— Есть ли у Русской Церкви концепция миссии в виде официального документа? — Во-первых, существует «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» . В концепции излагается сущность и природа миссии, которая заключается в провозглашении Благой вести всему миру: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Апостольство является сущностной характеристикой христианской Церкви не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» (Ефес. 2, 20), но и потому, что через неё «проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня». В нем так же говорится, что «миссия, как апостольство», всегда составляла «главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28, 19-20)». В документе осмысляется богословские и целеполагающие аспекты миссии, ее тринитарное, христологическое и экслессиологическое измерение. Так целью миссии является не только «научение просвещаемых народов вероучительным истинам», главным образом она нацелена на «передачу опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины». Кроме того, целью миссии всегда остается «преображение всего космоса — человечества и природы», по слову апостола Павла, «да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28). Поэтому христианская миссия состоит в том, чтобы «приближаться к миру, освящать и обновлять его», «вкладывать новое содержание в привычный образ жизни», «принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения». В этом главном документе Русской Православной Церкви, посещенным вопросу миссии, упоминаются и другие общецерковные и епархиальные концептуальные и программные документы, в частности «Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», документы и материалы Поместного Собора 1917-1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000 г.) по вопросам современного миссионерского служения, и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и наше время.

http://pravmir.ru/o-missii-v-sovremennoy...

Целью любой церковной дискуссии и любой критики должно быть улучшение, очищение, созидание церковной жизни. Если же человек стремится разрушить Церковь, потворствует расколу, сам уходит в раскол, либо рассуждает только о «переделе власти», забывая о главном – о проповеди слова Божия, об устроении христианских трудов, — то это тоже грех, в котором нужно каяться и который нужно обличать. Протоиерей Владимир Вигилянский: Наивысшее проявление критики – это обличение в грехе Протоиерей Владимир Вигилянский Предстоятели Русской Православной Церкви всегда говорили, что у нас нет ни тем, которые мы не могли бы обсуждать, ни областей церковной жизни, которые мы не могли бы критиковать. Однако в этом отношении существует несколько условий. Во-первых, критика должна основываться на реальных, проверенных фактах, а не на слухах и сплетнях, то есть не быть голословной. И второе, за подобной критикой должна стоять искренняя любовь к Церкви, забота о том, чтобы эта критика не способствовала нарушению единства Церкви. А также, чтобы в ее основе не стояли побуждения, не связанные с любовью к ближнему, потому что любовь, конечно, превыше всего. Такую критику Церковь и священноначалие будет принимать с благодарностью. Наивысшее проявление критики – это обличение в грехе. В этом отношении следует руководствоваться евангельским принципом, заповеданным нам Самим Господом: « Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь » (Мф. 18, 15-17). В Церкви существует множество механизмов, в которых возможно участие всех членов Церкви, стремящихся к улучшению положения Церкви. К ним относятся Поместные Соборы, Архиерейские Соборы, Синод, Святейший Патриарх, правящий архиерей, церковный суд, Межсоборное присутствие, синодальные отделы и т.д.

http://pravmir.ru/opros-mozhet-li-kritik...

