Закрыть itemscope itemtype="" > Два Ангела Одессы Светлой памяти архиепископа Одесского и Херсонского Никона и академика Владимира Петровича Филатова 19.04.2021 1535 Время на чтение 14 минут «Христиане – люди будущего, хотя и в настоящем осуществляют великую идею» архиепископ Херсонский и Одесский Никон (+1956) Сегодня, как и две тысячи лет назад, таинство нашей жизни и спасения совершается в оглушенном от шума мире. Человеческий взгляд утратил созерцательность. Сознание скользит по поверхности, не проникая в суть природы, чувств, вещей, наделяя их чуждым, придуманным смыслом. Мы стали внешними, опуская внутреннее. И это проявляется во всем, в том числе и в нашем отношении к чуду жизни. Мы забыли, что уже сама человеческая жизнь, жизнь каждого лепестка, каждой пчелы и всей Вселенной в целом – величайшее чудо Божие. Но есть люди, в которых чудо человеческого существования, чудо присутствия Бога рядом с нами на Земле и Божественной любви, явлено зримо и осязаемо. К таким людям относятся архиепископ Одесский и Херсонский Никон (Петин + 16.04.1956) и великий врач академик Владимир Петрович Филатов (+30.10.1956). По Промыслу Господь в разрушенной и разбитой войной Одессе соединяет двух великих людей, которые всю свою жизнь и свой непомерный не труд – а служение с любовью – посвятили нам, нашим родителям, нашим потомкам, нашему Небесному и земному Отечеству и Русской Православной Церкви. Они были вместе до последних их земных дней в храме свв. Адриана и Натальи. Академик В.П. Филатов досматривал владыку до его праведной кончины, и, когда великий подвижник Веры Христовой отошел в Горние Вершины, он закрыл ему глаза и сообщил об этом собравшимся в храме. Храм святых Адриана и Натальи, который вошел в историю города как Филатовский, был построен для учащихся училища слепых детей добродетелем Одессы князем Матфеем Федоровичем Маврокодато. В подаренной им училищу для слепых детей даче с земельным участком и садом, огороженной до сих пор стоящим каменным забором, жили и учились воспитанники. И построенный в византийском стиле храм, и дача-училище с садом этого представителя известнейшего на юге России с XVII века рода были рядом с Институтом глазных болезней и тканевой терапии, который возглавлял В.П. Филатов. В 30-е годы в Одессе были закрыты все храмы, кроме одного – храма Святителя Дмитрия Ростовского на Втором христианском кладбище - и этот храм, по словам правящего владыки Одесского и Измаильского Высокопреосвященнейшего Агафангела, только благодаря ходатайству академика В.П. Филатова не разорили. Судьба храма свв. Адриана и Натальи подтверждает это. После смерти владыки Никона (+1956), который и проживал, и умер в храме, и после смерти академика В.П. Филатова (+1956), который каждый день молился в нем, вскоре храм был закрыт и превращен в музей атеизма. И был передан Церкви в развалинах только в конце 90-х годов. В настоящее время настоятелем храма святых мучеников Адриана и Натальи является правящий архиерей митрополит Агафангел.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/19/dv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Небо и земля: Ангел и человек в Священном писании. Часть 2 06.03.2007 761 Время на чтение 9 минут Часть 1 В ветхозаветную эпоху лишь ангельский образ мог послужить наиболее адекватным выражением святости и надмирности Божества. Однако в подобном " использовании " Словом, этим извечным Светом, ангельского облика можно тем не менее уловить, - несмотря на всю высоту и чистоту его, несмотря на все совершенство самой природы " вторых светов " , - как бы некий кеносис Сына, Его добровольное самоумаление. Ведь что такое ангельская природа в сравнении с естеством сверхсущего и непознаваемого Божества? Ангелы - только служебные духи, Господни вестники, воины, певцы величия их Создателя. " Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки " , - говорит Священное Писание о несравненном превосходстве Бога над ангельскими чинами (Иов 4:18). Здесь, в нисхождении Второго Лица Пресвятой Троицы до ангельского образа, мы прослеживаем Его как бы первый, " малый " кеносис, приготовляющий нас к радости подлинно страшного в своем величии, добровольного нисхождения Сына в перстное вещество падшей человеческой природы. Разумеется, здесь отнюдь не происходит ипостасное восприятие Словом ангельского естества; это - лишь " услов­ный " ангельский образ, заслоняющий собой невместимую человеческим восприятием и потому смертельно опасную для людей - при их соприкосновении с нею - природу Божества. Итак, Сын Божий по Своей любви, по избытку милосердия и до Воплощения не оставлял Собственным помыслом страждущего человечества. Слово, в образе Ангела Господня, неустанно направляло избранный народ навстречу тому дню, когда мир окажется готов принять Христа. Пусть имя этого прекрасного и властного Ангела было пока неведомо людям, " чудно " для них. Пусть человечество еще не знало откровения Слова, - зато Слово доподлинно знало Свое согрешившее творение, не лишая неустанного попечения потомков Адама. Воистину, Бог " во всякой скорби не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние " (Ис 63:9).