Закрыть 79 лет назад был освобождён Киев Нам и особенно руководству сегодняшней России есть чему поучиться у наших предшественников – людей труда и ратной славы Великой страны Андрей Антонов   06:17 09.12.2022 360 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Не так давно мы отметили 79-ю годовщину освобождения столицы УССР – Киева. Он был освобождён от фашистской оккупации 6 ноября 1943 года советскими войсками 1-го Украинского фронта (до 23 октября 1943 года назывался Воронежский фронт) под командованием генерала армии Николая Ватутина. За последние столетия это было уже не первое освобождение русского города. Мы помним его польское пленение, кратковременное германское в 1918 году. Но освобождение Киева в 1943 году останется для нас, полагаю, особо знаковым. В ходе тяжелейших боёв в битве за Днепр августа-сентября 1943 года соединениям Красной армии удалось форсировать реку и создать несколько плацдармов на правом берегу Днепра. Основные из них – Лютежский (севернее Киева) и Букринский (южнее Киева). Было несколько попыток овладеть городом «с ходу», но они окончились неудачно. Об этом надо было задуматься хотя бы два года назад Правый берег срединного течения Днепра являлся основой укреплений немецкого вермахта, названных «Восточный вал» или «линия Пантера-Вотан». Эти укрепления, протянувшиеся с севера на юг, в основном вдоль берегов рек, по мнению Гитлера должны были остановить продвижение советских войск на запад. А затем с этого рубежа планировалось новое наступление на восток. Однако для Красной Армии, имевшей за своими плечами победы под Москвой, в Сталинграде, под Курской дугой уже не существовало непреодолимых преград. Она решительно шла на запад. При этом была уверена в поддержке политического руководства страны. Военачальникам, командирам, бойцам, да и всем гражданам Страны Советов не приходили в голову мысли, что руководители Советского Союза во имя интересов «каких-то партнёров» будут совершать «акты доброй воли» по отношению к противнику. В конце октября при подготовке наступления основные силы фронта по приказу Ставки Верховного Главнокомандующего были скрытно переброшены с Букринского на Лютежский плацдарм. Армейская разведка располагала достаточной информацией о местах расположения воинских частей врага, их технической оснащённости, укреплённых зонах.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/09/79...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Возвращение Земле Императора Николая II исторического названия - лучший памятник празднования 400-летия Дома Романовых...» Обращение к президенту Российской Федерации В.В. Путину участников научно-практической конференции «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее», приуроченной к 400-летию начала царствования Династии Романовых 11.04.2013 971 Время на чтение 7 минут Уважаемый Владимир Владимирович! В юбилеях присутствует особая мистическая сила. В такие дни происходит не только всеобщее воспоминание о событии, бывшем сто, или четыреста лет назад, но во всеобщем, всенародном переживании этих событий происходит укрупнение и подлинное осуществление их. Происходит то, ради чего и было это событие сто, или четыреста лет назад. 2013 год ознаменован вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 28 июля 2012 года 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», который особо подчеркивает, что Северный морской путь является «исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации Российской Федерации» Промыслительно, что вступление этого закона в силу совпало с двумя великими для нашей страны юбилеями - 400-летием дома Романовых и 100-летием открытия экспедицией Бориса Андреевича Вилькицкого архипелага, который был назван им Землей Императора Николая II. Название это было дано не только в связи с широко праздновавшимся тогда 300-летием Дома Романовых, но еще и потому что именно при Николае II Россия всерьез начинает заниматься обустройством тихоокеанских и североморских (Романов-на-Мурмане) рубежей. Собственно говоря, и сама щедро финансируемая государством Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО) Б.А. Вилькицкого была нацелена на прокладку Северного морского пути, и именно по нему и было совершено тогда первое в России сквозное плавание.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Здесь как было, так и ныне - сердце всей Руси Святой...» Московский Кремль. Фоторепортаж 09.11.2016 842 Время на чтение 8 минут «...Ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал», - так в 1836 году, полемизируя с западником и либералом Чаадаевым, сказал о России и истории нашего государства Александр Сергеевич Пушкин . Это замечательное высказывание великого русского поэта мне вспомнилось на Соборной площади Московского Кремля. Здесь под открытым небом государственного историко-культурного музея-заповедника, в «сердце всей Руси Святой» (как назвал Московский Кремль поэт Валерий Брюсов) - можно сказать, предстает вся многострадальная и героическая история нашей страны. То многолюдная от российских и иностранных экскурсантов, то через несколько минут опустевшая Соборная площадь занимает самую высокую часть кремлевского холма, ее окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого. Сооружённый в 1475-1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти белокаменный Успенский собор был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Здесь венчали на царство русских государей, избирали и поставляли на престол глав русской церкви, совершали торжественные молебны перед военными походами и по случаю побед русских войск. Здесь оглашались государственные акты и совершались ритуалы погребения митрополитов и патриархов. Так в 1547 году в Успенском соборе был венчан на царство первый русский государь Ивана IV Грозный. 26-го октября 1612 года русскими ополченцами под руководством Минина и Пожарского был освобожден от польско-литовских захватчиков Кремль. Радость победителей была омрачена известием о смерти умученного поляками Патриарха Московского Гермогена - идейного вдохновителя народного восстания 1612 года. Первым при освобождения Кремля поспешил в Успенский собор бывший в ополчении князь Хворостинин. «Покажите мне могилу отца нашего! Покажите мне могилу начальника нашей славы», - воскликнул он, и когда ему показали место захоронения священномученика, мужественный воин горько и долго плакал.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отказ от показа «Матильды» сетью кинотеатров Мамута искренен? Возможно, что отказ от демонстрации фильма сетью кинотеатров, принадлежащей Александру Мамуту, только первый шаг в какой-то комбинации адептов «Матильды» 13.09.2017 1488 Время на чтение 4 минуты Объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино», принадлежащая медиамагнату Мамуту, отказалась от показа «Матильды» режиссера Алексея Учителя. Можно было бы только радоваться такой новостью , если бы не два обстоятельства. Первый - любопытные комментарии самой сети по этому поводу. Решение об отказе в демонстрации фильма обоснован, оказывается, исключительно «безопасностью» зрителей. Но никак не моральной стороной, хулой на святые имена Царя Николая II и членов царской семьи и цинизмом фильма. Представители сети кинотеатров объявили, что «не могут подвергать опасности посетителей кинотеатров» в связи с «угрозами противников фильма». Ну а далее идет перечисление фактов с «поджогом» автомобиля адвоката Константина Добрынина ( на методы действий которого проиходилось обращать внимание ) с подброшенными листовками «За " Матильду " гореть», въезд в кинотеатр «Космос» автомобиля УАЗ в Екатеринбурге, осуществленный психически неадекватным человеком, рассказывается все про ту же, еще недавно никому не известную подставную организацию «Христианское государство - Святая Русь» и т.д. Так и излагают: «В связи с неправомерными действиями со стороны противников фильма, произошедшими в последние дни в разных городах России, и участившимися угрозами в адрес кинотеатров руководство объединенный сети приняло решение отказаться от показа кинокартины, говорится в сообщении: «Решение связано исключительно с желанием оградить посетителей киносети от рисков, которые влекут за собой публичные показы фильма»». Интересно, почему сеть кинотеатров путает себя с правоохранительными органами или судом, возлагая ответственность за вышеперечисленные преступные деяния на противников фильма «Матильда». Не наоборот ли, случайно? Сами адепты «Матильда» и устраивают эти акты с «угрозами» самим себе.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/13/ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: " Вся Россия содрогнулась от сериала «Школа» " По словам Предстоятеля Русской Церкви, современная российская школа никакой системы ценностей не формирует 20.04.2010 707 Время на чтение 4 минуты 19 апреля в Зале наград резиденции губернатора Челябинской области Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Н.