А.С. Смыкалин Литература Абданк-Коссовский В. Русская эмиграция. Итоги за тридцать пять лет//Возрождение. 1956. 51, 52, 54. Аверкий (Таушев) , архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего митрополита Анастасия// Анастасий (Грибановский) , митрополит. Беседы с собственным сердцем. СПб., 2002. Автокефалия Русской Православной греко-кафолической церкви Америки. Нью-Йорк, 1970. Акты Святейшего Патриарха Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей церковной власти (1917–1943 гг.). М., 1994. Александр (Заркешев), игумен. Русская Православная Церковь в Персии – Иране (1597–2001 гг.). СПб., 2002. Александр (Введенский), протоиерей. Церковь и революция. Пг., 1922. Алексий (Марченко), протоиерей. Религиозная политика советского государства в годы правления Н. С. Хрущёва и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010. Алехин Ю. В. Русское Зарубежье (обзор первой войны)//URL: http://zarubezhje.narod.ru/text/chss_l 124.htm. Амфитеатров А. Церковь и эмиграция. Белград, 1928. Андреев И. , профессор. О положении Православной Церкви в Советском Союзе. Катакомбная церковь в СССР. Нью-Йорк, 1951. Андрей (Кураев), диакон. Церковь в мире людей. М., 2007. Аникин Д. А. История религии. М., 2011. Аркадий (Маковецкий), протоиерей. Белая Церковь вдали от атеистического террора. СПб., 2009. Арсеньев Н. С. О русской эмиграции (с 1920 по 1970 г.) и о духовном ее служении//URL: http://zarubezhje.narod.ru/text/chss_0104.htm. Бакаев Ю. Н. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск, 1994. Барабанов Е. В. Раскол Церкви и мир//Из-под глыб. Париж, 1974. Беглов А. Церковное подполье в СССР. В поисках «безгрешных катакомб». М., 2008. Белов А. В., Шилкин А. Д. Карловацкий раскол – прошлое и настоящее. М., 1975. Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни: круглый стол по религиозному образованию и диаконии. М., 2004. Борщ И. Русская наука церковного права в первой половине XX века: поиск методологии. М., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей. 1921–2007/Сост. Д.П. Анашкин. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012 ЖМП 2 февраль 2013 /  25 марта 2013 г. 01:00 Церковное нормотворчество: новый сборник правовых актов Русской Православной Церкви Заграницей В минувшем году Русская Православная Церковь отмечала пятилетие со дня объединения с Русской Православной Церковью Заграницей. Сейчас можно уверенно сказать, что воссоединение не стало формальным. Успешное объединение и последующее углубление отношений стало прямым следствием внутреннего единства между двумя частями русского православия, того единства, о котором говорил еще святитель Иоанн (Максимович): «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с нею» (Святитель Иоанн (Максимович) и Русская Зарубежная Церковь. Нью-Йорк; Джорданвилль: Свято-Троицкий мон-рь, 1996. С. 36). Слова архиепископа Иоанна стали пророческими: спустя 40 лет после его кончины разделение было преодолено. Важной задачей, стоящей в настоящее время перед исследователями, является осмысление пути русской церковной эмиграции как части истории единой Русской Церкви. Однако понимание исторического пути любой социальной группы невозможно без четкого представления о ее законодательной базе. Так, например, известный сборник документов и материалов «Акты Святейшего Патриарха Тихона» открыл дорогу к исследованиям довоенной церковной истории, а сборник «Следственное дело Пат­риарха Тихона» позволил подробно изучить гонения на Церковь первой половины 1920-х годов. Исследования по истории русской церковной эмиграции в ХХ веке до сего времени встречали препятствия прежде всего из-за недоступности многих правовых актов, принятых Русской Зарубежной Церковью. Чтобы получить представление о взглядах зарубежного церковного центра на ту или иную проблему, исследователям приходилось подолгу просматривать подшивки старых эмигрантских журналов в зарубежных библиотеках. Нет необходимости говорить, что в России найти эти периодические издания почти невозможно. В результате о многих решениях, принятых РПЦЗ, в России было смутное представление. Иногда оно было и вовсе неверным, что создавало почву для различных фальсификаций. Более того, даже в самой Русской Зарубежной Церкви память о принятых некогда решениях постепенно стиралась. Таким образом, необходимость составления единого свода законодательства Русской Православной Церкви Заграницей назрела давно. Весьма радует, что такой труд все-таки появился.

http://e-vestnik.ru/reviews/tserkovnoe_n...

