В новом завете истина о бытии ангела-хранителя у каждого из верующих, засвидетельствована Самим И. Христом и Его апостолами. Убеждая уважать каждого верующего, сколько ни казался бы он малым и слабым, И. Христос сказал апостолам: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ). Относить ли это изречение к младенцам веры, или разуметь оное о младенцах естественных, из коих один был видимым предметом слова Христова (2–5 ст.), одинаково следует заключение, что каждый из верующих имеет своим хранителем одного из духов мира ангельского. Если каждый верующий и младенец веры – имеет ангела хранителя, то ужели не имеют ангелов-хранителей и малые дети, ибо и они по силе крещения могут именоваться младенцами веры? И наоборот, если каждое малое дитя имеет ангела хранителя, то не следует ли, что и возрастные не лишены ангелов хранителей? Возрастные более способны к духовному общению – с одной стороны, а с другой – несравненно боле подвержены искушениям, а потому более нуждаются в помощи небесных хранителей. Ап. Павел, рассуждая о высочайшем божеском достоинстве И. Христа сравнительно с достоинством ангелов, говорит о них: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 )? Очевидно, что если всякий верующий по силе крещения предназначается ко спасению и к таковым посылаются на служение ангелы, то каждый из них имеет своего ангела-хранителя. Что касается способа сопребывания ангелов, на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ), с сохраняемыми на земле, то это для нашего разума составляет тайну; объяснить это мог бы разве тот, кто восхищен был до третъего неба ( 2Кор.12:2 ). В церкви апостольского века существовало твердое верование в ангелов хранителей каждого верующего. Особенно ясно выразилось оное по случаю освобождения ап. Петра ангелом от уз темничных ( Деян.12:12–16 ). На сообщение служанки о том, что Петр стоит у ворот дома, в котором многие собрались и молились, они не хотели ей верить, но говорили: это Ангел его. Говорившие так, очевидно, выражали убеждение, что но только у каждого младенца веры, но и у каждого из таких мужей веры, как Петр и прочие апостолы, есть особый ангел хранитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

в) Третьи приписывали ангелам телесность в том смысле, что они, как существа ограниченные, необходимо определяются местом и не могут быть в одно время везде. “Потому, говорит блаж. Августин, мы называем разумные природы телес­ными, что они описываются местом, подобно душе человеческой, заключенной в теле”. 1148 Значит, и эта мысль, присваивающая ангелам телесность только в смысле переносном, не исключает правильности учения о бесплотности ангелов. После изложенных замечаний остается уже самое ограничен­ное число древних учителей, которые, по видимому, приписывали ангелам тело в собственном смысле, хотя и тончайшее, эфирное или огненное, именно: Иустин мученик , Ориген , Мефодий, Феогност. 1149 Но это мнение их и должно считать только част­ными мнением немногих. 3) Ангелы суть духи более совершенные, чем душа человеческая, но ограниченные. Совершеннейшие, но ограниченные: а) По природе своей вообще. Прямо и ясно выражена эта мысль в словах Псалмопевца, что человек не много умален пред Ангелами ( Пс. 8:6 ), которые следовательно, хотя и выше человека, но только немногим... Необходимо предполагается она у апостола Павла в двух случаях: во-первых, когда Апостол доказывает Божественное величие единородного Сына Божия, между прочим, тем, что Он есть лучший самих ангелов ( Евр. 1:4–14 ); а во-вторых, когда, изображая славу Искупителя человека, в которую вошел Он после дней плоти своей, по вознесении на небеса, говорит, что Ему покорились Ангелы и Власти и Силы ( 1Петр. 3:22 ), что Бог Отец посадил Его одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем ( Еф. 1:21 ). В том и другом случае Апо­стол, очевидно, признает ангелов высшими в ряду созданий Божиих, ближайшими к Богу, но однако низшими самого Бога. б) По своему уму. Спаситель сказал Апостолам, когда они спрашивали Его о последнем дне мира: о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Марк. 13:32 ). Отсюда видно и то, что ангелам доступно большее ведение, нежели человеку, и то, что это ведение имеет свои пределы. Из других мест Священного Писания можем заключать, в частности, что ангелы

