Миниатюрный графический портрет свт. Димитрия Ростовского в полный рост, вероятно, был создан Г. К. специально для вклейки в рукописные сочинения святителя (после 1757). Портрет с подписью Г. К. находится на титульном листе рукописи «Келейный Летописец Димитрия Ростовского» нач. XVIII в. (НБУВ ИР). Традиц. композиция графического портрета в зеркальном отражении повторяет живописные изображения свт. Димитрия. Г. К. участвовал в работе типографии Киево-Печерской лавры. Рафинированным исполнением отличаются гравированные подписные иллюстрации для миниатюрных (карманного формата) изданий Апостола и Евангелия, вышедших в лаврской типографии в 1737 г. Г. К. выполнил для издания Апостола титульный лист, изображение Успенского собора на обороте титула (медная доска с авторской подписью хранится в НБУВ), фронтисписные гравюры «Ап. Петр», «Ап. Павел», «Ап. Иуда», «Ап. Иоанн», «Ап. Лука», «Иисус Христос указывает Иоанну Богослову 7 звезд». В Евангелии 1737 г. имеются подписные гравюры работы Г. К.: титульный лист, на обороте его - «Распятие»; 4 образа св. евангелистов. Значительным достижением Г. К. стала серия апостольских образов для издания Апостола 1738 г., повторенная в следующем лаврском издании в 1752 г. (совм. с др. граверами). Величественные фигуры апостолов в полный рост на фоне пейзажа c низкой линией горизонта отличаются скульптурной моделировкой и монументальной трактовкой образа. Фронтисписные иллюстрации на всю страницу выполнены в стилистике западноевроп. барочного искусства. Художественным ориентиром для Г. К. служили гравюры с изображением апостолов из Библии Пискатора. Гравюры из Апостола 1738 г. распространялись также отдельными листами. Популярны были гравированные листы Г. К. с образом Божией Матери с Младенцем Христом, «Иисус Христос и Иоанн Креститель детьми», оттиск портрета свт. Димитрия Ростовского. Среди подобных «народных картинок» работы Г. К. отличались высоким профессионализмом. Станковая гравюра «Распятие с предстоящими» 1757 г. является последней известной датированной работой Г. К.

http://pravenc.ru/text/2463325.html

Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1057–1060. Краткий комментарий на 2 Петр помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. А. Сгатег’а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 1017–1024. Комментарий на избранные стихи из 1 Петр и Иуд. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125. col. 1253–1288 (2 Петр). PG 126. col. 85–104 (Иуд.ж). Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 222–238 (2 Петр); 276–284 (Иуд). Соборные послания Иоанна Климент Александрийский , авт. PG 9, col. 733–740. Очень краткий комментарий к 1 и 2 Ин, только на латинском. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1059–1062. Краткий комментарий на 1 Ин. Помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. А. Сгатег’а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 1021–1024. Комментарий на избранные стихи из 1 Ин. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 126. col. 9–84. Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 239–275. Подробный, последовательный комментарий на 1, 2 и 3 Соборные послания Иоанна. Исследования, комментарии Богдашевский Д., (еп. Василий). Лжеучители, обличаемые в посланиях ап. Иоанна. Киев, 1890. Богдашевский Д., (еп. Василий). Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета. Т. I: Соборные послания. Киев, 1909. Сагарда Н. Первое соборное послание ап. Иоанна Богослова. Полтава, 1903. Ярошевский Г. Соборное послание апостола Иакова. Киев, 1901. Соборное послание Иакова План Иак Смысл скорбей (искушений) (1, 4, 5) Вера и дела по Посланию Иакова (2) Бедность и богатство, отношение к миру (1, 2, 5) Проблема учителей. Два вида мудрости (3) О Таинстве Елеосвящения (5) Семинар 20. Общие сведения о Соборных посланиях. Иак Домашнее задание Найти две основные версии, почему послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды называются Соборными (см. Приложение 3). Сопоставить высказывания Иак и Евр о вере и делах. Дать объяснение имеющимся параллелям (см.: Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М„ 2001. С. 355–356).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Климент Александрийский , свт. PG 9, col. 731 – 734. Очень краткий комментарий на Соборное послание Иуды, только на латинском языке. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1057 – 1060. Краткий комментарий на 2 Петр. помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. A. Сгатета. Кирилл Аександрийский, свт. PG 74, col. 1017 – 1024. Комментарий на избранные стихи из I Петр. и Иуд. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125. col. 1253 – 1288 (2 Петр.). PG 126. col. 85 – 104 (Иуд.ж). Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 222 – 238 (2 Петр.); 276 – 284 (Иуд.). Соборные послания Иоанна Климент Александрийский , Свт. PG 9, col. 733 – 740. Очень краткий комментарий к 1 и 2 Ин., Только на латинском. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1059 – 1062. Краткий комментарий на 1 Ин. помещен Минем в Прибавлениях к Творенням свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. A. Cramer " а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 1021 – 1024. Комментарий на избранные стихи из 1 Ин. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 126. col. 9 – 84. Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 239 – 275. Подробный, последовательный комментарий на 1, 2 и 3 Соборные послания Иоанна. Исследования, комментарии Богдашевский Д., (еп. Василий). Лжеучители, обличаемые в посланиях ап. Иоанна. Киев, 1890. Богдашевский Д., (en. Василий). Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета. Т. I: Соборные послания. Киев, 1909. Сагарда Н. Первое соборное послание ап. Иоанна Богослова. Полтава, 1903. Ярошевский Г. Соборное послание апостола Иакова. Киев, 1901. Соборное Послание Иакова План Иак. 1. Смысл скорбей (искушений) (1, 4, 5) 2. Вера и дела по Посланню Иакова (2) 3. Бедность и богатство, отношение к миру (1, 2, 5) 4. Проблема учителей. Два вида мудрости (3) 5. О Таинстве Елеосвящения (5) Семинар 20. Общие сведения о Соборных посланиях. Иак.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но хотя заповедь и полномочие на совершение таинства дано апостолам до вознесения Спасителя, однако самое совершение христианского крещения могло последовать не ранее, как сами апостолы приняли крещение Духом Святым: Иоанн крестил водою, – говорил им Спаситель, – вы же имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех… Вы приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии, и даже до последних земли ( Деян.1:5, 8 ). В день Пятидесятницы совершилось это торжественное крещение апостолов Св. Духом. В это время завершено и навсегда утверждено божественное установление великого христианского таинства. Получивши сами крещение Духом Святым, апостолы начали постоянно совершать крещение. В день Пятидесятницы ап. Петр говорил уверовавшим во Христа: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя И. Христа во оставление грехов… И крестишася… в день той душ яко три тысящи ( Деян.2:38, 41 ). Св. Филипп крестил евнуха (8, 38), ап. Петр – Корнилия сотника с его семейством и другими (10, 47–48), ап. Павел – Лидию и домашних ее (16, 15), стража темничного с его домашними (33 ст.), Криспа со всем его домом (18, 8), Стефанов дом ( 1Кор.1:16 ), некоторых учеников в Ефесе, крестившихся прежде крещением Иоанновым ( Деян.19:1–15 ) и др. Так приняв от Господа заповедь о крещении, апостолы передали ee всей церкви; с распространением церкви по всему миру, и это установление Господа распространилось по всем странам мира и неизменно сохраняется доныне церковью Христовой. § 140. Видимая сторона крещения Крещение в православной церкви ныне совершается по чинопоследованию, в состав которого входят и такие обряды, с которыми не соединено Установителем крещения обетование благодати искупления (оглашение, заклинание, отречение от диавола и сочетание Христу, исповедание веры, помазание елеем, облачение в белую одежду). «Самое важное в священнодействии крещения» составляет «троекратное погружение (крещаемого) в воду, во имя Отца, и Сына, и Св. Духа (Катих. О крещ.). К видимой, совершительной стороне таинства крещения таким образом относятся: I) употребление определенного вещества для таинства, II) образ или способ (видимое действие) омовения водой и III) совершительные слова (формула) крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Учительными книгами называются послания или письма св. апостолов к отдельным лицам, или к целым обществам христианским, целью которых было разъяснение недоумений, обличение лжеучителей, утешение печальных, вообще удовлетворение духовных нужд первенствующей церкви Христовой. Пророческой книгой называется Апокалипсис Иоанна Богослова. В ней в откровениях и таинственных видениях изображается будущая судьба церкви Христовой на земле. Краткая история канона свящ. книг Нового Завета. Собрание св. книг Нового Завета в один состав произошло в церкви не вдруг, так как апостолы писали по требованию разных обстоятельств и к разным лицам. Распространялись