За поясом продолговатых ширинок следует ряд бойниц, оформленных узорчатыми килевидными наличниками; над ним — широкий карниз с ширинками для изразцов; выше — бойницы навесного боя (машикули) и венчающий башню аркатурно-колончатый пояс с частым ритмом колонок и остриями кокошников, украшающий щели верхнего боя. Богатство убранства башни оттеняется контрастом красного фона, на котором особенно четко рисуются белые детали. Проездная башня с ее шатровым верхом стоит почти в центре южного фасада. Угловые граненые башни подчеркивают ее главенство: они убраны несравненно проще. На их гранях выделяются круглые розетки бойниц, и только бойницы верхнего боя обрамлены килевидными наличниками, образующими как бы венчающую столп корону. Впечатление стройности и высоты граненых башен усиливается благодаря еле заметному глазом утоньшению, создающему иллюзию их большей, чем на самом деле, высоты. Башни восточного фасада, смотревшие на проходившую вдоль него дорогу, богаче башен западной стороны: их углы оформлены широкими лопатками, сужающими их красные грани и повышающими впечатление стройности столпа. Напротив, башни восточной стороны крепости, обращенной к городским окрестностям, наиболее просты; широкие щели из зубцов обнажены и лишены декоративной обработки. В этом сказывается подчеркнутая демонстративность монастырского ансамбля, художественное воздействие которого обращено прежде всего в сторону города. Разнообразие формы и обработки башен — прямоугольных, круглых и многогранных — придает ансамблю монастыря особую живописность и силу. Видный с далеких точек и господствующий над городом, он казался теперь его «кремлем», затмив архитектурное значение древнего кремлевского центра... Пройдя под сумрачным сводом ворот главной башни, мы оказываемся перед новыми воротами, помещенными в нижнем ярусе Благовещенской церкви, продолговатый корпус которой еще закрывает главные здания монастыря. Видимо, здесь был огражденный с двух сторон внутренними стенами дворик, замкнутый южным фасадом Святых ворот.

http://sobory.ru/article/?object=00200

По стенам апсид тянулись тонкие полуколонны: 4 на средней апсиде, по 2 на боковых, вверху проходил аркатурно-колончатый пояс. Колонны пилястр венчались резными капителями с лиственным орнаментом. На уровне хоров храм опоясывал городчатый с поребриком фриз. 3 входа в собор были украшены перспективными порталами с гладкими колонками и резным архивольтом. Орнамент капителей этих колонок и обломов архивольта не имеет аналогов в др. белокаменных храмах владимиро-суздальского зодчества. Профили порталов по сравнению с др. храмами сер. и кон. XII в. упрощены и сближаются с суздальским собором в честь Рождества Богородицы XIII в.: последний облом архивольта опирался не на полуколонку с капителью, а на прямоугольный блок с орнаментальной лентой. Считается, что собор не имел изобразительных рельефов на фасадах. Однако, вероятно, убранству храма принадлежали белокаменные фигурные водометы (со звериной лапой на боковой грани, с растительным орнаментом и человеческой рукой), опубликованные Н. А. Артлебеном, а также фрагмент круглой скульптуры (грифон с вздыбленным крылом), обнаруженный во время раскопок в 1997-1999 гг. Внутри храма столпы крещатой формы поддерживали световой барабан и соединяли подпружные арки друг с другом и со стенами, на стенах им отвечали плоские лопатки. В 1219 г. собор был заново освящен, что могло быть связано с его росписью. Вероятно, тогда были сделаны пристройки из кирпича-плинфы, найденные при раскопках в 1997-1999 гг., когда были обнаружены фундаменты и основания галерей из белого камня, к-рые имели с юж. и, по-видимому, сев. сторон небольшие круглые пристройки (типа певниц). Внутри и вблизи галерей обнаружен обширный некрополь: ок. 30 погребений, 17 из них в белокаменных саркофагах XII-XIV вв., прочие датируются XVI-XVIII вв. В XVII в. собор и галереи перестраивались. В 1678 г. архим. Троице-Сергиева мон-ря Викентий (впосл. архимандрит В. Р. м.) пожертвовал 100 р. «на строение каменной паперти с полатками, что у трапезы», с к-рой Н.Н. Воронин, К.Н. Тихонравов и Артлебен отождествляли перестроенные из кирпича галереи собора, сохранявшиеся до сер.

