Труды Это был знаменитый литургист. В период с 1925 - 1932 гг. он составил " Архиерейский Торжественник " . Труд этот составлял шесть переплетных томов (в 3000 страниц). По мере получения литургической печатной литературы, владыка обрабатывал разные стороны богослужебной архиерейской практики. Так, например, тома V-VI заключали в себе самый разнообразный литургический материал и охватывали все детали ритуала и церемониала архиерейского служения годичного круга. Впоследствии владыка сам затруднялся розысками своих бесчисленных глав при отсутствии предметного указателя. Поэтому он разбил свой материал по содержанию в отношении первых трех специальных частей, все остальное перенеся в IV-ю общую часть. Вот почему во многих местах его оглавления в скобках имеются пометки тома и страниц. В древней Руси Торжественником назывались сборники торжественных похвальных слов, поучений, проповедей и житий наиболее чтимых святых, сказаний о праздниках и чудесах, предназначавшихся для чтения при богослужении. Торжественники, как и Триоди , были постные, пятидесятные (от недели мытаря и фарисея до недели всех святых) или понедельные. В отличие от этих старинных сборников Владыка Иувеналий назвал свой труд " Торжественником архиерейским " . Этим заглавием он хотел отметить то значение архиерейского служения, которое недооценивали наши современники. Имеются прекрасные описания торжественных архиерейских служб в сочинениях известного писателя и современника Митрополита Филарета Московского и А.Н. Муравьева, в " Письмах о епископе " Е.Н. Поселянина (СПБ, 1910 г.) и др. печатных трудах. Но авторы всех этих сочинений описывают только свои впечатления о прекрасно обставленных торжественных архиерейских службах, вызывавших у верующих восторг и умиление. Владыка Иувеналий преследовал в своем труде конечно совершенно другую цель. Его интересовала литургическая практика архиерейских служб. Он стремился увязать практику древне-русских служб архиерейских, запечатленных в Чиновниках Московского Кремлевского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора (М. 1903 г.), Нижегородского Преображенского собора (М. 1905 г.), Новгородского Софийского собора (М. 1899 г.) с нашей современной церковной практикой и все это документально научно осветить и т.н. " Провинциализмы " подвести под общие единые правила для всех архиерейских служб в разнообразных их чинопоследованиях.

http://drevo-info.ru/articles/7541.html

§29 Все епархиальные епископы должны признавать как первого епископа сербской церкви – архиепископа белградского и митрополита Сербии, – которого поминают и при богослужении. Они не могут делать никаких изменений и нововведений в церковных делах и дисциплине, без предварительного с ним соглашения. IV. Окружные, Белградский и Нишский протопресвитеры §30 Окружный протопресвитер – начальник (б. старейшина) над окружным, белградский – над белградским, а нишский – над нишским духовенством. В окружные протопресвитеры могут быть избраны священники, которые окончили курс богословских наук, пробыли в священном сане не менее пяти лет и – примерного поведения. Кандидат, который – помимо упомянутых качеств – получил (еще) высшее богословское образование, имеет преимущественное право и на должность окружного протопресвитера. Для замещения вакантного места окружного протопресвитера белое духовенство соответствующего округа, вместе с постоянным окружным советом (б. одбором), избирает двух кандидатов и предлагает их надлежащему епархиальному епископу, а последний – Архиерейскому Собору, который одного из них избирает в окружного протопресвитера. Избранного производит и поставляет в окружного протопресвитера соответствующий епархиальный епископ. Протопресвитеров белградского и нишского избирает духовенство белградское и нишское из священнослужителей своей епархии, предлагая чрез надлежащего епископа Архиерейскому Собору по два кандидата, для (окончательного) избрания. О поставлении окружного протопресвитера, также белградского и нишского, надлежащий епархиальный епископ извещает министра просвещения и церковных дел. Круг действий окружных протопресвитеров и протопресвитеров г. Белграда и г. Ниша §31 Окружный протопресвитер – кроме своих приходских обязанностей – исполняет и следующие дела: 1) Приводит в исполнение распоряжения епархиального епископа, решения и приговоры Великого Духовного Суда и епархиального Духовного Суда; 2) наблюдает, чтобы окружное духовенство точно исполняло все свои обязанности в церкви и парохии (приходе) и чтобы по своей жизни и поведению соответствовало своему священническому призванию и сану;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

