Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). Время жизни А. Т. можно датировать приблизительно 2-й пол. XIII - нач. XIV в., т. к. о Печерских святых, живших до монголо-татар. нашествия, сохранились более подробные сведения. В «Тератургиме» иером. Афанасия (Кальнофойского) (1638) А. Т. упоминается как «преподобный старец Авраамий многотрудный». Архиеп. Филарет (Гумилевский) предполагал, что А. Т. «в последнее время своей жизни подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для пещерной братии, чем и заслужил название трудолюбивого» (С. 110). Мощи почивают в Ближних пещерах, в трапезе между прп. Исаиею и свт. Нифонтом . Местная канонизация А. Т. совершилась при установлении митр. Киевским свт. Петром (Могилой) празднования Собора преподобных отцов Ближних и Дальних пещер - в 1643 г. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг., согласно к-рым имена ряда Киевских святых (в т. ч. А. Т.) дозволялось вносить в общецерковные московские Месяцесловы. Ист.: Афанасий (Кальнофойский), иером. Описание лавры Киево-Печерской и обеих пещер, с частью города Киева, по планам, им изданным при книге своей «Тератургиме»//Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамат и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1847. С. 291. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1864. Август; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 1: Сентябрь. С. 160-161; Вып. 12. Ч. 2: Август. С. 109-110, 190; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-203, 210. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/62960.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших). В «Тератургиме» иером. Афанасия (Кальнофойского) (1638) А. З. именуется старцем и чудотворцем. Он упоминается также вместе с преподобными Спиридоном и Никодимом в службе Собора преподобных отцов Ближних пещер (2-й тропарь 9-й песни), и вследствие этого нек-рые месяцесловы указывают его память на 31 окт.- день отдельной памяти святых Спиридона и Никодима. Архиеп. Филарет (Гумилевский) предполагал, что А. З. подвизался в одно время с этими святыми - в XII в. Местная канонизация подвижника совершилась в XVII в., когда киево-печерский архим. Варлаам (Ясинский ; 1684-1690, впосл. митр. Киевский) установил празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер, вероятно, тогда же была составлена служба, посвященная этому Собору. Имя А. З. также внесено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) в числе святых «града Киева». Общецерковное почитание А. З. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд киевских святых (в т. ч. А. З.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. В 1763 г. в типографии Киево-Печерской лавры были изданы «Службы преподобным отцам печерским», где впервые опубликована служба Собору преподобных отцов Ближних пещер. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. 3 июля память А. З. совершается ради тезоименитства со свт. Анатолием , Патриархом К-польским. Ист.: Службы преподобным отцам печерским ихже мощи в Ближней и Дальней пещере нетленно почивают. К., 1763; Описание Киевопечерской лавры. С. 290; Описание о российских святых. С. 27; Минея (МП). Сентябрь. С. 727. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 35-36; Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1865. Вып. 3. Сентябрь-декабрь. С. 298-299; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2: Октябрь. С. 31; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-203; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. С. 47-50.

