В четверик храма из галерей ведут 3 перспективных портала с килевидными архивольтами. На северном и западном живописные растительные орнаменты, южный до 2010 г. не был расписан. Колонны всех порталов украшены массивными резными бусинами, основание колонн многопрофильное и повторяет декор цокольного яруса интерьера галерей. В железные кованые двери со стороны галерей вмонтированы медные пластины с золотой наводкой, снятые с дверей годуновского собора после его разборки. Во входном проеме зап. портала стоит также решетчатая железная дверь сер. XVII в. Наружные стены четверика разделены плоскими лопатками на 3 прясла, к-рые завершаются вытянутыми в ширину закомарами. Поскольку сев. фасад является главным, он имеет более богатый декор. Так, в аркатурно-колончатый пояс включены оконные проемы и дополнительное (4-е) окно в центральном прясле. Высокие барабаны глав, увенчанные куполами луковичной формы с чешуйчатым покрытием и 8-конечными крестами на массивных яблоках, также украшены аркатурой. До 1911 г. купола были покрыты «белым немецким железом» (впосл. позолочены). Главы всех куполов имеют позолоченные ажурные подзоры с растительным просечным орнаментом. Главный вход в собор устроен с севера и обращен к сев. воротам Старого города И. м. Массивное многоступенчатое крыльцо сдвинуто к зап. углу сев. галереи. Оно увенчано 8-гранным шатром на 4-гранном основании, опирающемся на 4 столба с массивными «кубышками», которые соединены арками с висячими гирьками. Карниз основания шатра украшен цепочкой миниатюрных килевидных кокошников на поребрике сложного профиля. Основания столбов декорированы прямоугольными ширинками. Открытые интерьеры зап. и сев. галерей украшены стенописью сер. XVII в. и 1910-1913 гг. Юж. галерея, отделенная стеной с порталом и железной кованой дверью, разделена на 3 части. Западная служила переходом в теплую ц. Рождества Пресв. Богородицы, примыкавшую к собору с юго-запада. Среднее помещение занимала монастырская ризница, восточное ведет к придельному храму прп.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Древний храм освободили от пристроек только в ХХ веке — реставрация шла с 1923 по 1980 год. Ил.: Вариант реконструкции первоначального вида собора; Строительство собора : Было настолько значительным событием, что через 350 лет летописец упомянул его в Лицевом своде царя Ивана Грозного — иллюстрированной энциклопедии, созданной в единственном экземпляре. Ил.: Рисунок из Лицевого свода, где князь Святослав Всеволодович с боярами изображен на фоне Георгиевского собора; Белый камень : Это известняк. Белокаменное строительство было примерно в десять раз дороже постройки из кирпича. Поэтому из известняка в XII веке строили только самые важные здания; Аркатурно-колончатый пояс : Указано, в каком месте фасада находится; Резной орнамент и видения Апокалипсиса : Орнамент покрывает практически всю наружную площадь стен. На нем есть фигуры и лики святых, птицы, растения, животные, грифоны и даже слон (его изображения нет больше ни в одном храме мира). Ученые до сих пор спорят о происхождении и смыслах этих образов. По их мнению резные изображения на соборе — иллюстрация ветхозаветного видения пророка Иезекииля, в котором описывается явленный ему храм (Иез 41:17-19). Ил.: Слон (с указанием места его изображения на стене); Лев (один из самых знаменитых барельефов храма); Видение пророка Иезекииля. Рафаэль Санти. 1518//Фома. - — август 2021. - С.70-73. - (раздел « Культура », рубрика « Дорога к храму »). Михаил Кукин . «Успение Девы Марии» Караваджо: какие «знаки Христа» скрыл в своей картине этот противоречивый гений. [«Успение Девы Марии» Караваджо сегодня общепризнанный шедевр, одна из жемчужин коллекции Лувра. Однако так было не всегда. История этой картины, написанной для римской церкви Санта-Мария-делла-Скала, драматична, до сих пор с ней связано множество нерешенных вопросов, на протяжении нескольких столетий мы видим самые противоречивые ее трактовки и полярные оценки — от полного неприятия до безусловного восхищения]. Ил.: Портрет Караваджо. Оттавио Леони, 1621; Автограф Караваджо; Голова Голиафа — автопортрет Караваджо на картине «Давид с головой Голиафа», 1610; Санта-Мария-делла-Скала, Рим.

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-220-...