апостольские писания вместе с распространением христианства, пользуясь среди христиан величайшим уважением и авторитетом. Распространению их способствовало значение их и сильное желание в христианах приобретать и распространять писания апостолов Христовых. Этому же много способствовал обычай читать св. книги, как слово Божие, при богослужении церковном. Благодаря этим благоприятным условиям, уже при апостолах свящ. новозаветные книги в различных церквах образовали из себя большие или меньшие по количеству книг сборники. На это указывает ап. Петр ( 2Петр. 8:15–16 ), утверждая, что ему были известны послания ап. Павла, которые, как известно, написаны к разным лицам н обществам. Предание древней церкви говорит, что когда, св. Иоанн приступил к составлению своего Евангелия, то малоазийские епископы представили первые три Евангелия; следовательно, эти последние Евангелия повсюду были уже распространены к концу первого века, когда св. Иоанн написал свое Евангелие. Из периода мужей апостольских (до 2-ой половины II-ro века) определенных и точных свидетельств о собрании свящ. новозаветных книг в один состав немного. Прямые свидетельства мужи апостольские и писатели церковные первой половины второго века дают только о нескольких книгах Нового Завета. Со второй половины II-ro века история новозаветного канона получает большую подробность и определенность. К памятникам этого периода. можно относить канон или отрывок Мураториев (называемый так потому, что он найден в прошлом столетии в нецелом виде в Миланской библиотеке и издан профессором Венского университета Мураторием). Этот отрывок заключает в себе перечисление всех книг Нового Завета, читаемых в церкви западной. Второй, еще более важный документ второго века – сирский перевод свящ. книг Нового Завета, известный под именем Пешито. По свидетельству этого памятника, малоазийской – сирской церкви во II-м веке признавали за подлинно-апостольские писания тот же почти состав св. новозаветных книг, какой, по свидетельству Мураториева отрывка, существовал в то время и в западных церквах. В нем нет 2-го послания ап. Петра, 2-го и 3-го послан. Иоанна, послания Иуды и Апокалипсиса.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Основание науки положил Сам Иисус Христос двумя великими заповедями – о любви к Богу и ближним и о самоотвержении. Здесь заключается основа всего нравственного учения. Апостолы раскрыли учение о трех главных добродетелях: о вере (Ап. Павел), о надежде (ап. Петр) и о любви (ап. Иоанн). ( 1Кор.13:13 ). Руководительным началом нравственной жизни и деятельности христиан 1-х веков были Евангелие и послания апостольские. Затем, когда в Церковь Христову стали вступать язычники и иудеи, не вполне отрешившиеся от закваски иудейской и языческой, св. отцы и учители Церкви раскрывали основы христианского нравственного учения ( Климент Римский , Варнава, Дионисий Ареопагит , Игнатий Богоносец , Климент Александрийский ). Но систематического изложения учения о нравственности у этих отцов не было. Первое связное учение о нравственности мы встречаем в четвертом веке у Амвросия Медиоланского «de officiis minismrorum». Затем является бл. Августин, по которому христианское нравоучение заключается в усвоении человеком даров Благодати Божией, так как человек с своей природой ни к чему доброму не способен сам по себе. С 8-го века на Западе появляются пенитенциалы (покаянные книги), заключающие изложение в казуистическом методе грехов и наказаний за них. Потом появляется мистическое направление, по которому нравственная жизнь состоит в невидимом единении души человека с Богом («О подражании Христу» Фомы Кемпийского). Схоластическое западное направление дало научную форму христианскому нравоучению (Абеляр). Продолжателями дела схоластов явились в 13–15 веках суммисты и казуисты, которые занимались уже только простым исчислением нравственных и безнравственных поступков и строго определяли награды и наказания за них, при этом, чтобы скорее найти известный поступок, они излагали нравственные предметы в алфавитном порядке. Такое направление вызвало реакцию со стороны протестантов. В протестантстве окончательно возвели нравоучение на степень самостоятельной науки Калликст и Данеус. Учение о христианской нравственности поставлено на научную почву со времени Канта, положившего в основу нравственности идею долга. У нас в России первый отделил учение о нравственности от Догматики Феофан Прокопович . Первый сборник сочинений св. отцов, приближающийся к системе – «Добротолюбие». Из сочинений св. отцов замечательно «Сокровище духовное не от мира собираемое» Тихона Задонского . Из трудов последующего времени замечательны: «Деятельное Богословие» Иннокентия еп. Пензенского, «Деятельное учение веры» прот. Кочетова, «Нравственное богословие» архим. Платона, «Записки по нравственному Богословию» прот. Солярского.