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

в) Третьи приписывали ангелам телесность в том смысле, что они, как существа ограниченные, необходимо определяются местом и не могут быть в одно время везде. «Потому, говорит блаж. Августин, мы называем разумные природы телесными, что они описываются местом, подобно душе человеческой, заключенной в теле.» Значит, и эта мысль, присваивающая ангелам телесность только в смысле переносном, не исключает правильности учения о бесплотности ангелов. После изложенных замечаний остается уже самое ограниченное число древних учителей, которые, по видимому, приписывали ангелам тело в собственном смысле, хотя и тончайшее, эфирное или огненное, именно: Иустин мученик, Ориген, Мефодий, Феогност. Но это мнение их и должно считать только частными мнением немногих. 3) Ангелы суть духи более совершенные, чем душа человеческая, но ограниченные. Совершеннейшие, но ограниченные: а) По природе своей вообще. Прямо и ясно выражена эта мысль в словах Псалмопевца, что человек не много умален пред Ангелами (Пс. 8:6), которые следовательно, хотя и выше человека, но только немногим... Необходимо предполагается она у апостола Павла в двух случаях: во-первых, когда Апостол доказывает Божественное величие единородного Сына Божия, между прочим, тем, что Он есть лучший самих ангелов (Евр. 1:4—14); а во-вторых, когда, изображая славу Искупителя человека, в которую вошел Он после дней плоти своей, по вознесении на небеса, говорит, что Ему покорились Ангелы и Власти и Силы (1 Петр. 3:22), что Бог Отец посадил Его одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем (Еф. 1:21). В том и другом случае Апостол, очевидно, признает ангелов высшими в ряду созданий Божиих, ближайшими к Богу, но однако низшими самого Бога. б) По своему уму. Спаситель сказал Апостолам, когда они спрашивали Его о последнем дне мира: о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Марк. 13:32). Отсюда видно и то, что ангелам доступно большее ведение, нежели человеку, и то, что это ведение имеет свои пределы. Из других мест Священного Писания можем заключать, в частности, что ангелы -

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Видишь духовную мудрость? В самом оправдании он снова укоряет их, когда представляет им на вид, сколько он пострадал за них. «И все–таки, — говорит, — это нисколько не соблазнило вас, и вы не погнушались мною за эти страдания и гонения», — так как именно эти (страдания и гонения) называет он немощью и искушением. «… А приняли меня, как Ангела Божия » ( Но якоже ангела Божия приясте мя ). Итак, не странно ли — преследуемого и гонимого принимать как ангела Божия, а научающего необходимому — не принимать? « Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? » ( Кое убо бяше блаженство ваше? Свидетельствую бо вам, яко, аще бы было мощно, очеса ваша извертевше дали бысте ми. Темже враг вам бых, истину вам глагола ) (ст. 15–16). Здесь он недоумевает и изумляется, и старается от них самих узнать причину их перемены. «Кто вас обольстил, — говорит он, — и убедил относиться к нам иначе? Не вы ли заботились и служили, и считали дороже очей своих? Что же такое случилось? Откуда эта неприязнь, откуда подозрение? Неужели оттого, что я говорил вам истину? Но за это, во всяком случае, вам надлежало бы еще более почитать и угождать мне, — а между тем теперь я сделался вашим врагом, говоря вам истину. Подлинно, — говорит, — я не знаю другой причины, кроме той, что говорил вам истину». И смотри, с каким смирением он защищает себя. Невозможность того, чтобы он говорил это по зложелательству к ним, доказывает не тем, что он для них сделал, а тем, что они для него сделали. Не сказал он: «как возможно, чтобы я, который для вас подвергался бичеванию, гонению и бесчисленным страданиям, стал теперь злоумышлять против вас?» — но заимствует доказательство из того, чем они могли бы гордиться, говоря: «как возможно, чтобы тот, кого вы почитали и приняли как ангела, стал платить вам за это враждою?» « Ревнуют по вас не добре, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них » ( Ревнуют по вас не добре, но отлучити вас хотят, да им ревнуете ) (ст. 