Многие из вас, вероятно, желали бы, чтобы и впредь здесь оставался архиерей, ибо к такому порядку они уже привыкли, да и служба архиерейская благолепнее; однако лучше, если я поеду отсюда в другое место. Здешний приход старейший в Штатах, 35 лет уже, как архиереи живут в Сан-Франциско, и когда переселялись они тогда из Аляски, то приход этот был единственный в Штатах. Но вот Промышлением Божиим о Его святой Церкви 10–15 лет тому назад стали образовываться приходы и в других местах, и так как волна эмиграции славянской и русской в страну сию и особенно в восточные штаты все возрастала, то росло там и наше церковное дело, умножалось число верующих, строились церкви, закладывались братства, открывались школы, а все это требует непосредственного руководства и попечения со стороны архиерея, и следовательно, ближайшего присутствия его там, ибо дело это пока еще новое; ваша же церковная община есть, я сказал, старейшая и уже утвердившаяся, так что может быть оставлена на попечение пресвитера, которого и вы хорошо знаете, и он вас. Конечно, в сердца ваши закрадывается грусть при мысли о том, что Сан-Франциско с перенесением архиерейской кафедры как бы умаляется; но укажу вам, братья, пример того, как нужно относиться к подобным «умалениям». Вот Предтеча Христов Иоанн Креститель. Вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились, исповедуя ему грехи свои. У него много учеников, он безбоязненно всем говорит правду; народ почитает его, сам царь Ирод боится его. Но вот появляется Христос, и все идут к Нему, – Иоанна оставляют даже иные ученики его. У Иоанна, однако, нет места при этом для скорби и недоброжелательства: не может человек, говорит он, ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба; я не Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась; Ему надлежит расти, а мне умаляться ( Ин.3:27–30 ). Так и вам, братья, надобно не скорбеть по поводу умаления вашего града, а радоваться при возвышении другого града. Христос сказал: да радуется вкупе сеяй и жняй ( Ин.4:36 ). Но бывает и в мире духовном, благодатном, нередко, что сеет один, а плоды пожинает другой, но если первый – истинный христианин и действует ради Бога и добра, а не для своей славы, то он радуется, хотя бы плоды его деяния пожинал и другой. Вот вы сеяли семя Православия в стране сей, положили начало Церквам в Штатах, давали у себя пристанище архиерею; теперь уже другие влекут его к себе, и вы не скорбеть должны, а радоваться, что послужили другим Церквам на пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Мужество и стойкость понадобятся тебе в той тяжелой борьбе, которую ведет Церковь и каждый христианин «не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).В этом противостоянии епископ призван быть опорой для слабых, для унывающих, для тех, кто покалечен грехом. Укрепляйся Господом и могуществом силы Его (см. Еф. 6:10). Помни, что нерадение архипастыря приводит к гибели душ. Достойный же архиерей служит спасению многих и стяжает великую награду от Бога. Откуда же взять силы для прохождения столь многотрудного поприща? Черпать их следует в Божественной Евхаристии, совершение которой есть первая обязанность епископа. Как преемник апостолов, ты имеешь попечение о созидании Церкви, сохранении ее единства. Собрание верных на Трапезе Господней и причащение от Хлеба жизни и Чаши спасения есть основа единства тела церковного. Литургия должна стать центром жизни всякого христианина. «Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4:11). Богослужение — это неоскудевающий источник благодати, но всякий дар, получаемый свыше от Отца светов, ниспосылается ради укрепления человека в совершении дела веры и труда любви (см. 1 Фес. 1:3). Непрестанно напоминай мирянам и клиру твоей епархии, что истинное христианское благочестие не ограничивается посещением храма, участием в таинствах и требах, но, по слову апостола, «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27). Большую работу предстоит тебе совершить, чтобы организовать в епархии социальное служение, научая людей заповеди милосердия и сострадания. К сожалению, сегодня значительная часть наших современников, именующих себя православными, не осознают необходимости оказывать сугубую любовь и заботу тем, кто особенно в них нуждается. Именно тебе — епископу Церкви Христовой — надлежит напоминать слова Царя и Праведного Судии (см. 2 Тим. 4:8), обращаемые к наследникам Царства: «Алкал Я, и вы дали Мне есть был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25:35-36).

http://patriarchia.ru/db/text/2613479.ht...