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Душа по смерти тела сохраняет все силы и способности, данные ей Творцом, и продолжает жить полною внутреннею жизнью, с памятованием о проведенной на земле жизни. Особенно ясно это видно из притчи о богатом и Лазаре ( Лук. 16, 19–31 ). Евангельский богач, находясь во аде, помнит о своих братьях, говорить, о Моисее, ясно представляет свою земную жизнь и сознает, что привело его в это место мучений. Очевидно, таким образом, что душа при переходе в мире загробный не теряет ничего из тех знаний, какие она имела на земле. Так учили о загробной жизни и апостолы. Ап. Петр, говоря о сошествии И. Христа во ад, когда тело Его лежало во гробе, указывает, что Господь продолжает жить по духу, т. е. жива осталась Его человеческая душа, которою, Он и сущим в темнице духовом сошед проповеда, даже и душам таких умерших, которые вызвали грехами своими наказание мира потопом ( 1Петр. 3, 18–20 ). Тот же апостол говорит еще, что язычники, проводя жизнь в распутстве, воздадят слово готову Сущему судити живым и мертвым. На се бо и мертвым (νεκρος – мертвым телесно) благовестися, да суд убо приимут по человеку плотию, поживут же по Бозе духом (4, 5–6). Очевидно, по мысли апостола, умершие телесно, и не только праведники, но и нечестивцы, продолжают жить другою составною частью своей природы, т. е. душей, и жить сознательною жизнью, сохраняя способность воспринимать впечатления окружающей среды, почему и возможна была проповедь Христа сущим в темнице духовом и принятие ее этими душами. Ап. Павел ту же мысль выражает так: желание имый разрешится и со Христом быти ( Филип. 1, 23 ; сн. 2Кор. 3, 1–8 ). Бытие души со Христом возможно только при сохранении ею самосознательного и личного бытия. Ап. Иоанн свидетельствует, что он видел под жертвенником (небесным) души убиенных за слово Божие, и слышал, что они возопиша гласом великим, глаголюще: доколе, Владыко святый и истинный, не судити и не мстиши крови нашей от живущих на земли ( Апок. 6, 9–10 )? Это предполагает, что души их по разлучении с телом сохраняют прежнее свое полное сознание и самодеятельность. Тот же апостол учит: истина пребывает в нас, и будет с нами в век ( 2Иоан. 2 ), откуда следует, что сознание нашей земной жизни не исчезает через смерть, и силы нашего духа останутся такими же и даже усилятся, так как будут держать истину тем тверже, чем больше будут узнавать ее там. Таким образом, выражение: будет с нами в веке, очевидно, предполагает крепость и неизменность сил души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Искупление рода человеческого чрез крестную смерть Господа Иисуса Христа лежит в основе православного учения о спасении. Поэтому оно изложено и в Символе веры . Оно было и предметом богословствования отцов Церкви. «Не удивляйся тому, – говорит св. Кирилл Иерусалимский , – что мир весь искуплен; ибо Тот, Кто умер за мир, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же преступлением одного смерть воцарилась в мире, то тем более правдою Единого жизнь воцарится. И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи Жизнью? Если Финеес, умертвив в ревности человека, делающего постыдное, прекратил гнев Божий, то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, ужели не может утолить гнева на людей?» 1 Искупление человечества Господом Иисусом Христом, распятым в конкретное историческое время при Понтии Пилате, составляет объективную сторону дела спасения. Но есть еще субъективная сторона этого дела, требующая участия в нем тех, ради кого страдал на кресте Спаситель, т. е. людей. От последних требуется вера в Господа Иисуса Христа, как в своего Спасителя. Эта вера является первым и непременным условием спасения человека. На такое ее значение указал Сам Христос, когда Он после Своего воскресения из мертвых, посылая учеников проповедовать Евангелие, сказал: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). О необходимости для спасения человека веры в Господа Иисуса Христа учили апостолы. «Верующий в Сына, – писал ап. Иоанн Богослов, – имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36, 6:28 ). Эта вера, по словам ап. Павла, оправдывает человека и дает ему доступ к благодати Божией ( Рим.5:1–2 ; Еф.2:8 ). О таком же значении веры говорит ап. Петр: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» ( 