118:1), кои не мудрствуют превратно о Христе, но вера их чиста и незапятнана скверною еретиков. Тоже самое [здесь] число комнат, выступов и притворов, окон, и света их и та же мера в длину и ширину, то есть пятьдесят и двадцать пять локтей, сохраняющая таинственное значение (sacramenta), и притвор тех ворот или внутреннего двора, который в еврейском [тексте] называется внешним, чтобы все было объемлемо восточным светом, согласно с написанным: несть, иже укрыется теплоты Его (Псал. 18:7). Если же мы примем и внешний и внутренний двор, то это так следует понимать, что все окружается и проникается Богом, который говорит чрез пророка: кто держит небо пядию и землю горстию (Исаии 40, 12), чтобы все представлялось, как объемлемое им. И еще: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих (Исаии 60, 1), чтобы мы признавали Его находящимся во всем, соответственно оным Виргилиевым [стихам]:    Небо, равно как и землю, а также равнины водные,    И блестящий шар луны, и Титановы зведы    Дух питает внутри; и душа, разливаясь по членам,    Целой громадою движет, смешавшись с телом великим.    И когда чрез оружие правды справа и слева, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2 Кор. гл. 6), мы достигаем победы над этим миром, то нам даются пальмы с обеих сторон, как таким, коих ни радость не изменила, ни скорбь, ни счастие, ни несчастие не преодолели, и кои не чрез семь ступеней, как говорится о северной стороне, и не чрез семь и восемь, как — о южной, а только чрез восемь ступеней достигаем высоты, потому что для нас должно быть достаточным осьмеричное число, то есть евангельское таинство, чтобы мы могли сказать с апостолом: аще же и разумехом по плоти Христа, по ныне ктому не разумеем (2 Кор. 5:16), подразумевается: по плоти.    Ст. 35—43. И привел меня к воротам, обращенным к северу, и измерил тою же мерою комнату их, выступ их, притвор их и окна их кругом, длиною в пятьдесят локтей и шириною в двадцать пять локтей. Притвор у них был обращен лицом во внешний двор, и изваяние пальм на выступе их с той и другой стороны, и подъем к ним в восемь ступеней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

17: 6). Здесь следует продолжить уже приводившуюся цитату из Послания к коринфянам: «и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10: 3–4). «Из духовного последующего камня» – то есть камня, который за ними следует. Святитель Иоанн Златоуст, объясняя мысль св. апостола Павла, говорит, что «хотя это было чувственно [то есть манна и вода, чудесным образом произведенная из скалы], однако подавалось духовно, не по законам природы, а по благодати. Не камень по естеству своему источал воду… но все это сделал некоторый другой, духовный камень, то есть Христос, Который постоянно сопутствовал им и творил все чудеса и поэтому говорит последующаго. Видишь ли мудрость Павла, как он объясняет, что Христос есть податель и того и другого, и таким образом сближает прообраз с истиною?» [см. 77, c. 352]. Святитель Григорий Нисский говорит об этом так: «…ибо тот, кто оставил в воде мертвого египтянина [страсти], познал сладость древа и понежился в апостольских источниках, отдыхая под тенью пальм [в Еламе], способен отныне принять и Бога. Ибо скала, как говорит апостол, – это Христос (1 Кор. 10: 4), недоступный и твердый для неверующих. Но если кто-то приносит жезл веры, то Он становится водой для жаждущих и входит внутрь принимающих Его. Как Он говорит: Я и Отец Мой – “Мы придем к нему и обитель у него сотворим” (Ин. 14: 23)» с. 59]. Здесь указывается на то, что именно вера является возможностью приобщиться к духовным дарованиям, которые изобильно из Бога изливаются. Жезл Аарона есть жезл веры. И некоторое подтверждение этому мы увидим тогда, когда узнаем, как согрешили Моисей и Аарон, в результате чего они не смогли войти в землю обетованную. Битва с амаликитянами . Следующее чудо – это поражение амаликитян, которые пришли и воевали с израильтянами. Иисус Навин, ученик Моисея, руководил битвой, а Моисей в это время молился на вершине холма. Причем было замечено, что когда Моисей молится, воздевая руки, то побеждают израильтяне, когда Моисей ослабевает, то израильтяне начинают проигрывать (Исх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

