составитель И.В. Соловьев Скачать epub pdf Митрополит Мануил (Лемешевский). Каталог русских архиереев-обновленцев Материал для «Словаря русских архиереев-обновленцев» (1922–1944 гг.) От издателей «Каталог русских архиереев-обновленцев» митрополита Мануила (Лемешевского) печатается по машинописной копии третьей редакции автора. В нашем издании «Каталога» печатаются только биографии обновленческих архиереев в том виде, как они представлены в авторском тексте. Во всех возможных случаях редакция дополнила сведения митр. Мануила новыми данными, заимствованными из нижеследующих источников: Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг.//Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 957–996 (сокращенно – Кат-ГУБ). Голубцов Сергий , протодиакон. Московская Духовная Академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения (Краткий справочник). По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М., 1999 (сокращённо – Голубцов). Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Воспоминания. М.: Московский рабочий – ВПМД (Материалы по истории Церкви. Кн. 3) (сокращённо – Евлогий). Зеленогорский М. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея. М., 1991 (сокращённо – Зеленогорский). Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал, университета, 2001 (сокращённо – Лавринов). Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты/Предисл., примеч. И. В. Соловьева: В 3 т. изд.]. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. (Материалы по истории Церкви: Кн. 9) (сокращённо – Левитин). Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. 1917–1945 &91;2-е изд.]. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1996. (Материалы по истории Церкви: Кн.15) (сокращённо – Регельсон). Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб.: НЕСТОР, 1999 (сокращённо – Шкаровский).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Фото: Патриархия.ru 28 января 2013 г. 01:00 Итоговый документ XXI Международных Рождественских образовательных чтений Документ принят на итоговом заседании XXI Международных Рождественских образовательных чтений «Традиционные ценности и современный мир», состоявшемся 26 января 2013 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве. 24-27 января 2013 года от Рождества Христова в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялись XXI Международные Рождественские образовательные чтения «Традиционные ценности и современный мир». Крупнейший в России церковно-общественный форум объединил свыше 8000 российских и зарубежных участников: архипастырей, представителей государственного руководства, священнослужителей, депутатов, монашествующих, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей общественности большинства регионов Российской Федерации и многих зарубежных стран. Основным отличием нынешних Чтений стала первостепенность практической составляющей работы направлений. Работа Чтений показала, что в современном мире не теряется актуальность подлинных и вечных моральных ценностей, необходимых для нормального существования общества, в поддержку которых всегда выступает Церковь. Среди этих ценностей — свобода, мир, святость человеческой жизни от зачатия до естественной смерти, крепкая семья, основанная на любви и верности, общественный долг, обязательства человека перед ближними. Участники Чтений убеждены, что государство в своей политике призвано содействовать утверждению этих ценностей, противостоять попыткам их разрушения или отрицания. В настоящее время происходит изменение форм соработничества Церкви, государственных и общественных организаций. Принимаются нормативные акты, законодательно закрепляющие и ясно описывающие те процессы, которые ранее существовали на уровне общественных инициатив, были слишком разобщены и разнонаправлены, во многом интуитивны, не вполне учитывали опыт, уже накопленный в той или иной сфере. Активизируется деятельность синодальных структур Русской Православной Церкви, их взаимодействие с епархиями, что позитивно влияет на церковно-государственные и церковно-общественные связи на всех уровнях.

http://e-vestnik.ru/docs/itogovyy_dokume...