http://pravenc.ru/text/115006.html

Примечания 1 Перов И . Руководство к обличительному богословию Тула, 1910, с. 4. 2 Огицкий Д.П., Козлов М. свящ . Православие и западное христианство. МДА, 1995, с. 14. 3 Филарет (Дроздов) митр . Разговор между испытующим и уверенным в Православии Восточной Кафолической Церкви. М. 1849. 4 Огицкий Д.П., Козлов М. свящ . Православие и западное христианство. МДА, 1995, с.22. 5 Подробное их изложение можно найти в " Настольной книге для священно-церковно-служителей " (Т.2, с. 1009–1047) свящ. С.Булгакова переизданной Издательским отделом Московского Патриархата в 1993 г. 6 Огицкий Д.П., Козлов М. свящ . Православие и западное христианство. МДА, 1995, с.20. 7 Огицкий Д.П., Козлов М. свящ . Православие и западное христианство. МДА, 1995, с. 21. 8 " Церковные ведомости " , 14 июня, 1903 г., с. 253. 9 Соловьев В. С. Пелагий — Энциклопедический словарь Т 23, СПб 1898, с. 106. 10 Хомяков А.С. Сочинения Т.2, М. 1994, с. 70. 11 Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.З, М.1994, с. 313. 12 Арсеньев Н.А. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1948, с.56. 13 Арсеньев Н.А. Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1948, с.50. 14 В этой связи показателен пример отождествления личности папы с образом явления Христа в Евхаристии, приводимый Н.Арсеньсвым в книге " Православие, католичество, протестантизм " , ее. 50–54. 15 Беляев Н.Я. Догмат папской непогрешимости. Историко-критический обзор. Казань, 1882, с.65. 16 Лебедев А.П. О главенстве Папы или разности православных и папистов в учении о Церкви. СП. 1887, с.65. 17 Там же, с.73. 18 Там же, с. 70–1. 19 Катехизис Католической Церкви. М. 1996, с.217. 20 Филарет (Вахромеев). архиеп. О филиокве. (К дискуссии со Старокатолической Церковью). — " Журнал Московской Патриархии " , 1972, 1, с.72. 21 Огицкий Д.П., Козлов М. свящ . Православие и западное христианство. МДА, 1995, с.89. 22 Воронов Л. свящ. Вопрос " О Филиокве " с точки зрения русских богословов. — " Богословские труды " , сборник, посвященный 175-летию ЛДА, с. 101–2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2272...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАВЛИН [Бравалин] (VIII-IX вв.), кн., упомянут в Житии свт. Стефана , архиеп. Сурожского (пространная рус. редакция представлена списками начиная с 1-й четв. XV в. (древнейший - РГБ. Троиц. 745), вероятно, перевод несохранившегося греч. текста), рукописная традиция рус. редакции недостаточно изучена. В рассказе о 3-м из 4 посмертных чудес свт. Стефана († кон. VIII в.) речь идет о вторжении в крымские земли от Херсона до Керчи войска под предводительством Б.: «Прииде рать велика рускаа из Новаграда». Его дружина после 10-дневной осады захватила г. Сурож (греч. Σουγδαα, совр. Судак). Б. ворвался в храм св. Софии, где покоились мощи свт. Стефана, и принялся разорять гробницу святого. Тотчас князя-язычника поразил недуг: «Обратися лице его назад, и лежа пены точаше». Испытывая тяжкие муки, он рассказал приближенным, что наказан свт. Стефаном за осквернение храма, приказал вернуть церковное имущество и позвать священников, чтобы креститься. После Крещения, к-рое совершил архиеп. Сурожский Филарет, преемник свт. Стефана, Б. исцелился и, освободив пленных христиан, покинул Сурож. Вместе с князем крестились и его приближенные. Кроме пространной рус. редакции существует краткая греч. редакция Жития свт. Стефана Сурожского (в XIX в. обнаружена в качестве приписки к греч. синаксарю XII-XV вв. под 15 дек. в рукописи Chalcenensis N 75, в наст. время хранящейся в б-ке К-польского Патриархата), к-рая не содержит описания нападения Б. на Сурож, и арм. редакция, где есть рассказ о чудесном обращении в христианство языческого военачальника, напавшего на Сурож, однако в испорченном тексте не сохранилось ни имени военачальника, ни его национальности. Упоминание похода Б. встречается в рус. лит-ре кон. XV-XVII в.: в Житии прп. Димитрия Прилуцкого ; в «Степенной книге» , где говорится о походах «руси» на Византию «прежде Рюрикова пришествия в Славенскую землю» (ПСРЛ. Т. 21. С. 63) и в ряде хронографов: «При царе Михаиле, в лето 6360, ходили Русь войною из Киева града, князь именем Бравалин, воевати на Греки, на Царьград, и повоеваша Греческую землю, от Херсона и до Скуруева и до Сурожа... о том писано в Чудесех св. Стефана Сурожскаго» (Демидовский хронограф (XVII в.) ( Попов А. Обзор хронографов рус. редакции. М., 1866. С. 234)). Очевидно, что источником этих упоминаний послужило Житие свт. Стефана. Согласно рус. редакции, рус. войско появилось под стенами Сурожа, когда «по смерти святаго мало лет мину», т. е. намного раньше похода руси на К-поль в 860 г.; т. о., рассказ о Б. мог бы считаться первым источником, содержащим этноним «русский» и повествующим об обращении «русского» князя в христ. веру.

