Ростов. Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Спаса на Сенях Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Нерукотворного образа (позже - Спаса на сенях) - главный храм Ростовского Архиерейского дома, построенный в 1675 г. по заказу ростовского митрополита Ионы и входящий вместе со зданиями Митрополичих хором и трапезной в комплекс парадных построек Ростовского кремля. Церковь строится за митрополичьими хоромами. В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней - собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в 1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания. Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные детали убранства: аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид. Причем все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения. Церковь имеет уникальный интерьер, в котором наиболее ярко выражены архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии. Стены храма украшает роспись, исполненная в 1675 г. ярославскими мастерами. Церковь Спаса на Сенях (или Церковь Спаса Нерукотворного Образа) — домовая церковь Ростовских митрополитов Ростовского Архиерейского дома, более известного как Ростовский кремль. В первые годы жизни комплекса этот храм являлся самым значимым из всех построек. По замыслу заказчика, — митрополита Ионы, — Церковь Спаса на Сенях была «средоточием внутренней богослужебной жизни Ростовского Архиерейского дома». В храме на западной стене изображена огромная фреска «Страшный суд» — подлинный шедевр средневековой живописи. Сама же Спасская церковь является ценнейшим живописным, архитектурным и символическим свидетельством позднего русского средневековья, чудом сохранившимся до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский собор расположен в Суздале на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Он является памятником русского зодчества конца 16 века. Сегодня собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Собор был построен в 16 веке на месте деревянного храма Спаса Преображения, который сгорел. В 1507-1511 годах построили маленькую бесстолпную Спасскую церковь. Это самое древнее из дошедших до нашего времени каменных сооружений обители построено над могилой игумена Евфимия, основателя монастыря. В 1594 году к этой церкви пристроили здание четырёхстолпного большого собора, церковь была переименована в Евфимиевский придел. Спасо-Преображенский собор построен в традициях белокаменной суздальской архитектуры 12-13 веков, вначале был похож на Рождественский собор кремля Суздаля. Однако в процессе неоднократных перестроек его внешний вид был сильно изменен. В 18 веке вокруг стен собора построили галерею, а во второй половине 19 века с севера пристроили придел в честь Сергия Радонежского. В результате таких изменений облик Спасо-Преображенского собора сильно изменился: южный притвор его стал частью паперти, которая вместе с новым приделом окружила церковь с трёх сторон. В 17 веке собор украсили наружной росписью. Разделённые пилястрами с килевидными закомарами на три части стены украшены по всему периметру аркатурно-колончатым поясом, традиционным для владимиро-суздальской архитектуры. В этот пояс вклиниваются окна, растёсанные в более поздние времена. К собору с восточной стороны примыкают алтарные апсиды с глубокими нишами окон и гладкими стенами. Центральную часть здания увенчают пять барабанов с луковками куполов. Световые барабаны прорезают узкие высокие окна, и украшает каменная резьба. Внутренне пространство храма организовано четырьмя крупными столпами, а также алтарными апсидами. Роспись выполняла в 17 веке артель художников Гурия Никитина. Во второй половине 19 века фрески Никитина были обновлены, а в конце 1970-х годов была начата кропотливая работа, направленная на раскрытие первоначальной росписи.

