Владимирская (Суздальско-Владимирская) Основана 10.11.1213/1214 в г. Суздале (выделена из обширной Ростовской церковной области). Первые сведения о епископии помещены в Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 119), под 1213 г., где епископ назван Владимирским и Ростовским, и в Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 438) под 1214 г., где сказано, что «князь Георгий... вывел блаженного игумена Симона... и послал его в Киев к митрополиту и поставил его епископом Суздалю и Владимиру». Под 1214 г. в Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 119) сказано: «И оттол раздлися нача быти въ Ростове епископъ, а въ Володимери и Суздали другий». («И с этого времени началось разделение: в Ростове один епископ, а во Владимире и Суздале другой».) В Типографской лет. начало Владимирской епархии связано с поставлением Ростовского епископа Пахомия, который был хиротонисан (по Лаврентьевской лет.) 10.11.1214: «Того же лета Иванъ, епископъ Володимерьскый и Ростовскый, отписася своеа епископьи и пострижеся в скиму в Суздале, в монастыре оу Коузму и Дамиана, егоже самъ созда. И поставленъ бысть в него место Симонъ епископъ в Володимерю и Суздалю, отъ Рожества святыа Богородица изъ Володимеря. А Костянтинъ посла на Киевъ Пахомиа, отца своего духовнаго, игумена святаго Петра, к митрополиту Матфею, и постави его епископомъ Ростову ноября 10. И оттоле разделися: нача быти в Ростове епископъ, а въ Володимери и въ Суздале другой» (ПСРЛ. Т. 24. С. 86). После татарского нашествия 1238 г. епархия запустела. В 1274 г. она была возобновлена во Владимире; в 1299 г. упразднена как местная и вошла в состав митрополичьей области, в связи с утверждением во Владимире кафедры Киевского и всея России Митрополита. В 1330 (1347) г., в связи с перенесением первосвятительской кафедры из Владимира в Москву, кафедра была возобновлена в старом кафедральном городе – Суздале – и существовала до сер. XVIII в. Архиепископия в 1382–1406 гг. и с 26.01.1589. Митрополия с 25.03.1682 по 1719 г. (с 1719 г. обычно замещалась епископами). 16 .07.1744 вновь была возобновлена местная Владимирская епархия, именовавшаяся Владимирской и Яропольской (см.), с последующим присоединением к ней древнейшей Суздальской церковной области (1786 г.). В 1788 г. к Владимирской и Суздальской епархии также присоединяется Переславльская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиерей и иереи читают молитву «Якоже быти причащающымся...» По окончании молитвы и пения на клиросе: «Тебе поем...» протодиакон возлагает на архиерея митру, диакон подает кадило, и архиерей, кадя, возглашает: «Изрядно о Пресвятей...» Затем архиерей отдает кадильницу диакону, который кадит престол, горнее место, архиерея трижды по трижды, священников и опять престол от архиерея, совершает поклон архиерею и отходит. Архиерей и иереи читают молитву «О святем Иоанне пророце...» Певчие поют «Достойно есть...» или задостойник дня. При окончании пения «Достойно есть...» протодиакон целует престол, руку архиерея, становится лицом на запад в царских вратах и, наводя правою рукой с орарем, возглашает: «И всех и вся». Певчие: «И всех и вся». Архиерей: «В первых помяни. Господи, Великаго Господина и Отца нашего...» Первенствующий Священник: «Помяни, Господи, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имярек), митрополита (архиепископа, епископа) (егоже епархия), егоже даруй Святей Твоей Церкви в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея истины» и подходит к архиерею, целует его руку, митру и опять руку. Архиерей, благословляя его, глаголет: «Священство (протоиерейство, и проч.) твое...» Протодиакон, стоя в царских вратах и обратясь лицом к народу, велегласно глаголет: «Господина нашего Преосвященнейшаго (имярек), митрополита (архиепископа, епископа) (егоже епархия) (или: Преосвященных