Ап. Иуда. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Ап. Иуда. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сведения об И. крайне малочисленны. Имена братьев Господних известны из евангельского рассказа о том, как жители Назарета, удивляясь учению Спасителя, восклицали: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф 13. 55). В соответствующем эпизоде Евангелия от Марка порядок имен братьев другой: Иаков, Иосия, И. и Симон (Мк 6. 3). Мнение блж. Иеронима Стридонского о том, что И. и его братья были детьми Клеопы-Алфея (брата прав. Иосифа Обручника ), т. е. двоюродными братьями Спасителя ( Hieron. Adv. Helvid. 13-16; Idem. De vir. illustr. 1), утвердилось в Зап. Церкви. В Византии возобладала т. зр., что И. и его братья были сыновьями Иосифа Обручника от 1-го брака. Визант. синаксарное Житие ап. Иакова, брата Господня, содержит предание о разделе прав. Иосифом Обручником земельных владений между детьми. Его сыновья от 1-го брака воспротивились выделению доли наследства Иисусу, только Иаков принял Спасителя в совместное владение своей частью (SynCP. Col. 156-157). Из новозаветных текстов следует, что при жизни Спасителя И. и его братья «не веровали в Него» (Ин 7. 5), но после Вознесения присоединились к апостолам и женам-мироносицам (Деян 1. 14). И. был женат и имел потомство. Евсевий, еп. Кесарийский , ссылаясь на Егесиппа (сер. II в.), повествует о внуках И., называемого «по плоти братом Господним», к-рые исповедали веру во Христа перед имп. Домицианом (81-96) ( Euseb. Hist. eccl. III 19-20, 32). Из рассказа следует, что в это время И. уже не было в живых. Домициан начал гонения в последние месяцы своего правления, следов., брат Господень умер ранее 96 г. Сообщая о браках сыновей Иосифа Обручника Иосии (Иуста) и Симона, апокрифическая «История Иосифа Плотника» (между IV и VII вв.) почему-то умалчивает о женитьбе И. (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol. 2. Р. 39).

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Арефа мог воспользоваться этим временем и завладеть Дамаском. Но не вероятно, чтобы такой важный город долго оставался в его руках: по крайней мере, через два года царствования Калигулы он должен был возвратится под власть римлян. Таким образом, если положить, что бегство апостола Павла из Дамаска было в 40-м году, следовательно, обращение к христианству – в 37-м, все происшествия до того времени после вознесения Христова совершились в течении трех лет. 41 По мнению блаженного Иеронима, de Vir illstr. c. 5, Савл апостол около этого времени начал называться Павлом, по тому, что обратил к вере кипрского проконсула Сергия Павла. 42 Что ап. Иаков Праведный, брат Господень и первый епископ иерусалимский, есть тоже самое лица, что ап. Иаков Малый или Алфеев, т. е. По разному произношению еврейского слова Hlphi, сын Алфея или Клеопы и Марии Клеоповой, сестры Матери Господа, это видно из соображения следующих мест свящ. Писания: Деян. гл. 15. ст. 13 – 21, гл. 21, ст. 18 – 25; Гал. гл. 1, ст. 19; гл. 2, ст. 9 и 12. Кубеждению в этом приводит свидетельства Егезиппа и Климента Александрийского (см. Евсев Церк. Ист. Кн. 2, гл. 1 и 23). С своей стороны Евсевий говорит «Иаковов было два: один-Праведный, а другой – обезглавленный» – Возражения против этого, заимствуемые из неправильного толкования мест Ин.7:5 ; Деян.1:14 ; 1Кор.9:5 ., по нашему мнению, весьма слабы. Имеет смысл и то, что если ап. Иаков Алфеев не был епископом Иерусалимским, то о нем не сохранилось от древности решительно никакого предания. 45 Например о Симоне Зилоте: Мефодий Тирский, или кто другой (Corp. Seript. Hist byzant. Tom. 5, p. 349. edit. Venel an. 1729), Никифор Каллист (в Церк. Кн. 2, гл. 40, стр. 202, изд. В Париж. 1630г.), точно так же, как и в греческой минеи, изд. Венеп. 1328 г. под 10-м января, говорят, что он проповедовал в Африке начиная от Ливии до пределов западного океана, и потом в Британии – те есть в тех местах, где во времена апостолов не было христианства, а Фортуат (точно так и все минеи церкви западной), еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

