В 1837 году " в главном храме... возобновлён иконостас и вновь произведена стенная живопись " . И так далее. В итоге фасады собора утеряли многие декоративные элементы (их сняли или заштукатурили), боковые апсиды надстроили вровень с центральной с устроением общей кровли, были прорублены новые окна, а старые заложены. После революции монастырь был закрыт - по всей видимости, в 1922 году, в связи с сопротивлением его настоятеля, епископа Димитрия (Сперовского), изъятию церковных ценностей. Спасо-Преображенский собор некоторое время использовался под зерносклад и уже к началу войны представлял собой печальное зрелище. Во время оккупации в уцелевших зданиях обители разместилась немецкая комендатура. В 1960-е годы начата реставрация архитектурного ансамбля, приуроченного к празднованию 800-летия Старой Руссы. Как можно видеть, все окна нижнего яруса удалось восстановить в формах XV столетия с характерными бровками над ними, образованными двумя декоративными элементами - полуциркульной " полочкой " и рядом поребрика. На южном фасаде одно такое окно было восстановлено и во втором ярусе. Также на южном фасаде собора можно видеть два наличника с так называемыми " разорваннными " фронтонами. Эта форма характерна для новгородской архитектуры конца XVII века, и именно она позволила уточнить датировку очередного ремонта Спасского собора. Такие же наличники, кстати, можно видеть на фасадах церкви Рождества Богородицы на Малице. При реставрации алтарных апсид была выявлена их разноуровневость, стёртая ремонтами XIX века. Оконные проёмы, декор над ними в виде бровок и поясок бегунца в верхних частях апсид " пришли " из XV века. Верхняя часть здания была в первой трети XVII века сложена полностью заново. В декоре барабана отразились вкусы того времени. Приёмы, которые использовал здесь зодчий, просты, но выразительны - двухобломный карниз в верхней части, ниже поясок из двойных полукруглых нишек, затем валик, " катушечный " пояс, бегунец и снова валик. В нижней части видим традиционный аркатурно-колончатый пояс.

http://sobory.ru/article/?object=06903

Он поставлен на высокий подклет, помещения которого перекрыты коробовыми сводами; они использовались для братских трапез и приема странников. Верхний этаж, идентичный по планировке нижнему, состоит из обширной трапезной, храма и алтаря. Двусветный четверик с декоративной главкой был вытянут в ширину и перекрыт лотковым сводом. Алтарь 2-частный, с небольшим приделом в левой части. С юга к четверику храма примыкала паперть с крыльцом. Снаружи храм оформлен 3 уплощенными апсидами, разделенными сильно выступающими лопатками. Апсиды напоминают те же архитектурные детали надвратной Благовещенской ц. суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы монастыря (между 1597 и 1605?, 30-е гг. XVII в.?; см.: Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 311-313). Декор, как и в Успенской ц., сочетает типичные формы XVII в. (пояс поребрика, балясин и ширинок) с мотивами, напоминающими архитектуру Покровского мон-ря (аркатурно-колончатый пояс). В кон. XIX в. в храме имелись приделы во имя свт. Митрофана Воронежского (южный) и свт. Николая Чудотворца (северный). Чугреева склонна относить Казанскую ц. к 70-80-м гг. XVII в., «так как она близко связана с ростовским и суздальским кругом памятников конца XVII столетия». В 1656/57 г. была построена и 2 июня 1657 г. архиеп. Суздальским Филаретом освящена небольшая надвратная ц. во имя Всех святых (не сохр.), над к-рой на четвериковом основании возвышалась колокольня с шатром. Каменная ограда (1810-1820) утрачена. Из построек сохранился настоятельский корпус (1806) с нижним каменным и верхним деревянным этажами. Примыкающее к главному фасаду деревянное крыльцо завершено треугольным фронтоном на кронштейнах. В интерьере корпуса сохранились печи с частичной кафельной облицовкой 1-й пол. XIX в. Разрушены каменные здания народного уч-ща (2-я пол. XIX в.), гостиницы для богомольцев и братских келий. Пустыни принадлежали деревянная часовня (за р. Золотоструйкой, у перекрестка дорог из Суздаля и Гавриловского посада в Шую) и деревянный постоялый двор.