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Глава 16. Семь чаш гнева Божия В 15-й главе было описано явление семи ангелов с семью золотыми чашами, наполненными гневом Бога. 16-я глава описывает изливание этих семи чаш и соответственные этому семь казней-язв, которыми совершаются последние суды Божии над грешным миром. Откр.16:1 И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю. Только что из храма вышли семь карающих ангелов, храм наполнился дымом и никто уже не мог войти туда. Но вот услышал Иоанн из храма громкий голос , повелевший семи ангелам вылить семь чаш. Чей это мог быть голос? Ведь даже четыре животных, о которых сказано, что они «посреди престола и вокруг престола» (4,6), были вне святилища храма. Это мы видим из того, что одно из четырех животных дало семь чаш семи ангелам, уже вышедшим из храма (15,6–7). Таким образом очевидно, что громкий голос из храма , повелевший ангелам совершить суды Божии, принадлежал Самому Господу. Господь находится в храме, в Своем жилище, куда никто не может войти по причине Его гнева (15,8), и оттуда дает повеление начаться Своим судам. Это похоже на описанное у пророка Иезекииля: «И возгласил в уши мои великим голосом говоря: пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием в руке своей» ( Иез. 9:1 ). Иоанн услышал громкий голос из храма. «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную, земля содрогалась и тряслась» ( Пс. 76:19 ). Прогремел небесный гром гласа Божия, полились из семи чаш судные дожди на землю . Под землей здесь разумеется вообще вся вселенная, а не просто суша на Земле. Суды Божии потрясут весь видимый мир. Судами семи чаш гнева Божия будет наказано антихристово царство. Так как это последние язвы, которыми оканчивалась ярость Божия (15,1), то неправомерно усматривать в описанном в гл. 16 события истории предыдущих веков. Это – исключительно события кончины века. Первая чаша Откр.16:2 Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 18. Падение Вавилона Откр.18:1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. Словами после сего разделяется предыдущее видение великой блудницы на звере от видения падения Вавилона. Иоанн увидел иного Ангела , т. е. уже не того, что в 17,1 – который был одним из имеющих семь чаш. Этот ангел – сходящий с неба , но дальнейшими атрибутами он отличается от того ангела. Как сходящий с неба ангел является особым посланником небес, имеющим важную весть для людей земли. Это один из высших ангельских чинов, так как о нем сказано, что он имеет власть великую и при его явлении земля осветилась от славы его . Столь славны небеса, что от одного их посланника освещается вся земля. Считать, что подобная слава и власть приличествуют только Самому Господу Иисусу Христу, нет никаких оснований. Ибо для возвещения столь великой вести, как падение Вавилона, знаменующей «начало конца», посылается и великий ангел. Так и при втором пришествии Господь «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною» ( Мф. 24:31 ). Что этот ангел не Господь, видно из того, что в ст. 4 голос Господа назван иным по отношению к голосу этого ангела. Откр.18:2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Итак, в третий раз (14,8; 16,19 и 18,2) и уже третьим ангелом возвещается падение Вавилона – великого города и великой блудницы. Непременно и ужасно всё это будет. Грехи «вавилонской башни» достигнут небес, и она будет низвержена. Прообразом падения Вавилона кончины века было падение древнего халдейского Вавилона, о котором тоже было возвещено: «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» ( Ис. 21:9 ). Итак, город цветущей антихристианской цивилизации сделался – жилищем бесов – и пристанищем всякому нечистому духу, – пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Андрей Кесарийский так об этом пишет: «По Божьему домостроительству, освобождающему людей от вреда, и по собственному человеконенавидению, как зверям, так и нечистым духам свойственно стремление в пустыни».