по именам и с титулами, если совершают литургию несколько архиереев), приносящаго (или: приносящих) (поворачивается и входит в алтарь) Святыя Дары сия (указует на дискос и Чашу) Господеви Богу нашему (подходит к горнему месту, крестится, делает поклон и, поклонившись архиерею, идет и становится в царских вратах): о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе Московстем и всея Руси Алексие, о Преосвященных митрополитех, архиепископех и епископех и о всем священничестем и иночестем чине; о Богохранимей стране нашей, о властех и воинстве ея; о мире всего мира; о благостоянии Святых Божиих Церквей; о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих, о исцелении в немощех лежащих; о успении, ослабе, блаженней памяти и оставлении грехов всех прежде почивших православных; о спасении людей предстоящих и ихже кийждо в помышлении имать и о всех и за вся» (идет к горнему месту, крестится, делает один поклон, затем идет к архиерею, целует руку его, говоря: «Ис полла эти дэспота», архиерей же благословляет его). Певчие: «И о всех и за вся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Протодиакон целует Престол, руку архиерея, становится лицом на запад в Царских вратах и, проводя правой рукой с орарем с южной стороны на северную, возглашает: И всех и вся. Лик: И всех и вся. Архиерей: В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего: Старший священник: Помяни, Господи, и Господина нашего Высокопреосвященнейшего (имя рек) митрополита (или архиепископа, или преосвященпейшего епископа , егоже епархия), егоже даруй Святей Твоей Церкви в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, правоправяща слово Твоея истины, и подходит к архиерею, целует его руку, митру и опять руку. Архиерей, благословляя: Священство твое да помянет Господь: Священник, отходя от архиерея и кланяясь ему говорит: Ис полла: (трижды). Протодиакон, стоя в Царских вратах и обратясь лицом к народу, велегласно глаголет: Господина нашего Высокопреосвященнейшего (имя рек) митрополита (или архиепископа , или преосвященпейшего епископа , егоже епархия, или преосвященных по именам и с титулами, если совершают литургию несколько архиереев), приносящаго (или приносящих ) входит в алтарь: Святыя Дары сия, указует на дискос и потир: Господеви Богу нашему, подходит к горнему месту, крестится, делает поклон и, поклонившись архиерею, идет и становится в Царских вратах: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе Кирилле, о Преосвященных митрополитех, архиепископех и епископех и о всем священничестем и иночестем чине, о Богохранимей стране нашей, о властех и воинстве ея, о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей, о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих, о исцелении в немощех лежащих, о успении, ослабе, блаженней памяти и оставлении грехов всех прежде почивших православных, о спасении людей предстоящих и ихже кийждо в помышлени имать, и о всех и за вся. Идет к горнему месту, крестится, делает один поклон, затем идет к архиерею, целует его руку, говоря: Ис полла эти, Дэспота. Архиерей благословляет его. Лик: И о всех и за вся. Архиерей: И даждъ нам единеми усты:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архиерей и иереи читают молитву “Якоже быти причащающимся…” По окончании молитвы и пения на клиросе: “Тебе поем…” протодиакон возлагает на архиерея митру, диакон подает кадило, и архиерей, кадя, возглашает: “Изрядно о Пресвятей…” Затем архиерей отдает кадильницу диакону, который кадит престол, горнее место, архиерея трижды по трижды, священников и опять престол от архиерея, совершает поклон архиерею и отходит. Архиерей и иерей читают молитву “О святем Иоанне пророце…” Певчие поют “Достойно есть…” или задостойник дня. При окончании пения “Достойно есть…” протодиакон целует престол, руку архиерея, становится