В конце 1940-х годов, когда центр военного округа был переведен из Беломорска в Петрозаводск, в истории здания начался второй строительный период. Было принято решение реконструировать Дом Красной Армии в Окружной Дом офицеров. В ходе реконструкции, завершенной в 1952 году, были сохранены все несущие стены, надстроен третий этаж и возведен шестиколонный портик на главном фасаде. Здание получило новый архитектурный облик и сохранилось практически полностью в этом виде до настоящего времени. Современное здание Дома офицеров занимает центральное положение в линии застройки по ул. Гоголя на ее отрезке между улицами Анохина и Антикайнена (ул. Гоголя, 28). Представляет собой трехэтажное каменное строение, прямоугольное в плане, с небольшими, симметрично расположенными ризалитами на дворовом фасаде и шестиколонным портиком дорического ордера на главном фасаде. Колонны выполнены из кирпича, оштукатурены и располагаются непосредственно на входной площадке в дом. Капители колонн решены в стилистике сталинского неоклассицизма с использованием советской символики - звезд, а также растительных мотивов – дубовых ветвей с жёлудями, шишек хвойных деревьев. Выступающий карниз фронтона на главном фасаде поддерживается ступенчатыми прямоугольными кронштейнами. Верхняя часть фронтона здания заполнена рельефом с изображением стилизованного ордена Победы в окружении знамен и военной техники. Главный вход представлен в виде выступающего из плоскости стены портала с простым сандриком. Неширокое обрамление портала декорировано оштукатуренными рельефами. Дом офицеров являлся военным учреждением культуры, планировочно здание было приспособлено для размещения в нем библиотеки с читальным залом, кафе и лекционного зала на сто мест. В помещении бывшей Домовой церкви - двухсветном зале с балконом – разместился большой зрительный зал на 450 мест, предназначенный для показа спектаклей, концертов и демонстрации фильмов. Учреждение было закрыто в 2011 году, и здание с тех пор пустовало. Для сохранения здания Дома офицеров, в 2017 году оно было признано выявленным объектом культурного наследия.