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава XVIII Возмездие Вавилону и плач о его погибели. Явление Ангела с вестью об этой гибели и объяснение ее причины (1–3). Приглашение праведников выйти из Вавилона, обреченного на гибель в воздаяние за его прежний разврат и роскошь (4–8). Плач о Вавилоне: царей земных, роскошествовавших в нем прежде, воинов, пользовавшимся его богатою торговлею и плавающих на кораблях в целях торговли с Вавилоном (9–19). Радость небожителей по поводу уничтожения Вавилона с его соблазнами и преступлениями (20–24). Откр.18:1 .  После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. Откр.18:2 .  И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, Откр.18:3 .  и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. Иоанн видит иного Ангела, который нисходит с неба. Его слава и величие говорит о том, что он был посланником с великою миссиею, с вестью о страшном суде возмездия над грешным Вавилоном 83 . Ангел сильным голосом возвещает о том же падении того же Вавилона, о котором было возвещено Откр.14:8 и Откр.16:19 . Вавилон, сообразно с этим пророчеством Ангела, после своего падения сделается жилищем бесов и пристанищем всякого нечистого духа. Город сделается совершенною пустынею, местом мрачных развалин. Причина падения Вавилона – это развращающее влияние его политики и нравов на все земные народы. В опустошении, как деле возмездия по Божественному суду, сказывается полная противоположность прежнему состоянию города. Насколько во дни своего могущества и процветания Вавилон был центром государственного могущества, мирового влияния на жизнь и нравы и предметом подражания для всего всемирного антихристианского царства, насколько прежде он был центром мировой торговли, настолько же ничтожен он теперь. Откр.18:4 .  И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее, рассказы, отдельно взятые, разнятся друг от друга в показании числа дев, насчитывая их то пять, то шесть, то семь. Говоря о подобном высоком занятии Марии, псевдоевангелисты, может быть, имели в виду хулу Целься ла Спасителя, который (Цельс) считал мать его простой, бедной поселянкой, питавшейся трудами рук своих 128 . 6. Благовещение ангела святой Деве Марии «В те дни, т.е. после возвращения Марии в Галилею, послан был к Деве ангел Гавриил от Бога, который возвестил ей о зачатии от неё Господа и объяснил ей образ и способ зачатия. При входе ангела к Деве, комната Девы наполнилась необыкновенным светом. Ангел приветствовал ее и сказал: «Радуйся, Мария, благословенная дева Господня, дева благодатная, Господь с тобою, благословенна ты между женами, благословенна между всеми рожденными на земле». Мария же, которая уже хорошо знала лица ангелов и привыкла к небесному свету, не испугалась явления его, и не смутилась при виде чрезвычайного света, она смутилась только речью ангела, и начала размышлять, что за необыкновенное такое приветствие, что оно означало и с какою целью было сказано. Тогда ангел, которому Бог открыл тайну её размышления, поспешил к ней на помощь и сказал: «Не бойся, Мария, и не думай, чтобы в этом приветствии было что-нибудь противное твоему целомудрию. Ты обрела благодать у Господа, за то, что ты избрала целомудрие, поэтому как дева ты зачнешь без греха и родишь Сына. Он будет велик и будет господствовать от моря до моря и от вод до концов земли. И назовется он Сыном Вышнего, потому что кто родится в уничижении на земле, тот будет царствовать на небе. И даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковля во веки и царствию Его не будет конца, потому что Он есть Царь царей и Господь господей, царство Его от моря до моря и от рек до конца вселенной». На эти слова ангела отвечала Дева, не потому, чтобы не верила его словам, а чтобы узнать только, каким образом все это будет: «Я дала обет никогда не знать мужа, как же я могу родить без семени его?» На это ангел сказал ей: «Не думай, Мария, что ты зачнешь человеческим образом, как дева ты зачнешь, как дева родишь, и как дева будешь кормить грудью. Дух святой найдет на тебя, и сила Вышнего осенит тебя, против всех разжений похоти (contra omnes ardores libidinis). Поэтому и рождаемое из тебя будет свято, ибо только зачатое и рожденное без греха назовется Сыном Божиим». Тогда Мария простерла свои руки, подняла глаза к небу и сказала: «Се раба Господня (ибо я недостойна называться госпожою), буди мне по глаголу Твоему».