3 . Великая среда. Ночь на среду Господь провел в Вифании, в доме Симона прокаженного. Здесь некая жена-грешница омыла слезами и помазала принесенным с собою драгоценным миром ноги Спасителя. Сам Господь сказал в ответ на возмущение Иуды из-за «напрасной» траты ценного состава, что женщина тем самым приготовила Его Тело к погребению. Иуда же, вынашивающий преступное намерение предать Учителя и Господа в руки синедриона, укрепился в своем намерении и вечером предал Христа иудейским старейшинам, получив за это 30 сребреников ( Мф. 26; 6–16 ). В первые три дня Страстной седмицы на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется особый тропарь 8-го гласа: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». После канона поется особый ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». В понедельник Страстной седмицы начинается чин мироварения. После того как Патриархом прочитываются молитвы на начало чина, миро доводят до кипения и варят его, постоянно перемешивая, в течение трех дней – до утра Великой среды. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом за Божественной литургией Великого Четверга. Великий Четверг Великий Четверг (Четверток) – день, когда Христом на Тайной Вечере было установлено важнейшее христианское Таинство Евхаристии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26; 26–29 ). В этот день вспоминается также, как Христос омыл ноги Своим ученикам, как Он молился о Чаше в Гефсиманском саду (Гефсиманское моление) и был предан Иудой в руки первосвященников, был судим ими и прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Эти воспоминания составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

5, 20). Посему Сын — истинный Бог и прежде нежели соделался человеком, и после того, как стал Ходатаем Бога и человеков, человеком Иисус Христом. Это значат слова: Егоже послал еси Иисус Христа, Который в единении со Отцем по духу, а с нами по плоти, и таким образом стал Ходатаем Бога и человеков. Один и тот–же есть не просто человек, но и Бог, как говорит и Иеремия: Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе (Варух. 3, 36–38). Когда же поживе с человеки? не тогда ли, как подобно им родился от жены, был младенцем, возрастал, вкушал пищу? И в другом месте говорит Иеремия: глубоко сердце Ему паче всех, и человек есть, и кто познает Его (Иер. 17, 9)? А подобно сему и Исаия говорит: яко Отроча родися нам, и Сын дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, князь мира, Отец будущаго века (Иса. 9, 6); и в другом месте: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Матф. 1, 23; Иса. 7, 14). Итак, Родившийся от Девы и Соделавшийся человеком от Богородицы Марии есть Бог. И еще в другом месте говорит Исаия: и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты (Иса. 53, 2). Ибо Его же видел он прежде в божеском и преславном образе, седящаго на престоле высоком и превознесенном, и славословимаго Серафимами, которые взывали: свят, свят, свят Господь Саваоф (Иса. 6, 3); а после сего видит Его приявшаго зрак раба и в подобии человеческом. Потому говорит: видехом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче есех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь, яко отвратися лице Его, безчестно бысть, и не вменися. Сей болезни наша носит, и о нас болезнует, и мы вменихом Его быти в труде, и в язве, и во озлоблении. Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша (Иса. 53, 2–5); и в другом месте говорит о Нем: се Бог наш суд воздает, и воздаст, Той приидет и спасет нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

80 . Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста: зане велие имя Мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель ( Мал.1:11 ). 81 . Уста священника да сохранят разум ведения, и закона взыщут от уст его: яко Ангел Господа Вседержителя есть ( Мал.2:7 ). 82 . Не Отец ли един всем вам; не Бог ли един созда вас; что яко остависте кийждо брата своего, осквернити завет отец ваших ( Мал. 2:10 ). 83 . Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим: и внезапу приидет в церковь Свою Господь, егоже вы ищите, и Ангел завета, егоже вы хощете: се, грядет, глаголет Господь Вседержитель ( Мал.3:1 ). 84 . И кто стерпит день пришествия Его; и кто постоит в видении Его; зане Той входит яко огнь горнила и яко щелок очищающий ( Мал.3:2 ). 85 . Ибо Я – Господь, Я не изменюсь, обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам; не открою ли Я для вас хлябий небесных и излию вам благословение Мое, и плоды земные, и виноградная лоза не изнеможет ( Мал.3:611 ). 86 . Пред Лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и благоговеющих пред именем Его. И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему ( Мал.3:17 ). 87 . Яко, се, день грядет горящ, пылающий яко пещь, и попалит я, и будут вси иноплеменницы и вси творящии беззаконная яко стеблие (солома): и возжжет я день Господень грядый, глаголет Господь Вседержитель, и не останется от них корень ниже ветвь. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные ( Мал.4:12 ). 88 . Помяните закон Моисея раба Моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания. И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец ( Мал.4:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

