Отголоски памятников зодчества и камнерезного искусства в арм. фольклоре//2-й междунар. симп. по арм. искусству: Сб. докладов. Ер., 1978. Т. 3 (на арм. яз.); Мирзоян А. О 2 рельефах мон-ря Амагу Нораванк//Там же. С. 121-128; Донабедян П. Стилистические особенности и время создания одного скульптурного памятника Нораванка//ВОН. 1979. 11. С. 95-100 (на арм. яз.); он же. Тимпан Ехегисского надгробного памятника 1273 г.//ИФЖ. 1979. 3. С. 189-206 (на арм. яз.); он же. Сюжетные барельефы архит. памятников Вайоц-дзора XIII-XIV вв.: АКД. Л., 1980; Абраамян А. Гладзорский ун-т. Ер., 1983 (на арм. яз.); Асратян М. Новооткрытые памятники армянской архитектуры и скульптуры в Нораванке//ВОН. 1984. 8. С. 57-68 (на арм. яз.); он же. Архитектура и рельефы монастырского комплекса Нораванк//Нораванк: Ежег. Эчмиадзин; Монреаль, 1999. С. 28-50 (на арм. яз.); он же. Момик архитектор//Момик-750: Сб. докл. юбил. конф., посвящ. 750-летию со дня рожд. Момика. Ер., 2011 (на арм. яз.); Овсепян Г. Момик «дьякон»: писец, художник, скульптор//Мат-лы и исследования по истории арм. искусства. Ер., 1987. Т. 2. С. 220-224 (на арм. яз.); Гаспарян Г. Генеалогия, композиция и реконструкция церкви-усыпальницы Пресвятой Богородицы в Нораванке//Нораванк. 1999. С. 68-75; Аветисян К. Рельефы Богородицы в Арени и в Нораванке//Нораванк: Ежег. Ер.; Монреаль, 2001. С. 110-120 (на арм. яз.); Геворгян А. Миниатюра Вайоц Дзора и Воротана XIII-XVII вв. Ер., 2004 (на арм. яз.); Калантарян А., Саргсян Г., Мелконян Г. Новонайденные упоминания о Момике//Армянское искусство. 2005. 3. С. 28-30 (на арм. яз.); Петросян Г. Хачкар: генезис, функции, иконография, семантика. Ер., 2008 (на арм. яз.); он же. Хачкары Момика//Момик-750: Сб. докл. Ер., 2011. С. 22-28 (на арм. яз.); Агасян А., Асратян М., Казарян В., Акопян Г. История армянского искусства. Ер., 2009; Матевосян К. Момик. Ер., 2010 (на арм. и англ. языках); Момик-750: Сб. докл. юбил. конф., посвящ. 750-летию со дня рожд. Момика. Ер., 2011 (на арм. яз.); Даниелян И. Г. Портрет евангелиста Марка в Евангелии Момика 1292 г.//Роща Рождения: Сб.