http://pravenc.ru/text/153303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Глеб (Савин). Фотография. 90-е гг. ХХ в. (Савин Георгий Семенович; 2.01.1945, с. Хизово Гомельской обл., Белоруссия - 28.09.1998, г. Жлобин, там же), еп., бывш. Полоцкий и Глубокский. Из семьи служащих. По окончании средней школы в 1963 г. поступил в Минскую ДС, но после ее закрытия в том же году был вынужден возвратиться домой. Исполнял послушания пономаря и псаломщика в Никольской ц. дер. Нов. Кривск Гомельской обл. В 1965 г. поступил в Московскую ДС, по окончании к-рой в 1969 г. продолжил учебу в МДА. 21 дек. 1971 г. инспектором МДА архим. Симоном (Новиковым) был пострижен в монашество с именем Глеб. 15 февр. 1972 г. в Воскресенском храме Москвы Волоколамским и Юрьевским архиеп. Питиримом (Нечаевым) рукоположен во диакона, 27 февр. 1973 г. Дмитровским архиеп. Филаретом (Вахромеевым) - во пресвитера. В 1973 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Богослужения годичного круга и их значение в пастырском служении». В 1973-1976 гг. обучался в аспирантуре при МДА, выполнял различные послушания в ТСЛ. В 1976 г. переведен в клир Донецкой епархии с назначением настоятелем Покровской ц. г. Шахтёрска Донецкой обл. В 1979-1983 гг. преподавал литургику в Одесской ДС; с 1983 г. продолжил пастырское служение в Покровской ц. Шахтёрска. В 1987 г. возведен в сан архимандрита. В 1988 г. назначен настоятелем Александро-Невского храма в г. Славянске Донецкой обл. В 1989 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского 3-й степени. С марта 1990 г. исполнял обязанности благочинного 4-го Славянского округа. По избрании Синодом Украинского Экзархата 20 июля 1990 г. Свящ. Синодом РПЦ определен быть епископом Симферопольским и Крымским. Хиротонию Г., состоявшуюся 2 авг. 1990 г. во Владимирском кафедральном соборе Киева, возглавил Киевский и Галицкий митр. Филарет (впосл. анафематствован, см. Денисенко М. А.). 24 нояб. того же года переведен на Днепропетровскую кафедру. 11 июня 1992 г. определением Синода Белорусского Экзархата и 17 июля постановлением Свящ. Синода РПЦ назначен правящим архиереем Полоцкой епархии. 16 сент. 1992 г. Синодом УПЦ (М) Г. был освобожден от управления Днепропетровской епархией с правом перехода в Белорусский Экзархат. 26 сент. того же года вступил в управление Полоцкой епархией с титулом «Полоцкий и Глубокский». При Г. была завершена реконструкция здания Полоцкого ЕУ, возобновлен выпуск «Полоцких ЕВ». Особой заботой архиерея было возрождение монашеской жизни в Евфросиниевом полоцком жен. мон-ре , где им было налажено совершение уставных богослужений и начаты реставрационные работы.

