Славянск-на-Кубани. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Славянске-на-Кубани На берегу реки Протоки в дельте Кубани раскинулся один из городов Краснодарского края, известный как Славянск-на-Кубани. Истокам возникновения населенного пункта, способствовали генуэзские купцы, обосновавшиеся на этой территории еще b XII b. В период Российской Империи, на месте бывшей турецкой крепости Копыл, образовалось казачье поселение, получившее в 1856г. статус станицы и наименование Славянская, присвоенное в честь Славянского гусарского полка, проходившего здесь пограничную службу в 1774–1778 гг. Весной 1958г. станицу, изменив ее название, преобразовали в город Славянск-на-Кубани, который динамично развивается вплоть до настоящего времени. Согласно сложившейся традиции в Кубанской области, глубоко чтимой русскими казаками, на момент основания поселения, при возможности, сразу строилось здание православного храма, изначально часто сооружавшееся небольшим и деревянным. Тем не менее, уже дореволюционные авторы связывали возведение величественных храмов в кубанских станицах с особой казачьей религиозностью. О строительстве старых церквей на Кубани, протоиерей Отец Никита (Гаврильчик), построивший два храма в городе Славянск-на-Кубани и возводящий третий в поселке Совхозный, сказал: «Раньше всю работу делали с особой молитвой, каждый кирпич при строительстве церкви клали с верой в душе, потому и место, где воздвигалось храмовое здание и сам храм, были необыкновенными, намоленными, невероятной силой обладали». С обветшанием прежних церковных построек и увеличением роста населения в поселениях Кубанской области на конец XIX — начало ХХ вв. пришелся пик строительства каменных храмовых зданий, по сути, определивших самобытную стилистику культовых сооружений Краснодарского края. За время существования станицей, в городе Славянске-на-Кубани возвели три храма, первый из них, разобранный в 1936г., был деревянный, освященный в честь Святого великомученика Пантелеймона Целителя и возвышался в центре станицы. В начале ХХ в. началось строительство двух каменных церквей, посвященных Святому Николаю Чудотворцу и православному празднику Успения Пресвятой Богородицы. В годы Великой Отечественной Войны каменное здание храма Святого Николая Чудотворца, находившиеся в центральной части станицы, сильно пострадало, в результате чего, было принято решение его снести. По сведениям протоиерея Отца Никиты (Гаврильчика), на северо-восточной окраине станицы, при сельском погосте, в 1907г. произвели закладку храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Место под строительство храмового здания, выбиралось старейшинами поселения, как особое, расположенное на естественном возвышении рельефа. Сообразно с древним обычаем совершать на кладбищах богослужения, и в настоящее время при кладбищах устраиваются церкви и часовни, — писал выдающийся архитектор Н. В. Покровский.

http://sobory.ru/article/?object=25066

VI. Деятельность святого Мефодия в Моравии и Паннонии Отправление Мефодия из Рима в Паннонию, письма Адриана II к Коцелу, также Ростиславу и Святополку. Новое путешествие Мефодия в Рим; Мефодий – епископ Паннонии и Моравии. Падение моравского князя Ростислава; Святополк; усиление власти немцев в Моравии и Паннонии, злоба немецкого духовенства против Мефодия, суд над ним, заточение, безучастность Рима к его судьбе. Святополк – независимый моравский князь и успехи его в борьбе с немцами. Усилия немецких епископов удержать свою власть в Моравии и Паннонии. Записка их и посольство в Рим. Неудача дела их в Риме. Легат папы Uoahha VIII , отправленный в Германию и паннонию, инструкция ему, письма папы к королю Людовику и трем немецким епископам в защиту Мефодия и в ограждение прав моравско-паннонской церкви. Освобождение и восстановление иерархических прав Мефодия. Прибытие его в Моравию, изгнание моравлянами немецких священников. Дополнительные пояснения: виды папы в утверждении моравско-паннонского архиепископства. Письмо его к сербохорватскому князю Мутимиру. Письмо к Мефодию. Спокойная, просветительная деятельность Мефодия с 874 года. Процветание и расширение пределов моравского государства. Действия Мефодия в просвещении христианской верой над-вислянского князя, чешского князя и Чехии. Судьба славянского христианства в Паннонии; влияние Мефодия на хорвато-сербскую Далмацию. Новые козни и доносы в Рим на Мефодия с 879 года. Податливость Святополка внушениям врагов Мефодия и недостаток сердечной преданности ему. Иоанн венецианский, посол Святополка в Риме. Письма папы Uoahha VIII к Мефодию и Святополку и вызов первого в Рим. Путешествие