http://pravenc.ru/text/2564088.html

Соч.: Басни и назидательные стихотворения. Венеция, 1790 (на арм. яз.); Басни Мхитара Гоша. Венеция, 1842 (на арм. яз.); Армянский судебник Мхитара Гоша/C юрид. исслед. и примеч. архим. Вагана Бастамянца. Вагаршапат, 1880 (на арм. яз.) (рус. пер.: Армянский Судебник Мхитара Гоша/Пер. с древнеарм.: A. A. Паповян, вступ. ст.: Б. М. Арутюнян. Ер., 1954); Марр Н. Сборники притч Вардана. СПб., 1894. Ч. 1; Тер-Мкртчян Г. Свидетельства святого Хосрова великого и славленного, названного новым мучеником, который проповедовал в стране Агуанк в столице Гандзак//Арарат. 1896. Дек. C. 590-594; 1897. Янв. С. 37-41 (на арм. яз.); Послание Мхитара Архимандрита, названного Гошем/Изд. К. Тер-Мкртчяна//Арарат. Ер., 1900. Год. 34. Окт. С. 497-504; Нояб. С. 562-568 (на арм. яз.); Душеполезные наставления Мхитара Гоша/Изд. Г. Саргсяна. Венеция, 1933 (Мудрости армянские; 23) (на арм. яз.); Басни/Под ред. Э. Пивазяна. Ер., 1951 (на арм. яз.); Басни средневек. Армении/Пер. с древнеарм. и предисл. И. А. Орбели. М.; Л., 1956; Албанская хроника/Пер., предисл. и коммент. З. М. Буниятова. Баку, 1960; Судебная книга/Под ред. Х. Торосяна. Ер., 1975 (на арм. яз.); Послание к грузинам о праведной вере/Изд. П. Мурадяна//Гандзасар. Ер., 1996. Кн. 6. С. 340-402 (на арм. яз.); Новые арм. мученики (1155-1843)/Под ред. Г. Манандяна, Г. Ачаряна; пер., предисл. и примеч. К. Тер-Давтян. Ер., 1998; The Law Code of Mxitar Gos/Ed. R. W. Thomson. Amst.; Atlanta, 2000; Летописцы армянские. Ер., 2014. Т. 20. Кн. 2: Мхитар Гош (на арм. яз.); Бозоян А. Толкование пророчества Иеремии Мхитара Гоша//Там же. С. 109-431 (на арм. яз.). Ист.: Киракос Гандзакеци. История Армении/Под ред. К. Мелик-Оганджаняна. Ер., 1961 (на арм. яз.); Вардан Бардзрбердци. Всеобщая история. М., 1861 (на арм. яз.). Лит.: Арцруни С. М. Историко-догматическое значение «Судебника» Мхитара Гоша. Тифлис, 1890; Тигранян С. «Судебная книга» Мхитара и «Книга канонов»//ИзвКавИАИ. 1925. Т. 3. С. 61-72; Сукиасян А. Г. Мхитар Гош и «Армянский судебник». Ер., 1965 (на арм. яз.); Армяно-груз. догматические споры в XI-XIII веках и «Послание к грузинам» Мхитара Гоша/Под ред. П. Мурадяна. Эчмиадзин, 2011 (на арм. яз.); Зурначян А. С. Судебник Мхитара Гоша как источник арм. права//Genesis: Исторические исслед. 2015. Т. 2. С. 25-49.

http://pravenc.ru/text/2564512.html

Лит.: Гримм Д. И. Памятники христ. архитектуры в Грузии и Армении. СПб., 1866; Strzygowski J. Die Baukust der Armenier und Europa. W., 1918. 2 Bde; Токарский Н. М. Архитектура Армении: IV-XIV вв. Ер., 1961; Азатян Ш., Таманян Ю. Храм в Одзуне. Ер., 1960 (на арм. яз.); Халпахчьян О. Архитектура Армении//Всеобщая история архитектуры. Л.; М., 1966. Т. 3. С. 197-296; Чубинашвили Г. Н.Разыскания по арм. архитектуре. Тб., 1967; он же. Цроми. М., 1969; Мурадян П. М. Замечания по поводу расшифровки надписей в Одзуне//ВОН. 1973. 6. С. 69-82 (на арм. яз.); Breccia Fratadocchi T. Le basiliche armene a tre navate e cupola//Corsi di cultura sull " arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1973. Vol. 20. P. 159-178; Мнацаканян С. Ктиторский рельеф и надпись Одзунского храма//1-я Респ. науч. конф. по проблемам культуры и искусства Армении: Тез. докл. Ер., 1975. С. 13, 37-38; Азарян Л. О нек-рых иконогр. особенностях арм. мемориальных памятников раннего средневековья//2-й Междунар. симпозиум по арм. искусству. Ер., 1981. Т. 3. С. 7-12; Таманян Ю. А. Восстановление каменной летописи. Ер., 1981 (на арм. яз.); Kane C. The Enthroned Virgin and Child in the Ojun Church//Classical Armenian Culture: Influences and Creativity. Chico (Calif.), 1982. P. 159-175; Шахкян Г. С. Одзун. Ер., 1983 (на арм. яз.); он же. О двух строительных упоминаниях, относящихся к VIII в.//ВОН. 1985. 8. С. 46-51 (на арм. яз.); он же. Лори: Каменные страницы истории. Ер., 1986. С. 48-51 (на арм. яз.); Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983; Bock U. Die armenische Baukunst: Geschichte und Problematik ihrer Erforschung. Köln, 1983; Маилов С. А. Некоторые особенности крестово-купольных церквей раннесредневек. Армении//Архит. наследство. М., 1985. Т. 33. С. 235-242; Cuneo P. Architettura Armena dal IV al XIX secolo. R., 1988. Vol. 1. P. 282-285; Арутюнян В. М. История арм. архитектуры. Ер., 1992 (на арм. яз.); Казарян А. Ю. Храм VII в. в Мастаре и его место в зодчестве Закавказья и Византии//ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:]Византия и Др. Русь. С. 115-133; он же. Кафедральный собор Сурб-Эчмиадзин и восточнохрист. зодчество IV-VII вв. М., 2007; он же. Церковная архитектура стран Закавказья VII в.: Формирование и развитие традиции. М., 2012. Т. 2; Мнацаканян С. Х. Храм Одзуна//История арм. архитектуры. Ер., 2002. Т. 2. С. 234-242 (на арм. яз.); Greenwood T. W. Corpus of Early Medieval Armenian Inscriptions//DOP. 2004. Vol. 58. P. 27-91; Donab é dian P. L " Âge d " or de l " architecture arménienne. Marseille, 2008; Акопян З. А. Армянская раннесредневек. скульптура (IV-VII вв.). Ер., 2016. С. 49-51, 122-126 (на арм. яз.); она же. «Даяние Закона» в арм. раннесредневек. иконографической традиции (VII в.)//ИХМ. 2016. Вып. 13. С. 99-114.

