RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_46803.html 29 октября 2007 Монсеньор Паоло Пецци Мы продолжим доброжелательный и содержательный диалог с Московским патриархатом Источник:  http://www.interfax-religion.ru/Интерфакс-Религия В канун своего возведения в епископский сан и вступления в должность главы католической архиепархии в Москве монсеньор Паоло Пецци дал интервью главному редактору портала " Интерфакс-Религия " Валентине Дудкиной. – С какими чувствами Вы восприняли свое назначение на католическую кафедру в Москве? – Я призван Святейшим Отцом участвовать в апостольской преемственности, то есть в сокровенном диалоге Иисуса со " своими " . Я принял свое назначение с глубоким трепетом. По выражению блаженного Августина, епископ – тот, который пристально смотрит на Христа. Таким образом, как мне кажется, служение епископа состоит, прежде всего, в верном ответе на призыв Христа " Следуй за мной " . Вспоминается также главная заповедь, которой призваны руководствоваться врачи: " Не навреди " . Епископ в своем служении также должен помнить об этом совете. Меня успокаивает тот факт, что Господь, призвавший меня на это непростое служение, не оставит меня Своей помощью и поддержкой. Приступая к исполнению новой задачи, мое горячее желание состоит в том, чтобы все, что я совершу, словом или делом, происходило во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (ср. Кол 3:17); и чтобы вся моя жизнь была свидетельством о страсти ради славы Христа в истории. Надеюсь, что в своем служении не встречу недостатка в молитвенной и деятельной помощи со стороны верных архиепархии – священников, монашествующих, мирян... Вместе мы – с Божьей помощью – способны будем преодолеть любые трудности. – Какие перемены Вы намерены осуществить в качестве главы архиепархии Божией Матери? – Я должен сказать, прежде всего, что свое новое служение в России вижу в продолжении и совершенствовании той работы, которая была начата задолго до меня. Не начало, но именно продолжение. Само понятие жизни подразумевает непрестанное развитие и обновление. Тем более если вспомнить о труднейшей ситуации, с которой почти два десятилетия тому назад начиналось восстановление церковной жизни в России.

http://religare.ru/2_46803_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_99964.html 27 февраля 2013 Митрополит Иларион (Алфеев) Митрополит Иларион о Бенедикте XVI: богослов, внесший значительный вклад в улучшение отношений между православными и католикам Источник:  Оссерваторе Романо Неожиданная весть об отречении от служения Папы Бенедикта XVI, облетевшая мир 11 февраля, глубоко потрясла не только католическую Церковь, но всех христиан и международное общественное мнение. В его состоянии постепенного угасания сил, о котором он сам сказал, решение оставить понтификат можно воспринимать лишь как акт великого мужества и образцового смирения. В нашем мире, где не имеющие власти отчаянно пытаются овладеть ею, а те, кто обладает ею, пытаются не потерять ее любой ценой, тихий голос предстоятеля самой многочисленной в мире христианской Церкви, говорящего о том, что он добровольно отказывается от своих полномочий в связи с физической слабостью и ради блага Церкви, звучит вразрез с распространенным образом мышления. Папа Бенедикт XVI еще раз проявил себя последовательным со своей линией моральной целостности и отказа от компромиссов. Конечно, мы еще не отошли от шока, вызванного отречением Бенедикта XVI, чтобы пытаться подвести какие-то итоги его понтификату. Однако я бы сказал, что одним из ключей толкования к личности этого Папы и его понтификата, вероятно, заключается именно в этой последовательности с самим собой и с традицией Церкви, в его устойчивости перед преходящими веяниями и сильным давлением господствующей культуры. Папа Ратцингер является богословом высокого уровня, несомненно, одним из самых авторитетных современных католических богословов. Его богословская деятельность, до восшествия на папский престол и после – от его книг о личности Иисуса, до его энциклик и апостольских обращений, от Декларации Dominus Iesus до Катехизиса Католической Церкви – представляет собой значительный вклад в современное католическое богословие. Одна из тем, к которой он чаще всего обращался, – тема отношений между верой и разумом, – находится в преемственности с тем, что уже было сказано его предшественником Папой Иоанном Павлом II.

