Путешествие И. из М. в Китай через Индию подробно описано в его письме папе Римскому от 20 дек. 1292(?) г. (содержание письма известно из неточного пересказа доминиканца Мененцилия из Сполето для богослова Бартоломео из Сан-Конкордио (1262-1347)). Ценность представляют приведенные в письме сведения о географическом положении Индии, к-рые были результатом его наблюдений за высотой солнца над горизонтом в дни равноденствий и за продолжительностью дня и ночи в период солнцестояния. И. из М. одним из первых ввел в сферу научных представлений того времени информацию о том, что к югу от Индостана нет обитаемой материковой суши, однако имеется много островов. Он дает 1-е в европ. лит-ре достаточно подробное описание страны, названной им В. Индия: ее рельефа, растительного мира, быта и обычаев туземцев, торговли и мореходства в условиях муссонного климата. Впосл. итал. астролог, философ и врач Петр Абанский (1250-1316) включил текст письма И. из М. в одно из своих сочинений, и т. о. сведения об Индии стали известны итал. гуманистам и др. деятелям эпохи Возрождения. Благодаря И. из М. в первые десятилетия XIV в. морской путь в Китай, связавший западноевроп. страны с Дальн. Востоком, стал для итал. купцов и христ. миссионеров, пользовавшихся услугами местных перевозчиков, относительно безопасным, тогда как более короткая сухопутная дорога до Пекина - через Кафу (ныне Феодосия, Украина), Тану (ныне Азов), Сарай-Бату (ныне городище у с. Селитренного Астраханской обл.), Ургенч, Алмалык, Кашгар - в силу политических причин оставалась небезопасной. Все это способствовало закреплению географических сведений о ранее неизвестных районах Юж., Вост. и Юго-Вост. Азии. В 1291 г. миссия И. из М. отправилась в Ормуз, а затем в Малабар. И. из М. побывал на сев. участке зап. берега Индостана (неизвестно, высаживался ли он в главных гаванях этого побережья - Камбее, Броче и Гоа). Более ясен конечный отрезок маршрута: от одной из гаваней Малабара (вероятно, Квилона) вокруг мыса Коморин (Кунниякумари) к Майлапуру (ныне в составе Б. Ченнаи, адм. центра шт. Тамилнад), в то время крупнейшему порту тамильского королевства Чола (IX-XIII вв.). И. из М. проповедовал на Коромандельском берегу (по преданию, там принял мученическую кончину ап. Фома, над могилой к-рого в Майлапуре местная несторианская община возвела храм). И. из М. пробыл там ок. 13 месяцев и крестил ок. 100 чел.

http://pravenc.ru/text/471240.html

I:15–16). В этом великом деле участвует вся Церковь , предизбравшая двух кандидатов (23), а окончательное избрание совершает не ап. Петр, а Сам Бог (24–26). Первую речь к иудеям по сошествии Св. Духа на апостолов, правда, держит ап. Петр, значение чего будет указано ниже, но Дееписатель, сказав – «став Петр», добавляет: «с одиннадцатью» (2:14), тем указывая на одинаковое достоинство и власть учительства и в первом акте его проявления всех одиннадцати апостолов с ап. Петром. И в этот день, можно полагать, говорил не один ап. Петр, но равно и остальные апостолы (2:4), почему и слушавшие речи обращаются с вопросом – «что нам делать, мужие братие?» (2:37) не к одному Петру, а ко всем апостолам. Уверовавшие пребывали в учении не одного ап. Петра, а всех апостолов (2:42). Это достойно особого внимания, ибо первым актом учительства и обращения верующих была положена основа Церкви, которую, наравне со ап. Петром, составили и другие апостолы, первые духовные бревна стен Ее. И в дальнейшей деятельности апостольства ап. Петр не выделяет себя из среды апостольской. В повествовании об исцелении хромого от рождения, Дееписатель говорит: «Петр с Иоанном, всмотревшись в него (хромого), сказал: взгляни на нас»(3:4). И хотя с словом исцеления к хромому обращается ап. Петр, но в самом акте исцеления он себя не отделяет от ап. Иоанна (3:12). В дальнейшем, по поводу этого же чуда, выступает не один ап. Петр, слова которого передаются в Деяниях, но держит речь к иудеям и ап. Иоанн (3–12). Почему и начальники иудейские со словами прещения обращаются не к одному Петру, если бы он был один ответственным руководителем происходившого, но к двум, действовавшим с одинаковым правом (4,6,13:17–21), как и все другие апостолы (33). Если бы для свв. Апостолов представлялась нужда, как завет своего Учителя, в земном возглавлении себя, то трудно было бы им подыскать для кого-либо другого в своей среде в воле Спасителя хотя бы равносильное основание тому, какое дано в этих предсмертных словах Искупителя любимому Им ученику, Иоанну Богослову.