До половины шестидесятых годов центром христианского мира был Иерусалим. Это вытекает со всей ясностью из образа действий ап. Павла, посещавшего Иерусалим после каждого из своих благовестнических путешествий (ср. Деян. гл. 15; Мк.18:21–22 ; гл. 21) и объединившего во время третьего путешествия основанные им церкви из язычников в денежной помощи Церкви Иерусалимской (ср. Рим. Мк.15:25 и сл.; 1Кор. 16:1–4; 2 Кор. Мк.8:20 ). Во главе Иерусалимской Церкви стоял Иаков, брат Господень. Но в шестидесятые годы Иаков был убит иудеями 19 . После его смерти иудеохристианская община перешла из Иерусалима в Пеллу за Иорданом, и Иерусалим навсегда утратил значение общехристианского центра. В последние десятилетия I века на первый план выдвигается Ефес. С Ефесом связана деятельность Тимофея (ср. 1 Тим. Мк.1:3 , может быть, 2 Тим. Мк.1:18 ; Мк.4:12, 19 ). Ефесские христиане принадлежат к числу читателей Первого, а по всем данным, и Второго Послания ап. Петра (ср. 1 Петр. Мк.1:1 и 2 Петр. Мк.3:1 ). К ним же, надо полагать, направлено и Послание Иуды как подтверждение учения 2 Петр. (ср. Иуд. 17–18 и 2 Петр. Мк.3:3 ). На закате апостольского века в Ефесе протекало служение ап. Иоанна, запечатлевшего своим огненным словом новозаветное откровение. Но и Ефес не был центром христианского мира, каким в свое время был Иерусалим. Ефесский старец был носителем духовного предания. Его положение в Церкви существенно отличалось от положения Иакова, брата Господня. Место Иакова осталось фактически незамещенным. Его не занял и Петр. Значение Иерусалима к Риму не перешло. Если Петр из Рима пишет свои Послания, закрепляющие для малоазийских христиан учение ап. Павла, то это не значит, чтобы Рим был христианским центром, и Петр – предстоятелем Римской Церкви, как Иаков был предстоятелем Церкви Иерусалимской. Петр потому подтверждает учение ап. Павла, что ему дано было пережить ап. Павла, и слова его как непосредственного ученика Христова и свидетеля евангельских событий (ср. 2 Петр. Мк.1:16–18 ), имели для читателей особый вес. Но Петра переживает Иуда, и его Послание звучит как новое подтверждение авторитетным словом учения умершего Петра. Иуда, по всем данным, не принадлежал даже к апостольской дванадесятерице.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Иаков, празднуемый в 9-й день октября, нигде не называется и не прославляется братом Господним, епископом Иерусалима, писателем Соборного послания и священномучеником, что, без сомнения, дает высокие преимущества; но называется Иаковом Алфеевым, прославляется божественным светильником язычников, который, исполняя число дванадесяти 1074 , объюродил эллинскую мудрость 1075 и прошел всю вселенную, проповедуя велегласно слово веры Христовой 1076 . Иаков же, песнословимый в 23-й день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древодела от первой жены 1077 , братом Иосии, Симона и Иуды ( Мф.13:55 ; Мк.6:3 ), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с Младенцем Христом в Египет 1078 ; и прославляется братом Божиим, братом Иисуса глаголемаго Христа 1079 ; первым иерархом Иерусалима 1080 , научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» ( Иак.1:17 ) 1081 ; следовательно, писателем того Соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя Послания Иаковлева; наконец, священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного 1082 . Итак, апостол Иаков, брат Господень, по словам Церкви, есть сын Иосифов, спутник его и Пресвятой Девы Марии в Египет; он же есть и Иаков Малый, или Меньший. По воскресении Своем Господь удостоивает его Своим особенным явлением ( 1Кор.15:7 ), и от Самого Господа в 34 году или, по сказанию Евсевия, от апостолов избран и поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви – матери церквей христианских 1087 . Своею святою жизнью брат Господень заслужил великое уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих. Апостол Петр после своего чудесного освобождения из темницы сказал: возвестите о сем Иакову и братиям ( Деян.12:17 ). Ап. Павел нарицает его вместе с Кифою и Иоанном столпами Церкви и между ними первым именует Иакова ( Гал.2:9 ). На Соборе Апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по P. X. для решения, должно ли христианам соблюдать ветхозаветный закон обрядовый, председательствовал Иаков, епископ Иерусалимский, и его суждение принято было всем Собором и утверждено ощутительным изволением Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Заняв положение, подобное старейшинам иудейских советов и иерусалимского синедриона в особенности, пресвитеры