Лики херувимов были вышиты на завесе, закрывавшей вход в святое святых (Исх 26. 31-33). Святое святых охраняли позолоченные скульптуры херувимов, сделанные из масличного дерева (3 Цар 6. 23-28). Чистое золото, сплошь покрывавшее святое святых (3 Цар 6. 20), являло образ сияния Славы Божией. Древние символы рая унаследованы христианским церковным искусством. Православные храмы украшены мозаиками, фресками, иконами, резьбой и растительным декором. Православная иконография включает райские пальмы, цветы и растительные орнаменты, ибо " праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего " (Пс 91. 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов, пальм и цветов можно сопоставить, например, с византийскими мозаиками базилики святого Аполлинария Нуово в Равенне (VI век), представляющими процессии мучеников и мучениц в райском саду. Зеленые луга под ногами святых усеяны цветами лилий. Между фигурами христианских подвижников - пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси в Византии ветхозаветные символы рая изображались вместо икон, так что храмы, по свидетельствам современников, " превратились в сады, цветники и птичники " . Адам был призван " возделывать и хранить " Едемский сад (Быт 2. 15). После грехопадения людей хранителями рая стали херувимы: " И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни " (Быт 3. 24). Священное Писание сравнивает херувимов со стражами, стоявшими у ворот храма: " И поставил Иодай священник привратников у ворот дома Господня, чтобы не мог входить нечистый почему-нибудь " (2 Пар 23. 18). В Новом Завете Первосвященник Господь Иисус Христос вверил ключи от райских врат Своей Церкви: " Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах " (Мф 16. 18-19). Поэтому на стенах ранних византийских храмов между пальмами изображены святые, а не херувимы. Например, на одной из византийских мозаик Равенны святой апостол Петр, стоящий между пальмами, держит в руках ключи Царства Небесного.

http://pravoslavie.ru/1456.html

Масара, то место Иордана, где отдыхают пилигримы, предания называют местом крещения Иисуса. «В те дни пришел Иисус из Назарета Галилейского…» В те дни долина переживала третий и последний расцвет. Тщетно было заклятие Навина, – еще раз вырос новый Иерихон. И вот дьявол искушает прелестью его самого крестившегося Сына Божия. «Возвед его на высокую гору, дьявол показал ему все царства вселенной во мгновение времени. И сказал ему: тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне» . Серопесчаный берег обрывист и крут. Густая желтоватая вода, крутясь, бежит под ветвями ив, под корнями, покрытыми наносною травою, илом. Лошади тянутся к воде, вязнут по колена и долго, жадно пьют. Мертвая тишина кругом и сквозная горячая тень над головою. Мысли беспорядочны, смутны, но стремятся все к одному – связать то простое, что перед глазами, с страшным прошлым этой пустыни. Хочешь представить себе то, что доступно только Богу, – жизнь тех легендарных ханаанских городов, от которых уцелели лишь названия. Думаешь о знойно-мглистом Моаве и опять слышишь слова Второзакония: «И полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора увидал Моисей… И умер там, в земле Моавитской, по слову Господню, и погребен в земле Моавитской, и никто не знает места погребения его даже до сего дня…» Думаешь об иерихонских бальзамах Клеопатры, о термах Ирода – и опять возвращаешься к искушению Иисуса от дьявола… И теряешься в образах времен Рима, Византии, Омаров… Великими крестовыми битвами во имя и славу того, кто отверг здесь славу всего земного, обрывается летопись этой страны. За ними века молчания, никому не ведомых и несчетных подвигов отшельничества, погребения себя заживо в могильниках навеки забвенной Иудеи. В молчании, вдали от жизни всего мира, множатся, как соты ос, крипты в каменистых обрывах Иудейских и Аравийских гор; в прибрежных скалах страшного Асфальтического моря, в огненных ущельях созидаются дикие обители. Но ураганами проносятся набеги от Дамаска, от Багдада, от Геджаса, и вот – пустеют и крипты, переполненные костями избиенных иноков, глохнут разоренные обители… И опять, опять воцаряется он, древний бог пустыни!