии происхождения этого термина. Когда появились первые агностики? Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности, у софиста Протагора, утверждавшего невозможность проверить реальность существования богов, а также в античном скептицизме. Каково отношение агностицизма к религиям? Агностицизм считает невозможным познание истины в вопросах существования Бога или богов, сверхъестественных существ, но не исключает принципиально возможности существования Бога, божественных сущностей, как и возможности обратного. Агностицизм отвергает возможность доказательства истинности или ложности таких утверждений рациональным путем. Поэтому агностик не может быть приверженцем религий (например, христианства, иудаизма, ислама), в рамках которых существование Бога, или богов признается за неоспоримый факт. Какие религии ближе всего к агностицизму?

http://azbyka.ru/agnosticizm

Все остальные конфессии стали частью глобального либерального политического проекта. Фактически все современные конфессии - это, прежде всего, политически ангажированные организации либерального толка, а затем уже - приверженцы своей веры. Они - всего лишь партнеры своих старших политических братьев по проведению в жизнь и утверждению их проектов порабощения мира, как вот обновленцы в раннем СССР были партнерами ОГПУ по пропаганде «новой жизни» и развалу Церкви. Достаточно вспомнить роль Ватикана в «бархатных» революциях Восточной Европы. Причем уход России негативно отразился и на католицизме в регионе. Разве мог представить покойный Папа, что по Варшаве пройдет многотысячный парад извращенцев? А ведь прошел, сразу после бархатной революции пошла революция сексуальная. Даже при коммунистах не было такого упадка веры в Чехии, где теперь массово распродаются храмы под супермаркеты, рестораны и ночные клубы. Как было сказано выше, американские неоконы и многие европейские политики едва ли не хвастаются своим участием в троцкистских организациях. Также они открыто признаются в своем авторстве в цветных революциях, несущих перманентный хаос на просторы СНГ и мира. Проведем некоторые параллели между майданной идеологией и троцкизмом. Сам стиль «бескровной» революции до одури напоминает Февральскую революцию, которую так и называли. В ней, как известно, значительную роль сыграла Британия, а Троцкий же и выдвинул эти теории с подачи агента британских спецслужб Парвуса. То же «народное волеизъявление», выработанное путем массового промывания мозгов проплаченноми из-за рубежа СМИ. Та же клевета против власти, в своем остервенении иногда доходящая до смешного. Подкуп и обман руководителей силовых структур, пропаганда революции для их рядовых сотрудников. Блокирование центральных органов власти толпами столичных люмпенов. Цветные революции приводят к воинствующему агностицизму. Атеисты не ходили ни на какие богослужения вовсе. Майданные агностики ходят молиться во все сразу. Ющенко, нарушая Апостольские правила, молится и с раскольниками, и с униатами. Его жена несколько лет назад, во время визита в Японию, умудрилась помолиться даже в синтоистском храме. Агностики не хуже атеистов борются против влияния Церкви, только, в сущности, более эффективно. Они используют учебные программы, СМИ, книги и фильмы. Эта методика давно опробована в ЕС и США. Две трети британцев, прочитавших роман Дэна Брауна " Код да Винчи " , верят, что у Христа и Марии Магдалины был ребенок. Большинство детей на Апеннинах понятия не имеет о смысле и содержании сцены яслей. По данным римского Центра изучения общественного мнения, только 25% детей, в возрасте от 6 до 12 лет, знают и могут назвать участников " презепе " : Святое Семейство, волхвов, ангелов, пастухов и домашний скот. Для 65% итальянских детей Рождество олицетворяет Дед Мороз (Баббо Натале, " Рождественский дед " ), а для 61% - нарядно украшенная елка.

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/31/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010