http://pravenc.ru/text/199979.html

Археологические раскопки, которые проводились под руководством профессора Воронина Н. Н., указали, что нововыстроенный каменный храм был выставлен на фундамент прежнего деревянного храма, но при этом использовался белый камень, примененный в нижней части стен. На сегодняшний день существует церковь, выстроенная под конец 18 столетия на месте более ранней деревянной, которая полностью сгорела в 1778 году. В период возведения кирпичной церкви Спаса Преображения рабочие старались несколько подражать старинным формам, включая аркатурно-колончатый пояс, имитацию под белокаменную кладку, членение фасадов при помощи лопаток, а также перспективные порталы. Стоит отметить, что храмовые фасады имеют ордерное членение, а над большими оконными проемами расположены сандрики, находящиеся в сложно оформленных наличниках. Завершение четверика оформлено узорчатым многопрофильным карнизом. Описанные приемы свидетельствуют о наличии барочной традиции, столь характерной для того времени. Важным свойством храма Спаса Преображения является динамичное завершение верхней части путем поднятия кровли, над которой круто возвышается восьмигранный двухъярусный барабан, венчание которого осуществлено при помощи луковичной главки. С восточной стороны к храмовому объему тесно примыкает внушительных размеров апсида. Подводя итог, можно сказать, что в результате строительства получился интересный объект, наглядно представляющий соединение приемов барокко и домонгольской архитектуры. Главный храмовый объём представляет собой бесстолпный двусветный высокий четверик, который имеет перекрытия, оформленный сомкнутым сводом с проходом, ведущим в световой барабан. В результате примененных приемов получается максимально просторное и светлое пространство. Имеющиеся три проема, оформленные в форме арок, ведут в большую апсиду, которая представлена в виде конхи с внутренними оконными распалубками. Что касается храма Николая Чудотворца, то его церковные фасады имеют совершенно небольшой кубический объем и завершаются широким резным бордюром, составленным из кокошников. На сегодняшний день кокошники несколько скрыты новой четырехскатной кровлей. Особое внимание привлекают удивительно красивые оконные наличники, являющиеся настоящим произведением искусства. Церковь Николая Чудотворца стоит в тесной связи с колокольней, выстроенной в виде башни квадратной формы со слепыми арками, а также продолговатым поясом из профилированных ниш с изящными изразцами. Церковный ярус звона вымощен арками, расположенными на небольших квадратных столбах. Существует мнение, что первоначально колокольня располагала четырехгранным шатровым покрытием.

http://sobory.ru/article/?object=01839

Внешний облик храма, возведенного на Городищенском холме в середине XVII века, весьма сильно отличался от того вида, какой он имеет сейчас. Это был пятиглавый, двухстолпный храм, с трех сторон обнесенный галереей, к четверику которого примыкали два небольших придельных храма: южный — во имя святого пророка Божия Илии и северный — во имя преподобномученицы Феодосии девы, Константинопольской; особенностью обоих придельных храмов являлось отсутствие у них традиционных алтарных полукружий. С запада к храму была пристроена соединенная с ним притвором небольшая шатровая колокольня, типа «восьмерик на четверике». Все семь глав церкви — пять на четверике и две на придельных храмах — имели каменные маковки, облицованные зеленой («муравленной») поливной черепицей. Из пяти глав четверика только у центральной главы были четыре узких щелевидных окна, остальные четыре главы окон не имели. Подножия глав опоясывали ряды килевидных кокошников, с которыми гармонично сочетались завершающие стены храма более крупные закомары-кокошники. Декор храма был сдержан. Три стены четверика украшал аркатурно-колончатый пояс килевидной формы из тонких валиков, как бы в миниатюре продолжающийся и на барабанах глав придельных храмов. Выше его шел декоративный фриз, состоящий из прямоугольных кирпичных нишек с «каплеобразными» углублениями в их донцах. Оконные проемы обрамляли разного типа наличники; особенно примечательный — в виде трехлопастного кокошника — был у южного окна Ильинского придельного храма. Внутри храм, строившийся как усадебная церковь, был очень невелик. В центре четверика находились два мощных четырехгранных столпа, на которые опирались своды. Дверные проемы обрамляли перспективные порталы с килевидными завершениями. Настенная роспись храма не сохранилась, но, вероятнее всего, он первоначально был расписан фресковой живописью. Алтарную часть храма отделяли три — основной в четверике и два небольших в приделах — тябловых иконостаса, украшенных тонкой резьбой и искусной росписью (остатки тяблового иконостаса сохранялись в церкви еще в конце XIX века). Однако таким, каким его построили бояре Морозовы, храм на высоком Городищенском холме простоял относительно недолго. Через три десятка лет Феодосиин придельный храм и примыкающая к нему северная часть церковной галереи подверглись разрушению.