   Речь Ап. Петра произвела глубокое впечатление. Об этом красноречиво свидетельствовало наступившее молчание всего многочисленного собрания. Это впечатление затем усилилось еще больше после рассказа Апостолов Павла и Варнавы о знамениях и чудесах, какие Бог сотворил через них у язычников.    После всего встал, чтобы говорить председательствовавший на Соборе св. Апостол Иаков«брат Господень». Ему, как епископу Иерусалимской Церкви и председателю Собора (первому между равными) принадлежало последнее слово. Мнение его важно было еще и потому, что он сам был строгим ревнителем закона и получил за это не только у христиан, но и у самих иудеев, наименование «праведного». Величием было исполнено и его положение в Церкви, он был первым Иерусалимским епископом, поставленным Самим Господом. Св. Иаков вел строгую аскетическую (воздержную, монашескую) жизнь, носил на себе «петалон», т. е. золотую дощечку, которую носили только первосвященники. Он проводил в храме целые часы один в молитве за свой народ. В Иерусалиме его почитали «оплотом народа».    Св. Иаков одобрил мнение Ап. Петра, доказал, что это согласуется с пророчеством (Ам.9:11-12), а, следовательно, и с Божественным предназначением. Он предложил: «не затруднять христиан из язычников исполнением обрядового закона Моисеева; но они должны жить в чистоте и святости и не делать другим того, чего не хотят себе».    Это предложение Ап. Иакова было принято Апостолами, пресвитерами и всем обществом, т. е. всем Собором, единодушно, как резолюция (постановление) Собора. Об этом дано было знать всем христианам письменно (Соборным посланием), которое начиналось словами: «Угодно Духу Святому и нам»...    Так Апостольский Собор указал христианам, что постановления Собора, согласно слов Господа (Ин.16:13; Ин.14:16) есть установления Святого Духа.    Послание Апостольского Собора вызвало среди христиан большую радость и утешение.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в кн. Деяний Апостолов (Деян.15:1-35). Проповеднические труды апостолов    Апостолы Христовы своею проповедью, которую внушал им Святый Дух, в короткое время покорили Христу множество язычников, как простых и незнатных людей, так и ученых и самих царей. Много трудов понесли апостолы для этого святого дела. Много скорбей и бед они претерпели. Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину (апостол Иоанн Богослов умер в заточении в глубокой старости). Число же христиан и после кончины св. апостолов год от году росло, и вера христианская распространялась по всей земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

145-164; Dobbeler A., von. Die Restitution Israels und die Bekehrung der Heiden//ZNW. 2000. Bd. 91. N 1/2. S. 18-44; Repschinski B. The Controversy Stories in the Gospel of Matthew. Gött., 2000; The Gospel of Matthew in Current Study/Hrsg. D. E. Aune. Grand Rapids, 2001; Landmesser Chr. Jüngerberufung und Zuwendung zu Gott: Ein exegetischer Beitrag zum Konzept der matthäischen Soteriologie im Anschlus an Mt 9, 9-13. Tüb., 2001; Foster P. Community, Law and Mission in Matthew " s Gospel. Tüb., 2004; Deines R. Die Gerechtigkeit der Tora im Reich des Messias: Mt 5, 13-20 als Schlüsseltext der matthäischen Christologie. Tüb., 2004; Геккель У., Покорны П. Введение в НЗ: Обзор литературы и богословия НЗ. М., 2012; Иларион (Алфеев), митр. Начало Евангелия. М., 2016. М. Г. Калинин Сведения о проповеди и кончине М. Сведения о проповеди и кончине М. содержатся в апокрифических и агиографических сочинениях. Предание о составлении М. Евангелия на евр. языке породило соответственно и представление о его проповеди евреям, намек на к-рую впервые встречается у сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. III 1. 2) и к-рая прямо упоминается Евсевием Кесарийским ( Euseb. Hist. eccl. III 24. 5-6; V 8. 2). Согласно «Списку апостолов» Псевдо-Епифания (V-VI вв.), это Евангелие перевел на греческий язык ап. Иаков, брат Господень (Vitae prophetarum. 1907. P. 111). «Толкование Евангелий» в рукописях Monac. gr. 551 и Vat. Palat. gr. 363 отмечает, что М. написал Евангелие через 8 лет после вознесения Господня, а в арм. Синаксаре ( Haase. 1922. S. 272) - через 7 лет, в Антиохии. В апокрифических «Деяниях ап. Варнавы» (Acta Barnab. § 15, 22, 24) повествуется о передаче Евангелия, написанного М., ап. Варнаве и о его обретении вместе с мощами последнего при имп. Зиноне . Также существует предание о передаче Евангелия М. ап. Варфоломею . Апостолы Матфей и Иоанн Богослов. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 9v) Апостолы Матфей и Иоанн Богослов. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Laurent. Plut. 1. 56. Fol. 9v) В апокрифических текстах имя М. часто смешивалось с именем ап. Матфия (иногда в разных рукописях одного текста и даже в одном списке). В особенности часто замена Матфия Матфеем происходила в разных версиях совместных «Деяний апостолов Андрея и Матфия». Так, на самом деле главным действующим лицом апокрифического Мученичества М. (CANT, N 267; BHG, N 1224-1225), известного в греч., лат., арм. и церковнослав. вариантах, является ап. Матфий ( Vinogradov. 