Летом 2004 г. на Даниловском кладбище были обретены мощи А. 6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митр. Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, еп. Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных. За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)». 13 ноября 2004 года святые мощи прл. Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм вмч. Никиты на Афонском подворье Москвы. Лит.: Удивительный московский подвижник и целитель старец Аристоклий. М., 1997; [ Миропия, схим.] . Старец иеросхимонах Аристоклий. М., 1998; Тимкина В. А. Иеросхимонах Аристоклий: Мат-лы к житию//К Свету. 2000. Вып. 18. С. 129-171; Житие прп. Аристоклия Афонского, старца Московского. М., 2006. Игум. Петр (Пиголь), игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/75994.html

Однако некоторые элементы образования и воспитания в «цивилизованном мире» абсолютно неприемлемы для российской системы образования. Об этом говорил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. По его словам, «западные методы неприемлемы для нашего образования, и копирование их уже сейчас вызывает негативные последствия». В качестве примера он привел ЕГЭ, отметив, что «настойчивость, с которой утверждается ЕГЭ, вызывает недоумение со стороны православного народа». Тревогу докладчика вызывает и коммерциализация образования, и перспектива введения в России ювенальной юстиции, которая грозит разрушить «иерархичное по определению положение педагога». В отличие от других, доклад архиепископа Алексия сопровождался одобрительными аплодисментами зала. Председатель недавно созданного Отдела религиозного образования и катехизации Украинской Православной Церкви епископ Макарьевский Иларий рассказал о задачах и планах Отдела. Известный московский протоиерей Александр Ильяшенко выступил с сообщением об использовании школьных базовых предметов для воспитания личности. Пленарное заседание завершилось докладом настоятеля домового Университетского храма св. Татианы протоиерея Максима Козлова, в котором он говорил о необходимости миссии в вузах и повсеместного открытия домовых храмов при институтах и университетах. «Надо торопиться, успеть застолбиться, неизвестно, сколько времени у нас на это есть», -- сказал о. Максим. Он сообщил, что накануне, в день св. вмч. Татианы, после богослужения в домовом храме МГУ президент Союза ректоров РФ Виктор Садовничий сделал «эпохальное» предложение Патриарху Кириллу о подготовке масштабного соглашения о взаимодействии вузов и РПЦ. По окончании пленарного заседания состоялось выступление хора Сретенского ставропигиального мужского монастыря Москвы. Работа XVIII Рождественских чтений продолжится до 29 января. Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Последняя паремия, которую мы сейчас с вами слышали, заканчивалась пророчеством Исаии, который, предвидя пришествие в мир Спасителя, сказал дивные слова: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся» (Ис.8. 10)», – продолжил архипастырь, особо подчеркнув, что в этих строках открывается смысл праздника: во Христе явился людям Бог, велия благочестия тайна: Бог явися во плоти (1Тим. 3. 16). По мнению митрополита Кирилла, перед этим дивным свидетельством нужно открыть ум и сердце. Ведь если с нами Бог, то кто же против нас? «Нет силы сильнее Бога», – убежден он. Вот почему, если в мире торжествует зло, неправда, человеческое чванство, убожество, гордыня, которые иногда желают подчинить себе весь мир, верующие, помятуя, что Бог – это сила, на подобные вызовы должны с кротостью и смирением отвечать: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся». В заключение Местоблюститель Патриаршего Престола напомнил, что праздник Рождества Христова открывает все величие Божия замысла о мире и человеке, всю высочайшую мудрость и простоту этого замысла, всю красоту и величие человеческого ответа на этот замысел – ответа через мудрость и чистоту сердца. Вот почему верующие должны быть с мудрецами и пастырями, с теми, кто желает иметь Господа и разделять с ближними и дальними свою веру, провозглашая всеми силами своей души, что Бог явился во плоти. По окончании Божественной литургии была совершена заупокойная лития по новопреставленному Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. «Пусть свет разума, который пришел вместе со Спасителем в мир, никогда не покидает нас, верующих людей; пусть Он помогает нам устраивать свою жизнь ко спасению, преодолевая все искушения и соблазны нынешнего века. И да сохранит нас всех Господь Своей милостью», – пожелал Владыка Кирилл богомольцам по завершении богослужения. Далее к Патриаршему Местоблюстителю обратился архиепископ Орехово-Зуевский Алексий: «Мы благодарны Вам за то, что Вы нашли возможность совершить службу в нашей обители. Знаю, что 6 января – один из памятных дней для Вас, а богослужения Рождественского сочельника – одни из самых любимых».

http://pravmir.ru/bog-otkryvaetsya-lyudy...

