Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (Горак Андрей Григорьевич; род. 1.03.1945, с. Поляна Николаевского р-на Львовской обл., Украина), «митр. Львовский и Сокальский» Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), раскольник. По окончании 8-летней школы учился в медицинском уч-ще, в 1968-1974 гг.- на биологическом фак-те Львовского гос. ун-та. Одновременно с учебой в ун-те нес послушание иподиакона и келейника митр. Львовского Николая (Юрика) . В 1975 г. поступил в ЛДА, к-рую окончил в 1979 г. со степенью канд. богословия. В 1976 г. митр. Ленинградским Никодимом (Ротовым) рукоположен во диакона, затем во священника в состоянии целибата. По окончании учебы в ЛДА получил направление на служение в приходы Львовской епархии. С сент. 1989 г. секретарь Львовского епархиального управления. В кон. 80-х гг. служил настоятелем Преображенского храма во Львове, к-рый осенью 1989 г. стал первым правосл. приходом, захваченным униатами (см. Греко-католики ). Во время захвата храма о. Андрей был увезен в больницу с сердечным приступом. 13 марта 1990 г. наместником Почаевской лавры архим. Онуфрием (Березовским) свящ. Андрей Горак был пострижен в монашество, 14 марта 1990 г. архиеп. Ровенским Иринеем (Середним) возведен в сан архимандрита. 17 апр. 1990 г. во Владимирском кафедральном соборе Киева состоялось наречение А. во епископа Львовского и Дрогобычского, 18 апр.- хиротония, к-рую возглавил митр. Киевский и Галицкий Филарет ( Денисенко ; ныне анафематствован). В слове при наречении А., в частности, сказал: «Недруги святого Православия воспользовались временем демократии и начала национального возрождения и внесли смуту и раздор в Церковь и в среду верующего народа». А. принял управление Львовской епархией в наиболее драматический период ее совр. истории. Львовская епархия, до 1989 г. крупнейшая в составе РПЦ, стремительно теряла свои приходы, отпадавшие в унию и раскол. Однако А. не предпринял никаких мер, для того чтобы остановить этот процесс. Несмотря на решимость правосл. верующих и прибывших к ним на помощь насельников Почаевской лавры отстаивать львовский кафедральный Свято-Юрский собор от происков униатов, именно А. тайно договорился с властями города и униатскими иерархами о передаче собора греко-католикам. Взамен А. была сохранена епископская резиденция и передано под кафедральный собор здание бывш. римо-католич. Николаевского костела, к-рое к дек. 1990 г. было отреставрировано и освящено как кафедральный Покровский собор.

http://pravenc.ru/text/115244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОСЛУЖЕБНАЯ СИНОДАЛЬНАЯ КОМИССИЯ РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода от 16 окт. 1989 г. Образованию Б. с. к. предшествовала работа Богослужебной подкомиссии (группы) Юбилейной комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Подкомиссию возглавлял митр. Киевский и Галицкий Филарет (ныне анафематствован, см. Денисенко М. А.), в ее состав входили архиеп. Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак) , архим. Матфей (Мормыль) , архим. Иннокентий (Просвирнин) , игум. Андроник (Трубачёв) , А. И. Осипов . В 1987 г. подкомиссия разработала вопросы богослужения и подготовила издание «Чинопоследования праздника Крещения Руси» (М., 1988), к-рое включало в себя «Службу Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси и Всех святых, в земле Российской просиявших», «Последование благодарственного молебна в празднование 1000-летия Крещения Руси и Всех святых, в земле Российстей просиявших», «Чинопоследование панихиды по предстоятелям и архипастырям Русской Православной Церкви, по подвижникам благочестия земли Российской и всем благочестивым предкам нашим в память 1000-летию Крещения Руси», «Устав совершения Службы... 12 июня 1988 г. и на последующее время, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице», «Избранные песнопения праздника Крещения Руси (нотное приложение)». В соответствии с представлением историко-канонической подкомиссии, к-рую возглавлял митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) , Б. с. к. были подготовлены и Свящ. Синодом утверждены тексты тропарей и кондаков святым, определенным к прославлению на Юбилейном Поместном Соборе РПЦ в 1988 г.: блгв. кн. Димитрию Донскому , прп. Андрею Рублёву , прп. Максиму Греку , свт. Макарию , митр. Московскому и всея Руси, блж. Ксении Петербургской , прп. Паисию Величковскому , свт. Игнатию (Брянчанинову) , свт. Феофану (Говорову) , прп. Амвросию Оптинскому . Задачей Б. с. к. является редактирование и составление новых богослужебных текстов и чинопоследований РПЦ, а также предложение решений по сложным календарным вопросам. Б. с. к. рассматривает материалы, направленные в комиссию Святейшим Патриархом и Свящ. Синодом. После рассмотрения, составления или редактирования материалов Б. с. к. представляет их на утверждение Патриарху и Синоду. Публикация утвержденных текстов не входит в компетенцию комиссии.

