—566— получили ее, как экстракт из какого-нибудь растения. Как можно не замечать того, что закон причинности есть именно логический, формальный закон мышления?.. Что всякая закономерная связь есть связь каузальная!» 1035 Развивая далее свои воззрения на отношение телеологии к причинности, неоламаркисты основываются на книге Коссманна 1036 , утверждающего самостоятельность телеологических явлении; по словам Вагнера, в ней Коссманн сказал свое «вещее слово», дал не только «весьма глубокий, но и, в общем и главном, безупречный» ответ на вопрос о наличности в природе телеологических связей и их отношении к причинности. Обратимся теперь к самому Коссманну. Прежде всего, он выдвигает положение, что общеобязательность (Allgültigkeit) закона причинности далеко еще не означает его единственности, исключительной обязательности (Alleingülmigkeim); нельзя думать, что дана только причинная связь 1037 . Вагнер спешит разъяснить, что здесь Коссманн отнюдь не имеет в виду причинную связь вообще, а лишь именно механико-каузальную, как ее понимают натуралисты-механисты 1038 . «Обычная формула причинной связи такова, – говорит Коссманн: – из U (Ursache) необходимо следует W (Wirkung), но остается открытым вопрос, какого рода это следование: оно может быть посредственным и непосредственным; современная наука утверждает, что оно должно быть непосредственным. citataUcitata есть причина citataWcitata1 citataW citata1 citata есть причина citataW citata2 citata citataW citata2 citata есть причина citataW citata3 cimamau т.д. Обыкновенно, причинная связь подразумевается лишь между двумя членами ряда; напр., когда говорят, что явление свободного падения тел объяснимо причинно, то это значит, что мы считаем известной необходимую связь между положением падающего тела в один момент с положением его в другой, ближайший момент. Однако, часто причинное отношение захватывает большое количество —567— явлений, и причина распадается тогда на многие частичные причины (Teilursachen), которые все должны реализоваться, чтобы могло последовать действие, и весь этот комплекс также окажется «причиной». Поэтому Коссманн при своих формулировках избирает такие символы:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12 . Духовное и гражданское начальство, в случае предположения о перестройке и постройке церквей в крепостях и форштадтах их обязаны предварительно сообщать проектные чертежи Инженерному Департаменту для рассмотрения оных и представления на дальнейшее утверждение. (Уст. стр. ст. 217). Примечание к ст. 217. Инженерный Департамент упразднен, a подлежащие его заведыванию дела сосредоточены в главном инженерном управлении. (По прод. 1886 г.). 13 . При составлении проектов на построение православных церквей, преимущественно и по возможности должен быть сохраняем вкус древнего византийского зодчества. (Там же ст. 218). Примечание к ст. 218. Для сего могут с пользою быть принимаемы в соображение чертежи, составленные на построение православных церквей профессором архитектуры Константином Тоном. Означенные чертежи Тона при указе Св. Синода 22 декабря 1839 г. присланы во все архиерейские дома и в кафедральные соборы. По определению же Св. Синода 13–31 декабря 1885 г., в 1887 г. разослан атлас, изданный Св. Синодом, в потребном количестве экземпляров, епархиальным преосвященным для руководства, при постройке церквей. Ст. 219 заменена правилами, изложенными в статьях 206 и 209, §§ 3 и 7. 14 . Губернаторы должны стараться, чтобы для построения новых церквей были назначаемы и отводимы места самые приличные и удобные. Если оно предполагается в городе на таком месте, где по плану города церкви не назначено, то изменение в сем отношении плана города утверждается порядком ниже в ст. 298 105 , а в местностях, где не введено в действие Городовое Положение 1870 г. – порядком, указанным ниже в ст. 299. (Уст. строит. ст. 220). Примечание. При возведении церквей в городах следует наблюдать, чтобы они находились от соседней межи в расстоянии двадцати, или в случае затруднения, по крайней мере в десяти сажен. Правило это не распространяется на дома устраиваемые на церковном погосте и на другие церковные постройки, кои по ближайшему соображению духовного и строительного начальств, могут быть дозволяемы и ближе означенного расстояния от церквей. Относительно существующих в городах церквей имеющих тесные погосты, следует наблюдать, чтобы никакие мирские постройки небыли вновь возводимы ближе пяти сажень к зданию церкви. В сем случае, принадлежащее соседним владельцам место, или часть оного, если они не согласятся уступить духовному ведомству безвозмездно, отбирается от них на основании общих правил о вознаграждении за