14:26). «Он Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам» (Иоан. 16:14). Итак, дело Святаго Духа одинаково с делом Христовым в том отношении, что Он будет возвещать апостолам тоже самое учение, какое они слышали от Христа. Вот почему Дух Святый именуется у апостола Павла «Духом Христовым» (1 Петр. 1:10). Это значит не то, что Он, как учит латинская церковь, исходит предвечно не от одного Отца, но вместе и от Сына, а то, что Он временно послан будет Христом к апостолам для научения и утешения их. Сам Христос ясно различает то и другое, говоря: «егда приидет Утешитель, Егоже Аз пошлю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Иоан. 15:26). Еслибы Дух предвечно по бытию исходил от Сына, как и от Отца, Христос не сказал бы о Духе, что Он исходит от Отца, а прибавил бы: и от Сына.    Союз Христа с верующими в Него, по слову апостола, получает силу от союза их со Святым Духом, так что кто не имеет Духа, тот и «не Христов», т. е. не христианин. Все верующие во Христа получают Святаго Духа в таинстве миропомазания. Со времени миропомазания верующие во Христа становятся храмами Святаго Духа. «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас, яко телеса ваша храм живущего в вас Святаго Духа суть, егоже имате от Бога и несте свои» (1 Кор. 3:16, 6:19). Горе тем, которые грехами своими осквернили этот храм. Дух Святый удалился от них с Своею благодатию. Она уже не проявляет в них своей спасительной силы, судя по тому, что они живут не по-христиански, ведут себя словно нехристи, так что ничем не отличишь их от некрещеных людей. И потому справедливо Апостол называет их чуждыми Христа, как людей, лишившихся благодати Святаго Духа. Она в них не действует. Душа их перестала быть храмом Святаго Духа и подверглась опасности сделаться жилищем бесов. Не будем, братие, доводить себя до такого состояния. Если же случится с кем это несчастие, да поспешит он возвратить благодать Святаго Духа посредством раскаяния, не теряя надежды, что Дух Святый, по милосердию к раскаявшемуся грешнику, снова водворится в душе его, очистит ее от всякия скверны и снова соделает ее достойною общения со Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

(17) Ведущему убо добро творити и не творящему, грех ему есть. - Опять заводит речь о суетной надменности, которая обыкновенно рождается от гордости, и, как бы заключая речь, говорит, что тщеславие есть зло. Если же оно зло, то происходит, без сомнения, от лукавого. Но тем, которые через святое крещение предали себя Господу, не следует принимать посеваемое лукавым. Прибавляет и сие: кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Опять вразумляет лжеучителей, чтобы не смели тому учить, чего не исполнят прежде сами, ибо блажен, сказано, не тот, кто научит, но тот, кто сотворит и научит (Мф. 5, 19); так как дела должны предшествовать словам, чем и возвещает праведник веру являемую. Ибо кто, говорит Господь, нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, то есть тому, над чем сам не трудился, тот малейшим наречется... а кто сотворит и научит, тот великим наречется (Мф. 5, 19). Посему и Сам Богочеловек сначала стал творить, а потом учить (Деян. 1, 1). Такая, по моему мнению, мысль и в сих словах: хвалящийся хвались Господом (1 Кор. 1, 31), то есть подобным Господу, в Нем имея учителя и пример. Сходно с тем и Давид говорит: о Господе похвалится душа моя (Пс. 33, 2), - не иное что говорит, как сие: желал бы я похвалиться тем, что хожу по заповедям Господним. ГЛАВА ПЯТАЯ (1) Приидите ныне богатии, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших грядущих на вы. - Бережливость и скупость богачей нередко заставляет их плакать. Но апостол заставляет их рыдать, то есть сильно плакать о том, что они собирают богатство свое на истление и не раздают его нищим, ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных. Посему и Приточник говорит: поели хлеб твой на лице воды (Еккл. 11, 1), то есть на мнимое разрушение и тление. Ибо так бывает с хлебом, бросаемым на воду: он не погибает, но разложением своим доставляет нам прохлаждение, - прохлаждение тогда, когда язык наш будет мучиться в тамошнем пламени. (2-3) Богатство ваше изгни, и ризы ваша молие поядоша. Злато ваше и сребро изоржаве, и ржа их в послушество на вас будет и снесть плоти ваша аки огнь; егоже снискасте в последния дни. - Гниение богатства, говорит, съедение одежд молью и ржавчина серебра и золота будут свидетельствовать против вас, обличая вас в том, что вы ничего не подавали. Посему и в последние дни, то есть в пришествие Господне, богатство ваше окажется как бы огнем, собранным на погибель вашу, что и испытал богач, упоминаемый в Евангелии. Аки огнь; егоже снискасте в последния дни - это нужно соединить со словами богатство ваше, чтобы речь имела такой вид: " богатство ваше, которое вы собрали, как огонь, и на земле тратили на удовольствия и расточали " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/280/...

