Поставив Потир на престол, архиерей снимает покровцы с дискоса и Потира и берет аер (воздух) с плеча протодиакона, «наносит над кадильницу мало». И со благоуханием покрывает святые, произнося: «Благообразный Иосиф». После сего, взяв кадильницу, кадит токмо святые и, поклонялся трижды, глаголет: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона», трижды. И отдает кадильницу, никого же кадя (Чиновн.), и поклоняется архиерей трижды. 670 При архиерейском служении архиерей, отдав кадильницу, обращаясь к правой стороне, говорит к служащим: «Братие и сослужителие, архимандриты и иерее, помолитеся о мне». Опустивши фелони, они отвечают: «Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя». Архиерей говорит: «Тойже Дух содействует нам и вам вся дни живота нашего». Потом протодиакон и прочие говорят ему: «Помолися о нас, Владыко святый». Архиерей отвечает: «Да управит Господь стопы вашя». Еще они просят архиерея: «Помяни нас, Владыко святый». Архиерей говорит: «Да помянет вас Господь Бог во царствии Своем, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Затем архиерей осеняет (Чиновн.). Но если бывает хиротония иерейская, то сперва она совершается и потом бывает осенение. При архиерейском служении Царские двери не затворяются по Великом Входе. 671 При архиерейском служении говорит архиерей: «Мир всем», и при этом крестовидно благословляет обеими руками (Чиновн). 673 При архиерейском служении «архиерей отлагает шапку и целует святые: дискос покрытый, глаголя тайно: «Святый Боже», и покрытый святый Потир также целует, глаголя: «Святый Крепкий», и святую трапезу, глаголя: «Святый Безсмертый, помилуй нас». Таже архиерей приемлет шапку. Присутствующие же архимандриты приходят чином с левой стороны (с северной), отложивше шапки, целуют и тии святая, яко же и архиерей». И целуются с архиереем, по обычаю, говоря: Христос посреде нас». Он отвечает: «И есть и будет». И стоят близ его по чину. Хиротонисанный, так как имеет первенство пред всеми иереями, приходит прежде других иереев; прочие иереи подходят после него. Поцеловавши святая, целуют и архиерея в рамена, т. с., целуя правое и левое плечо его и десницу, по обычаю, говорят: «Христос посреде нас». И стоят они по чину, целующе друг друга, произнося: «Христос посреде пас», и отвечая: «И есть и будет». И диаконы целуют орари свои (Чиновн.). 675 Иподиаконы в древности во время совершения евхаристии должны были наблюдать и за тем, чтобы во время возношения жертвы никто не выходил, и чтобы не отворилась дверь, хотя бы пришел кто верующий (Апост. пост., кн. VIII, гл. II, изд. в русск. перев. в Казани, 1854 г., стр. 267).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На Светлой Седмице в Бутырском СИЗО впервые состоялось архиерейское Пасхальное богослужение 21 апреля, 2012. Новостная служба По окончании Литургии состоялся пасхальный крестный ход вокруг храма по территории следственного изолятора. 21 апреля. ПРАВМИР. В Светлый понедельник, 16 апреля, в Покровском храме Бутырского следственного изолятора (следственный изолятор 2 г. Москвы) впервые состоялось архиерейское Пасхальное богослужение, сообщает Патриархия.ru . Богослужение возглавил епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодального отдела по тюремному служению. По окончании Литургии состоялся пасхальный крестный ход вокруг храма по территории следственного изолятора. Епископ Иринарх поздравил сотрудников и заключенных СИЗО с Пасхой от лица Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Председатель тюремного отдела поблагодарил руководство Федеральной службы исполнения наказаний и ГУФСИН России по г. Москве и персонал следственного изолятора за проведенную работу по благоустройству Покровского храма и обеспечению духовно-пастырской работы в учреждении и передал духовную литературу для пополнения тюремной библиотеки. Затем в зале заседаний Бутырского изолятора прошла пресс-конференция, в которой приняли участие руководители подразделений ФСИН России, епископ Красногорский Иринарх и протоиерей Константин Кобелев. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/na-svetloj-sedmice-v-b...