Мефодия в Рим. Немец Вихинг. Письмо папы Uoahha VIII в оправдание Мефодия. Обстоятельства, повлиявшие на образ действий папы; отношения папы к франко-немецкой империи, к Византии, к Болгарии и личные – к Мефодию. Анализ Мефодиева дела в Риме и постановлений папы по нему, выражаемых письмом, особенно в вопросах о символе веры , о славянском богослужении и устройстве моравской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Ученики Мефодия стали теперь продолжателями начатого им дела. Но и им, как и их учителю, пришлось с первого же раза испытать на себе преследования латинского духовенства. Горазд, бывший преемником Мефодия, по проискам Викинга, был заключен в темницу, а потом, вместе с другими учениками Мефодия, был изгнан из Моравии. Это случилось в 886 году, только спустя несколько месяцев после смерти Мефодия. Принужденные бежать из Моравии, ученики Мефодия выбрали местом своей деятельности Болгарию. Здесь они нашли радушный прием при дворе болгарского царя Михаила-Бориса и занялись тем же делом, за которое были изгнаны из Моравии, – распространением православного христианства и славянского богослужения. Чрез учеников имена учителей, Кирилла и Мефодия, сделались столько же известными в Болгарии, сколько и в Моравии. Между тем, в Моравии, где взяло верх латинское духовенство, начались смуты и волнения, а вместе с этим и церковь моравская стала приходить в упадок, особенно, когда Святополк, в неудачной борьбе с мадьярами, был низложен. Такова была жизнь апостолов и великих благодетелей мира – Кирилла и Мефодия. Еще в глубокой древности, может быть вскоре после их кончины, они были причислены церковью к лику святых и нашею православною церковью, восточною и западною почти одновременно. В нашей церкви память св. братьев Кирилла и Мефодия празднуется 11 мая. Когда русский народ, тысячу слишком лет тому назад, принял христианскую веру и крестился, он получил в то время и богослужение на славянском языке. Тогда же труд св. братьев, Кирилла и Мефодия, перешел и к нам и лег в основу нашего дальнейшего образования. Славянский перевод св. писания и богослужебных книг был принесен на Русь болгарскими священниками, первыми нашими руководителями в новой духовной жизни, а этими получен от учеников Кирилла и Мефодия, проповедовавших в Болгарии. Таким образом, память св. братьев, Кирилла и Мефодия, также священна и для нас, русских, как и для тех народов славянских, среди которых они проповедовали Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чтоб Вера во Господа крепла. Живьем же сожженные люди Со временем встанут из пепла.   Страдальцев просветятся лица. Пред ними преклонят колени. А всем человекоубийцам Гореть, не сгорая, в геенне.   СЛАВЯНСКАЯ ТРАГЕДИЯ   Бомбят Славянск со смыслом ритуальным, Чтобы славян не стало на земле. И мне смотреть на это так печально, И я не смею жить навеселе.   Идет война. Животные страдают, Летит нога теленка в облака. И старики, и дети погибают, И аромат похищен у цветка.   Луганск дымится, а у Порошенко Проходит выдвижение во власть. Ликует, ухмыляясь Тимошенко, И мчится на Славянск опять напасть.   Он весь в руинах, нет заводов, фабрик, Разгромлена больница, школы нет. Собака воет с милой кличкой Шарик, И дерево чернеет, что скелет.   Свинцовый град по Украине скачет, Славянск теряет навсегда славян. И каждый стебелек, и листик плачет, И гарью пахнут зори и туман.   День переполнен жуткой черной ночью, И подались живые за водой. А дьявол над бедой людей хохочет, Над нашею славянскою бедой.   А злоба все злодействует и длится. Какой цинизм и варварство, и гнусь! Я за Славянск иду во храм молиться, Да и в домашнем уголке молюсь.   А где-то не стихает блуд и пьянство, В Нормандии у моря свой спектакль. Воспрянь, восстань, родимое славянство! Иначе превратится жизнь в бардак.   Кровавая трагедия тревожит. Попущено за что?  – Один вопрос. И голос старца слышу: «За безбожье». И на Голгофе вновь распят Христос.   Славянский род скудеет и томится, И, верно, неслучайно, неспроста. И снова надо Киеву креститься, Владимир Князь в слезах у Стоп Христа…   ОБЛИЧИТЕЛЬ   Вместо матери Киев стал мачехой. Его взгляд – что холодная сталь. Потому и грустится, и плачется, Потому и на сердце печаль.   Украины напевы глубинные Ранят чуткую душу мою. Мать-Россия отходчива, милая, И стоит на переднем краю.   Объявили войну Православию. Мать-Россия за Веру стоит. Совесть в ней, в христианке, проявится И безсовестных всех победит.   Приснодева за верных заступится, Перед Сыном прольет много слез. И для всех, кто безумием дуется,

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/06/...