А.Винниченко подписали соглашение о социальном партнерстве, сообщает Патриархия.Ru. Перед подписанием документа Предстоятель Русской Православной Церкви и Н.А.Винниченко обменялись речами. Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Я рад тому, что договор о сотрудничестве и взаимодействии Русской Православной Церкви с Уральским федеральным округом подписывается в присутствии глав регионов и епархиальных архиереев. Хотел бы обратить ваше внимание на еще одно удивительное совпадение: именно сегодня вступает в действие закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Среди этих социально ориентированных некоммерческих организаций - религиозные организации». По словам Его Святейшества, «принятие этого закона является свидетельством признания той большой работы, которую Русская Православная Церковь и другие традиционные религии России осуществляют в социальной области. Это означает, что с сегодняшнего дня можно совершено по-новому строить отношения со светской властью, государством - как на федеральном, так и на региональном уровнях - в плане взаимодействия в сфере столь востребованной нашим обществом социальной работы». «Сегодня и Церковь сознает необходимость возрождения социальной функции прихода, и государство понимает, что религиозные организации могут и должны осуществлять социально ориентированную деятельность. Новый закон помогает нам сделать то, чего не смогли сделать наши отцы, деды и прадеды. Замечательно, что мы с вами будем подписывать договор именно в тот день, когда закон, открывающий новые возможности для церковно-государственного взаимодействия, вступает в жизнь. Я хотел бы также сказать о том, что в этом году с 1 апреля реализуется еще очень важное начинание - преподавание «Основ религиозной культуры и светской этики» в школах. Были подготовлены учебные пособия. На мой взгляд, любой учебник можно критиковать, но всегда с чего-то нужно начинать, и полагаю, что мы начинаем не с самых плохих учебников, хотя, конечно, нужно совершенствовать этот курс. Но самое важное, что мы имеем сегодня, - это то, что все эти учебники формируют в сознании учащихся одну систему ценностей», - отметил Предстоятель РПЦ.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/20/pa...

Закрыть Самоходный самокат и его враги Потребность в нормативном регулировании дорожного движения с участием электросамокатов перезрела 16.04.2024 19 Время на чтение 7 минут В понедельник, 15 апреля, председатель Государственной Думы в тлг-канале затронул проблему использования самокатов на улицах городов. «С открытием сезона проката электросамокатов в Государственную Думу стали поступать многочисленные обращения с жалобами на лихачей, - сообщил Вячеслав Володин . - Нарушители правил дорожного движения (ПДД) значительно превышают скорость, пугая пешеходов, ездят по двое, а иногда — в нетрезвом виде. В результате в Москве и других городах нашей страны фиксируется рост ДТП с участием электросамокатов более чем в 2 раза, в том числе — со смертельным исходом. С 1 марта прошлого года действуют ПДД для данного вида транспорта. Но ответственности за их нарушение нет. Регионы просят внести изменения в КоАП, чтобы на улицах стало безопаснее. Вместе с этим компании, предоставляющие услуги электропроката, также должны нести ответственность. У них сегодня есть возможность пойти по пути саморегулирования. Им необходимо сделать всё, чтобы пользователи соблюдали ПДД, а жертв на дорогах не было». Поднятую проблему проанализировал в интервью «Руссой народной линии» магистр права Александр Валентинович Тимофеев: История правового регулирования дорожного движения в России насчитывает несколько сотен лет. Известны правовые акты в данной области жизни, принятые ещё в правление Иоанна III – деда Иоанна Грозного. Существенное изменение правового регулирования произошло во времена Петра I и Екатерины II. И, конечно, как может догадаться читатель, появление автотранспортных средств также привело к необходимости совершенствования нормативного регулирования дорожного движения. Сегодня мы столкнулись с аналогичным вызовом, на который в своё время вынуждены были отвечать наши предки. Возникшая дискуссия показала, что ни общество, ни государство не оказались готовы к появлению нового средства передвижения — самоходного самоката.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/sa...