В диатаксисе Ethnike bibl. 662 и творении Филофея 892 диакон говорит священнику при входе: «Владыко, помяни мя грешнаго», пресвитер отвечает: «Да помянет тя Господь Бог во царствии своем». В некоторых списках Архиератикона Гемиста священнослужители говорят предстоятелю: «Да помянет Господь Бог архиерейство твое во царствии своем». 893 В современном славянском Чиновнике с этим приветствием обращаются епископу священнослужители, от которых он принимает дискос и потир, и еще раз все служители, когда входят в алтарь. 894 Мы находим это и в пресвитерской литургии, где диакон обращается к предстоятелю, который отвечает: «Да помянет Господь Бог диаконство твое...» 895 Если есть сослужители, они подобным образом поминают друг друга. Скорее всего, это просто уважительное приветствие, которое первоначально использовалось свободно и затем встроилось в эту часть литургии. 9. Поставление, покрытие и каждение даров a) Поставление даров В сегодняшнем архиерейском чине, следуя Архиератикону Гемиста и русскому тексту после реформы 1667 г., епископ берет сначала дискос, затем потир от служителей, принесших их в шествии, и поставляет на престол. 896 Это не спонтанный, а скорее преднамеренный элемент, что можно проследить по Чиновнику московской печати 1798 г. Рубрика совершенно ясна. После принятия дискоса от диакона и совершения обычных поминовений архиерей: ...вшед в святый олтарь, не отдает дискоса архимандритам, но сам идет от царских врат со святым дискосом до святаго престола, поддержимь ими под руки, и поставляет и на святей трапезе, глаголя: Благообразный Иосиф... (Л. 35r). И мы уже видели, в какой соблазн это действо повергло неистового Аввакума. 897 Торжественность в поставлении даров является позднейшим развитием. Источники архиерейского чина X в. Пиромалов кодекс и Йоханнисбергская версия сообщают, что дары приносят и поставляют пресвитеры. 898 И древнейший диатаксис архиерейского богослужения по списку British Museum Add. 34060 (XIIXIII вв.) свидетельствует, что дары поставляются на престол и покрываются, по-видимому, теми же священнослужителями, которые их и принесли. Во всяком случае, патриарх этого не делал, как сообщает рукопись, потому что в это время его руки были сокрыты фелонем, пока кастренсии не поднимали край облачения в чине умовения рук. 899

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По случаю предстоящего архипастырского осмотра, долгом считаю предварить ваше высокопреподобие: 1) что в архиерейской свите кроме архимандрита и письмоводителя будут находиться протодиакон с диаконом и двумя псаломщиками, а также регент с двенадцатью певчими; 2) что почтовых лошадей по трём особым подорожным потребуется под карету его высокопреосвященства шесть, да под три брички десять лошадей, но если лошади будут послабее, или случится дорога потяжелее, особенно просёлочная, то нужно заготовить лошадей не менее двадцати; 3) что, кроме кареты и трёх бричек, будет следовать фургон с ризницею на шести собственных архиерейских лошадях, и потому при назначении помещения для свиты по местам служения нужно иметь в виду и помещение для означенных лошадей; 4) что из местного духовенства потребуются для архиерейского богослужения три, а в просторнейших церквах и пять священников, один или два диакона, а также четыре или пять причётников для чтения и церковной прислуги; 5) что время для представления высокопреосвященнейшему посетителей и всего духовенства, а также для принятия просителей, будет назначаемо по обстоятельствам места и по особому на каждый раз архипастырскому разрешению; 6) что фургон с ризницею, а также три брички со свитою, после каждого служения, будут сейчас отправляемы к месту следующего служения; высокопреосвященнейший же в своём экипаже будет отправляться позже, а иногда на другой день, так чтобы только поспеть ко времени служения; 7) что о содействии благочинным со стороны земских исправников при настоящем случае последовало ныне же отношение к г-ну начальнику губернии; 8) что его высокопреосвященство изволил возложить на меня обязанность испытывать во время нынешнего осмотра всех дьячков в знаниях, должности их необходимых, и отмечать о достоинстве каждого из них; а потому именной список дьячкам каждого благочиния должен быть мне сообщён при самом моём прибытии на место служения, и дьячки представлены для испытания; 9) что служение архиерейское в сельских церквах будет начинаться в 10 часов, в городских же в половине одиннадцатого часа, заутреня ж ввечеру или поутру, как где обыкновение; 10) что для священников, диаконов и причётников, избранных для служения архиерейского из местного духовенства, должны быть собраны от местных церквей и священные облачения, сколько возможно под одну форму, а также ковры или сукно для подстилания пред престол и на амвон среди церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Здесь уместно оговориться, что между последованием освяшения церкви, «творимого иереем«, заключающимся в Большом Требнике, и тем же последованием, издаваемым отдельно (См. выше цитов. изд этого послед. СПБ 1903 г.), замечается некоторая разница в описании обрядов и священных действий. В Большом Требнике об устроении и умовении престола замечается: «Приемлют же священницы дъску трапезы. Начальствуяй же кропит св. водою столпы, или единостолпие, ничтоже глаголя, и укрепляется дъска трапезы, якоже лепо, и омывается теплою водою, и отирается. И паки кропится святою водою. Внегда же устрояется трапеза, и омывается, глаголют Псалмы 144-й, 22-й и 83-й. (Приводится текст псалмов) Также кропится срачица св. водою и полагается на св. трапезу, и обвязуется (просто) вервию на то устроенною… Также кропится и индития, и одевают ею св. трапезу, глаголюще Псалом 92-й». Далее описывается украшение св. престола его священными принадлежностями (См. Больш. Требн. изд. М. 1597 г. л. 253–254). В отдельно изданной книжице эта часть чина освящения храма излагается гораздо подробнее и, притом, со введением некоторых новых обрядов и действий. В этой книжице, прежде всего, дается наставление о приготовлении воскомастиха (о каковом совсем не упоминается в Большом Требнике), более подробно описывается пригвождение престольной доски к столпам, говорится о возлиянии «на гвоздныя шляпки« кипящего воскомастиха: указывается омывать престол не только теплой водою, но и красным вином, смешанным с розовой водою, причем, приводится и молитва «над водами и вином», взятая из архиерейского чина освящения храмов. Далее, в книжице есть указание о помазании трапезы св. миром и приводится псалом на этот случай. «Се, что добро«. По «украшении» престола – положено окропление всего храма св. водою и миропомазание его стен (в определенных местах), при пении псалма: «Суди ми, Господи». Затем, предписывается совершать обряд вожжения в новоосвященном храме первого света. В описании же крестного хода вокруг новосвященной церкви, и окончания чинопоследования, обе, рассматриваемые нами, редакции чина сходятся. (См. «Послед освящ. храма, егда творит иерей». СПБ. 1903 г.). Видимо, вторая редакция дополнена на основании архиерейского чина освящения церкви. Хотя, насколько нам приходилось наблюдать, на практике соблюдаются все, описанные нами во второй редакции, обряды, и в том случае, когда освящение церкви отправляется по Большому Требнику, однако, во избежание каких-либо недоразумений, следовало бы, так или иначе, согласовать обе описанные редакции одного и того же чина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

По сим соображениям, необходимо оставить миссию в некоторой зависимости от здешнего экзарха». Синод беспрекословно принял все предположения Воронцова. В это время (1849 г.) владетель Абхазии вдруг подал экзарху Грузии просьбу об учреждении в его владении архиерейской кафедры и Исидор, вместе с Воронцовым, взялись за эту мысль и представили проект об учреждении абхазской епархии. Вот что писал Исидор св. синоду: «В VI веке император Иустиниан II соорудил в Абхазии пицундский храм, который был кафедральным прежде митрополитов греческих, а после католикосов грузинских. В установленные дни в сей храм собиралось высшее духовенство Мингрелии Сванетии, Гурии и Грузии, для посвящения католикосов, епископов и для мироварения. Пребывание высшего духовенства в Абхазии способствовало к распространению христианства и у соседних народов: джигетов, натухайцев, шапсугов. Памятование о сем и особенное уважение к пицундскому храму еще осталось у всех соседних племен, а в народе, подвластном князю Шервашидзе, те же чувствования и к духовному сану, и к вере православной. По сим уважениям, я признаю вполне полезным восстановление древней архиерейской кафедры в Абхазии, тем более что сею мерою усиливаются и нравственные средства предполагаемой миссии. Штат же сей кафедры должен иметь особенный характер, соответственный миссионерской цели её учреждения, и ограничиваться только членами, нужными для миссии. Если миссия составлена будет из русских только членов, не знающих ни языка, ни обычаев абхазских, успех обращения туземцев на несколько лет совершенно прекратится. Пока миссионеры изучат языки абхазский для объяснения с народом и грузинский для богослужения (этого по привычке народа изменить нельзя), абхазцы будут смотреть на миссию, как на чуждое общество и, по свойственной вообще горцам подозрительности, будут уклоняться не только от миссионеров, но и от пицундского собора, а разобщение русской миссии с народом может иметь то вредное последствие, что магометане, как живущие в самой Абхазии, так и