http://pravenc.ru/text/165097.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Василиск Туринский. Икона. XX в. Прп. Василиск Туринский. Портрет. XIX в. (Гаврилов Василий Гаврилович; ок. 1740, дер. Иванищи близ Калязина - 29.12.1824, туринский во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь), прп. Туринский (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых). Из крестьянской семьи. С детских лет Василий отличался трудолюбием, стремлением к уединенной молитве, в юности любил слушать проповеди Тверского еп. св. Гавриила (Петрова) в Макариевом калязинском мон-ре, повлиявшие на его духовное становление. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой жил в целомудрии. Ежегодно под предлогом поездки на заработки трудился в мон-рях. Ок. 1777 г. оставил семью, ушел в Островскую пуст. Владимирской губ., настоятель к-рой, ученик прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа I дал Гаврилову благословение на пустынножительство. Первоначально Гаврилов подвизался вместе со своим старшим братом Космой, позже с 2 пустынниками в лесах Чувашии, затем перешел в Брянские леса под руководство старца Площанского мон-ря иером. Адриана (Блинского), к-рый постриг его в монашество с именем Василиск. Здесь же преподобный познакомился со своим буд. учеником и духовным другом прп. Зосимой (Верховским) . Осенью 1788 г. иером. Адриан перешел в Коневецкий мон-рь , и с 1792/93 г. В. также подвизался на о-ве Коневец, в 3 верстах от мон-ря. Летом 1799 г. инок оставил Коневецкую обитель и вместе с прп. Зосимой ушел в Малороссию и Крым, осенью 1800 г. перебрался в Сибирь. Архиеп. Варлаам I (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение жить на территории Тобольской епархии, и в 1802 г. они поселились в лесах Кузнецкого у. К 1818 г. вокруг иноков сложилась жен. община. В 1821 г. прп. Зосима по благословению В. обратился к Тобольскому архиеп. Амвросию (Келембету) с прошением основать жен. обитель на месте упраздненного в 1764 г. муж. мон-ря в г. Туринске Тобольской губ. Открытию туринского во имя свт . Николая Чудотворца жен. мон-ря (1822) способствовали почитавшие В. и прп. Зосиму Московский митр. св. Филарет (Дроздов) и министр духовных дел кн. А. Н. Голицын . С осени 1822 г. В. нес подвиг старчества в новообразованной обители. Учеником В. был прав. Петр (Мичурин) . В. был погребен 4 янв. 1825 г. в Туринском мон-ре. В 1913 г. над могилой подвижника была поставлена часовня во имя мч. Василиска. В 2000 г. мощи В. были обретены и перенесены в екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь .

http://pravenc.ru/text/149787.html

25-е Св. священномученика Климента, папы (епископа) Римского Климент, язычник по происхождению, был обращен к вере во Христа св. Апостолом Петром, после чего был ревностным сотрудником Апостолов в распространении Евангелия, потому и называется мужем Апостольским и причислен к собору 70-ти Апостолов. По свидетельству предания, епископом Римским был он назначен самим Апостолом Петром и управляли, Римскою Церковию от 92 по 101 г., деятельно заботясь вместе с тем и о состоянии других церквей. Это видно и из сочинений Климента, которые доставили ему славу церковного писателя, глубоко-почитаемого Вселенскою Церковию. – Ревность святителя к обращению народа вообще и в особенности успешное обращение им ко Христу знатнейших граждан города Рима возбудили против него негодование императора Траяна, который сослал его в Херсон Таврический, на работы на каменоломнях нынешнего Инкермана. Прибыв сюда, Климент нашел здесь уже много христиан, сосланных за веру в тяжкие работы; он утешал их и утверждал в вере словом своим, и чудесами обратил многих язычников ко Христу. За это принял мученическую кончину, быв утоплен в море. Мощи св. Климента были впоследствии чудесным образом обретены святыми братьями Кириллом и Мефодием, когда они проходили через Херсон, во время их путешествия на проповедь слова Божиего Хазарам, и перенесены в Рим, в дар папе Адриану. Часть же мощей св. еп. Климента, вместе с мощами ученика его Фивы, перенесена была в Киев св. Владимиром после его крещения в Херсонесе я сохранялась там в Десятинной церкви до нашествия Татар; где же пребывает в настоящее время, о том не известно. Память св. Климента свято почиталась в России и в честь его основано