Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской митрополии), находится в Н. Новгороде, на правом берегу р. Волги. Основан в 1-й пол. XIV в. свт. Дионисием , архиеп. Суздальским, Нижегородским и Городецким. Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский. Керамическая икона (2007) на надвратной Евфимиевской ц. мон-ря. Мастер В. Гришин Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский. Керамическая икона (2007) на надвратной Евфимиевской ц. мон-ря. Мастер В. Гришин В сохранившихся источниках указание на точную дату возникновения Н. П. м. отсутствует. С XIX в. в историографии существует устойчивая традиция относить устроение Н. П. м. к 1330 г., причем в большинстве работ нет ссылок на источники ( Храмцовский. 2010. С. 309; Макарий (Миролюбов). 1999. С. 353; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 3. С. 121; Гациский. 2001. С. 154; Зверинский. Т. 2. 1055. С. 270; Лавров. Св. Дионисий. 1892. С. 3; Четыркин. 1897. С. 2-3; Титов. 2001. С. 4; Салько Н. Б. О худож. жизни Н. Новгорода 2-й пол. XIV в.//Очерки по рус. и советскому искусству. Л., 1974. С. 19; Сочнев. 2003. С. 174; Низовский. 2006. С. 87). Архим. Макарий (Миролюбов), стремясь разъяснить возникновение этой даты, писал, что основание Н. П. м. «должно относить к 1330 г.», «сообразуясь с жизнью самого Дионисия и постригаемых от него лиц». Однако историк не указал, как именно соотносится время основания Н. П. м. со временем монашеских постригов учеников Дионисия ( Макарий (Миролюбов). 1864. С. 3). Одним из наиболее известных пострижеников свт. Дионисия был прп. Евфимий Суздальский, в Житии которого содержатся самые ранние достоверные сведения о Н. П. м.: свт. Дионисий отобрал 12 своих учеников и отправил их устраивать новые мон-ри. В частности, прп. Евфимий получил благословение свт. Дионисия на учреждение в Суздале Преображенской обители (см.: Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня монастырь ). Архиеп. Филарет (Гумилевский) время перехода св. Евфимия из Н. Новгорода в Суздаль относил к 1343 г., а срок его пребывания в Н. П. м., по его определению, составлял «не менее 8 лет», в итоге он датировал основание св. Дионисием Печерского монастыря 1335 г. ( Филарет (Гумилевский). РСв. Т. 3. С. 232. Примеч. 117). Но, поскольку 1-я цифра, принятая в расчетах архиеп. Филарета, ошибочна, а вторая введена им произвольно, то и третья, итоговая цифра, никак не может считаться установленной исторической датой.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ Иосиф (Кобыльский-Богословский), архиеп. Воронежский и Задонский. Литография. Нач. 60-х гг. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 13) Иосиф (Кобыльский-Богословский), архиеп. Воронежский и Задонский. Литография. Нач. 60-х гг. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 13) (Кобыльский-Богословский Иван Иванович; 18.08. 1800, с. Кобыльское Зарайского у. Рязанской губ.- 19.02.1892, Воронеж), архиеп. Воронежский и Задонский. Род. в семье дьячка. Сестра архиерея приняла постриг с именем Анастасия в одном из рязанских монастырей. Первоначальное образование Кобыльский получил дома, в 1812 г. поступил в Зарайское ДУ, в 1818 г.- в Рязанскую ДС. Во время учебы в выпускном классе семинарии по благословению ректора архим. Илиодора (Чистякова ; впосл. архиепископ) юноша поменял свою неблагозвучную фамилию на фамилию Богословский. Дружил с братом ректора, проживавшим в доме архим. Илиодора. В 1824 г., по окончании семинарии со степенью действительного студента, по рекомендации ректора поступил в МДА. В 1828 г. состоялось личное знакомство Богословского с митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) , во многом определившее дальнейшее служение архиерея. Митр. Филарет после просмотра канд. сочинения Богословского уменьшил балл и возвратил сочинение в Совет академии для выставления новой оценки. Между митрополитом и студентом состоялась личная беседа. В том же году, по окончании академии со степенью старшего кандидата богословия, ему предоставили право на получение через 2 года степени магистра и был назначен преподавателем в Архангельскую ДС, но просил оставить его рядом с престарелыми и больными родителями, нуждавшимися в попечении. Вместе с тем он решил принять монашество. Результатом еще одной беседы с митр. Филаретом стала не только отмена назначения в Архангельск, но и непосредственное участие Московского святителя во всем дальнейшем служении И. Современники называли его «любимцем» митр. Филарета. 20 авг. 1828 г. в Троице-Сергиевой лавре митр. Филарет постриг Богословского в монашество с именем в честь прп. Иосифа Волоцкого. 5 сент. И. был рукоположен во диакона, 8 сент.- во иерея.