8:8), вследствие чего «и вси людие зряху глас Божий» (Исх. 20:18); то слово Господне обращается собственно к тем, которые умом видят Бога, которых Он избавил от земли египетской и от власти фараона, (чтобы они не находились в порабощении глине и соломе, строя города египетские) и которых Он признал из всех племен земли, как говорит апостол: «ныне же познавше Бога, паче же познани бывше от Бога» (Гал. 4:9), и в другом месте: „кто не знает, тот не будет признан (1 Кор. гл. 14)“. Таким образом не всех признает Бог, а тех, которые достойны этого, как говорит Он в Евангелии: «отступите от Мене вси делателие неправды, не вем вас» (Лук. 13:27). Так как они делатели неправды, то Бог не признает их. Поэтому же Он говорит: так как одних вас признал Я и принимал за своих, то посещу вас за все беззакония ваши. «Егоже бо любит Господ, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12:6). И прекрасно сказал: «посещу», а не «накажу», потому что наказание Божие есть посещение и врачевание. И за все, говорит, беззакония или грехи ваши посещу вас, чтобы ничто не осталось без наказания и чтобы все получило исцеление. Ам.3:3—8. Пойдут ли двое вместе, не согласившись между собою? Заревет ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи? Подаст ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Попадет ли птица в петлю на земле, если нет птицелова? Поднимется ли с земли петля, когда ничего не попало в нее? Трубит ли в городе труба, и народ не испугался бы? Бывает ли в городе зло, которое бы не Господь попустил» (non fecit)? «Ибо Господь Бог ничего не соделает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам. Лев начнет рыкать: кто не устрашится? Господь Бог сказал, и кто не будет пророчествовать? LXX: Пойдут ли двое совершенно вместе, не зная себя? Заревет ли лев в дубраве своей, не имел перед собою добычи? Подаст ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Упадет ли птица на землю, если нет птицелова? Спадет ли петля на землю, когда ничего не попало в нее? Трубит ли в городе труба, и народ не испугался бы? Бывает ли в городе зло, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не соделает, не сообщив об этом в откровении рабам Своим, пророкам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

9 А хотящии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубителство и погибель: 10 корень бо всем злым сребролюбие есть, егоже нецыи желающе заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим. 11 Ты же, о, человече Божий, сих бегай: гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость: 12 подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси, и исповедал еси доброе исповедание пред многими свидетели. 13 Завещаваю ти пред Богом оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетелствовавшим при понтийстем пилате доброе исповедание: 14 соблюсти тебе заповедь нескверну и незазорну, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, 15 еже во своя времена явит блаженный и един сильный, Царь царствующих и Господь господствующих, 16 един имеяй безсмертие и во свете живый неприступнем, егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может: емуже честь и держава вечная. Аминь. 17 Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающаго нам вся обилно в наслаждение: 18 благое делати, богатитися в делех добрых, благоподатливым быти, общителным, 19 сокровищующе себе основание добро в будущее, да приимут вечную жизнь. 20 о, тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума: 21 о немже нецыи хвалящеся, о вере погрешиша. Благодать с тобою. Аминь.   Второе послание к Тимофею Глава 1 1 павел, апостол Иисус Христов волею Божиею, по обетованию жизни, яже о Христе Иисусе, 2 тимофею возлюбленному чаду: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса Господа нашего. 3 Благодарю Бога, емуже служу от прародителей чистою совестию, яко непрестанную имам о тебе память в молитвах моих день и нощь, 4 желая видети тя, поминая слезы твоя, да радости исполнюся, 5 воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерней вере, яже вселися прежде в бабу твою лоиду и в матерь твою евникию: известен же есмь, яко и в тебе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

LXX: Производил Я среди вас истребления, подобно тому как Бог истребил Содому и Гоморру, и вы стали, как головня, выхваченная из огня, и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь.    После того как Он послал смерть на пути египетском, и поразил юношей их мечем, и истребил коней и сделал то, что смрад от стана поднимался в ноздри их, и они при всем том не обратились к Нему; то последним средством исправления по отношению в десяти коленам, еретикам и всем грешникам служит то, что Бог производит среди них истребления, подобно тому, как Он истребил Содому и Гоморру. Когда среди них будут совершаться истребления, подобно тому как в Содоме и Гоморре, которым они были подобны по преступлениям, и божественный огонь истребит у них здания зла, то сами они спасутся, как головня, выхваченная из огня. И как Лот, при истреблении Содома, спасся, утратив имущество и часть своего тела, под которою мы разумеем жену (Быт. гл. 19), так и все они, утратив богатство содомлян, спасутся сами нагими, согласно с тем, что мы читаем у апостола: «егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет. А егоже дело сгорит, отщетится, сам же спасется, такожде якоже огнем» (1 Кор. 3:14—15). Таким образом кто спасается среди огня, тот выхватывается из огня, как головня. Такого рода людей Господь обличал в Евангелии, говоря: «аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Иоанн. 