иерусалимской церкви после апостолов явились её главными руководителями. Рядом с апостолами они обсуждают вопросы веры на т. называемом апостольском соборе, вместе с Иаковом, под его председательством, судят об образе действий ап. Павла и предлагают ему совершить очищение. В обоих случаях они действуют подобно членам иудейского синедриона, этого высшего законодательного и судебного учреждения. Но христианский пресвитерий не был простым подражанием иудейского синедриона. Он возник из собственных нужд иерусалимской церкви под бессознательным влиянием иудейских привычек и традиций. Отсюда с самого начала его существования в нем естественно должны были сказаться и индивидуальные черты. В отличие от иудейского синедриона, иерусалимский пресвитерий имел по-видимому некоторое отношение и к управлению церковным имуществом. За это говорит тот факт, что пособие, собранное ап. Павлом и Варнавой для иерусалимских христиан, было передано пресвитерам. По первоначальной связи заведывания церковным имуществом с христианским богослужением можно предполагать, что иерусалимские пресвитеры несли некоторые обязанности и в последнем 109 . Это тем более естественно, что при многочисленности иерусалимских христиан, доходившей до нескольких тысяч ( Деян.21:20 ), совершение евхаристии едва ли было под силу одному Иакову. Однако источники не дают на это никаких прямых указаний. Одно лишь можно утверждать с некоторой уверенностью, что то влияние, какое имели в церковном управлении пресвитеры, принадлежало им in corpore, как целому собранию. Никто из них в отдельности не выступает в истории иерусалимской церкви 110 . Иаков, брат Господень Что действительно христианский пресвитерий в Иерусалиме возник отчасти на иудейской почве и занимал положение, несколько аналогичное старейшинам иудейским, это косвенным образом подтверждается и тем особенным значением, которое получил в иерусалимской церкви св. Иаков, брат Господень. История иерусалимских пресвитеров и история Иакова, брата Господня 111 – тесно связаны между собой. С начала апостольской истории мы ничего не слышим ни о пресвитерах, ни об Иакове. В первый раз, в качестве выдающейся личности он выступает в Деяниях одновременно с пресвитерами, именно в 44 году. Освободившийся из тюрьмы и в ту же ночь выбывший из Иерусалима ап. Петр поручает верующим уведомить о своем освобождении Иакова и братьев ( Деян.12:17 ), из чего ясно, что Иаков занимал в это время уже видное положение. На так называемом апостольском соборе ему принадлежит решающее значение. Его предложение принимается собранием и почти без изменений вносится в определение. Согласно с этим ап. Павел в послании к Галатам, называя „столпов“ иерусалимской общины, ставит Иакова на первом месте ( Гал.2:9 ) 112 . Впоследствии в 58 году мы видим его во главе иерусалимской церкви вместе с теми же пресвитерами ( Деян.21:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

В историческом исследовании вполне допустимо исходить из природы того организма, о котором идет речь. Во всяком случае это не означает исходить из априорных предпосылок. И во многих случаях такого рода метод является единственным, когда отсутствуют положительные данные, но он является законным и тогда, когда эти данные имеются, так как он дает возможность более правильно использовать тот материал, которым мы обладаем 359 . Исходя из факта существования первого пресвитера, мы оказываемся в состоянии найти некоторые указания в новозаветных писаниях, подтверждающие существование первого пресвитера. Если мы не будем исходить из этого факта, то эти подробности либо совсем ускользнут от нашего внимания, либо мы придадим им другой смысл и другое значение. На первом месте мы должны поставить сведения, которые имеются у Луки, относительно Иакова. Мы видели выше, что Иаков, брат Господень, занял в Иерусалимской церкви то место, которое первоначально занимал ап. Петр. Естественно, что Иаков, по крайней мере с самого начала, не мог иметь больше того, что имел сам ап. Петр. Он стал во главе Иерусалимской церкви, а потому занял в Евхаристическом собрании место «приносящего благодарение». Об этой последней функции Иакова ничего не говорят Деяния, как вообще об этом умалчивают новозаветные писания, но в остальном роль Иакова выступает ясно. На «Апостольском соборе» выступает, как его председатель, Иаков, а не ап. Петр который защищал на нем либо свое собственное дело среди язычников, либо «благовестие» Павла. Иаков в конце заседания резюмировал прения и предложил резолюцию. Его выступление решило вопрос относительно обязательности Закона для христиан из язычников. После своего освобождения из уз при Ироде Петр просил сообщить об этом Иакову и братьям, под которыми надо, повидимому, разуметь пресвитеров ( Деян. 12,17 ). В послании к Галатам ап. Павел рассказывает, что при своем первом посещении Иерусалима он виделся с ап. Петром и никого другого, кроме Иакова, брата Господня, не видел (1,19), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