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Мк.5:40 ), и сатана повел Иисуса или сопровождал Иисуса, конечно, не вопреки Его воле, не с насилием, не с принуждением Ему. – «Святый город»: Иерусалим, называемый так потому, что там был Святой храм и там совершалось священнослужение при храме. – «На крыле храма»: неизвестно в точности, какая часть и сторона храма разумеется здесь. Вероятнейшее мнение то, что здесь разумеется верх той части храма, которая называлась притвором Соломоновым. Храм был построен на вершине горы Мориа и окружен был портиками или галереями (ср. прим. к Мф.21:12 ); сверху одной из них, к востоку, над притвором Соломоновым была такая же вышина, как и сверху южной галлереи, с которой трудно было смотреть вниз без головокружения, как говорит Флавий. Крылом храма могла называться эта часть галереи потому, что уподоблялась по форме архитектурной распростертым крыльям птицы. Здесь, вероятно, и поставлен был Иисус Христос. – Дьявол, соблазняя Господа броситься сверху здания, ссылается на текст из Псалтири ( Пс.90:11–12 ), говоря, что если Он Сын Божий, то Ему не предстоит опасности: ибо если всякому уповающему на Бога обещается помощь от Него, то тем более Сыну Божию даруется эта помощь, и Ангелы сохранят Его невредимым. – Сущность и сила этого искушения состоит в том, чтобы возбудить в Иисусе желание – вынудить, так сказать, чудо со стороны Бога, при чем обнаружилось бы тщеславие, самонадеяние и духовная гордость. Если Ты Сын Божий, говорит дьявол , то Бог для Тебя все сделает, сотворит чудо по одному Твоему желанию, хотя бы в нем и не было нужды. «Весьма высокую гору»: неизвестно какую. Вероятно, это вершина какой-либо горы, с которой можно видеть большую часть Палестины. Аббат Марити говорит о вершине одной таковой горы: «этот пункт господствует над горами Аравии, страной Галаадской, страной Амморейской, долинами Моавитскими и Иерихонскими, течением Иордана и всем пространством Мертвого моря». Это та гора, которая и доныне называется по преданию горою искушения. Точно также Моисей пред своею смертью взошел на гору Нево (Навав), на вершину Фазги: и показал ему Господь всю землю от Галаада до самого Дана, и всю землю Наффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого Западного моря, и полуденную страну, и равнину долины Иерихона, города Пальм до Сигора ( Втор.34:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Нав.4:12 .  и сыны Рувима и сыны Гада и половина колена Манассиина перешли вооруженные впереди сынов Израилевых, как говорил им Моисей. Нав.4:13 .  Около сорока тысяч вооруженных на брань перешло пред Господом на равнины Иерихонские, чтобы сразиться. К сказанному в Нав.4:11 о переходе «всего народа» библейский писатель присоединяет указание на переход через Иордан вооруженных воинов из восточно-иорданских колен в количестве приблизительно 40 000, согласно с данным этими коленами обещанием ( Нав.1:12–18 ) и по чувству долга «пред Господом», успокоившим их и давшим им землю. Упоминание об этом событии вслед за указанием на переход Ковчега Господня не значит, что воины из этих колен переходили после Ковчега, ибо вслед за выходом его из Иордана русло его по-прежнему наполнилось водою, а снова свидетельствует только о том, что библейский повествователь руководился и здесь не порядком времени, в каком следовали события, а внутренним отношением их между собою. «На равнины Иерихонские». Так названа окружающая древний Иерихон обширная плодородная равнина, в древнее время покрытая пальмами, от которых город носил еще название города Пальм ( Втор.34:3 ). Нав.4:14 .  В тот день прославил Господь Иисуса пред очами всего Израиля и стали бояться его, как боялись Моисея, во все дни жизни его. Как в Нав.4:11 , предупреждая ход событий, писатель указал на перенесение Ковчега, так и здесь прежде изложения последнего явления, которым закончилось великое событие, он делает заключение, указывая значение события для Иисуса Навина как вождя народа; значение это состоит в его возвеличении пред всем народом, который после этого стал так же бояться его, как боялся Моисея ( Исх.14:31 ). Нав.4:15 .  И сказал Господь Иисусу, говоря: Нав.4:16 .  прикажи священникам, несущим Ковчег откровения, выйти из Иордана. Нав.4:17 .  Иисус приказал священникам и сказал: выйдите из Иордана. Нав.4:18 .  