http://sobory.ru/article/?object=00649

Колокольня Воскресенского храма сделана более узкой, чем колокольня Московского кремля, перекликаясь образно с фабричными трубами (символами местного процветания в начале ХХ века), но немного выше (высота - около 80 м) московского прототипа (это было личное пожелание заказчика храма Ивана Кокорева). Большой, равновысокий храму четверик колокольни в два уровня с полукружиями наружных стен на каждом фасаде несёт глухой восьмерик с тремя ярусами кокошников. Выше расположен стройный восьмерик с ярусом звона и одним рядом кокошников, а затем - ещё меньший восьмерик с узкими арочными проёмами. Переходом к цилиндрическому барабану главы служат три ряда мелких кокошников " вперебежку " . Утраченная золоченая надпись в два ряда куполов колокольни раньше ещё больше подчёркивала сходство с Иваном Великим. Для храма на колокольном заводе Забенкиных в г. Костроме был отлит гигантский колокол весом в 1700 пудов (более 27 тонн). В убранстве фасадов выделяется аркатурно-колончатый пояс на половине высоты стен храма и колокольни и в завершении апсид, прерывающийся на пилонах ширинками с контррельефными крестами и ромбами. На пилоны опираются архивольты закомар сильного выноса, особенно далеко выдвинутые на восточном фасаде над апсидами, где их поддерживают группы из четырёх тонких колонок, не имеющие аналогов на Руси. Узкие вертикальные окна (нижние прямоугольные, верхние арочные) лишены обрамлений. Пятиглавая церковь, с очень высокой столпообразной колокольней, поражает своей грандиозностью, которая особенно сильно ощущается на фоне окружающей одноэтажной застройки. Впечатляют огромные майоликовые панно в оригинальных вогнутых нишах-экседрах с порталами, расположенные на нижнем ярусе колокольни. Они были изготовлены на знаменитом Абрамцевском гончарном заводе по рисункам Ивана Кузнецова и аналогов не имеют, являясь уникальным, и вместе с тем характерным, произведением искусства эпохи модерна. Входы в храм, сохранившие эффектные металлические двуполые двери с филёнками, декорированы майоликовыми панно - уникальными произведениями монументального искусства начала ХХ века. По приблизительным подсчётам, майолика " Красного " храма состояла из 12-14 тысяч керамических плиток.

http://sobory.ru/article/?object=01503

Небольшой кубический объем — односветный четверик, без апсиды, с низкой колоколенкой над притвором, был завершен круто поднятой четырёхскатной кровлей и увенчан декоративным пятиглавием с луковичными главами на круглых барабанах и шестиконечными крестами. Фасады обработаны крупными филенками, украшенными поясом сухариков, в которые вписаны арочные окна, обрамленные скромными кирпичными рамочными наличниками. Карниз включал широкий пояс поребрика. Аркатурно-колончатые пояса барабанов оживляли строгий облик храма. Низкая колокольня с каркасным шатром над ярусом звона была столь же незатейлива по своей архитектуре. Сохранился генеральный план села Борисова, не имеющий датировки, на котором нанесены обе церкви: старая и новая, т.е. он выполнен после 1873 г., но до слома старого храма. По сравнению с 1838 г. село значительно выросло. В нём насчитывалось 215 дворов (владельцы перечислены поимённо). Восточная улица была значительно продолжена за овраг, сильно выросла новая юго-восточная слободка, появились домовладения за Городёнкой. Церковная территория на генплане имеет четко очерчённую границу, проведенную зеленой линией, что означает отсутствие каменной ограды, которая на планах обозначалась красной линией. Западной границей погоста по-прежнему оставалась береговая линия пруда. Северная граница близко подходила к реке. Изломанная восточная линия следовала вдоль сельской улицы, образуя острый северо-восточный угол и прямой юго-восточный. Обе церкви алтарями выходили прямо на сельскую улицу, вернее, на площадь, где сходились две улицы. Южная граница начиналась от первого домовладения южной улицы и упиралась в пруд. Новая церковь была поставлена южнее старой. Очень близко к новому храму, южнее его, стоял дом священника. Старая церковь, по каким-то причинам, не была тотчас разобрана, хотя в новом храме было освящено сразу три престола: Троицкий в центре, в том месте, где обычно бывает проход из трапезной в главный храм, и два боковых: старый Никольский и вновь устроенный во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали».