Славянск. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1836 и 1840. Год утраты:приблизительно 1972 (разобран; колокольня была разобрана в 1930-е) Адрес: Украина, Донецкая обл., г. Славянск, Соборная пл. Координаты: 48.852809, 37.607457 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1836 году на центральной площади города Славянск Харьковской губ. начинается строительство нового каменного храма, сооружаемого на пожертвования прихожан при значительном участии купца Стефана Киселева. Троицкий собор был освящён в 1840 году, а площадь с того времени станут именовать Соборной. Более 80 лет в стенах собора шла церковная служба, а часы на колокольне отбивали каждый наступивший час. С приходом советской власти службы прекратились, кресты с церкви были сбиты, а колокола сброшены. С северной стороны собора появился памятник Ленину, а в самом здании храма открылся кинотеатр. После перепланировки помещений там дополнительно разместился спортзал и танцевальный зал, в котором играл духовой оркестр. После войны в здании собора открылась библиотека и парикмахерская. Собор был снесен во время реконструкции центральной части города в 1970-х гг. В свое время он был построен на засыпанном болоте – и строители, учитывая зыбкость грунта, заложили фундамент столь мощный, что когда собор разрушали – фундамент строителям так и не поддался. Разрушить его так и не смогли, не помогла и тяжелая техника, от идеи взрывать – отказались. В итоге решили его засыпать, спланировав склоны получившегося холма. С тех пор площадь и стала слегка горбатой. По сей день ходят легенды о существовании под собором нескольких подземных ходов, идущих к зданию нынешнего ДК им. Ленина, в направлении гостиницы «Украина» по улице Шевченко и даже до самого Святогорска.

http://sobory.ru/article/?object=49402

Закрыть itemscope itemtype="" > Ватиканское кощунство над памятью славянских первоучителей Память 11/24 мая 23.05.2020 3579 Время на чтение 8 минут К о дню памяти с вяты х равноапостольны х первоучите лей и просветител ей славянски х Мефодия и Кирилл а , мы публикуем статью выдающегося русского публициста, журналиста, литературного критика, общественного деятеля Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887). Статья была впервые опубликована в «Московских Ведомостях» (18 85 . 28 июня 17 7 ). Публикацию, специально для Русской Народной Линии , подготовил профессор А.Д. Каплин. + + + Ватиканское кощунство над памятью славянских первоучител ей Что может быть лживее и кощунственнее польско-ватиканской игры памятью славянских апостолов Кирилла и Мефодия? Дело их было постоянно гонимо Римом. Мефодий был едва не отлучен от церкви папой за то, что он и брат его призвали славянский язык к славословию Бога. Тысячелетие протекло с тех пор. Посев обоих братьев взошел, но не для Запада, который тогда откололся от Востока. Посев обоих братьев взошел на Востоке, и именно в русском народе, где главным образом утвердилась Православная Церковь, и Православная Церковь изначала чествует обоих братьев равноапостольными. В недавнее время оба святые брата вспомнились в заглохших народностях славянских, и в них почувствовалось некоторое оживление. Хоругвь Мефодия стала как бы символом духовного единения славян. И вот когда это почувствовалось во всех концах славянского мира, обнаружилось в нем тяготение на Восток и к России. Славянский съезд в Москве в 1867 году всполошил врагов православия и России. Вскоре придуман был изумительный по своей наглости способ попытаться обезсилить значение обоих славянских апостолов. Продолжать откровенно проклинать их значило бы усилить их значение на Востоке и способствовать тяготению славянских народностей к их знамени, которое свободно и торжественно развевается в России. Придумано было, напротив, отверженных римскою церковью славянских апостолов вдруг усвоить ей и канонизировать.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/23/...