http://pravenc.ru/text/2578197.html

В колофоне Евангелия 1292 г. (Матен. 2848) М. именует себя диаконом, но в дальнейшем о духовном служении не упоминает, из чего можно предположить, что он не поднимался по ступеням церковной иерархии. М.- один из немногих средневек. художников, о семье к-рого имеются нек-рые сведения. В поселении Улгюр (Вайоц-Дзор) сохранились плиты надгробий сына М., внука, родителей, брата и его семьи ( Калантарян и др. 2005). Во всех этих надгробных надписях указано родство с М., что является ярким свидетельством того, что этот мастер был знаменит и почитаем своими современниками. О славе и об уважении свидетельствуют также народные предания и легенды о М. ( Ганаланян. 1978). Ист.: Орбелян Ст. История области Сисакан, Тифлис, 1910 (на арм. яз.); он же. История Сюника/Пер.: А. Абраамян. Ер., 1986 (на арм. яз.). Лит.: Der-Nersessian S. An Illustrated Armenian Gospel of the XIVth Септ. and Check List of Armenian Manuscripts in the Case Memorial Library//The Hartford Seminary Foundation Bull. 1955. N 19. P. 1-7; eadem. Deux tympans sculptés arméniens datés de 1321//Cah. arch. 1976. Т. 25. P. 109-122; Аветисян А. Н. О художнике Момике//ВОН. 1956. 2. С. 67-82; он же. Основатель гладзорской миниатюры мастер Момик//Эчмиадзин. 1956. 8/9. С. 100-107; 11/12. С. 82-91 (на арм. яз.); он же. Гладзорская школа арм. миниатюры. Ер., 1971 (на арм. яз.); Бархударян С. Средневек. арм. архитекторы и мастера по камню. Ер., 1963 (на арм. яз.); Мнацаканян Ст. Сюникская школа арм. архитектуры. Ер., 1964; он же. Момик - арм. скульптор, архитектор и художник XIV в.//ИФЖ. 1968. 3. С. 219-228 (на арм. яз.); он же. Арм. светский рельеф IX-XIV вв. Ер., 1976 (на арм. яз.); он же. Каменных дел мастера: Мануэл, Трдат, Момик. Ер., 1982 (на арм. яз.); Таманян Ю., Азатян Ш. Момик как архитектор//Эчмиадзин. 1969. 3. С. 41-48 (на арм. яз.); Таманян Ю. Реконструкция церкви Зорац//Там же. 1974. 12. С. 43-46 (на арм. яз.); Авагян С. Надпись на тимпане притвора Нораванка//ВОН. 1975. 8. С. 106-113 (на арм. яз.); Ганаланян А.