Коренная перестройка собора была начата в 1222 г., после того как был сломан Мономахов собор. В 1225 г. летопись отметила: «Создана бысть церкы святая Богородица в Суждали и священа бысть» [ЛЛ, 6733]. В 1230 г. собор начали расписывать: «Почата бысть писати церкы святыя Богородица в Суждали. .. юже бе рушил велики князь Юрги и опять созда краснейшю первыя» [ЛЛ, 6738]. К 1233 г. роспись и украшение интерьера были закончены: «Написана бысть церкы. .. и измощена моромором красным разноличпым» [ЛЛ, 6741]. Более двух столетий здание стояло без существенных повреждений. В 1445 г. церковь рухнула — «падеся» [ПСРЛ, VIII, 6953]. В 1528 г. началось восстановление храма; его разобрали до половины высоты и к 1530 г. надстроили вновь из кирпича, завершив пятью главами. Позднее собор неоднократно ремонтировали, пристроили приделы, уничтожили хоры, расширили окна. В настоящее время большая часть поздних построек разобрана. Собор XIII в. — шестистолпный храм с тремя апсидами и тремя притворами. Размер собора (без притворов): ширина около 18 м, длина 27 м, азимут 45°. Столбы крестчатые; на внутренних стенах (кроме западной) им отвечают лопатки. Наружные лопатки плоские, одноуступчатые. Северный и южный притворы одноэтажные, полностью открытые внутрь здания. Западный притвор примыкает к наружной стене, имеющей портал. Этот притвор был двухэтажным, и в его северной степе находилась лестница для подъема на второй этаж. Со второго этажа западного притвора через проем в западной стене храма входили на хоры. Хоры, видимо, имели очень большую площадь, достигая подкупольного пространства, о чем можно судить по следам стесанных арок на обеих западных парах столбов храма. Во всех притворах и в западной части храма в стенах есть аркосольные ниши. Судя по не вполне достоверному позднему источнику, собор XIII в. был трехглавым. По середине высоты здания проходил аркатурно-колончатый пояс. Выше него кладка древнего здания частично сохранилась лишь на западном фасаде, а с остальных сторон полностью переложена в XVI в. Закомары северного и южного притворов килевидные. Северный портал оформлен простыми прямоугольными уступами, а западный и южный — перспективные, богато украшенные резьбой. Стержни колонок южного портала прерваны бусинами. В восточном членении южного фасада и, согласно старому рисунку, на южной апсиде имелись узкие окна с полукруглым завершением и колонками по бокам.

http://sobory.ru/article/?object=00195

Литография Воскобойникова. 1870 г. (ГПИБ) Вид Кремлевской ц. с часовней Спасителя в Спасской башне Казанского кремля (1555). Литография Воскобойникова. 1870 г. (ГПИБ) Облик каменных храмов сер. XVI в. сохранил признаки псковской архитектурной школы: лаконичный объем здания с делением фасадов лопатками на неск. прясел и завершением стен в виде треугольных либо лопастных фронтонов, подразумевавших пощипцовое перекрытие, лопастное завершение центрального прясла, как в надвратной ц. Нерукотворного образа Спасителя в Казанском кремле ( Брунов. 1928. С. 33-34; Седов. 1996. С. 184), лопастное завершение фасадов и псковский декор барабанов и апсид Благовещенского собора в Казани и Успенского собора муж. мон-ря в Свияжске - аркатурный пояс, «поребрик» - на центральном барабане, в верхней части апсид, «бегунки» - на главах и в верхней части апсид, арочные пояски под главами ( Каргер. 1928). Видимо, по воле заказчика - царской администрации - созданные псковичами сооружения имеют нетрадиционные для Пскова вид и функции, соответствующие по духу столичной царской архитектуре: надвратные храмы позади башни, а не над ее проездом, итальянизирующие формы регулярных участков казанской крепости, валиковые пояса крепостных стен в Казани ( Седов. 1996. С. 181-183, 186); в соборе свияжского Успенского мон-ря и казанском Благовещенском соборе повторен торжественный облик городских и монастырских соборов Московской Руси, а также использование форм, восходящих к облику владимирского Успенского собора (1158-1161) - аркатурно-колончатые пояски на центральной главе и апсидах, тромпы в основании центрального барабана ( Брунов. 1928. С. 34-35; Седов. 1996. С. 194, 197). Основными качествами раннего периода зодчества К. и Т. е. можно считать компактность построек в сочетании с их крупными размерами, а также отсутствие декорации. Церковь свт. Николая Чудотворца Свияжского Успенского мон-ря, с трапезной и колокольней. 1555–1556 гг. Фотография. Нач. ХХ в. (ГПБИ) Кафедральный Благовещенский собор в Казанском кремле.