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Благовестие ап. Петра не основывалось ни на чьем авторитете, кроме одного – Самого Иисуса Христа. Это видно из того, что когда ап. Петр в Антиохии захотел сделать уступку иудействующим, стал чуждаться общения с христианами из язычников, с которыми раньше, до прибытия христиан из иудеев, вместе ел и общался, то ап. Павел смело обличил его «лицемерие» ( Гал.2:11–13 ) (свт. Иоанн Златоуст толкует это место так, что ап. Петр не «лицемерно», а притворно сторонился язычников, когда пришли иудействующие, в надежде, что ап. Павел потом исправит их. В таком случае и ап. Павел намеренно, для видимости только обличал ап. Петра. Но другие толковники (Августин, еп. Феофан) придерживаются дословного понимания и признают за ап. Петром действительную уступчивость (см. А. Иванов . Руководство к изъяснительному чтению книг Нового Завета. СПб., 1893, 285). Из этого обличительного места становится ясно: 1) что ап. Павел имел полное равноправие со всеми остальными апостолами и 2) что ап. Петр не имел никакого особого преимущества или главенства над другими, как то бы хотели видеть католические богословы, считающие ап. Петра «князем апостолов» (в Вульгате вместо имени Петра в Гал.2стоит имя «Кифа» в согласии с некоторыми кодексами; этим самым проводится различие между ап. Петром и неким иным благовестником Кифой (там же, 284). В противовес тому, что ап. Петр перед христианами из иудеев скрывал свою свободу по отношению к закону Моисееву, ап. Павел ясно заявляет о бесполезности последнего: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа... ибо делами закона не оправдывается никакая плоть» ( Гал.2:16 ). Если мы, оправдавшись верою, все-таки признаем необходимость закона, значит, ищем иного оправдания, кроме Христа, значит, мы оказываемся под законом, т. е. грешниками, или, что то же, – «Христос есть служитель греха» ( Гал.2:17 ). Возвращаясь вновь к закону, от которого ранее отказались, галаты тем самым показывают, что они виновны в разорении закона. Но так как и закон указывает на необходимость признания Христа, то они делаются вдвойне преступниками ( Гал.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Словом ап. Иоанн, будучи от природы человеком чувства, обнимает своим чувством весь предмет, на который оно устремлено, обнимает со всею силою и навсегда, всецело и безусловно. При таких естественных свойствах, при своей восприимчивой, созерцательной природе, при своей строгой последовательности, ап. Иоанн не был способен к энергической проповеди среди иудеев, как ап. Петр, или среди язычников, как ап, Павел, который для иудея был иудей, для язычника – язычник и который с неутомимым терпением и снисходительностью преодолевал слабости и заблуждения первых членов Церкви. Поэтому мы видим из книги Деяний Апостольских, что хотя ап. Иоанн является всюду вместе с ап. Петром, но он следует за ним молча: везде и говорит, и проповедует, и спрашивает хромого и отвечает на суде – Петр. Поэтому-то ап. Иоанн посылается в Самарию, когда уже там ранее проповедовал слово Божье Филипп; поэтому также, несмотря на то, что Иоанн был столпом Церкви, никто из спорящих сторон в первенствующей Церкви не ссылался на него, на его учение, на его проповедь; он является среди этих споров и недоразумений только наблюдателем и примирителем. Такой характер, как характер Иоанна, был необходим для поддержания уже основанной Церкви в целости и чистоте. Возвышенное призвание и назначение ап. Иоанна состояло не в том, чтобы класть основание, расширять границы Церкви, но вести к совершенству тех, которые уже вступили в Церковь , сохранять от искажений истины меры и от повреждений чистоту христианской нравственности. Поэтому главная деятельность ап. Иоанна началась только тогда, когда Церковь Христова получила прочное основание, приобрела последователей и там и здесь, – и среди иудеев, и среди язычников и когда, по смерти других апостолов и главных ее деятелей – апостолов Павла и Петра, она нуждалась среди бед и напастей внутренних и внешних не в распространении и расширении, а во внутреннем твердом порядке и организации. Эта-то деятельность ап. Иоанна и относится ко времени его пребывании среди малоазийских церквей, получивших свое прочное основание и утверждение от ап. Павла. Церковь , основанная Христом, построенная Павлом и Петром, была озаглавлена и доведена до своего совершенства ап. Иоанном, от него получила свой блеск и красоту, свое стройное единство и чистоту. Чтобы проследить поэтому деятельность ап. Иоанна, как учителя, нам необходимо обратить внимание на те условия, в каких находилась в то время Церковь, на те влияния, каким она подвергалась, словом – на те обстоятельства, при которых совершалась и которыми вызывалась рассматриваемая деятельность ап. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vopros-...