(18.12) Услышав, что тавеннисиоты имеют великое жительство, переоделся он и, взяв мирскую одежду рабочего, через пятнадцать дней пришел в Фиваиду, держа путь через пустыню. И войдя в монастырь тавеннисиотов, спрашивал их архимандрита по имени Пахомий, мужа славнейшего и имеющего дар пророчества. От Пахомия же было скрыто о Макарии. И встретившись с ним, говорит ему: «Прошу тебя, прими меня в монастырь твой, чтобы я стал монахом». (18.13) Говорит ему Пахомий: «Ты уже состарился и не можешь подвизаться. Братья – подвижники, и ты не снесешь их трудов, и соблазнишься, и выйдешь, злословя их». И не принимал его ни в первый, ни во второй день, до семи дней. Поскольку же тот не отступал, пребывая в посте, затем говорит ему: «Прими меня, авва, и если не буду поститься, как они, и работать, повели меня выгнать». Убеждает братьев принять его. А община одного этого монастыря до сего дня – четыреста тысяч человек. (18.14) Итак, он вошел. Когда же прошло немного времени, настала четыредесятница, и видит он, что каждый подвизается различным образом. Кто ест вечером, кто через два дня, кто – через пять. Иной же стоит всю ночь, а днем сидит. И наломав множество ветвей от финиковых пальм, стоял он в одном углу, и, покуда не исполнилось сорок дней и не настала Пасха, не вкушал ни хлеба, ни воды. Ни колен не сгибал, ни ложился, ни принимал ничего, кроме немногих листов капусты, и те по воскресеньям, чтобы думали, что он ест. (18.15) И если когда и выходил по своей нужде, скорее снова приходя, становился, не разговаривая ни с кем, не раскрывая рта, но молча стоял. Кроме молитвы в сердце и ветвей в руках ничего не делал. Видя его, все подвижники восстали против игумена, говоря: «Откуда ты привел к нам этого бесплотного во осуждение нам? Или выгони его, или увидишь, что все мы уйдем». Услышав о его жительстве, помолился Богу, чтобы ему было открыто, кто он. (18.16) И открылось ему, и, взяв его за руку, выводит его в дом молитвы 87 , где был жертвенник, и говорит ему: «Иди сюда, честный старче. Ты Макарий и скрыл от меня. Много лет желал я тебя видеть. Благодарю тебя, что проучил 88  моих чад, чтобы не думали много о своих подвигах. Иди же в свое место. Достаточно ты наставил нас. И молись за нас». Тогда тот, будучи почтен, удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22, 28, 29). Начало царствования Соломона. Его мудрость. (4489 год от сотворения мира, 1020 год до Рождества Христова) 389 Соломон начал свое царствование тем, что избавил себя от домашних врагов: казнил Адония, который домогался отнять у него царство; удалил Авиафара 390 и казнил Иоава и Семея; затем обезопасил свое царство извне, женившись на дочери фараона египетского 391 и возобновив союз с царем тирским, Хирамом. Когда утвердилось царство в руках Соломона, он отправился в Гаваон, где была скиния Моисея, и принес здесь Богу тысячу всесожжений. Бог явился ему во сне ночью и сказал: «Проси, что дать тебе». Соломон отвечал: «Ты, Господи, поставил меня царем. Дай мне мудрость управлять народом». Это прошение угодно было Господу, и он сказал: «За то, что ты не просишь себе долгой жизни или богатства, но просишь мудрости, Я дам тебе премудрость, так что подобного тебе по мудрости не было и не будет; сверх этого Я дам тебе, и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь соблюдать повеления Мои, то Я продолжу и жизнь твою». Длина храма была 60 локтей, ширина 20 локтей, высота 30 локтей 394 . Стены храма устроены были из огромных тесаных камней, с наружной стороны обложены были белым мрамором, а с внутренней – кедровыми досками, которые были украшены резными изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов и покрыты золотом. Построен был из кипарисового дерева и покрыт золотом. Внутренность храма разделена была на две части: Святое Святых и Святилище, которые разделялись кипарисовой стеной, украшенной резными изображениями и обложенной золотом. Двери в Святое Святых были сделаны из масличного дерева и закрывались завесой из драгоценной материи с изображениями херувимов, а двери в храм – из кипарисового дерева – были украшены резьбой и обложены золотом. Во Святом Святых поставлены были два изображения херувимов из масличного дерева, обложенные золотом. Крылья херувимов были распростерты, и крыло одного касалось одной стены, а крыло другого – другой стены; другие же крылья их среди Святого Святых сходились крыло с крылом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