http://pravenc.ru/text/2564088.html

Известна активная деятельность О. И. по упорядочению богослужения. С этой целью в б-ке Ахпатского мон-ря он разыскал образцовую Псалтирь V в., к-рая был размножена переписчиками и распространена по всей Армении. Когда в 1084 г. закончились пасхальные таблицы, рассчитанные на 532-летний цикл, О. И. разработал новый фиксированный календарь (т. н. малая, или младшая, арм. эра), официально введенный в Армянской Церкви вместо неудобного в использовании подвижного календаря. Исторический труд О. И., обширные выписки из к-рого приводил в своей «Хронологии» его ученик Самвел Анеци, утрачен. Соч. (на арм. яз.): Труды Ованнеса Имастасера/Подгот.: А. Абрамян. Ер., 1956; О священстве, священниках и их главах//Малые сочинения. Венеция, 1853. Т. 3. С. 7-79; Ода св. Григорию Просветителю//Там же. Т. 5. С. 5-40; Вопрошание о соблазне. Вопрошание о грехах. Наставления отрокам. О девстве и др.//Гандзасар. 1996. 6. С. 308-335. Ист.: Источники по истории высших школ средневек. Армении (XII-XV вв.)/Пер., вступ. ст., примеч.: К. С. Тер-Давтян; предисл., ред.: С. С. Аревшатян. Ер., 1983. С. 8-20; Армянские жития и мученичества V-XVIII вв./Пер., вступ. ст., примеч.: К. С. Тер-Давтян. Ер., 1994. С. 72-82. Лит.: Алишан Г. Воспоминания о родной Армении. Венеция, 1870. Т. 2. С. 279-307 (на арм. яз.); Тер-Минасян Е. Ахпатская школа и вардапет Ованнес Саркаваг (967-1300)//Арарат. 1901. Июль-авг. С. 338-344 (на арм. яз.); Воскян Г. Жизнь Ованнеса Саркавага//HAms. 1925. Bd. 39. N 1/2. S. 27-40 (на арм. яз.); он же. Произведения Ованнеса Саркавага//Ibid. N 3/4. С. 118-125; N 5/6. С. 233-248 (на арм. яз.); Петросян Г. Математика в Армении в древние и средние века. Ер., 1959. С. 132-156 (на арм. яз.); Туманян Б. История арм. астрономии: С древнейших времен до нач. XIX в. Ер., 1964. С. 87-101 (на арм. яз.); Абегян М. Ованнес Саркаваг Вардапет// Он же. Соч. Ер., 1970. Т. 4. С. 63-82 (на арм. яз.); Кёсеян А. Сочинения Ованнеса Саркавага «Об образах» и «О мощах»//ИФЖ. 1979. 4. С. 127-134 (на арм. яз.); Мирумян К. Мировоззрение Ованнеса Саркавага. Ер., 1984 (на арм. яз.); Мнацаканян А. Поэма Ованнеса Саркавага «Слово мудрости» и ее оценка на основе использованных поэтом источников//Вестн. Матенадарана. Ер., 1984. 14. С. 9-44 (на арм. яз.); Арамян М. Сборник Ованнеса Саркавага «О Никейском Символе веры»//Гандзасар. 1996. 6. С. 44-78 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2578143.html

