Москва. Кремль. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Собор Кремля Карта и ближайшие объекты Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. Первое каменное здание собора было заложено в 1326 г. первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Его возвел в 1479 г. специально приглашенный итальянский архитектор Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1943 гг. и грандиозный иконостас 1653 г. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер. В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения. Дата создания: 1474-1479 гг. Автор: Аристотель Фиораванти. Местонахождение: Государственный историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " . Материал, техника: кирпич, белый камень Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь. В конце XIII века первый самостоятельный московский князь Даниил Александрович, сын Александра Невского, заложил на этом месте каменный храм - первое каменное строение Москвы. Все это позволяет высказать предположение, что Успенский собор со дня своего основания стал патрональным храмом города.

http://sobory.ru/article/?object=03386

Москва. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь в селе Теплый Стан Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Николая Чудотворца Год постройки:1696. 1823 - обновление. Адрес: Россия, город Москва, поселок Завода Мосренген, вл. 1. Координаты: 55.615156, 37.476189 Проезд:из Москвы от станции метро " Теплый Стан " (первый вагон из центра), далее следуйте указателям автобусных маршрутов. Автобус до остановки " Улица Героя России Соломатина " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В старину на месте посёлка Мосренген стояла деревня Говорово. После возведения церкви деревня была переименована в Троицкое село. Строительство началось в 1686 году служилыми дворянами Стрешневыми, завершено в 1696 году последующим хозяином - Автономом Ивановым. В 1823 году, при хозяйствовании Ивана Никифоровича Тютчева, отца великого русского поэта, древнюю постройку обновили. На фасаде появились детали классической архитектуры, пилоны, был достроен второй придел. В 1907 году Троицкая церковь становится предметом специального изучения историков русского искусства Ф. Ф. Горностаева и Н. В. Никитина. Акты комиссии предписывают восстановить утраченный бирюзовый фон на пятиярусном иконостасе. Иконы из него передаются для реставрации иконописцу П. М. Соколову. Но едва ли не самым интересным открытием искусствоведов был факт, что царские двери Троицкой церкви, сооруженные родителями Тютчева, представляли то ли повторение, то ли прямую копию царских врат Казанского собора в Петербурге, расписанных В. Л. Боровиковским. Не исключено, что Тютчевы и сами обратились с заказом к прославленному русскому живописцу. В советские годы храм, как и многие другие был закрыт. В нем находились жилые помещения, лаборатория института Физики земли АН СССР. Внутренние помещения храма сильно пострадали, фрески были утрачены. В 1992 году церковь была возвращена верующим, отреставрирована. Тогда же была достроена трехъярусная шатровая колокольня, полностью обновлено внутреннее убранство храма, над входными воротами выстроены арки, территория вокруг храма благоустроена.

http://sobory.ru/article/?object=08524

поиск:   разделы   рассылка Валерия Сычева " О Вере, Царе и Отечестве " Источник:  Итоги Панк-шоу у алтаря, акты вандализма в храмах, скандалы вокруг собственности патриарха, жаркие дискуссии о роли и месте православия в светском государстве выплеснулись с газетных полос и телеэкранов на улицы и кухни... Таких потрясений Церковь не знавала за всю новейшую историю страны. Что за этим стоит – грязные пиар-технологии или стратегические просчеты, допущенные священноначалием РПЦ? Об этом на страницах " Итогов " дискутируют протоиерей Всеволод Чаплин и протодиакон Андрей Кураев. С одной стороны Протоиерей Всеволод Чаплин: " Церковью недовольно не общество, а лишь часть элиты... " – Отец Всеволод, почему фокус общественного интереса сконцентрирован сегодня именно на РПЦ? Речь идет не только о скандальном " панк-молебне " в ХХС, но и о вспышке антиклерикальных настроений, проявляющихся как на бытовом уровне, так и в СМИ, и о нарастающей критике в адрес патриарха. – Это индуцируемые настроения. На самом деле они не имеют отношения к реальности основной России. Речь идет о группке в несколько тысяч человек, которые пытаются эти настроения придумать и лукаво на них поиграть. – И какова цель? – Очевидно, некоторые не хотят, чтобы общество менялось, чтобы в нем мощно присутствовало нравственное измерение, чтобы любой грех, личный или общественный, назывался бы своим именем и обличался. – Кто же эти супостаты? – Это и некоторые финансовые круги, и люди, вхожие в коридоры власти, и часть экспертной и информационной элиты. Все они очень боятся, что религиозное чувство в народе станет основной жизненной мотивацией, и в этом случае для них просто не останется работы: им уже не удастся манипулировать народом в тех или иных экономических или политических целях. Надо сказать, что они правильно беспокоятся, но их методы чрезвычайно постыдны. – А может, в этом проявляется недовольство общества все более активным проникновением религиозных институций в светскую жизнь страны? – Отнюдь. Подчеркну: это недовольство не общества, а лишь части элиты.

