Шувалову, её президенту И.И. Бецкому, князю А.А. Вяземскому и сенатору А.А. Нарышкину (все они скончались в конце 1790-х годов). С восточной стороны к Благовещенской церкви была пристроена небольшая приземистая галерея – ризница, где находятся семейные памятники Юсуповых. В частности, там погребена герцогиня Курляндская Евдокия (рожд. Юсупова), жена П.Бирона (1747-1780). В 1866 году под Благовещенской церковью, в её западной части, устроили ещё семь могильных мест. В алтарной части было решено возобновить надгробные плиты лиц, принадлежавших к императорскому дому. Первоначальные памятники не сохранились, и историк Н.Г. Устрялов провёл специальную исследовательскую работу по выяснению, кто же именно и в какой части церкви был похоронен. В результате в 1868 году в полу у алтарной ступени было уложено семь однотипных мраморных плит, выполненных в мастерской А.А. Трискорни по рисунку архитектора А.А. Пуаро. Несколько ранее, в 1859 году, по инициативе внука полководца была заменена каменная плита с надписью: «Здесь лежит Суворов». Очевидно, к этому же времени относится и соседняя мраморная плита дочери князя А.Д. Меншикова герцогини А.А. Бирон (ум. 1736). Вплоть до 1922 года Александро-Невская лавра оставалась резиденцией Петроградского митрополита Вениамина. Лишь после его расстрела 7 июля 1923 года президиум Петргубисполкома вынес распоряжение о передаче всех жилых помещений и служб лавры в ведение Губоткомхоза. Храмы были оставлены верующим, организованным в двадцатки. С закрытием в 1926 году церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов. Через десять лет все тринадцать монастырских церквей были ликвидированы. К 1936 году на территории лавры находилось семнадцать учреждений, в том числе две средние школы, детский дом культуры, автошкола, институт народов Севера, пять рабочих общежитий, институт Гипрогор, фабрика венских стульев и т.д. В Троицком соборе, закрытом в 1932 году, помещался склад универмага «Пассаж». В феврале 1933 года президиум Леноблисполкома постановил: «учитывая возможность весьма эффективного использования здания под музей без всякого на то переоборудования... Благовещенскую церковь ликвидировать, здание передать Политпросветцентру для оборудования хранилища надгробной скульптуры». В ноябре 1932 года Благовещенскую церковь осматривала комиссия по организации музея-некрополя. Как указывалось в протоколе, Благовещенская усыпальница «уже представляет собой готовый музей монументальной надгробной скульптуры, собрание которой, по мнению комиссии, следует лишь дополнить двумя памятниками работы И.П. Мартоса: И.Л. Лазарева из армянской Смоленской церкви и Е.Чичаговой со Смоленского лютеранского кл.».