Это важное событие состоялось накануне торжественных мероприятий празднования 300-летия основания обители, на которые 29 июля 2006 года в Нижегородскую епархию прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В поездке Его Святейшество сопровождали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , а также  управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент . В аэропорту Сарова Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий , полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалов ; губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев ; другие официальные лица, архиереи Русской Православной Церкви,  прибывшие на торжества  и многочисленные представители духовенства. Затем Святейший Патриарх Алексий, А.В.Коновалов и В.П.Шанцев ответили на вопросы журналистов. 30 июля  Предстоятель Церкви совершил чин освящения восстановленного храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в г. Сарове. Храм был восстановлен к 300-летию основания Саровской Пустыни по старым чертежам и расписан в соответствии с сохранившимися фотографиями дореволюционного времени. После окончания чина освящения Его Святейшество в сослужении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия; управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента; архиепископа Орехово-Зуевского Алексия , наместника Московского Новоспасского монастыря;  архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, епископа Троицкого Панкратия , наместника Валаамского Спасо-Преображенского монастыря  совершил Божественную Литургии в новоосвященном храме. На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалов, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, и  другие официальные  лица. Предстоятель Русской Православной Церкви передал в дар новому храму набор евхаристических сосудов. По  окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх Московский и всея Руси вручил церковные  награды ряду благотворителей, принимавших участие в возрождении храма, а также некоторым представителям руководства Нижегородской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203735...

Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий высказался против западной методики преподавания, которая нам не подходит. Антихристианская суть западного образования заключается в его коммерциализации. Нужно не только преподавание, но и воспитание. Архиепископ Амвросий – ректор Санкт-Петербургской ДА говорил об интеграции православного образования в единое пространство государственного образования. В царской России было единое пространство духовного и государственного образования. Необходимо богословское осмысление достижений науки. Каждый человек должен иметь хотя бы начальное богословское образование. От выпускника ДА надо требовать знание двух древних и двух современных иностранных языков. Важно второе образование: сначала светское, потом богословское, или наоборот. Конференция " Христианство и наука " Конференция проводилась уже в двенадцатый раз на физическом факультете МГУ. В этом году выпущен восьмой сборник докладов, прозвучавших на конференции 2009 года. В этом году было заслушано около 20 докладов, но чтобы оценить ситуацию на конференции достаточно остановиться на докладах самих кураторов конференции. Первым выступил физик-теоретик, профессор, МГУ Владимиров – один из кураторов конференции. По его мнению, сегодня физика занимается теми же вопросами, что и религия – вопросами мироздания. Опять же, по его мнению, в основе всей науки и религии лежат метафизические принципы. В связи с таким мнением, которое и продавливалось куратором на конференции, следует привести высказывания выдающегося православного богослова современности В.Н. Лосского, который отмечал, что осознать необходимость проведения границы между богословием и метафизикой удавалось по-настоящему нечасто и очень немногим. И при этом он подчеркивал, что именно католический догмат о филиокве ответственен за смешение догматики и метафизики, за введение католическим богословием отвлеченного " бога философов и ученых " , а софианская ересь в русском богословии возникла как раз на почве смешения богословия и мистико-метафизических спекуляций " христианского платонизма " .

