Русская Православная Церковь Заграницей первая канонизировала в 1981 г. Великую княгиню Елисавету, мощи которой с 1921 г. находятся в Иерусалиме в храме святой Марии Магдалины в Гефсимании. В 1992 г. она была причислена к лику святых Русской Православной Церковью. «Сейчас частицы мощей святых Елисаветы и ее келейницы Варвары, привезенные из Иерусалима для поклонения, путешествуют по всей России», – напомнил митрополит Кирилл. «Две половинки Русской Церкви объединяет духовная мощь и святые мощи Елисаветы Феодоровны. На нашем поколении лежит ответственность за восстановление великого единства Русской Православной Церкви », – развил тему, поднятую митрополитом, заместитель председателя ИППО, кандидат философских наук Николай Лисовой. Ученый кратко описал деятельность ИППО с момента образования в 1882 г. и до его закрытия. Великая княгиня Елисавета сложила с себя полномочия председателя ИППО, которое возглавляла с 1905 г., сразу же после отречения от престола царя Николая II. «В настоящее время ИППО старается продолжать традиции Елисаветы Феодоровны. Это укрепляет отношения между  Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью», – подчеркнул Николай Лисовой. На конференции с докладами об отдельных страницах из жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны выступили также архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; доктор философских наук, ректор Государственной академии славянской культуры Изольда Кучмаева; ученый секретарь Нижегородского отделения ИППО, доктор исторических наук Александр Корнилов. Елена Белякова, кандидат исторических наук, рассказала о попытке учреждения чина диаконисс в России в связи с деятельностью святой Елисаветы Феодоровны, как основательницы обители сестер милосердия. Насельницы Марфо-Мариинской обители не давали монашеских обетов, они оставались мирянками. Все они получали медицинское и религиозное образование. Для обители был написан специальный устав. Елисавета Феодоровна ходатайствовала перед священноначалием о присвоении сестрам милосердия наименования диаконисс. Чин диаконисс существовал в христианской Церкви с глубокой древности, но на Руси в силу разных причин не прижился. При этом вопрос поднимался не о восстановлении древнего литургического служения диаконисс, что предполагало рукоположение, а только о служении их в делах милосердия и благотворительности. Митрополит Владимир (Богоявленский), первый иерарх-новомученик, поддерживал институт диаконисс, о чем свидетельствует его доклад, подготовленный для Поместного Собора 1917 г. В силу трагической гибели митрополита доклад так и не был зачитан на Соборе, а позже его текст ни разу не был опубликован. Елена Белякова зачитала выдержки из этого доклада, найденного ею в архивах. Ученый-историк привела также примеры деятельности диаконисс в Уфе и в Ташкенте в 20-е гг. прошлого века, когда они помогали заключенным.

http://pravoslavie.ru/11719.html

Училищный храм святителя Николая был устроен на втором этаже главного корпуса. Он состоял из небольшого алтаря и примыкающей к нему залы. Алтарь отделялся железным занавесом, спускающимся на солею перед самым иконостасом, и был расписан орнаментами и картинами под руководством профессора И.Ф. Рерберга (копии с рисунков В.М. Васнецова, М.В. Нестерова и других). В одноярусном иконостасе находились иконы, писанные на полотне. По мнению искусствоведов, «исполнение икон и настенных изображений, а равно и сохранность их хорошее и, несомненно, имеет художественное значение». Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. храм закрыли. Престол, жертвенник, плащаницу, иконостас, полотняные иконы, облачения и другое церковное имущество передали в строящийся на Миусской площади собор благоверного князя Александра Невского. Ныне в здании располагается Московский институт железнодорожного транспорта, а помещение бывшего храма используется под учебную аудиторию. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Церковь Николая Чудотворца при Императорском Московском Инженерном Училище Ведомства Путей Сообщения (ныне – Московском государственном университете путей сообщения) была построена в 1896-1899 г.г. На стене церкви - послание потомкам с надписью «Домовая церковь при ИМИУ освящена протоиереем Тихоном в 1899 году, закрыта в 1918 году, заново освящена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в 2001 году», а на другой стороне стены - барельеф митрополита Питирима с надписью : «1943г.-1946г. – студент МИИТа, 2002-2003 г.г. заведующий кафедрой «Теология». Настоятель — архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Прихожане — студенты и преподаватели. Пропускная система в университете делает храм практически недоступным для людей с улицы. http://rodinaonpo.ru/news/view/1108/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09223