http://sobory.ru/article/?object=05273

В атрибутах с прихода в средину закладки Дворца: I. Надпись над Орденом Св. Андрея: «Сие чудо новое: под неприступным градом, Наполнилась земля разверстым ныне адом. II. Над Орденом Александровским: «Сие чудо новое: а Россы творящи, Зрит воздух на себе суда горящи. III. Над Орденом Георгиевским: «Сие чудо новое: Геллеспонт пришел к кончине, Огнем Россы, действуют в водах и пучине». IV. Над Орденом Екатерининским: «Сие чудо новое: весь мир на то взирает, Российский Сципион вал южный попирает». V. На камне, покрывавшем место закладки, медная доска с надписью: «Сему зданию прожект сделал и практику начал Российской Архитект, Москвитянин, Василий Иванович Баженов, Болонской и Флорентинской Академии Художеств Академик, главной Артиллерии Архитект и Капитан, сего сдания начальной Архитект и Экспедиции онаго строение Член, от роду ему 35 лет. – По сочинении прожекта, за Архитскта был Титулярной Советник Матвей Козаков. – В Экспедиции сего строение были Членами: Дворянин, Статский Советник Федор Никифорович Борисов; Дворянин, конной Гвардии Ротмистр Иван Григорьевич Вахрамеев; Дворянин Примиер-Маиор Михайло Андреевич Суровцов, Коллежский, при Экспедиции, Секретарь Константин Яковлевич Титов. Закладка была Июня 1773 года при Императрице Екатерине Алексеевне второй и при Наследнике, Сыне Ея, Павле Петровиче. Надпись сию составил С. Петербургской Академии Художеств гравировальщик Иван Пурышев». На трех щитах, под атрибутами поставленных, надписи: «Да процветет Москва, подобием райска крина, Возобновляет Кремль и град Екатерина; Народы на небо радостно вопиют, Младенцы из гробов то зрети возстают. Герои Росские вы что изобразили, Как боги дерзостных гигантов поразили. Визирь от имени Минервина бежит, Под Бендером земля пылает и дрожит. Станбул не ожидал сего ужасна вида, В котором Росская явилась Фемида. Покрыла пламенем весь бездны горизонт, Пучины рыжет огнь и стонет Геллеспонт. Уже запасено было огромное количество кирпича, Белого камня и извести; приступили к копанию рвов для фундамента. Но когда от близости их к стенам Архангельского собора открылась опасность в том, что с южной стороны оне дали трещину: тогда Императрица Екатерина II отложила это величественное предприятие, коего памятником осталась только одна модель. Многие отличнейшие Архитекторы заимствовали от нея для своих планов части фасадных видов, или некоторые отделения внутренних комнат и галерей, или орнаменты. В этой модели придворная церковь служила как бы программою для церквей в некоторых благотворительных заведениях Москвы. 966 По одной этой модели можно судить о гении Баженова; она важна для нас еще и тем, что сохраняет модели храмов и зданий, уже несуществующих в Кремле, как на пр.: Сретенского и Гостунского соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Язык русских духовно-публицистических сочинений того времени может быть сравнен разве с языком французских проповедников времен лиги 171 : «ныне совершилось ваше спасение: низложен сатана и его ангелы», восклицает один проповедник, по поводу низвержения Бирона. Одно из слов Юшкевича, в день рождения императрицы Елисаветы (1741 г.), раскрывает «ухищренную политику губителей отечественного счастья». «Был ли кто из русских искусный художник, архитект, а наипаче ежели был ученик Петра, тут они тысячу способов придумывали, как бы его уловить, к делу какому-нибудь подвесть и, таким образом, (…) голову ему отсечь, или послать его в такое место, где необходимо умереть от голоду, – за то одно, что инженер, что архитект, что ученик Петра Великого. Всех людей добрых, простосердечных, государству доброжелательных и отечеству весьма потребных под разными претекстами губили, разоряли, а равных себе безбожников, бессовестных грабителей весьма любили и уважали. Только телом, только тенью здесь, а сердцем и душой вне России пребывали. Все свои сокровища, в России неправдой нажитые, вон из России за море высылали, и там иные в банки, иные на проценты многие миллионы полагали». «Архиереев, священников, монахов мучили, казнили, расстригали, – непрестанные почты, и водой, и сухим путем, отвозят их в дальние сибирские города – Охотск, Камчатку, Оренбург», – так жаловался иногда сам Димитрий Сеченов, теперь подобным же образом действовавший против Арсения. Но не тоже ли самое говорит и Арсений, когда замечает: «горе нам, бедным архиереям, яко не от подан, но от своих мнящихся быти правоверных, мучительство претерпеваем» 172 . Так говорили в то время проповедники публично, с церковных кафедр, в присутствии двора и самой императрицы. Может ли нас после этого удивлять тон речи Арсения в его доношениях, не предназначавшихся ни для публичного произнесения, ни для высочайших особ, а адресованных к его собратам-архиереям, заседавшим в Синоде, в котором и сам он состоял равноправным членом? Нам кажется, что Арсений, по меньшей мере, с полной справедливостью мог во всяком случае сказать о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Александр 8 октября 2012, 10:10 Большое спасибо, отец Андрей, за Ваш рассказ непровокационно-провокационный с точки зрения способности подвигнуть разум читательский, даже либерализированный, к размышлению. И замечательно, что отзываются на него в силу своего разумения и такие люди как Геннадий-либерал. Пусть они продолжают почаще заходить на этот сайт. Значит он им не безразличен. И вера Христова им не безразлична. Хотя и пытаются это иногда скрыть поглубже и прикрыть маской безразличия. Вот и замечательно. И слава Богу за все! Марина 8 октября 2012, 09:56 Более всего интересно, закончилось ли дело одним лишь крещением " по обычаю " или младенчика действительно растят и воспитывают в вере? остальные детали и морали истории - важны и занимательны, за что отцу Андрею, конечно, всегдашняя благодарность. Но, как мне кажется, не эти моменты здесь главные. Максим 8 октября 2012, 09:55 Вопрос глобальный задан, во соотношении составных в человеке, которых три. Молодой иерей более духовен и потому, что у него плоти меньше: деток. Правильный вопрос. Но и ответ благой:-) Кому как не этому, воизбежание плотским попечениям нужен новый большой дом. Слава Тебе Боже наш слава Тебе! Простите меня. Дмитрий 8 октября 2012, 08:56 Спаси Вас Господи за замечательный рассказ! Больше бы таких безотказных священников, тогда будет больше достойных прихожан, даже если они не смогут дарить такие подарки, а просто пожелают здравия и удачи. Людмила 8 октября 2012, 08:39 " Песня о ЛЮБВИ БОЛЬШОЙ - не бывает велика, чувство, краткое порой, долгую рождает речь " Слава Богу, что есть такие священники не пугливые, не осторожные, спешащие на дела Богоугодные. Геннадий - либерал 8 октября 2012, 08:29 Отец Андрей. Фабула Вашей история обычная и для наших дней банальна даже в деталях. После прочтения первого абзаца и далеко не самый проницательный читатель, ничего не знающий про приключения д.Ватсона или Пуаро, наверное смог бы угадать с первого раза концовку. Поэтому Все понятно - вроде того: " не заграждай рта у вола молотящего " .

http://pravoslavie.ru/56510.html

Иезуиты испросили у Ватикана разрешение на перевод Библии еще в 1615 г., но не воспользовались этим Н.Стандерт объясняет это тем, что перевод Писания не входил тогда в число их приоритетов: иезуиты «ценили рационалыглю теологию выше нарративной, популярную проповедь выше экзе гетики, естественные науки выше текстологических познании» [Standaert 1999, с. 53]. Впрочем, практические нужды богослл жебной и проповеднической деятельности все равно потребовали от ранних католических миссионеров перевода значительно го числа библейских фрагментов. В конце XVII в. в условиях уже сточения контроля за деятельностью католических миссий в Китае получить новое разрешение на перевод и издание Библии оказалось невозможным. Некоторые миссионеры самостоятель но брались за эту работу. Жан Бассе из Парижских зарубежных миссий успел до своей кончины в 1707 г. перевести большую часть Нового Завета. Попытки перевода Библии предпринимали и францисканские священники Антонио Лаги и Франческо Джо–вино (их труд не сохранился), а также иезуит Луи де Пуаро, завершивший к 1803 г. полный перевод Нового Завета и частичный – Ветхого. «Все эти переводы предпринимались отде тьны–ми людьми по собственной инициативе, они не проистекали из коллективного усилия или решения