8, 39). И Иоанн Креститель им говорил: «рождения ехидиова, кто сказа вам бежати от будущего гнева? Сотворите убо плод дотоин» (или плоды достойные) покаяния. И не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама; глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму» (Матф. 3:7—9). Потому и среди Израиля и среди всех еретиков, как имевших дела Содома и Гоморры, производятся истребления, как в Содоме и Гоморре, чтобы они спаслись подобно головне, выхваченной из огня. Это именно означают и слова пророка: „Содома возвратится в прежнее состояние свое (Иезек. 16:55)“, так что тот, кто по своим порокам стал содомлянином, возратится в прежнее свое состояние, когда в нем сгорят дела Содомы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Попускает болезни Бог человеку по самым разнообразным причинам, но они все входят в действия Его благого Промысла о человеке — все являются следствием любви Божией к человеку, как учит о сем Слово Божие: «Егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Притч. 3:12). И даже еще больше: если кто всю жизнь только благодушествует и благоденствует, не подвергаясь никаким скорбям и болезням, то это даже плохой признак: значит, Господь от него отступился: настолько он уже погряз во зле, что его ничем не исправить и не направить на путь истины.     «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, котораго бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны»  (Евр. 12:7—8).    Великий подвижник христианской древности преп. Исаак Сирианин говорил: «Невозможно приблизиться к Богу без скорби; без нея и праведность человеческая не сохраняется неизменной»  (Творения, стр. 90).    Вот, следовательно, для чего Бог попускает болезни и праведникам!    Он же дальше говорит: «Ибо невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась с нами печаль, тело не изнемогало бы в болезнях... »  (стр. 152).     «Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходит на небо, живя прохладно. Богу неугодно, чтобы безпечным был тот, кто Ему предал себя всем сердцем. А из сего познается, что под Божиим он Промыслом, когда Бог непрестанно посылает ему печали»  (стр. 155).    «Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мip гордится роскошью и покоем» (стр. 161).    Ясно отсюда, что болезни не просто только наказание за грехи, но и знак особой милости Божией, а кто живет в роскоши и наслаждается покоем и полным благополучием — это плохой знак!    Кроме того важно знать и следующее. Как учит возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов,«если мы говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас»  (1 Иоан. 1:8). Всякая праведность человеческая весьма относительна, ибо нет человека, который был бы вполне свободен от греха, а потому попускаемые нам Богом болезни духовно для нас полезны, ибо по словам св. Апостола Петра, «страдающий плотию перестает грешить»  (1 Петр. 4:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Св. Афанасий великий: «Блаженный Павел не разделяет Троицы, напротив учит о единстве Ее, когда, говоря Коринфянам о духовных дарах, возводит все к единому Богу Отцу, как главе, следующим образом: разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех (1 Кор. 12:4—6). Ибо что разделяет Дух каждому, то подается каждому от Отца чрез Слово: все, принадлежащее Отцу, принадлежит и Сыну; потому и дарования, подаваемые от Сына в Духе, суть вместе дарования Отца. Равным образом, когда Дух в нас пребывает, тогда и Слово, давшее нам Духа, в нас пребывает, а в Слове и Отец, и исполняется сказанное: приидем к нему (Я и Отец) и обитель у него сотворим (Иоан. 14:23). Ибо где свет, тем и сияние, а где сияние, тем вместе и действие его и благотворность. Этому научает тот же Павел во втором послании к Коринфянам словами: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми (13, 13). Благодать и дар, подаваемый Троицею, дается от Отца чрез Сына в Духе Святом. Ибо как благодать подается нам от (κ) Отца чрез (δια) Сына; так и сообщение нам даяния возможно только в (ν) Духе Святом. Приявши его, мы имеем и любовь Отца, и благодать Сына, и общение самого Духа».    