Мы продолжаем наши беседы с Алексеем Кашкиным, заведующим кафедрой библеистики СПДС, кандидатом богословия, автором учебного пособия для духовных семинарий «Устав православного богослужения». Сегодня речь пойдет о подготовительной части Божественной литургии — о входных молитвах, облачении священников и проскомидии, символически изображающей Жертву Христову, Его страдания. —Алексей Сергеевич, не знаю, как в других храмах, а в нашем прихожане стараются прийти перед Литургией пораньше, чтобы застать этот момент: священник и диакон становятся лицом к Царским вратам и негромко читают входные молитвы. Мы вслушиваемся: «Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу». Затем оба — или один священник, если диакона нет,— низко кланяются прихожанам и говорят: «Простите нас, братья и сестры».— «Бог простит, и вы нас простите»,— негромко откликается народ, а кто-то непременно добавит: «И помолитесь там за нас!». А с чем связана эта традиция, каков ее богословский смысл? —Божественная литургия — особое богослужение, и именно поэтому перед нею положено совершать входные молитвы: перед вечерней, например, Устав входных молитв не предусматривает, священнослужитель просто входит в алтарь и начинает службу. Хорошо расслышать эти молитвы мы можем на архиерейском богослужении, потому что на нем они произносятся возгласно, т.е. громко. А традиция просить прощения у прихожан заставляет нас вспомнить слова Спасителя: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24). Ведь Литургия — это жертвоприношение, Евхаристия — Бескровная жертва. Поэтому пастырь просит прощения у пасомых, прежде чем ее совершить. —И вот, напутствуемые паствой священники или священник и диакон вошли в алтарь…

http://pravoslavie.ru/75875.html

На Пасху мы читаем: «Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Очень часто и в Священном Писании, и в творениях святых отцов Иисус Христос, Сын Божий, называется Словом Божиим, Божественным Логосом (от греч. λγος — «слово»). Открывая первую книгу Библии, Книгу Бытия, мы видим, что ее начало очень похоже на первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1). Затем описывается, как происходит творение: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 3). Бог изрекает свое Слово, и весь мир творится через него. Об этом псалмопевец говорит : «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32: 6). Мир, если можно так сказать, «словесен» — он действительно принимает свое бытие через Слово. Слово Божие настолько всесильно и всемогуще, что через вторую ипостась Святой Троицы весь мир из небытия приходит в бытие. Апостол Павел так определяет слово Божие : «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12). И вот Слово стало плотью: Господь явился в мир и принес в него Свое слово, запечатленное в Евангелии. Это слово живо и действенно. Евангелие — не просто фразы, выстроенные в строки, разделенные на главы и несущие некую информацию. Обычный текст не может быть полностью отождествлен с его автором, даже если речь идет об автобиографии. Сотворенное человеком — книга, художественное полотно или музыка не может быть самим автором, самим творцом. А вот Евангелие оставлено нам Господом как чудо пребывания Бога в Слове. На это указывают и некоторые моменты богослужения. Например, во время архиерейской службы владыка снимает с себя омофор и митру — знаки своего первосвященства, знаки того, что он возглавляет Литургию, как Христос возглавлял Тайную Вечерю. Он уходит в сторону, потому что сейчас Господь Сам присутствует и Сам говорит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