18 Наставляя, наказал меня Господь, смерти же не предал меня. 19 Отверзите мне врата правды, вшед в ня исповемся Господеви. 19 Отворите мне врата правды, войдя в них, я прославлю Господа. 20 Сия врата Господня, праведнии внидут в ня. 20 Это – врата Господни, праведные войдут в них. 21 Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. 21 Я прославлю Тебя, ибо Ты услышал меня и сделался моим спасением. 22 Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: 22 Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: 23 от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. 23 от Господа это было, и дивно в очах наших. 24 Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. 24 Это день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный! 25 О, Господи, спаси же, о Господи, поспеши же. 25 О Господи, спаси же, о Господи, благопоспеши же! 26 Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня. 26 Благословен Грядущий во имя Господне, благословили мы вас из дома Господня; 27 Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых. 27 Бог – Господь, и Он явился нам! Устройте праздник среди толпящихся до рогов жертвенника! 28 Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе, Бог мой еси Ты, и вознесу Тя. Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. 28 Бог мой Ты, и я прославлю Тебя, Бог мой Ты, и превознесу Тебя: я прославлю Тебя, ибо Ты услышал меня и сделался моим спасением. 29 Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. 29 Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Слава: Слава: По 16й кафисме, Трисвятое по Отче наш: После кафизмы 16 Трисвятое по Отче наш: Таже тропари, глас 1: Ин мip тебе, душе, ожидает,/и Судия хощет твоя обличити тайная и лютая./Не пребуди убо в здешних,/но предвари вопиющи Судии:/Боже, очисти мя и спаси мя. Тропари, глас 1 Иной мир тебя, душа, ожидает,/и Судия намерен обличить дела твои тайные и злые./Не пребудь же погружённой в земное,/но прежде конца воззови к Судии:/“Боже, очисти меня и спаси меня!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/psalms/

19 и трубному звуку, и гласу глаголгол, егоже слышавшии отрекошася, да не приложится им слово, 20 не терпяху бо повелевающаго: аще и зверь прикоснется горе, камением побиен будет: 21 и тако страшно бе видимое, моисей рече: пристрашен есмь и трепетен. 22 Но приступисте к сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам ангелов, 23 торжеству и Церкви первородных на небесех написанных, и судии всех Богу и духом праведник совершенных, 24 и к ходатаю завета новаго Иисусу и крови кропления, лучше глаголющей, нежели авелева. 25 Блюдите (же), да не отречетеся глаголющаго. Аще бо не избежаша они отрекшиися пророчествующаго на земли, множае паче мы отрицающиися небеснаго, 26 егоже глас землю тогда поколеба, ныне же обетова, глаголя: еще единою аз потрясу не токмо землею, но и небом. 27 А еже еще единою, сказует колеблемых преложение, аки сотворенных, да пребудут, яже суть неподвижимая. 28 Темже Царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу с благоговением и страхом, 29 ибо Бог наш огнь поядаяй (есть). Глава 13 1 Братолюбие да пребывает: 2 страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще нецыи странноприяша ангелы. 3 Поминайте юзники, аки с ними связани: озлобляемыя, аки и сами суще в теле. 4 Честна женитва во всех и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог. 5 Не сребролюбцы нравом, доволни сущими. Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити: 6 яко дерзающым нам глаголати: Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек? 7 Поминайте наставники вашя, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере (их). 8 Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. 9 В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, (а) не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них. 10 Имамы (же) олтарь, от негоже не имут власти ясти служащии сени. 11 Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