http://sobory.ru/article/?object=02747

Фасады имели богатый белокаменный декор нарышкинского стиля. К церкви примыкали 2-этажные палаты (3 комнаты с сенями наверху, кладовая внизу), выстроенные, по преданию, для царевича Алексея Петровича, к-рый мог проживать в них лишь короткое время, фактически находясь под арестом весной 1718 г., после принудительного возвращения из-за границы. Первоначальное убранство и богослужебные предметы храма были приобретены также на средства вкладчика Викторова. В 1849 г. стены храма расписали фресками. К нач. XX в. в храме находились 4-ярусный резной позолоченный иконостас, справа от царских врат местный образ Спасителя с предстоящими свт. Арсением и св. блгв. кн. Михаилом Тверским, слева - местный Киево-Печерский образ Божией Матери, а также чтимая икона св. Алексия, человека Божия, «греческого письма» в серебряной ризе (вклад 1843 г. вдовы действительного статского советника А. М. Полторацкого, погребенного в Ж. м.). К 1917 г. в Алексиевском храме размещалась б-ка, в нижнем этаже - кельи. По описаниям 1685 и 1702 гг., в Ж. м. находилась деревянная «рублена осмерик» шатровая колокольня с 8 колоколами. Не позднее 1713 г. между Алексиевской ц. и Успенским собором на средства вкладчика Викторова была возведена каменная шатровая колокольня. Внутри колокольни находились часы «железные русские». В июле-авг. 1803 г. сгнившая тесовая крыша колокольни была заменена на железную, в 1897 г. колокольня еще раз ремонтировалась. В 1833-1834 гг. в линии вост. ограды (между палатами царевича Алексея и настоятельскими кельями) были сооружены новые св. ворота в стиле ампир, на месте которых в 1912-1914 гг. по проекту архит. А. П. Фёдорова была построена надвратная колокольня. Все 3 яруса колокольни (проездной и 2 яруса звона) были кубическими: нижний - со слегка пирамидальными очертаниями, верхний - со срезанными углами; колокольня завершалась небольшой маковичной главой. Интересными деталями сохранившегося до наших дней нижнего яруса являются полукруглый выступ с юга, напоминающий апсиду, а также аркатурно-колончатый пояс под карнизом.

http://pravenc.ru/text/182239.html

Зонтикову, который писал, что " ... Декор храма был сдержан. Три стены четверика украшал аркатурно-колончатый пояс килевидной формы из тонких валиков, как бы в миниатюре продолжающийся и на барабанах глав придельных храмов. Выше его шёл декоративный фриз, состоящий из прямоугольных кирпичных нишек с " каплеобразными " углублениями в их донцах " . Алтарные апсиды оформлены более сдержанно, чем плоскости фасадов (это отчасти и понятно: на аркатурно-колончатый пояс и фриз здесь просто не досталось бы места). Особый эстетический вес имеют наличники - в первую очередь, наличник центральной апсиды. При владельцах усадьбы Морозовых колокольня имела обычное для своего времени устройство: увенчанный шатром восьмерик на четверике. Во второй половине XVIII века восьмерик разобрали и возвели новый, тоже восьмигранный, ярус звона, теперь уже завершённый не шатром, а барочным куполом с маленькой главкой. Своды Ильинского храма поддерживаются двумя столпами. Такая конструкция встречается реже, чем четырёхстолпная, но надо отметить, что для Костромы это как раз вполне традиционный подход: двухстолпным был Успенский собор Костромского кремля. Изначально столпы Ильинского храма имели более внушительный вид. Но в XVIII веке, когда церковь утратила усадебный " статус " и стала приходской, оказалось, что для прихожан (пусть и не так уж многочисленных) пространства, оставляемого столпами, явно мало. И столпы пообтесали - к счастью, без урона для всего здания, а то ведь бывало и такое: окна вздумают растесать, а храм возьми да и рухни. Как предполагают исследователи, вскоре после постройки Христорождественская церковь могла быть украшена фресками. Увы, от них не сохранилось и следа, и теперь стены сияют свежей побелкой. Расписаны только порталы, ведущие из южной галереи в придел и в основной четверик. Но и эти росписи - свежие. Первоначальный иконостас храма (точнее, первоначальных было три - центральный и два придельных, но речь в данном случае идёт о центральном) не сохранился до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00649