Долгие годы Владыка служил диаконом и не был даже священником. Но вот в начале 1990-х годов Патриарх Алексий поставил его наместником разоренного Новоспасского монастыря. И все православные москвичи знают, с какой любовью, с каким сердцем Владыка Алексий возрождал эту древнюю обитель. Много лет Владыка был председателем Синодальной комиссии по делам монастырей. Казалось бы — бюрократическая должность. Но нет: он и здесь всем сердцем участвовал в жизни возрождающихся обителей, в том числе и нашего Сретенского монастыря. Всегда к нему можно было прийти за советом, всегда он был доступен, и всегда эти советы были по-настоящему мудры и духовны. Он был необычайно, жестко требовательным человеком. К самому себе. К другим он относился более, чем снисходительно, с бесконечным милосердием. Братия Новоспасского монастыря, думается, особенно понимают это. Мы помним, как Владыка Алексий предстоял пред Престолом Божиим на Божественной Литургии. Молиться с ним всегда было огромным духовным счастьем. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий у жертвенника. Сретенский монастырь, 6 июля 2007 года      Верным Своим рабам Господь дает право и честь в конце жизни взойти на Голгофу. Это происходит по разному. Вспоминается житие преподобного Оптинского старца Варсонофия . Незадолго до смерти по решению Святейшего Синода отец Варсонофий был оторван от бесконечно любимого им скита Оптиной пустыни, возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем в Ново-Голутвинский монастырь. Казалось бы: настоятельствуй, трудись, исполняй послушание! Но старец Варсонофий воспринял то, что произошло с ним, как настоящую Голгофу. Нам такого порой не понять, но если человек всю душу отдал одному делу, и вдруг, даже за послушание, даже по необходимости его отрывают куда-то, это действительно ощущается как тяжелейшее испытание. Наверное, такой Голгофой — благодатной, необходимой и спасительной — стало перемещение Владыки Алексия из Новоспасского монастыря по благословению Священноначалия на должность архипастыря древнейшей Костромской епархии. Владыка очень тяжело переживал это назначение, но никогда не роптал, прекрасно понимая, что это — Промысл Божий, долг, который он должен отдать трудом и послушанием.

http://pravoslavie.ru/66444.html

Возобновление богослужений в соборах Кремля состоялось при Патриархе Алексии. Он регулярно служил в Успенском соборе с 1990 г. После Божественной литургии в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил Донской монастырь, где покоятся честные мощи святителя Тихона. В Большом соборе Донского монастыря, у раки с мощами святителя Тихона, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Бронницкий Феофилакт. За богослужением молились члены делегации Элладской Православной Церкви во главе с митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем. По окончании молебна Святейший Патриарх Алексий обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Это было последнее его слово, обращенное к пастве. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после молебна у раки с мощами святителя Тихона в Донском монастыре Я поздравляю собратьев архипастырей, отца наместника, братию обители, вас, дорогие братья и сестры, с днем памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Дни его памяти совпадают с днями Богородичных праздников. Его блаженная кончина была в праздник Благовещения Божией Матери. Патриаршая интронизация — в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Убежден, что молитвами Пречистой Богоматери Господь укреплял Святителя Тихона в его исповедническом Патриаршем служении. На его долю выпало самое трудное и тяжелое время начала гонений, начала репрессий. Он является молитвенником за всех нас перед Престолом Божиим. Святитель Тихон и новомученики и исповедники Церкви Христовой молятся и помогают возрождению Святого Православия на нашей Русской земле. Я поздравляю всех вас с праздником Царицы Небесной, поздравляю с днем памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.   11 декабря 2008 г. HTML-koд для сайта или блога: Патриаршее служение В постоянной рубрике «Церковного вестника» «Патриаршее служение» мы регулярно рассказывали о церковном и общественном служении Предстоятеля. Сегодня мы публикуем хронику последних дней земной жизни Святейшего Патриарха Алексия. Патриаршество Святейшего Алексия было ознаменовано многими важными событиями, навсегда вписанными в историю Церкви и России. В этом ряду особое место занимают два события, подводящие итог трагической истории Русской Церкви в XX веке – канонизация новомучеников и исповедников Российских и объединение Русской Церкви в Отечестве с Русской Зарубежной Церковью.  

http://e-vestnik.ru/church/patriarshee_s...