http://sobory.ru/article/?object=01860

Золотниковская пустынь. Золотниковская Успенская пустынь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Успения - бесстолпный трехглавый храм, выполненный в формах древнерусской архитектуры сер. 17 в. с использованием традиций суздальского зодчества. Его трехглавие вызвано, вероятно, ориентацией на храмы Суздаля 16 в. Аркатурно-колончатый пояс в верхней части стен связан с памятниками Верхней Волги. Пространственная композиция кирпичного, покрытого обмазкой и побеленного здания, состоит из крупного двухсветного четверика храма с четырехскатной железной кровлей, увенчанной тремя световыми барабанами, и примыкающих к нему объемов: сильно вынесенной полукруглой алтарной апсиды (первоначально, вероятно, было две апсиды), трапезной и северного придела. Во 2-й пол. 19 века здание подверглось капитальной перестройке. Был пристроен южный придел разобраны внутренние стены трапезной в обоих приделах. Для достижения традиционного пятиглавия над западной частью четверика были дополнительно устроены две декоративные главки (утр.). Большинство проемов заложено, восточное окно апсиды растесано в широкий въезд. Своеобразно сосредоточение декоративного убранства в верхней части фасадов. Стены четверика завершены карнизом и фризом из поребрика и пояса балясин: во фриз вкомпонованы также обрамленные полуваликами пятиугольные киоты. Под фризом по периметру стен, исключая мощные огибающие угловые лопатки, протянут аркатурный пояс. Не имеющие наличников окна - арочные, с глубокими наружными откосами. Северный и южный входы обрамлены перспективными порталами с килевидными завершениями. Внутри четверик перекрыт оригинальной системой сводов: в восточной части две подпружные арки несут коробовый и полукоробовый своды со световыми отверстиями для центрального и боковых барабанов; в западной части -полулотковый свод. На своде и в верхней части стен храма сохранились фрагменты клеевой живописи. Это интересный пример росписи сер. 19 в., гризайльный декор которое выдержан в стиле классицизма, а в изображении святых заметно влияние древнерусской живописи 17 в. Изысканный колорит построен на сочетании интенсивных ярких и разбеленных светлых тонов.

http://sobory.ru/article/?object=05664

Алатовщина. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Расположена на кладбище в 0,5 км к северо-востоку от села [Сеглино], стоит на возвышенном берегу р. Касуля, впадающей в р. Мста. Во 2-й пол. 18 в. в Сеглинском погосте существовали две деревянные церкви (Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца и Троицкая), сгоревшие в 1789 г. В 1800 г. вместо них на средства помещика майора Фаддея Непейцына и других прихожан сооружена деревянная холодная церковь Троицы. Позднее, вероятно, в сер. или 2-й пол. 19 в. главный престол храма был освящен в честь Рождества Богородицы, а в трапезной находились приделы Троицы и Николая Чудотворца. Эта церковь в 1910 или 1911 г. сгорела и вместо нее в 1911 г. был устроен временный храм Рождества Богородицы в деревянном здании приходской школы, к которому пристроили алтарь. Существующая церковь строилась в 1916-17 гг. и освящена была, по-видимому, после Октябрьской революции. Наименования главного престола и приделов скорее всего совпадали с предшествующей церковью. В настоящее время выломана часть наружной стены южного придела, не сохранилась глава храма, обрушилась глава колокольни, полностью утрачено убранство интерьера. Стены сложены из кирпича, цоколь - из валунов. Пример поздней сельской приходской церкви в русском стиле, декор которой ориентирован на зодчество 17 в. Композиция церкви симметрична относительно продольной оси. Ядро храма снаружи выявлено верхним ярусом-восьмериком с узкими диагональными гранями. С юга и севера нижнюю часть храма закрывают прямоугольные приделы. С востока храму и приделам соответствуют крупные полукруглые апсиды, центральная шире и имеет больший выступ, по сравнению с боковыми. Почти квадратный в плане притвор соединяет храм и столпообразную колокольню, состоящую из трех ярусов-четвериков. Наружный декор церкви отличается единообразным характером. Стены нижнего яруса здания - приделов, апсид, притвора и первого яруса колокольни - прорезаны арочными окнами с колончатыми наличниками и криволинейными очельями. На фасадах приделов окна сближены и образуют трехчастную композицию, объединенную тремя полуциркульными завершениями. Окна апсид увенчаны килевидными очельями, а пара близко расположенных окон на фасадах притвора акцентирована небольшим щипцом, объединяющим полуциркульные завершения этих проемов. Арочные проемы восьмерика и двух верхних ярусов колокольни оформлены килевидными архивольтами. Углы объемов церкви закреплены огибающими лопатками с ширинками, в которые поочередно заглублены прямоугольные и крестообразные ниши. Стены завершаются несложными по профилю карнизами, дополненными в приделах и в первом ярусе колокольни фризом квадратных нишек. В первом ярусе колокольни под фризом проходит неширокий аркатурный пояс. Единственный вход в церковь расположен с западной стороны. Перед арочным проемом с килевидным архивольтом, опирающимся на массивные импосты, выступает бетонная площадка со ступеньками.

