Прямая рукописная традиция этого перевода включает 4 типа рукописей: a) Рукописи XIII-XVIII вв., содержащие т. н. «Книгу повествований» на Книгу Иова. «Книга повествований» как жанр арм. лит-ры представляет собой краткое исагогико-экзегетическое произведение, содержащее введение к той или иной книге Библии с выдержками из святоотеческих комментариев. Автором введения на Книгу Иова является Григор , сын Абаса (XII-XIII вв., см.: Ачарян Р. Словарь армянских личных имен: В 5 т. Бейрут, 1972. Т. 1. С. 569-570 (на арм. яз.)), к-рый дает краткое резюме пролога 1-й гомилии И. И. и толкование на Иов 1. 1. Составление подобных резюме, с одной стороны, свидетельствует о том, что в древней арм. лит-ре или существовал некий полный перевод «Комментария на Книгу Иова», к-рый автор сокращенного пересказа стремится изложить сжато, или имелся доступ непосредственно к греч. оригиналу этого Комментария. Содержащиеся в рукописи резюме не являются в строгом смысле слова произведениями И. И., а лишь их адаптацией, пересказом, более или менее следующим тексту И. И., сокращающим фразы, пропускающим слова, иногда с добавлениями, но тем не менее с сохранением общей последовательности мысли автора. б) Ркп. Surb Nšan. 153, XII в. (ныне утеряна), содержавшая резюме 1-4 гомилий; 1-й арм. флорилегий на Книгу Иова. Текст И. И. имеет заглавие «Комменарий на Иова Исихия Иерусалимского». За ним следует фрагмент комментария Степаноса Сюнеци, по прозвищу Имастасер (2-я пол. VII в.- 735), и текст толкования на Иов 38-39, известного в арм. традиции под названием «Кто есть сей?» (арм. - по первым словам Иов 38). Это произведение, приписываемое обычно либо Хамаму Аревелци (825?-890?), либо Григору Нарекаци (ок. 950-1003 или 1011), цитирует мн. места из гомилий И. И. на Книгу Иова. В наст. время авторство указанных двух лиц все чаще подвергается сомнению. По мнению Ш. Рену, «Кто есть сей?» скорее всего является переводом с греч. языка несохранившейся гомилии И. И. на Иов 38-39 ( Renoux. 1971. P. 235, 303). В ркп.

http://pravenc.ru/text/674956.html

Особенно тяжелым оказался 1439 год, когда в результате нашествия мусульман мон-рь был полностью разграблен. В XVI в. в мон-ре были проведены восстановительные работы; для этой цели в 1517 г. настоятель еп. Тадеос собрал пожертвования. В 1555 г. настоятель Карапет Багишский пристроил к ц. св. Апостолов 4-колонный прямоугольный притвор. В 1597 г. архим. Барсег построил мельницу. В 1609 г. ц. св. Апостолов была отремонтирована, укреплены стены. Колокольня мон-ря была построена архим. Ованом в 1791 г. В 1888 г. в мон-ре была открыта начальная школа. В нояб. 1901 г. мон-рь принял участие в борьбе арм. народа против турок. Здесь нашла убежище группа из 25 добровольцев, спустившихся с гор Сасуна, во главе с Андраником и Геворгом Чаушем. Осадившие мон-рь турки потребовали выдать спасавшихся там партизан, но зимней ночью партизанам удалось выйти из окружения, облачившись в белые саваны. Во время геноцида армян, в 1915 г., мученически погибли настоятель мон-ря Ован Мурадян и вся братия. Многочисленные памятники истории и культуры были варварски уничтожены, хранилища рукописей и церковная утварь разграблены. Из сокровищ мон-ря удалось спасти рукопись Мушского гомилиария и резную дверь ц. св. Апостолов, сделанную мастером Лукой и являющуюся одним из лучших образцов прикладного искусства средневек. Армении. После неск. переездов по Европе и Кавказу в 1921 г. она была привезена в Ереван и хранится в Ереванском Историческом музее. Ист.: Карапет Лусарарян. Гавазанагирк: Книга очередности католикосов, или Хронологический список католикосов. Иерус., 1912 (на арм. яз.); Ован Мамиконян. История Тарона. Ер., 1989 (на арм. яз.); Геноцид армян в Османской империи, 1915: Свидетельства выживших очевидцев: Сб. док-тов/Сост.: А. Вирабян, Г. Авакян. М., 2015. Лит.: Саргисян Н. Топография Великой и Малой Армении. Венеция, 1864 (на арм. яз.); Бенсе (Мовсисян С.). Буланех, или Провинция Нарк/Ред.: Е. А. Лаляан. Тифлис, 1901 (на арм. яз.); А-До. Вилайеты Вана, Битлиса и Эрзрума. Ер., 1912 (на арм. яз.); Цицикиан М.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