http://religare.ru/2_99964_1_21.html

VII. ЕПИСКОП I. ЕПИСКОП, КАК ПРЕЕМНИК СТАРЕЙШЕГО ПРЕСВИТЕРА 1 . «Nihil innovetur nisi quod traditum est 400 . Это изречение папы Стефана содержит основной закон церковной жизни: ничего не следует вводить нового, но все должно покоиться на церковном предании. Если в начале II-ro века в посланиях Игнатия мы находим в местных церквах епископов, то они не могли появиться неожиданно. Еще меньше они могли быть созданием самого Игнатия. Церковное сознание не приняло бы того, чего совсем не было раньше. Предшественником епископа посланий Игнатия был старейший или первый пресвитер апостольского времени. Фактически старейший пресвитер уже имел все то, что было у епископа посланий Игнатия: он возглавлял местную церковь и священнодействовал в Евхаристическом собрании. Тем не менее, епископ посланий Игнатия не был вполне тождествен со старейшим пресвитером. В апостольское время не было епископов посланий Игнатия, а были епископы-пресвитеры новозаветных писаний. В их числе был «приносящий благодарение», как старейший между ними. Епископ посланий Игнатия стоит отдельно от пресвитеров, хотя связь между ними еще не потеряна. Больше уже нет епископов-пресвитеров, а есть епископ и пресвитеры. Начальная точка превращения старейшего пресвитера в епископа лежала в месте, занимаемом старейшим пресвитером в Евхаристическом собрании. Занимая в нем центральное место, он был «приносящим благодарение». В силу этого он оказался первым или старейшим священником в среде народа священников. Это не было особым служением по отношению к священству всего народа, а было выявлением этого служения. Старейший пресвитер стал епископом, когда его старейшинство или первенство в среде народа священников обратилось в особое служение первосвященства или архиерейства. Это означает, что служение епископа возникло из служения священства народа. Оно было перенесено на то лицо, которое, занимая постоянно первое место среди предстоятелей церкви и постоянно совершая «приношение благодарения», фактически уже было старейшим священником, хотя еще и без особого служения. Если бы центральное место в Евхаристическом собрании занимало не одно и то же лицо, но разные лица, то такого рода превращение «приношения благодарения» в особое служение было бы невозможно. Таким образом, основа служения епископа лежит в самой природе Евхаристического собрания, в котором с самого начала всегда было одно центральное место, занимаемое одним и тем же лицом. В силу этого сохраняется связь служения епископа со служением старейшего пресвитера. Один стал на место другого без всякого перерыва преемства между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

     В цикле передач «Не верю», где встречаются и дискутируют православные с людьми иных убеждений, писательница и правозащитница Мария Арбатова назвала Русскую православную церковь консервативным женоненавистническим институтом. Подчеркивая свою светскую позицию, она сказала, что в Церкви права женщин ущемляются. Это проявляется, например, в том, что женщина не имеет возможности занять в Церкви высшие посты (дословно — стать патриархом). Прежде у людей не возникал вопрос, почему женщина не может занимать руководящие должности в Церкви? В традиционном обществе было четкое распределение сфер ответственности и дел, кто чем занимается. У мужчины был свой круг обязанностей, у женщины — свой, которые мало пересекались друг с другом. Весь строй жизни в те времена складывался из чисто практических соображений: то, что лучше получалось у мужчин, делали они, то, что у женщин, — было их прерогативой. Так, вождем народа становился тот, кто мог обеспечить его выживание: прокормить, защитить от врагов, используя свою физическую силу. У современного общественного лидера, государственного чиновника иной характер служения. С его обязанностями женщины вполне могут справляться, поэтому среди современных женщин есть и губернаторы, и мэры, и депутаты. И главами государств женщины бывают. В обществе и государстве, где изменились обязанности руководителя, женщины успешно их выполняют. Если на следующих президентских выборах победит женщина, Русская православная церковь нисколько не будет возражать, как чуждая любого женоненавистничества. Но священническое служение стало исключительно мужской обязанностью не случайно, а, как свидетельствует Священное писание, по Божественному установлению (см. Исх. 28, 1). Только язычество порождало жриц, а среди людей, хранивших веру в Единого Бога, не было ни одной женщины-священника ни до пришествия в мир Христа, ни после Него. В православии, которое сохраняет апостольскую преемственность, обязанности иереев и епископов остаются неизменными уже две тысячи лет. И дело здесь не в консерватизме.