25Остановил его Балак: «Если не хочешь проклясть, так уже хотя бы не благословлял!» 26Валаам возразил ему: «Не говорил ли я тебя заранее, что делать я должен только то, что повелит мне Господь». 27«Пойдем тогда в другое место, – не отступал от него Балак. – Может быть, Богу будет угодно, чтобы ты оттуда проклял Израиль, по просьбе моей». Третье пророчество Валаама 28И привел он Валаама на вершину Пеора, с которой открывался вид на пустыню . 29Тут опять обратился Валаам к Балаку: «Воздвигни и здесь семь жертвенников и приготовь для жертвоприношений семь быков и семь баранов». 30Всё исполнил Балак в точности и вознес по быку и барану на каждом из жертвенников. 24 Т еперь, когда Валаам понял, что Господу угодно, чтобы он благословлял Израиль, не пошел он, как то бывало прежде, искать какие–либо знаки или предзнаменования, а сразу же повернулся лицом к пустыне. 2Устремив на нее свой взор, Валаам увидел народ израильский, расположившийся в установленном порядке, по коленам своим. Дух Божий сошел на него, 3и изрек он сие прорицание а свое: «Так говорит Валаам, сын Беора, 4так говорит тот, кто слышит слова Божьи. 5Великолепны шатры твои, Иаков, и обители твои, Израиль! 6Они – как далеко протянувшиеся ряды пальм, как сады возле реки; как алойные деревья, Господом насажденные; подобны кедрам, у вод растущим. 7Вода будет выплескиваться из полных ведер Израиля – ее будет в изобилии для семени его. Превыше Агага враждебного будет царь его, и царство его возвысится над другими. 8Что мощные рога для быка дикого, то для них Бог, выведший их из Египта; вот и поглотит он народы враждебные, сокрушит их кости, пронзив тела стрелами своими. 9Когда Израиль к земле припадает и, как лев, засыпает, как львица, – кто посмеет его потревожить?! Благословен, кто тебя благословляет, и проклят тебя проклинающий!» 10Рассердился тут Балак, всплеснул руками и сказал Валааму: «Я позвал тебя, чтобы проклял ты врагов моих, а ты благословил их, да еще и трижды! 11Хватит, убирайся отсюда! Обещал я оказать тебе великие почести, отблагодарить щедро, но, видно, Господь решил отказать тебе в почестях». 12Валаам возразил ему: «Не говорил ли я посланцам твоим, которых направлял ты ко мне: 13«Если бы Балак дал мне и весь дворец свой, набитый серебром и золотом, я не смогу поступить наперекор повелению Господа, не смогу сам от себя сделать ни доброго, ни злого. Скажу только то, что скажет мне Господь!“ Пророчество о языческих народах

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3. Исхода чтение Поднял Моисей сынов Израилевых от Красного моря, и привел их в пустыню Сур; и шли они три дня в пустыне, и не находили воды, чтобы напиться. Пришли же в Мерру – и не могли пить воды из Мерры, ибо она была горька, поэтому наречено тому месту имя: “Горечь”. И роптал народ на Моисея, говоря: “Что мы будем пить?” Моисей же воззвал ко Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и сделалась сладкой вода. Тамо положи ему Бог оправдания и суды и тамо искушаше его. И рече: аще слухом услышиши глас Господа, Бога твоего, и угодная пред Ним сотвориши, и внушиши заповеди Его, и сохраниши вся оправдания Его, всяку болезнь, юже наведох на египтяны, не наведу на тя. Аз бо есмь Господь, исцеляяй тя. Там установил ему (Бог) предписания и суды, и там испытывал его, и сказал: “Если будешь действительно слушаться (гласа) Господа, Бога твоего, и сотворишь угодное пред очами Его, и будешь внимать заповедям Его, и соблюдешь все повеления Его, то никакую болезнь, что Я навел на Египтян, не наведу на тебя, ибо Я – Господь, исцеляющий тебя. И приидоша во Елим, и бяху тамо дванадесять источников вод и седмьдесят стебль фиников, и ополчишася тамо при водах. И воздвигшеся от Елима, и прииде весь сонм сынов Израилевых в пустыню Син, яже есть между Елимом и между Синою. И пришли в Елим; и было там двенадцать источников воды и семьдесят стволов финиковых пальм, и расположились там станом при водах. И отправились из Елима, и пришло всё собрание сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем. Исх 15:22–27; 16:1 После 3 паримии чтец читает: Тропарь, глас 5: Явился еси в мире, Иже мир Сотворивый,/да просветиши во тьме седящия,/Человеколюбче, слава Тебе. Тропарь, глас 5 Явился Ты в мире, мир Сотворивший,/чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Хор поет тот же тропарь. Стих 1: Боже, ущедри ны и благослови ны,/просвети лице Твое на ны и помилуй ны./Познати на земли путь Твой,/во всех языцех спасение Твое. Чтец: Боже, сжалься над нами и благослови нас,/яви нам свет лица Твоего и помилуй нас,/чтобы познали на земле путь Твой,/во всех племенах – спасение Твоё. Пс 66:2, 3