http://pravenc.ru/text/578511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (Бужинский; 1680, г. Изюм, ныне Харьковской обл.- 27.04.1731, Москва), еп. Рязанский и Муромский. Род. в купеческой семье, в 1706 г. окончил Киево-Могилянскую академию. Среди наставников Г. был игум. Стефан (Яворский) . В 1706 г. Г. был представлен посетившему Киев царю Петру I . Вскоре по рекомендации Киевского митр. Варлаама (Ясинского) Г. был определен в Славяно-латинскую академию на должность учителя низших классов и проповедника. Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский. Портрет. Сер. XIX в. (РИАМЗ) Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский. Портрет. Сер. XIX в. (РИАМЗ) 20 сент. 1707 г. Г. был пострижен в монашество, в 1708 г. рукоположен во диакона, в 1709 г.- во иерея. С 1714 г. инспектор Славяно-латинской академии. В 1714 г. вызван в С.-Петербург, определен в насельники Александро-Невского мон-ря (впосл. лавра). В 1718 г. назначен обер-иеромонахом флота, участвовал в морских походах. Произносил проповеди в присутствии Петра I, переводил нек-рые философские и исторические произведения. Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) приписывает Г. авторство кн. «Юности честное зерцало» ( Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 287). 22 янв. 1721 г. указом Петра I Г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря , в февр. 1721 г. стал советником Святейшего Синода и директором синодальных типографий и уч-щ. В 1722 г. назначен архимандритом Троице-Сергиева мон-ря (впосл. лавра), но по инициативе Петра I оставался в С.-Петербурге. Представлял Синод в Комиссии по согласованию Российского уложения со шведскими и с эстляндскими законами. Был близок к Псковскому архиеп. Феофану (Прокоповичу) . 30 окт. 1726 г. Г. был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского. По его инициативе был отремонтирован и 24 сент. 1727 г. вновь освящен Успенский кафедральный собор. Он организовал учебный процесс в Рязанской духовной школе, где за неимением учителей до февр. 1726 г. занятия не проводились. При Г. в 1727 г. в школе числилось 269 учащихся. Из рязанского Симеоновского мон-ря Г. предполагал перевести духовную школу в более вместительные помещения рязанского Свято-Духовского мон-ря. Однако Синод указом от 30 окт. 1727 г. отклонил это предложение, и школа разместилась при Борисоглебском соборе Переяславля Рязанского (ныне Рязань). Для школы отстроили новые учебные и хозяйственные помещения, число учащихся возросло до 339 чел., из них 160 обучались латыни и арифметике, 179 - слав. грамматике, увеличился преподавательский состав. Г. предполагал открыть духовную школу и в Солотчинском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре , пользуясь пребыванием в нем опытного педагога Софрония Лихуда , но Синод отклонил это предложение.