Что же это за страшное для нас и великое благо — приготовление к смерти болезнью и страданиями, как единодушно свидетельствуют отцы Церкви? Месяцы и дни, а то и годы неисцелимых недугов перед неминуемой смертью, страдания, которых мы все так искренне страшимся, — именно они, и ничто другое отрешают христианина от мира и смертельно навязчивых земных забот, возводят к воспоминанию о совершенных грехах, к истинному, спасительному покаянию, к осознанию бренности многоликой суеты и в то же время к благодарности за величайшую ценность жизни, которую по дару Господню человек прожил. Владыка Алексий прошел замечательный, ревностный, сосредоточенный на вере во Христа Спасителя путь православного христианина. Родился он, как и многие из здесь стоящих, в Советском Союзе. Получил духовное и гуманитарное образование. Я знаю его друзей: Виктор Бурдюк, Николай Блохин и будущий Владыка Анатолий Фролов были приятелями. Не думаю, что подростками они отличались сверхпримерным поведением. Но учились блестяще, получили прекрасное образование, а главное, жили по совести, жили так, что искренне и горячо пришли к вере. В семидесятые годы будущий Владыка поступил в семинарию, потом закончил академию и стал монахом Троице-Сергиевой лавры и сотрудником Издательского отдела у митрополита Питирима. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий и студенты первого выпуска Сретенской духовной семинарии. 3 июня 2004 г.      Владыка Алексий любил историю и профессионально ею занимался. Думаю, с благословения, в том числе и Владыки Питирима, он продолжил то дело, которое когда-то было начато тогда ещё архимандритом Питиримом (Нечаевым) и протоиереем Алексеем Остаповым: они создали первый в советские годы церковный музей — знаменитый Церковно-археологический кабинет Московской Духовной академии. Сегодня мы и представить не можем значения этого собрания святынь и церковной памяти в тот атеистический период, и в первую очередь, для утверждения веры воспитанников тогдашних духовных школ, тысяч будущих пастырей Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/66444.html

В конце публикации значились имена немногих оставшихся на свободе членов Синода – после митрополита Нижегородского Сергия (Старгородского) под «интервью» якобы подписались митрополит Саратовский Серафим (Александров), архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский), архиепископ Орехово-Зуевский Питирим (Крылов). Трое из пяти «подписантов» «интервью» с «советской печатью» были уничтожены в годы сталинского террора. Митрополит Серафим (Александров) расстрелян 2 декабря 1937 г. Архиепископ Филипп (Гумилевский) умер в тюрьме в 1936 г. Архиепископ Питирим (Крылов), как член «террористической фашистской организации церковников», расстрелян 19 августа 1937 г., попав в сталинские расстрельные списки, то есть санкция на его уничтожение была дана лично Сталиным. В архивах нет следа, что иерархи предварительно ознакомились с тем, что им было приписано как «интервью», – ни подписей, ни документов, что такие подписи у них запрашивались. Скорее всего, владык по линии ОГПУ заставили молчать о том, что публикуемый в газетах текст является фальсификацией. «Интервью» предварялось написанным сталинской рукой вступлением: «Представители советской печати обратились с рядом вопросов к митрополиту Сергию. На поставленные митрополиту вопросы он дал следующие ответы». Эти строчки «вождя» были циничной ложью. Не было ни «представителей советской печати», ни ряда «поставленных вопросов», ни «следующих ответов». Первым был вопрос: «Действительно ли существует в СССР гонение на религию и в каких формах оно проявляется»? (Ответ): «Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. … Последнее постановление ВЦИК и СНК РСФСР о религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. совершенно исключает даже малейшую видимость какого-либо гонения на религию». Лживость ответа «Сергия» вряд ли нуждается в комментариях, как и ссылка на постановление, якобы гарантирующее религиозную свободу, а на самом деле содержащее множество ограничений для деятельности конфессий. Следующий вопрос касался темы закрытия церквей, принявшего лавинообразный характер: «Верно ли, что безбожники закрывают церкви, и как к этому относятся верующие?» Ответ Ярославского подвергся сталинской правке. «Да, действительно, некоторые церкви закрываются», – от имени «Сергия и Синода» признал главный безбожник. – «Но производится это закрытие не по инициативе власти, а по желанию населения… Безбожники в СССР организованы в частное общество».

http://pravmir.ru/kak-stalin-yaroslavski...

