Содержание Предисловие Св. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии I. Св. Григорий Палама как мистик и исихаст (вступительная общая характеристика) II. Св. Григорий Палама при свете научно-литературных данных о жизни его и учении III. Жизнь и труды св. Григория Паламы до собора 1341 г. IV. Исихия, сущность ее и оценка св. Григорием Паламой и Варлаамом V. Учение св. Григория Паламы о сущности и действиях Божества и воззрения Варлаама по тому же вопросу VI. Жизнь и деяния св. Григория Паламы от собора 1341 г. до его кончины (†1360 г.) VII. Творения св. Григория Паламы – догматические и полемические VIII. Творения св. Григория Паламы – нравоучительного содержания IX. Творения св. Григория естественнонаучного содержания, гомилетического характера и иные X. Критические замечания Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII века Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела I II Приложение. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX     Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси... Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего... и Духом Владычним утверди мя... Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Пс.50:8, 10–14     Свт. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела Вступительная статья А. В. Маркидонова Имя и труды выдающегося русского историка Церкви и канонического права, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии Ивана Ивановича Соколова (1865–1939) уже достаточно хорошо известны современному российскому читателю. В настоящий том сочинений вошли одни из лучших его византологических работ по истории поздней Византии – этюды о свт. Григории Паламе , Никофире Влеммиде и императоре Исааке II Ангеле. Все эти исследования позволяют нам новыми глазами посмотреть на многие знакомые явления и имена византийской истории – судьбы афонских монахов-исихастов XIV в. во главе со свт. Григорием Паламой , место исихии в православной восточной аскетической практике, необычайная судьба монаха, ученого и богослова Никифора Влеммида, взаимоотношения Церкви и государства в церковной политике императора Исаака II Ангела и многое другое. В качестве приложения помещена статья об афонском монашестве в его прошлом и настоящем (до нач. XX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела 115 I Историк Никита Хониат , рассказывая об отношении византийского императора Исаака II Ангела (1185–1195 и 1203–1204 гг.) к Церкви, свидетельствует, с одной стороны, о произволе, который допускался этим царем в церковных делах, 116 а с другой – об уважении его к церковным канонам, о горячей вере в Бога и предстательство святых, о необыкновенной щедрости к храмам, монастырям и благотворительным учреждениям, которые он в изобилии и строил, о любви к монахам. 117 Характеристика Никиты вызывает двойственное впечатление относительно церковной деятельности Исаака. Несомненно, историк дает повод говорить о цезаропапизме Исаака, но с другой стороны, в его труде имеются несомненные данные и для отрицания системы цезаропапизма в церковной политике родоначальника византийской династии Ангелов. Ясно, что для правильной оценки вопроса необходимо привлечь в научный оборот и другие исторические памятники, проливающие свет на положение Церкви в Византии в царствование Исаака. Настоящий этюд и имеет эту задачу, причем для ее осуществления привлекаются материалы давно опубликованные, но, насколько известно, еще не обследованные в том специальном отношении, какое определяется нашей задачей. Прежде всего, от императора Исаака Ангела сохранились две новеллы, характеризующие de jure его отношение к Византийской церкви. Обе новеллы относятся к 1187 г. и касаются – одна избрания архиереев, а другая – пострижения в монашество жен кандидатов на архиерейские кафедры. 