[с. 37] Кажется, не составляет сомнений, что Иаков был старшим из часто упоминаемых четырех «Братьев Господних»: Иаков, Иосий, Симон, Иуда. По крайней мере, он всегда ставится во главе их ( Мф 13 55 Мр 6 3 ). О воспитании его можно судить по названию отца, его Иосифа, мужем «праведным» ( Мф 1 19 ) 46 , каковой эпитет означает вовсе не одну только нравственную высоту, но прежде всего неукоснительное соблюдение всего левитского канона. Видно, что все семейство было проникнуто этим уважением к «праведности». Ежегодно отправлялся Иосиф в Иерусалим на праздник Пасхи, и его сопровождала Дева Мария ( Лк 2 41 ), что вообще бывало заслугою сверхдолжною (по мнению Гиллела 47 ). Необходимо думать, что Иаков получил строго-номистическое воспитание. Егезипп 48 свидетельствует даже (Евс. Кес. Церк. Ист. II 23 ), что «Иаков был назореем от чрева матери своей», и с этим сообщением хорошо согласуется как прозвание «праведный» (Евс. Кес. Церк. Ист. II 23 ), ходившее среди иудеев и христиан в отношении к Иакову, так и то величайшее уважение, которым он пользовался среди соплеменников 49 . Легенды, создавшиеся около Иакова в среде ригористических иудейских сект, лучше, чем что-нибудь, доказывают его «праведность» в деле закона. Нужно также принять во внимание, что он именно присоветовал ап. Павлу исполнить обряд очищения и взять на себя обет назорейства ( Деян 21 18 – 26 ). Резюме соборных прений, авторитетно примирившее партию обрезания и партию свободы, нисколько не разру[с. 38]шает представления о Иакове, как о муже «праведном». Суть его речи сводилась вовсе не к свержению закона, данного иудеям, а к тому, что не надо затруднять язычников, обращающихся к Богу, игом сего закона ( Деян 15 19 ), а достаточно с них и соблюдения ноевых заповедей ( Деян 15 20 ) 50 ; впрочем и их он предлагает в виде совета: «Соблюдая сие хорошо сделаете» (15 29 ). Другими словами, Иаков не нарушал здесь законнической нормы; он рассматривал христиан из язычников как «пришельцев врат» 51 . Но сам он, видимо, строго соблюдал иудейский закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

4-6). Собор разъяснил роль О. и Моисеева закона в спасении и фактически своим решением встал на сторону ап. Павла с соратниками. Ап. Петр, ссылаясь на видение сосуда с нечистыми животными, также выступал за принятие прежних язычников в число нового народа Божия без их О. Он говорил об этом в связи с Корнилием и теми, кто были обращены в результате миссионерской работы ап. Павла (Деян 11. 1-18). Дарование Св. Духа Корнилию и его друзьям сыграло в споре решающую роль: если Бог послал им Свой Дух независимо от О., то теперь оно не может являться обязательным условием для вступления в Церковь: как язычники, так и иудеи получают отныне спасение «благодатию Господа Иисуса Христа» (Деян 15. 11). Ап. Иаков, утверждая, что ветхозаветные авторы предвидели включение язычников в число народа Божия без навязывания им требований закона (Деян 15. 13-21), в подтверждение своих слов ссылается на пророчество из Книги прор. Амоса о том, что Бог примет язычников, когда власть дома Давидова будет восстановлена (Ам 9. 11-12). Речи апостолов Павла и Варнавы не приводятся, отмечается лишь, что по окончании выступления ап. Петра «умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян 15. 12). Отцы-основатели Иерусалимской Церкви, «почитаемые столпами» (св. Иаков, брат Господень, апостолы Петр и Иоанн), пришли к соглашению о разделении миссионерского служения основных церковных лидеров: «обрезанные» получают своего апостола в лице ап. Петра как проповедника «евангелия обрезания» (εαγγλιον τς περιτομς), а обращенные из язычников - ап. Павла, возвещающего «евангелие необрезания» (εαγγλιον τς κροβυστας - Гал 2. 7-9). Апостольская община принимает решение отказаться от необходимости О., чтобы «не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деян 15. 19); иудеохристиане могут соблюдать ритуальный закон, а христиане из язычников свободны от одних заповедей закона (напр., об О.), но обязаны соблюдать запрет на идолопоклонство и вкушение идоложертвенного, требование воздерживаться от блуда (Деян 15.