В IX веке Феофан, митрополит Никейский, написал канон на день св. ап. и ев. Матфея, поемый ныне в этот день. Церковь , прославляя ев. Матфея как благовестника, между прочим, восхваляет его за то, что он «унылых воздвиг души, написав час судный» 1010 . Паримии в день ев. Матфея произносятся те же, что и в день св. ап. Андрея Первозванного; утреннее Евангелие и Апостол те же, что в день св. ап. Филиппа (Евангелие – Ин.21:15–25 ; Апостол – 1Кор.4:9–16 ); а литургийное Евангелие благовествует о призывании Матфея к апостольству ( Мф.9:9–13 ). День св. ап. и евангелиста Марка 25 апреля (8 мая) Св. ап. и ев. Марка из лика 70 апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом еврей от колена Левиина, из племени священнического; мать его Мария жила в Иерусалиме; ее посещал ап. Петр ( Деян.12:12 ). Марк Иоанн был племянник ап. Варнаве ( Кол.4:10 ), и чрез него сделался известен ап. Павлу и был спутником его и Варнавы в первом их апостольском путешествии ( Деян.12:25, 13:5:13 ). Когда Варнава отдельно от ап. Павла странствовал для проповеди Евангелия, Марк Иоанн сопутствовал Варнаве ( Деян.15:37–39 ). Впоследствии Марк сделался благопотребен Павлу в службу ( 2Тим.4:11 ) и был его споспешник ( Флм.1:24 ). Евангелист же Марк был эллин из Кирены, Пентаполя – города ливийского. Обращением своим к Иисусу Христу Марк обязан ап. Петру, который называет его сыном своим ( 1Пет.5:13 ) – конечно, в том смысле, что ап. Петр родил его своим благовествованием в благодатную жизпь. Марк был спутником ап. Петра и сказателем его преданий. Евангелие проповедал св. Марк на берегах Адриатики и в Египте. Бывши в Риме с ап. Петром в качестве его спутника, Марк, по благочестивому желанию римских из язычников христиан, коим хотелось иметь письменный памятник устно преподанного ап. Петром благовестия об Иисусе Христе, написал через 10 лет по вознесении Господа на греческом языке св. Евангелие, «еже похвали Петр и Церкви предаде» 1011 . В Евангелии своем преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. В Венеции доселе хранится весьма древняя рукопись сего Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Но если бы мы и допустили возможность всецелой передачи апостольской власти преемникам ап. Петра, – все-таки недоразумения относительно папского главенства не разрешаются; напротив, при этом является еще большее следующего рода недоразумение: почему именно римский епископ должен быть признан исключительным преемником от ап. Петра власти апостольской, когда известно, что ап. Петр поставил не одного только римского епископа, но поставлял в разных церквах христианских несколько епископов, например, в Антиохии, в Александрии 68 и в других местах? В объяснение этого римские богословы утверждают, что ап. Петр, сделавшись монархическим главой всего христианского мира, неотлучно пребывал 25-ть лет в Риме епископом. Но в этом утверждении заключается несколько несообразностей. Во-первых, ап. Петр не был епископом Рима: из истории известно, что первым епископом этого города был св. Лин; апостол же Петр был не местным пимским епископом, а вселенским апостолом. Во-вторых, ап. Петр не мог долго пребывать в Риме. Долговременное (двадцатипятилетнее) пребывание его в Риме не согласно было бы с апостольским назначением – распространять веру Христову по всей земле ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ), а не в одном только месте. Оно не подтверждается и историей; напротив, данные исторические свидетельствуют о том, что ап. Петр не мало времени трудился в устроении церквей иерусалимской, антиохийской, александрийской и кесарийской, и прибыл в Рим уже в последние годы своей жизни, никак не прежде ап. Павла, и здесь потерпел мученическую смерть 69 . Несообразность латинского учения о том, что римский епископ сделался после смерти ап. Петра верховным главою и правителем церкви, между прочим, видна из того, что при допущении его (учения) придется сделать то заключение, что все апостолы, оставшиеся еще в живых после смерти ап. Петра, – в том числе и ап. Иоанн Богослов, – должны были подчиняться римскому епископу, как своему главе. А это заключение в высшей степени нелепо; следовательно, нелепо и то утверждение, из которого оно вытекает.