118 Новеллы весьма любопытны по своему содержанию. Кто не обличает греха брата своего, говорится в первой из них, тот, по Писанию, оставляет яд в укушенном ядовитой змеей. А с какой целью наше царство предваряет свою речь таким предисловием, это весьма ясно будет видно из последующего, замечает Исаак. И дальше рассказывается, что 7 сентября 1187 г. к царю явился митрополит Кизика Иоанн, сообщил, что в синодальных заседаниях его собратий нарушаются священные и божественные каноны и благочестивые законы, и просил царя позаботиться о сохранении их совместно со святейшим господином и Вселенским патриархом, так как царь, в силу помазания на царство, получил и значение епистимонарха Церкви и имеет возможность исправлять (вместе с патриархом) то, что происходит вопреки церковным канонам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Часть 8. Воскресение Сошествие ангела Свидетелем самого Воскресения Господня никто не удостоился быть. Знаем только, что в этот момент «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег». Это видели воины, охранявшие гроб. Сначала, «устрашившись» вида Ангела, «стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» ( Мф.28:2–4 ). Потом, придя в себя, в ужасе разбежались. А «некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и», с отчаянием утопающего, хватающегося за соломинку, посоветовали: «скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» ( Мф.28:11–15 ). Но, как видим, скрыть происшедшее они все же не смогли. Да и как возможно скрыть такое! Приход Мироносиц ко гробу Едва дождавшись окончания субботы, ко гробу пришли женщины, сопровождавшие Иисуса в Его странствиях. Они заранее «приготовили благовония и масти» ( Лк.23:56 ), или «миро», чтобы довершить погребальный обряд, прерванный наступлением субботы. Поэтому они и названы «мироносицами». Лука пишет, что «то были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» ( Лк.24:10 ). Марк упоминает еще «Саломию» ( Мк.16:1 ). Все они «весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца» ( Мк.16:2 ). А Иоанн Богослов говорит только о Марии Магдалине: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно» ( Ин.20:1 ). Эти женщины видели, что ко гробу привален огромный камень, к камню приложена печать, и поставлена стража. И все-таки они идут, и только «говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?» ( Мк.16:3 ) На что они надеются? Кто, в самом деле, сможет им помочь?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

19. Состояние, в каком находятся усопшие от минуты смерти до минуты страшного суда Божия Как ни непостижимы для нас тайны жизни загробной, но то, что нужно нам знать, то открыто для нас. Вместо усопших, говорит нам о них св. церковь , говорят о них св. отцы и учители церкви; а были даже случаи, когда и сами усопшие отверзали уста свои, чтобы высказать нечто живым о себе и о своей участи за гробом. Итак, вот что говорит о жизни за гробом св. православная церковь . «Души, исшедшие от телес человеков, при смерти покаявшихся, но не сотворивших плодов достойных покаяния, удержаны бывают на мытарствах 304 . Но прежде последнего суда, ни праведные, ни грешные не получают совершенного воздаяния, хотя и не все души находятся в одинаковом состоянии и не в одно и то же место отсылаются 305 ; души умерших блаженствуют, или мучатся по своим делам. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби, впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» 306 . Вот что сказали о состоянии душ усопших Ангелы преп. Макарию Александрийскому : в продолжение двух дней по смерти тела душе позволяется вместе с находящимися при ней Ангелами оставаться на земле, где хочет. Поэтому душа, любящая свое тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и так проводит два дня, как птица, ища гнезда себе; а добродетельная душа посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день Спаситель повелевает вознести ее на небеса для поклонения Богу. Вот почему в третий день церковь совершает приношение и молитву за нее. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные обители святых и красоту райскую. Душа все это рассматривает шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего – Бога... Душа грешная, при виде наслаждений святых, начинает скорбеть и укорять себя за то, что она сама себя лишила такого блаженства. После этого она опять возносится Ангелами на поклонение Богу. Вот почему церковь воспоминает усопших в девятый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1) Прежде всего мухаммеданство отлично от христианства учит об источнике вдохновения пророков. Веруя в Бога Триединого, христианство исповедует, что пророки были вдохновляемы Духом Божиим, третьим Лицом Божественной Троицы 566 . Мухаммеданство, не признавая троичности лиц в Боге, учит, что Бог вдохновляет пророков при посредстве ангела Гавриила, 567 в представлении о котором еще сам Мухаммед смешал два христианских понятия: понятие о св. Духе, третьем Лице Пресвятой Троицы, глаголавшем через пророков и понятие об архангеле Гаврииле, посылаемом иногда Богом для возвещения людям воли Божией. «Мухаммед слышал от людей, знающих Писания, от евреев, говоривших с Мухаммедом о Боге словами закона и пророков и Евангелия, слышал слова о духе, и не понимал смысла их ( 1Кор. 2:14 ); христианам же смысл их вполне известен (2, 12). В словах Корана, что дух святой сообщал Мухаммеду откровение Божие, чутко чувствуется, что Мухаммед хотел говорить о себе словами, какими указывали на источник своего учения апостолы и пророки ( 2Петр. 1. 