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Евр.2:6 .  напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Евр.2:7 .  Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, «Не много Ты унизил Его пред Ангелами» – еврейский текст, вместо пред Ангелами, имеет: перед божеством, (элогим), лучше выражая особливую близость отношений человека к Богу и вместе его достоинство. «Не много» – «малым нечим» – βραχ τι – в двойном смысле: или – на короткое время – на время земной жизни Иисуса (ср. Евр.2:9 ), или в смысле допущения малой (впрочем, тоже временной) разницы в достоинстве (воспринятие человеческой плоти и претерпение страданий и смерти), потом восполнившейся превосходящею славою и честью. Евр.2:8 .  все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; Евр.2:9 .  но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. Смысл этих стихов в общей связи такой: Бог все подчинил человеку, не оставил ничего непокоренным ему. Однако ныне мы еще не видим, чтобы все было ему покорено. Это потому, что еще увидим в свое время, и именно в лице Такого Человека, к Которому в собственном и полном смысле и должны быть приложены настоящие слова Псалмопевца в лице Иисуса. Он и был Тот, Кого Бог умалил немного пред Ангелами претерпением смерти, но за это же самое претерпение смерти и увенчал высшею славою и честью, даровав не только Ему Самому всякую власть на небеси и на земли, но и верующим в Него возвратив истинное человеческое достоинство. Такой оттенок мысли лучше выдержан в славянском тексте, где, приведя слова Псалмопевца и установив, что в настоящее время они еще не нашли полного осуществления, апостол, как бы поясняя это и указывая, где и когда ждать этого осуществления, толкует слова Давида в применении к Иисусу: «а умаленного малым чим от Ангел видим Иисуса», с особым ударением на последнем слове ( «Иисуса»!) Ему, Иисусу, следовательно, покорено все, и если не все еще покорно на самом деле, то лишь потому, что еще не на все пришло свое время (ср. Евр.1:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Звезды с огнями падают на город и скалы. 6-я сцена: Запечатление 144.000 избранных (Откр. 7, 1-12). Как бы в укрепление верным христианам и в знамение непобедимости Церкви Христовой, ап. Иоанну вновь явлено знамение славы Господа Иисуса Христа. «И взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе и с ним 144 000, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14,1) Мы видим изображение ангела на облаках, который держит на плече крест, «печать Бога Живаго», а ниже другие четыре ангела приказывают поднятыми мечами ветрам не дуть ни на землю, ни на море. В нижней части можно различить еще одного ангела, который в левой руке держит чашу, а правой рукой запечатывает избранных (12000 из каждого колена Израилева), очерчивая знак креста на челе. Также в центре композиции за скалами вторая группа людей, одетых в белое, которые «прошли великое гонение, омыли свое одеяние и обелили его кровью Агнца» (Откр. 14, 3). Рис. 6 Шестая сцена Апокалипсиса на фресках Дионисиата. Фото автора 2014 г. Надпись 6: И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго (Откр.7, 1-2). 7-я сцена: Седьмая печать и золотая кадильница (Откр. 8,1-13). Изображен Иисус в белой одежде (Пантократор), сидящий на троне в окружении семи ангелов, трубящих в трубы высоко в сторону центра. Другой ангел напротив изображен с кадильницей, из которой исходит дым. Под этой главной сценой изображен немного приподнявшийся, как будто летящий справа налево на облаках, ангел гнева, а с двух сторон за ним следуют солнце и луна. Наконец, в самой нижней части можно различить суда, которые разбивает о скалы бурное море. Рис. 7 Седьмая сцена Апокалипсиса на фресках Дионисиата (фрагмент). Фото автора. 2014 г. Надпись 7: И видел я семь ангелов, которые стояли перед Богом, и дано было им семь труб. И пришел иной ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу, и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение (Откр.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010