церкви. Более того, они никогда не издавались и никогда не использовались широкой аудиторией» [там же, с. 33]. В 1805 г. Британское и Зарубежное Библейское общество было проинформировано о наличии перевода Бассе в фондах Бри танского музея. Для изучения рукописи на предмет пригодности к изданию для распространения среди китайцев была создана специальная комиссия, которая, в свою очередь, обратилась к знатокам китайского языка. Выяснилось, что перевод содержал четыре Евангелия, Деяния апостолов и все послания апостола Павла (за исключением Послания к Евреям). Комиссия признала аккуратность перевода и изящество текста, однако «из стиля и слов следовало, что он был сделан по Вульгате под руководством иезуитов» (цит. по [The Chinese Repository.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, на мой взгляд, Театр на этом не заканчивается, потому что Настоящий Театр не заканчивается никогда. Он, театральный замысел, перетекает в жизнь, и придуманный сюжет в этой жизни воплощается. Сюжет с актёром Павлом Устиновым — чья придумка, отечественная или заграничная «дружеско-партнёрская»? П.Устинов... Вот с самого начала, когда зазвучало это имя, что-то насторожило. А уж тем более, когда сказали — «актёр-росгвардеец». П.Устинов, Питер Устинов, Sir Peter Ustinov для людей театра, кино, искусства имя известное. Это же известный британский актёр, режиссёр, продюсер, писатель, журналист, телеведущий. Человек творческий и разносторонний. И одна из его собственных первых пьес (1956 год) — это «Романов и Джульетта» (Romanoff and Juliet), по которой он снял одноименный фильм, в нём же и сам сыграл роль генерала... Фильмография с участием сэра Питера Устинова впечатляет, Оскар имеется, а роль сыщика Эркюля Пуаро — классика. Вот такой получается Театр. Посмотрим на решение Мосгорсуда по ходатайству прокуратуры об изменении меры пресечения с 3,5 лет заключения в колонии на условное наказание, не связанное с лишением свободы. Ведь такая позиция прокуратуры, когда она встаёт на сторону обвиняемого, всё-таки редкость... Устинов Павел и Устинов Пётр... Пётр и Павел... Апостолы Пётр и Павел. Стоит ли спрашивать авторов и читателей Русской Народной Линии о том, что значат они для Церкви? Может быть, поэтому часть духовенства, сразу увидев такую проекцию, встала на защиту тех молодых людей, которые выступили против несправедливости и подверглись преследованиям? Также преследовали апостолов Петра и Павла, схваченных и казненных в Риме за проповедь Учения Христа около 65 года н.э. во времена правления Нерона. Британский актёр Питер Устинов роль Нерона и сыграл в фильме «Quo Vadis» (Камо грядеши? Куда идёшь Ты, Господи?)... Бывают же совпадения! Здесь вернёмся к «Открытому письму священников в защиту участников беспорядков в Москве». Александр Владимирович Щипков пишет: «Данная церковная группа претендует на получение особого политического ресурса.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/19/et...

После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI, место захоронения последнего не известно до сих пор. В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего брата Константина Павловича. С этого времени в соборе стали погребать близких родственников императоров. В 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике. В 1887—1906 году по заказу Александра III были изготовлены саркофаги для родителей императора: саркофаг Александра II из зелёной яшмы и саркофаг императрицы Марии Александровны из розового орлеца. 13 марта 1990 года, в день 109-й годовщины со дня гибели Императора Александра II впервые за годы советской власти была отслужена панихида по Царю-Освободителю. 17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской Православной Церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова. 28 сентября 2006 года в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну, которая скончалась в Дании в 1928 году. Как добраться [ править править код ] Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петропавловская крепость Тел.: +7 (812) 328-07-51 (временно); 498-05-50 (вахта) Расписание богослужений [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Петропавловски...