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Меж описанных зданий звонницы и трапезной, составляющих как бы боковые кулисы, очень торжественно рисуется мощный пятиглавый массив Преображенского собора XVI века, опоясанный суховатым аркатурно-колончатым фризом и украшенный в XVII столетии наружной росписью. Видимо, роспись главных южного и западного фасадов входила и в первоначальный замысел здания, так как вместо обычных щелевидных окон во втором ярусе над поясом были сделаны широкие светлые оконные проемы, связанные с аркатурой пояса. Большую живописность придает зданию примыкающий к его юго-восточному углу придельный храмик. Он, видимо, был сооружен раньше собора — в 1507—1511 годах. Таким образом, первый каменный храм монастыря был всего лишь памятной маленькой бесстолпной церковкой над могилой Евфимия; к ее четверику с запада, возможно, примыкала небольшая паперть. В середине или в конце XVI века к этой церковке был пристроен большой собор, а придел был переименован в Евфимиевский. Совершенно такой же случай известен в эти годы в Никитском монастыре в Переславле-Залесском, где подобный маленький храм, построенный Василием III над могилой местного «святого» Никиты, стал приделом грандиозного собора, сооруженного в 1564 году. Бесстолпные храмики этого типа, появляющиеся на посадах Москвы в конце XV и начале XVI века, характеризуются известным демократизмом и интимной простотой. Тождество фасадной обработки придела и собора, видимо, объясняется тем, что фасады старой надгробной церковки были переработаны строителями собора. Если в рассмотренных памятниках — звоннице и трапезной — много новизны и живой творческой мысли, которыми так богато искусство XVI и XVII столетий, то собор стоит целиком в русле старозаветных традиций, которые характерны для строительства XVI века в крупных монастырях и городских кремлях. Однако от древности здесь остались лишь формы, «иконография»; и те же традиционные лопатки — очень худосочные по отношению к масштабам здания, перспективные порталы с украшенными рельефным орнаментом капителями, переутонченный колончатый пояс, «освященное пятиглавие» — все эти детали не создают уже той силы и цельности образа, которые так покоряют в памятниках XII—XIII веков.

http://sobory.ru/article/?object=00200

- новый этап в развитии древнерусского зодчества. Переломным моментом в ее эволюции была середина 1470-х гг., он связан с катастрофой Успенского собора 1471-1474 гг. и приездом в Москву псковской артели мастеров и итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Псковичи сыграли важную роль в строительстве Москвы второй половины 70-х и 80-х гг. XV в. Благовещенский собор был последней и лучшей постройкой псковских зодчих в столице. Летописные известия о строительстве собора. Определяющая роль великокняжеского заказа в сложении его архитектуры. Влияние объемно-композиционных особенностей предшествующего здания. Вопрос о традициях и новаторстве. Типологическая основа собора (четырехстолпное и трехапсидное здание с повышенными подпружными арками и высоким подклетом) и ее москоское происхождение. Возвращение к хорам, связанное с назначением собора как домового храма при великокняжеском дворце. Новая форма завершения - трехглавие, обусловлена, с одной стороны, традиционными образцами владимиро-суздальского зодчества, с другой - непосредственными предшественниками в Москве (собор Богоявленского монастыря в Кремле, возможно, созданный теми же псковичами). Изначальность окружающих здание галерей - новая особенность московских храмов и ее происхождение. Оригинальный пропорциональный строй собора с его подчеркнутым вертикализмом всех форм. Пирамидальность завершения с килевидными закомарами и постановкой трех глав с высоким постаментом, обработанным кокошниками у среднего из барабанов. Развитие раннемосковской традиции завершающих элементов здания. Появление высоких алтарных апсид. Формирование нового образа дворцового храма, во многом опирающегося на предшествующий опыт московского зодчества (особенно Успенского собора в Звенигороде). Фасадное убранство собора, оказавшее большое влияние на дальнейшую эволюцию декора московского и общерусского зодчества. Аркатурно-колончатый пояс и его зависимость от владимирских традиций, а также непосредственно от соседнего Успенского собора. Перенесение этого пояса также на барабаны глав собора - первый пример подобного декора в Москве, ставшего затем одним из самых распространенных приемов в русской архитектуре.