К. Е. считал педагогику главным призванием любого образованного человека. Совершенствуя методику преподавания предшествующих вардапетов, он создал неск. учебных пособий, в к-рых собраны комментарии, гомилии, увещевательные речи, материалы по философии и др. наукам (напр., Матен. 1379). К. Е. уделял особое внимание системе воспитания; стремился ликвидировать причины, рождающие порочные явления, усиливая в учениках сознательное чувство вины и желание исправиться. Исходя из возрастных особенностей, он разделил обучение на 3 этапа: на 1-м главную роль играет участие педагога; на 2-м - эрудиция ученика и его ответственность за свои поступки; для 3-го характерно сочетание этих составляющих. В ученике К. Е. больше всего ценил умение подражать учителю. По сведениям историка Акопа Карнеци (XVII в.), К. Е. похоронен в Ерзнке, в ц. св. Саргиса. М.-Э. С. Ширинян К. Е. является автором, завершающим тысячелетнюю историю классического периода арм. гимнографии (см. в ст. Армянский обряд ). Его шаракан в честь Успения Пресв. Богородицы «Восток, блеском превосходящий солнце» 1-го побочного гласа с алфавитным акростихом отличается торжественной мелодией. К. Е. интересовали также вопросы теории, эстетики и практики духовной музыки. Он написал муз. эстетико-теоретический трактат «Толкование на Пс 28. 3 - «Глас Господень над водами»», который состоит из 3 частей: 1) толкование на текст псалма, 2) толкование на гласы, продолжающее традицию трактатов Мовсеса Грамматика «О церковных чинах» и Анании Ширакаци «О науке гласов», 3) толкование учения о звуке, основанное на идеях Давида Анахта и Ованнеса Ерзнкаци. А. С. Аревшатян Соч.: Послание к жителям Карни/Ред.: А. Даниелян//Гандзасар. Ереван, 1996. 6. С. 557-584 (на арм. яз.); Шаракан на Успение Св. Богородицы «Восток, блеском превосходящий солнце»//Духовные песнопения, записанные в Шаракане (Гимнарии). Вагаршапат, 1875. С. 1008-1015 (на арм. яз.); Karapetyan T. Kirakos Erznkaci " s On the Eight Thoughts of Evagrius//St. Nersess Theol. Review. New Rochelle, 2000/2001. N 5/6. P. 65-118; Пролог к Сретению Господню/Ред.: диак. Т. Багумян//Эчмиадзин. 2011. 3. С. 82-109 (на арм. яз.); На Пс 109/Ред.: диак. Т. Багумян//Там же. 4. С. 106-119 (на арм. яз.); О молитве/Ред.: диак. Т. Багумян//Там же. 10. С. 59-90 (на арм. яз.); Поучения об исповедании грехов/Ред.: иером. Захария (Багумян) //Там же. 2012. 3. С. 68-94 (на арм. яз.); На Пс 28. 3/Ред.: иером. Захария (Багумян)//Там же. 7. С. 64-91 (на арм. яз.); На Ин 1.1/Ред.: иером. Захария (Багумян)//Там же. 9. С. 78-107 (на арм. яз.); О грехах/Ред.: иером. Захария (Багумян)//Там же. 2013. 1. С. 55-65 (на арм. яз.); Наставительные слова/Ред.: архим. Захария (Багумян)//Там же. 5. С. 75-87 (на арм. яз.); Похвала Богородице/Ред.: архим. Захария (Багумян)//Там же. 9. С. 106-109 (на арм. яз.); На соч. «О восьми помыслах» св. Евагрия Понтийского/Ред.: архим. Захария (Багумян)//Там же. 12. С. 74-114 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/1840145.html

Армении, отражены в его «Собрании грамматических толкований» и «Книге речей». В отличие от своих предшественников, подразделявших муз. искусство на благое, нейтральное и злое, О. Е. П. выделял 2 вида музыки - божественную (за богослужением в храмах) и человеческую (во время мирских празднеств). О. Е. П. обращался также к вопросам отношения музыки к объективной реальности, характера ее воздействия на человека, специфики инструментальной музыки и т. д. Рассуждения О. Е. П. о терапевтическом влиянии музыки свидетельствуют о его знакомстве с творчеством мыслителей арабо-персид. мира. Лит.: Музыкальная эстетика стран Востока/Общ. ред.: В. П. Шестаков; пер. с арм.: С. Аревшатян. Л., 1967. С. 342, 361-367; Тагмизян Н. Ованнес Плуз Ерзнкаци - теоретик средневек. арм. музыки//ИФЖ. 1983. 2/3. С. 124-137 (на арм. яз.); он же. Григор Нарекаци и арм. музыка V-XV вв. Ер., 1985. С. 287-297 (на арм. яз.); он же. Ованес Ерзнкаци Плуз и вопросы теории средневек. арм. музыки//Традиции и современность: Вопросы арм. музыки/Сост.-ред.: Г. Геодакян, М. Рухкян. Ер., 1986. С. 41-64; Mah é J.-P. Les humeurs et la lyre: Fragments arméniens d " un enseignement médico-musicologique//From Byzantium to Iran: Armenian Studies in Honour of N. G. Garsoïan/Ed. J.-P. Mahé, R. W. Thomson. Atlanta, 1997. P. 397-413. А. С. Аревшатян Рубрики: Ключевые слова: ОВАННЕС ЕРЗНКАЦИ ЦОРЦОРЕЦИ (сер. XIII в. - 1335?), арм. философ, богослов, экзегет, грамматик, поэт, переводчик, педагог, церковно-общественный деятель, видный представитель гладзорской школы, один из основателей цорцорской школы, последователь движения арм. униатов ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель

http://pravenc.ru/text/2578139.html

Отдел изучения арм. памятников и источников с момента его основания занимался исследованием ранних арм. оригиналов и их публикацией. Постепенно изданы труды 80 арм. историков и хронистов, созданные в V-XVIII вв., которые являются важными источниками сведений и для Армении и арм. народа, и для истории соседних стран и народов. Ведется также работа по подготовке к изданию колофонов рукописей V-XVII вв. Отдельной серией в 9 томах были опубликованы памятные записи, охватывающие указанный период; планируется издание еще 7 томов. В этом же отделе исследованы и подготовлены к печати оригиналы многих важных источников и нек-рые экзегетические тексты, снабженные введением и примечаниями. Отдел издает научные журналы: «Аштанак» (букв. «подсвечник», «светильник», «факел»), в к-ром печатаются труды арменистов мн. стран на их родном языке, и «Armeniaca» - библиографический журнал на англ. языке, содержащий аннотации книг, опубликованных в Армении с 2000 г. Отдел изучения древних арм. текстов и переводов занимается исследованием переводных памятников, трудов отцов Церкви, агиографической лит-ры, средневек. философской мысли в Армении, а также арм. ранней историографией, упоминаниями древней мифологии и языческого пантеона в арм. источниках. Отдел изучения средневек. арм. памятников занимается исследованием текстов рукописей X-XVIII вв., лит-ры и издательского дела этого периода, историей взаимоотношений между церковной лит-рой и историографией, а также вопросами, касающимися исторических трудов, созданных в это время. Также изучаются арм. пособия по торговле, счетоводные книги, документы арм. купцов XVI-XVIII вв., издаваемые в серии «Документы экономической истории». Пир в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1610 г. Худож. Акоп Джугаеци (Матен. 7639) Пир в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1610 г. Худож. Акоп Джугаеци (Матен. 7639) Отдел изучения средневек. арм. лит-ры в основном занимается теоретическими исследованиями, обобщая материалы, опубликованные др. отделами и делая соответствующие обобщения. На основе богатого рукописного материала осуществляется жанровая, тематическая и структурная классификация средневек. арм. лит-ры. Исследуются принадлежащие к различным жанрам средневек. тексты, созданные на основе фольклорных произведений или в результате записи и лит. обработки произведений устного народного творчества.