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Под крылом у ангела В Мариинке - спектакль о трех святых Петербурга 30.05.2016 729 Новая сцена Мариинского театра представила пасхальную премьеру - постановку " Небесные Серафимы " , посвященную святым покровителям Северной столицы. Герои этой музыкальной истории связаны не только именем высшего ангельского чина, но и неожиданными переплетениями судеб, изменивших, возможно, саму историю России. В этом году Петербург празднует сразу две важные даты: 150-летие преподобного Серафима Вырицкого и 160-летие священномученика митрополита Серафима Петроградского. И если кому-то имена этих святых незнакомы, то о третьем герое новой постановки наверняка слышал каждый - это преподобный Серафим Саровский. - Когда мы начали работать над сценарием, сразу поняли, что главным будет имя Серафим. Все участники нашей истории прожили долгую, удивительную жизнь. У нас была замечательная тема, огромное количество материала, - рассказывает режиссер-постановщик спектакля Алена Поликовская. Связи между героями неочевидны только на первый взгляд: так, оба петербургских подвижника были наречены в честь саровского чудотворца. Серафим Вырицкий повторял его подвиг, молясь на камне о победе русского народа в Великой Отечественной войне, а Митрополит Петроградский был главным идеологом канонизации подвижника в 1903 году. Удивительно, но с Северной столицей у Серафима Саровского есть своя " ниточка " : хоть в тогдашней столице Российской империи он ни разу не бывал, второе обретение мощей святого случилось именно здесь, в Казанском соборе. Все эти факты зритель узнает с помощью архивных фотографий и исторических документов из фондов библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии, оживших картин, видеоинсталляций и, конечно, музыки. - Ведь сам проект начался с видения Андрея Петренко, главного хормейстера Мариинского театра. Без музыкального языка смыслы, которые мы хотим донести до людей, просто не воплотились бы. Мы вместе переживали, чувствовали каждую из этих трех историй, а потому наши усилия не определить ни потраченным временем, ни вложенной энергией, - говорит ответственный секретарь совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Закрыть О выборе духовных книг для чтения Слово в Неделю 4-ю Великого поста 13.04.2024 4 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников Четвертое воскресенье Великого поста — память преподобного Иоанна Лествичника. Многие из нас, наверное, читали его книгу «Лествица», хотя нельзя сказать, что она написана для мирян. В ней говорится о христианских добродетелях и о постепенном восхождении к Богу. Когда мы говорим о лествице, на память приходит ветхозаветный образ, который дает нам Церковь в первое воскресенье Великого поста, — ангелы восходящие и нисходящие по этой лествице. Человек должен уподобиться ангелам. Действительно, в «Лествице» и в других книгах, включенных в «Добротолюбие» и рассказывающих о людях, достигших совершенства в подвиге поста и молитвы, житие монашеское именуется житием ангельским. Мы читаем, как один подвижник видит другого с лицом, сияющим, как у ангела, и даже самого ангела, стоящего с ним на молитве. Обратим внимание на одну особенность. Поучения древних пустынников и близких к нам по времени подвижников удивительным образом перекликаются с тем, что пишет преподобный Иоанн Лествичник. Часто это буквально одни и те же слова, потому что они передают их друг другу из века в век вместе с духовным опытом. Преподобный Арсений, ученик преподобного Иоанна Колова, постоянно слышал от него наставление: «Бегай людей, и спасешься». Сам преподобный Арсений говорил: «Я вас люблю, но я не могу быть вместе с Богом и с людьми. Тысячи и тысячи ангелов имеют одну волю, а у людей множество воль, поэтому подвиг, который я избираю, есть подвиг отшельничества». И другой преподобный, тоже Иоанн, говорил, что он уходит в пустыню, потому что хочет жить, как ангелы, служа Богу. Какое отношение это может иметь к нам, как это может быть связано с нашей жизнью? Прежде всего, мы должны с рассуждением подходить к выбору книг для чтения, чтобы нам, неопытным в духовной жизни, ищущим подражания несравненно более искусным и опытным людям, не впасть в ошибку. Подражание необходимо. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что когда народ Божий исходил из Египта или когда Лот с семейством покидал Содом и Гоморру, они были водимы: в первом случае это был Моисей, совершенный человек, верный Богу, во втором — сами ангелы. Подражание необходимо, но чтение, говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), должно быть в соответствии с тем образом жизни, который нам дан.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/o_...