Да, иносказание доминировало в первые века Церкви Христовой - я согласен. В Средневековье (это и Дионисий, и Рублев, и Панселин, и Грек... и сотни тысяч изографов, творивших приблизительно с 6 по 16 век) уже не было нужды шифроваться. Церковь стала официальной. Какой смысл использовать в таком огромном количестве аллегории и намеки? Икона переняла от Античной и Византийской культур некоторые знаки/указания. Например: пурпурный- царский цвет, значения жестов рук, ореолы вокруг голов святых и прочие. Однако забиваться в символизм и мистицизм настолько, чтобы в горках видеть восхождение, в воде- скоротечность бытия, в белом коне Георгия - " символ чистоты и святости " (цитирую супругов Вилленбаховых) - это уже на грани с ненормальностью и маньячеством. Зачем!? Иконописец - не Дэн Браун и не Агата Кристи. А прихожанин - не профессор Лэнгдон, не Пуаро или мисс Марпл. Мы приходим в храм не в угадайки - разгадайки играть. Ольга 26 февраля 2011, 17:32 Георгий, Бог создал траву тленною, чтобы мы помнили, что жизнь наша, как трава,что человек как цвет полевой, так он цветет...А зеленою - чтобы помнили мы о смысле нашей жизни, о стяжании Святаго Духа. Всякая весна напоминает нам Воскресение из мертвых.Зеленый- это цвет Святой Троицы, цвет вечной жизни. Святого Димитрия изображают и в красном плаще, как пролившего кровь за Христа, и в зеленом, как Мироточца. Я это так понимаю. А когда я вижу яблоко, я вспоминаю о запретном райском плоде. Или о плодах Духа Святаго..Или о плодах райского древа, каждый месяц приносящих плод свой... Неверно делаю? Надо думать об услаждении вкуса? Неправильно видеть во всем символы и знаки, в видимом -невидимое? Иносказательный смысл горок раскрыть через Библейские цитаты? Мне не лень, если Вы готовы слушать не практика, и не теоретика, а того, кто несет Ваши иконы с благоговением домой. А вот в том, что в иконе не должно быть лжи, я с Вами полностью согласна.Но историческая правдоподобность одеяний и дух эпохи в иконе не самое главное. Главное- лик, руки.Остальное можно, вообще, закрыть золотым окладом, и икона от этого не обеднеет. Ведь так? И заметьте, лик- это не просто лицо человеческое, которое мы знали при жизни. Это лик Христов, проявившейся в образе святого. Фотографическое сходство и чувственность, согласитесь, в православной иконе неуместно.Христа по Его Воскресению Апостолы узнавали не по внешнему сходству. Они узнавали Его в Духе, по Слову Божию. Я не права?

http://pravoslavie.ru/44910.html

76 Хотя запасные Св. Тайны назначаются преимущественно для больных, но в первые времена Христианства пастыри имели обычай посылать Евхаристию отсутствующим и особенно заключенным в темницу исповедникам. А наши военнопленные, без сомнения, суть исповедники Православ­ной Веры. 78 Бурунов барон, Ф. И. – дипломат. Род. в 1797 г. В 1829 г. – управляющий дип. канцелярией в Константинополе; в 1832 г. – определен к вице-канцлеру гр. Остерману для редактирования нот рус. уполномоченных при иностран. дво­рах; в 1833 г. – член гл. управления цензурой Мин. ин. дел; в 1839 г.– участвовал в переговорах с Англией по пересмотру Ункиаро-Искелесского трактата; в 1840 г. – посланник в Англии; в 1856 г. – был вторым уполномоченным на парижском конгрессе и участвовал в переговорах России и Англии относительно Персии; 1857 – 1858 гг. – посланник в Париже, Берлине и снова в Лондоне; в 1874 г. уволился от службы. Ск. в 1875 г. 79 Ген.