http://sobory.ru/article/?object=10501

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты Сретенская церковь над Водяными воротами, обращённая к дороге на Углич, построена одновременно со звонницей в 1680 году. Завершён стройный объём храма пятиглавием, в котором боковые главы на глухих, тонких, богато декорированных барабанах противопоставлены массивной центральной главе на широком световом барабане. Основной куб Сретенской церкви разделён в центре лопаткой, доходящей до колончатого фриза. Небольшие заглублённые окошки по сторонам лопатки завершены огромными узорчатыми наличниками, подчёркивающими декоративное начало в образе Сретенской церкви. Сочный рельеф наличников ярко и неповторимо красочно подхвачен в архитектуре Водяных ворот и примыкающей к храму с запада и севера галереи. Ворота, имеющие два неравных по величине проезда и галерея покрыты сплошным кирпичным узором. Умелое чередование больших пластичных деталей с мелким рельефом декора создаёт богатую игру света и тени. Особенно выразителен нижний пояс аркады галереи и арки ворот, обильно украшенные " вислым каменьем " . Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987 " ... Одним из великолепных образцов богато украшенной архитектуры XVII века в Борисоглебском монастыре является церковь Сретения над северными, Водяными, воротами. В литературе, посвященной монастырю, она датировалась 1680 годом. Однако, по сообщениям монастырских архивов, Сретенскую церковь построили во времена Петра I и освятили в 1692 году. Таким образом, время возведения этого храма следует отнести к началу 90-х годов XVII столетия. Стиль конца века чувствуется во всем облике здания: исчезает традиционное трехчастное деление стен пилястрами, северная и южная стены рассекаются лопатками на два прясла, а две другие стены не имеют членений, верх сооружения охвачен широким аркатурным поясом с изящными колонками с бусинами, а удлиненные проемы окон обрамлены нарядными килевидными наличниками. Высокий кубический объем храма возносится над воротами с двумя асимметричными проездами и небольшими фланкирующими башнями. Башни замыкают паперть и ворота, маскируют присоединение церкви к монастырским стенам, являясь, таким образом, связующим звеном между оградой и храмом. Вся композиция тщательно продумана, и храм выглядит необычайно легким и стройным. С восточной стороны храма находится апсида прямоугольной формы. Паперть у западной стены выполнена с применением уже несколько архаичных для конца XVII века форм. В западной галерее имеется лестница, ведущая внутрь храма.

http://sobory.ru/article/?object=05677

Ростов. Рождественский монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Как сообщает описатель Рождественского монастыря протоиерей Аристарх Израилев, побудительным поводом для строительства Тихвинской церкви послужило исцеление у чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы рясофорной послушницы Амфилохии (в миру Екатерины Григорьевны Тихановской). Екатерина Григорьевна, дочь ростовского купца, поступила в монастырь 29 марта 1829 г., при постриге в рясофор она получила имя Амфилохия. В монастыре у нее была своя келия, расположенная рядом с Рождественским собором. 16 июля 1838 г. перед всенощной она крепко заснула. Когда ударил колокол, она резко соскочила с дивана, и у нее начались беспрерывные «качания» вперед-назад, повредилась речь, чуть позже отнялась левая рука, а затем, частично, и правая нога. Болезнь продолжалась почти целый год без всяких изменений к лучшему, и послушница Амфилохия стала впадать в уныние. Однажды ей приснился сон следующего содержания: настоятельница обители игумения Павла (Шатилова) говорит ей, что она должна пойти в церковь и заказать Тихвинской иконе Божией Матери молебен с водоосвящением. На другой день Амфилохия рассказала игумении свой сон, но та не порекомендовала сразу же исполнять совет, данный во сне. Сон повторился еще дважды, после чего с благословения игумении болящую привели в храм, где священник Иоанн Ржевский совершил водосвятный молебен, во время которого над головой Амфилохии читали Евангелие. Затем больную послушницу подвели к Тихвинской иконе. Приложившись к святому образу, она увидела многочисленные огненные искры, летевшие от иконы. «Качания», мучившие её, сразу же прекратились, речь стала более внятной, а со временем она стала совсем здоровой. Игумения Павла была свидетельницей этого чуда и задумала в благодарность Божией Матери за явленную милость воздвигнуть второй храм в обители в честь Ее Тихвинской иконы. Подготовка к строительству храма началась уже в 1840 г. Церковь была построена по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова (1770–1843). Основной объем Тихвинского храма представляет собой высокий двусветный четверик. Здание двухэтажное. Русско-византийский стиль (его еще называют «национальный стиль») проявляется в следующих архитектурных решениях: храм пятиглавый, барабан, на котором утвержден центральный купол, больших размеров, чем барабаны и купол боковых глав, поставленных на углах здания. На барабанах глав - световые окна и аркатурно-колончатый пояс, окна храма украшены наличниками с кокошниками.

