Какие предметы вы преподаете в ПСТГУ? Я преподаю на подготовительных курсах, веду семинары по «Истории России» и «Обществознанию». Я считаю Обществознание полезным предметом, потому что необходимо объяснить устройство общества, социальные отношения, дать основы права, экономики и политики давать необходимо. Ведь история оперирует терминами и понятиями, относящимися к этим сферам. Часто, когда абитуриентам (или студентам) достается вопрос по социально-экономическому развитию России, многие не понимают, что это значит, и о чем надо говорить. Было бы какое-то событие: война, революция, Крещение Руси, тут было бы понятно. Т.е. пересказывать какие-то события всегда легче, чем давать анализ. Но опять же проблема в том, что нет хорошего учебника по этому предмету, не равнозначны рассматриваемые предметом вопросы и темы. Что вы преподаете в МИИТе? В МИИТе есть кафедра теологии, которая обязана своим существованием тому, что в этом институте учился митрополит Питирим (Нечаев). Он же стал первым руководителем кафедры. Сейчас эту должность занимает архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Там преподаются два предмета: «культурно-религиозное наследие России» и «Роль Русской Православной Церкви в истории России». Это очень полезный курс. Сегодня много шума и надуманных разговоров вокруг ОПК. Но я как преподаватель этих предметов, которые фактически по объему и тематике во многом пересекаются с курсом ОПК, могу сказать, что студентам эта тема очень интересна. Фактически мне все время занятий приходится отвечать на вопросы. Когда говорят, что ОПК вызовет какие-то религиозные разногласия, что иудеи, мусульмане или буддисты будут против, то ничего подобного. Я преподаю уже 6 лет, сотни людей изучали эти предметы и никто из мусульман, хотя таких достаточно много среди студентов, не подошел и не сказал, что не хочет учить тему Крещения Руси из-за своей религиозной принадлежности. Когда мы обсуждали вопросы взаимоотношения религии и науки, то один студент-мусульманин понимал меня лучше всех. Если эти предметы правильно, культурологически преподавать, то все будет замечательно, и никаких вопросов не возникает. Сегодня в головах школьников по-прежнему много разных мифов, например, что наука и религия не совместимы, что Церковь преследовала ученых и поэтому не было хорошего школьного просвещения. В школе и ВУЗах по этой теме должно быть просвещение, но его ни в коем случае нельзя навязывать. Единственные с кем возникают проблемы в ходе преподавания этих предметов — это сектанты, прежде всего свидетели Иеговы. Эти сразу отказываются учить предмет, начинают требовать поставить им «двойки», видимо, хотят чувствовать себя «мучениками». И то, даже им, можно предложить какие-то альтернативные варианты.

http://pravmir.ru/uroki-istorii-aleksand...

По словам Владыки Алексия, в эти дни чада Русской Православной Церкви переживают очень странное чувство: и радость от приближающегося праздника Рождества Христова, и грусть по утрате своего Первосвятителя. «Вот почему мы рассматриваем Ваше служение в Новоспасской обители не только как утешение, но и как укрепление нашим силам», – отметил он и пожелал митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу, которому Священный Синод доверил блюсти Патриарший Престол и готовить Русскую Церковь к проведению Архиерейского и Поместного Соборов, сил, крепости и мужества. На молитвенную память архиепископ Орехово-Зуевский Алексий преподнес в дар Патриаршему Местоблюстителю образ Царицы Небесной «Достойно есть». «Всех отцов, насельников обители поздравляю с Рождественским сочельником и желаю быть достойными своего великого призвания», – сказал Владыка Кирилл в ответном слове. По его мнению, отличие монаха от другого человека заключается в том, что иноки должны всего себя отдавать Богу, не жалея ни здоровья, ни сил, ни времени. «У нас не должно быть ничего такого, что было бы обращено на нашу личную пользу, личную жизнь или на наше личное благо. Все, что мы делаем, должно отдаваться Господу», – подчеркнул иерарх, добавив, что в этом одном из самых выдающихся российских обителей монашеская жизнь «проходит благоговейно по доброму чину». «В то время, когда здесь была мерзость запустения, и монастырь был разрушен, я совсем еще молодым человеком, семинаристом, вместе со своим духовным отцом митрополитом Никодимом пришел сюда, – поделился воспоминаниями митрополит Кирилл. – Владыка перепрыгивал через битый кирпич, а потом, встав в самом центре обители, сказал: «Вот это – центр русского Православия». Тогда было трудно представить себе, что это может быть центром. А сегодня мы свидетельствуем о том, что великое благословение Божие почивает на этом месте. И здесь снова место молитвы, к которому стекаются благочестивые москвичи». Местоблюститель Патриаршего Престола поблагодарил Владыку Алексия за сохранение и преумножение исторической славы Новоспасского монастыря и пожелал всем монашествуюшим помощи Божией, крепости сил: «Всегда живите так, чтобы никогда не было ни малейшего различия между тем, что мы должны делать и тем, что мы делаем на самом деле».