http://pravenc.ru/text/161285.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕЖИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ), находится в г. Нежине Черниговской обл. (Украина). Основан, вероятно, во 2-й пол. XVII в. «Когда и кем он был основан - нет никаких сведений, а по наличию в нем Евангелия, напечатанного во Львове 1678 года, можно видеть, что он существует более ста лет»,- писал в 1786 г. А. Ф. Шафонский ( Шафонский. 1851. С. 462). Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что Н. В. м. основан ок. 1660 г., при царе Алексее Михайловиче , вдовой полковника малороссийского Стародубского полка Анной Бриславской (в монашестве Евдокия), но источников, подтверждающих эти сведения, не приводил. На выкупленных Бриславской землях в предместье г. Нежина были построены небольшие кельи «для приюта престарелых и бедных», а вскоре по благословению Черниговского и Новгород-Северского архиеп. Лазаря (Барановича) возведены деревянные собор в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и (к востоку от него) - ц. во имя св. прор. Илии ( Филарет (Гумилевский) . 1873. С. 1-2). Евдокия (Бриславская) стала 1-й игуменией обители. Среди почитаемых настоятельниц известна «честная житием старица» Памфилия Кулябковна († 16 мая 1747). Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Кон. XIX в. Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Кон. XIX в. В 1756 г., при игум. Елевферии, в Н. В. м. сгорели обе церкви и кельи. Согласно ведомости 1767 г., в обители имелась новая деревянная Илиинская ц. (освящена при игум. Елевферии 12 янв. 1757). При игум. Екатерине (Клецуковне), возглавлявшей мон-рь в 1758-1763 гг., и при игум. Марфе (1763-1767) строились каменная игуменская и деревянные сестринские кельи. Одноглавый бесстолпный Введенский собор (1778) в стиле барокко выстроен из кирпича (кладка с подрезкой швов). По пространственной и планировочной композиции храм принадлежит к одному из разновидностей тетраконха с прямоугольными очертаниями юж. и сев. ветвей. Фасады расчленены пилястрами, над к-рыми раскрепован тонко профилированный завершающий карниз. Фасады юж. и сев. ветвей имеют фронтоны полукруглого очертания с овальными окнами в тимпанах. Окна с лучковыми перемычками декорированы профилированными тягами из кирпича и оштукатурены. Сандрики имеют форму лучкового фронтона. Глава украшена 8-гранным барабаном с 2-ярусным профилированным карнизом и барочным куполом.

http://pravenc.ru/text/2564836.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМНИКА Прп. Домника. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 308) Прп. Домника. Фрагмент миниатюры из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 308) Домника [греч. ομνκα, ομνκη, ομννα] († ок. 474), прп. (пам. 8 янв.). Родом из Карфагена (Сев. Африка). Д. во время правления имп. Феодосия Великого (379-395) вместе с 4 девами приехала в К-поль. К-польский архиеп. Нектарий (381-397), получив откровение от Бога, принял Д. и крестил. Затем она удалилась в мон-рь. Преуспев в духовных подвигах, Д. взошла на вершину подвижничества и удостоилась от Господа дара чудотворений. Д. скончалась в правление имп. Зинона (474-491). В Минологии имп. Василия II (кон. X в.) память Д. находится под 10 янв. Здесь Нектарий назван патриархом. Он не только ввел Д. в монастырь, к-рый она основала во имя прор. Захарии, но и посвятил в диакониссы. Д. предсказывала будущее императорам и патриархам, за что и почиталась ими. Прп. Никодим Святогорец сообщает, что Д. пришла в К-поль вместе с 40 девами. В греч. «Энциклопедии религии и этики» (ΘΗΕ) говорится, что Д. жила при имп. Феодосии II (408-450), а не при Феодосии I Великом. Вначале она поселилась в Александрии, а затем приехала в К-поль. Архиеп. Филарет (Гумилевский) в «Житиях святых подвижниц Восточной Церкви» пишет, что Д. была знатного происхождения. Вместе с прп. Маврой (пам. 31 окт.) и еще 3 девами-язычницами она пришла в К-поль. Имп. Феодосий подарил Д. и Мавре земли за чертой города. Д. основала мон-рь прор. Захарии, а Мавра - обитель мц. Мавры. Д. подвизалась в посте и трудах и достигла духовного совершенства: исцеляла больных, предсказывала будущее, повелевала природным стихиям. Ее жизнь была весьма продолжительной, и она с миром отошла ко Господу. Прп. Иосиф Песнописец составил канон в честь Д. Ист.: BHG, N 562, 562c-f; PG. 117. Col. 249-252; ActaSS. Ian. T. 1. P. 483, 1098; SynCP. Col. 377; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 43; ЖСв. Янв. С. 262-263; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 218-219.