http://sobory.ru/article/?object=05698

Георгиевский собор (Юрьев-Польский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Георгиевский собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем. Содержание История [ править править код ] Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по своему типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском. В 1230 году сын Всеволода III Большое Гнездо Святослав церковь, которая «обветшала и поломалася», разобрал, а через четыре года было закончено сооружение собора, по словам летописца, «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел, куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича. В 1326-1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы. В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами В. Д. Ермолина собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым. После восстановления в 1471 году от собора 1230—1234 годов сохранились: с запада — первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока — цоколь апсид; с юга — притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера — притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс). В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В 1781 году к храму была пристроена четырёхярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Древний храм буквально утонул в позднейших пристройках. Печальное состояние древнего памятника церковного зодчества обратило на себя внимание специалистов по культуре Древней Руси. В частности об этом с сокрушением писал Н. П. Кондаков. Стараниями протоиерея Александра Георгиевича Знаменского, который был настоятелем храма с 1889 по 1917 год, древний храм был освобождён от пристроек XVIII - XIX веков, а вместо гипертрофированного Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор (освящён в 1915 году).

http://azbyka.ru/palomnik/Георгиевский_с...

При поддержке государства восстанавливается главный собор Антониево-Сийского монастыря на севере России 16 августа 2017 г. 16:27 Специалисты отреставрируют западный фасад Троицкого собора Антониево-Сийского мужского монастыря (Холмогорский район Архангельской области). Работы ведет липецкая компания ООО «Производственно-реставрационная кампания Лайм ПАРК» на средства федеральной целевой программы «Культура России». Сейчас реставраторы восстанавливают старую кирпичную кладку наружных стен. Далее предстоит кропотливая работа в притворе — там сильно пострадала кирпичная кладка сводов. Затем мастера установят плиты на паперти, в притворе и основном помещении собора. Кроме того, будет сделана гидроизоляция полов храма. По плану предусмотрена система отопления по периметру храма, а в алтаре — теплые полы. В октябре 2016 года Министерство культуры РФ провело конкурс на реставрацию Троицкого собора, в котором победила компания «Лайм ПАРК». В декабре 2016 года специалисты поставили леса и перекрыли крышу притвора храма, в феврале 2017 года разобрали паперть и полы в притворе. Сам проект реставрации был выполнен в 2013 году ФГУП «Центральные научно-реставрационные мастерские» (ЦНРПМ, г. Москва). Четырехстолпный пятиглавый Троицкий собор заложен в 1589 году по грамоте царя Федора Иоанновича, достроен 30 июля 1606 года и освящен в следующем году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем должен был следить присланный из столицы мастер Захар. Фактически строительство вела артель каменщиков из Вологды. Храм сочетает приемы зодчества новгородского (конструкция сводов на невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Примерно через 100 лет после постройки храм был перекрыт на четыре ската, тогда же была изменена форма центральной главы. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Харбин. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Новом кладбище. Успенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Возведена в 1908 г. на Новом кладбище на северо-востоке Харбина. Строилась частью на пожертвования русских харбинцев, а частью на средства КВЖД и Харбинского Свято-Николаевского собора. Автор проекта – известный харбинский архитектор Н.А. Казы-Гирей. Для освящения этого храма из Владивостока приезжал архиепископ Владивостокский и Приморский Евсевий (Никольский). По его мнению, этот храм, созданный на чужбине и осеняющий могилы русских православных людей, умерших вдали от Родины, должен иметь для жителей Харбина особое значение. В 1920–1922 гг. в ней служил архимандрит Ювеналий. В храме в разные годы проводили службы 14 священнослужителей. Последним русским настоятелем (до 1959 г.) был протоиерей о. Михаил Андреев, последни священником – китаец о. Фотий. Идущему по Большому проспекту на Новое кладбище еще издали сквозь кладбищенские ворота и широкую проездную арку колокольни (архитектор Е.А. Уласовец), открывался вид на здание храма. Небольшой компактный объем, почти квадратный в плане (31 кв. саж.) с луковичной главкой на высоком световом барабане предельно лаконичен. Входной придел выделен навесом – сенью с характерными для допетровской архитектуры опорами – кубышками и высокой крещатой кровлей на восемь скатов. На северном и южном фасадах размещены строенные окна, обрамленные архивольтами. Почти единственным ее декоративным элементом является аркатурно-колончатый пояс по периметру объема и пятигранной апсиде. Этот элемент стал излюбленным декоративным мотивом в культовом зодчестве Харбина. Роспись в тимпане фронтона Успенской церкви и подкарнизный узор оттеняет лапидарность форм и цветового решения. Сюжетика, иконография и характер расположения росписи на фасаде анализируемой церкви идентичны Успенской церкви на кладбище Сент-Женевьев де Буа (архитектор-художник А.А. Бенуа, 1939 г.). Две опубликованные архивные фотографии интерьеров харбинского храма позволяют сделать вывод, что росписи были сделаны в художественной манере В.М. Васнецова. Отдельно стоящая надвратная колокольня выполнена в стиле русской архитектуры XVII века (арх. Е.А. Уласовец). В 1960-х гг. Новое кладбище было разрушено, превращено в парк отдыха, а здание церкви, утратившее свой купол, сегодня используется как выставочное. Библиография: Сумароков Е. ХХ лет Харбинской епархии. Харбин, 1942.  Левошко С.С. Русская архитектура в Маньчжурии. Конец XIX –первая половина ХХ века. Хабаровск: Частная коллекция, 2003. С. 126, 127.  http://www.artrz.ru/1804821096.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=40017