Клеветою конвойных я оторван от экономически-хозяйственных дел по Архиерейскому дому, оторван от административных дел по Консистории, как член её, оторван и от богослужебных дел по Крестовой церкви; клеветою конвойных подвержен уличному позору. Дорогою же был оскорблён дерзким окриком: ступай дорогою, сойди с тротуара». Препираться с солдатами на улице Владыка не стал, а в последующие дни направил около десяти записок: в гарнизонный комитет, в следственную комиссию, в областной совнарком. Записки сохранились в архивных фондах тех лет. Написанные голубыми чернилами, почти выцвевшими, на бланках епископа Семиреченского и Верненского, они едва читаются. Вот три из них. «Честь имею просить об освобождении арестованных сегодня двух лиц из Архиерейского дома: эконома игумена Вадима и моего слуги Диомида Пискура. Арестованы они по недоразумению солдатами, являвшимися реквизировать единственную лошадь Архиерейского дома. Вчера мы сомневались в их правах на реквизицию, ибо он не представляли удовлетворительного документа. Сегодня их права были нами удостоверены, и лошадь была выдана под расписку. Таким образом, долг перед народом в данном случае был выполнен. Держать же под арестом двух человек, одного весьма уважаемого в городе и притом старика 64 лет, а другого − бывшего солдата-инвалида представляется уже делом излишним. Прошу комитет оказать милость этим двум лицам». «Прошу комитет посодействовать освобождению из-под ареста моего слуги Диомида Алексеевича Пискура. Он необходимый человек в хозяйстве Архиерейского дома, усердный работник, дорогой в настоящее весеннее время. Кроме того, он необходим мне и при богослужении, как исполняющий обязанности иподиакона. Смею надеяться на милость комитета». «Надеюсь, что военно-следственная комиссия войдёт в положение находящегося под арестом Диомида Пискура и всего Архиерейского дома, который в лице его имеет усердного работника. Вся вина его заключается в том, что он не поверил лицам, пришедшим к нам за конём, ибо они не предъявили ему надлежащего документа. Но у него перед глазами был печальный опыт местного женского монастыря, из которого неизвестными лицами взяты две лошади. Наконец, следует принять в уважение и то обстоятельство, что теперь весной всякому хозяйству день каждый дорог: и нам тяжело не иметь Диомида Пискура. Лошадь нами отпущена реквизитору, предъявившему надлежащий документ, и таким образом долг наш исполнен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

акад. Моск., 47, типогр. Прав. Собес., 1863 г., декабрь: Определения Московского Собора 166 6 /7 г., стр. 359, 355 и 356). 1189 Наречение бывает, сказано в «Чине избрания и посвящения архиерея, прежде литургии. «Времени наставшу (наречению) призываемы бывают вси архиереи, елицы обрящутся в царствующем граде, в Святейший Правительствующий Синод». 1191 Этот и следующие пункты обещания архиерейского содержатся в Чине поставления епископа XV века (Акты Археограф. Эксп., τ. I, 375), во многом буквально сходные с нынешними. О содержании исповедания и обещания архиерейского смотри статью: «Церковные постановления о священстве», находящуюся в Православном Собеседнике, 1859 г., июль, стр. 251–254 и в книге Дмитриевского: «Ставленник». Киев, 1904 г., стр. 157. 1192 Так, например, в Чине поставления архиерея XV века сказано (исповедаю): «отшедшу ми в которую страну чуждую не пети ми обедни без повеления митрополита, в чем пределе буду, не поставити ми ни попа, ни дьякона, чуждого предела» (Акт. Арх. Эксп., τ. I, 375). И ныне слышим из уст посвящаемого обещание «не литургисати, или ино что священных деяти без волн епархии оные архиереа, и не рукополагати мне, ниже иерея, ниже диакона, ниже иного какового клирика чуждыя епархии, ниже приимати я постановленныя, в мою епархию, без отпускных грамот своих им архиереев». 1193 Чин исповедания и обещапия архиерейского, находившийся в книге 1825 года, под заглавием «Чин избрания и рукоположения архиерейского, был во многом изменен и исправлен митрополитом Московским Филаретом. Ныне же «Чин исповедания и обещания архиерейскаго» Св. Синодом, против предыдущего, в 1901 году несколько изменен и сокращен (Подробнее см. в книге Дмитриевского «Ставленник»). 1194 В Чиновнике ектения печатается буквами перевернутыми кверху к тем буквам, которыо читает в молитве Первенствующий архиерей, так что он и другой архиерей читают одновременно по одной и той же книге. 1195 В «Чине поставлания епископа, XV века», сказано: «седает ново- поставленный с десные страны Святителя, выше иных и «Мир всем» глаголет по Апостоле; и первие инех честного тела и крови причащается» (Акты Археогр. Эксп., τ. I, 375).