http://religare.ru/2_73014.html

Очень хороший доклад был у протоиерея Всеволода Чаплина, который сказал, что православный человек должен всегда помнить о своем вероисповедании и соотносить с ним и свою профессиональную деятельность. Нельзя делить жизнь христианина на церковную и светскую – об этом неоднократно говорил и Святейший Патриарх Кирилл. Мы должны строить свою жизнь по Евангелию не только, когда приходим в храм, в общину, но и когда трудимся, учимся, созидаем. Отец Всеволод призвал православных христиан к соборности. Только вместе, а не по одиночке, мы можем повлиять на все сферы человеческой жизнедеятельности, включая экономику и управление государством. Когда в товарищах согласья нет… – Отец Всеволод затронул очень важную тему. Сейчас в адрес Церкви раздается немало упреков в человекоугодии, в том, что пастыри часто строят свои отношения с прихожанами на основании их материального и социального статуса… – Да, к сожалению, такие упреки часто бывают справедливыми. В зависимости от благосостояния человека, от его возможности помогать Церкви, мы, так или иначе, начинаем потакать ему, закрывая глаза на неправильное поведение и даже вопиющие грехи. По такому принципу у нас нередко строятся и взаимоотношения с властями. Но Христос призывал Своих учеников совершенно к другому. Он нес свое служение среди нищих и обездоленных людей и постоянно свидетельствовал, что Богу важны не материальное богатство, сила или власть человека, а чистота и искренность его сердца, его стремление к покаянию и исправлению. В связи с этим я хочу отметить доклад архиепископа Орехово-Зуевского Алексия. Владыка подчеркнул, что если государство хочет идти навстречу Церкви в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, то должны быть решены давно назревшие проблемы. Во-первых, нужно отказаться от копирования западных методов образования, которые разрушают российскую школу. Это и ориентир исключительно на материальное благополучие, когда вместо воспитательного акцента в образовании делается упор на прикладные знания и умения. Это и сведение образовательных методик к простому тестированию (пресловутый ЕГЭ, который раскритикован почти всеми специалистами), внедрение ювенальной юстиции, которая окончательно подорвет авторитет педагога. Коммерциализация образования, когда деятельность учителя сводится к функции наемного работника. Архиепископ Алексий отметил, что наряду с введением духовно-нравственной культуры в школе сохраняются обязательные для преподавания материалы, антихристианские по сути и враждебные православию – в курсах истории, литературы, биологии.

http://pravoslavie.ru/38097.html

Центром иосифлянства на территории О.-З. в. была Богородице-Рождественская ц. в с. Гора (ныне деревня городского окр. Ликино-Дулёво). Ее настоятель свящ. Илия Крылов (1890-1937) посетил в Ленинграде еп. Димитрия (Любимова) , после чего в мае 1929 г. присоединил свой приход к иосифлянам, заявив, что «он вошел в общение с Димитрием Гдовским как епископом, который ни в какие сделки с Соввластью не входит». В кон. лета свящ. И. Крылов был арестован и административно выслан в дер. Кудыкино (ныне городского окр. Ликино-Дулёво). В сент. 1929 г. на место настоятеля храма еп. Димитрий прислал из Ленинграда иером. Клавдия (Дворянского). В июле 1930 г. свящ. И. Крылов возвратился на свой приход, а уже в дек. вместе с иером. Клавдием был арестован в составе группы подмосковных священнослужителей и мирян по «делу Орехово-Зуевского филиала «Истинной Православной Церкви»». 17 марта 1931 г. еп. Питирим был назначен на Дмитровскую викарную кафедру, а на Орехово-Зуевскую вновь переведен еп. Иоанн (Соколов). 14 мая 1934 г. последний перемещен на Подольское викариатство Московской епархии, а Орехово-Зуевскую кафедру занял еп. Иоанн (Широков) . В янв. 1936 г. еп. Иоанн был переведен на Дмитровскую викарную кафедру, после чего О.-З. в. более 50 лет не замещалось. 23 марта 1987 г. Звенигородский еп. Николай (Шкрумко ; впосл. митрополит) назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, управляющим приходами в Канаде. В том же году возведен в сан архиепископа. В кон. янв. 1991 г. переведен на Владивостокскую и Приморскую кафедру. 16 июля 1995 г. Синод избрал наместника Новоспасского московского в честь Преображения Господня ставропигиального мужского монастыря , председателя Синодальной комиссии по делам мон-рей архим. Алексия (Фролова) епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, оставив его наместником Новоспасского мон-ря. 19 авг. состоялась его архиерейская хиротония. 27 дек. 1995 г. еп. Алексий назначен председателем Богослужебной синодальной комиссии, в 1996-1997 гг. был председателем Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии . С 17 февр. 1997 г. занимал должность председателя Синодальной комиссии по экономическим и гуманитарным вопросам. 29 февр. 2004 г. возведен в сан архиепископа. С 29 янв. 2010 г. член Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства. 5 марта 2010 г. архиеп. Алексий переведен на Костромскую и Галичскую кафедру с освобождением от должности председателя Синодальной комиссии по делам мон-рей и с сохранением должности председателя Богослужебной синодальной комиссии.