1Кор.15:13 .  Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. «Аще же воскресения мертвых несть, то ни Христос воста». Если невозможно одно, то не было и другого, потому что Владыка Христос имел тело. 1Кор.15:14 .  А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. «Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша». Если подлинно Христос не воскрес, то напрасно мы проповедуем со множеством для себя опасностей, напрасно и вы веруете проповеданному. 1Кор.15:15 .  Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают. «Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, егоже не воскреси». Мы подлежим наказанию за клевету, осмелившись утверждать, что Бог воскресил Христа, «Егоже не воскреси». Потом Апостол снова повторяет те же слова с намерением многими умозаключениями утвердить веру в воскресение и говорит: 1Кор.15:16 .  Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. 1Кор.15:17 .  А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. «Аще бо мертвии не востают, ни Христос воста. Аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших». Ибо образом Владычней смерти служит крещение; но излишен образ, если не приводит к отпущению грехов. Посему бремя грехов еще на нас. Сието и присовокупил Апостол к сказанному выше, что «Христос умре грех наших ради, по Писанием» ( 1Кор.15:3 ). 1Кор.15:18 .  Поэтому и умершие во Христе погибли. «Убо и умершии о Христе погибоша». Напрасно, по-видимому, умерщвлены за исповедание Христово добродетельные мученики и хотя с усердием подъяли подвиги, но венцов не прияли, потому что если нет воскресения, то нет и возглашения о победе. 1Кор.15:19 .  И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. «[И] аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы». Ибо проходим жизнь среди опасностей всякого рода, томимые голодом, терпя непрестанно обиды, переходя из темницы в темницу по вселенной, не имея приюта, скитаясь, борясь с непрестанными треволнениями. Но не то с нами в самом деле, потому что поддерживает нас добрая надежда, и в Воскресении Спасителя нашего имеем залог нашего воскресения. Сие и присовокупил Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Тим.6:14 .  Соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа. «Соблюсти тебе заповедь», то есть сие самое, о чем пишу. «Нескверну, незазорну, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа», то есть, оное имея в виду и оного ожидая, к Божественному учению не примешивай чуждого. 1Тим.6:15 .  Которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих. «Еже во своя времена явит блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих,» 1Тим.6:16 .  Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. «Един имеяй безсмертие и во свете живый неприступнем, егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может: Ему же честь и держава вечная, аминь». Тем, что свойственно и принадлежит Богу, Апостол подтверждал учение о воскресении, о суде и о воздаяниях. Ибо, во-первых, показал непреложность Божию, наименовав Бога блаженным, потому что блаженный по естеству не допускает никакого изменения. Потом показал могущество; ибо говорит: «един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих». После сего негиблемость: «един имеяй безсмертие». Сверх того, по невозможности исследовать самое естество, указал на свет окрест сего естества; ибо говорит: «во свете живый неприступнем». Но сие неприложимо к Богу; естество Его неописуемо, а если живет Он во свете, то описуется светом. Впрочем, Апостол, сколько возможно, песнословит Его и простирает взор, сколько он может достигать. Если окрест Его неприступный свет, то как возможно увидеть Его? Почему присовокупил: «Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может». 1Тим.6:17 .  Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения. «Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее». Обладание богатством недостоверно: то приходит оно к одному, то переходит к другому; имея многих господ, не служит достоянием ни одного. Но Апостол по необходимости употребил разделение. Ибо есть богатые будущего века, обладающие пребывающим и постоянным богатством.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

21:36), т.е. обольстителей и всех вообще бедствий. Мф.24:43.   Сие же ведите, яко аще бы ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдел убо бы и не бы дал подкопати храма своего . Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Стражей называется четвертая часть ночи, как и в других местах мы говорили. Приточно здесь говорит, что если бы человек знал, когда именно настанет конец его жизни, то, конечно, он в это время бодрствовал бы и не погиб бы. Но потому-то Бог и не открыл ни всеобщей кончины, ни кончины каждого в отдельности, чтобы люди не бодрствовали в одно только это время, а во все остальное жили худо, но чтобы, не зная конца, всегда его ожидали, всегда были готовы. Мф.24:44.   Сего ради и вы будите готовы: яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет …, Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий… потому, что не знаете времени. Относительно кончины всего мира известно, что тогда Господь придет, — а относительно кончины каждого некоторые говорят, что при смерти каждого христианина предстоит Господь со святыми Ангелами, и тогда же душа дает ответ; некоторые же частным пришествием Его называют повеление душе отделиться от тела. Напомнив о будущем Суде, обращает Свою речь к учителям и говорит: Мф.24:45.   Кто убо есть верный раб и мудрый, егоже поставит господин его над домом своим, еже даяти им пищу во время (их) . Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя?: Домом ( θεραπεια , — служение, а потом — прислуга, рабы) называет служащих, т.е. рабов Божиих, а пищей — пищу духовную, учение. Мф.24:46.   Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща , Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; так, как он повелел. Мф.24:47.   Аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его . истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Поставит его на высокую должность, будет считать его достойным всего своего имения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