Игнатий (Молчанов), игум. и Смелова Е. В. Закрытие Арсениева Комельского монастыря     Примечательной страницей истории Вологодской митрополии в последние годы стало увеличение количества действующих монастырей, закрытых с установлением в России в 1917 г. советской власти. Так, если в 2014 г. здесь насчитывалось 4 действующих монастыря, то в конце 2019 г. – 12 . В Вологодской епархии число действующих монастырей возросло с 4 (в мае 2014 г.) до 9 (в июле 2019 г.) . Решением Священного Синода были открыты Горне-Успенский женский монастырь в Вологде (2015 г.), Спасо-Каменный мужской монастырь (2017 г.), Богородице-Рождественский Ферапонтов мужской монастырь (2018 г.), мужской монастырь Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь (2019 г.), мужской монастырь Нило-Сорская пустынь (2019 г.); образованы 5 архиерейских подворий, находящихся в статусе возрождающихся монастырей . К числу последних относится и архиерейское подворье «Арсениево-Комельский Ризоположенский монастырь» в поселке Бушуиха Грязовецкого района Вологодской области . Приветствуя процесс возрождения православных монастырей, нельзя не отметить, что история их закрытия на Вологодской земле освещена в литературе крайне недостаточно или не изучалась вовсе. В частности, нет ни одной работы, посвященной закрытию Арсениева Комельского монастыря. Более того, сама дата закрытия монастыря в трудах, где упоминается данный факт (преимущественно это немногочисленные энциклопедические и справочные издания либо работы, посвященные средневековой истории монастыря) указана весьма неопределенно. Так, например, в статье А. К. Сальникова отмечается, что монастырь был закрыт после 1918 г. В настоящей статье мы попытаемся осветить историю закрытия монастыря, в том числе установить точную дату этого события. Источниковую базу исследования составили три группы документов: законодательные акты советской власти, архивные документы и материалы местной периодической печати. Среди первых особо следует отметить Декрет СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918 г. (известный как «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» ). Он важен для понимания основополагающих начал политики в отношении Церкви со стороны Советского государства.

http://sedmitza.ru/lib/text/9906600/

Коллектив авторов В. А. Кучумов Русское старчество 1. Некоторые итоги петровских преобразований XVin в. для Русской Православной Церкви оценивается в исторической науке как крайне неблагоприятный. Деятельность Петра I – царя-реформатора – нанесла ущерб не только традиционным формам русского православия (отмена патриаршества, соборности как принципа управления Церковью), но и, в известной степени, его духовной основе. Ростки европейского рационализма протестантского толка, которые взошли на российской почве еще до эпохи радикальных реформ (отчасти на примере взглядов Сильвестра Медведева и др.), позднее были насильственно привиты телу Церкви; не имея надежды на самостоятельное развитие, будучи обречены на неминуемое вымирание, они, тем не менее, значительно ослабили то, на чем от века зиждилась русская духовность – православный монашеский аскетический идеал, «ангельский образ» земной святости. В симбиозе византийских традиций и западной образованности, сотворенном усилиями отнюдь не только Петра Великого, но и его предшественников, не оставалось места для таких форм монашеского подвижничества как отшельничество, скитское жительство, странничество, святое юродство и пр., которые «разумно устроенным» государством рассматривались как своего рода преступления или, точнее, как поведение, не соответствующее вновь принятым законам и правилам. В стремлении к централизации и огосударствлению всех сторон жизни русского общества Петр I решился пойти на коренное переустройство Церкви 670 . О этом свидетельствует целая серия изданных им указов – от указа по изъятию колоколов до замены патриаршества Синодом. Помимо этих общеизвестных указов имели место и менее нашумевшие акты, касавшиеся преимущественно черного духовенства; на них следует остановиться подробнее. 24 января 1701 г. был возобновлен некогда упраздненный Монастырский приказ; ведение церковными и, в частности, монастырскими вотчинами было поручено боярину И. А. Мусину-Пушкину, в обязанности которого входило «сидеть на патриаршем дворе в палатах и писать монастырским приказом». Отныне вновь учрежденный приказ получал широкие полномочия в управлении церковной недвижимостью; этим был сделан первый шаг на пути к установлению безусловного государственного контроля за монастырскими вотчинами. Царские чиновники начали составлять переписи всего церковного имущества; с этой целью по архиерейским домам и монастырям были разосланы соответствующие комиссии 671 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.