было несколько храмов. Св. священномуч. Петра, архиеп. Александрийского Петр, бывший начальником Александрийской школы, вступил в управление Александрийскою Церковию по кончине учителя своего, архиепископа Феоны – в 300 г. В разгаре гонения на христиан от Диоклитиана, разразившегося с особенною силою в Египте, Петр удалился на время из Александрии и ревностно утверждал и укреплял на подвиг не только свою паству, но и всех верных во всем Египте. Множество из них, по его увещанию, не отступили перед мученическим подвигом, но были и такие, которые, убоясь мучений, отрекались от веры во Христа... Таковых с любовию побуждал к раскаянию святитель и принимал раскаявшихся в общение с Церковию, между тем как Ликопольский епископ Мелетий с жестокосердием отвергал всех падших. По этому поводу последовало разногласие между Петром и Мелетием, и Петр, не успев его убедить, произнес на него осуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Божественный Страдалец, вероятно, Сам остановился мыслью на этом пророчестве. Чувство силы истощалось в нем вместе с жизнью... Угасающий взор все еще стремился к небу; но оно было мрачно, – ни одного луча света, ни одного утешения... Правосудный Отец как будто оставил Сына, страждущего за грехи людей... мысль эта довершила меру страданий, и без того ужасных; человеческая природа изнемогла»... (Иннокентий, архиеп. Херсонский). А ОКОЛО ДЕВЯТОГО ЧАСА ВОЗОПИЛ ИИСУС ГРОМКИМ ГОЛОСОМ: ИЛИ , ИЛИ! ЛАМА САВАХФАНИ? ТО ЕСТЬ: БОЖЕ МОЙ , БОЖЕ МОЙ! ДЛЯ ЧЕГО ТЫ МЕНЯ ОСТАВИЛ? .. Ответа не было... Он заключался в наших грехах. «Господь, – по замечанию святого Киприана, – для того вопросил Отца, чтобы мы вопросили самих себя и познали грехи свои. Ибо, – продолжает священномученик, – для чего оставлен Господь? Чтобы нам не быть оставленными Богом. Оставлен для искупления нас от грехов и вечной смерти; оставлен для показа величайшей любви к роду человеческому; оставлен для доказательства правосудия и милосердия Божия, для привлечения нашего сердца к Нему, для примера всем страдальцам». «Но Голгофский Страдалец не знал за Собой никакого греха, – говорит Филарет, архиепископ Черниговский. – Никакой праведник не может испытывать такое тяжкое оставление Богом, какое испытывал Он. Всеми, близкими сердцу Его, Он был теперь оставлен. Взор Отца Небесного прежде с любовью покоился на Нем, как исполняющем волю Его, и этот взор любви покоил дух Его. Но вот Он не ощущает и покоющего взора Благости Небесной, остается без всякого утешения, и земного, и Небесного. В саду Гефсиманском говорил Он: Отче! Так называл Он Бога Отцом Своим, Богом благости и любви. Теперь видит в Нем грозного Судию, Который предал Его за грехи всего мира не только во власть безчеловечных врагов, но и всей жестокости душевных мук. В Гефсимании приближение смертной чаши потрясло святую душу Его ужасом: теперь Он уже пьет эту страшную чашу», пьет как Человек и испытывает всю горечь ее, всю тяжесть грехов всего рода человеческого, весь ужас гнева Божия, Страшного Суда правды Божией, карающей грех . «Как в то время, когда скорбел и тосковал, Он показывал в Себе естественно свойственную нам боязнь смерти, так теперь, когда говорит: «для чего Ты Меня оставил?» обнаруживает в Себе естественную нам любовь к жизни. Ибо Он был истинный Человек и подобен нам во всем, кроме греха» (блаж. Феофилакт). Как Человек, погруженный в море скорбей, испытывающий невыносимые муки, Он вопиет к Богу воплем крепким; но Его молитвенное восклицание служит для врагов Его новым поводом к насмешкам: НЕКОТОРЫЕ ИЗ СТОЯВШИХ ТАМ , СЛЫША ЭТО , ГОВОРИЛИ: ИЛИЮ ЗОВЕТ ОН .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

(Димитрий Григорьевич Гумилевский; наст. фамилия Конобеевский), архиеп. (1805–66), рус. правосл. богослов, патролог, историк и библеист. Род. в Тамбовской губ. в семье сел. священника. В годы учения в Шацком духовном училище посетил прп.Серафима Саровского, к–рый предсказал, что он будет «великим светильником Церкви и прославится на всю Русь как ученый». В Тамбовской ДС он получил свою вторую фамилию (от лат. humilis — смиренный) за скромность и за малый рост. Завершил образование в МДА (1830), где был рукоположен в иеромонаха. Оставленный при академии, Ф. преподавал церк. историю, нравств., пастырское и догматич. богословие. В 1833 назначен инспектором, а в 1835 — ректором МДА, с возведением в сан архимандрита. С 1860 доктор богословия. Ф. много сделал для благоустроения вверенной ему духовной школы. Ему принадлежит инициатива издания творений св.