имущество, отходящие из частного владения по распоряжению правительства. (Зак. Гражд. ст. 575 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По факту же большинство религиозно смешанных браков заключено между формальными мусульманами и столь же формальными христианами. Людьми, которые вполне могут " договориться на берегу " , что " если родится мальчик, сделаем обрезание, а если девочка, покрестим " (или наоборот). Казалось бы, " ну и замечательно, толерантность превыше всего " . Да вот только для глубоко верующего, практикующего мусульманина или христианина это – недопустимый компромисс в вопросах веры на грани вероотступничества. А как у нас, православных? Теперь о главном: а как с подобными каноническими брачными установками обстоит дело у нас, православных христиан? И здесь, если копнуть глубже, становится ясно, что вчерашний документ ДУМ РФ, несмотря на озвученные выше претензии, отнюдь не " жуть – кошмар – мракобесие " . Для этого достаточно ознакомиться с аналогичным документом " О канонических аспектах церковного брака " , принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2017 году и базирующимся на древнем корпусе канонического права. Итак, первое и самое главное: " Брак есть союз мужчины и женщины " . Слава Богу, это теперь закреплено и в российской Конституции. И хотя во многих странах и даже в ряде бывших христианских деноминаций (честно говоря, очень сложно назвать либеральных протестантов " христианами " ) это положение пошатнулось, в данном вопросе у православных христиан и традиционных мусульман принципиальных противоречий нет (за исключением недопустимости многожёнства у христиан). Но это – далеко не всё: " Не признаётся возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества предшествующих браков одним из желающих венчаться или при наличии между лицами, желающими венчаться, недопустимых степеней родства) " . Православное Венчание. Фото: Alexander_IV/shutterstock.com Если совсем коротко, то речь о том, что нельзя венчаться тем, у кого этот брак уже четвёртый, пятый и так далее. А также категорически запрещено вступать в церковный брак двоюродным и даже троюродным братьям и сёстрам, а также крёстным и крестниками, родителям и крёстным родителям одного ребёнка. Хотя светское законодательство не запрещает ни первое, ни второе, ни третье.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/12/zaigry...

12) Порядок управления находящимися в экзархии ставропигиальными монастырями остается без изменения. Фирман этот с восторгом встретило все болгарское населеше. Ликования были всеобщи. Повсюду совершаемы были благодарственный молебствия. Султану было отправлено множество адресов. С разрешения Порты на берегу Босфора, в местечке Мессахоре или Ортакее был учрежден из 9-ти лиц союз, получивший название „болгарского смешанного совета». Этот советь, пригласив трех болгарских архиереев, немедленно приступил к составлению проекта устава устройства болгарского экзархата на началах, указанных султанским фирманом. 23 февраля 1871 года в Константинополе на заседании приглашенных представителей болгарского народа проект этот был рассмотрен, одобрен и отправлен в Порту на утверждение. С того времени он стал основным руководством в деле управления болгарскою церковью. Устав болгарского экзархата, действовавший с начала 1871 года, распадается на три части и состоит из 134 статей. В первой части речь идёт о верховном церковном управлении в болгарском экзархате, во второй о дарованных фирманом правах болгарской экзархии и в третьей о доходах и расходах. Нас интересует, конечно, по преимуществу, первая часть. Православная болгарская экзархия образуется из епархии, указанных выше, в султанском фирмане. Эрзархиею управляет священный Синод, а каждою епархией отдельно митрополит или епископ. Экзарх принимает свой титул независимо от своего епископского звания и по-прежнему состоит епископом той епархии, какою он управлял до избрания в экзархи. Священный Синод состоит из председателя-экзарха и членов, избираемых из епарх1иальныхъ митрополитов и епископов. Митрополиты находятся под надзором и юрисдикцией священного синода и при богослужениях своих поминают имя экзарха, а епископы-под ведомством своих митрополитов и поминают их имя. В главном городе экзархата, под председательством экзарха, состоит светский высший совет, в котором присутствуют 4 выборных члена. При каждом митрополите и епископе есть священный совет, состоящий под председательством местного архиерея, из четырех старейших духовных лиц, и светский епархиальный совет, состоящий из четырех выборных мирян. Экзарх избирается всеми болгарскими архиереями. Он должен быть подданным турецкой