лицом на запад в царских вратах и, наводя правою рукой с орарем, возглашает: “И всех и вся”. Певчие: “И всех и вся”. Архиерей: “В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего…” Первенствующий священник: “Помяни, Господи, и Господина нашего Преосвященнейшаго  (имя   рек) , митрополита (архиепископа, епископа;  егоже епархия),  егоже даруй Святей Твоей Церкви в мире, цéла, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея истины” и подходит к архиерею, целует его руку, митру и опять руку. Архиерей, благословляя его, глаголет: “Священство (протоиерейство и проч.) твое…” Протодиакон, стоя в царских вратах и обратясь лицом к народу, велегласно глаголет: “Господина нашего, Преосвященнейшаго  (имя рек),  митрополита (архиепископа, епископа;  егоже епархия; или:  Преосвященных по именам и с титулами, если совершают литургию несколько архиереев), приносящаго  (или:  приносящих) (поворачивается и входит в алтарь) Святыя Дары сия (указует на дискос и чашу) Господеви Богу нашему (подходит к горнему месту, крестится, делает поклон и, поклонившись архиерею, идет и становится в царских вратах); о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии, о Преосвященных митрополитех, архиепископех и епископех и о всем священничестем и иночестем чине, о Богохранимей стране нашей, о властех и воинстве ея, о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей, о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служáщих, о исцелении в немощех лежащих, о успении, ослабе, блаженней памяти и оставлении грехов всех прежде почивших православных, о спасении людей предстоящих и ихже кийждо в помышлении имать и о всех и за вся” (идет к горнему месту, крестится, делает один поклон, затем идет к архиерею, целует руку его, говоря: “Ис полла эти дэспота”, архиерей же благословляет его).

http://azbyka.ru/ukazanije-dlya-svyashhe...

После третьего чтения архиереем «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» протодиакон, указуя орарем на дискос, произносит: «Благослови, Владыко, Святый Хлеб». Архиерей глаголет тихо (священники – тайно): «И сотвори убо Хлеб сей...» и благословляет хлеб (в практике – обычно только Агнец) правой рукой. Протодиакон: «Аминь»; указуя на дискос и потир, произносит: «Благослови, Владыко, Святую Чашу». Архиерей тихо глаголет: »А еже в Чаши сей...« (священники – тайно) и благословляет потир. Протодиакон: »Аминь»; указуя на дискос и потир, глаголет: «Благослови, Владыко, обоя». Архиерей (священники – тайно) глаголет: «Преложив Духом Твоим святым» и благословляет дискос и потир вместе. Протодиакон: «Аминь», трижды. Все находящиеся в алтаре совершают земной поклон. Затем протодиакон, обратившись к архиерею, произносит: «Помяни нас, Владыко святый»; все диаконы подходят к архиерею и преклоняют главы, держа орари тремя перстами правой руки. Архиерей благословляет их обеими руками, говоря: «Да помянет вас Господь Бог...». Протодиакон и все диаконы отвечают: «Аминь» и отходят. Архиерей и иереи читают молитву «Якоже быти причащающымся...». По окончании молитвы и пения на клиросе: «Тебе поем...» протодиакон возлагает на архиерея митру, диакон подает кадило, и архиерей, кадя пред Святыми Дарами, возглашает: «Изрядно о Пресвятей...». Затем архиерей отдает кадильницу диакону, который кадит престол, горнее место, архиерея трижды по трижды, священников и опять престол (стоя справа от архиерея), совершает поклон архиерею от восточной правой стороны престола и отходит. Архиерей и иереи читают молитву «О святем Иоанне пророце...». Певчие поют «Достойно есть...» или задостойник дня. При окончании пения «Достойно есть...» протодиакон целует престол, руку архиерея, становится лицом на запад в царских вратах и, наводя правой рукой с орарем, возглашает: «И всех и вся». Певчие: «И всех и вся». Архиерей: «В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего…». Первенствующий священник: «Помяни, Господи, и Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек), митрополита (архиепископа, епископа) (егоже епархия – титул), егоже даруй Святей Твоей Церкви в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея истины» и подходит к архиерею, целует его руку, митру и опять руку. Архиерей, благословляя его, глаголет: «Священство (протоиерейство, и проч.) твое да помянет Господь...».