Епископ Михаил с ковчежцем в руках и епископ Дмитровский Александр В торжественной встрече мощей в аэропорту Домодедово участвовал архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Новоспасского мужского монастыря, в котором погребен Великий князь Сергей Александрович, благочинные округов Москвы, настоятельницы женских монашеских обителей столицы. Прямо по взлетно-посадочной полосе святые мощи крестным ходом были перенесены к специальному автомобилю, который и перевез святыню в храм Христа Спасителя. Здесь ее встречали иерархи Русской Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, духовенство Москвы и области, а также около трех тысяч верующих. За всенощным бдением, совершенным в храме Христа Спасителя митрополит Ювеналий зачитал послание Патриарха Алексия, посвященное прибытию святых мощей преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Россию. " Преподобномученица Елисавета в своей жизни смогла соединить святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию " , - отмечается в послании. Встреча святыни в аэропорту Домодедово (Крестный ход) " Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь в Богу и к Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников, напомнить богатым о необходимости служения бедным и обездоленным, а наделенным властью об особой ответственности перед Богом и своим народом, - подчеркнул Патриарх. Напоминая о ее судьбе, предстоятель Русской Церкви отметил, что Великая княгиня, как и ее старшая сестра, последняя российская императрица Александра Федоровна, принадлежала к царскому роду. Урожденная немецкая принцесса, став женой Великого князя Сергея Александровича, она переехала в Россию и приняла Православие. Много личных средств она тратила на дела благотворительности, сама ухаживала за больными, ассистировала при операциях. Вместе с сестрой-государыней организовала в залах Кремлевского дворца лазареты и швейные мастерские. В основанной ею Марфо-Мариинской обители были созданы два храма, больница, детский приют, школа и аптека, где лекарства отпускались бедным бесплатно.

http://pravoslavie.ru/10560.html

Посещение Святой Земли подвело окончательную черту под решением Великой княгини добровольно перейти в спасительную полноту  православия. Ее пример – доброе руководство к действию всем, кто находится в состоянии духовного раздумья и еще не знает, какой выбор надлежит сделать. Если человек в своей жизни руководствуется горячим желанием по-настоящему послужить Богу и ближним, то нет для него ничего более возвышенного и совершенного, чем принять в свое сердце Святое Евангелие Христово. Весь предложенный Господом путь спасения состоит в добровольном посвящении нашей человеческой жизни Богу и ближним – через самоотверженную и смиренную любовь. А православие, как самая древняя христианская конфессия, хранящая в неискаженном виде и неприкосновенной целостности апостольское понимание Евангелия, своим богатейшим духовным опытом предоставляет нам поистине все условия для наиболее адекватной и полноценной жизни во Христе. Владыка Алексий (Фролов), архиепископ Орехово-Зуевский, наместник Новоспасского монастыря, в своем архипастырском слове, посвященном святой преподобномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне, говорил: «Отвечая потребности Елизаветы Феодоровны ближе узнать основы Православия, чтобы, как она говорила, «все видеть открытыми глазами», Сергей Александрович начинает изучать с ней духовную литературу. Он всегда был сторонником строгого и точного знания учения Православной Церкви и считал, что «это понимание должно сознательно убедить человека в сродности души человеческой в ее лучших стремлениях с учением Православной Церкви и заставить полюбить ее». Весной 1891 года сильное желание причаститься на Пасху Святых Христовых Таин вместе с дорогим Сергеем, испытать радость, которой она доселе была лишена, побудило Елизавету Феодоровну принять долгожданное решение. Когда она сообщила о своем намерении супругу, то он невольно заплакал от счастья. Ценным свидетельством этого времени является обнаруженное в архиве письмо Сергея Александровича от 12 февраля 1891 года, которое мы позволим себе привести полностью.

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenica-el...