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

3Цар.6:16 .  И устроил в задней стороне храма, в двадцати локтях от края, стену, и обложил стены и потолок кедровыми досками, и устроил давир для Святаго Святых. Святое Святых от передней части храма или Святого отделялось деревянной, кедровой стеной, а не каменной, как иногда полагали на основании ( Иез.41:3–4 ); не было здесь каменной стены и в Иродовом храме (в скинии Моисеевой обе части храма разделяла лишь завеса ( Исх.26:33 ) ). Высота промежуточной стены между Святым Святых и Святым равнялась, конечно, общей высоте храма, т. е, имела 30 локтей. Давир (о значении слова см. выше, замеч. к ст. 5) – редкое название вместо обычного «кодеш кодашим», Святое Святых; кубическая вместимость последнего указана ниже, ст. 20. 3Цар.6:17 .  Сорока локтей был храм, то есть передняя часть храма. Святое, или передняя часть храма (за вычетом 20 локтей для давира), имело 40 локтей длины; 3/4 этой величины – 30 л. составляли его высоту, 1/2 – 20 л. – ширину. Как самая большая часть храма, Святое называется именем целого храма,: гекал, νας, templum. 3Цар.6:18 .  На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было. (Ср. стих 29). Деревянные доски, покрывавшие стены храма, нигде не были видны, как и камни: дерево было всюду покрыто золотом и резьбой. Резьба эта (у греков κοιλαν γλυφα) состояла из глубоко углубленных очерков известной картины никогда не выдававшихся выше плоскости стены (в виде рельефа). Сюжетами картин были херувимы (ст. 29, 32), пальмы (там же), колокинты – род диких огурцов и распустившиеся цветы, вероятно, лилии (ср. 3Цар.7:19,22,26 ). О херувимах, их идее и символике см. Толков. Библию ., т. I, с. 27 и 163 и подробнее в книге А. Глаголева «Ветхозаветное библейское учение об Ангелах» (Киев. 1900), с. 417–512. Пальма – символ красоты, величия и нравственного совершенства ( Пс.91:13 ), но вместе и эмблема Израиля, почему на римских монетах, чеканенных на счет взятой при разрушении Иерусалима добычи, плененная Иудея («ludaea capta») изображалась в виде пальмы. Колокинты и цветы имели второстепенное декоративное значение, окружая поле херувимов и пальм (см. А. А. Олесницкого , Ветхозав. храм, с. 298–300).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(4492 г. от сотв. мира, 1017 г. до Рожд. Хр.). В четвертый год своего царствования Соломон приступил, согласно завещанию отца, к построению храма в Иерусалиме. Храм был устроен по образцу скинии, но был больше и великолепнее. Главное здание храма стояло на вершине горы Мориа и разделялось на две части–святилище и святое святых. Стены храма были сложены из тесаных камней и снаружи обложены белым мрамором, а внутри покрыты золотом, кедровыми досками с резными изображениями херувимов, пальм и распускающихся цветов. Жертвенники и столы были обложены золотом, а светильники, чаши и прочие принадлежности богослужения были из чистого золота. Даже пол был покрыт золотыми листами. С восточной стороны к святилищу примыкал обширный двор, который разделялся невысокою перегородкой на внутренний, более высокий–для священников и внешний–для народа. Во дворе для священников стоял медный жертвенник для принесения жертв и большая медная умывальница, называемая медным морем. Постройка храма продолжалась семь лет. На освящение его Соломон созвал старейшин народа израильского и повелел торжественно перенести во вновь устроенный храм ковчег завета. Когда священники поставили последний в святом святых, слава Господня, в виде облака, наполнила храм, так что они не могли служить. Соломон пал на колени пред жертвенником и, воздев руки к небу, обратился с молитвою к Господу. «Господи, Боже Израилев!» молился царь, «нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу. Небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который я создал имени Твоему! Но призри на молитву раба Твоего. Да будут очи Твои отверзты на храм сей, и услышь всех, кто будет обращаться к Тебе на сем месте». Едва Соломон окончил молитву, с неба сошел огонь и попалил приготовленные жертвы. Ночью после сего Господь явился во сне Соломону и обещал принимать приносимые в храм молитвы, если народ будет исполнять Его заповеди. «Если же», сказал Господь, «отступите от Меня и не будете соблюдать Моих заповедей и пойдете служить иным богам, то Я истреблю Израиль с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который освятил имени Моему, отвергну. И будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов». 52. Слава Соломона и его падение