И. Одинцов ЛИТЕРАТУРА Архивы Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ) Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ) Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ) Российский государственный социально-политический архив (РГАСПИ) Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ РФ) Периодические издания Антирелигиозник. 1938. 2. Былое. 1917. 1. Владимирские епархиальные ведомости. 1917. 31. Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 29, 95. Дело народа. 1917. 31 декабря. Диспут. 1992. 3. Журнал Московской патриархии. 1943. 1, 3; 1944. 2; 1990. 5. Известия. 1918. 3 июля, 30 августа. Известия. 1922. 26 февраля, 15 марта. Известия. 1925. 15 апреля. Известия. 1927. 19 августа. Известия ЦК КПСС. 1989. 4; 1990. 4. Исторический архив. 1994. 3; 2000. 1. Красный архив. М.; Д., 1932. Т. 2. Миссионерское обозрение. 1900. 1. Наука и религия. 1987. 11; 1998. 2, 5. Отечественные архивы. 1993. 2; 1995. 2. Последние новости. Париж, 1927. 13 сентября. Правда. 1936. 26 ноября. Правда. 1941. 23 июня, 3 июля. Прибавления к «Церковным ведомостям». 1908. 2; 1906. 26, 38. Христианское чтение. СПб., 1900. Май. Церковно-исторический вестник. 1999. 2–3, 4–5; 2002. 9. Церковно-общественный вестник. 1917. 22. Церковные ведомости. 1901. 9. Церковный вестник. 1905. 2. Воспоминания, сборники, документы Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России. Позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. Аманжолова Д. А. «Горячо живу и чувствую…». Петр Гермогенович Смидович: Опыт исторического портрета. М., 1998. Бернев К. К. Православная миссия в оккупированном Пскове. Докладная записка Управления НКГБ по Ленинградской области. 1944 г.//Исторический архив. 2008. 5. Борис (Рукин). О современном положении Русской православной патриаршей церкви. М., 1927. Бухарин Н. И. Реконструктивный период и борьба с религией: Доклад на 2-м Всесоюзном съезде безбожников. М., 1929.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Переславское, Переяславское, Переславльское) 1. Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ), существовало в 1902-1930 гг.; 2. Ярославской и Ростовской епархии , действовало в 1998 г. Названо по г. Переславль-Залесский (ныне в Ярославской области ). 1. В ходе восстания ихэтуаней в Китае (1899-1900) была разгромлена Пекинская духовная миссия , после чего российские власти приняли решение ее упразднить. В июле 1901 г. начальник миссии архим. Иннокентий (Фигуровский ; впосл. митрополит) был вызван в С.-Петербург для назначения его начальником Урмийской духовной миссии . Однако в столице архим. Иннокентий сумел доказать необходимость сохранения Пекинской миссии, был оставлен во главе ее и 6 апр. 1902 г. назначен титулярным епископом Переславль-Залесским, викарием Владимирской епархии. Архиерею, к-рый должен был пребывать в Пекине, поручалось духовное окормление православных Китая, Монголии и Тибета. 3 июня 1902 г. в Свято-Духовом соборе Александро-Невской лавры состоялась епископская хиротония архим. Иннокентия. Титул для него был выбран в память о др. начальнике миссии в Китае - свт. Иннокентии (Кульчицком) , хиротонисанном 5 марта 1721 г. во епископа Переславского (Переяславского) в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря. В апр. 1918 г. патриарх свт. Тихон (Беллавин) и Синод постановили изменить титул еп. Иннокентия (Фигуровского) на «Пекинский», а епископом Переславль-Залесским, викарием Владимирской епархии, назначить ректора Смоленской ДС архим. сщмч. Дамиана (Воскресенского) (Акты свт. Тихона. С. 119). Архиерейская хиротония архим. сщмч. Дамиана состоялась 12 мая 1918 г. Викарий должен был пребывать в переславль-залесском Даниловом во имя Святой Троицы мужском монастыре и быть настоятелем этой обители; ему вверялось управление приходами и монастырями Переславского и Александровского уездов. Служивший в Переславле-Залесском прот. сщмч. Евгений Елховский вспоминал: «Назначением сюда епископа Дамиана Переславль был очень счастлив. За его приветливый взгляд, правдивую, добрую и неустрашимую душу, обходительность, доступность и ласковость, умение служить и проповедовать слово - и станом своим он был представительный - его скоро здесь полюбили» (Страницы истории России в летописи одного рода. М., 2004. С. 361).

http://pravenc.ru/text/2580006.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010