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Напротив, ап. Иоанн, деятельность которого относится уже к тому времени, когда в церкви резко выступили и теоретические заблуждения, раскрывает по преимуществу теоретическую, строго богословскую сторону христианства и потому по преимуществу заслуживает названия апостола-богослова. Но ап. Иоанн не был только теоретиком и христианским богословом; он был также и практиком, и рассматриваемая наконец с этой практической стороны деятельность ап. Иоанна, будучи завершительною по времени, по своему характеру была деятельностью, объединяющею собою начала деятельности ап. Петра и Павла. Если начала деятельности ап. Павла называют более либеральными, а начала деятельности ап. Петра – более консервативными, что обусловливалось как характером того и другого апостола, так особенно тою средой, в которой каждый из них проповедовал, – то ап. Иоанн оба эти, необходимый в каждой нормальной жизни начала прекрасно объединил в своей заключительной деятельности, будучи проповедником возвышеннейшего учения духа, истины и свободы ( Деян. 3:3–8; 4:24; 8:36 ) и настаивая на безусловном исполнении дел праведности и заповедей Христа (1Ин.). Если далее ап. Павел был по преимуществу апостолом языков, а ап. Петрапостолом обрезанных, то ап. Иоанн был собственно апостолом христиан, а потому был не только учителем и проповедником истин веры и жизни, но и устроителем верующих, как определенного общества, как единого тела, – был организатором церковного управления и богослужения. Если наконец в первом христианском веке консервативная партия христиан – партия действующих–указывала на ап. Петра, как на свой преимущественный авторитет, а либеральная–партия язычествующих – ссылалась на авторитет ап. Павла, равно как и в последние к нам века и в наше время – Петр считается апостолом апостолов в католической церкви, а Павел пользуется особенным предпочтением у протестантов, то Иоанн по всей справедливости может быть назван преимущественным апостолом православных христиан, чуждых крайностей консервативного католичества и либерального протестантства и примиряющих эти крайности в своем православном учении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vopros-...

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ о проповеди и о судьбе св. апостолов...    Св. Первоверховный ап. Петр (Симон) проповедовал сначала в Иудее, затем в Антиохии, в Вифании, в Асии, во Иллипице, а также по всей Италии и в самом Риме. В Риме он был распят вниз головой, при императоре Нероне. Ап Петр, вместе с апостолом Павлом, как более всех потрудившиеся в проповеди веры Христовой, наименованы Св. Церковью первоверховными.    Св. Первоверховный ап. Павел (Савл) проповедовал во многих странах начиная от Иерусалима и кончая столицею мира Римом. В Риме он был обезглавлен императором Нероном.    Св. ап. Андрей Первозванный, был в пределах нашего Отечества, он водрузил крест на киевских горах, предсказав будущее просвещение России Христовой верою. Проповедовал он по берегам Черного моря и в других странах. В Византии он рукоположил во епископа Стахия, одного из семидесяти учеников. В городе Патрах, в Ахаии (Греция), язычники распяли его на кресте особой формы, на подобие буквы X, который поэтому стал называться Андреевским крестом.    Св. ап. Иаков Заведеев — проповедовал в Иерусалиме, и первый из апостолов пострадал за Христа. По повелению иудейского царя Ирода Агриппы, он был обезглавлен в Иерусалиме.    Св. ап. евангелист Иоанн Богослов, после мучений в Риме, был сослан на о. Патмос. Св. ап. Иоанн жил дольше всех апостолов и мирно скончался в Азии в гор. Ефесе. По преданию, св. апостол по собственному желанию, был погребен его учениками живым. Когда же, вскоре после погребения, пришедшие христиане разрыли его могилу, то там тела св. ап. Иоанна не оказалось.    Св. ап. Филипп — проповедовал в Асийских странах вместе с апостолом Варфоломеем и сестрою своею Мариамиею. Во Фригии (провинция Малой Азии) в гор. Иераполе, принял мученическую смерть — был распят вниз головою.    