Образом Успенского собора Московского Кремля навеяны строй могучего пятиглавия, а также общие пропорции здания, создающие впечатление спокойного, но вместе с тем громадного массива. Стены же, филёнки, горизонтальные тяги напоминают московский Архангельский собор. Вместе с тем в ростовском памятнике окон, согласно владимирской традиции в аркатурном поясе нет, они расположены над ним. Разная ширина вертикальных членений южного и северного фасадов отсылает нас к владимирскому Успенскому собору. Южное крыльцо на столбах с двойными арками и висячими гирьками относится к концу XVII века. Фресковые росписи паперти выполнены в 1697 году. Западный вход в Успенский собор оформлен перспективным порталом. В 1671 году он был расписан орнаментом, от которого сохранились лишь фрагменты. Портал содержит черты как владимиро-суздальского зодчества XII - XIII веков (арочная дуга без килевидного завершения), так и раннемосковского зодчества XIV - первой половины XV столетий ( " дыньки " на полуколонках обрамления). По периметру храма, между верхним и нижним рядами окон, тянется узорчатый аркатурно-колончатый пояс. Он восходит к аркатурно-колончатому фризу московского Успенского собора, который, в свою очередь, был создан на основе фриза Успенского собора во Владимире. Позакомарная кровля собора восстановлена во время реставрационных работ, проводившихся в Ростове с осени 1953 года, после мощнейшего смерча, который повредил соборный храм и другие ростовские церкви. Разрушения открывали небывалые возможности для натурного исследования памятников и, следовательно, для научной реставрации всего Ростовского кремля. Было решено воссоздать первоначальный облик кремля, а Успенский собор - в формах, близких первоначальным, но при этом не выбивающихся из общей стилистики кремлёвского ансамбля. В ходе реставрации позакомарные и многоскатные покрытия на Успенском соборе вернулись к формам XVI века, луковичные же главы соответствуют эпохе митрополита Ионы Сысоевича (1652-1690). Внутри храм поражает своей высотой.

http://sobory.ru/article/?object=00224

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010