http://pravoslavie.ru/115771.html

Богословское наследие святителя Гурия (Карпова) Диссертация «О богоучрежденности епископского сана в Христовой Церкви сравнительно с учением о сем реформатских обществ» Преосвященного Гурия, епископа Таврического и Симферопольского 5 Вселенская православная Церковь издревле верует, что сан епископа в Христовой Церкви есть учреждение божественное, есть власть учрежденная не для соблюдения только порядка или благочиния церковного, но власть священноначальствующая, высшая, важнейшая, существенно необходимая, от которой все степени священства получают и преемство и значение. В епископе Церковь видит Самим Богом открытый обильный источник таинств, необходимых для освящения и спасения, видит святителя, т.е. преемника и проводника божественной благодати, которая обильно течет чрез его святительские руки, поставляя для Церкви епископов и священников и диаконов, а чрез них – при совершении таинств – изливаясь и на всякую душу; видит главного, самостоятельного учителя вверенной ему паствы, истолкователя для нее слова Божия и всего божественного домостроительства; наконец в епископе же видит и наблюдателя за верным исполнением воли Божией, правителя Церкви, владыку. Выражая эту веру Вселенской Церкви, епископа обыкновенно мы называем преосвященным, т.е. таким лицом, которое благодатью Божией «преосвящено» 6 . Новые общества, возникшие из недр реформации, думают иначе. Верование Православной Церкви в богоучрежденность, существенную необходимость и высокое значение епископского сана им кажется не имеющим достаточного основания. Они говорят: 1) в Св. Писании не видно такого текста, который буквально выражал бы мысль Господню об учреждении этого сана; след., нет и основания думать, что это учреждение божественное. 2) В посланиях апостольских, говорят, встречается слово – епископ; но по точному смыслу контекста речи и параллельных мест должно заключить, что в первенствующей Церкви слова: пресвитер и епископ были однозначащи. Так, ап. Павел, обращая речь к призванным от него пресвитерам ефесским, называет их епископами и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

В конце минувшего года в американской газете «Старо-католик» (The old catholic) напечатан документ под заглавием: «Защита апостольского преемства в старо-католической церкви Америки». В самом документе этом, в особых приписках в начале и конце его, говорится, что «составлен он по распоряжению высоко-почтеннейшего Иосифа Рената Вилатта, архиепископа американских старокатоликов» и «представлен Его Преосвященству, Николаю Епископу Аляскинскому и богословам Православной Восточной Церкви». Происхождение и цель этого документа вполне выясняются из письма Преосвященного Николая, напечатанного в Церковном Вестнике. (1892 г. 49). По словам Его Преосвященства, в одну из своих архипастырских поездок он посетил, между прочим, один старокатолический деревенский приход и вступил в личное знакомство с священником этого прихода, о. Августином Анжелисом. Само собою разумеется, что беседа православного архиерея со старокатолическим священником сосредоточивалась главным образом «на вопросе о признании старокатоликов со стороны православной церкви». «Из этой беседы, пишет Преосвященный Николай, я вынес впечатление, что в догматическом отношении они вполне приблизились к православной Церкви; но для меня оставался ещё не уяснённым вопрос о законности их иерархии. Поэтому, я просил о. Августина и архиеп. Вилатта, чтобы они написали мне записку, из которой я мог бы убедиться, что священство их законно». В ответ на желание Преосвященного Николая ему и был представлен указанный документ, составленный о. Августином по поручению архиепископа Вилатта, и имеющий потому некоторым образом официальный характер. Подлинник этого документа Преосв. Николай переслал в редакцию «Церковного Вестника» с просьбой напечатать его в переводе 1 , а печатный экземпляр в номере газеты: «The old catholic» доставил в редакцию «Богословского Вестника», выражая надежду, что в Московской академии может-быть кто-либо пожелает высказать своё суждение по разбираемому в документе вопросу. В виду того глубокого и живого интереса, какой получает в последнее время вопрос об отношениях между православной церковью и старо-католиками, и в виду, с другой стороны, того обстоятельства, что доселе в нашей литературе исследователи обращали своё научное внимание по преимуществу лишь на догматическую сторону старокатолицизма, мы решились теперь взяться за перо, чтобы содействовать, по мере сил своих, разъяснению и того канонического вопроса, который неизбежно возникает при сношениях православной церкви с старокатоликами, и который теперь решительно поставлен на очередь американским документом, предложенным на обсуждение Преосвящ. Николая и богословов Православной Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