Не менее важной обязанностью архиерея является духовное просвещение народа Божия. Поверь моему опыту, большое значение в этом деле имеет ревность в совершении богослужений и активные проповеднические труды — старайся в этом быть примером для своих клириков. Ведь если архипастырь не благовествует или благовествует скучно, непонятно, неубедительно, то почему же другие должны стараться? Поэтому архипастырь в ответе не только за себя, но и за весь свой клир — за то, как они служат, как они молятся и как они проповедуют. И не только в этом епископ должен быть примером, но и во всем многообразии церковных послушаний, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9:27). Помни предостережение апостола Павла: епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1:7-9). Нельзя обличать противящихся, если сам слаб и уязвим, потому что противящийся тотчас осудит тебя самого. Вот такова зависимость, очень тесная, того, как мы живем, что мы делаем, как мы говорим, и нашей способности убеждать других и наставлять их ко благу. Проповедуя же слово и увещевая со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2), помни, что цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5). А как стяжать любовь, если не через дела любви? В самом деле, нельзя же просто говорить «люблю»; это медь звенящая, кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1). Любовь познается в делах. Это хорошо знают люди, которые живут в браке: если он или она говорит, что любит, а ничего не делает, то любовь очень быстро улетучивается. Любовь всегда выражается в делах. Конечно, это полезно помнить не только архипастырям, но и пастырям, да и всем нашим благочестивым мирянам. А как стяжать любовь, если не через дела любви? Поэтому особое внимание уделяй развитию того, что мы теперь называем социальным служением, а на самом деле — доброделания; сам посещай больницы, тюрьмы, интернаты и дома милосердия, помогай нуждающимся, ободряй скорбящих, находи слова поддержки и сочувствия.

http://patriarchia.ru/db/text/6103184.ht...

Обращаясь к Своим ученикам, Спаситель сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34-35). Вложи и ты в свое сердце сии Божественные словеса Спасителя, как преемник апостолов и благовестник Его Святого Евангелия. Помни, что архипастырское делание — это крестоношение. Но да не смущается сердце твое и да не устрашается (Ин. 14:27). Верь, что Подавший труды, щедро подаст и силы для их совершения. Ты вырос в верующей семье, и твои родители воспитали тебя в страхе Божием и привили любовь к молитве и богослужению. В своем слове при наречении ты засвидетельствовал о том духовном опыте, который приобрел, посещая в детстве лаврские богослужения. Благодать Божия коснулась твоего сердца и, как сам ты свидетельствовал, по молитвам преподобного Сергия не только ты, но и твои братья сподобились послужить Господу в священном сане. Совершая пастырское делание в Ростовской области, ты с усердием исполнял возложенные на тебя Священноначалием послушания, трудился в созидании и восстановлении храмов, исполнял обязанности благочинного. Ты стремился со смирением и кротостью принимать выпавшие на твою долю тяготы и лишения. Вседержитель не оставил тебя и, видя твою твердую веру в Его Премудрый Промысл, избрал послужить Ему в ином — архиерейском достоинстве, чтобы ты право правил слово Христовой истины . Отныне твоему попечению вверяется Шадринская епархия, выделенная из состава Курганской митрополии. Ранее трудами Преосвященного Константина было немало сделано для должного устроения в ней церковной жизни. Тебе следует употребить все данные Богом таланты на проповедь Евангелия, дабы впоследствии дать ответ Господину жатвы о понесенных трудах и сподобиться услышать Его любящее слово: «Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21). Первоочередным твоим деланием в сане епископа является возношение молитв ко Господу за клир и за паству, за народ и страну, и прежде всего — за Божественной литургией, которая есть Таинство Таинств. Старайся эту молитву возносить ко Господу, чаще служи Божественную литургию и причащайся Святых Христовых Таин, дабы вместе едиными усты и единым сердцем со своим народом прославлять Спасителя. Всегда помни, что молитва — краеугольный камень всего твоего служения, без нее не начинай ни единого дела, ибо тебе надлежит охранять чистоту православной веры, неукоснительно следовать соблюдению церковных канонов, отеческим гласом воодушевлять на труды духовенство и мирян, личным примером являть образец благочестия и подлинной евангельской любви.

http://patriarchia.ru/db/text/4154071.ht...