С мученичеством апостола Фаддея были знакомы уже авторы V в. Павстос Бузанд, Агатангехос, Мовсес Хоренаци (см.: Г. Мелконян. Из истории армяно-сирийских отношений. Ереван, 1970; на арм. яз.). Апокрифическое сказание о Варфоломее, имеющееся также у других народов, было известно Мовсесу Хоренаци, который в своем сочинении «Сказа­ние о преставлении Богородицы и ее образе, написанное евангелистом Иоанном» приводит подробности, которых нет в сохранившемся варианте мученичества (см.: Мовсес Хоренаци. Сочинения: Ответ на послание Саака. Венеция, 1865, с. 283–296; на древнеарм. яз. В русск. пер.: Переводы и статьи Н. О. Эмина, с. 13–16). 29 Житие Григория Просветителя и Мученичество Рипсимэ и Гаянэ не дошли до нас как самостоятельные произведения, а были использованы Агатангехосом как первоисточники по истории крещения армян и как составные час­ти вошли в его «Историю», которая послужила источником проложных редакций названных памятников. 30 См.: Соперк, т. X. Венеция, 1853, с. 46–72. Жития и мученичества сыновей и внуков Григория Просветителя частью изложены Павстосом Бузандом, частью – Мовсесом Хоренаци. Источником проложных мученичеств и житий этих деятелей являются труды упомянутых авторов (см.: История Армении Павстоса Бузанда. Пер. М. Геворкяна. Ереван, 1953, гл. II, III, V, VI, на арм. яз. История Армении Моисея Хоренского. Пер. Н. Эмина. М., 1893, кн. II, § 91, кн. III, §§ 2, 3.). 31 Здесь мы не касаемся длинных молитв Рипсимэ и Гаянэ, которые органически не вплетаются в повествование и кажутся поздними дополнениями. 32 См.: E. Тер-Минасян. Историко-филологические разыскания. Ере­ван, 1972, с. 119–208 (на арм. яз.); Л. Тер-Петросян. Мученики Востока. Ереван, 1976 (на арм. яз.). 33 Интересно, что с утверждением царства Багратидов в Армении (886 г.), способствовавших экономическому и культурному расцвету страны, и вплоть до их падения (1045 г.) в армянской литературе почти нет мартирологов. 34 См.: Г. 3арбаналян. Библиотека древнеармянских переводов (IV–XIII вв.). Венеция, 1889, с. 664 (на арм. яз.). 36 См.: К. Тер-Давтян. Армянская житийная литература XI–XV вв. Ереван, 1980, с. 105–126 (на арм. яз.). 37 См.: А. А. Казинян. Панегирик в средневековой армянской литературе. – В кн.: Армянская и русская средневековые литературы. Ереван, 1986, с. 258–282 47 К. Мелик-Оганджанян, основываясь на соответствии композиции «Жития Маштоца» Корюна канонам «Книги хрий», заключает, что последняя была известна адептам армянской литературы до 40-х годов V века (там же, с. 27) 52 Эти же явления наблюдаются в русской житийной литературе XIV- XV вв. См.: Д . Лихачев. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970, с. 72–92; его же: Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого . М.-Л., 1962, с. 40–94