http://pravenc.ru/text/149583.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРКОВ Иосиф Васильевич (1878, Кострома - ?), свящ., богослов, библеист. Род. в семье священника. Закончил Костромское ДУ, Костромскую ДС (лучший выпускник в 1899). В 1899-1903 гг. учился в КазДА вместе с новомучениками Амвросием (Полянским) , Виктором (Островидовым) , Иувеналием (Масловским) . В академии специализировался по богословскому отд-нию под рук. М. И. Богословского . Закончил академию со степенью кандидата богословия вторым по списку за соч. «Учение Нового Завета о знамениях второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа» и оставлен в академии для подготовки к профессорскому званию по кафедре Свящ. Писания НЗ. Но спустя год в связи с вступлением в брак прекратил обучение и 22 апр. 1904 г. был назначен преподавателем обличительного богословия Кишинёвской ДС. В 1907 г. защитил в КазДА магист. дис. «О знамениях второго пришествия Господа Иисуса Христа по Евангелию и Посланиям святых апостолов». В 1909-1914 гг. был помощником смотрителя и преподавателем истории Вятского ДУ, к 1914 г. имел чин надворного советника. В 1914 г. архиеп. Вятский и Слободской Филарет (Никольский) рукоположил Б. во иерея. 22 апр. того же года был назначен законоучителем Историко-филологического ин-та кн. Безбородко в Нежине Черниговской губ. и гимназии при нем. Эти должности занимал и в 1917 г. Дальнейшая судьба неизвестна. В магист. диссертации Б. проводит подробнейшее экзегетическое исследование новозаветной эсхатологии на основании творений св. отцов и работ зап. комментаторов XIX - нач. XX в. В отзывах на диссертацию М. И. Богословский и П. А. Юнгеров упрекали Б. в излишнем полемическом тоне в ущерб исследованию текста, однако оба оценивали сочинение весьма высоко, предлагая также опубликовать речь Б. на защите (см. «Летопись академической жизни»). Б. был продолжателем традиц. апологетической школы Богословского, уделяя много внимания эсхатологическим проблемам, что было не характерно для науки того времени.