http://religare.ru/2_93845.html

Понеже убо избра нас Святый Дух и освяти его благодать, в служение и строение таин его, и устрои пасти словесное стадо свое 494 , его же убо всяцем образом должни есмы соблюдати, елико и собе от навет смертных, поподобию стража, якоже глаголет пророк 495 : Аще бо мечю грядущу, не вострубит страж людем, ниже возвестит, и пришед мечь возмет душю, она убо забеззаконие свое взята будет, кровеже ея изруки стража взыщу. Василийже великий в постнических глаголет 496 , учиненый настроителство слова аще нерадит известити, яко убиица судится. Сего ради известившеся о сих тяжких запрещениих, да непостражем искусом в сих: Молит и вопрошает смирение наше, вашю святыню, и премудрый разум, к вящшему, и твердому содержанию нам пастырем стада овец, вкупе и вам, и еже бы налучшее пастыремже и пасомым происходити, ктомуже и яко да ни в малом чесом разстоятелни будем от себе мыже и стадо, и отлучимся главы нашея Христа. Ведуще вас истинных подражателей, рекшаго пророком 497 , непославе судит, ни по глаголанию обличит, (чтоже) воздвизают убо неции в нас прю, како персты имети десници, и воображати на лице знамение креста. Ови убо искуснии ихудожнии, три великия персты совокупивше, глаголю, великий палец, и указателный, и великий средний, во образ святыя тройцы, начертавают налице своем образ креста, ихже и мним добре творящих: овиже совокупивше указателный и средний великий перст, начертавают налице своем знамение креста, глаголюще изображати два естества Богочеловека, тремиже, первым великим палцем, и двема малыма глаголют образовати Святую Троицу. И се указующе како разумеют тема трема персты, о Святей Троице образ неприличен имущ, занеже неравенство имут персты к себе, великий с малыми, якоже слышим в писании равенство трех ипостасей к себе. И како разумети прочими двема, указателным и средним смотрения таинство, яко даневозмнится кому четвертое лице в совтавех имети. Кии убо отсих истиннии: тии ли иже первыми треми персты, или втории, иже двема персты, указателным и средним знамение креста творящии, и три персты великий, и два малыя, глаголющии во образ Святыя Троицы, молимся о сем возвестите нам, кое есть истина. Ответ пресвятейшаго, и блаженнейшаго патриарха, великаго Божия града антиохии, и всего востока, господа макария, ко пресвятейшему архиепископу московскому, господу НИКОНУ, всеа великиа и малыа и белыя россии патриарху