И когда священники, несшие Ковчег Завета Господня, вышли из Иордана, то, лишь только стопы ног их ступили на сушу, вода Иордана устремилась по своему месту и пошла, как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но если рассмотреть внимательно этот перечень, то окажется, что он составлен на основании трех книг: Исхода, Левит и Чисел, и по местам, при упоминании о стане, содержит краткие указания на события, которые совершились в это время; без контекста эти указания были бы совершенно непонятны. Обратите внимание на стих 14-й: и отправились из Алуша и расположились станом в Рефидиме, и не было там воды, чтобы пить народу. Последнее замечание отсылает читателя к 17-й главе книги Исход, где описывается народный ропот, возбужденный недостатком воды, и чудесное изведение воды из скалы Хорива, и имеет целью напомнить эти всем известные факты. То же самое в стихе 40-м: Ханаанский царь Арада, который жил к югу земли Ханаанской, услышал тогда, что идут сыны Израилевы. В том, что Ханаанский царь услышал о приближении Израильского народа, не заключается еще событие, которое заслуживало бы внесения в памятную запись. Это отрывочное замечание опять отсылает назад, к 21-й главе Чисел, где находим повествование о жестоком поражении этого царя Израильтянами. Очевидно, что перечень, помещенный здесь, представляет нечто в роде общего итога ко всему предшествующему, и что Моисей, действительно, описал в хронологическом порядке, по станам, все, что случилось замечательного с Израильским народом, и все повеления Божьи и все законы Иеговы, данные в том или в другом случае, потому что эти законы, само собой разумеется, заслуживали более внимания, чем, напр., такие обстоятельства, как двенадцать источников воды и семьдесят пальм в Елиме ( Чис.33:9 ). Время составления перечня нельзя относить к эпохе после Моисея; нельзя думать, что какой-либо позднейший писатель прочитал книги Исход, Левит и Чисел, выбрал из них названия станов и составил настоящую таблицу, расположив их в последовательном хронологическом порядке. Большую часть станов, перечисленных в этой главе, мы не найдем нигде – ни в книгах Моисеевых, ни в других, – таковы: Дофка, Алушь, Риема и последующие числом до двадцати. А потому с полной вероятностью можно думать, что и перечень принадлежит самому Моисею, которому известны были все станы во время путешествия сынов Израилевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

– О, если бы ты хоть сегодня узнал, в чем мир твой! Приходят дни, когда окружат тебя окопами и разрушат тебя до основания за то, что ты не узнал дня посещения твоего! Войдя в святой город, Христос привязал осленка к золотой лозе, висевшей у ворот Храма, и, войдя внутрь, исцелил многих больных. Так исполнились древние пророчества Захарии ( Зах. 9, 9–15 ) и Иакова ( Быт. 49, 6–12 ). Израиль увидел своего Мессию, обещанного пророками, – Кроткого Царя, восседающего на осленке (символ язычников) и ослице (символ иудеев). Он пришел спасти людей от вечной гибели ценой Своей Крови. Сбежавшийся народ спрашивал: – Кто это? На что пришедшие с Господом восклицали: – Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского. В Храме Господь увидел продавцов, торгующих животными. И вновь, как и в начале Своего служения, Христос изгнал торговцев из Храма и сказал: – Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его пещерой разбойников! Он запрещал даже проносить через Храм посторонние вещи. Установив порядок в святилище, Христос ушел в Вифанию. Великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи. В этот день в храмах освящаются ветви пальм или верб – в знак победы Христа над смертью. Последние проповеди Христа в Иерусалиме (Мф. 21–25; Мк. 1, 12–13, 37; Лк. 19, 45–21, 36; Ин. 12, 20–50) На следующий день Господь шел в Иерусалим и почувствовал голод. Около дороги росла смоковница, покрытая листьями. Но плодов на ней не было. Тогда Христос проклял ее, сказав: – Да не будет на тебе плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Так Он показал, что не только благ, но и справедлив и карает злодеев. Апостолы удивились тому, как мгновенно засохла смоковница. Но Господь сказал: – Если будете иметь веру и не усомнитесь, то сделаете не только это, но и горе скажете: поднимись и бросься в море – и будет так. Когда Он пришел в Храм и учил, то подошли первосвященники и спросили Его: – Какой властью Ты это делаешь? И кто дал Тебе эту власть? Иисус Христос ответил:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Однако есть книги Ветхого Завета, которые мы находим в сочинении Феодора 8 . составляющие число двадцать четыре. Кроме того, как мы уже говорили, патриархи и апостолы числом двадцать четыре должны судить народ свой. Ибо, когда апостолы спросили и сказали: мы оставили все наше и последовали за Тобой, что же будет нам? ( Мф 19:27 ) Господь наш ответил: когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Мф 19:28 ). Также и патриархи, которые должны будут судить, что подтверждает патриарх Иаков: он будет судить народ Свой среди братьев своих, как одно из колен Израиля ( Быт 49:16 ). 