http://pravenc.ru/text/332532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Борьба Русской Православной Церкви с расколами (см. также по периодам) АНДРЕЙ (Горак Андрей Григорьевич; род. в 1945), " митр. Львовский и Сокальский " Украинской Православной Церки Киевского Патриархата, раскольник ВЕНИАМИН (Троицкий Александр Васильевич; 1901-1938), еп. Бирский, вик. Уфимско-Уральской автокефальной епархии ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ДЕНИСЕНКО Михаил Антонович [в монашестве Филарет] (род. 1929), деятель церковного раскола на Украине в кон. XX - нач. XXI в., самозваный «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» (1716-1719 гг.) ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского мон-ря Питирима ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЖИТОМИРСКАЯ И НОВОГРАД-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ, учреждена летом 1940 г., с 1944 г. Житомирская и Овручская на территории Житомирской обл. Украины, с 1994 г. имеет совр. название и границы Андрей Иванович (1751 - 1813), прот., деятель единоверия, один из первых исследователей старообрядчества ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ИВАН (ум. между 1487 и 1490), «крылошанин», писатель, профессиональный книгописец, видный член московского придворного еретического кружка (см. Жидовствующие)

http://pravenc.ru/rubrics/121708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ИОАНН) ИОАННОВИЧ († между 1359-1363?), кн. киевский и путивльский. Краткие сведения о В. И. содержатся в синодике черниговских князей, составленном в нач. XV в. и содержащем сведения о рус. и литов. правосл. правителях Черниговско-Северской земли в кон. X - нач. XV в. Синодик известен в неск. списках XVIII-XIX вв.: Любецкий, Северский, Елецкий, Киевский и др. В Любецком списке есть поминание «князя Иоанна, Путимлскаго страстотерпца и чудотворца, оубытого от татар за християни» ( Зотов. С. 27-28). В Северском синодике записана «вечная память» «князю Иоанну-Володимеру Иоанновичу Киевскому» и его ближайшим родственникам: сестре - кнг. Елене, супруге кн. Андрея «Вруцкаго» (Овручского? Друцкого?), а также кн. Василию (сын В. И. или кн. Андрея), убитому ордынцами в Путивле в сер. XIV в. В. И. происходил из старшей (брянской) линии черниговских Ольговичей, потомков блгв. кн. Святослава (Николая) Ярославича , в 1139-1239 гг. неоднократно занимавших великокняжеский стол в Киеве. Являлся сыном путивльского кн. Иоанна Романовича († 1-я четв. XIV в.). Архиеп. Филарет (Гумилевский) (С. 101. Примеч. 193) и вслед за ним др. исследователи ошибочно считали отцом В. И. Романа Игоревича († 1211), сына северского кн. Игоря (Георгия) Святославича. Причиной неверного отождествления было, в частности, то, что в офиц., прежде всего в «Государеве родословце» 1555 г. и «Бархатной книге» 1686 г., и частных редакциях рус. родословных книг XVI-XVII вв. отсутствовала роспись путивльских князей, поскольку в XV-XVI вв. они надолго не выезжали в Московское гос-во, оставаясь на службе в Литовском великом княжестве . Время княжения В. И. в Киеве следует отнести к периоду между 1331 и 1352 или между 1352 и 1367 гг. (В 1330-1331 в Киеве правил кн. Феодор, брат Гедимина, его власть распространялась и на часть Черниговской земли (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 344; Т. 6. Вып. 1. Стб. 405-406). В 1352 г. литов. кандидата на митрополию Романа не приняли киевляне (Там же. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61), следовательно, в Киеве тогда не было князя, однако к нояб. 1367 здесь уже правил Владимир (Василий) Ольгердович .) Время княжения В. И. в Киеве совпадает с концом правления в Золотой Орде хана Узбека (ум. 1341), временем правления его преемников - Джанибека (ум. 1357) и Бердибека (ум. 1359), а также периодом великой «замятни» (начавшейся в 1359), когда неподконтрольные центральной власти правители улусов предпринимали грабительские походы на Русь, особенно активно в 60-х гг. XIV в. Во время одного из таких набегов и мог быть убит В. И. Возможно, что вокняжение до нояб. 1367 г. в Киеве Владимира Ольгердовича стало следствием гибели представителей старшей ветви черниговских Ольговичей (В. И.).