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Протодиакон, стоя в царских вратах и обратясь лицом к народу, велегласно глаголет: «Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек), митрополита (архиепископа, епископа) (егоже епархия – титул) (или: Преосвященных по именам и с титулами, если совершают литургию несколько архиереев), приносящаго (или: приносящих) (входит в алтарь) Святыя Дары сия (указует на дискос и потир) Господеви Богу нашему (подходит к горнему месту, крестится, делает поклон и, поклонившись архиерею, идет и становится в царских вратах): о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе Московстем и всея Руси Алексие, о Преосвященных митрополитех, архиепископех и епископех и о есем священничестем и иночестем чине, о Богохранимей стране нашей, о властех и воинстве ея, о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей, о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих, о исцелении в немощех лежащих, о успении, ослабе, блаженней памяти и оставлении грехов всех прежде почивших православных, о спасении людей предстоящих и ихже кийждо в помышлении имать и о всех и за вся» (идет к горнему месту, крестится, делает один поклон, затем идет к архиерею, целует руку его, говоря: «Ис полла эти, дэспота», архиерей же благословляет его). Певчие: «И о всех и за вся». По возгласе архиерея «И даждь нам единеми усты...» все в алтаре ему кланяются в ответ на его благословение, второй диакон исходит на амвон чрез северные двери и после благословения архиереем народа с солеи при возглашении «И да будут милости Великаго Бога...» говорит ектению «Вся святыя помянувше...». Есть обычай, что, когда архиерей прочитает молитву «Тебе предлагаем живот наш весь...», с правой стороны к престолу подходит в фелони священник-проповедник, целует престол (первенствующий иерей подает архиерею Крест, лежащий на правой стороне престола), Крест и руку благословляющего его архиерея, кланяется ему и отходит. Первенствующий принимает от архиерея Крест и, поцеловав его руку, полагает Крест на престол. После ектении архиерей возглашает: «Исподоби нас, Владыко...». Народ поет: «Отче наш...». Архиерей: «Яко Твое есть Царство...». Певчие: «Аминь». Архиерей благословляет народ руками, возглашая: »Мир всем». Певчие: «И духови твоему».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Александрийская Православная Церковь является членом Всемирного Совета Церквей, активно участвуя в экуменическом движении. Еще в 1926 г. Церковь при Патриархе Мелетии II перешла на новый стиль, тем не менее, она продолжает поддерживать братские отношения со всеми Православными Церквами. На территории Египта находится пять епархий: Александрийская архиепископия (с кафедрой в Александрии и Каире), Мемфисская епархия (Гелиополь-Каир), Леонопольская епархия (Исмаилия), Пелусийская епархия (Порт-Саид), Гермопольская епархия (Танда). В Конго расположена епархия Центральной Африки и всего Эквадора (Кишнаса), в Эфиопии – Аксумская епархия (Аддис-Абеба), в Тунисе – Карфагенская епархия (Северной Африки, Тунис), в Камеруне – Камерунская и Западноафриканская епархия (Яунде), в Уганде – Кампальская и Угандийская епархия (Кампала), в Кении – Кенийская и Иринопольская епархия (Найроби), в ЮАР – Йоханнесбургская и Преторийская епархия (Йоханнесбург) и Кейптаунская епархия (Кейптаун), в Судане – Хартумская