1Петр.1:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Я не буду рассказывать о самом событии Преображения: оно хорошо известно каждому христианину и о нем напомнит евангельское чтение. Обращу ваше внимание лишь на то, что избранниками, призванными видеть, а потом и засвидетельствовать перед миром великое чудо и откровение Славы Божией, явленное на Фаворе, оказались три Апостола, обладавших особыми духовными качествами и дарованиями. По изъяснению богомудрых отцев и учителей Церкви эти три Апостола воплощали в себе три важнейших христианских добродетели, без которых никому невозможно увидеть Царствие Божие. Ап. Петр был проникнут живой и горячей верой. Он первый среди апостолов исповедал Христа Сыном Бога Живаго. Сам Господь открыл ему, что вера эта подвергнется тяжкому испытанию, но что она все же устоит и в конце концов восторжествует, ибо Он, Господь, молился о нем, »да не оскудеет вера его». Ап. Иаков, как показало его будущее, носил в глубине души своей драгоценное сокровище твердой надежды на Бога, на Его Промысел, на Его всесильную Помощь. Он, как известно, был первым из лика апостольского мучеником и подклонил свою выю под меч Надежды ради Израилевы, т. е. за своего возлюбленного Учителя и Господа Иисуса Христа. Наконец, ап. Иоанн Богослов пламенел той божественной любовью ко Господу, чрез которую соделался наперсником Христовым на Таиной Вечери, а затем был удостоен чести усыновления Пречистой Деве Богородице. Им, этим трем ближайшим ученикам Христовым, исповеднику, мученику и девственнику, была поверена великая небесная тайна о том, что Христос есть не только Сын Человеческий, но и Единородный Сын Божий, Богом Отцом Возлюбленный, несущий в Себе Отчее благоволение и потому в каждом Его слове и деле достойный чести и славы, благоговения и беспрекословного послушания. Эта тайна была доверена им для того, чтобы в страшные часы Голгофских страданий они, представляющие собой будущую Церковь Христову, не упали духом, не потерялись, не отчаялись, но уразумели бы вольное страдание, поняли бы, что их Божественный Учитель принес Себя в Жертву не напрасно и не по ошибке, а исполняя извечное премудрое Отчее и Свое собственное Божественное предначертание.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

«Поскольку блаженный Петр своим отречением лишился чести и звания епископа, Христос сначала своим третьим вопросом уврачевал рану отречения, а затем вновь вручил ему пастырскую власть, сказав ему: Паси овец Моих”. Святитель Иоанн Златоуст истолковывает гл. 21 от Иоанна следующим образом: Вместе с тем Христос поручает ему попечение о братии и для того, чтобы показать, что отныне он должен иметь дерзновение, так как отречение его предано забвению”. Учитель, чтобы освободить, – говорит Св. Златоуст, – Петра от всякого страха, который тот имел из-за своего отречения, и чтобы ему сообщить, что грех его снят и что раскаяние его принято, поручает ему попечение о братии, т. е. первенство чести и руководство, но не деспотизм и власть над братией, так как один Христос называется господином апостолов… Итак, очевидно, что те, кто ищут такой власти, не являются учениками Христа, но язычниками, предпочитающими, видимо, славу мирскую славе Божией. Так как святые апостолы в отношении власти были подобны и равны блаженному Петру… «Первенство» св. ап. Петра было восстановлением, а не особой привилегией. Это чин чести, лишенный сущностного содержания Блаженный Петр не имел никакой власти и полномочий над святыми апостолами… Так что блаженный Петр не был ни монархом, ни правителем, но лишь одним из синода и первым по званию… Блаженный Петр не был господином или владыкой апостолов, не имел власти самому судить и решать соборные дела Церкви. Все апостолы в единении и согласии судили и подтверждали [решения по таким делам – прим. пер. ]… Они не имели меж собой никакой разницы, но братское равенство и общее попечение о Евангельской проповеди…». Соборы превыше Патриархов На Соборе 1722 года было представлено толкование 34-го правила святых апостолов. Хотя 9-й канон Антиохийского Собора определяет, что первенство является просто почестью без богословского содержания, сегодняшние фанариоты дошли до того, что используют 34-е правило, чтобы связать руки всей Церкви, утверждая, что если «Первоиерарх» не участвует или не председательствует, то созвать Собор невозможно. В 1722-м году Патриархи подчеркнули, что Соборы наделены властью низлагать и Пап, и «Первоиерархов», и кого угодно.

http://pravoslavie.ru/121313.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010