http://pravmir.ru/bog-otkryvaetsya-lyudy...

«Православная энциклопедия» представляет собой систематический свод знаний по всем отраслям церковной жизни, а также по основным вопросам государства, права, политики и культуры. В работе над энциклопедией объединяются усилия крупных церковных и светских ученых, как российских, так и зарубежных. В проекте участвуют все Поместные Церкви. В 2000—2005 годах издано 10 алфавитных томов и один обзорный том «Русская Православная Церковь». Тираж — 39 000 экз. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «Православная энциклопедия» рекомендована для приобретения во все приходские, монастырские и епархиальные библиотеки Русской Православной Церкви. По данным Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» не все епархии в полной мере следуют этой рекомендации. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение динамично развивающейся деятельностью Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» по изданию многотомной «Православной энциклопедии». 3. Обратить внимание правящих архиереев на необходимость приобретения вышедших томов «Православной энциклопедии» для приходских, монастырских и епархиальных библиотек. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о визите в Нижний Новгород и участии Его Святейшества в мероприятиях празднования Дня Народного единства на нижегородской земле. Справка 3-4 ноября 2005 г. состоялся архипастырский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в г. Нижний Новгород, приуроченный к празднику Казанской иконы Божией Матери и первому общегосударственному празднованию дня Народного единства, установленного в память о общем подвиге многонационального народа нашего Отечества, сплотившегося в едином порыве в противостоянии иностранной интервенции XVII века. Утром 3 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, архиепископа Орехово-Зуевский Алексия и епископа Сергиево-Посадского Феогноста прибыл в Нижний Новгород для участия в торжествах.

http://sedmitza.ru/lib/text/429892/

Причем не обязательно родителям быть алкоголиками, наследственность может проявиться и в четвертом поколении. (По подсчетам некоторых специалистов, удельный вес генетического фактора в этом расстройстве – около 60–70%.) Думается, по аналогии здесь можно говорить о духовной предрасположенности. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) писал о «наследственности именно духовных свойств, основных черт характера, нравственного направления, склонности к добру или злу, высших способностей ума, чувств и воли» . «Химическая зависимость – это некогда бывший грех у кого-то из предков, ставший болезнью. Это заболевание, если зависимость носит генетический характер», – считает владыка АЛЕКСИЙ, архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, наместник Московского Новоспасского монастыря. Вопрос о соотношении греха и болезни в проблеме химической зависимости оказывается очень непростым. С одной стороны, грех – это болезнь души. С другой – всякая болезнь есть следствие греха. Но болезнь не может быть оценена с морально-этической точки зрения. Ведь никому не придет в голову обвинять больного с сердечной недостаточностью или с диабетом в том, что он плохо жил, грешил, и поэтому Бог послал ему болезнь. Алкоголизм не является следствием личного греха, хотя это болезнь, которая является следствием греховной природы человека. Алкоголик не виноват и не ответствен за свой алкоголизм, но он ответствен за свое отношение к нему и свое выздоровление. Таким образом, проблема химической зависимости предстает перед нами гораздо более сложной и многоаспектной, чем можно себе представить, а алкоголик или наркоман – не просто безнравственным и распущенным, которому нужно только рассказать о Боге, и все наладится (болезнь не знает ограничений, и не секрет, что среди алкоголиков есть священнослужители), а генетически неблагополучной личностью (часто хорошо сознающей все происходящее и глубоко страдающей) с серьезными духовно-психо-социо-биологическими нарушениями. Но далеко не все священники – врачи, психологи, социологи. Для ответственной пастырской помощи в этом вопросе нам, священникам, необходимо обладать точной и достоверной информацией по данной проблеме, а также адекватным ее восприятием (открытым умом и открытым сердцем), позволяющим избегать упрощений и стереотипов. Следует остерегаться позиции «младостарчества», убежденности, что священный сан чудесным образом заменит весь накопленный опыт человеческих знаний. Священник – не «специалист по жизни», он призван постоянно учиться сам и с уважением прислушиваться к мнению профессионалов по вопросам, не относящимся непосредственно к его пастырской компетенции (см. «Духовничество») .