составляющие целое соседнее княжество Цебельдинское, связанное с абхазцами родством, торговлею и другими отношениями, легко могут увлечь их в магометанство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Требнике содержатся чинопоследования различных Таинств и служб, относящихся к частному богослужению. Очевидно, что свое название книга получила в связи с тем, что частные богослужения называются также требами, так как совершаются по нужде, потребности одного или нескольких лиц. По содержанию различается большой и малый Требник (который называется просто Требником). В настоящее время различные издания Требника являются в той или иной степени сокращением Большого Требника и часто отличаются между собой наличием (или отсутствием) некоторых редко совершаемых молебнов или особенных чинов (например, во многих малых Требниках отсутствует чин погребения монахов и другие специальные службы). Требник можно условно разделить на две части, из которых к первой относятся последования Таинств (за исключением Евхаристии и Священства). Требник начинается молитвой жене «в первый день рождения отрочати». Затем следуют молитвы жене-родительнице, читаемые по прошествии сорока дней после родов, и чин воцерковления младенца, молитва жене, родившей младенца. После этого в Требнике излагаются устав и сами молитвословия и священнодействия Таинств Крещения и Миропомазания, Таинства Покаяния, Таинства Брака, Таинства Елеосвящения. Вторая часть содержит чины и молебны на всякую потребу, из которых можно выделить последования об умерших: чин «на разлучение души от тела», различные чины погребения 164 и панихиду. Также довольно важными и часто используемыми являются следующие последования: чин малого освящения воды, чин общего молебна, молитвы на освящение различных видов икон, «чин благословения в путьшествие» и благодарственный молебен, чины освящения дома и колесницы. §14. Чиновник архиерейского священнослужения Если греческий Евхологий предназначен для использования как за архиерейским богослужением, так и при совершении службы пресвитером, то в Русской Церкви для архиерейского служения назначается особая книга, которая называется Чиновник. Название книги объясняется тем, что она содержит «чины» различных служб, совершаемые только архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Особенности в порядке др. священнодействий при участии в них архиерея. Уставное А. б. требует участия большого числа клириков: протодиакона, неск. пресвитеров и диаконов, иподиаконов — два подают архиерею дикирий и трикирий (они же обычно постилают для архиерея орлецы ) , двум (или четырем) вручаются рипиды, один (т. н. книгодержец) держит перед архиереем богослужебные книги, один (т. н. посошник) носит архиерейский жезл, одному (при совершении службы правящим архиереем в своей епархии) вручается примикирий   — выносная свеча; за Патриаршими богослужениями еще один иподиакон держит во время богослужения выносной Патриарший крест. За совр. греч. А. б., как правило, функции иподиаконов исполняют диаконы. Архиерей облачается особенным образом, что символизирует полноту почивающей на нем благодати. Одно из древнейших свидетельств облачения архиерея в одежды, отличающиеся от одежд проч. клириков, содержится в «Апостольских постановлениях» (VIII 12. 4). В вост. традиции главным знаком отличия епископа от пресвитеров служит омофор, упоминаемый как обычное архиерейское облачение уже преп.  Исидором Пелусиотом (1я пол. V b.) ( Κορκουλα. Σ. 63–65). Вплоть до XI–XII вв. омофор был единственным знаком отличия архиереев и надевался поверх полного священнического облачения, но со временем к архиерейским облачениям добавились и др., так что с XVIII в. полный комплект архиерейских облачений в правосл. традиции включает архиерейский камисий (т. н. подсаккосник), епитрахиль, пояс, поручи, палицу, саккос (может заменяться фелонью), 2 омофора (большой и малый, из коих 1й надевается во время процессий, 2й — во время собственно тайнодействий), панагию (архиерей за богослужением также носит крест и вторую панагию, если он награжден ею), митру; как архипастырь архиерей имеет архипастырский жезл (в рус. традиции украшается сулком; в поздней греч. практике сулком украшают свои жезлы предстоятели Поместных Церквей; в РПЦ Патриарх, как правило, служит с особым жезлом без сулка); как монах архиерей облачается также в монашеские одежды, из них богослужебное значение имеют архиерейская мантия, клобук или куколь, у Патриарха — второй параман (Дмитриевский. Ставленник. С. 265—329). В греч. практике дикирий и трикирий украшаются лентами и эмблемой с вышитыми на ней символом Христа и буквами альфа и омега. См. в ст. «Облачения церковные».

http://azbyka.ru/arhierejskoe-bogosluzhe...