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Приложение 12 (к разделам 7.14–7.15) Акты митр. Сергия (Страгородского), относящиеся к общине свящ. Василия Адаменко На сегодняшний день известны два официальных документа, посвященных общине прот. Василия Адаменко: 1. Обращение Патриарха Сергия в Совет по делам Русской Православной церкви от 27 октября 1943 г. с просьбой об амнистии ряду лиц, в число которых входит прот. Василий Адаменко. 2.      Опубликованное в Журнале Московской патриархии Постановление заместителя Патриаршего Местоблюстителя от 10 апреля 1930 года о воссоединении общины свящ. Василия Адаменко с Патриаршей церковью. 3.      Сохранившаяся в виде фотокопии справка о разрешении общине свящ. Василия Адаменко совершать богослужение на русском языке. После первой публикации этой справки 471 высказывались сомнения в ее подлинности: «Подтверждение подлинности этого странного документа, – пишет свящ. К. Буфеев, – дело экспертизы. Почему оригинал не сохранился в архиве Московской патриархии – также вопрос к историкам-архивистам» (Буфеев 1999, с. 182). Поскольку архивы Московской патриархии для исследователей недоступны, мы не предпринимали попыток обнаружить оригинал этого документа. Достаточно надежным подтверждением подлинности этой справки является приведенное ниже постановление заместителя Патриаршего Местоблюстителя и временного при нем Патриаршего Священного Синода от 10 апреля 1930 года. Подлинность этого решения, напечатанного в официальной части Журнала Московской патриархии, не может быть оспорена. Поскольку в решении Синода также содержится разрешение служить на русском языке, то невозможно себе представить, кому бы могла понадобиться подделка Справки. Защитникам русского богослужения было бы проще ссылаться на издаваемый митр. Сергием журнал, а не на документ, происхождение которого сомнительно. Косвенным подтверждением подлинности справки является и ошибочная ссылка на номер решения Синода от 10 апреля 1930 года: в публикации ЖМП это постановление имеет номер 69, а в Справке – 39. Такая ошибка, не вызывающая удивления в случае рутинного копирования документа, невозможна при изготовлении фальшивки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Пятидесятилетие преставления Святейшего Патриарха Тихона. 1925–1975 г. В самый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта ст. ст., на исходе этого дня, исполняется ровно 50 лет со дня кончины, несомненно мученической, хотя прямых доказательств этого нет, великого исповедника наших апокалиптических дней Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея России – последнего нашего Всероссийского Патриарха, законно избранного свободно-созванным Поместным Всероссийским Церковным Собором 1917 года. Авторитет его был и остается настолько высоким, что им подкрепляли и доселе подкрепляют себя не только стоявшие и стоящие на правом церковном пути, но и те, кто далеко отклонился от этого пути, криво толкуя в свою пользу слова, поступки и образ действий Святейшего. Ни на один миг мы не смеем забывать, что покойный почти все годы своего патриаршества (1917–1925 г. г.) в полном смысле слова провел в плену у жесточайшей богоборческой власти, которая главным врагом своим считала Православную Церковь , а потому не останавливалась ни перед чем, лишь бы только сломить и уничтожить ее. Странно поэтому, что и до сих пор еще есть люди, которые считают все, что связывалось с именем Святейшего Патриарха Тихона, выражением его свободного волеизъявления, особенно, когда доподлинно известно, что многие акты, исходившие будто бы от него, находились в полном противоречии с тем, как он действительно был настроен, судя по другим его актам, и как он неофициально высказывался в разговорах с лицами, коим доверял. Единственный акт, безусловно достоверный, несомненно ему принадлежащий, изданный им, когда он еще имел возможность свободно высказываться, это – исторический акт 19 января 1918 года, в котором он мужественно анафематствовал большевиков за воздвигнутое ими гонение на Церковь и за жестокие и зверские избиения ни в чем неповинных людей без всякаго суда, с попранием всякаго права и законности, и.предостерегал всех верных чад Православной Церкви «не вступать с таковыми извергами человеческого рода в какое-либо общение: «измите злаго от вас самих» ( 1Кор. 5, 13 ) "