2008). Ряд мотивов (отказ апостола идти в свой удел, его чудесное перенесение на облаке, влачение за веревку по улицам города) роднит с «Деяниями Андрея и Матфия» еще одно апокрифическое произведение - «Деяния Матфея в городе Кахенат» (CANT, N 268) и заставляет предполагать, что первоначально в качестве главного персонажа здесь подразумевался Матфий, а не М. Однако в сохранившейся арабской версии BHO, N 738 (и ее эфиоп. пер. BHO, N 739) этих актов речь идет о евангелисте М.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Но разрушение храма связано с эсхатологическим свершением. Конец Иерусалима будет концом нынешнего эона. Ожидание близкого конца в Евр. не менее выражено, чем в ранних посланиях ап. Павла, в посланиях к Фессалоникийцам, или в I Кор. Отчаянию перед катастрофою в Иерусалиме отвечало, в среде христиан из язычников, чаяние славы, сослужения небесному Первосвященнику в небесной скинии (ср. Евр.6:19–20, 4:14–16 и др.). На Евр., обращенное к Церкви Иерусалимской, отзывается ее предстоятель. Иаков, брат Господень, пишет двенадцати коленам, находящимся в рассеянии ( Иак.1:1 ). Двенадцать колен – это вселенская Церковь , Израиль духовный, рассеянный среди язычников, и сам, в большинстве, происходящий из язычников. Первые читатели послания не исчерпываются членами Римской общины италийскими христианами. Они разбросаны по всему миру. Если Евр. вызвано унынием, охватившим широкие массы иудейских христиан, то Иак. отражает настроения руководящих кругов Иерусалимской Церкви с ее предстоятелем во главе, Иаков молчаливо принимает философию истории Евр. Обращаясь к христианской Церкви, как к двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, он не переступает рамки иудейства. Он – с Павлом и с составителями Евр. Но он перемещает ударение в область религиозной морали. Вера есть условие спасения, но вера должна получить выражение в делах (ср. Иак.2:17, 20, 26 ). Иаков, как будто, боится перетолкования учения ап. Павла, которое лежит в основании и Евр. Имя Павла не упоминается, как оно не названо и в Евр. Возможно, что, приступая к ответу, Иаков уже получил известие о смерти Павла. Как бы то ни было, Авраам и Раав, подвижники веры в Евр., (ср. Евр.11:17–19, 31 ) – по учению Иак., достигли оправдания делами (ср. Иак.2:21, 25 ). Учение Иак., близко к учению ветхозаветных пророков и к нагорной проповеди в редакции Мф. Если Мф. было писано в Иерусалиме – тоже в шестидесятые годы, – то последнее совпадение представляется естественным. Мф. отражает евангельское учение в понимании тех же руководящих кругов Иерусалимской Церкви в шестидесятые годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Найдено погребение св. Иакова Иерусалимского? 24.10.2002 Находка французского археолога, утверждающего, что он обнаружил гробницу св. апостола Иакова, брата Христа, должна быть подвергнута более тщательной экспертизе, считают представители Православной Церкви и научных кругов. Как отметил, управляющий патриаршими приходами в Северной Америке епископ Зарайский Меркурий, сложно составить представление о характере сделанного открытия по сообщениям прессы. Владыка Меркурий считает, что к экспертизе находки должны быть допущены представители Церкви. " Было бы уместно привлечь к этому церковных археологов, историков и богословов Русской Православной Церкви или братских Церквей в Святой Земле " , - заметил епископ Меркурий. По его мнению, если сообщения прессы соответствуют действительности, речь идет об обнаружении гроба апостола Иакова, брата Божия. Иаков был единственным из детей Иосифа, близким Христу, учеником Которого он являлся. После Воскресения и Вознесения Христова Иаков стал первым епископом Иерусалима, а позднее был низвергнут иудеями с крыла Иерусалимского храма. Обнаружение гроба св. Иакова Иерусалимского (если подтвердится, что найдена именно его погребальная урна) может считаться важнейшим свидетельством земной жизни Спасителя и его учеников. Житие святого апостола Иакова, брата Господня по плоти Одним из важнейших лиц древней Церкви являлся св. Иаков, брат Господень по плоти, сын св. Иосифа Обручника от первого брака. Ему Господь являлся по воскресении Своем, по свидетельству св. ап. Павла (I Кор. 15, 7). К нему первому послал св. ап. Петр известить о своем чудесном освобождении из темницы (Деян. 12, 17). Иаков, как сообщается в книге Деяний, присутствовал и занимал важное место среди апостолов на первом Соборе Церкви Христовой (около 50 г.). К нему в дом, как знаменитейшему из апостолов, незадолго до своих уз, приходил св. апостол Павел, собрались пресвитеры, дабы слышать повествование об обращении язычников. Апостол Павел называл Иакова Братом Господним, Столпом Церкви.