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Отличия архиерейского чина Божественной Литургии от иерейского в современной русской практике 14 Современный русский архиерейский чин Божественной Литургии отличается от иерейского почти в полусотне моментов: 1) Число клириков. Уставное совершение архиерейской Литургии требует участия, помимо самого епископа, большого числа клириков: протодиакона, нескольких пресвитеров и диаконов, от 5 до 10 иподиаконов – два подают архиерею дикирий и трикирий (они же обычно постилают для архиерея орлецы), двум (или четырем) вручаются рипиды, один (так называемый книгодержец) держит перед архиереем богослужебные книги, один (так называемый посошник) носит архиерейский жезл, одному (при совершении службы правящим архиереем в своей епархии) вручается примикирий – выносная свеча; за патриаршими богослужениями еще один иподиакон держит во время богослужения выносной патриарший крест. Иерейская Литургия, напротив, может быть совершена одним священником 15 , предпочтительнее – священником и диаконом (конечно, за службой возможно и сослужение нескольких священников и диаконов 16 , но это не обязательно). 2) Облачения. Полнота почивающей на архиерее благодати выражается в том, что он облачается особенным образом. Полный комплект архиерейских облачений в православной традиции состоит из: архиерейского камисия (так называемый подсаккосник), епитрахили, пояса, поручей, палицы, саккоса (может заменяться фелонью), двух омофоров (большого и малого, из коих 1-й надевается во время процессий, 2-й – во время собственно тайнодействий), панагии (за богослужением архиерей носит также крест; а, если он награжден ею, – еще и вторую панагию), митры; кроме того, как архипастырь он имеет архипастырский жезл (в русской традиции украшается сулком; в поздней греческой практике сулком украшают свои жезлы только предстоятели Поместных Церквей, а вот в Русской Церкви наоборот – Патриарх, как правило, служит с особым жезлом без сулка); как монах, архиерей облачается также в монашеские одежды, из них богослужебное значение имеют архиерейская мантия, клобук, у Патриарха – второй параман 17 . Иерей к Литургии облачается в иерейский камисий (так называемый подризник), епитрахиль, пояс, поручи, фелонь; однако, архимандриты и награжденные священники получают право носить за богослужением и элементы архиерейского облачения – палицу (в Русской Церкви различаются палица и набедренник, хотя изначально это были лишь два названия одного и того же облачения 18 ), наперсный крест (в Русской Церкви с 1896 года право носить наперсный крест усвоено всем священникам (в других Поместных Церквах наперсный крест остается наградой), но различаются разные виды наперсных крестов 19 ), митру; правящие игумены и архимандриты имеют пастырский жезл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Это очень хорошо. Конечно хорошо, но и обманчиво и весьма ненадежно. Все это одна видимость, подкрашенная и подштукатуренная внешность, выставленная для отвода глаз. Действительная же сущность теории состоит в том, что из епархии дела наибольшей важности отводятся за ее пределы, к другому архиерею, к чужим для епархии пресвитерам – в окружной суд, простирающий свою власть на несколько епархий, а дела меньшей важности подчиняются все духовным судьям пресвитерам, и только в микроскопической дозе епархиальному архиерею, как судье. В такой же дозе архиерей облекается и обвинительною, прокурорскою властью. Вот размежевание судебной власти, предполагаемое этою теориею: Духовному судье пресвитеру подсудны: а) дела об оскорблениях чести, наносимых духовными лицами духовным же или светским лицам, за которые взыскания и наказания определены в статьях от 130 до 141 включительно Устава о наказаниях налагаемых мировыми судьями; б) дела о таких преступлениях и проступках духовных лиц, которые влекут за собою низшие виды наказаний, а именно: 1) замечание; 2) выговор без внесения в послужной список; 3) денежное взыскание; 4) запрещение богослужения на срок от двух недель до трех месяцев; 5) временное испытание в архиерейском доме, или монастыре от 7 дней до 3 месяцев; 6) перемещение из одного прихода в другой и 7) удаление от должности. Столь обширна юрисдикция духовного судьи пресвитера. Он удаляет от должности, перемещает, подвергает временному испытанию в архиерейском доме или монастыре на 3 месяца, запрещает священнослужение на 3 месяца, подвергает денежному взысканию на всякую сумму, делает выговоры, замечания. Затем все дела превышающие власть духовного судьи пресвитера, а именно дела о преступных деяниях, за которые полагается: а) запрещение священнослужения (а не богослужения, как бессмысленно говорится всегда изобретателями теории) свыше 