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Одновременно в Армению были направлены новые войска, к-рые после кровопролитных боев захватили Ани. Город стал столицей фемы Ивирия. В 1065 г., когда над Карсским царством нависла угроза завоевания турками-сельджуками, карсский царь Гагик (1029-1065) уступил свои владения Византии и переселился в пределы империи. «Добровольный» характер вхождения в состав империи в каждом случае был результатом давления - дипломатического, политического, конфессионального, военного - со стороны К-поля. При всем разнообразии обстоятельств, сопровождавших аннексию арм. земель, Византия неизменно стремилась придать ей законный характер. Наличие юридических оснований для аннексии было необходимой предпосылкой акций, подготовка к-рых порой занимала мн. годы. В IX-XI вв. насилие по отношению к Армении в Византии считалось невозможным без «законных» оснований ( Юзбашян. С. 173). Отношение армян к Византии также было неоднозначным в разное время и на разных территориях. Однако с выходом на историческую арену завоевателей-мусульман «образ» христ. империи приобрел гораздо большую привлекательность. После распада сасанидского Ирана ни одно гос-во в ср. века не влияло так на все стороны жизни арм. народа, как Византия. С др. стороны, многочисленность армян на территории В. и. привела также к влиянию на Византию арм. феодальных институтов, нахарарского строя. Сельджукские завоевания XI в. вызвали новые волны эмиграции армян. На утраченных Византией после поражения при Манцикерте (1071) землях возникали вассальные арм. княжества в Эдессе, Антиохии, Мелитине, Киликии; однако лишь Киликийской Армении удалось просуществовать в качестве самостоятельного гос-ва с 1080 до 1375 г. Во 2-й пол. XII в. проживавшие там арм. католикосы Нерсес IV Шнорали и Григор IV вели переговоры с имп. Мануилом Комнином о церковном союзе. В 1198 г. при Левоне Рубениде арм. Киликия стала царством; по сообщению Киракоса Гандзакеци, золотые короны прислали киликийскому царю папа Римский и визант. император. После падения Киликийского царства армяне на неск.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Музыкально-теоретические труды К., в к-рых большое место уделено как крестьянской песне, так и духовным песнопениям, заложили основы совр. арм. муз. фольклористики и медиевистики. В исследованиях, посвященных духовной музыке, К. обратился к вопросам формирования, периодизации и исторической эволюции жанров, теории осмогласия, манрусума (учение об искусном, т. е. мелизматическом пении, а также одноименный сборник, сходный с визант. Пападики ) и нотации. Одной из основных исследовательских задач К. являлась дешифровка средневек. арм. невменной нотации - хазов . Принципиальное значение имеет выявление К. общности интонационных основ армянской народной и духовной музыки. Муз. творчество К., включающее преимущественно вокальные и хоровые жанры, полностью основано на народной песне и духовных песнопениях. Особое место в наследии К. занимает самобытное по стилю фортепианное соч. «Танцы», отличающееся новаторскими для своего времени стилистическими приемами. Сохранились также отдельные фрагменты и сцены из опер, а также эскизы к ним. В числе духовных произведений К.- неск. вариантов Литургии для муж. хора, одни из первых классических образцов арм. композиторского творчества. В них проявились индивидуальность композитора, своеобразный синтез армянского национального муз. мышления и выразительных средств гармонии и полифонии нач. ХХ в. Творчество К. и его композиторский метод сыграли существенную роль в процессе внедрения многоголосия в армянскую монодическую музыку, открыли новые перспективы в развитии арм. муз. искусства в контексте мировой музыки, а также оказали влияние на развитие профессиональной музыки др. вост. народов. Соч.: ПСС/Под общ. ред. Р. Атаяна. Ереван, 1969-2006. 14 т.; Die Armenische Kirchenmusik//Sammelbände der Intern. Musik-Gesellshaft. Lpz., 1899. Oktober-December. S. 54-64 (рус. пер.: Сов. музыка. 1969. 10. С. 86-91); Armenian Sacred and Folk Music/Ed. and transl. by E. Gulbekian. Richmond, 1998. L.; N. Y., 2007; Письма/Сост.: Г. Гаспарян. Ереван, 2000, 2009 (на арм. яз.); Исслед. и ст.: В 2 кн./Сост.: Г. Гаспарян и М. Мушегян, Ереван, 2005, 2007 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/1841848.html