21 . Ефес. 3, 4, 5 , Псал. 50, 13 . Иезек. 11. 24. 37, 1). В словах Корана, что учение низведено на сердце Мухаммеда ангелом Гавриилом, легко усматривается приспособление Мухаммеда к словам Писания, где говорится, что некоторым пророкам и богоизбранным лицам передавал откровение Божие ангел Гавриил ( Дан. 9, 21. 22. 8, 15–19 . Лук. 1, 11. 19. 26. 23 ). В словах Корана, что Бог подкреплял Иисуса Христа духом святым, видим некоторое приближение его к смыслу слов пророка Исаии (61, 1. 42, 1), которых осуществление на лице Иисуса Христа ясно указано в Евангелии ( Лук. 4, 17–22 . Матф. 12,17. 18. 21 ) и которых смысл уяснен словами всего новозаветного Писания, где говорится, что Бог есть дух ( Иоан. 4, 24 ), что Дух святой есть Господь (2 Коринф. 3, 17), что Дух святой, которым помазал Бог Иисуса, был сила Всевышнего» ( Лук. 1, 35 . Деян. 10, 38. 2, 22 ) 568 . Таким образом, мухаммеданство очень существенно отличается от христианства, когда утверждает, что единственным посредником между Богом и пророками был ангел Гавриил, который предпочтительно пред другими ангелами являлся разным пророкам. Из священных книг ветхого и нового завета мы знаем, что пророки, вдохновляемые всегда Духом Божиим, не всегда были вдохновляемы посредством ангелов и не всегда именно при посредстве ангела Гавриила. Так христиане знают, что пророки получали вдохновение во сне или в видении 569 , посредством символов 570 , посредством голоса Божия 571 и вообще многоразлично 572 , смотря по тому, какой способ вдохновения был более сообразен с обстоятельствами, окружавшими пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

60. Библейские тексты о падших ангелах Глава падших ангелов – диавол, или сатана: а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: «сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:8 ). (Господь) сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10:18 ). – «Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Апок. 12:9 ); б) есть начальник мира (греховного): «ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин. 12:31 ). «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин. 14:30 ). «Князь мира сего осужден» ( Ин. 16:11 ); в) владеет царством смерти: «как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр. 2:14 ); г) есть виновник нашего падения и искушения ( Быт. 3:1–6 ). «Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» ( 2Кор. 11:3 ). – «Кто делает грех , тот от диавола» ( 1Ин. 3:8 ). – «Я... послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель» ( 1Сол. 3:5 ): д) противится делу Божию: " показал Ангел Захарии Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах. 3:1 ). – «Мы, я Павел (и Силуан и Тимофей) и раз и два хотели придти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» ( 1Сол. 2:18 ). «Произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них " ( Апок. 12:7 ); е) препятствует Евангелию и похищает слово Божие из сердца: «у неверующих... бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» ( 2Кор. 4:4 ) – «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» ( Мф. 13:19 ). – " Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» ( Мк. 4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Борьба между конциляризмом и папизмом (1418-1447) Е. Гергей. История папства Мартин V вначале расположился во Флоренции и лишь 28 сентября 1420 года прибыл в Рим. Папа из рода Колонна пожелал вновь сделать Рим столицей Италии и всего христианского мира. Большую часть своего понтификата он посвятил реставрации курии и упорядочению отношений в Папском государстве. Когда Мартин V прибыл в Рим, население Рима составляло всего 17 500 человек, да и те в основном крестьяне, пастухи. Развалины, запустение, нищета отмечались на каждом шагу. Вместо прежних гордо возвышавшихся церквей и храмов над морем руин поднимались мрачные башни римского барокко, державшие