http://pravenc.ru/text/159130.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЕЛЛЕТ Греллет [англ. Grellet] Стивен (наст. имя Этьен де Грелле дю Мобилье) (2.11.1773, Лимож, Франция - 16.11.1855, Берлингтон, шт. Нью-Джерси, США), амер. квакер, миссионер. Г. происходил из франц. аристократического рода, его отец был членом городского совета. Получив образование в военной католич. школе в Лионе, в возрасте 17 лет во время Французской революции 1789-1799 гг. был телохранителем кор. Людовика XVI. В 1792 г. был вынужден бежать за границу от преследований революционеров. В 1795 г. Г. поселился в семье квакеров в Нью-Йорке, где увлекся сочинениями У. Пенна . Через год в Филадельфии под именем Стивен Г. вступил в Общество друзей (см. Квакеры ), ему поручили выполнение миссии по распространению духовных и социальных взглядов квакеров. Он посетил страны Сев. Америки, Европы, М. Азии, Гаити, пропагандировал духовное просвещение беднейших слоев населения, распространение Библии на местных языках, духовной лит-ры в университетских б-ках (напр., с его помощью была открыта первая публичная б-ка в столице Гаити Порт-о-Пренсе). Сделанное Г. описание жестокого обращения с заключенными в тюрьмах Лондона послужило поводом для пенитенциарной реформы в Англии (1813). Проповедуя пацифизм, Г. обращал особое внимание на моральное состояние военных, убеждая их в греховности кровопролития. С этой целью он пытался получить аудиенцию у Наполеона. В 1814 г. Г. посетил Лондон, где встречался с имп. Александром I. В «Мемуарах» он отмечал, что по просьбе императора каждая аудиенция завершалась совместной безмолвной молитвой. В нояб. 1818 — июле 1819 г. Г. побывал в России. При встречах с С.-Петербургским архиеп. Михаилом и митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) Г. отмечал близкую квакерам ориентацию на авторитет Св. Духа перед буквой Писания, простоту облачения владык и демократичность манер правосл. духовенства. Свт. Филарет стал редактором созданных Г. и его другом У. Алленом «таблиц» по текстам Свящ. Писания - пособий для обучения в ланкастерских школах, получивших распространение не только в Европе, но и в России. В учениях молокан и духоборцев Г. также находил общие моменты с учением квакеров.

http://pravenc.ru/text/166443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II (ок. 1710 - 18.09.1787, Бухарест), митр. Унгро-Влахийский (1760-1787). Учился в Академии св. Саввы в Бухаресте. Был настоятелем бухарестского мон-ря Колця, исполнял послушание экклисиарха в митрополичьем соборе. В 1748-1760 гг. титулярный митрополит Мир Ликийских. В это же время был духовником валашского господаря Константина Маврокордата. 28 июля 1760 г. переведен на кафедру Унгро-Влахийской митрополии. В 1769-1770 гг. принял участие в посольстве Валашского княжества к российской имп. Екатерине II. Оттоманская Порта, находившаяся в состоянии войны с Россией (1768-1774), поставила вместо Григоре III Гики нового господаря - М. Дж. Русета (май 1770 - окт. 1771), во время краткого правления к-рого престол Унгро-Влахийской митрополии занял бывш. еп. Рымникский Григорий (Сокотяну). После взятия Бухареста рус. войсками Г. вновь занял кафедру. В июле 1774 г. состоялось знаменательное событие - представители рус. армии передали Г. мощи св. Димитрия Басарбовского , к-рые были положены в митрополичьем соборе в Бухаресте. В 1776 г. К-польский патриарх Софроний II пожаловал Г. почетный титул «наместник Кесарии Каппадокийской», к-рый отныне должны были наследовать все Унгро-Влахийские митрополиты. Унгро-Влахийская митрополия заняла 1-е место среди митрополий К-польского Патриархата, что явилось знаком признания ее значимости и большой роли в деле защиты святынь Православия на Востоке. При Г. продолжали развиваться связи с др. правосл. Патриархатами, находившимися под тур. владычеством. Так, в марте 1781 г. Г. нанес визит Иерусалимский патриарх Авраамий II с целью сбора необходимых для его Церкви денежных пожертвований. С благословения Г. в бухарестской митрополичьей типографии было напечатано ок. 40 богослужебных и учительных книг на румын. языке, ко многим из к-рых владыка написал предисловия (Евангелие (1760, 1775), Минея Общая (1762, 1766, 1777, 1786), Часослов (1767 и последующие 5 изд.), Требник (1764), Цветная Триодь (1768, 1782), Постная Триодь (1768), Октоих (1774), Апостол (1774, 1794), Псалтирь (1775, 1780), Служба св. Димитрию Басарбовскому (1779), Служебник (1790), Ирмологий (1781)). Г. сыграл важную роль в переводе и издании т. н. рымникских Миней в 1776-1780 гг., над чем трудились его ученики еп. Рымникский Кесарий (Халеплиу) и наследовавший ему еп. Филарет. К учительной лит-ре можно отнести следующие издания: «Беседа в вопросах и ответах» архиеп. Фессалоникийского Симеона (1765), «Гомилии свт. Макария Египетского» (1775), «Церковное учение, весьма полезное для священства и всего христианского народа» митр. Унгро-Влахийского св. Анфима Ивиряну (1774) и др. В типографии митрополии было также отпечатано неск. книг на греч. языке: «Православное исповедание» Петра (Могилы) (1767), «Христианское учение нашей веры православной» (1768, одновременно на тур. языке).