11. Согласно установленному порядку, священно-архимандрит, состоящий в должности Начальника Миссии, как таковой, по своему положению, является старейшим священнослужителем-архимандритом Русской Православной Церкви и пользуется особыми привилегиями при совершении богослужений, по указанию Архиерейского Синода, чести ради Русской Духовной Миссии в Святом Граде Иерусалиме. 12. В ведении и непосредственном подчинении Начальнику Миссии находятся все учреждения Миссии в Святой Земле. 13. Все сношения Начальника Миссии с Архиерейским Синодом производятся им непосредственно через Председателя Архиерейского Синода, к которому он обращается со своими донесениями и представлениями, как к своему ближайшему начальнику. 14. Личный состав Миссии, сверху Начальника ее, составляют архимандриты, игумены, иеромонахи, иеродиаконы и просто монашествующие, находящиеся в Святой Земле. В особых случаях необходимости, могут быть причислены к братии Миссии и священнослужители белого духовенства, по предварительном представлении Начальника Миссии и утверждении его представления Архиерейским Синодом. 15. По его же, Начальника Миссии, представлению, один из священно-иноков назначается помощником или заместителем Начальника Миссии на время его отсутствия. 16. В распоряжении Начальника Миссии состоят также и служащие администрации и канцелярии Миссии и по его собственному выбору и назначению поставленные, с рапортом о сем, для сведения, Председателю Синода. 17. Все члены Русской Духовной Миссии, как и состоящее при ней служащие, обязаны относиться к Начальнику Миссии как к своему Настоятелю и Духовному отцу, беспрекословно и безропотно исполняя, как святое послушание, все его указания, поручения и распоряжения. 18. Начальник Миссии, заботясь о духовном преуспевании членов Миссии, вместе с тем является и хозяином ее и распорядителем, ведующим всей хозяйственной частью Миссии. 19. Все прибывающие в Святую Землю священнослужители, монашествующие и белого духовенства Русской Зарубежной Церкви, во время пребывания своего в Святой Земле, подчиняются Начальнику Миссии наравне со всеми принадлежащими к составу Миссии лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письмо с фронта Священноисповедник Феодосий, епископ Коломенский Это письмо было написано архиепископу Арсению (Стадницкому) игуменом Феодосием (Ганицким), будущим епископом Коломенским, священномучеником (память 20 апреля). Письмо было послано из Китая, где игумен оказался во время русско-японской войны, добровольно отправившись на фронт как священник при Евгеньевской общине сестер милосердия. Письмо не только интересно тем, что в нем описано служение священника на фронте, но и заставляет о многом задуматься. И прежде всего об отношении наших предков к войне. Современный корреспондент, особенно западного образа мыслей, живо изобразил бы нам опасности и подчеркнул бы ужасы военных действий. Игумен спокойным тоном, без всякой бравады сообщает о неразорвавшемся снаряде, упавшем между ним и медсестрой, шедшей впереди, о таком же неразорвавшемся снаряде, попавшем в санитарный поезд, о похоронах под взрывами, о болезнях, гибели врача и священника во время эвакуации, о том, что автору письма и медперсоналу пришлось бы «предаться» в руки японцев, если бы не удалось чудом эвакуироваться. Многие наши предки готовы были спокойно отдать свою жизнь за Отчество, не считая это чем-то необычным. Характерно и отношение к погибшим: отец Феодосий их всех называет героями, другого слова просто не использует. Может ли современный человек, испорченный двойными стандартами и ложью нашего времени, так сказать обо всех погибших в Афганистане или Чечне? Интересны и наблюдения за нравами и обычаями китайцев. Но особенно важны для нас описания действий военного священника, богослужений в походных условиях. Опыт этот будет, несомненно, полезен современным пастырям, окормляющим военнослужащих. «…как и подобает пастырю Христовой Церкви» Владыка Феодосий (в миру Иван Федорович Ганицкий или, по другим источникам, Ганецкий) родился в семье диакона в селе Рудой Белоцерковского уезда Киевской губернии 30 июля 1860 года. По окончании Киевской духовной семинарии Иван Ганицкий был в 1882 году назначен преподавателем закона Божия в Ак-Шенхском народном училище Перекопского уезда Таврической губернии. С 1890 года он служил бухгалтером в Казенной палате. 17 апреля 1899 года в Крестовой церкви Таврического архиерейского дома Иван Федорович был пострижен в монашество и наречен Феодосием. 19 апреля того же года рукоположен во иеродиакона, а на следующий день – во иеромонаха и назначен настоятелем церкви при Таврическом епархиальном свечном заводе, а 5 мая переведен в экономы Архиерейского дома.

http://pravoslavie.ru/29091.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010