-адьютант гр. Александр Петрович Толстой род. 28 янв. 1801 г.; образование получил домашнее; на службу поступил юнкером в 1817 г.; в 1826 г. оставил воен. службу; в 1828 г. снова поступил на службу в кавалергардский полк ротмистром; в 1830 г. перешел на гражд. службу, с переименованием в коллежского советника и назначением камергером; в 1834 г. – д. с. с. и тверск. гражд. губернатор; в 1837 г. переименован в генерал-майоры и назначен одесским воен. и гражд. губернатором; в 1856 г. – обер-прокурор Св. Синода; в 1862 г. уволен от должности об.-прокурора и назначен чл. Госуд. Совета. Ск. в 1873 г. 83 Штром Иван Васильевич, архитектор. Род. в 1824 г. В 1842 г.– оконч. Императ. Акад, художеств; в 1853 г. – академик; с 1858–1860 гг. – заведовал сооружением русской посольск. церкви в Париже; в 1867 г. – профессор; в 1880 г. – старш. архитект. Исаакиевского собора. Ск. в 1887 г. 86 Вот это надписанные: «Лета 1859 19 февраля/3 марта сей православный трехпрестольный храм заложен в благополучное царствование Благочестивей­шего Государя Императора Всероссийского Александра II щедротами Его Величества, всего Царствующего дома, Св. Прав. Синода и пожертвованиями православных, начинанием же и стараниями прот. И.Васильева, по проекту проф. архитектуры Романа Кузькина, в присутствии чрезвычайного и полномочного посла при Императоре Французов Наполеоне III гр. Павла Дмит. Киселева, строительного комитета и строителя академика Ивана Штрома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

132 Письма Митр. Фил. К Ан. Ник. Муравьеву – Письмо 352-е, 16 Июня 1858 г. Подробности о посещениях Владык – заимствованы из собственно-ручных заметок О. Архимандрита Пимена, некоторых братий очевидцев и из записок составителя сей летописи с 1867 г. 133 Через год после своего посещения Джемс Райтсуэй прислал от. Арх. «Книгу Молитв общественных Англиканской Церкви, на Латинском языке: Liber Precum Publicarum Ecelrsiae Anglicarum; a Gulieimo Bright». 136 Из Дела об освидетельствовании ветхостей в Николо-Угрешском монастыре архитект. Иван. Мичуриным. 1737–1743 г. Из Гос. Арх. (Старых дел) Минист. Юстиции, Кн. Монаст. Ведом., 5, стр. 174–177. 149 Риза и сияние на икону Успения, что над Царскими вратами 52 ф. в., 2,320 р.; Девять сер. золоч. риз на местн. иконах – весом 4п. 9 ф. 7,000 р. с. Оклад царских дверей весом 32 ф. 1,340 р. с. Итого оклады в Успенской церкви 10,660 р. с. 150 Перестройка Николаевского Собора, поновление и позолота иконостаса, стенная живопись и лепная работа 14,000 р. с. 162 Островской дом, кухня и каменная около сада ограда были куплены монастырем с публичного торга в 1867 году за 2,500 р. с. Вот материал извлеченный из оных: Кирпичу 500 тыс. стоимость 7,500 р. Камню белого 6,000 шт. 1,200 р. Железа листового и иного 1,000 пуд. 2,000 р. Дубов. Дверей, панелей, косяков и пр. 600 р. Лещади половой и изразцов на 100 р. Около 80 кубик. буту и лому 600 р. Дом: стены, балки, накаты, полы 1,000 р. Всего 13,000 р. Дерево: – стены соснового леса почти балочной толщины, дубовые двери, колоды окон и дверей, дубовые панели, лестница – все употреблено на дом Архиерейский; белый камень, частью употреблен на Арх. Дом, на строющееся училище – и осталось еще более половины. Кирпичу кроме изведенного для Арх. Д., осталось еще много для постройки училища. 165 Ограда около монастыря без малого имеет в окружности 800 саж. в оной 8 ворот, 16 башен из коих 14 новых. Часовня у Святых ворот; – на все пошло кирпичу (нового и частью старого из прежней разобранной ограды) до 2-х миллионов, построение всего стоило 52,000 р. с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

  001     002    003    004    005