Усвоив же такое право, Вихинг уже считал себя вправе и порицать Мефодия за употребление им символа без filioque, наблюдать за тем и говорить о соблазне, незаконности такого употребления с точки зрения немецкой иерархии. Мог он усвоить себе право наблюдать и за тем: строго ли выполняет Мефодий правило, чтобы во всех церквях на служении евангелие читалось сперва по-латыни, потом уже по-славянски, правило, как мы заметили выше, трудно выполнимое для Мефодия при его славянских священниках. На всем этом Вихинг и основал свою интригу против Мефодия. Как человек лживый, он оформил ее ложью, подлогом, выдумав подложное послание, будто бы обвинявшее Мефодия, и секретное поручение, будто бы уполномочивавшее его наблюдать за Мефодием. Но независимо от этой формы, этого приема интриги, основа ее была такова, что в ней Вихинг чувствовал себя сильным. Он знал, что имеет за собой немецкую иерархию, которая готова самому папе пригрозить за символ без filioque, поемый там, где при немецких епископах уже пели с filioque, что обвинение Мефодия в упущении относительно чтения латинского евангелия (упущение неизбежное) будет поддержано и латино-немецкой иерархией, что, наконец, эта иерархия, и без того недовольная на папу за устранение ее от власти над Моравией и Паннонией, и злившаяся на Мефодия, не откажется взять сторону Вихинга против Мефодия и самого папы и Рима. И есть некоторое основание думать, что немецкая иерархия действительно не осталась безучастной к делу Мефодия в самый год разбора его дела в Риме, что зальцбургский епископ Теотмар или Дитмар, преемник Адальвина, гонителя Мефодия, в 880 году, ездивший в Рим за мощами св. Викентия, интриговал здесь и против Мефодия. 221 Если теперь вспомним, в каком тяжелом, почти отчаянном положении чувствовал себя папа Иоанн VIII в 880 году, когда он вопил о помощи к франко-немецким государям и епископам, 222 то нам еще более уяснится робкий, сдержанный образ действий его в деле Мефодия с Вихингом. Не в пору было папе даже о Вихинге говорить так грозно, как грозно говорил он в 873 году в посланиях к епископам зальцбургскому, фрейзингенскому и пассавскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Имя св. Мефодия было названо, вместе с именами других авторитетнейших отцов Церкви, на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе в прошении, которое было подано императорам Феодосию и Валентиниану от лица диакона Василия и «прочих монахов». Хотя при имени св. Мефодия не стоит никакого эпитета, но о его идентичности в данном случае, по суждению исследователей церковной литературы, не приходится сомневаться 76 . Не называя ни одного произведения св. Мефодия, Иоанн Антиохийский (V в.) причисляет его к виднейшим борцам за Православие 77 . Автор «Схолий» на сочинения Дионисия Ареопагита (может быть, св. Максим Исповедник ), наименовав св. Мефодия мучеником и епископом Олимпийского Адрианополя в Ликии, упоминает о его произведении «О воскресении» 78 . Анастасий, настоятель Синайского монастыря (VII в.), упоминает о литературной деятельности св. Мефодия в своих размышлениях о «Шестодневе». В сочинении «Об образе Божием в человеке» Анастасий Синаит упоминает о рассуждениях св. Мефодия о красоте души, о кознях демонов и о том, что человек сотворён по образу Божию. Здесь, очевидно, подразумевается «Пир десяти дев», откуда Анастасием Синаитом и заимствованы эти высказывания св. Мефодия 79 . Герман, патриарх Константинопольский († 733), говорит об Оригеновском теле воскресения, ссылаясь на «Великого Мефодия», но точно не обозначает, откуда он берёт свои сведения. Можно думать, что он имеет в виду сочинение «О воскресении», хотя характер употреблённых им выражений не такого свойства, чтобы можно было утверждать, что этот автор был непосредственно знаком с творениями св. Мефодия 80 . Евстратий (VII в.) говорит о св. Мефодии как о противнике Оригена и называет его автором сочинения «К Аглаофону» («О воскресении») 81 . Евсевий, епископ Солунский, написавший сочинение против заблуждений монофизита монаха Андрея, называет св. Мефодия в числе величайших отцов Церкви. Как будто и его противник согласен с ним в оценке деятельности св. Мефодия. Отрывки из сочинений обоих авторов – православного и монофизита – сохранены в «Библиотеке» патриарха Фотия 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