Закрыть По молитвам прмц.Елисаветы Феодоровны К 20-летию настоятельства монастыря равноап. Марии Магдалины в Гефсимании игумении Елисаветы (Шмельц) 18.07.2019 1316 Время на чтение 3 минуты Поздравляю Матушку Игумению Елисавету с Днем Ангела и с 20-летием настоятельства Гефсиманской обители равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме. 18 июля 2019 года - день памяти Препод.Муч. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары, зверски убитыми большевиками в Алапаевске в 1918 году. Одновременно в этот памятный день свой день Ангела отмечает одна из самых известных настоятельниц монастырей Русской Зарубежной Церкви, Игумения русского женского монастыря Марии Магдалины в Иерусалиме, Матушка Елисавета (Шмельц). Этот год - особый, юбилейный для Матушки Елисаветы. Ровно 20 лет назад Господь призвал ее, русскую австралийку, к настоятельскому подвигу в этой величайшей обители Русского Зарубежья. Это своеобразный рекорд по стажу настоятельского срока в Русском Зарубежье. Только настоятельница Спасо-Вознесенского Елеонского монастыря Игумения Тамара (великая княжна Романова Багратион Мухранская) опережает Матушку Елисавету (Шмельц) по стажу настоятельства. Она правила 24 года. Не случайно, что свое святое покровительство Матушке Елисавете оказывает ее небесная покровительница, Преподобномученица Елисавета Феодоровна, цельбоносные мощи которой почивают в мраморной раке в Соборе Марии Магдалины в Гефсиманской обители. Эти святые мощи Препмуч. Вел Княг. Елисаветы имеют особую чудодейственную силу, и слава о силе данных мощей разносится по всему миру. Гефсиманский женский монастырь, которым вот уже два десятилетия руководит Матушка Игумения Елисавета, расположен в самом значимом центре Святаго Града Иерусалима - Масличной Елеонской горе, на которую часто удалялся Христос Спаситель для молитвы. Только два Храма Старого Иерусалима имеют сверкающие золотые купола - Мечеть Омара и Русский монастырский Храм Святой Равноап. Марии Магдалины в Гефсимании, построенный тщанием Царской Семьи Романовых.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/19/...

И.П. Ювачев XIV. У Гроба Господня Ротонда и кувуклия гроба Господня. – Придел Ангела. – Снимание обуви. – Гроб Господень. – Церковь Воскресения. – Место стояния Божией Матери. – Как слагаются легенды. – Голгофа. – Сокровенность Ковчега Завета. – Служба в русском храме. Из обширного предхрамия, где лежит камень миропомазания, я отправился вслед за своим приятелем-арабом в храм Гроба Господня. Мы вошли в высокое круглое здание, служащее как бы футляром, ротондою для маленькой часовни, или кувуклии, как ее называют греки. В ней имеются два отделения: в первом находится известный камень, отваленный ангелом от гроба; во втором – самая пещера Гроба Господня. В ротонде толпился народ, ожидая очереди войти внутрь кувуклии. Присоединился к нему и я со своим спутником. У входа стоят высокие подсвечники с пятиаршинными свечами. Тут же торчат гигантские палки, которыми тушат и зажигают эти свечи. Мраморные стены кувуклии украшены иконами, свечами и лампадами. Каждое вероисповедание –православные, католики, армяне, копты – имеют свои особенные лампады или свечи. В придел Ангела пробрались мы скоро. Здесь народ еще больше теснился, осаждая низенький вход в пещеру гроба. Посреди придела, как бы на пьедестале, стоит камень от дверей пещеры. Вероятно, часть камня, потому что он не так велик, как об этом известно из Евангелия. В боковых стенах придела прорезаны два круглых отверстия для передачи святого огня в Великую Субботу. Мне приходилось читать, что прежде паломники не осмеливались входить в сапогах в пещеру Гроба Господня, но теперь, сколько я мог заметить, почти все туда лезут, не снимая обуви. Если Господь велел Моисею на Хориве и Иисусу Навину близ Иерихона снять свою обувь, потому что они стояли на святом месте, то, конечно, для нас, христиан, тут и вопроса не может быть, входить ли в пещеру Святого Гроба в сапогах или без сапог. И что удивительно: мы, христиане, чрезвычайно послушны туркам и снимаем свою обувь, входя в их мечети, а место своей величайшей святыни мы топчем своими грязными сапогами!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

иером. Филипп VI. Связь церкви земной с небесною 1. Какова последняя цель домостроительства нашего спасения? «Благоугодно было Отцу... чтобы посредством Его (Христа) примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» ( Кол.1:20 ). Бог... положил все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф.1:10 ). 2. Как говорит слово Божие о нашей близости к Церкви Небесной? «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22–23 ). »Вы сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ). 3. Что соединяет небесных и земных членов Церкви в одно тело? " Любовь никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ). 4. Как говорит Христос Спаситель о любви небесных членов Церкви к земным? «Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии... бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:7, 10 ). 5. Как говорит слово Божие об участии Ангелов в соделании нами нашего спасения? «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). 