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Сказавши без всяких доказательств, что наша древняя церковная администрация приняла формы, по которым жило тогдашнее общество, г. Лохвицкий продолжает: «Масса жалоб, которыми наполнены наши акты, доказывает, что древние административные формы не удовлетворяли потребностям тогдашнего общества; эта неудовлетворительность должна была еще ярче выразиться в церковной сфере, потому что церковь имела для себя готовый идеал в каноническом праве идеал, которого не имело светское общество. При всех этих недостатках, церковная администрация сохранила свои формы во всю нашу старину, хотя и сознавала их несостоятельность в каноническом отношении». Здесь автор, нарушая основные требования науки, бросает свои мнения вовсе без доказательств или думает доказывать их тем, что еще нужно доказать. По его словам, масса жалоб доказывает, что древние административные формы не удовлетворяли потребностям тогдашнего общества; но на деле: 1-е: предмет, по его мнению, доказывающий, сам еще не доказан, следовательно, поэтому самому уже не может служить доказательством; масса жалоб, разбросанная в дошедших до нас актах, весьма незначительна, ничтожна по отношение как к продолжительному времени, к которому они относятся, так и к огромному пространству, ими обнимаемому; 2-е: в жалобах должно различать жалобы на злоупотребления, которые возможны при всех человеческих учреждениях, ибо зависят не от закона, не от учреждения, а от испорченной воли человека; потом, жалобы на неудовлетворительность учреждений, которые только свидетельствуют о постепенном развитии общественной жизни, о движении ее вперед; жалобы сего рода ясно говорят исследователю, что перед ним история жизни преуспевающей, идущей вперед, а не окаменелой, ибо законы и учреждения идут за общественною жизнью: является в обществе потребность, в след за тем является и закон для направления потребности; изменяется потребность, и прежний закон становится неудовлетворительным рождаются жалобы. Сверх сего не должно забывать, что не все жалобы основательны; следовательно, заключения по одним жалобам, часто ведут к заблуждениям 1 . Я здесь повторяю истины известные и преизвестные; но не могу умолчать о них, ибо наши исследователи большей частью вовсе опускают их из виду, и бредут неведомо куда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Скачать epub pdf Стандартная картина «патриархального угнетения» Тема насилия в семье приобрела известность в ходе попыток провести законопроект, который, по мысли его создателей, должен был решить эту проблему, и остается постоянной для публикаций в Сети. Один из вопросов, который при этом постоянно поднимается, – соотношение такого насилия и христианской веры. Люди определённых идеологических предпочтений уверены, что вера сильно способствует битью жён. Об этом говорят как о чём-то несомненном – христианство есть религия патриархальная, то есть поддерживающая традиционные гендерные роли: глава семьи муж, жена не должна господствовать над мужем. Апостольские послания и всё Священное Предание явно рисуют картину семьи, где главным кормильцем является муж, а на жене лежит забота о детях. Картина, которая многим современным авторам (и авторкам) представляется просто ужасной, мол, консерваторы хотят заставить женщину быть «босой, беременной и на кухне». И, конечно же, «мужем битой» – это тоже входит в стандартный образ «патриархального угнетения». Имеет ли всё это отношение к реальности? Данные, которые мы рассмотрим в этой статье, указывают на обратное. Религиозные люди меньше склонны к семейному насилию, но это важная тема, и её стоит рассмотреть по порядку. Как на самом деле религия влияет на семейное насилие? У нас нет подробных исследований о ситуации именно в России и Православной Церкви, но претензии тех, кто обвиняет Церковь в поощрении домашнего насилия, относятся не к чему-то специфически русскому или православному, а к общехристианским представлениям о традиционных ролях мужчины и женщины в семье. Поэтому мы можем с полным основанием обратиться к мировому опыту. Вопрос о влиянии религии на семейное насилие довольно широко рассматривался в англоязычном мире. Обзор исследований на эту тему можно обнаружить, например, в работе ученых из университета Миссури Effect of Religion on Domestic Violence Perpetration Among American Adults («Влияние религии на домашнее насилие среди американских взрослых»). Целый ряд исследований обнаружили, как утверждается в этой работе, «Выраженное отрицательное соотношение между религией и семейно-бытовым насилием» – то есть религиозные люди склонны к нему заметно меньше. В частности, было установлено, что «регулярное посещение богослужений имеет сильное и статистически заметное отрицательное соотношение с домашним насилием. Мужчины, которые посещали церковь раз в неделю или чаще, были примерно на 60,7% процента менее склонны совершать акты домашнего насилия, чем те, кто не ходит в церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