6 . И от престола Божия исходили молнии и громы, и голоса, и семь светильников [огненных горели] ( Откр 4:5 ): это предвещало провозглашение и обетование от Бога, а также наказания. Ибо пришествие Господа означало молнии, напротив, проповедь Нового Завета – голоса. С другой стороны, громы – слова небесные, горящие огненные светильники – поистине дар Святого Духа, ибо, когда от древа погиб первый человек, через Древо Страсти он ожил. 7 . И когда это [произошло], пали все старцы и поклонились Господу, в то время как животные воздают славу и честь ( Откр 4–10 ), то есть поскольку Евангелие – а именно дело и учение Господа – исполнило прежде провозглашенное через пророков Слово, то они заслуженно и должным образом возликовали, зная, что правильно служили Слову Господнему (см.: 1Пет 1:12 ). Поскольку пришел Тот, Кто победил смерть и единственный достоин обрести венец бессмертия, все – сколько бы ни имели венцов как украшение их лучшего деяния – полагают их к ногам Его ( Откр 4:10 ) 9 , то есть из-за превосходящей победы Христа все остальные победы [полагаются] к ногам Его. Это то, что открывается Духом в исполнение Евангелия, как Господь наш пришел пострадать в Иерусалим и люди вышли навстречу Ему. Некоторые покрывали дорогу, срезая ветви пальм, иные бросали свои туники 10 (см.: Мф 21:8 ), то есть изображено два народа великих мужей: один – из патриархов, другой – из пророков, которые держали победы против грехов в своих руках, бросая их Христу под ноги. Каждая пальмовая ветвь символизирует то, что ничто так не дается как победа. II. Открытие книги

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Однако это было здесь лишь обозначением Лица, ранее им известного как Пророка, а теперь встречаемого уже как Царя. Именно об этом говорят восклицания народа при этой встрече. Поучительно их сопоставление у разных евангелистов: Мр. 11, 10 : «Осанна! Благословен грядый во имя Господне. Благословенно грядущее царство отца нашего Давида! Благословен грядый во Имя Господне! Осанна в вышних!» Мф. 21, 20 : Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во Имя Господне! осанна в вышних!» Лк. 19, 38 : «Благословен грядый, Царь во Имя Господне, мир на небесах и слава в вышних!» (с явным созвучием песни ангельской, славящей рождение во граде Давидове Спасителя, – Христа Господа: 2, 11–14). «Благословен грядый во Имя Господне» есть прямое применение текста мессианского псалма 117, 26, который литургически исполнялся, видимо, в вечернюю службу Пасхи; сюда же относится и употребление пальм при обхождении алтаря, причем ими махали при восклицаниях: осанна – спаси ныне! Народ применил здесь этот мессианский текст, вместо или помимо его прямого литургического употребления, к самому Мессии, Который принял такое его употребление, как, впрочем, и сам Он применял его к Себе, раньше и позже рассматриваемого события. До него этот текст пророчески применен Им в скорбном обращении к Иерусалиму, Лк. 13, 15 : «се оставляется дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: «благословен грядый во Имя Господне». После же него в конце обличительной речи у Мф. 23, 38–39 . Первое во всяком случае может быть еще отнесено к царскому входу в Иерусалим, второе же лишь к грядущему апокалиптическому, – в пределах земной истории, следовательно к 1000-летнему царству, или же к эсхатологическому явлению Христа Царя в Славе Его. Во всяком случае, при том и другом истолковании текста и понимании соотношения Лк. 13, 15 и Мф. 23, 38–39 , остается бесспорным, что текст, примененный к торжественному входу Господню в Иерусалим, относился и к грядущему, славному, входу: первое событие опрозрачнивается для второго, будучи его земным, историческим предвестием, и в этой черте также подтверждается апокалиптически-эсхатологическое, таинственное значение последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Он не имел в земле этой ни пяди земли, когда Господь сказал ему: 553 «Потомству твоему даю Я землю сию от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата», Под именем реки Египетской разумеется всегда Нил 554 , т.