21:36), т.е. обольстителей и всех вообще бедствий. Мф.24:43. Сие же ведите, яко аще бы ведал дому владыка, в кую стражу тать приидет, бдел убо бы и не бы дал подкопати храма своего.Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.    Стражей называется четвертая часть ночи, как и в других местах мы говорили. Приточно здесь говорит, что если бы человек знал, когда именно настанет конец его жизни, то, конечно, он в это время бодрствовал бы и не погиб бы. Но потому-то Бог и не открыл ни всеобщей кончины, ни кончины каждого в отдельности, чтобы люди не бодрствовали в одно только это время, а во все остальное жили худо, но чтобы, не зная конца, всегда его ожидали, всегда были готовы. Мф.24:44. Сего ради и вы будите готовы: яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет…,Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий…    потому, что не знаете времени. Относительно кончины всего мира известно, что тогда Господь придет, — а относительно кончины каждого некоторые говорят, что при смерти каждого христианина предстоит Господь со святыми Ангелами, и тогда же душа дает ответ; некоторые же частным пришествием Его называют повеление душе отделиться от тела. Напомнив о будущем Суде, обращает Свою речь к учителям и говорит: Мф.24:45. Кто убо есть верный раб и мудрый, егоже поставит господин его над домом своим, еже даяти им пищу во время (их).Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя?:    Домом (θεραπεια , — служение, а потом — прислуга, рабы) называет служащих, т.е. рабов Божиих, а пищей — пищу духовную, учение. Мф.24:46. Блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща,Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;    так, как он повелел. Мф.24:47. Аминь глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его.истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.    Поставит его на высокую должность, будет считать его достойным всего своего имения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

22 Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: 22 Камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла: 23 от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. 23 От Господа было это, и дивно в очах наших. 24 Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. 24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный. 25 О! Господи, спаси же, О! Господи, поспеши же. 25 Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же! 26 Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня. 26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословили мы вас из дома Господня. 27 Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых. 27 Бог — Господь и явился нам. Соберитесь на праздник многолюдными толпами, (доходящими) до рогов жертвенника. 28 Бог мой еси ты, и исповемся тебе: Бог мой еси ты, и вознесу тя: исповемся тебе, яко услышал мя еси и был еси мне во спасение. 28 Ты — Бог мой, и я буду славить Тебя. Ты — Бог мой, и я буду превозносить Тебя. Буду исповедаться Тебе, ибо Ты услышал меня и был мне спасением. 29 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. 29 Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его.   Призыв всех к общей благодарности Богу за непрерывные Его милости. — Почему многие из людей не видят этих милостей? — Божественное милосердие к страждущему и вследствие этого уверенность последнего в своей безопасности. — Тщетность надежды на людей, хотя бы они были знатны и сильны. — Испытанная Псалмопевцем божественная помощь во время наибольшей опасности и прославление Господа за избавление от смерти, служившее прообразом нашего воскресения. — Благотворное действие посылаемых Богом бедствий. — « Камень, которым пренебрегли строители… » — Не малая добродетель — с радостью принимать благодеяния Божии. — « Бог — Господь и явился нам ». — Что значит: « соберитесь на праздник многолюдными толпами »? — Призыв к прославлению Господа ради Его величия.   « Аллилуия. Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его » (ст. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

24) Некогда сказал Иисусу Христу Иоанн: Наставник мы видели человека, Именем Твоим изгоняющаго бесов, и запретили ему, потому, что он не ходит с нами; Господь на сие ответствовал; не браните ему, никтоже бо есть, иже сотворит силу о имени моем, и возможет вскоре злословити Мя: иже бо несть на вы, по вас есть; и далее: всяк сад, егоже не насади Отец мой искоренится 178 . 25) Некогда Иисус Христос проходил по городам и селениям уча и направляя путь к Иерусалиму; здесь некто сказал Ему: не ужели мало спасающихся? Господь на сие ответствовал: подвизайтесь внити сквозь тесныя врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити и не возмогут, отнележе возстанет дому владыка, и затворит двери, и начнете вне стояти, и ударяти в двери, глаголюще: Господи, Господи, отверзи нам; и отвещав речет вам: не вем вас откуду есте; тогда начнете глаголати: ядохом пред Тобою, и пихом, и на распутиих нагиих учил ecu и речет: не вем вас откуду есте; отступите от Мене еси делателие неправды, ту будет плач и скрежет зубом 179 . 26) Когда Иисус Христос исцелил в субботу разслабленнаго при овчей купели, то Фарисеи на Него за сие вознегодовали; Господь обличая их злобу сказали им: Отец мой доселе делает, и Аз делаю; сии слова увеличили негодование так, что некоторые хотели Его убить, поскольку Он именовал себя равными Богу; Господь желая показать им, что Он есть истинный Бог, и что к Нему относились все ветхозаветные пророчества рек: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующа о Мне, и далее: аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне, о мне бо той писа 180 . 27) Когда Иисус Христос насытил 5000 пятью хлебами и двумя рыбами, и потом прибыл в Капернаум, здесь некоторые вопросили Его: что нам делать, чтобы мы могли творить дела Божии? Господь ответствовал: се есть дело Божие, да веруете в Того, егоже посла Он, и далее: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын человеческий вам даст, и далее: Аз есмь хлеб животный: грядый ко Мне, не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010