6. Какое предсказание есть в слове Божием о том, что Церковь земная будет восхвалять небесных праведников? «Народы будут рассказывать о их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу» ( Сир.44:14 ). 7. Какое обещание оставил Христос Спаситель о прославлении Угодников? " И славу, которую (Бог Отец) дал Мне , Я дал им» ( Ин.17:22 ). 8. Какие примеры поклонения Ангелам и святым людям известны нам из слова Божия? Лот поклонился Ангелам ( Быт.19:1 ). Валаам поклонился Ангелу ( Чис.22:31 ). Иисус Навин поклонился Ангелу у стен Иерихонских ( Нав.5:14 ). Авдий «пал на лице свое» пред пр. Илиею ( 3Цар.18:7 ). Сыны пророчеств упали пред пр. Елисеем ( 4Цар.2:15 ). Страж темничный припал к Павлу и Силе ( Деян.16:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совершении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета ( Исх. 30, 7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее ( Исх. 40:27, 34 ). Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел… ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник… И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ). Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает, во–первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во–вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает 1 , а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего. Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно. После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением; затем обращается к священнослужителю, совершающему проскомидию, со словами: «Благослови, владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христосе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в принебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда присутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/z...

Каждение Каждение в храмах Божиих Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совер­шении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (см.: Исх.30,7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее (см. Исх.40,27,34 ). Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел Ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел. Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник... И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок.8,3–4 ) (7, с.402). Каждение – неотъемлемая часть богослужения. Что оно выражает? Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего (Там же). Когда совершается каждение? Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно. После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением, затем обращается к священнослужителю, совершаю­щему проскомидию, со словами «Благослови, Владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже при­ем в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда при­сутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Как детей оградить от неприятных влияний сверстников в школе? В студии архимандрит Мельхиседек (Артюхин) - настоятель Храма Петра и Павла в Ясенево. 24.12.2013 06:46:27 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция " Радонеж " - православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Добрый день, дорогие радиослушатели радиостанции " Радонеж " , дорогие братья и сестры. Сегодня мы в прямом эфире, и с вами буду вести беседу я - архимандрит Мельхиседек (Артюхин) - настоятель Храма Петра и Павла в Ясенево, подворье монастыря Оптина пустынь и строящегося Покровского храма, что тоже в Ясенево. Сегодня у нас, дорогие братья и сестры, день памяти Михаила Архангела и всех небесных сил. И, конечно же, и наш Ангел-хранитель радуется с нами сегодня, в этот праздничный день. И всех вас поздравляю с днем Ангела и желаю всем вам укрепления сил душевных и телесных и возрастания в вере, в надежде и любви, и чтобы мы хоть тоже, хоть чуточку, но в своей жизни подражали ангелам. Кто-то из мудрых людей однажды сказал: у Ангела два крыла, у Серафима - шесть крыльев, а у человека - столько крыльев, сколько у него любви. И поэтому действительно это тот дефицит, которого нам так сейчас не хватает, это дефицит любви в своей семье, на работе, на приходе, среди родных и близких. И сегодняшнюю беседу хотел бы посвятить ангельской жизни. Не той ангельской жизни, которая на небе и о которой мы только отрывочно что-то знаем, а об ангельской жизни среди нас. И поэтому, сегодня хотел бы всех вас, кто сегодня слушает меня, попросить участвовать в этой программе не столько вопросами, а сколько примерами ангельской жизни, поведения в нашей повседневной жизни, которой вы сами были свидетелями, видели или слышали. И я сегодня хотел начать с эти примеров ангельской жизни в нашей повседневной жизни среди нас, простых, обыкновенных людей. Мой друг - священник в откровенном разговоре и не в секретном мне однажды рассказал:  у меня с матушкой назревал конфликт, и я не смог справиться со своими мыслями, со своими бурными чувствами недовольства и негодования, и собрался высказать ей все, что я о ней думаю.

http://radonezh.ru/text/kak-detey-ogradi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010