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Облик храма эпохи Тона воспроизводит ц. во имя апостолов Петра и Павла в Шяуляе (1938), каждый из фасадов к-рой завершен большим килевидным кокошником, этот мотив повторяется в очертаниях крыльца. Примечательны деревянные церкви Успенская в Мажейкяе (1931-1933, архит. В. Копылов из Тяльшяе, получивший образование в Праге), у к-рой «модерновые» кровли криволинейных очертаний с килевидным завершением, и в честь Смоленской иконы Божией Матери в Колайняе (1940). В ней использован тот же наиболее распространенный тип храма, что и в Гегобрасте, но с повышенным центральным объемом. Уникальным образцом функционализма в православном храмостроительстве можно считать ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Тяльшяе (1938-1939, архит. Копылов). Кубический выбеленный храм с миниатюрными притвором и алтарным объемом завершен луковичной главкой. Фасады прорезаны парами арочных окон. Крайне скупой декор составляют своеобразной формы кронштейны, замыкающие угловые части и центральные оси фасадов здания. Наиболее значимой храмовой постройкой данного периода можно считать Благовещенский собор в Каунасе (освящен в 1935), выполненный в неорус. стиле (инженер-архитектор Э. А. Фрикас). Храм отличается сложной, но симметричной композицией, мощным цилиндрическим барабаном с луковичной главкой. К боковым фасадам примыкают более низкие объемы, украшенные с запада и востока луковичными главками на аналогичных барабанах, центральные части их боковых фасадов, прорезанные 3 полуциркульными окнами, венчаются 3 килевидными кокошниками. С востока объем завершают 3 граненые апсиды, оформленные килевидными кокошниками. С запада расположена массивная стена - звонница с 2 главками и 5 килевидными кокошниками, к-рые опираются на 3/4-ные колонки и образуют аркатурно-колончатый пояс. В храм ведут 3 крыльца: западное на кубышках, северо-западное и юго-западное на колонках с муфтами, их венчают килевидные кокошники. В 1947 г. правосл. общине в Клайпеде был отдан лютеранский кладбищенский храм - ц. Всех святых, в земле Российской просиявших, в виде однонефной базилики с высоким 2-скатным покрытием и со звонницей, которая «русифицирована» благодаря надстроенной золоченой луковичной главке над скатом кровли с арочными окнами на зап.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Последняя реставрация в соборе была завершена в 2016 г., сегодня настенную роспись можно видеть практически такой же, какой ее оставил Андрей Рублев. Трехъярусный иконостас храма, выполненный в пышном барочном стиле, был подарком Екатерины II в 1767 г. В 1862 г. между собором и колокольней был встроен Георгиевский придел, в декоре которого применен аркатурно-колончатый пояс – удачная стилизация под белокаменное зодчество XII в. В настоящее время Успенский кафедральный собор совместно используется Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и Русской Православной Церковью. Успенский собор внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. С 2012 по 2018 г.г. музеем-заповедником проведены работы по капитальному ремонту внутренних электрических сетей и электроосвещения, устройство климатической системы - отопление,вентиляции и кондиционирования, реставрационные работы по живописи XIX и XII в.в., произведен капитальный ремонт помещения Странноприимного дома под вентиляционную камеру для собора. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Свято-Успенский кафедральный собор в древнем граде Владимире - величайшая святыня всей Русской земли и замечательный памятник истории и зодчества русского народа. Вот уже более восьми столетий украшает Русскую землю этот белокаменный собор на высоком берегу реки Клязьмы. Основание Успенского собора восходит к 990 году. Степенная книга об этом событии повествует так: " В лето 6498, от Рождества же Христова (990 г.), от Киева подвижеся блаженный Владимир дествовати в Суждальскую землю, взем с собою дву епископов и в земле Суздальстей вся люди крестиша; тамож и град заложи светел же и красен, и свое имя нарече его Владимир на реке Клязьме, в нем же и церковь постави древяную во имя пресвятыя Богородицы честнаго Ея Успения " . Этот храм, построенный из дубового леса, сгорел, простояв 165 лет. Когда в 1155 году во Владимире поселился святой князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, незначительный городок превратился в столицу княжества Северо-Восточной Руси. На месте сгоревшего храма князь Андрей " в лето 6666 (1158)... сам у Володимери заложи церковь камену Святою Богородица, месяца априля в 8 день, на святаго апостола Родиона, во вторник " (Собрание русских летописей, т.2, с. 81). Через два года, " в лето 6668 (1160) докончена бысть церкви Святыя Богородица в Володимери " . Успенский собор был построен из белого камня, который доставляли из Волжской Булгарии. Зодчих князь Андрей пригласил из Германии. " В лето 6669 (1161) почата писати ее... и кончена августа 30 " (Летопись Переславско-Суздальская). Через три года строительство было закончено.