http://azbyka.ru/zdorovie/strast-greh-il...

Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий: Дело в том, что у нас в большей степени культурная миссия, мы, прежде всего, желаем показать свою традицию, свой опыт переживания религиозной музыки и религиозных текстов. Тем более на сегодняшний день, когда перед всем религиозным миром стоят весьма серьезные проблемы, когда мы стоим перед надвигающимся агрессивным секуляризмом. И здесь необходимо задуматься: что же, все-таки, нас может объединять с Католической Церковью. А нас объединяет очень многое, прежде всего, наша вера во Христа. Апостол Павел говорит, что един посредник между Богом и человеком – Христос. Небезразлично, как мы к нему относимся, каково наше понимание религиозной традиции, опыта… Но почему необходимо обязательно на поле брани выходить? Вспомним еще раз то, о чем говорят наши священнослужители: нам необходимо хранить единство в союзе мира и любви. До единства, возможно, нам еще слишком далеко, но почему бы нам не хранить мир и согласие? – Валерий Александрович, как вам удалось собрать такой высокий уровень представителей для вашей программы в Польше? – Я глубоко убежден в том, что это прежде всего интерес к патриаршей программе и к ее вдохновителю – Святейшему Патриарху Алексию. Когда в апреле я встречался с президентом Польши, я, конечно, передал ему послание Святейшего Патриарха и все знаки его внимания. И я увидел, что, несмотря на все нюансы, которые существуют в двусторонних отношениях наших стран, руководство Польши с большим почтением относится к Святейшему Патриарху и к нашей стране. С другой стороны, мои встречи с представителями различных политических структур Польши показали, что интерес к России существует, он не утерян, да этого никогда и не произойдет. Россия и Польша в контексте своего исторического бытия обречены испытывать жгучий интерес друг к другу. Мы соседи – и этим все сказано. – Владыка Алексий, что для вас как для священнослужителя значит церковное пение? – Это серьезный вопрос. Да не обидится присутствующий здесь руководитель хора, но я, возможно, скажу несколько неожиданную вещь: для меня хор тогда хорош, когда я его не слышу.

http://pravoslavie.ru/582.html

В Костроме Владыка Алексий, как и везде прежде, потрудился по устроению духовной жизни епархии. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий у жертвенника. Сретенский монастырь, 6 июля 2007 года      А потом пришла болезнь . Такая же, кстати сказать, как и предсмертный недуг Владыки Питирима . И воспринимал эту болезнь Владыка Алексий так же духовно, как митрополит Питирим, который однажды, среди долгих уже страданий, сказал, что благодарен Богу за эту болезнь: она привела его в то состояние, к которому он стремился многие годы монашеской жизни. Владыка Питирим еще добавил как свое открытие, как нечто очень важное для себя: «Онкология — тяжелая болезнь, но и особый путь души к Богу». Также воспринимал свое испытание и Владыка Алексий. И еще о Промысле Божием. Владыка Алексий умирал в Москве. За несколько дней до его последнего часа Матерь Божия паче всякого чаяния, особо и явственно показала и Владыке и всем, кто молился за него, что все испытания и все его служение — и в Москве, и в Костроме — есть Божие благословение, и нет ничего напрасного и случайного. Мы помним, как совсем недавно — еще и десяти дней не прошло — в столице на выставке «Православная Русь» находилась привезенная из Костромы Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Владыка уже долгие месяцы пребывал в больничной палате, его могли видеть лишь несколько человек. А бесценная чудотворная икона целыми днями не покидала Манеж, находясь под неусыпной охраной. Но Господь устроил так, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Владыка Алексий смог в последние дни земной жизни помолиться и припасть к этой прибывшей к нему из его епархии чудотворной иконе. Помолимся о нем. Не будем забывать его в своих молитвах! Поблагодарим Господа, что на нашем пути был такой замечательный человек. И порадуемся за Владыку Алексия: он, веруем, достойно и праведно прошел жизненный путь, предначертанный ему Господом Богом. Аминь! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 24 марта 2016, 00:35 Вечная память Владыке Алексию.Владыко,моли Бога о нас грешных перед Божиим Престолом.