империи, родом болгарин, не моложе 40 лет от роду, должен обладать научною подготовкой, знать догматы веры и церковные правила и, при безукоризненной жизни, до избрания не менее пяти лет с честью занимать какую либо архиерейскую кафедру. Избрание его утверждается Портой. Подобным же образом избираются члены священного синода и совета, митрополиты и епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Все первенствующие епископы самостоятельных церквей равны между собою по власти, так как по духу канонического права православной церкви нет и не может быть ни одного епископа, который имел бы какую-либо власть над другими, как бы ни была важна занимаемая им кафедра. Между ними существует лишь первенство чести, имеющее только внешнее значение, без всякого влияния на внутреннее управление известных церквей 1238 . Личные права первенствующих епископов нынешних самостоятельных церквей, в главном, те же, которыми пользовались в древнее время митрополиты, как самостоятельные иерархи известных поместных церквей 1239 . Все эти права вытекают из положения, занимаемого ими в качестве председателей поместного архиерейского Синода и руководителей синодальных заседаний. В этом отношении, между церковноправовыми постановлениями мы находим в синодальном уставе Буковинско-Далматинской митрополии особое перечисление прав первенствующего митрополита. По этому уставу этому митрополиту, а также и каждому первенствующему епископу самостоятельной церковной области, в границах ее, принадлежит право: 1) созывать, открывать и закрывать Синод, председательствовать на нем и руководить заседаниями; 2) решения Синода препровождать государственной власти для надлежащего исполнения; 3) представительствовать церковную область пред остальными самостоятельными церквами и государственною властью; 4) иметь высший надзор над церковными делами в пределах церковной области и быть заступником ее пред правительством; 5) разрешать спорные вопросы, которые не могут быть отложены до очередного собрания Синода, причем, если некоторые епархиальные епископы по известному вопросу письменно не заявят своего мнения, он может объяснить свои действия на первом синодальном собрании, чтобы со стороны Синода они получили утверждение; 6) замещать священнослужительские места в тех случаях, когда епархиальные епископы, не смотря на очевидную необходимость, почему-либо оставили их не замещенными; 7) вести и решать текущие дела церковной области и 8) определять способных лиц на службу помощниками по ведению дел центрального церковного управления 1240 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

227 и кн. 27 стр. 302 и сл.; о патриархах статьи Ил. Руварца в Гласинке, кн. 23, стр. 240 и сл. кн. 47, стр. 265 и сл., и его же, О печким nampujapcuмa. Задар, 1888. Ср. Св. Никетич, Ucmopujcku развитак српске цркве (Гласник, кн. 27 стр. 81 и сл. и кн. 28 стр. 45 и сл., впрочем, этот труд представляет в главном переделку русского исследования Ив. Попова, «Краткий очерк сербской церкви до падения царства сербского»), Е. Голубинский, упом. кн., стр. 421 и сл. – Вопрос об уничтожении этого патриархата ясен с юридической точки зрения; но и мы в свое время были готовы смотреть на него так же, как смотрели на него в нынешней карловацкой митрополии, в частности после 1648 г., и приняв без надлежащего критического исследования определения архиерейского синода в Карловцах при патриархе Прокопии Ивачковиче, весною 1879 г., что «карловацкий патриарх есть наследник печского патриарха, которому поэтому принадлежит юрисдикция под православною боснийско-герцеговинскою церковью и потому следует поднести австровенгерскому правительству предложение об утверждении подчиненности этой церкви карловацкому патриарху», – мы написали и издали в 1884 г. брошюру под заглавием: «Каноничко начело правосл, цркве при разречиваньу црквенпх области» с намерением доказать в ней канонически то, что определил упомянутый карловацкий синод в форме резолюции, не опуская в историческом исследовании и самые основы этого синодального определения. Вследствие этой брошюры явилась целая литература по вопросу: кто наследник сербско-печского патриархата? Первым был некий псевдоним «Босански попо», который напечатал «Посланицу Никодиму Милашу » в доказательство ошибочности нашего мнения. Потом о. архимандрит Н. Дучич напечатал в Гласнике срп. уч. друштва (кн. 60, стр. 323–333) рецензию на туже брошюру, которую порицал. Затем некто, под инициалами В. С. Д., также в Гласинке (кн. 62, стр. 125–171), напечатал научное и ценное исследование под заглавием «Ко je наследник српскс печке nampujapшuje, и коме за данас по праву припада врховно право над capajebckoм православном