и Суданская епархия (Хартум), в Танзании – Дар Эл Саламская епархия (Дар Эл Салам) и Букобская епархия (Букоба), в Зимбабве – Зимбабвийская епархия и Североафриканский экзархат (Хараре), на Мадагаскаре – Мадагаскарская епархия (Антананариву), в Нигерии – Нигерийская епархия (Лаос), в Гане – Ганская епархия (Аккра), в Замбии – Замбийская епархия (Лусака). Викарные епископы – Киринский (Патриарший Экзарх при Московском Патриархате), Вавилонский (наместник монастыря св. Георгия в Старом Каире), Нитрийский (Патриарший викарий в Каире), Нилопольский (Патриарший викарий в Александрии). 2.2.2. Предстоятель и Синод Александрийской Церкви Предстоятель Александрийской Православной Церкви Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII родился в 1949 г. в деревне Сихари, на Кипре. В 1966 г. он был направлен из монастыря Махерас на обучение в семинарию апостола Варнавы , которую закончил в 1969 г. В августе того же года он был рукоположен епископом Констанским Хризостомом (ныне архиепископ Кипрский) в сан диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3793. ПОПОВИЧ А. , прот. (Саратовская епархия). Некролог. – 1989, 1, 37. 3794. NOTEXIH В.М., прот. (Московская епархия). Некролог. – 1985, 5, 29. 3795. ПОХОЖАЙ Д.М., прот. (Орловская епархия). Некролог. – 1984, 3, 34. 3796. ПРИПУТНИКОВ В., свящ. (Смоленская епархия). Некролог. – 1987, 8, 44. 3797. ПРОВАДА А., прот. (г.Москва). Некролог. – 1988, 8, 47. 3798. ПРОТОПОПОВ Б.С., прот. (Московская епархия). Некролог. – 1985, 5, 30. 3799. ПРУДНИКОВ А., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1991, 2, 38. Р 3800. РАДИОНОВ А., прот. (Тульская епархия). Некролог/Прот. А. Родионов. –2000, 7, 71. 3801. РАИН П., прот. (г. Москва). Некролог/Прот. А. Тыщук. – 1995, 9–10, 44. 3802. РИЖКОВСКИЙ В., прот. (Волынская епархия). Некролог. – 1986, 7, 29. 3803. РОГОВСКИЙ В., прот. (Псковская епархия). Некролог. – 1987, 7, 38. 3804. РОЖАНОВИЧ П., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1986, 2,, 31. 3805. РОЖКОВ В., прот. (г.Москва). Некролог/Прот. В. Воробьев. – 1997, 11, 71. 3806. РОЗОВ К., протодиак. (г. Москва). Что сохранила память/Л. Розова. – 1989, 6, 16. 3807. РОМАНЕНКО А., прот. (Киевская епархия). Некролог. – 1989, 1, 35. 3808. РОМАНОВ Б., диак. (Ленинградская епархия). Некролог. – 1990, 11, 40. 3809. РОМАНЧУК В., прот. (секретарь Львовского епархиального управления). Некролог. – 1989, 11, 30. 3810. РУБИНИН В.А., прот. (Ленинградская епархия). Некролог. – 1984, 5, 37. 3811. РУДЕЦКИЙ М., прот. (Ставропольская епархия). Некролог. – 1986, 6, 35. 3812. РУДЬКО С., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1989, 1, 35. 3813. РУЖИЦКИЙ К., прот. д-р. (ректор МДА и С). (К 100-летию со дня рождения). Некролог/Прот. В. Смирнов. – 1989, 1, 15. 3814. РУНОВИЧ И., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1987, 10, 35. 3815. РЫБИН К.Е., прот. (Московская епархия). Некролог. – 1984, 12, 44. 3816. РЫЖКОВСКИЙ Н., прот. (Волынская епархия). Некролог. – 1988, 9, 64. 3817. РЯСЕНСКИЙ Н., прот. (Алма-Атинская епархия). Некролог. – 1987, 11, 45. С 3818. САБИНИН С., прот. Памяти протоиерея Стефана Сабинина. (Русский православный храм в Веймере, ГДР, (1789–1863)/Игум. Макарий. (В конце статьи имеется указатель трудов протоиерея С. Сабинина). – 1984, 4, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3684. ЛУШПЕНКО И., свящ. (Сумская епархия). Некролог. – 1988,, 1, 31. 3685. ЛЫЛОВ Г., свящ. (г.Москва). Некроло/Свящ Г. Полозов. – 1998, 1, 58. 3686. ЛЫСАЧЕНКО Б.Г., свящ. (Сумская епархия). Некролог. – 1984, 7, 39. 3687. ЛЮБЫХ Л., прот. (Алма-Атинская епархия). Некролог. – 1990, 1, 46. 3688. ЛЮЛЬКОВИЧ Г.П., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1985, 1, 36. М 3689. МАЗУР А., архидиак. (г.Москва). Юбилей архидиакона. – 1997, 1, 44. 