http://pravoslavie.ru/66444.html

Такое решение и благословение было дано лично Святейшим Патриархом Алексием II. В начале марта, за неделю до обретения мощей, мне позвонили из Патриархии и сказали, что 8 марта нужно подготовить кладбище, приедет комиссия для обретения мощей. Я никому ничего не сказала, даже сестрам, и поехала. С администрацией кладбища мы заранее договорились, чтобы его закрыли в 17 часов. С 17 часов до 19 мы все убрали с могилки. Крест, который стоял на могиле, сейчас находится у нас в монастыре в правом приделе Покровского храма. 8 марта 1998 года. Матушка Феофания на могилке блаженной Матроны убирается перед приездом комиссии по обретению мощей      Когда комиссия приехала, в ее состав входили: митрополит Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, тогда он был наместником Новоспасского монастыря, архимандрит Алексий, наместник Даниловского монастыря, протоиерей Александр Абрамов, архидиакон Роман и археологи. Когда начали копать землю, архидиакон начал петь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Лития перед началом обретения мощей      И пение подхватил народ, пели без остановки, не торопясь, тихо и благоговейно до тех пор, пока не обрели мощи. Не знаю даже, откуда взялось столько людей, ведь кладбище было закрыто, и каждый молился. Чувствовалась такая благодать! Сама атмосфера была очень благодатная. Все люди стояли на одном дыхании, с благоговением, никто не разговаривал. Было такое чувство, что все ждали какого-то чуда. Пока копали, все время шел снег, очень крупный, но не чувствовалось холода вообще, шло какое-то тепло и радость. Обретение мощей блаженной Матроны. 8 марта 1998 года      Археологи изучают найденные в могиле предметы      Монахиня Феофания на обретении мощей блаженной Матроны      И ровно в 23.30 часа обрели останки блаженной Матроны, положили в гроб и сразу понесли мощи в Духовской храм. Гроб с честными останками блаженной Матроны Московской Они ночь там простояли, а к утру их перевезли в Даниловский монастырь, где утром работали археологи. Каждый день служили там панихиду.

http://pravoslavie.ru/111206.html

Бой будет! Но готовиться надо заранее Будем помнить новомучеников, которые, вопреки этому господствующему еще с прошлого века в обществе умопомрачению, вкусив по-настоящему брашен благодати Духа Святаго, потом стойко, а нередко даже и с благодушием, претерпевали многие и многие изощренные пытки и скорби от своих гонителей и палачей. «Значит, дух, несмотря на все внешнее благоденствие, в царской России был жив!» – изумлялся, знакомясь с фактами жизнеописаний новомучеников и исповедников, немало потрудившийся в деле их, предваряющей в Русской Зарубежной Церкви нашу, канонизации архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) . Это один из ключевых вопросов. «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии» (Фил. 4, 12), – писал апостол Павел. «Ну, кто из нас сегодня умеет жить в достатке?!» – вопрошал неоднократно в своих пронзительных проповедях уже преставившийся владыка Орехово-Зуевский, а после Костромской и Галичский Алексий (Фролов) . А в кругу близких уже сознавался, что когда ему в бытность викарием Святейшего Алексия II надо было к какой-то особой дате Патриарха или в подарок для кого-то из его Предстоятелей-гостей приобрести что-нибудь соответствующее их высокому сану, он отправлялся на Арбат… Выйдет из машины, воротник куртки поднимет, глаза в землю. Но… В один бутик вошел, в другой… И вот уже – встрепенется: «А походочка-то уже не та!» Ничего-то уже в ней нет монашеского, – закрутило! «Полчаса, и ты готов!» – резюмировал владыка. А если эта вольготная жизнь уже запустила свои щупальцы-метастазы в сердце?.. Было что терять и новомученикам. Но вот они, царские архиереи, после своих карет с количеством лошадей в зависимости от статуса сами оказывались впряженными в какую-нибудь бурлацко-рыбацкую артель-упряжку где-нибудь на Соловках, – и ничего: благодушествовали! А если и боль приходилось испытывать, это воспринималось как действие врачующего и очищающего скальпеля в руке Божией. «История с Иовом Многострадальным тут многое пояснит, – вводит своего, даже самого в лучшем смысле благочестивого, читателя, словно в курс молодого бойца, архимандрит Лазарь. – Но готовиться надо заранее. Бой будет! Это закон духовной жизни! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу” (Лк. 22, 31)».