Отказ от евангельских ценностей как основания нашей цивилизации — прямой путь к уходу христианства со сцены истории, а значит, как мы знаем, к концу истории как таковой. Обмен между культурами — совершенно естественное и здоровое явление, но его не стоит путать с пренебрежением к собственным истокам, с перестроением себя под чужую культуру, которая на данный момент кажется более успешной. Совершая богослужение, мы исповедуем ту же веру, возносим по существу те же молитвы, что и многие поколения наших предков. Однако традиция — это не только способ встречи с предшествующими поколениями. Мы обращаемся к традиции не из любви к старине, а потому, что в ней нам передана спасительная истина, ведь, как говорит апостол Павел, « Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же » (Евр. 13:8). Наша будущность и надежда — в нашей святой православной вере. Не будем забывать, что Евангелие дано нам для преображения человека, для того, чтобы мы знали, каким человек может стать, если он последует Христу. Иными словами, Евангелие и традиция — о будущем и для будущего, а не только и даже не столько о прошлом. Сегодня я особенно хотел бы призвать всех вас, а через вас — и пресвитеров побуждать паству к подвигу христианской жизни. Призывать каждого быть настоящим, вдумчивым, искренним христианином, верным сыном Церкви, даже если кто-то считает это трудным, немодным и непопулярным. Войти в Церковь призывает Господь всех тех, кто решится стать Его учениками; через Церковь Христос несет мир, истину и спасение человечеству, которое остро в этом нуждается. Нет более высокого, достойного и ответственного призвания, чем христианское, и все мы избраны Богом к тому, чтобы воспринять эту честь и ответственность. «Знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20). Аминь.   Источник Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 февраля, 2016 3 февраля, 2016 4 февраля, 2016 4 февраля, 2016 4 февраля, 2016 4 февраля, 2016 3 февраля, 2016

http://pravmir.ru/doklad-patriarha-kiril...