F. C. Conybeare. Oxf., 1905; История Армении Агафангела/Изд.: Г. Тер-Мкртчян, С. Малхасянц, С. Канаянц. Тифлис, 1909. С. 432-435 (на арм. яз.); Маштоц, или Требник. Иерусалим, 19335, 19616. С. 5-81 (на арм. яз.); Garitte G. Documents pour l " étude du livre d " Agathange. Vat., 1946. P. 98-100. (ST; 127); Чемчемян С., [свящ.] Формула таинства крещения//Базмавеп. Венеция, 1967. T. 125. C. 135-142 (на арм. яз.); он же. Помазание оглашенных в Армянской Церкви//Там же. 1968. Т 126. C. 21-29. (на арм. яз.); он же. Канон крещения//Там же. 1971. Т. 129. C. 36-46; 1972. Т. 130. C. 211-230, 400-419 (на арм. яз.); он же. Чин крещения согласно Требникам//Там же. 1971. Т. 129. C. 25-35; 1972. Т. 130. C. 183-210, 381-399 (на арм. яз.); Lages M. F. The Hierosolymitan Origin of the Catechetical Rites in the Armenian Liturgy//Didaskalia. Lisboa, 1971. Vol. 1. P. 233-250; Thomson R. W. Agathangelos: History of the Armenians: Transl. and Comment. Albany, 1976. P. 365-371; Winkler G. The History of the Syriac Prebaptismal Anointing in the Light of the Earliest Armenian Sources//Symposium Syriacum, 2, 1976. R., 1978. P. 317-324. (OCA; 205); eadem. Das armenische Initiationsrituale: Entwicklungeschichtliche und liturgievergleinchende Untersuchung der Quellen des 3. bis 10. Jh. R., 1982. (OCA; 217); Le Sacrement du baptême du rite apostolique arménien/Ed. C. Papazian, V. knadiossian. Marseille, 1987; Renoux Ch. Initiation chrétienne. P., 1997. Т. 1: Rituels arméniens du baptême; Таинства и обряды Армянской Апостольской Церкви/Изд. Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ. [S. l.], К. в коптской традиции: Codex liturgicus Ecclesiae universae in XV libros distributus/Ed. J. A. Assemani. R., 1749. Vol. 1. P. 141-167; 1749. Vol. 2. P. 150-183; Denzinger H., ed. Ritus orientalium, Coptorum, Syrorum et Armenorum, in administrandis Sacramentis. Wurceburgi, 1863. Vol. 1. P. 191-235; Evetts B. T. A. The Rites of the Coptic Church: The Order of Baptism and the Order of Matrimony: according to the use of the Coptic Church, translated from Coptic mss.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

[Аревелци, Гандзакеци, Бардзрабердци; арм. (?)] (ок. 1198, Гандзак (совр. Гянджа, Азербайджан) - 1271, Хор-Вирап), арм. историк, богослов, педагог, церковный и общественный деятель. Образование получил в мон-ре Нор-Гетик у Мхитара Гоша , затем в мон-ре Хоранашат в Тавуше изучал грамматику и богословие у Ванакана Вардапета , к-рый воспитал целую плеяду деятелей арм. культуры XIII в. Имел ученую степень вардапета , а с 1235 г.- звание «рабунапет» (верховный наставник). Знал греч., евр., сир., лат. и персид. языки. Основал школу в мон-ре св. Андрея в Кайенаберде, где преподавал в 1235-1239 и 1252-1255 гг. В 1239 г. совершил паломничество в Иерусалим. На обратном пути посетил Сис, столицу Киликийской Армении , где встретился с царем Хетумом I, и резиденцию арм. католикосов в Ромкле, где нашел радушный прием у католикоса Костандина I. В 1243 г. присутствовал на II Соборе в Сисе, был направлен в Вост. Армению для подписания соборных решений арм. князьями и духовенством (1245). После успешного выполнения возложенного на него католикосом поручения В. В. привез подписанные документы обратно в Киликию. Мнение В. В. оказало решающее значение при принятии постановления III Сисского Собора (1251/52), созванного после получения грамоты папы Римского Иннокентия IV , в к-рой тот просил сообщить об отношении армян к вопросу о Filioque. Поскольку участники Собора не смогли прийти к единому мнению, католикос обратился к наиболее авторитетным ученым Вардану Вардапету и В. В., к-рые нашли толкование об исхождении Св. Духа «и от Сына» верным. По возвращении в 1252 г. в Вост. Армению В. В. участвовал в созыве Ахпатского и Дзагаванского Соборов, открыл школы в Сагмосаванке, Хоракерте, Ариче и при др. мон-рях. В 1255 г. основал школу в Хор-Вирапе и разработал для нее учебную программу, включавшую изучение античной философии, логики, риторики и грамматики. Его учениками были мн. видные представители средневек. арм. науки и культуры. В 1264 г. он был вызван к ильхану Хулагу, к-рый, как об этом сообщает В. В. в своей «Всеобщей истории», принял его с почетом и расспрашивал о «разных премудростях». Остаток жизни В. В. провел в различных мон-рях Вост. Армении (Кайенадзор, Хор-Вирап, Ахпат, Алджоцванк), занимаясь преподаванием и писанием трудов.