http://sobory.ru/article/?object=41445

Поэтому Павла и Алимпия, приехавших с подробными вестями и объяснениями по делу об учреждении архиерейской кафедры в Белокриницком монастыре, приняли в Москве очень радушно и внимательно. По случаю их приезда опять происходили на Рогожском Кладбище собрания для рассуждений о неотложной надобности – устроить старообрядческую епископию и для сего воспользоваться начатым в Белой-Кринице предприятием. На собрании, как десять лет тому назад, явились между прихожанами Рогожского Кладбища и противники старообрядческого архиерейства, видевшие в нем ненужное и небезопасное нововведение. Во главе их стоял теперь, пользовавшийся известностью в московском старообрядческом обществе, дворник из Рогожской Иван Александров Гусев . Это был человек довольно начитанный и умный, но до изуверства преданный расколу, даже проповедовавший беспоповское учение о мысленном антихристе: он потому особенно восставал и против учреждения полной старообрядческой иерархии, с епископом во главе, что почитал это делом невозможным во времена антихристова господства. Но возражения против старообрядческого архиерейства теперь не могли иметь большой силы, когда уже не только начато было у австрийского правительства дело об устроении в Белокриницком монастыре старообрядческой архиерейской кафедры, но, по уверению Павла и Алимпия, даже имелась надежда на скорое и успешное его окончание. На рогожских совещаниях, согласно желанию Рахмановых, было решено, что учреждение старообрядческой архиерейской кафедры за границей есть дело необходимо-нужное, и следует помогать ему всеми способами. Все предначертания относительно того, как именно устроить кафедру, изложенные в известной статье Устава: „о водворении епископа“, были одобрены; равным образом и соображения, раскрытые в Послании и добавочных к нему статьях, были признаны в главном их содержании вполне разумными: согласились, что прежде всего надлежит позаботиться об отыскании епископа из „древлеправославных“, а в том случае, если по тщательном изыскании таковой не обрящется, можно принять и из сущих в ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Архиерейский Собор, по всестороннем рассмотрении означенного проекта, принял его сначала в главном, а потом и в частностях, произведши некоторые изменения. Находя, что таким способом (систематическим жалованьем из государственного казначейства) всего правильнее было бы регулировано материальное положение отечественного приходского духовенства и что такой проект вполне соответствует требованиям современного общественного состояния и устройства, Архиерейский Собор определил: означенный проект закона об устройстве священнического положения послать министру просвещения и церковных дел и наилучшим образом рекомендовать его как пригодный и достойный получить силу закона 2604 . Один из самых насущных и неотложных вопросов приходского духовенства в Сербии, который вот уже десятки лет безуспешно трактуется, это вопрос об улучшении материального положения священников. В данном случае министр просвещения и церковных дел с своей стороны принял означенный проект и направил его на рассмотрение и решение в государственный совет, который в свою очередь должен передать его в последнюю инстанцию – в народную скупщину для усвоения ему силы закона. Благоприятного результата, однако, доселе не получилось. – В заседании 19 ноября 1904 г. рассматривался поднятый преосвященным епископом тимочским вопрос; какое количество священников —163— должно быть при отпевании и погребении умершего священника? В законе нигде это не предусмотрено, равно не имеется определенного решения соборного, а между тем практика весьма разнообразна и иногда случалось, что при отпевании и погребении умершего священника служили всего два священника, что производит весьма плохое впечатление на окружающих и понижает авторитет священнический в народе. Архиерейский Собор решил этот вопросы так: все окрестные священники, не связанные неотложным делом или болезною, должны исполнить братолюбивую обязанность в отношении к почившему священнику соучаствовать в отпевании и погребении по уставу 2605 . – По предложению того же преосвященного тимочского в заседании 1 декабря 1904 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во-вторых, затем, чтобы дать в нём митрополиту как бы викария и помощника. В неизвестном главном городе области Древлянской Владимир не учредил архиерейской кафедры, как необходимо думать, потому, что небольшая область эта была близка к другим епархиям и в частности, как можно предполагать, потому, что она назначена была в епархии епископу Белгородскому. [ Сюда ссылается со стр. 358 ]Учредив епархию в инородческом Ростове, Владимир не учредил её в инородческом Муроме, вероятно, потому, что в первом и его области была более или менее значительная колония настоящих Русских и что самые инородцы его уже показывали большую или меньшую наклонность к обрусению. А Муром, напротив, ещё представлял собой совсем глухую и совсем цельную инородческую украйну, в которой учреждение архиерейской кафедры было бы совершенно бесполезным и оказывалось совершенно неудобным. После Владимира до нашествия Монголов было открыто в России ещё ровно столько же епархий, сколько было открыто им, т. е. восемь, именно: Переяславская и Юрьевская при Ярославе, Смоленская в 1137 году, Галичская до 1165 года, Рязанская до 1207 года, Владимиро-Кляземская в 1214 году, Перемышльская в 1220 году или прежде этого года и Угровская незадолго до нашествия Монголов. Всех епархий к нашествию последних должно было бы таким образом быть 16. Но так как одна из них – Тмутараканская, вместе с самым своим княжеством, прекратила существование или в конце XI или в начале XII века, то их было 15. Само собой разумеется, что новые епархии после Владимира были открываемы в городах значительнейших, как это было при нём самом и как это долженствовало быть по самому существу дела. Значительнейшими городами в период до-монгольский были у нас стольные города удельных княжений, которые разделялись на два разряда, так сказать – на первичные и вторичные, именно: вся Россия разделилась на известное количество уделов, которые, представляя собой в свою очередь новые особые целые, разделялись на уделы частные и боковые или так сказать пол-уделы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В качестве одной из мер по установлению единого информационного пространства на территории Санкт-Петербургской митрополии, о чем неоднократно говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл применительно ко всем епархиям, полагаю необходимым предложить следующее. В нашей митрополии сложилась нетипичная, на мой взгляд, ситуация, когда при отсутствии у епархий полноценных печатных источников информации их жизнь не представлена в журнале Санкт-Петербургской епархии " Вода живая " . В настоящее время несмотря на развитие Интернета, многие по-прежнему пользуются традиционными газетами и журналами, особенно это относится к людям старшего возраста. Мы не можем их ограничивать в получении информации о церковной жизни в наших регионах. После разделения епархии журнал " Вода живая " , не получив статуса общего для митрополии журнала, как это было в других епархиях, так и остался на уровне одной Санкт-Петербургской епархии. Сегодня мы обсудим возможность придания журналу " Вода живая " статуса официального источника Санкт-Петербургской митрополии и определим участие каждой из епархий в его финансировании, распределив тираж с учетом количества приходов. То же самое коснется и интернет-справочника " Глобус митрополии " Как вам известно, в феврале 2015 года состоится архиерейское совещание, на котором будут подведены промежуточные итоги исполнения решений Архиерейских Соборов 2011 и 2013 годов в епархиях. Святейший Патриарх обращает на это пристальное внимание, в чем мы смогли убедиться, слушая выступление Его Святейшества на V Общецерковном миссионерском съезде, состоявшемся в ноябре. Хочу напомнить, что одними из приоритетных решений Архиерейских Соборов являются следующие: открытие в каждом населенном пункте страны приходов, молитвенных домов, а также введение штатных единиц помощников благочинных по четырем направлениям деятельности: миссионерской, катехизической, социальной и молодежной. Соборы обратили особое внимание, чтобы в главном храме благочиния, а также во всех крупных приходах помощники по указанным направлениям работали на штатной основе с оплатой их труда в среднем по городу для социального работника. Для небольших приходов на окладе может находиться хотя бы один помощник. Помощники должны быть людьми подготовленными, имеющими не только базовые знания о христианской вере, но и по соответствующему профилю. На епархиальном уровне должна быть создана школа подготовки этих людей. Святейший Патриарх Кирилл на упомянутом съезде миссионеров сказал, что обучающие курсы целесообразно организовать в соответствии с двухгодичной программой духовных семинарий с тем, чтобы при желании они могли продолжить дальнейшее обучение в стенах духовной школы и окончить полный ее курс. На собрании Санкт-Петербургской епархии 15 декабря во исполнение рекомендации Его Святейшества для проработки вопросов обучения помощников было поручено создать рабочую группу при отделе религиозного образования и катехизации под председательством владыки Амвросия.