е. крайний восточный Пелузийский рукав его. Соломону несомненно в это время повиновались все кочевые племена, бродившие по пустыне между Идумеей и Египтом и признававшие власть сильнейшего из пограничных с ними властелинов. С другой стороны признавали власть Соломона и кочевые и полукочевые племена пустыни между Иорданом и Евфратом, так что он несомненно был господином всей земли между Евфратом и Нилом, или же, как иначе выражается псалом 71-й (ст. 8), пророчествующей о Соломоне: «Он будет обладать от моря до моря» 555 . Не только Емаф (Гамат), столица Целе-Сирии, принадлежала Соломону, но и целый ряд укреплений в Ливане и в пустыне простирались до Евфрата; и посреди этой цепи укрепленных мест, – как связующее звено, или главное сборное место войск, – был построен «город пальм», Фадмор, или Пальмира, в оазисе, лежащем посреди пустыни на восток от Дамаска 556 . «Падут пред ним жители пустынь», сказано в 9-м стихе 71-го псалма, и в 10-м стихе: «цари Аравии и Савы принесут ему дары». По-видимому в этих стихах рисуется подчинение Соломону жителей всех пустынь и с юга и с востока, которые примыкали к царству Соломона. Мы видели выше, что с Египтом Соломон находился не только в дружественных, но и в родственных отношениях 557 . Отношения эти были столь дружественны, что Фараон, по всей вероятности желая быть приятным Соломону, овладевает некоторыми городами, находившимися в руках врагов Соломона на границе земли Филистимской, и передает их в виде приданого за дочерью Соломону 558 . Это был важный шаг к приобретению для Соломона береговой полосы. С Египтом устанавливаются и постоянные торговые сношения. В особенности указывают книги Царств (3 Ц. IV, 26 и 2Nap. IX, 25 ) на торговлю лошадьми. Лошадь появляется в Египте относительно поздно, весьма вероятно введенная в Египет лишь Гиксосами, а на памятниках появляется лишь при XVIII-й династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

– Первый из представленных пунктов во всяком случае показывает, что можно (и действительно существуют разумные основания) ограничить евангельские понятия κσμος– οκουμνη. Но более естественно под οικουμνη в евангельской истории разуметь не Рим, а Палестину. То правда, что для римлян Римская империя была orbis terrarum (по переводу на греческий язык – πσα οικουμνη, как у ев. Лк. 2:1 ); но у греков οικουμνη это земля, обитаемая греками, в отличие от варварских; равным образом в Ветхом Завете γη, евр. употребляется только о Палестине, Лк. 4:25 εγνετο λιμς μγας π πασαν τν γην. Пример показывания Палестины с высокой горы Втор. 34:1–4 : и взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самаго Дана, и всю (землю) Неффалимову, и (всю) землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самаго западнаго моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город пальм, до Сигора. И сказал ему Господь и пр. Разумея это, Филон пишет: Μωσε πσαν επιδειξμενος ( θεος) τν γην, φησιν τι δειξα τος φθαλμοισου κτλ. (de, migratione Abrahami, ed. Paris, p. 394–5). – Если же под οικουμνη в евангельском рассказе разуметь Палестину, то под царствами следует разуметь царства Палестины. Иудея была разделена римлянами на три части, которые назывались царствами; и сыновья Ирода, владевшие этими частями, также назывались царями. – Выражение κσμος, – которое должно понимать не в современном смысле слова мир, а уже в виду его соответствия слову οικουμνη в смысле части мира (вместо целого), т.е. Палестины (пример такого употребления слова Римл. 4:13 ), – в связи с выражением все царства может также указывать на мирскую благоустроенность той земли, которой принадлежали эти царства, и в этом смысле вполне могло быть употреблено также только об одной Палестине 115 . Выражение εν στιγμ χρνου вопреки мнению тех, которые понимают его в значении моментальности созерцания и видят в нем указание на чудодейственность диавола, и согласно с контекстом следует разуметь в смысле одновременности видения всех царств мipa в противоположность последовательному (и продолжительному) рассматриванию 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010