http://pravenc.ru/text/178877.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАМВА Прп. Памва Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Памва Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Дальние пещеры Киево-Печерской лавры) (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.: Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых, в Дальних пещерах почивающих, сохранились только краткие поздние сведения. В «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) П. назван в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 288; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 81). Тем не менее он не упоминается в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником сведений архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1-е изд.- 1862), сообщалось, что затворник П., будучи на монастырском послушании, пострадал «от поган» (язычников), не отрекся от Христа, как того требовали мучители. П. проклял языческих богов и заявил, что Бог освободит его молитвами печерских святых. П. был чудесно спасен с помощью ангелов, принесших его обратно в мон-рь в его келью здоровым (подробности в сохранившемся тексте не приводятся) ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 58-59). В агиографической лит-ре XIX-XX вв. распространено указание на 1241 г. как на год кончины П., однако никакими источниками оно не подтверждается. Так, архиеп. Филарет (Гумилевский) предположил, что в 1240 г. «иноки, затворившись в пещерах от врагов, вынуждены были послать Памву за пищею; как ни велика была опасность, Памво принял на себя дело послушания, но был схвачен татарами, которые подвергли его мукам»; по освобождении П. скончался в следующем году ( Филарет (Гумилевский). РСв. С. 474).

http://pravenc.ru/text/2578756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацславский. Портрет. Кон. 30–40-х гг. XIX в. Неизвестный художник (ЦАК МДА) Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацславский. Портрет. Кон. 30–40-х гг. XIX в. Неизвестный художник (ЦАК МДА) (Богословский-Платонов Константин Лукьянович; 14.05.1788, с. Воздвиженское Московской губ.- 28.03.1841, С.-Петербург), архиеп. Подольский и Брацлавский. Род. в семье свящ. Лукьяна Яковлевича Воздвиженского († 1806), с 1789 г. служившего в с. Могильцы (Богословское). Начальное образование получил под руководством отца, «человека умного и весьма образованного» ( Беляев. 1888. 6. С. 151). «Будучи мальчиком,- вспоминал впосл. К.,- в святки я рядился монахом. Верно, это было предвестием моей судьбы». В 1797 г. Константин вместе с младшим братом Иваном поступил в Троицкую лаврскую семинарию, получив фамилию Богословский. Проучившись год в низшем грамматическом классе и 2 года в высшем, он год занимался в классе поэзии и 4 года (вместо 2, для большего усовершенствования) в классе риторики, затем перешел в философский класс и в класс богословия. В семинарских ведомостях за 1801 г. о нем сказано: «Остр и успевает довольно». В 1806 г., после кончины отца и брата, К. стал воспитанником митр. Московского Платона (Левшина) с фамилией Богословский-Платонов. В 1808 г. К. был переведен в СПбДА. Вместе с ним на 1-м курсе (1809-1814) обучались товарищи по Троицкой семинарии буд. архипастыри Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) , Григорий (Постников) и Павел (Подлипский) . Из наставников Троицкой семинарии в 1808 г. в С.-Петербург были вызваны архим. Евграф (Музалевский-Платонов), назначенный ректором академии, иеродиак. Филарет (Дроздов) , ставший в февр. 1810 г. бакалавром, а в марте 1812 г. ректором СПбДА. По окончании курса в 1814 г. со степенью магистра К. был оставлен в академии бакалавром церковной истории. 28 авг. 1814 г. принял монашеский постриг. Во время обучения в Троицкой семинарии и в СПбДА К. сблизился с архиеп. Московским свт. Филаретом (Дроздовым), которому «был предан всею душею» (Там же. С. 155). Под руководством святителя проходило служение К.