3 месяцев; б) испытание в архиерейском доме, или монастыре также свыше 3 месяцев; в) запрещение в священнослужении с отрешением от должности и с определением в причетники; г) лишение сана и монашества, – все эти дела, ныне решаемые в епархии епархиальным архиереем, изобретателями второй теории передаются за пределы епархии в духовно-окружной суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Рабочие заседания Архиерейского Собора, как правило, проходят в здании Патриархии в Белграде, но могут проводиться и в других местах. Это обычно связанно с восстановлением какой-нибудь святыни, особым юбилеем или памятной датой. Естественно обязательным элементом заседаний Соборов является и соборное богослужение – в первую очередь Божественные литургии. Бывает и так, что члены Собора выезжают совместно к какой-нибудь святыне, совершают там богослужение и возвращаются в Белград, чтобы продолжить заседание. Срок рабочего заседания точно не определен, но, как правило, в последние годы заседания не продолжались дольше недели. На продолжительность заседания влияет само течение работы Собора, то, как проходят обсуждения, характер рассматриваемых вопросов. — В чем особенность предстоящего заседания Архиерейского Собора? — Первоначально, сразу после избрания нового Патриарха, планировалось, что это заседание пройдет в Печской Патриархии на территории Косово и Метохии, где должно было состояться торжественное возведение Святейшего Иринея на древний трон Печских Патриархов. Ожидалось присутствие гостей из братских Поместных Церквей, приезд иностранных делегаций. Однако позднее этот торжественный акт решили перенести на грядущую осень, и весеннее заседание Собора решено было провести в Белграде. Другими словами, оно будет носить более рабочий характер. Если говорить об особенностях предстоящего заседания, тот тут можно обратить внимание на один момент. Дело в том, что блаженно почивший Патриарх Павел по состоянию здоровья не мог председательствовать на нескольких последних рабочих заседаниях Собора. Поэтому Соборы последнего времени не могли заняться, например, избранием новых архиереев, перемещением архиереев на другие кафедры и целым рядом других вопросов. Сейчас же должно состояться, если можно так сказать, «полноценное» рабочее заседание Собора. Многие наболевшие вопросы могут быть оперативно рассмотрены и решены его полным составом. Здание Сербской Патриархии в Белграде, где проходят заседания Архиерейских Соборов

http://pravmir.ru/ieromonax-ignatij-shes...

С первого дня пребывания в Ставрополе владыка Игнатий ощутил тяготы неустроенности вверенной ему кафедры. Ветхая хижина, именуемая Архиерейским домом, пожертвованная 14 лет назад купцом Волобуевым для временного приюта первого Ставропольского епископа Иеремии, к тому времени стала разрушаться. Поэтому Святитель первые полгода вынужден был проживать на частной квартире, безвозмездно предоставленной ему Г. Стасенковым. Само содержание Архиерейского дома было наискуднейшим. Всех угодий, предоставленных Краем Архиерейскому дому, было лишь 200 десятин земли, при реке Мамайке близ Ставрополя. Отдаваемая в годичное оброчное содержание, эта земля приносила 200 рублей серебром в год и овощи для насельников Архиерейского дома. Еще более скудный доход приносили рыбные ловли на реке Терек возле Моздока. Их отдавали в годичное пользование некоему армянину Б. Каспарову, доход составил в 1859 году 34 рубля серебром, а в 1860 году — и вовсе 22 рубля. Кроме того, в качестве статьи дохода упоминается еще мельница, от которой, судя по дальнейшему ходу дел, проку было также немного. Поэтому братия Архиерейского дома, в которую вошли прибывшие со Святителем его ученики, разделяла все тяготы своего наставника. Они же и вели посильный ремонт в жилых помещениях при Крестовоздвиженской и Андреевской церквах, а также совершали богослужения в них и в церкви ставропольского тюремного замка. Несмотря на изобилие праздничных богослужений в январе и начавшиеся со 2 февраля великопостные службы владыка Игнатий находил время заниматься административными делами. Прежде всего, Святитель был озабочен надлежащим устроением вспомогательных по отношению к Епископу учреждений Духовной Консистории и состава окружных благочинных. На этом поприще деятельность Архипастыря выразилась в тщательном отборе трудолюбивых и исполнительных кандидатов, а также устранении от дел лиц корыстолюбивых и самовластных. В этой связи немало хлопот доставил ему кафедральный протоиерей Константин Крастилевский, «врожденная хитрость» которого, «доходящая до коварства», позволяла держать в Консистории превосходство перед прочими членами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Однажды