http://pravenc.ru/text/2578081.html

Сей святый апостол Иаков, сын Иосифа Обручника Пречистыя Богородицы, первый епископ во Иерусалиме быв, Самим Христом освящен, и той первее литургию написа и изложи, Сам Господь наш Иисус Христос научи его. А когда Господь наш Иисус Христос воплотися, и Пречистая Богородица беже с Ним в Египет со Иосифом Обручником, тогда Иаков с ними бежа; пишется Иаков тогда млад» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 177-178). В Строгановском иконописном подлиннике (XVIII в.) под 23 окт. его предписывалось изображать как старца с длинной бородой. Основным признаком для атрибуции изображения И. является надпись: «Иаков, брат Господень» (Ικωβος αδελθος θες). Древнейшим, вероятно, был тот извод, где И. изображен как апостол (в хитоне и гиматии) и с омофором на плечах. Таким он представлен на пластинке, исполненной в технике перегородчатой эмали, в составе иконы из собрания Г. С. Строганова (ГЭ) с визант. эмалевыми образами XI-XII вв. («Распятие», «Христос во гробе» и «Свт. Григорий Богослов») и чеканными изображениями XIV в. (вселенские святители и Успение Пресв. Богородицы); на миниатюре в Евангелии из мон-ря Ватопед (Ath. Vatop. 762. Fol. 330а, кон. XI в.) - И. в омофоре, облаченный в синий хитон и розовый гиматий, с Евангелием в руках, стоит рядом с ап. Петром, ниже - апостолы Иоанн Богослов и Иуда. Этот вариант изображения И. воспроизводился и позднее, напр. в росписях ц. Пресв. Богородицы мон-ря Ахтала (нач. XIII в.) - в хитоне и гиматии, на плечах омофор, на руках поручи (виден только правый), на покровенной левой руке - Евангелие. Достаточно рано появился вариант изображения И. в одеждах святителя (фелонь, омофор): на мозаике на крестовом своде сев. рукава трансепта в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) - погрудно в медальоне, в белых одеждах (фелонь?), с омофором с крупными черными крестами, на покровенной левой руке - Евангелие, правая поднесена к груди; на фреске в юж. приделе на сев. своде в ц. Св. Софии в Охриде (1060) - с подписью на греческом, читаемой как «Иаков брат, епископ Иерусалимский».

http://pravenc.ru/text/200153.html

2007. С. 174; Хитрово В. Н. К Животворящему Гробу Господню: Рассказ старого паломника. М., 2006. С. 115; Леонид (Кавелин) , архим. Старый Иерусалим и его окрестности. М., 2008. С. 209). Евсевий также сообщает, что «кресло Иакова, первым принявшего от Спасителя и апостолов епископство в Иерусалимской Церкви и неизменно называемого в Свящ. Писании братом Господним, сохранилось до сих пор. Тамошние братья от поколения к поколению оберегают его, воочию показывая всем, какое почтение к святым мужам за их боголюбие хранят наши современники» ( Euseb. Hist. eccl. VII 19. 1). В наст. время каменный «трон св. Иакова» хранится в Иерусалиме, в кафедральном соборе Иаковов святых армянском мон-ре в Иерусалиме , основанном, по преданию, в нач. IV в. свт. Григорием, Просветителем Армении. Эта реликвия находится в юж. части солеи рядом с троном арм. Иерусалимских патриархов, к-рые считают себя преемниками И. Существующее здание кафедрального собора было построено в XII в. на месте, где находился дом И. В главном алтаре почивают мощи И. (часть главы) и ап. Иакова Зеведеева. Согласно соч. Анастаса Вардапета (VII - нач. VIII в.) «Об армянских монастырях в Иерусалиме», близ Силоама, на месте, где был убит И., был основан арм. мон-рь Сахарунян ( Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Палестине V-XVIII вв. М., 1991. С. 95). Святые Флор, Иаков, брат Господень, и Лавр. Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Святые Флор, Иаков, брат Господень, и Лавр. Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Во имя И. освящен главный храм араб. православной общины Иерусалима, расположенный слева от входа в храм Гроба Господня, с юж. стороны ц. равноап. Марии Магдалины. В 1830 г., по свидетельству А. Н. Муравьёва, стояла «деревянная кафедра его в сей церкви, где только недавно перестали служить 23-го Октября, в день памяти его, первую древнейшую литургию, им установленную» ( Муравьев. 2007. С. 216). Частица мощей И. находится в сиро-яковитском храме ап. Марка, построенном на месте дома Марии, матери ап. Иоанна Марка (совр. здание возведено крестоносцами на визант.