http://pravenc.ru/text/1840315.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Масендич Иван Иванович; 20.04.1961, с. Плаве Сколевского р-на Львовской обл., Украина - 8.07.2001, Барнаул), еп. Барнаульский и Алтайский. В 1976-1980 гг. учился в Ивано-Франковском медицинском уч-ще, в 1980-1982 гг. служил в рядах Советской Армии. 20 авг. 1982 г. пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского, 6 дек. того же года рукоположен во иеродиакона, 25 февр. 1984 г. архиеп. Владимирским Серапионом (Фадеевым) - во иеромонаха. Служил на приходах Владимирской, затем Новосибирско-Барнаульской епархии. C февр. 1990 г. благочинный азерб. приходов Ставропольской епархии, настоятель кафедрального собора Баку в сане архимандрита. В 1983-1985 гг. обучался на заочном отд-нии МДС, в 1989-2001 гг.- на заочном отд-нии МДА. Антоний (Масендич), еп. Барнаульский Антоний (Масендич), еп. Барнаульский В июне 1990 г. А. был уволен за штат. Оказавшись на Зап. Украине, А. по приглашению бывш. еп. Житомирского Иоанна (см. Боднарчук В.) начал служить в приходах Украинской автокефальной православной Церкви (УАПЦ). 16 сент. 1990 г. «митр. Львовским» УАПЦ Иоанном (Боднарчуком), «епископами» УАПЦ Владимиром (см. Романюк В.) и Даниилом (Ковальчуком) А. был «рукоположен» во «епископа Ровенского и Житомирского». Вскоре между постоянно проживавшим в США главой УАПЦ лжепатриархом Киевским Мстиславом (Скрыпником) и его «местоблюстителем» на Украине лжемитр. Иоанном (Боднарчуком) разгорелся конфликт, в к-ром А. принял сторону Мстислава и стал с этого времени пользоваться его доверием. Получив от него должность управляющего делами УАПЦ и полностью отстранив Иоанна от руководства, А. в 1991-1992 гг. фактически возглавлял УАПЦ. 25 янв. 1992 г. он был переведен на Переяславскую кафедру УАПЦ с титулом «митрополит Переяславского и Сичеславского». Способствовал распространению автокефалистского раскола на Украине. Со стороны УАПЦ участвовал в «объединении» УАПЦ и «Украинской православной Церкви», к-рую представлял бывш. митр. Киевский и всей Украины Филарет (см. Денисенко ), в результате 25-26 июня 1992 г. была образована Украинская православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) , во главе к-рой заочно был поставлен лжепатриарх Киевский Мстислав, а его заместителем назначен лжемитр. Филарет (Денисенко). Вскоре последний совершил очередное «перерукоположение» раскольничьих архиереев, в т. ч. А. Мстислав объявил А. лишенным сана. Отношения между А. и Филаретом также испортились, поскольку Денисенко стал фактически единолично управлять УПЦ КП.

http://pravenc.ru/text/115980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЯНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Введения Божией Матери во храм. 1702 г. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Церковь в честь Введения Божией Матери во храм. 1702 г. Фотография. 90-е гг. ХХ в. (Брянской и Севской епархии), в Брянске, первоначально муж. Основан ранее 1288 г., поскольку упоминается в легенде об основании Свенского мон-ря (XVII в.): в 1288 г. слепнущий кн. Роман Михайлович в надежде на исцеление послал в Киево-Печерский мон-рь за чудотворной иконой Божией Матери архимандрита Б. м. (ДРВ. Ч. 19. С. 284-293). О древнейшей истории мон-ря документальных свидетельств не сохранилось. В рукописных святцах XVII-XVIII вв. говорится о том, что в Б. м. был похоронен принявший монашеский постриг св. кн. Олег Романович Брянский († кон. XIII в.), из этого сообщения архиеп. Филарет (Гумилевский) сделал вывод, что св. князь являлся основателем обители ( Филарет. С. 103-104). Синодики, которые отражают тексты старше XVII в. (напр., Любецкий), сообщая о пострижении кн. Олега в монашество, ничего не говорят о месте его погребения ( Зотов. С. 82-83). К нач. XIV в. в Б. м. существовала деревянная ц. во имя апостолов Петра и Павла. К сер. того столетия обитель пришла в упадок, неоднократно (в 1356, 1534, 1583, 1609) она разорялась литов. войсками и запорожскими казаками. В 20-х гг. XVII в. Б. м. отстроился, согласно писцовым книгам 1626-1629 гг., в мон-ре существовали Петропавловская ц., 5 келий, обитель владела с. Городищем с Благовещенской ц. на р. Десне и пашнями пустоши Лизовицы. Патриарх Никон возводил Б. м. на степень ставропигии. К нач. XVIII в. деревянная Петропавловская ц. обветшала, и 25 апр. 1702 г. брянские стряпчие Ф. и П. Саловы обратились в Патриарший приказ с просьбой о разрешении построить в Б. м. новый храм для поминовения своих родителей. В том же году был возведен каменный собор в честь Введения во храм Богородицы с теплым приделом во имя апостолов Петра и Павла; в 1755 г. по прошению купца И. А. Никулина в храме был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1781 г. на св. вратах построили деревянную ц. во имя прор. Илии. В 1-й пол. XVIII в. Б. м. владел селами Полпино, Городище на р. Десне, дер. Ходиловичи, мельницей на р. Снежети, земельными участками в Брянске, мон-рю принадлежали 1423 крестьянина. На землях обители находились Полпинская и Белобережская пустыни, до 1764 г. к Б. м. был приписан Поликарпов мон-рь , братия мон-ря устроила неск. скитов в Брянском у. В 1766 г. Б. м. был причислен к 3-му классу, до этого времени настоятели обители имели сан архимандрита, с 1766 г.- сан игумена. В 1796 г. в Б. м. было передано имущество упраздненного брянского Вознесенского жен. мон-ря. При Б. м. действовало уездное ДУ, находившееся в ведении Орловской ДС.