http://zavet.ru/news/0210/n24-2.htm

«Поскольку в послании, говорит блаженный Иероним , взято свидетельство из апокрифической книги Еноха, то многие отвергают это послание. Однако, – замечает далее Иероним, – по древности и употреблению оно достойно того,– чтобы исчислять его между св. писаниями» (Catal. vir. illutr.). Истина подлинности сего послания, с 4-го в. была действительно всеми признана. Указания в самом послании В самом послании достойно замечания, как говорит о себе св. писатель: Иуда, Иисуса Христа раб, брат же Иакова ( Иуд.1:1 ). Самому ап. Иуде, брату Господню по плоти, свойственно было довольствоваться, по смирению и благоговенью, названием себя только рабом Иисуса Христа и братом Иакова; подобно как ап. Павел (в посл. Флп.1:1 .) и брат Господень Иаков ( Иак. 1:1 ) называют себя также только рабами Иисуса Христа. Но едва ли бы удовлетворился одним этим названием тот, кто делал бы подлог под имя апостола Иуды. Притом, св. писатель говорит о себе, что он – брат Иакова. Какого Иакова? Уже столь древние, как Климент Алекс. 67 , разумели здесь Иакова брата Господня; почему и Иуду признавали также братом Господним. Итак, первые читатели послания, видно, знали или еще живо помнили ап. Иакова, когда достаточно было указать на одно его имя, чтобы понятно было, и потом пошло в предание, о ком идет речь. Следов. послание писано еще во времена апостольские, когда подлог трудно было бы и сделать, а еще труднее скрыть. Притом, и вольномысленные из новейших критиков (как Credner и de-Wette) не находят в послании причины и побуждения к тому, чтобы такое послание писать и издавать подложно. Исследование о местах в послании Иуды, приведенных из апокрифов Остается теперь исследовать, почему ап. Иуда приводит в своем послании известные места из апокрифических книг. Нужно это исследовать; потому что места из апокрифов, в послании Иуды, и для древних были камнем преткновения (как именно Иероним свидетельствует о многих, отвергавших послание по сей причине), и для некоторых новейших критиков служат опорой пререкания против подлинности послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

8). После долгих споров об обязанностях христиан из язычников с речью к собравшимся обратился Иаков. (Ап. Лука не уточняет, о каком именно Иакове идет речь ( Shillington. 2015. P. 49-64), однако П., говоря об Иакове, называет его «братом Господним» (Гал 1. 19). Поскольку др. Иаков - брат Иоанна - к тому времени уже был убит (Деян 12. 2), нет оснований сомневаться в том, что именно Иаков, брат Господень, участвовал в Апостольском Соборе). Он предложил проект соборного решения: «…не затруднять (μ παρενοχλεν) обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян 15. 13-21). Затем Иаков перешел к конкретным рекомендациям, касавшимся предписаний закона Моисеева, ограничив требования к ним лишь 5 конкретными пунктами (об учении о законе у П. и в Послании Иакова см.: Иларион (Алфеев). 2017. С. 130-133; см. также в ст. Закон Моисеев ). Составленное послание должна была отвезти в Антиохию группа «мужей, начальствующих между братиями», а именно, Иуда, прозванный Варсавой, и Сила, к-рым поручено сопровождать П. и Варнаву (Деян 15. 22-23). Послание адресовано «братиям из язычников» и не касается обращенных из иудеев (Деян 15. 23-29). Во-первых, они не должны есть «идоложертвенное», т. е. мясо животных, приносившихся в жертву языческим богам: остатки такого мяса можно было купить «на торгу» (1 Кор 10. 25). Для христиан, живших в диаспоре, вкушение идоложертвенного мяса было постоянным искушением: в рим. обществе званые обеды нередко начинались с жертвоприношения ( Willis. 2004. P. 13-17, 49-63). Однако с т. зр. руководителей иерусалимской апостольской общины, человек, вкушающий идоложертвенное, даже если это происходит вне стен языческого храма, становится косвенным соучастником языческого культа (ср.: Исх 34.15). Во-вторых, обращенные в христианство из язычников должны воздерживаться от блуда , т. е. отказаться от половой распущенности в пользу единобрачия.