в страхе население Рима. Были разрушены не только античные памятники, но и средневековый город. Замок Святого Ангела почти обрушился, камни Латеранского папского дворца растаскивались, и поэтому папа поселился в Ватикане. Запустение не пощадило и Леонтину (город Льва); крыша базилики Святого Петра обрушилась, на полу росла сорная трава. Не особенно отличалось положение и в Патримониуме Святого Петра. Когда-то сказочно плодородная Кампанья превратилась в болотистую местность, на возвышенных местах устроили себе пристанища грабители и водились волки. В садах Ватикана по ночам слышался волчий вой. Мартин V решительно приступил к восстановительным работам, к наведению порядка. В первую очередь он сделал Ватикан пригодным для жилья, затем восстановил Замок Святого Ангела, последнее прибежище пап. Начались также работы по осушению болот в Кампанье. Была восстановлена в Латеране церковь Святого Джованни, часть фресок которой была создана Пизанелло. Доминиканец Фра Анджелико возвратился в живописи к мистическим источникам. Сенсуалистское направление продолжали Пьеро делла Франческа и Фра Филиппе Липни. Мартин V призвал в Рим Мазаччо, который расписал фрески в капелле Бранкаччи и в Джентильи. Великолепную тиару для папы из рода Колонна, оказывавшего покровительство искусству, изготовил флорентинец Лоренцо Джиберти. (Преемник Мартина - Евгений IV заказал у Донателло барельефы на бронзовые ворота храма Святого Петра.) Мы по праву можем назвать папу Мартина V римским предвестником Ренессанса и гуманизма или первым папой эпохи Ренессанса - ведь при его дворе подвизались гуманисты-ученые, писатели, философы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441644/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Отношение к норманнам и туркам. Образование Второго Болгарского царства А.А.Васильев. История Византийской империи В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов, после взятия Фессалоники, двигались к столице, около которой уже находился нормандский флот. Однако, опьяненные своими успехами норманны, занявшись грабежом захваченных областей и относясь пренебрежительно к византийскому войску, потерпели от последнего поражение и вынуждены были очистить Фессалонику и Диррахий. Эта неудача норманнов на суше заставила удалиться из-под Константинополя их корабли. Мирный договор, заключенный между Исааком Ангелом и Вильгельмом II, закончил столь грозную для Византии нормандскую войну. Что касается сельджукской опасности в Малой Азии, то Исаак Ангел смог на некоторое время ослабить ее лишь щедрыми подарками и ежегодной данью турецкому султану. Для Исаака Ангела было в высшей степени крупной удачей прекращение, хотя бы и временное, враждебных действий с норманнами, так как в первые же годы его правления на Балканском полуострове разыгрались события чрезвычайной важности для империи. Покоренная еще во времена Василия II Болгаробойцы Болгария, после нескольких неудачных попыток возвратить себе независимость, свергла византийское иго и в 1186 году образовала так называемое Второе Болгарское царство. В конечном успехе болгарского движения сыграли видную роль не только славяне, но и тюркский элемент в лице половцев, или куманов, и романский элемент в лице валахов, или румын. Особенно валахи принимали живое участие в восстании на стороне болгар. Во главе этого движения стояли два брата, Петр (или Калопетр) и Асень. Вопрос об их происхождении, так же как и об участии валашского элемента в восстании 1186 года, обсуждался многократно. Историки ранее полагали, что оба брата выросли среди валахов и приняли их язык. «В лице вождей, — говорил В. Г. Васильевский, — воплощалось именно то слияние двух национальностей, болгарской и валашской, в одно целое, которое действительно обнаруживается во всех рассказах о борьбе за освобождение и которое отмечено новыми историками.» В последнее время болгарские историки стали связывать происхождение Петра и Асеня с кумано-болгарским этническим элементом на севере Болгарии, стали стремиться уменьшить силу и роль валашско-румынского элемента в 1186 г. и стали считать образование Второго Болгарского царства в Тырново национальным делом болгар. Современные румынские историки, однако, всячески подчеркивают значение той роли, которую сыграли валахи в образовании Второго Болгарского царства и говорят, что династия нового царства была валашского, то есть румынского происхождения.