Храм завершается спокойным позакомарным покрытием. Западный и восточный фасады имеют центральную симметрию, апсиды почти той же высоты, что и храм. С запада, севера и юга по оси подкупольного пространства расположены перспективные порталы с резными архивольтами и капителями колонн, с востока главная ось храма подчёркнута более высоким окном центральной апсиды. Для того, чтобы уравновесить несимметричные северный и южный фасады, зодчий уменьшил выступ округлых апсид и сделал восточные прясла гораздо уже, чем центральные и западные. Значительный вынос угловых лопаток, с диагонально поставленными колонками, визуально скрадывает выступы апсид и объёдиняет их с восточными пряслами основного объёма храма. Иллюзорно это создаёт эффект центричной композиции. Резные перспективные порталы входов занимают всю ширину среднего прясла. Мощные лопатки, со сложным профилем и сильно выступающими полуколонками, поднимаются от цоколя до закомар. Примерно посредине прясел идёт ажурный аркатурно-колончатый пояс, толщина стены над ним уменьшается, это подчеркивается профилировкой лопаток, получивших два дополнительных уступа. Из-за этого прясла в нижней части получились шире, чем в верхней. Возникает ощущение, что стены имеют небольшой наклон и визуально храм кажется более высоким. Это подчёркивают и щелевидные окна, которые расположены в глубоких уступчатых арочных нишах и начинаются прямо от аркатурного пояса. В верхней зоне прясел, в тимпанах закомар, расположены немногочисленные рельефы. Стройный световой барабан имеет узкие щелевидные окна, его высота подчёркнута аркатурой с декоративными полуколонками. Ещё один аркатурно-колончатый пояс завершает верх апсид. Часть его полуколонок идёт на всю высоту, до цоколя. Все декоративные элементы фасадов храма имеют ясно выраженную вертикальную устремлённость. Хотя церковь Покрова на Нерли не имеет ярусного завершения, как смоленский и черниговский храмы, в ней есть то же стремительное движение ввысь. Оно создаётся нарастающим ритмом арок, который начинается с мощных порталов входов, подхватывается изящным аркатурным поясом, затем продолжается уступчатыми арками оконных ниш, переходит в повторяющиеся профили упругих полуциркульных закомар и завершается вверху стройной аркадой барабана.

http://sobory.ru/lib/3_drevnerusskie.htm...

Церковь св. Сергия могла иметь в плане форму греческого креста, – типа плана Вознесенской церкви в Коломенском (без террасы-гульбища). Эту особенность храма пытался отобразить на своем рисунке миниатюрист, хотя и не совсем удачно. Тем не менее на этом рисунке северовосточный угол внутреннего квадрата креста внизу читается вполне отчетливо. Церковь была в целом двухъярусной, причем нижний ярус в форме креста тянулся вверх до уровня полукруглых кокошников в четыре ряда, за которыми следовал невысокий промежуточный квадратный в плане ярус с узкими окошками и двумя рядами кокошников с треугольным завершением, являвшийся основанием для восьмигранного шатра со сходящимися кверху раскреповками. Наверху на низком барабане покоилась аккуратная приземистая главка, увенчанная восьмиконечным крестом. Шатер был облицован цветными изразцами, подобно центральному храму Покровского собора, что на Рву. Углы стен этой церкви были обработаны лопатками. Центральная апсида несколько выступала из плоскости восточной стены наружу и, не доходя до поля закомар, заканчивалась треугольным фронтоном. В нижней части центральной апсиды показано обрамление проема дверного типа, хотя наружный вход в алтарь вряд ли мог быть, так как в средней его части показано довольно большое арочное окно, а в верхней, до основания завершающего треугольника, – колончатый пояс без аркатур. Подобные пояса проходили в средней части крайних апсид и в верхней части всех трех апсид, где они служили основанием для спаренных пилястр с плоскими капителями, поддерживающих арочные завершения закомар. В средней части боковых апсид, на уровне фронтона центральной, изображены маленькие круглые окошки. В боковой северной стене храма кроме арочных окон в закомарах показаны меньшие арочные же окна, располагавшиеся несколько ниже, на уровне круглых окон восточного фасада. Верхний колончатый пояс продолжается на северной стене, а нижний нет. Наконец, на этом фасаде не показаны возможные северные двери, что исключает вход в храм с Троицкой улицы.