В Московском Патриархате прокомментировали идею перенесения резиденции главы Украинской Греко-Католической Церкви в Киев Москва, 5 августа 2005 г . 24 июня 2005 года пресс-секретариатом главы Украинской Греко-Католической Церкви был опубликован пресс-релиз, в котором представлены аргументы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев. В этой связи Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата распространила комментарий, текст которого приводится ниже. «Служба коммуникации ОВЦС МП считает несостоятельными тезисы в поддержку идеи перенесения резиденции главы этой Церкви в Киев, а также приводимые исторические и канонические аргументы. В частности, возражения вызывают следующие положения документа: " Украинская Православная Церковь, зависимая от Московского Патриархата, и Украинская Греко-Католическая Церковь, которая находится в сопричастии с Римским Архиереем – являются двумя полностью отдельными и разными Церквами, хотя имеют одно и тоже происхождение... Эти две Церкви находятся на одной и той же территории географически, но не канонически, поскольку между ними нет канонического сопричастия. Поэтому существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий " . Утверждение пресс-секретариата главы УГКЦ о том, что пребывание кафедры греко-католического митрополита в Киеве совместимо с пребыванием в Киеве митрополита Украинской Православной Церкви, так как " существование рядом их иерархий не имеет экклезиологических или канонических препятствий " , противоречит постановлениям Второго Ватиканского Собора Римско-Католической Церкви. Декрет этого Собора об экуменизме подчеркивает, что Восточные Церкви называются Церквами в истинном и полном смысле этого слова, так как " эти Церкви, хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же - в силу Апостольского преемства – Священством и Евхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами связаны " ( " Unitatis redintegratio " , гл. 3, I, 15).

http://pravoslavie.ru/14178.html

В связи с падением царизма изменилась самая конституция нашего Высшего Церковного Управления, существовавшая последние двести лет в уродливых формах синодального канцеляризма, незаконно измышлённых злой волей царя Петра и его усердствующими не по разуму приспешниками из инославного окружения, естественно, слишком мало заботившимися о сохранении наших канонических устоев. (Чего, например, доброго могла ожидать Русская Церковь от творца «Духовного Регламента» архиепископа Феофана Прокоповича , три раза в своей жизни по конъюнктурным соображениям менявшего конфессию, или тем более от самого кощунника Петра, без меры увлечённого «потешными» оргиями «Всешутейшего собора» либо ассамблеями и «парикмахерскими реформами»). Поэтому, как только представилась к тому историческая возможность, Великий Всероссийский Поместный Собор – гг. восстановил, согласно 34-му Апостольскому правилу, канонический, то есть законный строй Русской Церкви – Патриаршество. Тогда же предусмотрительно был разработан и ряд известных вспомогательных условий, необходимых для закономерного и бесперебойного обеспечения передачи высшей власти от одного её носителя – к другому. Но атмосфера крайнего недоброжелательства, в которой оказалась Церковь сразу же после октябрьского переворота, заставила соборный разум (Собор был прерван в ноябре 1918 г.) подумать и о возможных в будущем непредвиденных, тяжёлых осложнениях в церковной жизни и обеспечении закономерной передачи высшей церковной власти при наличии подобных обстоятельств. Таким образом, на одном из заседаний Собора было вынесено чрезвычайное постановление, рассчитанное на такой именно случай и вполне обеспечивающее непрерывность действия в Церкви патриаршей власти во всем её объёме при любых внешних условиях жизни. Постановлением этим предоставлялось персонально Святейшему Патриарху Тихону, в виде исключения из общих правил, в целях обеспечения единственного выхода из могущего создаться положения, – по собственному усмотрению и с учётом всех обстоятельств времени, – назначить себе преемника, к коему и переходят в таком случае все права и прерогативы Патриарха Всероссийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В связи с ухудшением здоровья Хризостом I был вынужден оставить служение. В ноябре 2006 года киприоты избрали новым Предстоятелем митрополита Пафского, также носящего имя Хризостом. Как правящий архиерей древнейшей на острове епархии , он еще до избрания на первосвятительский престол исполнял обязанности Предстоятеля вместо тяжело больного Хризостома I. — Ваше Высокопреосвященство, христианство существует на Кипре в течение двух тысячелетий. Не могли бы Вы вкратце рассказать о наиболее заметных событиях в его истории? — Церковь Кипра восходит к Апостолам и сохраняет апостольское преемство неповрежденным. В 46 году по Р.Х. Павел и Варнава, во время их первого миссионерского путешествия, вышли на сушу в Пафе, который был тогда столицей провинции Римской империи. Здесь, согласно книге Деяний апостольских, Савл сменил имя на Павел. Здесь же произошло обращение римского губернатора Сергия Павла. Второе, более продолжительное миссионерское путешествие Варнава совершил совместно с евангелистом Марком. Они распространили христианство по всему острову. Таким образом Апостол Варнава считается подлинным основателем Церкви Кипра — Церкви, с древнейших времен играющей важную роль в истории христианства. Епископы Кипра участвовали в Никейском соборе, а с 431 года Церковь самостоятельно назначала своего Предстоятеля. В послевизантийские времена остров находился под властью иностранцев: франки и венецианцы принесли сюда латинское христианство; затем наступили долгие времена османского владычества — с 1571 по 1878 год; наконец, турок сменили англичане. Постепенно, в течение столетий, Архиепископ взял на себя обязанности «этнарха», то есть представителя греческого населения острова перед существующими властями. Его роль приобрела таким образом политический характер. Поэтому на Кипре Архиепископ избирается народом. — К какому времени относится появление этой системы выборов? — Народ участвовал в избрании епископа с османских времен, когда Православная Церковь, после изгнания венецианцев, восстановила свою независимость. Это уникальное для православной традиции явление. Участие народа получило дальнейшее развитие в минувшем столетии. И люди очень ценят то, что епископ избирается — тем самым становится теснее связь народа со своим пастырем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204557...