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-mitr...

- Когда меня хиротонисали во епископа, один церковный деятель сказал мне: «Несчастный Вы человек: теперь никто не будет Вам в мире говорить правды и Вы не прочтете ни одной новой книги». Это, конечно, своего рода гипербола, но эти слова имеют определенное отношение к сути дела. Многие наивно полагают, что епископ лишь только и делает, что время от времени совершает торжественные богослужения и принимает почести от духовенства и мирян. В таком подходе огромная доля упрощения. Как будто преосвященный архипастырь – это тщеславная кукла. Забывают о главном – об ответственности епископа перед Богом и людьми. Напомню, что говорит о вступающих на путь епископского служения апостол Павел: что доброе это дело, но для осуществления его требуется непорочность, трезвенность, благочиние, честность, страннолюбие, учительность. Епископ должен быть «не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив… Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3: 1–7). Как видите, к епископу предъявляется апостольским преданием множество требований, которые не для каждого подъемлемы. Слова управитель, надзиратель многими воспринимаются в их светском значении, как понятия, связанные с насилием и администрированием, между тем, по-моему, главным в служении епископа является ответственность любви. Об этом всегда замечательно говорит при вручении архиерейского жезла новопоставленным епископам Святейший Патриарх Алексий II. Если обратиться именно в этом плане к гомилетическому творчеству нашего Первосвятителя, можно увидеть, какова необыкновенная ответственность и сложность архипастырского служения. Одним из символов архиерейского сана является омофор, который символизирует паству, находящуюся на плечах пастыря, несущего ее ко спасению. Это не просто прекрасный библейский образ, а, как мне удалось испытать за годы моего служения, непосильная ноша, от которой подчас даже физически изнемогаешь. Как бы ни распределил обязанности правящий архиерей среди своих соработников, все равно, что бы ни случилось, какое бы событие ни произошло – никто не скажет: виноват такой-то секретарь, или такой-то батюшка, но каждый совершенно справедливо скажет: во всем виноват владыка. и это будет совершенная правда, ибо в епархии за все отвечает управляющий ею.