http://sedmitza.ru/lib/text/434319/

IV. Изображение Страшного суда по русским подлинникам (Приложенная здесь (рис. 7) миниатюра снята из рукописного Апокалипсиса XVIII в. в Императорской Публичной Библиотеке, в 4-ку, 229, лист 316 об). Особенно приятно в древнерусской литературе и искусстве остановиться на таких явлениях, в которых, более или менее, принимала участие фантазия народная, и которые возникали и развивались не случайно, не под чуждым влиянием и не в тесных пределах, которыми ограничивались интересы наших древних писателей, а на более широких основах, определяемых нравственными и умственными интересами целого народа. К таким явлениям бесспорно принадлежат поэтические и живописные изображения Страшного Суда. Прежде, нежели войдем в некоторые исторические и эстетические подробности об этом предмете, предложим самое описание живописного изображения Страшного Суда, по подлиннику или руководству для живописцев, по двум рукописям XVIII века, принадлежащим графу С. Г. Строганову. «С краю горний Иерусалим, а в нем церкви и полаты, а во дверях ангелы и шесть ликов: первый лик – преподобных жен, второй – мучеников, третий – страстотерпцев, четвертый – преподобных, пятый – святителей, шестой – пророков. От города облак силы, а в облаке Отец на престоле, а около херувимы маленькие; Сын благословляется от Отца, а потом идет к Отцу; потом Отец и Сын сели в облаке. Под Ними лавка, а под ногами у Них многоочитые. От ног Их пошла река, и тут отпадший лик, и престол криво стоит, а отпадшие пошли в огонь. – Под облаком и под силою, Господь воссел судить на престоле славы Своей; облак круглый; около престола херувимы невелики; по сторонам престола стоят Пресвятая Богородица и Предтеча; у ног Адам и Ева. По обе стороны сидят на престолах двенадцать апостолов, с книгами; над каждым по два ангела 216 . А сидят они пониже престола Господня; между ними престол, а на нем завеса храма, Евангелие и Крест. Под престолом сосуд и гвозди, а за престолом два ангела держат по свитку. В первом свитке писано: «Приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие, от сложения мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

IV. Стихиры, Богородичные, тропари, величания с избранными стихами, ирмосы, каноны и антифоны из служб двунадесятых праздников и Святой Пасхи РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8 Сентября) Стихиры на Господи воззвах, гл. 6: 1. Бог, покоящийся на разумных престолах – ангелах, сегодня предуготовил Себе святой престол на земле; утвердивший небеса мудростью по любви к людям устроил одушевленное небо, ибо Он возрастил для нас Свою Матерь от бесплодного корня, как живоносный сад. Он – Бог чудес и надежда безнадежных; Господи, слава Тебе. 2. Этот день Господа, радуйтесь, народы, ибо вместилище света и свиток Слова жизни произошел из чрева. И Она, прообразованная в скинии дверью с востока, родившись, ожидает входа Иерея великого; Она – единственная и во вселенную вводящая одного только Христа для спасения наших душ. 3. Сегодня бесплодная Анна рождает Богоотроковицу, из всех родов предызбранную в жилище Царю всех и Создателю Христу Богу, во исполнение Божия промышления, по которому мы, земнородные, воссозданы и обновлены от тления для жизни нескончаемой. Слава и ныне: Бог, покоящийся на разумных престолах – ангелах, сегодня предуготовил Себе святой престол на земле; утвердивший небеса мудростью по любви к людям устроил одушевленное небо, ибо Он возрастил для нас Свою Матерь от бесплодного корня, как живоносный сад. Он – Бог чудес и надежда безнадежных; Господи, слава Тебе.. Стихиры на литии Начало нашего спасения, люди, сегодня совершилось, ибо от древних родов рождается Матерь и Дева, и приемница Бога происходит от неплодной; цвет от Иессея и жезл от корня его произрос. Да веселится Адам праотец и Ева в радости да ликует; вот она сама, по Божию промышлению созданная из ребра Адамова, торжественно прославляет и дочь свою и внучку: родилась мне, говорит она, Избавительница, через которую я освобожусь от уз ада. Да радуется Давид, ударяя в гусли, и да благословит Бога, ибо Дева происходит от чрева бесплодной для спасения наших душ. Слава и ныне. гл. 8: В благознаменитый день праздника нашего возвестим духовно, ибо сегодня от семени Давидова рождается Матерь жизни, разгоняющая тьму. Она – восстановление Адама и Евы освобождение, нетления источник и отмена тлению; через Нее мы обожествились и от смерти избавились. Воскликнем же Ей мы, верные, вместе с Гавриилом: Радуйся Благодатная, Господь с Тобою, через Тебя подающий нам великую милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010