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Пространную редакцию жития и службы святому князю написал архим. Иона (Думин), он же составил собрание сочинений прп. Максима Грека. В XVII в. архим. Викентий переделал редакцию Жития архим. Ионы. Мон. Михаил помимо службы святому Александру Невскому написал службу святому Константину Муромскому и дополнил службу святым Петру и Февронии Муромским. Опись архива Богородице-Рождественского монастыря XVIII в. фиксирует около 170 актов XIV - начала XVII в. Значительная часть документации монастыря утрачена. К 2004 г. сохранилось около 60 подлинных и копийных текстов, большая часть вотчинных документов XVII-XVIII вв. хранится в фонде «Грамоты Коллегии экономии» РГАДА, некоторые источники XVI-XIII вв. в составе фондов других архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В конеце XIX в. это одноглавый 4-столпный 3-апсидный храм с хорами. Длина его составляла около 20,5 м, ширина - 15,2 м, толщина стен - 1,2 м. Фасады, разделенные на 3 прясла сложнопрофилированными пилястрами с полуколоннами, оканчивались закомарами и имели по одному окну в верхнем ярусе, на западном фасаде - еще два небольших окна внизу для освещения внутреннего пространства под хорами. Центральную апсиду освещали три щелевидных окна, боковые апсиды имели по одному окну. По стенам апсид тянулись тонкие полуколонны: четыре на средней апсиде, по две на боковых, вверху проходил аркатурно-колончатый пояс. Колонны пилястр венчались резными капителями с лиственным орнаментом. На уровне хоров храм опоясывал городчатый с поребриком фриз. Три входа в собор были украшены перспективными порталами с гладкими колонками и резным архивольтом. Орнамент капителей этих колонок и обломов архивольта не имеет аналогов в других белокаменных храмах владимиро-суздальского зодчества. Профили порталов по сравнению с другими храмами середины и конца XII в. упрощены и сближаются с суздальским собором в честь Рождества Богородицы XIII в.: последний облом архивольта опирался не на полуколонку с капителью, а на прямоугольный блок с орнаментальной лентой.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Свято-Николаевский морской собор в Лиепае (Латвия). 1900–1903 гг. Свято-Николаевский морской собор в Лиепае (Латвия). 1900–1903 гг. 25 сент. 1898 г. имп. Александром III в г. Батум был заложен собор во имя его небесного покровителя блгв. кн. Александра Невского, в память 10-летнего окончания русско-тур. войны, в результате к-рой город был присоединен к Российской империи. Архитектором собора был К., император внес уточнения в проект. Собор был освящен 6 дек. 1906 г. и передан военному ведомству. Грандиозный храм называли «самым прекрасным зданием в Батуме», он доминировал в панораме города. В композиции пятиглавого собора выделялись массивная центральная луковичная глава и высокая шатровая колокольня, соединенная трапезной с основным объемом. В основе плана лежал крест, боковые главы располагались крестообразно. С востока были пристроены полуциркульная в плане апсида и компартименты по ее сторонам. Нижний ярус окружала галерея. Декор был выполнен в стиле рус. коврового «узорочья» XVII в. Собор был закрыт в 1921 г. и в 1931 г. разрушен. Церковь Св. Троицы в с. (ныне деревня) Гора-Валдай (1899-1903) К. строил как усадебный храм Воронина. Закрытый в 30-х гг. XX в. и утративший внутреннее убранство храм восстанавливается с 1999 г. Прямоугольная в плане церковь завершена массивной луковичной главой и высокой шатровой колокольней над трапезной, отличается вертикалью композиции, наличием высокой центральной 5-гранной апсиды и 2 низких боковых компартиментов, квадратных в плане. Боковые фасады в 3 оси разделены лопатками, поля к-рых заполнены ширинками. Верхний ярус отделен профилированным антаблементом, членения завершаются полуциркульными кокошниками. Боковые крыльца, типичные для зданий, возводимых по проектам К., завершены высокими щипцами. Барабан оформлен аркатурно-колончатым поясом, в его основании - пояс килевидных кокошников. В 1900-1906 гг. на средства рабочих и администрации с.-петербургского Путиловского завода (просп. Стачек, 48) была построена ц. во имя свт. Николая Чудотворца и царицы мц.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010