http://sobory.ru/article/?object=47551

Уникальное построение восьмериком от земли было использовано в ц. во имя св. Иоанна Предтечи (1714-1723) в Хлынове (ныне Киров). Ряд форм собора И. П. м. был повторен в Иркутске, где каменное строительство вели мастера из Вел. Устюга. Вариант восьмерика от земли присутствовал в архитектуре собора иркутского в честь Вознесения Господня монастыря (1749-1767; не сохр.) и др. построек мон-ря; 2 придела в трапезной части, завершенные малыми восьмериками,- в Крестовоздвиженской ц. (1747-1758), в церквах с одним приделом: святых Прокопия и Иоанна Устюжских (40-е гг. XVIII в.- 1767; не сохр.); Тихвинской (1754-1773; не сохр.), композиция с расширенной трапезной с приделами - в Троицкой (50-е гг. XVIII в.- 1778). Колокольня в И. П. м. была построена отдельно, а не над притвором, как в большинстве вышеперечисленных приходских храмов (отдельно стоящую колокольню (1765) имеет ц. прп. Симеона Столпника). Объемно-пространственное решение сравнительно невысокой 3-ярусной колокольни И. П. м., увенчанной шпилем, повторяло формы собора. Над четвериком 1-го яруса возвышались 3 восьмерика: звона и 2 небольших глухих декоративных. Сохранившиеся корпуса И. П. м. представляют собой добротные строения жилой провинциальной архитектуры. От каре монастырских корпусов уцелел западный одноэтажный корпус в стилистике, переходной от барокко к классицизму, с настоятельскими кельями в северной части (1716-1725?). Здание декорировано оконными проемами с лучковыми перемычками, профилированными наличниками и лопатками. Сохранился также юго-зап. 2-этажный протяженный корпус в русско-визант. стиле (1904; архит. Курицын). Его 1-й этаж прорезан оконными проемами с лучковыми перемычками и профилированными наличниками, 2-й - большими полуциркульными окнами, заключенными в аркатурно-колончатый пояс. Карниз украшен поясами декоративных кронштейнов и поребрика, в основании аркатурно-колончатого пояса представлен пояс ширинок. На территории И. П. м. частично сохранились 2-этажные кирпичный и полукаменный келейные корпуса.

http://pravenc.ru/text/577912.html

В это же время были разобраны Феодосьевский придел с северной папертью и перестроена паперть перед южным приделом. В ходе археологических исследований, проведенных на территории Городища в 1989-1990 гг., был вскрыт фундамент Феодосьевского придела и северной паперти храма, по всей видимости, смыкавшейся с западной. Раскопки показали также наличие искусственной подсыпки из песка и глины под всей церковью. Время исчезновения боковых глав церкви неизвестно — в начале XIX столетия она была уже одноглавой. В конце XVIII в. церковная территория была окружена оградой с воротами, устроенными напротив западного входа в храм. В 1938 г. церковь была закрыта, а в 1950-х гг. кладбище вокруг нее было уничтожено, видимо, в это же время была снесена ограда (кроме ворот). В 1985-1990 гг. церковь была реставрирована по проекту архитектора Л.С. Васильева. В 1986 г. по старым фундаментам восстановлена церковная ограда. Приземистый двусветный четверик храма, крытый на четыре ската, с далеко вынесенными низкими скругленными апсидами, увенчан чешуйчатой главкой на цилиндрическом барабане. Примыкающий к апсидам с юга и равный им по высоте одноглавый Ильинский придел, не имеющий алтарного выступа, завершен пологой щипцовой кровлей, образующей пологий фронтон на южном фасаде. Низкая паперть, идущая вдоль южного и западного фасадов, соединяет придел с невысокой двухъярусной колокольней, восьмерик которой, покоящийся на четверике основания, завершен граненой купольной кровлей барочного очертания с маленькой главкой на ярусном барабанчике. Фасадный декор храма выдержан в традициях костромского культового зодчества первой половины - середины XVII в. Здание окружено невысоким профилированным цоколем. Углы объема подчеркнуты огибающими лопатками. На уровне окон второго света проходит аркатурно-колончатый пояс из тонких валиков. Килевидную форму его арок повторяет прекрасный перспективный колончатый портал на северном фасаде. Карниз с фризом, украшенным каплевидными нишками, отрезает своеобразный аттиковый ярус с ложными полуциркульными кокошниками.