мumponoлujoм»? И это исследование также направлено против нашей брошюры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Ежедневно утром от 4 до 8½ часов совершались на этих алтарях тихая литургия, а в 9 часов была главная литургия, и даже однажды архиерейская литургия с проповедью. Выстрел из пушки означал начало литургии, три следующих выстрела-чтение евангелия и освящение Даров и последний выстрел-конец литургии. На главном алтаре стояли среди растений Св. Дары, и, как только оканчивалось богослужение, начиналось денно-ношное поклонение Св. Дарам. Для этого паломники были разделены на десятки, которые сменяли друг друга по очереди. В Иерусалиме им устроена была торжественная встреча, и паломники вошли во св. Град с песнопениями духовных гимнов, в сопровождении католического духовенства, консула и гражданских турецких властей 13 . Французские паломничеств караваны, совершавшие с 1881 года ежегодные покаянные поездки 14 в Палестину, избирают сборным пунктом обыкновенно Марсель. Пароход, назначенный для перевозки паломников, приспособляется также к целям путешествия. На носу его водружается массивный деревянный крест, который потом приносится в Иерусалим, освящается в храме Вокресения, сопутствует каравану, при обратном возвращены, и жертвуется в одну из сельских церквей, служа там предметом чествования местных паломников. На корме парохода устраивается большой алтарь с выставленными на нем Св. Дарами, на котором совершается ежедневно божественная литургия. Священники произносят, проповеди и устраивают чтения, подготовляя паломников, заранее к обстоятельному знакомству с достопримечательностями Иерусалима и Палестины. В Иерусалиме и этих, паломников ожидает такая же торжественная и помпезная встреча, как и немецких паломников, при чем эти паломники иногда вступают, в стены Иерусалима даже с музыкою 15 . От этих картин полного комфорта, изящества, роскоши и помпы перенесемся мысленно снова к нашим бедным русским паломникам в зловонную и грязную обстановку пароходов Русского Общества пароходства и торговли, после двухнедельного плавания, приближающимся к цели своего путешествия. Последнюю ночь на пароходе от Бейрута до Яффы многие паломники проводят уже без сна. Между ними теперь ведутся оживленные разговоры о предстоящей опасной высадке с парохода на землю в Яффе, благодаря присутствию у самых берегов множества подводных камней, создаются планы на счет будущих экскурсий по Св. Земле, упаковываются дорожные сумки, в значительной степени уже облегченные от фуража, заготовленного еще дома, и т. д. Рано утром пароход бросает якорь в виду Яффской пристани, если, конечно, не препятствуют тому бури, и у парохода появляются лодки, управляемые дюжими и искусными гребцами-арабами, с кавасами (проводниками) Императорского Палестинского Общества. Паломники до жары еще свозятся на этих лодках на берег. Радость паломников, вступивших на Святую Землю, беспредельна. От избытка сердца и чувств они проливают слезы и осеняют себе крестом, шепча благодарственный слова молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

3. Автор ведет читателя на задний двор архиерея, и вместо того, чтобы говорить об архиерейском управлении, как обещал, говорит об управлении архиерейских бояр и дьяков, и противоречит себе. От свидетельства Скрипицы автор переходит к так названному им мирскому воинству архиереев, и говорит об архиерейских боярах и дьяках, и здесь прежде всего пускается рассуждать, какие значения имело слово боярин в Московском государстве. По его словам, оно имело два значения: «оно означало, во-первых, самый высший разряд членов царской думы, и во-вторых, боярами назывались вообще кормленщики, в Новгородской и Двинской областях высшее земское сословие, господа относительно холопей». Здесь автор забыл о главном условии истории о времени. У него слово боярин является с одинаковым значением и в XIII, и XIV, и XV, и XVI столетиях; тогда как на самом деле, значение этого слова в разные периоды изменялось очень сильно: именно, до начала XIV в. боярами называлось все высшее, сословие служилых людей, то самое, которое в XI и XII столетиях преимущественно называлось старшею дружиною, мужами; с XV столетия, именно со времени в. к. Насилья Васильевича Темного, боярами стали называться только думные мужи и люди высшего чина, приближеннейшие к государю; все же сословие, называвшееся прежде боярами, получило название боярских детей; потом, при царе Иване Васильевиче, во второй половине XVI столетия, слово боярин означало только высшие чины, первое достоинство при Московском дворе, а высшее сословие служилых людей получило название дворяне вместо прежнего названия боярских детей. Все это