http://pravenc.ru/text/166786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН ГАБРОВСКИЙ Дамаскин Габровский (Новый) (1-я пол. XVIII в., Габрово - 16.01.1771, Свиштов), прмч. (пам. 16 янв.). В Житии, составленном вскоре после его смерти неизвестным афонским монахом, рассказывается, что он был уроженцем с. Габрова Тырновской епархии. Принял монашеский постриг в мон-ре Хиландар на Афоне, был последовательно рукоположен во диакона, иерея, избран проигуменом. В кон. 1770 г., к Рождеству, Д. Г. прибыл по делам мон-ря в Свиштов на Хиландарское подворье при ц. Петра и Павла (ныне храм жен. мон-ря Петра и Павла). Перед отъездом он решил встретиться с одним из свиштовских турок, чтобы убедить его вернуть подворью долг. Но должник с друзьями решили спрятать на подворье турчанку легкого поведения, чтобы затем обвинить Д. Г. в связи с ней. Ночью, когда женщина с помощью лестницы перебралась на территорию подворья, они ворвались внутрь, ограбили подворье, схватили Д. Г. и отвели к судье, обвиняя его в надругательстве над мусульманкой. Судья решил, что Д. Г. невиновен, и собирался отпустить его, но толпа разъяренных турок настояла, чтобы его приговорили к казни через повешение. Переход в ислам мог спасти Д. Г. от казни, но он заявил, что родился христианином, им же и умрет. Судья не смог оправдать Д. Г. и приговорил его к смерти. Перед казнью он попросил время на молитву. Его повесили на дереве перед ц. Петра и Павла. Ночью христиане сняли его тело и похоронили близ церкви. Вскоре Божия кара настигла убийц Д. Г.: они погибли, переплывая через Дунай. Греч. Житие Д. Г., прототип к-рого не сохранился, получило широкое распространение на Афоне. В XIX в. благодаря архиеп. Филарету (Гумилевскому) оно стало известно в рус. переводе (см.: Филарет (Гумилевский)). В ХХ в. с рус. языка оно было переведено на болгарский (см.: Попов Хр.). Житие написано в жанре мученичества, где главным является описание страданий Д. Г. Отличается краткостью, отсутствием риторического вступления и прославляющего заключения, лирических отступлений и размышлений автора. Основное внимание уделено судебному процессу и обстоятельствам смерти мученика. Отдельная служба Д. Г. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/168726.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИСАИЛ († 23.02.1684, Белгород), митр. Белгородский и Обоянский (1671-1684). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. Не позднее 1666 г. он стал архимандритом московского Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . 9 июня 1667 г. был хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского патриархом Иоасафом II и собором духовенства (Коломенская епархия была в том году возобновлена решением Большого Московского Собора 1666-1667 гг. после ее закрытия в 1657 г. при патриархе Никоне ). На поставлении М. подходил «ко Вселенским патриархам» на благословение. По положению, в церковной иерархии М. определено было быть «выше Вятского епископа Александра» (ДАИ. Т. 5. С. 108-109). М. принимал участие в заседаниях Большого Московского Собора и подписал его определения (см.: Там же. С. 475), но, по мнению архиеп. Филарета (Гумилевского) , из этических соображений 12 дек. 1666 г. «уклонился» от участия в заседании с объявлением решений о патриархе Никоне ( Филарет (Гумилевский). История РЦ. 1853. С. 69). В июне 1668 г. М. по патриаршему и царскому указам встречал в Коломне Антиохийского патриарха Макария III . К концу своего архиерейства М. добился выхода царского указа о переносе съезжей избы и тюрьмы на другое, более отдаленное от соборных церквей место. 14 сент. 1671 г. М. был переведен на Белгородскую кафедру с возведением в сан митрополита. М. неоднократно совершал поездки в Москву. Так, в сент. 1674 г. он был вызван патриархом в Москву, однако прибыл в столицу лишь спустя неск. месяцев - первые его упоминания в офиц. документах относятся к февр. 1675 г. (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 1222-1223). На заседании церковного Собора 15 окт. 1674 г. он не присутствовал, но под решениями Собора от 15 мая 1675 г. стоит его подпись. Исполняя «чередные» службы в Москве, М. с февр. по кон. авг. 1675 г. участвовал в большинстве патриарших богослужений, крестных ходов, бывал на царских и патриарших «столах» (застольях). В 1680-1681 гг. М. снова совершил поездку в Москву, где, вероятно, принимал участие в предсоборных совещаниях к Московскому Собору 1681-1682 гг.