транспорт его подвел. Во время очередной поездки на приход случилось несчастье: машина, на которой ехал архиепископ с духовенством и иподиаконами, вылетела с трассы и несколько раз перевернулась, получив значительные повреждения. Никто серьезно не пострадал, кроме владыки. От сильного удара он, пробив окно, наполовину вылетел из машины, так что она частично придавила его голову. Как потом, оправившись от происшествия, шутил сам владыка: «Я на голове всю машину держал». Господь уберег от опасности верных Своих служителей, и после этого владыка продолжал служить, но, как мне кажется, что-то изменилось. Как будто у него жизнь пошла иначе. Всё чаще и чаще владыку стали посещать болезни. Сначала воспаление легких, затем инсульт, потом опять воспаление. Тяжелее всего владыка переживал отсутствие возможности общаться из-за этого с паствой, заниматься любимым делом: богослужением, преподаванием. Неоднократно он просил врачей отпустить его из больницы и, получив очередной отказ, предпринял беспрецедентный шаг. «Если я не могу принимать людей в епархии, я буду принимать их в больнице», — решил он. Часто студенты семинарии, чтобы получить благословение на произнесение проповеди, посещали архиепископа в больнице. Наверное, не так часто сейчас можно встретить епископа, который бы вместе с исполнением архиерейского послушания наравне со студентами духовной семинарии косил траву, сажал плодовые деревья, убирал картофель и т.д. В подряснике, в скуфейке, с косой в руках с утра до вечера косил, ворошил сено. Владыка считал, что человек, приученный к труду, любое послушание, в том числе и церковное, будет исполнять ответственно и с усердием. «Самый тяжелый труд, — говорил архипастырь, — это молитва». Архиепископ Георгий, живой, общительный, всегда был сосредоточен и молчалив во время богослужения. Иногда казалось, что он находится где-то в другой реальности. Часто возникали ситуации, что во время службы подходила очередь архиерейского возгласа или какого-то священнодействия, а владыка пребывал в своих мыслях, устремив взгляд в сторону горнего места. Ему торопились напомнить, что сейчас надо делать то-то и то-то, а он всегда кротко отвечал: «Да, я знаю, сейчас». Становилось даже неудобно. Мы все думаем о чинном совершении архиерейского богослужения, бегаем, суетимся, а он сосредоточенно молится, не отвлекаясь на лишние движения и слова.

http://pravoslavie.ru/47217.html

Основная задача Архиерейского хора - конечно же, пение за богослужением. Хор не только поет в Духосошественском соборе, храмах Саратова, но неизменно сопровождает Владыку в его поездках по епархии и митрополии. Поэтому можно без преувеличения говорить, что он известен сегодня в самых отдаленных уголках Саратовской области. Москва , 22 апреля 2017 года " title="" width="" height="" align=""/> За годы своего существования Архиерейский хор завоевал не только любовь прихожан, но и уважение специалистов. Он выступал на многих известных концертных площадках нашей страны: в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского, зале Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Профессионалы отмечают, что звучание саратовского Архиерейского хора отличается чистотой, особого рода прозрачностью, легкостью. В то же время в исполнении духовных песнопений ему присущи глубина, внимательное, вдумчивое отношение к текстам, что очень важно для церковного коллектива. - Во время службы не только прихожане, но и, в первую очередь, те, кто служит и поет, должны быть обращены к Богу. Когда певчие молятся, тогда слова молитвы будут нести в себе не просто некое иллюстративное содержание, а благодать Божию. Мое мнение - певец в хоре должен уметь воспринимать тот дар, который дается ему во время богослужения. Как этого достичь? Это сложнообъяснимый процесс. Когда мы репетируем, то, конечно, работаем над какими-то техническими приемами: совершенствуем вокальную, хоровую технику, устраняем интонационные погрешности. А то, что лежит на глубине, приходит, наверное, когда человек искренне верит, когда он сердцем и душой проникает в атмосферу службы и, самое главное, когда он понимает, о Ком он поет, Кого прославляет. Тогда сердце воспринимает службу как что-то очень близкое, дорогое, и человек делает все осознанно, глубоко и очень проникновенно. Фальши здесь быть не должно,- считает руководитель Архиерейского хора. В новую концертную программу «Воспоем Отечество во славе» вошлии духовные сочинения, и русская хоровая классика XIX- начала XX веков, и обработки народных песен, и отечественные композиции ХХ столетия.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/8/arh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010