3690. МАКАРЕВИЧ П., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1989, 2, 37. 3691. МАКОВ А.Н., прот. (Черниговская епархия). Некролог. – 1985, 9, 24. 3692. МАКСИМОВ А., прот. (г.Москва). Некролог/Иером. Максим (Рыжов). – 1998, 3, 44. 3693. МАЛАЙ А.С., прот. (Кишиневская епархия). Некролог. – 1985, 11, 63. 3694. МАЛАХОВ Г., прот. (Ставропольская епархия). Некролог. –993, 12, 115. 3695. МАЛИН В., протодиак. (Тамбовская епархия). Некролог. – 1988, 11, 36. 3696. МАЛОВ Л., прот. (Алма-Атинская епархия). Некролог. – 1988, 10, 44. 3697. МАЛЮКОВ Д.Д., свящ. (Тамбовская епархия). Некролог. – 1985, 8, 36. 3698. МАЛЮШИЦКИЙ И., прот. (г.Москва). Некролог/Свящ. В. Петкевич. – 1990, 5, 34. 3699. МАМИЧЕВ Н., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1988, 8, 49. 3700. МАНОШКИН В., свящ. (Ташкентская епархия). Некролог. – 1987, 4, 25. 3701. МАРГИТИЧ И., прот. (Приходы РПЦ в Канаде). Некролог/Прот. Д. Садовяк. – 1992, 10, XVI. 3702. МАРЧЕНКОВ В., прот. (г.Москва). Некролог/Свящ. А. Марченков. – 2000, 7, 61. 3703. МАСЮТЕНКО Н., прот. (Ташкентская епархия). Некролог. – 1988, 8, 45. 3704. МАТВЕЕВ С., свящ. (Горьковская епархия). Некролог. – 1989, 2, 37. 3705. МАТЕЕВИЧ А., свящ. Священник Алексий Матеевич – поэт и писатель Молдавии. (70 лет со дня кончины)/Прот.П. Бубуруз. – 1988, 10, 21. 3706. МАЦКЕВИЧ А. Н., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1984, 10, 22. 3707. МЕЛЕНЯКО П.С., протодиак. (г. Москва). Некролог. – 1984, 12, 44. 3708. МЕЛЕШКО В., прот. (Минская епархия). Некролог. – 1987, 7, 38. 3709. МЕЛКОЗЕРОВ А., прот. (Пермская епархия). Некролог. – 1989, 4, 27. 3710. МЕЛЬНИЧУК Ф., прот. (Корецкий Свято-Троицкий женский монастырь).Некролог/Прот. И. Богаченко. – 1998, 8, 56.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. Ист.-стат. описание церквей и приходов Нижнедевицкого у. Воронежской губ.//Там же. 1907. Вып. 6. С. 1-129. 2-я паг.; Вятская епархия: Церкви и приходы в Вятской епархии: (По клировым ведомостям 1872 г.)//Вятские ЕВ. 1873. Отд. духовно-лит. 1. С. 23-31; 2. С. 48-59; 3. С. 79-88; 4. С. 110-122; 5. С. 151-161; 6. С. 184-199; 7. С. 216-237; 8. С. 257-271; 9. С. 292-312; 10. С. 331-348; 11. С. 372-385; 12. С. 402-415; 13. С. 435-451; 14. С. 469-486; 16. С. 544-553; 17. С. 574-584; 18. С. 597-605; 19. С. 631-642; 21. С. 697-706; 22. С. 731-746; 23. С. 763-774; 24. С. 788-796; Кибардин Н. В., Шабалин В. И. Вятская епархия: Ист.-геогр. и стат. описание. Вятка, 1912; Гродненская епархия: Иосиф (Соколов), еп. Гродненский правосл.-церк. календарь, или Современное состояние правосл. Церкви в Гродненской губ. Гродна, 1893; он же. Гродненский правосл.-церк. календарь, или Православие в Брестско-Гродненской земле в кон. XIX в. Воронеж, 1899. 2 т.; Донская епархия: Кириллов А. А. Донская епархия в ее настоящем положении: (По стат. данным 1896 г.). Новочеркасск, 1896; Екатеринбургская епархия: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии/Ред.: Г. А. Усольцев. Екат., 1902; Енисейская епархия: Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск, 1916; Казанская епархия: Ист.-стат. описание церквей и приходов Казанской епархии. Каз., 1904, 1916. Вып. 3, 6; Камчатская епархия: Громов П. В., прот. Ист.-стат. описание камчатских церквей. [К., 1861]. Петропавловск-Камчатский, 2000; Костромская епархия: Беляев И., прот. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863; Литовская епархия: Извеков Н. Д., свящ. Стат. описание правосл. приходов Литовской епархии. Вильна, 1893; Минская епархия: Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864; Описание церквей и приходов Минской епархии. Мн., 1878-1879. 9 вып.; Могилёвская епархия: Могилёвская епархия: Ист.-стат. описание. Могилёв, 1905-1910. Т. 1. Вып. 1-3; Новгород-Северская епархия: Никодим [Алешковский], иером.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010