http://pravenc.ru/text/2562572.html

Сборник проповедей «Сирах и Самуил» (1878) затрагивает вопросы социальных отношений. Сирах, как мудрый и заботливый отец, обращается к своему сыну Самуилу. В 13 частях этого сочинения с позиций библейских заповедей и христианской морали рассматриваются проявления социального неравенства, несправедливого общественного устройства и др. Третий сборник М. Х. «Дед и внук: беседы для деревенской молодежи» (Папик ев торник. Эчмиадзин, 1894) был рассчитан на читателей, живших в арм. провинциях. В нем М. Х. делится своим жизненным опытом. Патриарх, как простой селянин, деревенский старик, ведет беседу со своим внуком. Основные задачи книги - воспитание молодежи в духе истинной любви к своей земле, передача молодым навыков земледельческого труда, рассказ о годовом цикле сельскохозяйственных работ, забота о том, чтобы арм. крестьянин не расставался со своей землей, а еще сильнее ощущал связь с тысячелетними корнями древнего народа. Эта мысль отчетливо прослеживается в сцене, редкой по силе и красоте символических образов, в к-рой после венчания внука в церкви дед в поле берет с внука клятву в том, что он никогда не предаст, не оставит ни жену, ни родную землю. В лит. описаниях М. Х. выступил как мастер художественного слова, воссоздавший чистые и возвышенные образы Армении. Однако в этих беседах отчетливо слышатся и тревога, и боль осознания эмиграции как величайшей трагедии арм. народа. Книга вводит читателя в мир безыскусной красоты и мудрости деревенской жизни. Соч.: Полное собрание сочинений. Н.-Й., 1929 (на арм. яз.); Сочинения. Ер., 1992 (на арм. яз.). Лит.: Габриэлян С. Хримян Айрик. Нью-Йорк, 1892 (на арм. яз.); Католикос всех армян Хримян Айрик. Тифлис, 1893; Магакия Орманян, патр. Национальная история. Иерусалим, 1927. Т. 3 (на арм. яз.); Ачемян А. Айрик армян. Тавриз, 1929 (на арм. яз.); Ованнисян P. Западноарм. национально-освободительное движение и организация Защитники Отечества. Ереван, 1965; Нерсисян М. Г. Происхождение Армянского вопроса//История армянского народа/Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 19852. С. 273-280; Торгом Гушакян, патр. Хримян Айрик, Антилиас, 1990 (на арм. яз.); Костандян Э. Мкртич Хримян: Обществ.-полит. деятельность. Ер., 2000 (на арм. яз.); Христианская Армения: Энциклопедия. Ер., 2002. С. 745-747 (на арм. яз.); Тунян В. Г. Патриаршество Хримяна Айрика: 1893-1907. Эчмиадзин, 2013 (на рус., арм. языках).

http://pravenc.ru/text/2563852.html

В 1-й пол. XX в. арм. община Тегерана становится наиболее крупной в И. В 1944 г. приход Тегерана отделился от епархии И. и Индии и вместе с общинами Казвина, Решта, Энзели, Мазендерана, Хорасана, Хамадана, Арака и 5 сельских районов создали 3-ю арм. после Нов. Джульфы и Тебриза епархию Армянской Апостольской Церкви в И. В 1945 г. Католикос Эчмиадзина назначил архиепископов Коштаяна и Драмбяна на кафедры Нов. Джульфы и Тегерана соответственно. В 1949 г. они были изгнаны из И., а в 1950 г. правительство запретило иностранным гражданам возглавлять иран. общины. В 1958 г. 3 арм. епархии И. вошли в духовную юрисдикцию Киликийского Католикосата. Арм. общины Индии и о-ва Ява остались верны Эчмиадзинскому Католикосату. В 1979 г. И. принял новую Конституцию страны, которая определила права христ. и др. меньшинств. В гл. 2, ст. 15 говорится, что они имеют право содержать школы и средства массовой информации на языках, отличных от фарси, офиц. языка И., а также что «использование региональных и племенных языков в прессе и СМИ и обучение на них в школах допускается в дополнение к фарси». В первые годы после Исламской революции в арм. школах ничего не изменилось, но в нояб. 1981 г. правительство запретило изучение арм. языка в школах и заявило, что все религ. дисциплины должны преподавать на фарси. В нояб. 1983 г. Мин-во образования и обучения издало приказ о том, что религ. воспитание детей должно быть на фарси с использованием учебников, изданных мин-вом. Преподавание языков национальных и религ. меньшинств было ограничено до 2 часов в неделю. Хотя армяне И. энергично протестовали против этих изменений, в 1984 г. правительство закрыло более 10 арм. школ в Тегеране. Но арм. школы Нов. Джульфы, к-рая давно уже стала частью Исфахана, были сохранены благодаря поддержке аятоллы Джалал-эд-Дина Тахери. Школы выполняли требования мин-ва лишь частично, и в них продолжали изучать арм. язык и религию 8-10 ч. в неделю. В наст. время понятия «армянская школа» в И. не существует, т. к. все школы страны де-юре включены в общую систему народного образования. Однако существуют гос. школы, в к-рых общеобразовательные предметы детям из арм. семей (как принадлежащим к религ. меньшинствам) преподают на языке фарси, а в течение неск. часов в неделю они изучают лит-ру, историю арм. народа и религ. предметы на арм. языке. Обучение мальчиков и девочек, как принято в И., ведется раздельно, но по одной программе.

http://pravenc.ru/text/673877.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010