http://pravoslavie.ru/115313.html

Вручение жезла ской Православной Церкви; архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла; епископа Пензенского и Кузнецкого Филарета; епископа Томского и Асиновского Ростислава; епископа Орехово-Зуевского Алексия; епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана; епископа Красногорского Саввы; епископа Бакинского и Прикаспийского Александра; епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана; епископа Дмитровского Александра; епископа Сергиево-Посадского Феогноста; епископа Брянского и Севского Феофилакта; епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия; епископа Люберецкого Вениамина. На торжественном богослужении присутствовали Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С. В. Кириенко, первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л. К. Слиска, делегация Саратовской области, возглавляемая губернатором Д. Ф. Аяцковым, а также другие видные российские политики и общественные деятели. Хиротония владыки Лонгина стала семидесятой архиерейской хиротонией, совершенной Святейшим Патриархом Алексием за время Первосвятительского служения на Московской кафедре, и 83-й хиротонией, возглавляемой им как архиереем. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий напутствовал новохиротонисанного епископа Лонгина Первосвятительским словом и вручил ему архиерейский жезл, которым владыка Лонгин преподал свое первое архипастырское благословение верующим, во множестве собравшимся, дабы вознести молитвы о новом епископе Русской Православной Церкви. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении архиерейского жезла епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину Преосвященный епископ Лонгин, возлюбленный во Христе собрат наш! Достоинство епископского служения в Церкви Христовой — это служение апостольского преемства в учении, освящении и приведении словесного стада Христова к Небесному Царству. Через возложение рук архиереев Господь призвал тебя ныне принять жребийсего служения и Апостольства (Деян 1:25).

http://pravmir.ru/rukopolozhenie-vo-epis...

От Зеленского съезда Святейший Патриарх Алексий направился в Нижегородский Кремль, к храму св. Михаила Архангела — месту упокоения Козьмы Минина. У входа в храм Святейшего Патриарха встречали учащиеся Нижегородского кадетского корпуса. В храме, у места упокоения Козьмы Минина, патриоту и гражданину была возглашена «Вечная память» после чего Его Святейшество возложил цветы к могиле великого сына Российской земли. Вечером 3 ноября, в канун праздника Казанской иконы Богородицы, Святейший Патриарх Алексий возглавил Всенощное бдение в соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского. 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери и общегосударственный праздник — День народного единства Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 11 возглавил чин освящения воссозданного храма Рождества св. Иоанна Предтечи и совершил первую Божественную литургию в новоосвященной церкви. Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, а также многочисленные клирики Нижегородской епархии. В торжественном богослужении приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Приволжском Федеральном округе С.В. Кириенко, мэр Нижнего Новгорода В. Булавинов и другие представители государственной власти. За большой вклад в восстановление храма Святейший Патриарх вручил Шалве Петровичу Бреусу, председателю совета директоров ОАО «Волга», орден преподобного Серафима Саровского, II степени. По окончании богослужения в Предтеченском храме Святейший Патриарх Алексий, сослужившие ему Преосвященные архиереи, а также С.В. Кириенко, В.П. Шанцев, В.Е. Булавинов и другие почетные гости торжеств направились на площадь Воззвания, расположенную у стен Нижегородского Кремля, где состоялось торжественное открытие памятника вождям Народного ополчения 1611-1612 гг. Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Для участия в церемонии из Спасского Старо-Ярмарочного кафедрального собора на площадь был принесен древний список Казанской иконы Божией Матери. Эта икона, написанная в XVII в., является одной из самых чтимых святынь Нижнего Новгорода.

http://sedmitza.ru/lib/text/429892/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010