Первая часть Божественной литургии – подготовительная; познакомимся со вход- ными молитвами, облачением священни- ков и проскомидией, символически изобра- жающей Жертву Христову, Его страдания. – Алексей Сергеевич, не знаю, как в других храмах, а в нашем прихожане стараются прийти перед Литургией пораньше, чтобы застать этот момент: священник и диакон становятся лицом к царским вратам и негромко читают входные молитвы. Мы вслушиваемся: «Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу». Затем оба – или один священник, если диакона нет, – низко кланяются прихожанам и говорят: «Простите нас, братья и сестры». – «Бог простит, и вы нас простите», – негромко откликается народ, а кто-то непременно добавит: «И помолитесь там за нас!». А с чем связана эта традиция, каков ее богословский смысл? – Божественная литургия – особое богослужение, и именно поэтому перед нею положено совершать входные молитвы: перед вечерней, например, Устав входных молитв не предусматривает, священнослужитель просто входит в алтарь и начинает службу. Хорошо расслышать эти молитвы мы можем на архиерейском богослужении, потому что на нем они произносятся возгласно, то есть громко. А традиция просить прощения у прихожан заставляет нас вспомнить слова Спасителя: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5: 23–24). Ведь Литургия – это жертвоприношение, Евхаристия – Бескровная Жертва. Поэтому пастырь просит прощения у пасомых, прежде чем ее совершить. – И вот, напутствуемые паствой священники или священник и диакон вошли в алтарь… – … и совершают чин облачения. Чтобы совершить Бескровную Жертву, пресвитер (священник) должен надеть все облачения, а не только фелонь, епитрахиль и поручи, как для иных богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По искренней вере и усердным их молитвам мальчик возрастал под несомненным благословением Божиим. Наставляемый своим отцом и матерью, он твердо знал, что превеликий невидимый Бог повсюду присутствует, все видит, все слышит, все знает; знает мысли и дела каждого человека. Такое понимание крошечному мальчику было дано, конечно, по благословению Господнему, что подтверждает и чудесный сон, приснившийся младенцу Василию в раннем детстве. Это был удивительный пророческий сон, ниспосланный свыше. Своим детским языком он рассказал родителям о виденном, не понимая, что это сон и не отдавая себе отчета в том, что мог бы он означать. И сразу же после этого все рассказанное ребенок позабыл, и как родители ни расспрашивали его о сновидении, оно бесследно исчезло из детской памяти. А видел он себя в этом сновидении уже «большим», в архиерейском облачении и в «золотой шапке». И стоял он в алтаре на «Горнем Месте» во время Божественной литургии, а священник, его родной отец, кадил ему как Архиерею. Сон этот по своему содержанию не только примечательный, но и пророчествующий его будущее. С другой стороны, он не менее примечателен и в отношении самих родителей, отца Димитрия и матушки Марии. Ведь это сновидение дано было не столько ему, сколько его родителям. И они это поняли и сохранили в своей благоговейной памяти сновидение ребенка в совершенной тайне от него. И только тогда, когда сон сбылся, они пересказали ему, уже бывшему в сане архиерея, детское сновидение. Причем сбылась и та подробность, что родной отец, вызванный Святейшим Синодом на хиротонию сына, принял участие в Богослужении и действительно кадил ему, стоящему на Горнем Месте. Но никто в то время еще не знал сокровенного смысла происходящего, так как сновидение не было пересказано ни самому Владыке Феофану, ни архиереям Святейшего Синода, совершавшим таинство хиротонии. Однако отрок Василий в раннем детстве особенно ничем не проявил себя пред Богом и поэтому не имел никаких заслуг пред Господом и достоинств, ради которых предвозвещалось ему быть архипастырем Церкви. За какие же заслуги дается ему этот сон – извещение? Если мы и скажем, что Господь Бог по предведению своему знает путь каждого человека, это не будет полным ответом. Ибо в этом предизбрании отражена прежде всего добродетельная жизнь его родителей. И не только родителей, но и всех предков по восходящей линии. Таким образом, по своей премудрости, Господь устроил так, что жизненный путь человека зависит не только от него самого, но и от его предков, даже и очень далеких, которых человек не знает и о которых ничего не слышал. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Втор, 5, 9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь на притчу о званных на вечерю " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святого духа! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной литургией — Евангелие от Луки 14 гл. с 16 стиха и ниже. Здесь мы находим следующие слова: “… услышав это некто из возлежащих с Ним сказал Ему: Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих и когда наступило время ужинать послал раба своего сказать: званные, идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал Ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее, прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня; третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И возвратившись раб тот донес о сем господину своему”. Вот здесь мы видим, что сотворен пир, который является таинственным прообразом мессианского пира ветхозаветной церкви в которой все было преуготовано для человеческого праведного существования. Был храм на горе Мориа, были писания закона Тора, пророки Набиим, писания катувим, были обширные комментарии Мишны, составленные уже где-то в этот период, было священство, были очень активно действующие миряне, фарисеи, которые не принадлежали к священству, но активность которых даже опережала активность священства, были разные религиозные группы, партии, т.е. это была динамичная ветхозаветная церковь. Сейчас бы ее нам поставили в образец, и сам Христос говорит: если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное. Казалось бы все хорошо и ничто не предвидело, что эта церковь доживает последние дни. Святитель Игнатий Брянчанинов часто говорил: не смотрите красоту архиерейского богослужения, стройность церковных хоров. Это дерево, да, оно шумит листвою, но внутри изъедено червями. Пройдет незначительное время и все это рухнет. Святитель жил и умер незадолго до революционных потрясений двадцатого века, но в Духе Святом ему было открыто, что все великолепие, внешнее великолепие уже новозаветной церкви оно было обречено.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010