В состав таинства миропомазания входит двоякое действие: 1) освящение самого мира и 2) у потребления мира в таинстве, или совершение таинства над верующими. Освящение мира, по установлению правосл. Церкви, принадлежит исключительно епископам ( 74 ). Основание сего в том, что св. миро есть орудие и печать благодатных даров Св. Духа: но дары Св. Духа сохраняются в Церкви только по непрерывному преемству от апостолов, через их таинственное рукоположение, а это преемство принадлежит исключительно епископскому сану. Самое возложение рук, чрез которое в апостольские времена сообщалась верующим благодать Св. Духа, было, как видим из деяний апостольских, исключительным преимуществом избраннейших (двенадцати) апостолов, а от них передано только рукоположенным ими самими епископам, так что в самой апостольской Церкви лица, не имеющие епископского сана, как напр. Филипп, не могли возложением рук сообщать Св. Духа верующим ( Деян. 8 ). Пресвитер, хотя по благодати священства, есть также раздаятель духовных даров, но раздаятель не начальственный и не самостоятельный, а служебный, так как и собственную благодать священства он приобретает не независимо, а по рукоположению от епископа; поэтому и другим духовные дары пресвитер может раздавать не непосредственно, а только посредством орудий, освященных на то властью епископской. Так он совершает таинство евхаристии не иначе, как на престоле, освященном от епископа; так и миро, орудие благодатных даров Св. Духа, он освящать сам не может, а употребляет его только по освящении епископском. Таков всегда был порядок в Церкви ( 75 ). Но употреблять св. миро в таинстве, или совершать самое миропомазание, правосл. Церковь никогда не возбраняла пресвитерам. В книгах Апостольских постановлений читаем: «ты, епископ, или ты, пресвитер, сперва помажь елеем, потом крести водою, и наконец запечатлей миром» ( 76 ). В первые века, правда, и самое помазание с возложением рук совершали сами епископы: но это потому, что в те времена и все вообще таинства совершались большею частно самими епископами, а пресвитеры были только их помощниками, так что и самое крещение совершали только с дозволения епископов, или в отсутствие их ( 77 ). Но этим не отрицалось собственное право пресвитеров совершать таинства. Наконец мирянину никогда, ни в каком случае, даже и смертном, не дозволяется помазывать кого-либо св. миром ( 78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010