сост. В.В. Лобанов Перечень использованных источников и литературы Архивные фонды Российский государственный архив соинально-политической истории. Ф. 2. О. 1.Д.23358; Ф.17. Оп. 3.Д. 362; Оп. 60. Д. 4, 29, 158, 793; Оп. 84. Д. 309; Оп. 12. Д. 367, 443-а, 565-а, 620, 775; Оп. 113. Д. 353, 612, 683, 871; Оп. 163. Д. 317, 331, 334, 343, 408; Ф.89. Оп. 4. Д. 115, 122, 160, 180; Оп. 12. Д. 2. 9; Ф. 558. Оп. 11. Д. 29. Государственный архив Российской Федерации. Ф.А–353. Оп. 3. Д. 739; Оп. 8.Д. 8; Ф. Р–393, Оп. 43а. Д. 54; ФО Р–1235. Оп. 11. Д. 142; Оп. 140. Д. 59. Ф. Р–8406. Оп. 2. Д. 191. Архив Президента Российской Федерации. Ф. 3. Оп. 60. Д. 13. Опубликованные источники Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. М., 1994. Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . 1922–1925: В 2 кн./Сост. Н. Н. Покровский , С. Г. Петров, М.; Новосибирск, 1997–1998. Гидулянов П. В. Церковь и государство по законодательству РСФСР. М. 1923. Двенадиатый съезд РКП(). 17–25 апреля 1923 г: Стенографический отчет. М. 1968. Дeяhuя III Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви на территориях СССР. Самара, 1925. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Ч. I. M., 1954. «Обновленческий» раскол: Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)/Сост. И. В. Соловьев. М. 2002. Политбюро ЦК РКП(6)–ВКП(б), Повестки дня заседаний. 1919–1952: Каталог. Т. 1. 1919– 1929 . М., 2000. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941: Документы и фотоматериалы, М. 1996, Следственное дело патриарха Тихона: Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 19. Вып. 1. 3. [Репринт: М., 1994]. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР за 1922 г. М., 1922. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. М.А. Бабкин IV. Приветственные телеграммы съездов духовенства и мирян представителям новой государственной власти и Св. Синоду Установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение. Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России (Из послания патриарха Тихона к православному клиру и мирянам «О невмешательстве в политическую борьбу» (25 сентября (8 октября) 1919г.). Акты святейшего Тихона... С. 164) 4.1. Телеграммы епархиальных и викариатских съездов духовенства и мирян 364. Телеграмма первенствующему члену Св. синода митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) и обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову духовенства Киевской епархии 656 7 марта 1917 г. Духовенство г[орода] Киева просит ваше высокопреосвященство и г. обер-прокурора Св[ятейшего] синода засвидетельствовать его глубокую верность, искреннюю благодарность и молитвенные благопожелания комитету государственной Думы и Временному правительству, даровавшим свободу дорогой родине, несущей с собой победу над внешним врагом и освобождение церкви, и настоятельно взывает к скорому созыву [Поместного] собора, который одновременно с Учредительным собранием, имеющим выразить волю народа в избрании формы государственного управления, выработает основы внутреннего свободного строя Русской православной церкви. Киевлянин. Киев, 1917. 68. С. 1. 365. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко и председателю Совета министров князю Г.Е. Львову 657 Ставропольского губернского съезда духовенства 17 марта 1917 г. Съезд духовенства Ставропольской губернии, переживая со всей великой Россией радость обновления строя государственной жизни на началах свободы, выражает полную готовность подчиниться Временному правительству, всеми силами содействуя ему в устроении государственной жизни, и желает видеть в нем единую верховную власть, свободную от воздействия на него какой-либо партийной организации. Призывая Божие благословение на труды Верховного Правительства, съезд надеется видеть в нем доброжелательное и заботливое отношение к нуждам православной Церкви и духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010