http://pravenc.ru/text/154119.html

Михаил Сириец (XII в.) упоминает также 2-й поток переселенцев - в X в. ( Mich. Syr. Chron. Vol. 3. P. 133). При визант. имп. Константине VII (913-959) визант. дука армянин Млех создал крупное катепанство на территории фемы Ликанд ( D é d é yan. 1981). За доблестную службу арм. военная аристократия получала в регионе земельные наделы. По сообщениям Асолика, в это время появляются первые епархии Армянской Церкви в Киликии ( Степанос Таронеци. 1885. С. 258). Католикос Хачик I (973-992) впервые рукоположил арм. епископов в Антиохию, Тарс и Лулон (Каппадокия) - на территории, недавно освобожденные византийцами от мусульман, где проживали или куда были переселены значительные арм. общины. В XI в. визант. экспансия в Закавказье привела к тому, что арм. правящие фамилии Арцрунидов и Багратидов, а также князья Пахлавуни получали земельные наделы в Каппадокии и Сев. Сирии, переселялись туда с приближенными и военными отрядами. С сер. XI в. иммиграция армян в Киликию увеличилась и в связи с опустошительными вторжениями сельджуков в Армению с востока. Наиболее интенсивно переселение шло в 70-х гг. XI в., когда после разгрома византийцев в Манцикертской битве (1071) тюрки-сельджуки захватили всю М. Азию, а армяне начали укреплять свои позиции в приевфратских областях Сев. Сирии и крепостях Горной Киликии. Арм. князья приобретали у визант. правительства права владения территорией и выполняли политико-адм. функции в отношении местного населения. В XI в. византийцы часто назначали в Киликии арм. правителей: Хачатура - в Антиохии, Аплгариба - в Тарсе, Васила и Тороса - в Эдессе ( D é d é yan. 2003). Киликийские армянские княжества В 70-х гг. XI в., в период коллапса византийской власти в М. Азии, в Киликии и Сев. Сирии основал княжество с центром в Мараше (ныне Кахраманмараш, Турция) стратиг визант. имп. Романа IV Диогена Филарет (Вахрам) Варажнуни (1078-1086), который несколько лет сдерживал наступление сельджуков (Ibidem). После его смерти княжество было разделено между военачальниками.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Авгеряном (Aucher), 2-я находится в 3 рукописях Чарентира и переведена на латинский Петерсом в приложении к его статье ( Peeters. 1920. P. 346-373). Критическое издание было подготовлено в Германии в 1991 г. Н. Карадениз, но не было опубликовано. С текстологической т. зр. арм. традиция представляет собой несистематическую компиляцию из «Бузандарана», «Истории боголюбцев» Феодорита Кирского и Жития Мар Авгена. В ряде арм. рукописей И. приписываются сочинения (тахвиты) Афраата, «персидского мудреца», и «Письмо Григорию Просветителю» (напр., Зенон Глак считает И. братом свт. Григория). На груз. языке в «Шатбердский сборник» (Х в.), написанный Иоанном Бером, вошло Житие И., к-рое в целом совпадает с арм. версией. Память И. в сир. традиции отмечается 13 янв. и 17 апр., в армянской - 15 дек., в Мартирологе блж. Иеронима - 14 июля (MartRom. P. 389). И. назван исповедником при имп. Максимине в соч. «De viris illustribus» ( Hieron. De vir. illustr. Col. 1060-1062). Ист.: Св. Иакова, еп. Низибийского, Слово о смирении//ХЧ. 1827. Ч. 26. С. 264-284; SynCP. Col. 388-389; BHG, N 769; Ephraem Syr. Carm. Nisib.; Awgerean Mkrtich. The Complete Lives and Testimony of the Saints. Venetik, 1810. T. 10. P. 54-55, 69-70 (на арм. яз.); Alishan G. Vitae et pasisiones sanctorum Armeniace. Venetik, 1874. P. 83-107 (на арм. яз.); Pawstos Buzandatsi. Histoire d " Arménie, IVe siècle. St.-Pb., 1884 (на арм. яз.); Theodoret. Hist. eccl. P. 160-193; Bedjan. Acta. T. 4. P. 262-273; Шатбердский сб./Ред.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 356-364 (на груз. яз.); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 64-68; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 392-398. Лит.: Краткое сведение о св. Иакове, еп. Низибийском//ХЧ. 1827. Ч. 26. С. 253-264; Peeters P. La legende de Saint Jacques de Nisibe//AnBoll. 1920. Vol. 38. P. 285-373; Tisserant E. Jacques de Nisibe//DTC. 1924. T. 8. P. 292-295; Krüger J. Jakob von Nisibis in syriescher und armenischer Überlieferung//Le Muséon. Louvain, 1968. Vol. 81. P. 161-179; Bundy D. Jacob of Nisibis as a Model for the Episcopacy//Ibid.