http://sobory.ru/article/?object=00649

В своем нынешнем виде Георгиевский собор несколько приземист. Но это не создает ощущения массивности, храм невелик и полностью сохраняет размеры первоначальной постройки 1152 года. Современный Георгиевский собор покрыт четырехскатной крышей с большой главкой на широком барабане. Узкие вытянутые оконные проемы говорят о фортификационном характере сооружения. С востока - выдающиеся вперед широкие полукружия апсиды. С севера и юга - перекрытые сводами с килевидными закомарами притворы. С северо-востока к храму примыкает усыпальница юрьевских князей - Троицкий придел. Каменная резьба лучше всего видна на северной и западной стенах собора. Сохранились кентавры, аркатурно-колончатый пояс храма с рельефными фигурами святых. Притворы украшают полуколонны с арками. Пояс также украшен резьбой с растительными мотивами. Сегодня в Георгиевском соборе хранится большая коллекция резных камней, которые не были использованы при реконструкции. Специалисты считают почти утраченным декор портала южного фасада собора. Остатки уникальной резьбы XIII века были практически уничтожены в результате неправильно проведенной летом 2009 года реставрации. Вместо устранения причины «болезни» - засоленности белого камня - реставраторы обошлись косметическими мерами. «Идет интенсивное соляное разрушение камня, все покрыто солью сверху донизу», - отмечала тогда реставратор высшей категории Института реставрации Елена Антонова. Пока еще есть шансы спасти уникальный собор. Но время делает свое дело. На северном фасаде наблюдаются интенсивное отслоение штукатурного слоя, мокрые пятна, множество высолов. В неудовлетворительном состоянии находится одно из полукружий апсиды: разрушена часть штукатурного слоя. На цоколе храма видны биологические отложения, разрушается кирпич. Нуждается в ремонте отмостка. Внутри собора, особенно на опорных столбах, в виде кристаллических выцветов выступают на поверхность соли. Влажность - 70-78%, температура 1-2 град. Такой климат разрушительно действует на роспись, она медленно шелушатся и отпадает. Чугунные половые плиты от влажности и осыпающихся солей ржавеют, камни крошатся, образуются каверны. Кое-где на стенах заметны биологические отложения. Необходимы срочные меры по спасению памятника.

http://sobory.ru/article/?object=00203

В начале ХХ столетия храм перестал устраивать приход и поблизости в 1902–1905 гг. была построена новая церковь во имя св. Иоанна Лествичника (арх. В.Н. Покровский), посвященная памяти Ив. Ил. Экземплярского, сына архиепископа Варшавского и Привислянского Иеронима. Она строилась по проекту и под наблюдением варшавского епархиального арх. В.Н. Покровского, иконы для иконостаса написал киевский художник А. Мурашко. Архиепископ Иероним скончался через месяц после освящения церкви и был погребен под престолом нижней церкви. Это был первый православный архиерей, умерший и погребенный в Варшаве. Престол нижней церкви во имя святых Илии и Иеронима был освящен в 1906 г. епископом Евлогием (Георгиевским) при сослужении ректора Холмской семинарии архим. Дионисия (Валединского), впоследствии митрополита Варшавского . По своему убранству эта церковь стоит в ряду храмов конца 1890-х – 1900-х гг., соответствующих стилистике московско-ярославского зодчества XVII в., но отличающихся использованием новых облицовочных материалов (кирпич, керамика), отсутствием «коврового заполнения» плоскости стены декором, что позволило, в частности, воспринимать ее тектонику оригинальной композицией, заимствованиями из раннемосковского, псковского и новгородского зодчества (архитекторы А. И. фон Гоген, Г.Д. Гримм, Г.Г. фон Голи, А.Л. Гун). В.Н. Покровский более тяготел к стилистике «московско-ярославского стиля», отличающейся в его проектах некоторой сухостью (здесь – заимствовованный из храма «Спаса-на-Крови» мотив гигантских кокошников, венчающих фасады здания, и отделка крыльца). Однако храм отличают и другие черты: вертикализм объемно-пространственной композиции, следующей, как и некоторые элементы декора (аркатурно-колончатый пояс), скорее древним владимиро-суздальским образцам, сдержанное наружное убранство, применение распространенного в эпоху модерна светлого облицовочного кирпича . События Первой мировой войны и последующих лет трагически отразились на судьбе кладбища и прихода. После эвакуации служба в церквях остановилась, кладбище вплоть до конца 1920-х гг. подвергалось разграблению (пока в 1928 г. инженером Ан. Коваленко не было спроектировано и в 1932 г. установлено железобетонное ограждение). В 1916 г. была задумана и в 1919 г. произошла передача католикам Владимирской церкви. Она вновь стала костелом св. Лаврентия, причем православному приходу св. Иоанна достались лишь три маленьких иконы. С 1919 г. по 1923 г. осуществлялась перестройка церкви по проекту арх. Оскара Сосновского. Она стала памятником событий 1831 г., но уже в польской интерпретации . Власти ограничивали деятельность прихода св. Иоанна, неоднократно пытались уничтожить кладбище – например, разбить на его территории парк Свободы имени генерала Ю. Совинского, погибшего во время мятежа 1831 г. или устроить на его месте Еврейское кладбище.

http://bogoslov.ru/article/4861337

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010