Св. ап. Варфоломей (Нафанаил) — проповедовал сначала вместе с ап. Филиппом в Сирии и Асии, затем был в Индии и перевел Евангелие от Матфея на индийский язык; потом проповедовал в Армении, где и принял мученическую кончину в гор. Альване: по одним сведениям он был распят вниз головою, по другим сведениям, был запорот до смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Вот почему большинство современных ученых не признает этого чтения ad Parthos правильным и вместе с тем отрицает и предание о благовестническом служении Иоанна в Парфии 954 . Предполагают некоторые, что непосредственно после Апостольского собора Ап. Иоанн проповедовал в Антиохии 955 , о которой с особенною заботливостью пеклась Иерусалимская Церковь . Апостолы посылают сюда Варнаву; из Антиохии приходят пророки: здесь благовествует Ап. Петр, здесь подвизается и Апостол языков 956 . Это предположение имеет, по-видимому, и некоторые основания. По свидетельству Ап. Павла, перед временем написания им первого послания к Коринфянам уже все Апостолы проповедовали в различных городах и странах 957 . По свидетельству того же Апостола, Петру, Иакову и Иоанну надлежало идти к обрезанным 958 . И действительно, Апостола Петра вскоре после собора мы видим в Антиохии, далее в Понте, Каппадокии, Асии, Галатии, Вифинии 959 . Ап. Павел, посетив Иерусалим в 58 году, встречает там только одного Ап. Иакова и пресвитеров 960 . Может быть, Ап. Иоанн и проповедовал в это время в Антиохии и вообще за пределами Палестины, но утверждать положительно этого нельзя. Несомненно только одно, что Ап. Иоанн благовествовал в эти годы, как и прочие Апостолы. Центром его деятельности должна быть, и была Палестина 961 . Если же Св. Дееписатель не говорит об этом ни одного слова, то, конечно, потому, что все его внимание в эти годы было сосредоточено на Церкви из язычников. Более определенные сведения сохранились о дальнейшей благовестнической деятельности Ап. Иоанна. Священное Писание 962 , предания Востока и Запада 963 , жития святых 964 , широкая распространенность писаний Ап. Иоанна в Малой Азии уже в самом начале второго столетия 965 , почти бесчисленное множество апокрифов 966 , официальное свидетельство всех Церквей и епископов малоазийских 967 , даже еретиков 968 говорят несомненно о том, что Ап. Иоанн не одно десятилетие посвятил на благовестническое служение в Ефесе и других малоазийских городах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Мне хотелось бы обратить ваше внимание еще на один момент. Вот Господь уже на суде у первосвященника. А на дворе первосвященника происходит печальное событие, предсказанное Спасителем. Апостол Иоанн Богослов был знаком с теми, кто служил у первосвященника и был там, видимо, свой человек. Апостол Петр тоже приблизился туда и по ходатайству Иоанна и его впустили во двор архиерейский. И вот он там греется. Ему во дворе говорит кто-то: Назореем» (Мк. 14:67). Последовали ответ апостола, забывшего свою клятву, которую он высказал несколько часов тому назад: (Я не знаю и не понимаю, что ты говоришь)» (Мк. 14:68). За этим отречением последовало второе, усиленное. А когда к нему в третий раз подошли и стали говорить: (Мк. 14:70; Мф. 26:73). Тогда тот, кто божился и клялся, что пойдет за Учителем в темницу и на смерть, здесь стал божиться и клясться, что он не знает этого Человека. Раздалось пение петуха. По евангелисту Марку, петух запел второй раз. Эта подробность подчеркнута именно ап. Марком, потому что ап. Марк был ученик ап. Петра и свое Евангелие написал со слов своего великого учителя. А уж ап. Петр, конечно, никакой подробности, самомалейшей, этого страшного отречения за всю свою жизнь не забывал. И вот, когда ап. Петр стал божиться и клясться, раздалось — второе уже пение петуха. Быть может, Господь тогда проводили по двору или Он был недалеко, но Он, Который знал все, что происходило с Петром, только оглянулся и молча взглянул на ап. Петра. И этот скорбный и напоминающий взор пронзил душу апостольскую до самой ее глубины не с гневом Господь посмотрел на него и не с упреком, а с болью. Это была боль души обманутой и обманувшейся в том, кто обещал верность, а теперь — изменил. И знаем мы с вами из жизни св. апостола, что, хотя Господь его простил, восстановил и сподобил его такого дара чудес, что только одна тень ап. Петра исцеляла больных, но сам великий апостол всю жизнь себе этого простить не мог. Каждую ночь ап. Петр падал на землю при пении петуха, обливался слезами и просил Учителя простить ему позорное отречение. И известно из его жития, что всю жизнь у апостола глаза были красные и воспалены, потому что каждую ночь он так горько плакал о своем отречении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010