http://pravenc.ru/text/153535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Памятник имп. Марии Александровне в Мариехамне (Финляндия). Скульптор А. Ковалёв. 2011 г. Фотография. 2014 г. Памятник имп. Марии Александровне в Мариехамне (Финляндия). Скульптор А. Ковалёв. 2011 г. Фотография. 2014 г. Романова (урожд. принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская; 27.07.1824, Дармштадт (совр. земля Гессен, Германия) - 22.05.1880, С.-Петербург), имп., супруга имп. Александра II Николаевича , мать имп. Александра III Александровича , благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста. Род. в семье вел. герц. Людвига II Гессенского и вел. герц. Вильгельмины Луизы Баденской. В марте 1839 г. в Дармштадте произошла встреча 14-летней принцессы с вел. князем и наследником Александром Николаевичем, сыном имп. Николая I Павловича . Цесаревич Александр, путешествовавший по Европе в поисках невесты, полюбил Марию, объявив своим родителям, что женится только на ней. После личной встречи имп. Александры Феодоровны с буд. невесткой в Дармштадте имп. Николай I дал согласие на брак. В кон. лета 1840 г. принцесса Мария прибыла в С.-Петербург. «Взгляд мой упал на русскую землю,- признавалась она отцу,- и я подумала, что теперь только начинается труднейшая часть моей жизни, и просила у Бога Его святой помощи» (ГАРФ. Ф. 641. Оп. 1. Д. 113. Л. 35). Прот. Гавриил Меглицкий, законоучитель и духовник принцессы, готовивший ее к таинству Крещения, отозвался о ней как о «цветущей небесной юности, развивающейся в необыкновенных качествах ума и сердца» ( Меглицкий. 1891. С. 286). Первые познания в рус. лит-ре, истории и культуре она получила от учителя - поэта В. А. Жуковского , и придворного гофмаршала гр. В. Д. Олсуфьева, с к-рым подолгу беседовала о Православии. 5 дек. 1840 г. принцесса Гессенская приняла Православие через миропомазание с наречением имени Мария Александровна. Таинство совершил митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) , крестной матерью была назначена вел. кнг. Мария Павловна, на церемонии ее замещала настоятельница Бородинского в честь Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря игум. Мария (Тучкова) . На следующий день в Большой ц. Зимнего дворца состоялось обручение. Во время парадного обеда напротив жениха и невесты сидели митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим (Глаголевский) , митр. Филарет (Дроздов) и архиеп. Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов) . 16 апр. 1841 г. М. А. стала супругой вел. кн. Александра Николаевича. Церемония бракосочетания прошла в Соборной ц. Зимнего дворца. В браке родились 8 детей: Александра (1842-1849), Николай (1843-1865), Александр (1845-1894), Владимир (1847-1909), Алексей (1850-1908), Мария (1853-1920), Сергей (1857-1905), Павел (1860-1919).

http://pravenc.ru/text/2562128.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010