http://sobory.ru/article/?object=01688

После упразднения В. З. м. его храмы стали приходскими, имущество обители было передано во владимирский Успенский собор и в Рождественский собор в Суздале. В бывш. монастырских зданиях, частично переданных гарнизонному батальону, разместились комендант и канцелярия военно-сиротской школы. Во время городского пожара в 1778 г. Спасская ц. разрушилась, на ее фундаменте в посл. четв. XVIII в. построили одноименный храм, сохранившийся до наст. времени. Его архитектурные формы характерны для владимирских церквей кон. XVIII в.: четверик с карнизом у основания с выпуклой, слегка овальной кровлей, завершающийся 2 ярусами убывающих барабанов, нижний - световой восьмерик, верхний - глухой, увенчанный луковичной главкой с крестом. К четверику примыкает алтарная апсида с главкой, на западе - паперть с крыльцом. В отделке фасадов применены необычные для XVIII в. мотивы владимиро-суздальской архитектуры. Пытаясь подражать формам древнего здания, строители повторили в огрубленном виде аркатурно-колончатый пояс, членение лопатками, перспективные порталы входов, имитировали в штукатурке «белокаменную» кладку. В 1872 г. причт Преображенской ц. состоял из священника, диакона и пономаря, в кон. XIX - нач. XX в.- священника и псаломщика. В 1913 г. церковь не владела землей, клирики состояли на казенном жалованье. В 1849 г. в Никольской ц. был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в авг. 1872 г. при храме открылась б-ка. 20 июля 1920 г. между местными органами советской власти и верующими было подписано соглашение о безвозмездной передаче прихожанам Спасского и Никольского храмов, приходы к-рых принадлежали к Патриаршей («тихоновской») Церкви. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из храмов 14 мая 1922 г. была конфискована серебряная утварь. На заседании президиума Владимирского городского совета 28 июля 1938 г. было принято решение о «ликвидации Спасской летней и зимней церквей». В сент. храмы были закрыты. Спасский храм передали владимирской конторе Заготзерно, к 1948 г. оба храма использовал трест Облзаготзерно. В 50-х гг. Никольский храм был уничтожен. В 80-х - нач. 90-х гг. Спасская ц. использовалась как склад декораций Владимирского обл. драмтеатра. Летом 1993 г. церковь была возвращена РПЦ, освящена 15 марта 1997 г. К 2000 г. близ Спасской ц. возведена часовня.

http://pravenc.ru/text/154983.html

С западного фасада, над главным входом в храм, находилась невысокая шатровая колокольня с 10 колоколами общим весом в 755 пудов, главный колокол весил 525 пудов 31 фунт (немногим более 8,4 т). Колокола, отлитые в Москве на заводе Самгина, побывали на всемирной выставке в Чикаго, где их «малиновый» звон был по достоинству оценен посетителями выставки. В западной части церкви устроены двухъярусные хоры, верхний ярус был предназначен для певчих. Интересно и разнообразно был украшен интерьер храма. Из полусумрачного притвора, освящённого только через застеклённые боковые двери основного объёма храма, прихожане попадали в залитое светом помещение. Алтарная часть отделялась одноярусным иконостасом, выполненным из фаянса в византийском стиле. Он был сделан на знаменитой фарфоровой фабрике М.С.Кузнецова в новгородской губернии, и отмечен наградой на Всемирной выставке в Париже в 1900г. Невысокий иконостас (3,5м), набранный из отдельных киотов, между которыми помещались кованные Царские врата, северные и южные диаконские двери, позволял с любого места в храме видеть запрестольный образ Тайной Вечери, написанный во всю алтарную стену. Выше, над Тайной Вечерей, помещался образ Крещения Господня. Изображённые на нём берега Иордана и окружающий пейзаж были выполнены художником А.С. Славцевым с натуры, для чего он специально ездил в Палестину. Стены и своды церкви сплошным ковром покрывала живопись, написанная «альфреско». Сюжетная живопись стен храма была исполнена академиком А.С. Славцевым, орнаментальная роспись — художником К.Н. Бутаковым, иконы в киотах и барабане написаны художником А.М.Постниковым. Нижний ярус сплошь состоял из картин на евангельские сюжеты, начиная с Рождества Христова. Эта живопись как бы заменила праздничный чин иконостаса, который имел всего один ряд. Выше, в парусах, помещались изображения евангелистов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, а над ними — картины на евангельские сюжеты. Далее, в нижней части барабана, помещался аркатурно-колончатый пояс, интерколюмнии которого были заполнены иконами, выполненными маслом на холстах, наклеенных на щиты. На иконах были изображены праотцы, пророки и апостолы.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Богояв...