http://pravenc.ru/text/2563372.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКАНДР И МАРКИАН [Греч. Νκανδρος κα Μαρκιανς] († нач. IV в.), мученики Дуросторские (Доростольские) (пам. греч. 8 июня). Сохранились 2 Мученичества Н. и М. на греч. языке: BHG, N 1330 (издано - ActaSS. Iun. T. 3. P. 270-273) и BHG, N 1330e-f ( Laty š ev. Menol. T. 2. P. 27-30). Согласно источникам, святые пострадали в г. Дуростор (Доростол; ныне Силистра, Болгария) в пров. Мёзия при имп. Максимиане Геркулии (285-305, 307-308, 310) и игемоне (наместнике императора в Мёзии) Максиме. Н. и М., уроженцы Дуростора, были военными. Когда Максимиан Геркулий начал гонение на христиан, Н. и М., являвшиеся открытыми последователями Христа, попали под арест. После допроса, на котором воины отказались отречься от веры, их бросили в темницу, где продержали 20 дней, чтобы сломить их волю. Поскольку заключение не поколебало стойкости Н. и М., их подвергли жестоким пыткам: сдирали кожу, растягивали тела на дыбе, пронзая железными шипами и прижигая факелами, затем положили на горящие угли и били палками, посыпали раны солью, раздробили челюсти камнями. Чтобы доставить мученикам не только телесные, но и душевные страдания, палачи привели на место пыток их жен с младенцами-сыновьями на руках и других родственников. Супруга Н. ободряла мужа, не страшась угроз игемона Максима, адресованных ей, а жена М. не устояла перед ужасами мучений: она плакала, показывала мужу их маленького сына, умоляя ради него пощадить свою жизнь. М. взял младенца на руки и, подняв его к небу, помолился о том, чтобы Господь взял на себя попечение о нем. Поцеловав жену и сына, он склонил голову перед палачами и был усечен мечом вместе со своим сподвижником Н. Мученики с именами Никандр и Маркиан фигурируют в Мученичестве Иулия Дуросторского (Доростольского) (пам. 27 мая). Есть также 3 редакции Мученичества этих святых на латыни (BHL, N 6070-6074). В наиболее ранней редакции (BHL, 6070-6072) сообщается, что мощи мучеников были перенесены в Италию, Никандр был погребен в г. Венафро, а Маркиан - в г. Атина; в 2 более поздних редакциях (XII в.) фигурирует один из эти городов. Мощи Никандра и Маркиана были перенесены в Италию, видимо, во 2-й пол. V в. рим. переселенцами из дунайских провинций, страдавших от варварских набегов. Наличие в Италии мощей Никандра, возможно, повлияло на смешение культа этого святого с культом сщмч. Никандра , еп. Капуанского (пам. зап. 26 нояб.). Вероятно, эти мученики тождественны Н. и М. Акты Иулия, а также сведения о пострадавших с ним Пасикрате и Валентинионе, Н. и М. приводит под 25 мая архиеп. Филарет Черниговский в труде «Святые южных славян» (СПб., 18944. С. 111-113).

http://pravenc.ru/text/2565288.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010