засвидетельствовано летописями и другими памятниками, которые приводить здесь нет надобности, ибо это уже известно в нашей печатной литературе, это уже зады, и я удивляюсь только, каким образом не дошло это до сведения г. Лохвицкого. Нужно же было напомнить здесь об этих задах потому, что г. Лохвицкий, на своем произвольном толковании слова боярин вообще, основывает свои рассуждения и об епископских боярах. Так он говорит, что «в начале бояре архиерейские не отделяются от других слуг; боярами назывались и служилые люди; так в уставной грамоте 1389 или 1404 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: Сергей Власов/foto.patriarchia.ru Утверждены новая редакция Положения и повестка дня Межсоборного присутствия 1 мин., 12.03.2020 Новая редакция  Положения о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви и  обновленная повестка дня его комиссий утвердил Священный Синод. Документы были утверждены на заседании Синода 11 марта 2020 года ( журнал 2 ), сообщает сайт «Патриархия.ru» . Межсоборное присутствие является совещательным органом, содействующим высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней ее деятельности. Межсоборное присутствие призвано к обсуждению актуальных вопросов церковного бытия, в частности относящихся к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий. Задачей этого совещательного органа является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься также Священным Синодом. Межсоборное присутствие является уникальным образованием, предоставляющим возможность для открытого обсуждения тех вопросов, которые интересны каждому прихожанину. Читайте также: Игумен Савва (Тутунов): Что такое Межсоборное присутствие? Межсоборное присутствие: откровенно о главном Межсоборное присутствие: зачем и для кого Межсоборное присутствие глазами мирян Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/utverzhdeny-novaja-redakc...

Но самым важным обстоятельством для Павла и Алимпия во время их пребывания в некрасовских селениях и в Тульче было знакомство с Осипом Семеновичем Гончаровым и через него с некоторыми покровителями особого рода. Гончаров, или Гончар, как обыкновенно зовут его некрасовцы, в высшей степени замечательная личность среди добруджинских раскольников. Человек тонкий и умный, наделенный редкой памятью, неутомимо деятельный и предприимчивый, словом – совершеннейший тип русского казака – некрасовца, к тому же умеющиЙ говорить по-турецки, он имел тесные связи с польской эмиграцией в Константинополе и других городах Турции: сам пан Чайковский (Садык-паша) был в числе ближайших его друзей и благодетелей 357 . Приняв во внимание, что Павел первый еще раз ехал в Константинополь и потом должен был отправиться в далекие и опасные странствия, не имея нигде ни знакомых, ни покровителей. Гончаров нашел не лишним предложить ему покровительство своих ясновельможных друзей, у которых повсюду имелись сильные связи; да и в главном деле, в приискании епископа, эти вельможные покровители, по соображениям Гончарова, могли оказать Павлу с Алимпием весьма важные услуги и в Константинополе и в других местах, особенно же если бы потребовалась защита от каких-нибудь нападений со стороны русского правительства. Павел как нельзя лучше оценил всю важность предложенных Гончаровым услуг и принял их с величайшей благодарностью: с этого времени он звал Иосифа Семеновича не только своим искренним благоприятелем, но и незабвенным благодетелем. Сами сарыкёйские некрасовцы, хотя и невыгодно смотрели на сношения Гончарова с польскими агентами, но именно как человеку сильному, между прочим, этими связями и поручили ему проводить Павла с Алимпием до Тульчи. Здесь Иосиф Семенович действительно представил их постоянно жившему в Тульче эмиссару польской эмиграции, Жуковскому 358 . Объяснив сущность дела, ради которого странствуют липованские иноки, Гончаров просил Жуковского рекомендовать сих иноков и само их дело покровительству эмиграции и в Константинополе и в иных местах, куда позовет их надобность. Члены польской эмиграции, работавшие в Турецкой империи, чрезвычайно дорожили тогда своими связями с раскольническим населением Турции 359 ; притом, в самом предприятии основать раскольническую архиерейскую кафедру, Жуковский с первого раза почуял недоброе для России: понятно, что он принял Павла и Алимпия с распростертыми объятиями, со всею готовностью предложил им мощное покровительство эмиграции. И вот, белокриницкие искатели архиерейства отправились из Тульчи в Константинополь, снабженные рекомендательными письмами к пану Чайковскому и другим близким ко двору султана лицам польского происхождения 360 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010