Целое нашей книги более всего напоминает эллипс, одним фокусом которого является учение о божественном епископе, вторым – учение о Христе (в том числе и Христе евхаристическом). Эти две триггерные точки задают все напряжение, определяют собой любой вектор и движение в данном тексте; оба учения довольно нехарактерны для русской церкви, так что мы должны сразу же акцентировать внимание читателя на том, что этот памятник является сочинением греческим – и греческим прежде всего, что написан он в предпросвещенческую эпоху (в которую Греция вступила с «русскими надеждами» под прямым влиянием церковно-политических реформ Петра Великого), во время глубочайшего упадка как политических, так и интеллектуальных сил и греческого народа и всех его элит. Совершенно все в нашем памятнике указывает на (известные нам довольно мало) греческие предпосылки и греческие же цели; мы слышим отзвуки не русских споров и чувствуем энергию не русских стремлений, притяжение не русских идеалов. Ничего отсылающего нас к истории русской духовности – ни московского, ни, тем более, киевского периода – не чувствуется в сочинении даже близко, ничто не связывает его и с серединой семнадцатого столетия в России; так что если представить себе, что эта книга была бы переведена и составлена каким-нибудь скромным малоросским монахом, – совершенно невероятно, что она имела бы широкое хождение в Московской Руси. Только благодаря неукротимому характеру московских ревнителей – как Никона, так и его оппонентов – странный труд безвестного Иоанна Нафанаила (кто бы в действительности за этим именем ни скрывался) 586 в «переводе» 587 печально известного инока Арсения стал предметом вероисповедным для одних русских и вероотречным для других. Уже тот факт, что отцы Собора 1656 г. расписываются в этой книге, подтверждая ее истинность (а подразумевается: и не терпящую никаких исключений ее общеобязательность для всех и каждого в русской церкви) и, тем самым, неимоверно расширяя свой символ веры , – позволяет, если в этот факт вдуматься, ясно понять, насколько в неожиданный контекст попало это позднее греческое творение помимо всякой воли его автора. Если взглянуть на нашу книгу, закрыв глаза на ее роковое место в русской истории, нельзя со всей решительностью сказать: является она еретической (в широком смысле, душевредной) или нет; о ней самой по себе сказать вообще ничего сколько-нибудь значительного невозможно. Безусловно, в ней содержатся сомнительные тезы, однако, если мы сравним ее хотя бы с Катехизисом Петра Могилы , то должны будем признать ее куда более консонирующей духу святоотеческой традиции. Однако, поскольку никоновская реформа опиралась не на творение киевского богослова, то и он сам, и его труд не стяжали и тысячной доли тех проклятий, которые вполне заслуженно обрушились в России на Никона и не вполне заслуженно на «его» Скрижаль. Таковы обстоятельства, которые мы должны учитывать при чтении и оценке нашего памятника. I. Экклезиология

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Церковь и семья сегодня Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 6 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Появление на страницах “Основ социальной концепции Русской Православной Церкви”, принятых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, раздела, посвященного семейной жизни, представляется совершенно оправданным. Ибо хотя Вселенское Православие на протяжении долгих веков содержит ясное и отчетливое учение о семье, как о домашней Церкви, но в последние два-три века, и в особенности в XX столетии, как уже в 20е его годы справедливо замечал исповедник протоиерей Валентин Свенцицкий, нет стороны церковного учения, которое бы так мало понималось и так сильно искажалось в восприятии внешнего мира, как учение о семье. С другой стороны, самая природа семейных отношений подразумевает как наличие общего вневременного принципа, на котором они строятся (для христианской семьи это будет, конечно же, Священное Писание и Священное Предание), так и применение этого принципа к конкретным постоянно изменяющимся историческим условиям с их спецификой социального, национального, конфессионального — здесь и сегодня. Соответственно, если учение Священного Писания о семье как малой Церкви, о моногамии как идеале и норме брачного союза, о благословенном деторождении не может быть пересмотрено или подвергнуто ревизии ни в какое время и ни в каком документе, являющемся голосом Православной Церкви, то те или иные законодательные акты Римской, Византийской или даже Российской империи, тем более те или иные воззрения, связанные с семейной жизнью, сформировавшиеся в Византии или в императорской России, не всегда могут быть в полной мере применены к сегодняшней ситуации церковной или воцерковляющейся семьи. Собственно, на сочетании этих двух составляющих — временного и вечного учения о браке — и построен соответствующий X раздел “Основ социальной концепции…”. Обратимся теперь к его тексту. “ Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Еван­гелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения”.

http://pravmir.ru/tserkov-i-semya-segodn...

Глава 3. Состав законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации Михаил Шахов В узком смысле законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях включает в себя те нормативно-правовые акты и отдельные нормы права, которые приняты специально для регулирования соответствующих правоотношений. Поэтому в состав данного законодательства входят, например, не Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации в целом, а только те их статьи (нормы), которые посвящены свободе совести. В широком смысле в его состав должны быть включены также и правовые нормы, в которых свобода совести и свобода вероисповедания упоминаются среди других прав и свобод, и нормы, обеспечивающие и регулирующие наиболее общие права и свободы человека, например свободу слова, подразумевающую, в частности, свободу высказываний о религии. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 2) установлено, что: «Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм (курсив мой. — М.Ш.) Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов РФ». Таким образом, речь не идет о том, что Конституция и Гражданский Кодекс Российской Федерации входят в состав рассматриваемого законодательства — в него входят соответствующие статьи данных актов. (Статья 2 данного Федерального закона не содержит упоминания о международных документах, затрагивающих вопросы свободы совести, о чем подробнее будет сказано ниже.) Обратим также внимание на то, что помимо законодательных актов в состав законодательства о свободе совести включены «иные нормативные правовые акты», к которым относятся акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения), акты федеральных органов исполнительной власти (например, постановления Правительства России.)