В частности, как в св. Писании, так и в писаниях учителей Церкви -    1. Отец представляется источником нашего освящения. От Него Спаситель первоначально ниспослал на землю Духа Святого: и аз умолю Отца, говорил Христос ученикам пред вознесением своим на небеса, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век (Иоан. 14:16); Утешитель же, Дух Святый, егоже послет Отец во имя мое, той вы научит всему (- 26); егда приидет Утешитель, егоже аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетелъствует о мне (15, 26). От Него же, Отца, прежде всего, производят Апостолы и все последующие раздаяния благодатных даров верующим: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; Еф. 1:2; Кол. 1, 3 и др.); или: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего, и Христа Иисуса Господа нашего (1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2; Тит. 1:4), — выражались обыкновенно Апостолы в своих благожеланиях Христианам. В сам-то смысле должно понимать и слова Христовы: никтоже может приити ко мне, аще не Отец, пославый мя, привлечет его (Иоан. 6:44).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Арсения, Митроп. Киевского.   Почему именно в сей день, а не в другой какой-либо благоугодно было Богу ниспослать Пресвятого Духа на Апостолов? — Причина того заключается в таинственном сближении прообразования с истиною прообразуемою. Закон Моисеев был, по намерению Божию, прообразовательною сенью закона духовного, христианского: сень бо имый, говорит Апостол, закон грядущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10, 1). О даровании человеческому роду сего второго совершительного закона ясно и неоднократно предсказано было через пророков — Иеремию (31, 33), Иезекииля (11, 20) и Захарию (8, 7), о чем вспоминая, апостол Павел в послании к евреям пишет: укоряя бо их глаголет: се дние грядут, глаголет Господь, и совершу на дом Израилев и на дом Иудов завет нов: не по завету, егоже сотворих отцем их, яко сей завет, егоже завещаю дому израилеву по оных днех, глаголет Господь, дая законы Моя в мысли их и на сердцах их напишу их: и буду им Бог, и тии будут Мне людие. Зане милостив буду неправдам их, и грехов их и беззаконий их не имам помянути ктому. Внегда же глаголет, нов, объясняя сии пророческие слова, прибавляет Апостол, обветши перваго: а обветшавающее и состаревающееся, близ есть истления (Евр. 8, 8-13). Значит, существенное отличие сего нового закона от прежнего будет состоять в том, что он свойства совершенно примирительного между Богом и человеком, ибо Бог обещает в нем забыть все их неправды. и беззакония и стать для них Отцом, а их нарещи своими людьми, между тем, как прежний закон был свойства обличительного и обвинительного: Вемы же, говорит Апостол, яко елика закон глаголет, сущим в законе глаголет: да всяка уста заградятся, и повинен будет весь мир Богови. Зане от дел закона не оправдится всяка плоть пред Ним: законом бо познание греха (Рим. 3, 19, 20); во-вторых — в том, что он, по выражению Апостола, написан не чернилами и не на скрижалех каменных, как прежний, но Духом Бога жива, и на скрижалех сердца плотяных (2 Кор. 3, 3), — в самых мыслях и чувствах: ибо в пророческом слове Господь глаголет: по днех онех сей завет дому израилеву дал законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди (Иер. 31, 33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Архиепископ Запорожский Лука призвал паству к посту и молитве в дни политического кризиса 21 января, 2014. Новостная служба Распоряжение архиерея будет исполняться до умиротворения в городе Киеве. 21 января. В дни политического кризиса в Украине архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука призвал паству к посту и молитве. В распоряжении правящего архиерея, опубликованном на сайте Запорожской епархии , духовенству благословляется по окончанию Божественной литургии совершать последование «Молебного пения о умножении любви», после чего оглашать пастве обращение правящего архиерея. Кроме того, архиепископ Лука благословил паству по силам и разумению взять на себя подвиг поста в эти дни. Распоряжение архиерея будет исполняться до умиротворения в городе Киеве. На сайте епархии также опубликовано обращение архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки к верующим: «Возлюбленные о Господе братия и сестры! В эти святые дни великого праздника Богоявления и Крещения Господа нашего Иисуса Христа, вновь и вновь хочу повторить вам Евангельские слова молебного пения об умножении любви, возносимого во всех храмах нашей Церкви в дни Рождественского поста:  « Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, лож есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити?» (Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?)(Ин.4:20). Призывая помощь Божию будучи в скорби, обращаясь к Нему с просьбой укрепления нас в борьбе с нашими немощями, мы лишь просим, просим и просим. И Он отвечает каждому из нас по вере нашей. Господь многомилостив, и являет Собой неиссякаемый источник любви, но почему же мы не хотим ответить Ему тем же – показать явно свою любовь к Господу через всепрощающую любовь к своим братиям и сестрам? Еще звучит в сердцах благовест о Боговоплощении, о той спасительной жертве, которую принес Господь, родившись от Пречистой Девы, чтобы принять на себя страдание за наши грехи, а в дни Святого Богоявления, в Церкви мы слышим призыв Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2), но ненависть друг ко другу продолжает овладевать сердцами нашими. Более того, чтобы возводить напраслину, мы уже не сдерживаем своего гнева!

http://pravmir.ru/arxiepiskop-zaporozhsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010