отцов в рус. переводе и журнала «Прибавление к творениям св.отцов» (основан в 1843). Лекции его были отмечены глубокой эрудицией и живостью изложения. По словам историографа МДА, Ф. «выступил на поприще учения с новыми приемами, — с критикою источников, с филологическими соображениями, с историею догматов, с резкими опровержениями мнений, порожденных рационализмом в протестантском западе, что было занимательною новостию для его слушателей». Ф. пользовался покровительством митр.Филарета (Дроздова); тесная дружба связывала его с Горским А., впоследствии ректором МДА. В академии Ф. начал работать над курсом патрологии. Он стремился раскрыть всю живую многогранность святоотеч. учения, а не превращать его в застывшую схему. По его словам, св.отцы, следуя в главном церк. Преданию, по многим вопросам имели различные мнения. Они «размышляли о слове Божьем, о предметах веры, о правилах жизни, они спорили, ораторствовали, философствовали и были филологами, и при этом даже ошибались». Подобный подход показался слишком смелым, и книга смогла выйти лишь в новых церк. — обществ. условиях («Историческое учение об Отцах Церкви», т.1–3, СПб., 1859). Наиболее плодотворный период лит. деятельности Ф. начался после его хиротонии во еп.Рижского (1841). Занимая затем кафедры Харьковскую (с 1848) и Черниговскую (с 1859), он продолжал неутомимо трудиться в разл. сферах церковной науки. Ему принадлежит «История Русской Церкви» (СПб., 18946), «Православное догматическое богословие» (Чернигов, 1864, т.1–2), жития святых, а также множество историч. монографий, статей и проповедей. По словам прот.Г.Флоровского, «это был человек исключительных дарований, с беспокойной мыслью и тревожным сердцем». Проф.Каз. ДА Елисеев Г.З. считал, что для своей эпохи Ф. был единств. в России богословом и историком, к–рый «стоял если не выше, то никак не ниже знаменитых иностранных богословов». Скончался Ф. в Конотопе, когда во время эпидемии холеры ездил по епархии.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/fil...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Ржаницын Руфин Иванович; 1812, с. Архангельское Кадниковского у. Вологодской губ.- 9.06.1877, Тверь), архиеп. Тверской и Кашинский. Род. в семье протоиерея, окончил Кадниковское ДУ, Вологодскую ДС, в 1834 г. поступил в МДА. 12 нояб. 1837 г. в Чудовом московском мон-ре пострижен в монашество свт. Филаретом (Дроздовым), к-рый стал восприемником А. и оказывал впосл. особое покровительство своему постриженику. 13 нояб. 1837 г. А. был рукоположен во иеродиакона, 29 июня 1838 г.- во иеромонаха. По окончании МДА со степенью канд. богословия 22 авг. 1838 г. определен инспектором Московской ДС и преподавателем философии. С 8 февр. 1843 г. ректор той же ДС с возведением 14 февр. 1843 г. в сан архимандрита, настоятеля Заиконоспасского московского мон-ря , в к-ром находилась в те годы семинария. При А. ДС переехала из тесных помещений мон-ря в новое здание, бывш. дворец гр. И. А. Остермана, и основной заботой ректора стало устройство удобных помещений для преподавателей и учеников. В письме обер-прокурору Н. А. Протасову от 30 янв. 1843 г. свт. Филарет (Дроздов) так отзывался об А.: «Он постоянно себя показывает в преподавании учения основательным, в надзоре бдительным, в суждении по делам разборчивым, в поведении твердо управляемым правилами благочестия». В результате рекомендации свт. Филарета 14 марта 1847 г. А. был назначен ректором МДА и профессором богословских наук. Заботился об улучшении быта студентов, пользовался популярностью среди москвичей, особенно в аристократических кругах. 25 авг. 1853 г. А. был наречен и 20 сент. 1853 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, с управлением Саввиным Сторожевским мон-рем . 20 июля 1857 г. переведен на Тульскую и Белевскую кафедру, где, желая устроить многочисленных выпускников семинарии, стал инициатором введения нового расписания служения причта по Тульской епархии, к-рое предусматривало увеличение членов причта в приходах т.

http://pravenc.ru/text/64682.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010