http://pravenc.ru/text/200157.html

Самым крупным событием были массовые выступления против политики российского самодержавия, в нач. XX в. ущемлявшей права арм. населения: закрывались арм. школы, ограничивалась деятельность издательств и благотворительных орг-ций, была введена строгая цензура периодической печати. 12 июня 1903 г. царское правительство приняло закон о конфискации земель и доходного имущества Армянской Церкви, на средства к-рой содержалось большинство арм. школ Закавказья. В июле-сентябре произошли многолюдные демонстрации и митинги в Александрополе, Карсе, Эчмиадзине, Эривани, Тифлисе, Елисаветполе, Шуше, Баку, Караклисе и др. городах Закавказья. В Тифлисе власти ввели военное положение, в Елисаветполе и Александрополе выступления переросли в столкновения с полицией и войсками. Волнения не прекращались вплоть до отмены этого закона (авг. 1905). Имущество Армянской Церкви, а также полученные от него за 1903-1905 гг. доходы были возвращены. Армяне и Турция (XIX - нач. XX в.) В Османской империи общая численность арм. населения к сер. XIX в. составляла более 3 млн. чел. Основная часть его проживала в вост. вилайетах, на исконных землях Армянского нагорья. Значительная арм. община жила в Стамбуле. В условиях обострения внутреннего кризиса Османского гос-ва власти осуществляли политику преследования армян, потакали вспышкам жестокого насилия и религ. погромов. По просьбе тур. армян рус. делегация включила в условия Сан-Стефанского мирного договора 1878 г. статью о гарантиях безопасности населения Зап. А. и о реформах, уравнивавших их в правах с остальными подданными Османской империи. Берлинский конгресс, летом того же года пересмотревший этот договор, включил в принятый им итоговый документ «армянский вопрос», однако в нем уже ничего не говорилось о присутствии в Зап. А. рус. войск. Усиление национально-освободительной борьбы армян в кон. XIX в. (гайдуцкое движение в Сасуне, Ване, Тароне, Муше, Киликии и в др. провинциях) обусловило появление арм. политических партий - «Арменакан» (Армянский национальный союз, 1885), «Гнчак» (1887), «Дашнакцутюн» (Армянский революционный союз, 1890).

http://pravenc.ru/text/76104.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010