http://pravoslavie.ru/60453.html

Источники При изучении эпохи Смутного времени Московского государства у автора были под рукой следующие источники и пособия, из которых важнейшие означены двумя звездочками, менее важные – одной, а те, которые доставляют мало верных сведений, оставлены без знака: 1 . Акты Археографической Экспедиции. т. II. 2 . Акты исторические. т. II. 3 . Акты Западной России. т. IV. 4 . Арцыбышева, Повествование о России, т. III. 5 . Avisi et lettere giuste di cose memorabili succedite tanto in Africa nel regno di Bibuga che nella Guinea quanto in Moscovia raccolte da Barezzo Barezzi. MDCXII. 6 . An appendix being the amours of Demetrius and Dorenski, rivals in the affections of Marina. 1677. 7 . Annuae Societatis Jesu. 1604,1605,1606. 8 . Barezzo Barezzi, Relatione della segnalata et come miraculosa conquista del Paterno imperio conseguita dal Serenissimo giovine Demetrio gran duca di Moscovia in quest» anno 1605. (Приписывается Антонию Поссевину, знаменитому 9 . Bohomolca, ycie Jana Zamoyskiego. 10 . Bond, Russia at the close of the sixteenth century. MDCCCLVI. (Сочинения Флетчера: Of the Russe Commonwealth, и Горсея 11 . Brereton, Newes of the present miseries of Ruschia. 12 . Временник Императорского Московского Общества Истории и Древностей, книга XVI и XVII. (Иное сказание о самозванцах, и Книга, глаголемая Новый 13 . Valerii Archangelis legationis polonicae olim auditoris ad polonos pacis persuasio. 1608. 14 . Videkindi, Historia belli sueco-moscovitici decennalis 15 . Warachtige ende eygentljcke Beschryvinge van de wonderbare seer gedenckwerdighe geschiedenissen die in Moscovia zijn vorgevallen in den naest voorleden ende in den tegenwoordighen jare 1606 etc. door een geloofwerdich Coopman die doen ter tijdt aldaer teghenwoordich was. MDCVI. (Перевод; см. 16 . Wassenberg, Historia gestorum Vladislai IV 1643. 17 . Wiadomoci о krwawéj i okratnéj rzezi w miecie Moskwie i okropny a alony koniec Dymitra W. X. i Cara Moskiewskiego przez Hollendra na onczas w Moskwie bawincego etc. 1851. (Польский вариант к 98, с

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний» 26 сентября 2012 года в Государственную думу был внесен законопроект по противодействию оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний. Инициаторами законопроекта выступили все депутатские фракции Госдумы. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний Статья 1 Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, 25, ст. 2954; 1999, 7, ст. 871; 2001, 11, ст. 1002; 2003, 50, ст. 4848; 2004, 30, ст. 3091; 2007, 31, ст. 4011; 2008, 48, ст. 5513; 2009, 52, ст. 6453; 2010, 19, ст. 2289; 2011, 11, ст. 1495; 15, ст. 2039; 19, ст. 2714; 50, ст. 7362; 2012, 10, ст. 1162) изменение, дополнив его статьей 243.1 следующего содержания: «Статья 243.1. Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний 1. Публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан,- наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо лишением свободы на срок до трех лет.

http://pravoslavie.ru/56381.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Безучастность Кремля на акты сепаратизма Опасные тенденции нужно пресекать на корню, но государство не реагирует 26.06.2021 2490 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора На наших глазах усиливаются сепаратистские тенденции внутри страны, разыгрываются новые акты русофобии в братских государствах. Напомним здесь далеко не о всех, а лишь некоторых из них. Как сообщалось РНЛ , 25 мая Совет аксакалов Духовного управления мусульман Татарстана утвердил День памяти (Хэтер коне) «павших при взятии Казани в 13 день месяца шавваль». Присоединение Казани к России в 1552 году называется на официальном сайте татарстанских мусульман трагической датой в истории татарского народа. По словам муфтия Татарстана Камиля Хазрат Самигуллина, «у каждого народа есть свои шахиды. Для татар - это в первую очередь те, кто погиб при взятии Казани». В этой связи предложение ежегодно отмечать религиозный «Хэтер коне» («день памяти»), посвященный именно и только памяти павших татар при защите Казани от войск Ивана Грозного в 1552 году, выглядит как попытка поставить татарское мусульманское общество на шаткий путь исторических манипуляций. Установление такого «дня памяти» в Татарстане не соответствует исторической справедливости и создает явные дополнительные сепаратистские риски для страны. Кроме этого хочется вновь напомнить о странной направленности «деятельности» некоторых ярких федеральных руководителей, выходцев из Татарстана, представителей негласного татарского лобби, отраженных в материале «Хуснуллинщина – страна «вагония»» . Следующий факт сепаратистских проявлений последнего времени. 21 мая, в столице Кабардино-Балкарии прошли памятные мероприятия, посвященные 157-й годовщине окончания Кавказской войны. У памятника «Древо жизни», посвящённого адыгам, «жертвам Кавказской войны», активисты зажгли 101 свечу, по одной свече на каждый год войны. В мероприятии приняли участие члены правительства, депутаты парламента республики, депутаты Госдумы и руководство религиозных организаций региона. Министр культуры Кабардино-Балкарии Мухадин Кумахов, открывая официальную часть памятных мероприятий, сказал, что «адыгский мир в трауре, и нас поддерживает весь мир». Муфтий Кабардино-Балкарии совершил заупокойную молитву по «жертвам войны». «Разве это не сепаратизм?»