Суховатое, но дельное описание церкви Рождества Христова можно найти у историка архитектуры С.А. Агафонова. Он пишет: " Церковь Рождества Христова построена в виде чёткого кубического объёма. Стены её традиционно расчленены лопатками на три части, каждая из которых заканчивается закомарой. На гладких плоскостях белых стен окна с их обрамлениями занимают незначительное место. Простые цилиндрические барабаны завершаются пятью шлемовидными главами, покрытыми блестящей зелёной черепицей (черепицы, к сожалению, уже нет) с крестами архаической формы, сходной с образцами XV-XVI вв. Приземистые алтарные апсиды подчёркивают высоту стен и геометрическую правильность граней основного объёма. С трёх сторон церковь была окружена одноэтажной галереей, позднее превращённой в закрытую паперть. С севера и с юга к церкви пристроены кубические невысокие приделы. Они имеют по одной главе, переходом к которой служили ступенчатые ярусы кокошников, скрытые сейчас под железной кровлей. Над юго-западным углом галереи стояла колокольня, впоследствии разобранная " . О роли приделов в общей композиции церкви Рождества Христова С.Л. Агафонов пишет: " Простые контуры церкви Рождества Христова производят впечатление спокойного величия, чему в немалой степени способствует контраст её основного объёма с пластически более развитыми, но небольшими приделами " . Фасады храма очень " регулярны " . Каждый разделён лопатками на три прясла, и единственным декоративным (впрочем, столько же и функциональным) элементом каждого прясла является окно, довольно высокое и узкое. При этом наличники, увенчанные килевидными завершениями, очень просты и даже строги. Столь же скупо, как фасады, оформлены и световые барабаны. Аркатурно-колончатый пояс и окна, лишённые каких бы то ни было наличников, - вот и всё. Что касается крестов " архаической формы " , то они слегка напоминают кресты кремлёвского Успенского собора. Раньше открытая галерея сообщала храму большую выразительность. Однако отечественный климат, когда и летом и зимой было некомфортно находится в этой галерее.

http://sobory.ru/article/?object=00899

Православная традиция также сохранила образы херувимов с лицами человека, льва, тельца и орла. В иконописи они указывают на четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луку и Иоанна. В Византии на полах храмов изображались райские реки. Процессия мучениц, мозаика храма св. Аполлинария Нуово, Равенна (VI век) Знаменательно, что преподобный Ефрем Сирин сравнивает райские деревья с завесой ветхозаветных скинии и храма. В алтаре храма Бориса и Глеба в Кидекше были расчищены датированные XII веком изображения пелен, украшенных семисвечниками и деревьями (В.Н.Лазарев, Живопись Владимиро-Суздальской Руси. История русского искусства. том 1, М., 1953). По мнению М.А.Орловой пелены с семисвечниками и деревьями связаны с символикой завесы ветхозаветных скинии и храма: " Сохранившаяся часть изоборажения белого плата украшена с удивительной многозначностью. Связь с образом ветхозаветной скинии выявлялась и подчеркивалась представленными на нем семисвечниками, а изображение виноградной лозы напоминало об искупительной жертве " (М.А.Орлова, О фрагментах орнамента и некоторых декоративных приемах в росписях храмов Владимирского княжества. Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания, М., 1997). На фасадах Димитриевского собора во Владимире (XII век) аркатурно-колончатый пояс с пальмами и святыми создает символическую границу храма как Нового Иерусалима. Этот иконографический мотив обрел своеобразное воплощение в иконостасе. Иконостасы русских православных храмов объединяют образы завесы и райского сада. В иконостасах в общий мотив золотого чудесного сада, окружающего иконописные образы, вплетены виноградные грозди, листья и плоды райских деревьев, цветы (Ю.Н.Звездина, Растительный декор поздних русских иконостасов, " Иконостас. Происхождение - развитие - символика " , М., 2000). В русских иконостасах не допускались никакие скульптурные изображения, кроме резных позолоченных херувимов. Очевидно, это исключение было сделано под влиянием ветхозаветных скульптур херувимов, украшавших ковчег завета и святое святых храма.

http://pravoslavie.ru/1456.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010