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Недаром же разрушение Иерусалима рассматривалось иудеями как наказание за смерть этого праведника (Евс. Кес. Церк. Ист. II 23 ). Недаром его именем соглядатайствовали за Павлом сторонники обрезания. Недаром ближайшие его приемники по кафедре, до разрушения Иерусалима включительно, были из партии обрезания. Каковы были отношения Иакова к Господу Иисусу? Судя по словам Спасителя о том, что «нет пророка в доме своем», Ему не верили даже братья Его ( Мф 13 57 , Мр 6 4 , Лк 4 24 , Ин 4 44 ). Иоанн прямо говорит: «братья Его не веровали в Него» ( Ин 7 5 ). Отсюда, приходится заключить, что они не входили в число 12-ти. По-видимому, обращение Иакова произошло после воскресения Господа. По крайней мере в 1Кор 15 7, 8 ап. Павел явно сопоставляет явление Господу себе с явлением Его Иакову и противополагает себя с Иаковом прочим апостолам. [с. 39] Дальнейшая христианская деятельность Иакова видна из того, что ап. Павел поставляет «братьев Господних» между «прочими апостолами» и «Кифою» ( 1Кор 9 5 ). Кроме Петра, ап. Павел видел лишь «Иакова, брата Господня» ( Гал 1 17 – 19 ). Едва ли это случайность. Можно думать, что этим Павел хотел «представиться» всей Церкви – как 12-ти апостолам, в лице Петра, так и местным христианам, в лице Иакова, их епископа. Отсюда ясно, что к тому времени положение Иакова в отношении к Церкви стало вполне определенным: он попал в число «столпов» ( Гал 2 9 ). Но, несмотря на то, Иаков не вошел в кружок 12-ти. Постановления апостольские (2 55 ,6 12,14 ) явно выделяют его из числа 12-ти. «Мы, двенадцать, собравшись в Иерусалиме, явились Иакову, Брату Господню» (Пост. 6 12 ). Положение его, как и Павлово, – вне кружка 12-ти: в Пост. 6 14 перечисляются имена апостолов из числа 12-ти, а потом присоединяется еще: «Иаков, Брат Господень и еп. иерусалимский, и Павел, учитель языков». Точно так же и Евсевий Кес[арийский] (Ц.И. I 12 ) причисляет Иакова к числу 70-ти и говорит (7 19 ), что он, Иаков, «первый получил епископство над Иерусалимскою Церковью от Самого Спасителя и апостолов», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Глава 1 2 3 4 5     О Соборном послании Святого Апостола Иакова Писатель послания. Назначение и читатели послания. Время и место написания. Подлинность послания. Общий характер послания и краткое его содержание. Писатель первого, в каноническом порядке, Соборного послания, не называя себя в приветствии ( Иак 1:1 ) апостолом, смиренно именует себя: « Иаков Богу и Господу Иисусу Христу раб». Однако это молчание об апостольстве писателя, обращающегося с своим посланием к «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», не только не отрицает апостольского достоинства писателя, но и говорит о великом и несомненном авторитете его как среди иудео-христиан, так и среди евреев вообще. При этом выше всякой похвалы писатель поставляет смиренное название и сознание себя рабом Божиим и Христовым, а такое настроение именно отличает истинных апостолов Христовых от лиц, незаконно присвоивших себе апостольский авторитет. Это приводит к предположению, что Иаков, писатель послания, был апостол Христов, один из предстоятелей апостольской церкви, которому были подведомы иудео-христианские общины и вне Палестины. Таким лицом является первый и знаменитейший представитель Иерусалимской церкви св. Иаков, брат Господень, прозванный Праведным из числа семидесяти апостолов ( Дeяh XII:17, 21:18 ; Гaл I:19 ). Церковное предание усвояет написание послания именно этому Иакову, а не Иакову Заведееву и не Иакову Алфееву (брату Апостола и евангелиста Матфея). Иаков Заведеев весьма рано (около 44 года по Р. X.) скончался мученическою смертью от руки Ирода Агриппы ( Дeяh XII:2 ); притом нет исторических данных в пользу того, чтобы он пользовался известностью в областях рассеяния. Между тем все содержание послания предполагает, что писатель его хорошо известен во всем иудео-христианском рассеянии. Такою славою в иудео-христианстве и иудействе, по преданию, пользовался Иаков, брат Господень, выступивший на поприще деятельности уже после смерти св. Иакова Заведеева ( Дeяh XV:13, 21:18 ; Гaл I:19 ). Этого именно Иакова Ап. Павел ставит наравне с Апостолами – Петром и Иоанном, называя всех троих столпами Церкви ( Гaл II:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010