http://pravenc.ru/text/2581521.html

    31 мая 2001 г. указом Священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевской лавры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен экономом Объединенного хозяйства Троице-Сергиевской лавры и Московских духовных школ.     26 декабря 2002 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви определен быть епископом Нижегородским и Арзамасским.     1 февраля 2003 г. в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря чин наречения архимандрита Георгия (Данилова) во епископа Нижегородского и Арзамасского совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.     2 февраля 2003 г., в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского.     Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

http://ruskline.ru/author/_/danilov_geor...

31 мая 2001 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен экономом объединенного хозяйства Троице-Сергиевской лавры и Московских духовных школ. Решением Священного Синода от 26 декабря 2002 г. избран епископом Нижегородским и Арзамасским. Наречен 1 февраля 2003 г. в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря в Москве. Богослужение совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Солнечногорский Сергий , управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим , Чебоксарский и Чувашский Варнава , Черновицкий и Буковинский Онуфрий , архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий , Истринский Арсений , Гомельский и Жлобинский Аристарх , Верейский Евгений , епископы Орехово-Зуевский Алексий , Ярославский и Ростовский Кирилл , Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр , Брянский и Севский Феофилакт , Тамбовский и Мичуринский Феодосий . Хиротонисан 2 февраля 2003 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богосолужение совершили Святейший Патриарх Алексий II, мumponoлumы Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий. 24 февраля 2006 г. возведен в сан архиепископа. Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. ( журнал 7 ) назначен главой новообразованной Нижегородской митрополии . 18 марта 2012 г. возведен в сан митрополита. С марта 2012 г. по ноябрь 2013 г. — временный управляющий Лысковской епархией . Решением Священного Синода от 21 октября 2016 г. ( журнал 97 ) утвержден в должности священноархимандрита Успенского мужского монастыря Саровская пустынь г. Сарова Нижегородской обл.

http://mospat.ru/ru/old-believers/commis...

17 марта 1988 г., в престольный праздник Даниловской обители, по представлению наместника монастыря архимандрита Тихона (Емельянова) , митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым) возведен в сан архимандрита. Послушание эконома монастыря нес до августа 1989 г., когда закончил обучение в аспирантуре при МДА. В 1989-90 гг. нес послушание первого помощника наместника Данилова монастыря по приему иностранных гостей. 16 октября 1990 г. указом Святейшего Патриарха назначен настоятелем храма Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами, в Москве. В 1994 г. создал при храме детский приют с домовым храмом Новомучеников и исповедников Российских. 20 декабря 1994 г. приют освятил Святейший Патриарх Алексий II. B 2001 г. рядом с храмом Вознесения Господня за Серпуховскими воротами было закончено возведение нового крестильного храма св. равноап. кн. Ольги. Решением Священного Синода от 16 июля 1995 г. избран епископом Красногорским, викарием Московской епархии, с назначением на должность председателем нового Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями . Хиротонисан 12 сентября 1995 г., в день празднования перенесения мощей св. блгв. кн. Александра Невского и обретения мощей св. блгв. кн. Даниила Московского, за Литургией в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве. Хиротонию совершили: Святейший Патриарх Алексий II; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий; архиепископ Керченский Анатолий ; архиепископ Валентин (Мищук) ; архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим; архиепископ Солнечногорский Сергий ; архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий ; епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон; епископ Тверской и Кашинский Виктор ; епископ Красноярский и Енисейский Антоний ; епископ Истринский Арсений ; епископ Бронницкий Тихон; епископ Дмитровский Иннокентий; епископ Верейский Евгений  и епископ Орехово-Зуевский Алексий . Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. ( журнал 5 ) назначен управляющим Тираспольской епархией .

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197781...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010