http://pravoslavie.ru/4243.html

Те же монастыри и архиерейские дома, которых не коснулось определение штатами, должны были спешить эксплуатацией вотчин в свою пользу, т.к. штатное определение, если не окончательная секуляризация (как впоследствии и случилось), в течение всего XVIII века постоянно им угрожали. Разумеется, крестьяне не относились к обидам безразлично и во все время деятельности Коллегии Экономии то здесь, то там возникали крестьянские возмущения 589 , к концу пятидесятых годов принявшие угрожающие размеры. Жалобы крестьян редко приводили к результатам 590 , как потому, что справедливость к низшим была не в почете 591 , так и потому, что судоустройство и судопроизводство того времени были далеки от совершенства. D. Экономическая деятельность Коллегии Экономии под управлением П. И. Мусина-Пушкина Тяжелое положение крестьян зависело от дурно поставленного вотчинного управления. Оно же было причиной и малой производительности вотчин, их финансового слабосилия и накопления недоимок, что более другого интересовало правительство. Поэтому, прежде всего, в 1738 году к Коллегии Экономии были присоединены Синодальные Дворцовый и Казенный Приказы 592 . Но затем, когда было замечено, что обремененный таким множеством дел Волков не мог относиться к ним вполне внимательно «отчего в управлении Коллегии Экономии могло быть не без помешательства», тогда 9 ноября 1739 г. Императрица указала «онаго генерал-лейтенанта Волкова от управления этой Коллегии уволить, а поручить в ведомство и управление тайн. сов. сенатора графа Платона Ивановича Мусина-Пушкина». Тем же указом велено было «оной Коллегии быть в Санкт-Петербурге, а в Москве оставить Контору» 593 . Контора Коллегии Экономии в Санкт-Петербурге была учреждена Сенатом только 15 ноября 1738 г. Тогда же туда был отправлен член Коллегии Исупов с секретарем и канцелярскими служителями со следующей, в главном, инструкцией: испросив от Сената помещение, производить надлежащие дела; потребовать от Санкт-Петербургского Духовного Правления ведомости о сборах, стекавшихся к нему по ведомству Казенного Приказа и по этой ведомости собирать; копию ее прислать Коллегии; выдавать крестьянам архиерейских домов и монастырей паспорты и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Для лучшего убеждения в том, что подобные своды общего отчета по духовному ведомству не могут принести той пользы, какая от них предполагаема быть может по другим частям государственного управления, имеющим в своем распоряжении значительнейшие капиталы и денежные операции не такого рода, как штатные отпуски сумм на духовные наши места, достаточно сослаться на самую смету расходов по духовному греко-российскому ведомству. Подробности оной убедят в той мысли, что поверка шнуровых книг, при самых духовных начальствах и пересмотр счетных выписок при них в Государственном контроле, или контроле Казенных палат, весьма достаточны для того, чтобы не производить им еще поверки при главном греко-российском управлении, которое, самым нынешним составом его, весьма различно от министерств и других главных управлений, имеющих уже при себе разные счетные установления». При этом Мещерский ходатайствовал об изъятии от ревизии Государственного контроля сумм, ассигнуемых на содержание архиерейских домов, монастырских зданий и церквей; жертвуемых частными лицами на церкви; капиталов библейского общества и синодальных типографий. Но Государственный контролер на это не согласился и между ним и князем Мещерским возникла довольно продолжительная о сем переписка. Решение спора предоставлено было Государственному совету, который положил, чтобы от ревизии Государственного контроля были изъяты, кроме сумм синодальных типографий, еще суммы на устроение монастырских зданий и церквей, также жертвуемые частными лицами, и капиталы библейского общества; чтобы ревизия книг мест и лиц епархиального ведомства осталась, на прежнем основании, в Казенных палатах, и чтобы первые доставляли в отделение духовных дел греко-российского исповедания годовые отчеты, а Казенные палаты уведомления о последствиях ревизии. Для этой цели предоставлено было обер-прокурору образовать при сем отделении счетную часть так, чтобы в нем сосредоточена была общая отчетность и чтобы в Государственный контроль поступали одни общие отчеты по всем местам духовного ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010