О времени создания Жития равноап. Мефодия идут споры. Ряд ученых предполагают, что оно написано сразу после смерти слав. первоучителя (885), до приезда его учеников в Болгарию. Др. исследователи, прежде всего болгарские, на основании того, что запрещение слав. богослужения и изгнание всех сторонников равноап. Мефодия произошли сразу после его смерти, делают вывод, что это Житие создано в Болгарии. Возможно, оно возникло после приезда (не ранее конца осени или зимы 885) учеников Мефодия в Плиску как часть служебных циклов, посвященных слав. первоучителям. Житие равноап. Мефодия было создано вместе со службой и 2 канонами ему, авторами к-рых являются Климент Охридский и еп. Константин Преславский; тем не менее не все исследователи согласны, что автором Жития равноап. Мефодия также является Климент Охридский. Житие равноап. Мефодия строится по модели житий апостолов и высших иерархов. По сравнению с Житием равноап. Кирилла в нем отводится больше места деяниям святого, чем прениям на богословские темы. Тексты Житий отличаются и структурно и стилистически, хотя мн. палеослависты считают, что Житие равноап. Мефодия - своеобразное продолжение Жития равноап. Кирилла. Такие черты Жития равноап. Мефодия, как нестройная композиция, пространное введение, содержащее богословский обзор богоспасительной истории человечества, объясняют тем, что в текст частично включено исповедание веры, произнесенное равноап. Мефодием при поставлении его в Риме в архиепископа Моравского. Будучи связанными с визант. традицией, оба Жития противостоят ей по содержанию, в к-ром утверждается идея божественной предопределенности возникновения новой азбуки и письменности для слав. христ. народов. В Житии равноап. Кирилла создание алфавита и начальные переводы богослужебных текстов описаны как последние и самые значимые из его деяний. К ним он приступил после тяжелых и опасных миссий, прений с К-польским патриархом-иконоборцем Иоанном VII Грамматиком («Аннисом») и иноверцами. По Житию равноап. Мефодия, ему было предопределено стать иерархом 1-й слав. архиепископии и прославиться прежде всего как защитнику слав. вост. богослужения и строителю слав. Церкви, бескровному мученику за нее. В тексте отмечена и его переводческая деятельность, в т. ч. значительной части Свящ. Писания (обобщенное изложение основных проблем и истории исследования Житий равноапостольных Кирилла и Мефодия, перечень всех изданий и библиографию см.: Иванова М. 2003. С. 364-383).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Коцел принял Мефодия с великою честью, но в скором времени снова отослал его к папе, а вместе с ними 20 мужей знатного рода, прося папу посвятить святого Мефодия во епископа в Паннонию, на престол святого Андроника , апостола из семидесяти. Папа так и сделал. После этого старый враг и противник истины воздвиг против Мефодия моравского князя 3139 и немецких и латинских епископов этого края. Святой Мефодий был позван на совет, на котором ему предложили такой вопрос: – Зачем ты учишь в нашей области? – Если бы я знал, – отвечал на это святой Мефодий, – что это ваша область, то я не учил бы здесь, но эта область принадлежит святому апостолу Петру. Если же вы ради ссоры и лихоимства будете поступать не по правилам, возбраняя проповедовать учение Божие, берегитесь, чтобы, когда будете пробивать железную гору головною костью, не проломить свою голову. – Говоря с гневом, – отвечали епископы, – ты сам на себя накликаешь беду. – Я не стыжусь говорить истину и пред царями, – отвечал святой Мефодий. – Вы же относительно меня как хотите, так и поступайте. Я не лучше тех, которые за правду переносили многие мучения в этой жизни. Много было произнесено речей на этом собрании, но сказать что-либо против Мефодия его противники не могли. Тогда князь сказал с насмешкой: – Не утруждайте моего Мефодия. Он вспотел, как бы находясь около горячей печи. – Да, владыко, – отвечал Мефодий. – Однажды встретили вспотевшего философа и спросили его: «Отчего ты вспотел?» «С грубою челядью спорил», – отвечал философ. Много говорили епископы относительно Мефодия. Наконец сослали его в Швабию, где содержали в темнице два с половиною года 3140 . Дошло известие о заключении святого Мефодия до папы. Узнав об этом, папа Иоанн VIII, преемник Адриана II, прислал проклятие на немецких епископов и запрещение совершать им литургию до тех пор, пока не освободят Мефодия. Тогда епископы освободили Мефодия, но сказали Коцелу, паннонскому князю: «Если ты возьмешь к себе Мефодия, не считай нас за доброжелателей» 3141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010