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

—48— включительно. Невероятно, чтобы Моисей начертал на свитке только одни слова Господа; нужно думать, что он изложил и исторические обстоятельства, при которых они произнесены, и повод к вторичному заключению завета. Дальнейшее свидетельство о Моисее, как писатель, находится в книге Числ гл. 33, ст. 2 й: Моисей, по повелению Господню, описал путешествие их (Израильтян) по станам их: следует перечисление станов по порядку. Предполагают, что Моисей написал нижеследующий перечень станов, и только. Но если рассмотреть внимательно этот перечень, то окажется, что они составлен на основании трех книг: Исхода, Левита и Числ и по местам, при упоминании о стане, содержит краткие указания на события, которые совершились в это время; без контекста эти указания были бы совершенно непонятны. Обратите внимание на стихи 14-й: и отправились из Алуша и расположились станом в Рефидиме, и не было там воды, чтобы, пить народу. Последнее замечание отсылает читателя к 17-ой главе книги Исход, где описывается народный ропот, возбужденный недостатком воды, и чудесное изведение воды из скалы Хорива, и имеет целью напомнить эти всеми известные факты. То же самое в стихе 40-м: Ханаанский царь Арада, который жил к югу земли Ханаанской, услышал тогда, что идут сыны Израилевы. В том, что Ханаанский царь услышал о приближении Израильского народа, не заключается еще события, которое заслуживало бы внесения в памятную запись. Это отрывочное замечание опять отсылает назад, к 21-й главе Числ, где находим повествование о жестоком поражении этого царя Израильтянами. Очевидно, что перечень, помещенный здесь, представляет нечто вроде общего итога ко всему предшествующему, и что Моисей действительно описал в хронологическими порядке, по станам, все, что случилось замечательного с Израильским народом, и все повеления Божии и все законы Иеговы, данные в том или в другом случае, потому что эти законы, само собой, разумеется, заслуживали более внимания, чем, например, такие обстоятельства, как двенадцать источников воды и семидесяти пальм в Елиме 1201 . Время составления перечня нельзя относить к

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5) Нет, неправда! Господь велел сделать священные изображения херувимов не для украшения только; Он благоволил изрекать Свою волю не где–либо и не среди каких–либо других, бывших в храме изображений, напр., среди пальм, цветов, волов и проч. ( 3Цар. 6 гл. и 2Пар. 4 гл.), а только посреди икон херувимов: «Там Я буду открываться тебе и говорит с тобой над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедать через тебя сынам Израилевым» ( Исх. 25:22 ). В храме было много изображений, но ни через одно из них Господь не проявлял своей силы, а только через иконы херувимов: через них Он наказывал и язычников, и евреев, через них Он сокрушил идола Дагона ( 1Цар. 5 и 6 гл.), через них Он разделил воды Иордана (Иис. Нав. 3:14–17 ) и разрушил стены Иерихона (Иис. Нав. гл. 6–я), а сектанты мудрствуют, что св. изображения были только для украшения храма! Какое слепое заблуждение! Как видно из приведенного места книги Исход (25:22), иконы херувимов, стоявшие над крышкой ковчега Божия, и были тем именно посредствующим местом, где встречались мольбы народа и воля Господня, где Господь принимал молитвы Израиля и откуда возвещал ему Свою волю. Нет ничего поэтому удивительного, что Израильтяне перед священными изображениями молились, поклонялись, приносили перед ними Богу жертвы, кадили фимиамом, зажигали светильники и лампады. Когда жители Гайские убили до 36 воинов Иисуса Навина, то он «разодрал одежды свои и пал лицом своим на землю перед ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои» (Иис. Нав. 7:6 ). «И пробудился Соломон, и вот, это было сновидение. И пошел он в Иерусалим и стал (перед жертвенником) перед ковчегом завета Господня, и принес всесожжения и совершил жертвы мирные, и сделал большой пир для всех слуг своих» ( 3Цар. 3:15 ). «А я, говорит Давид, по множеству милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ( Псал. 5:8 ). Сектантам остается св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010