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Подобно апостолу Петру, ап. Павел предвозвещен был от Бога о близкой своей смерти. Незадолго перед кончиной он, в последнем послании к ученику своему Тимофею, епископу ефесскому, увещевая его твердо хранить ипроповедовать слово Божие, писал ему: «Будь бодр во всем, переноси оскорбления, совершай дело благовестника, выполняй служение свое, ибо меня приносят в жертву, и время моего отшествия наступило. Подвигом добрым я подвизался, поприще кончил, веру сохранил, а теперь мне готовится венец правды, который даст Господь мне, праведный Судия, в оный день, и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Tuм. IV, 5–8 ). По преданию, апостол Павел был предан казни в один день со святым апостолом Петром в Риме, 29 июня, при императоре Нероне, который, по словам св. Златоуста, за обращение к вере Христовой его виночерпия, повелел воинам своим схватить апостола и умертвить. Звание римского гражданина избавило ап. Павла от крестной смерти, которая в Риме считалась самою позорною казнию, и он был усечен мечом в 67 г. по Р. Х., 68 лет от рождения. h3 Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти Высоким действующим лицом в первенствующей Церкви является св. Иаков, брат Господень по плоти. Ему Господь особенно являлся по воскресении Своем, по свидетельству св. ап. Павла ( I Kop. 15, 7 ). К нему первому послал св. ап. Петр известить о своем чудесном освобождении из темницы: возвестите, говорит, Иакову и братиям сия ( Деян. 12, 17 ). Он присутствовал, занимал важное место в лике апостолов на первом соборе Церкви апостольской: он первый утвердил голос Петра и дал свое предложение, которое принято всем собором. К нему в дом, как знаменитейшему из апостолов, незадолго до своих уз, приходил св. апостол Павел, и собрались все пресвитеры, дабы слышать повествование об обращении язычников. Он назван у св. Павла братом Господним, столпом Церкви, прежде апостолов Петра и Иоанна, и вместе с ним подал руку Павлу и Варнаве в знак согласия и, вероятно, с своим мнением, чтобы Павел и Варнава шли на проповедь к язычникам, а Петр и Иоанн к обрезанным – к иудеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой, когда все, призывающие имя Господне – не только евреи, но и язычники – соединятся в едином исповедании Бога, является пророчеством о пришествии в мир Христа Спасителя – потомка Давида по плоти (скиния или дом Давида обозначает в Библии род Давида) и о вступлении в Церковь Христову не только евреев, но и язычников. Такое именно толкование этого пророчества дал св.ап. Иаков, брат Господень по плоти, на Апостольском соборе в Иерусалиме (в 49 году по Р.Х.) при обсуждении вопроса о том, как принимать язычников в Церковь Христову (Деян.,гл.15). Этот вопрос возник в связи с тем, что язычники стали всё чаще и чаще обращаться ко Христу и принимать крещение (Корнилий сотник, антиохийцы и др.). Некоторые христиане из иудеев настаивали на том, чтобы христиане, обращённые из язычников обязательно исполняли закон Моисеев. Тогда апостолы собрались в Иерусалим, чтобы разрешить этот спорный вопрос на соборе. Сначала говорили Пётр и Павел, как они обращали и крестили язычников. Затем после многих рассуждений взял слово председательствующий на соборе св.ап.Иаков, который сказал: «Мужи братия! послушайте меня. Симон (т.е. ап.Пётр) изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано...» Далее св. ап.Иаков привёл текст пророчества Амоса о восстановлении скинии Давидовой ( Деян. 15:13–18 ), который и был положен в основу соборного постановления о принятии в Церковь Христову уверовавших язычников без обременения их исполнением обрядов ветхозаветного закона (обрезания и жертв). В православном богослужении книга пророка Амоса не употребляется. Книга пророка Авдия 1 . Время и место служения пророка О личности пророка Авдия (евр. [Овадья] – раб Иеговы) и времени его служения не сообщается никаких сведений ни в его книге, ни в других священных книгах, а предания о нём разноречивы и требуют проверки: одни считали его современником Илии или Елисея, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010