С приветственным словом выступил митрополит Герман. " Сегодня мы как бы подводим черту под работой по восстановлению возможного для нас на этот период времени православно-христианского образа жизни. Здесь было Александро-Невское братство , которое вдохновлялось примером отца Иоанна Кронштадтского. Александро-Невское братство образовалось по благословению митрополита Петроградского Вениамина, но родилось оно в жестокие годы большевистской революции, когда людей за исповедование православной христианской веры, за добродетельную жизнь, за полезную социальную работу на основе христианского образа жизни стали арестовывать, гнать " , - отметил владыка. Теперь, по его словам, перед нами встала задача продолжить труды отца Иоанна Кронштадтского, его помощников и сподвижников. " Есть известные наработки такой просветительской, благотворительной деятельности у здешних людей, которые себя еще заявят в ходе нашей встречи. Думаю, что от вас, дорогие мои, - сказал архиерей, обращаясь к собравшимся, - многое будет зависеть, чтобы дело праведного отца Иоанна Кронштадтского по благотворительности и христианскому просвещению среди нашего народа росло и ширилось на просторах нашей Родины " . Главная забота на сегодняшний день, по мнению владыки, заключается не в том, чтобы накормить голодного и дать кров нуждающемуся, эта задача сама собой подразумевается, а в том, чтобы через это малое дело восстанавливать православно-христианский образ жизни среди нашего народа. " Как-то один человек, окунувшийся во все проблемы и дела церковности, благотворительности, гладя на наш народ, сказал: " разве это народ? Это население " . Нам с вами предстоит из населения воссоздать православный христианский русский народ " , - считает митрополит Герман. Затем архиепископ Орехово-Зуевский Алексий зачитал приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам и гостям праздника " Прииди и виждь " . В патриаршем слове, в частности, говорится, что " праздник-встреча " Прииди и виждь " - пример того, как могут быть организованы прихожане, и особенно молодежь, для участия в большом и духовно значимом церковном деле. Это также хорошая возможность для пастырей не только помолиться вместе, но и сообща обсудить вопросы возрождения и развития полнокровной жизни в своих общинах, обменяться опытом приходской работы, вдохновиться примером жертвенного служения дорогого Батюшки " .

http://ruskline.ru/news_rl/2009/11/3/pat...

Поздравляю вас с тем, что строительство храма св. апостола Андрея Первозванного вошло в свою завершающую стадию. Дай Бог, чтобы строительство это завершилось быстро и успешно, и вы получили возможность молиться в нем и укреплять себя духовно. Благодарю Владыку митрополита Кирилла, под руководством и по благословению которого создаются храмы на этой земле, чтобы поддержать православных верующих, живущих здесь, в самом западном уголке нашего Отечества. Поздравляю всех вас с воскресным днем, накануне которого мы с вами стоим, а воскресный день всегда напоминает нам о Воскресении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Затем состоялась беседа Святейшего Патриарха с жителями района, где строится новый храм. Вечером 9 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, пребывающий с первым в истории Первосвятительским визитом в самом западном регионе нашей страны — Калининградской области, возглавил совершение Великой вечерни в Крестовоздвиженском соборе Калининграда. Его Святейшеству сослужил сонм архиереев Русской Православной Церкви: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП); митрополит Виленский и Литовский Хризостом; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; архиепископ Берлинский и Германский Феофан; архиепископ Майкопский и Адыгейский Пантелеимон; архиепископ Орехово-Зуевский Алексий; епископ Зарайский Меркурий, управляющий Патриаршими приходами в США; епископ Балтийский Серафим, викарий Смоленско-Калининградской епархии; епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС МП; епископ Вяземский Игнатий, викарий Смоленско-Калининградской епархии. 10 сентября в ходе Первосвятительского визита в Калининградскую область, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил чин освящения главного (верхнего) храма Кафедрального собора Христа Спасителя в г.Калининграде. Его Святейшеству сослужили: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Виленский и Литовский Хризостом; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; архиепископ Берлинский и Германский Феофан; архиепископ Майкопский и Адыгейский Пантелеимон; архиепископ Орехово-Зуевский Алексий; епископ Зарайский Меркурий, управляющий Патриаршими приходами в США; епископ Балтийский Серафим, викарий Смоленско-Калининградской епархии; епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя ОВЦС МП; епископ Вяземский Игнатий, викарий Смоленско-Калининградской епархии.

http://pravoslavie.ru/18449.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010