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/26/be...

Закрыть itemscope itemtype="" > Записки жандарма. Избранные главы Глава XIII 09.07.2012 597 Время на чтение 23 минут Глава V -VI Глава VII Глава VIII Глава IX Глава XI Глава XII Предуказав назначением князя Святополк-Мирского в сентябре прошлого года уклон к либерализму, будучи даже склонен в ноябре на созыв народных представителей, и отвернувшись затем в декабре решительно от этого намерения, Государь вновь после 9 января стал думать о нем. Ввиду такого нового поворота во мнении государя, 3 февраля у его величества состоялся совет министров, обсуждавший вопрос о привлечении народных представителей к законодательной деятельности, причем все присутствующие, за исключением одного, высказались за эту реформу. Этот один, горячо возражавший против введения в России народного представительства, был Сергей Юльевич Витте. Следующий день, 4 февраля, унес главного противника либеральных реформ великого князя Сергея Александровича; желание государя крепло и, как результат такого его направления, 18 февраля был опубликован высочайший рескрипт на имя нового министра внутренних дел Булыгина, в котором заявлялось намерение привлекать избранных от населения людей к участию в предварительных разработках и обсуждении законодательных предположений. В тот же день был опубликован манифест, призывавший общество к борьбе с крамолой, и указ сенату, возлагавший на совет министров рассмотрение поступающих от частных лиц и учреждений заявлений и ходатайств, касающихся усовершенствований государственного благоустройства и улучшения благосостояния. Опубликованные акты, призывавшие страну к реформаторской работе, дали новый толчок общественному движению. Земские собрания, городские думы, профессиональная интеллигенция, образовавшийся явочным порядком ряд всевозможных союзов, отдельные лица, - все обсуждали вопросы о народном представительстве и об отношении к работе Булыгинского «совещания». Составлялись резолюции, петиции, адреса, записки, проекты о государственных преобразованиях. Все крепло и бурлило еще сильнее, чем раньше. Окрыленные же успехом убийства дяди государя, революционные партии еще больше муссировали всеобщее возбуждение. Убийство Плеве, принесшее изменение внутренней политики, и убийство великого князя, за которым последовали акты 18 февраля, как бы служили лучшим доказательством правильности революционных способов борьбы и необходимости террора, как средства против правительства. А успешные террористические акты всегда побуждали к подражанию, и террор стал проявляться все чаще и чаще.

http://ruskline.ru/analitika/2012/07/10/...

Насколько понятно вам было то, о чем рассказывал учитель на уроках ОРКСЭ? (мнения учеников), по данным проведенного в 21 регионе России опроса школьных администраций, родителей, учеников, представителей религиозных организаций и экспертов ЖМП 1 январь 2020 /  31 января 2020 г. 12:00 Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы» В КАКОМ КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОСТАНУТСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОРКСЭ Минувшей осенью Министерство просвещения России  опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты» , из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия.  PDF-bepcuя. — Ваше Высокопреосвященство, с федерального портала «Нормативные правовые акты» информация о проекте нового ФГОС начального общего образования исчезла. По-прежнему ли государство настроено на исключение ОПК и трех других конфессиональных модулей из курса ОРКСЭ? — Долгие годы — сначала при апробации, а затем и во время реализации ОРКСЭ в школах России — эта предметная область была и продолжает оставаться символом профессионального и творческого сотрудничества государства, Русской Православной Церкви, традиционных религиозных организаций России в сфере образования, воспитания школьников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. И мне бы не хотелось рассматривать сложившуюся ситуацию как попытку сворачивания этой долгосрочной и многообещающей практики. В подтверждение моих слов немного статистики: сейчас примерно две пятых детей и их родителей в России в рамках курса ОРКСЭ выбирают для изучения именно основы православной культуры. Таких семей более половины в Центральном и Южном федеральных округах, а во многих регионах их доля превышает 70 %. Даже в Москве, при всем ее пестром этно-конфессиональном составе, большинство школьников в 4-м классе изучают именно ОПК.

http://e-vestnik.ru/db/mitropolit_rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010