Закрыть itemscope itemtype="" > «АРКС» представляет проект федерального закона о возрождении традиционной семьи 05.04.2012 309 Ассоциация родительских комитетов и сообществ России «АРКС» представила свой проект «Возрождение семьи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей». Этому событию была посвящена пресс-конференция «Ювенальная юстиция, есть ли альтернатива?», которая прошла в агентстве «Интерфакс-Религия» 30 марта 2012 года, сообщает центральный совет Ассоциации «АРКС», учрежденной в Казани. В работе пресс-конференции участвовали: - глава Синодального отдела по взаимоотношениях Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, - настоятель храма Всемилостливого Спаса, член ЦС АРКС протоиерей Александр Ильяшенко, - директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, член ЦС АРКС Ольга Владимировна Леткова, - заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон» Николай Бондаренко, - председатель Межрегиональной общественной организации «За права семьи» Павел Парфентьев. Общественности был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поводом для разработки проекта послужило внедрение в России ювенальной системы западного образца, которая под видом защиты прав детей в либеральном духе позволяет чиновникам вторгаться в частную жизнь семьи, в детско - родительские отношения, и нередко приводит к отобранию детей у родителей по самым широким и необоснованным поводам. Проектом предлагается обозначить в российском законодательстве ряд положений, предоставляющих родителям право самостоятельно решать вопросы, касающиеся внутренней жизни своей семьи, включая вопросы воспитания своих детей в соответствии со своим мировоззрением, религиозными, национальными и культурными традициями, а также ограничивать права ребенка, если он пользуется ими во вред своему полноценному физическому, интеллектуальному или духовно-нравственному развитию.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/05/ar...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Внешняя видимость семьи может рассыпаться в любой момент» О гражданском сожительстве 06.04.2020 1316 Время на чтение 3 минуты В последнее время в средствах массовой информации активно обсуждаются вопросы нравственной оценки распространенной практики сожительства мужчины и женщины без официальной регистрации брака в ЗАГСе. Любое государство, независимо от уровня его экономического развития, следит за численностью своего населения, а также за образованием и расторжением «ячеек» общества (семей). Очевидно, что такая масштабная работа должна выполняться специальным учреждением. В России до 1917 года учёт народонаселения велся церквями, рождение и смерть регистрировались в специальных книгах. В то время в России официально было единое вероисповедание – православное, и регистрацией населения занималась Русская Православная Церковь. После Октябрьской революции функции учёта населения страны были переданы специальному органу записи актов гражданского состояния, сокращенно – ЗАГС. Декретом от 18 декабря 1917 года было предписано передать все книги регистрации населения из церквей в местные отделения ЗАГСов. В настоящее время деятельность ЗАГСов регулируется Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ. В соответствии со статьей 3 указанного закона «Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан». Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. Этот краткий обзор юридической стороны рассматриваемого вопроса необходим для того, чтобы глубже понять позицию тех, кто считает, что гражданский брак и гражданское сожительство – это одно и то же. На самом деле – гражданский брак – это брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Гражданское сожительство – это сожительство мужчины и женщины без какой-либо государственной регистрации. Если в первом случае супруги имеют определенные действующим законодательством права и несут предусмотренные тем же законодательством обязанности, то во втором случае – никаких прав и обязанностей семейное право не предусматривает.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/06/vn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обращение к духовенству и пастве приходов Русской Зарубежной Церкви в России 11.07.2006 410 Время на чтение 3 минуты Дорогие о Господе отцы, братие и сестры! Прошедшие в мае с.г. Всезарубежный и Архиерейский Соборы совершенно определенно показали нам, что Русская Зарубежная Церковь взяла направление на каноническое и евхаристическое общение с Московским Патриархатом. Это не означает, что проблемы экуменизма и " сергианства " отброшены в сторону и забыты. Нет. Но мы должны признать, что Московский Патриархат уже ясно и четко определился в неприятии " теории ветвей " и " крещенской " экклезиологии, что и являются признаками экуменизма, как еретического вероучения. С такой же ясностью Московским Патриархатом принят отказ от участия в экуменических " богослужениях " . Основанием же для разделения могут быть только вероучительные разногласия. Что же касается отказа от " Декларации " 1927 г., то он совершается постепенно. Главные вехи такого отказа - это прославление сонма новомучеников вкупе с Царской Семьей, и принятие новой социальной концепции в 2000 г. Нужно, однако, и нам признаться, что мы ревностно следим за каждым словом похвалы в адрес митрополита Сергия, но совершенно не замечаем слов осуждения его церковной политики, особенно когда сами ошибки не связывают с именем " Сергий " . Я с удивлением узнал во время Соборов, что даже ярые противники единства с Московским Патриархатом за рубежом уже убрали из своих претензий проблему " сергианства " . Мне остается засвидетельствовать, что проблема " сергианства " уменьшилась благодаря сумме перемен в Московском Патриархате до такой величины, что уже не может претендовать на размер проблемы, оправдывающей разделение. Вот таким образом устраняются причины, которые могли бы вызвать смущение в восприятии курса Русской Зарубежной Церкви на каноническое общение с Московским Патриархатом. Осуществление этого курса на практике требует времени, и невозможно его определить какими-либо датами. Предстоит труд согласования и утверждения церковной властью обеих частей Русской Церкви основных положений, обусловливающих возможность евхаристического общения и канонического единства. После того, как эти согласования и утверждения будут произведены, останется подписать соответствующие Акты Священноначалием. Но на это уйдет время от нескольких месяцев до года. После этого для Российских приходов Русской Зарубежной Церкви наступит " переходный период " . Он с точностью тоже пока не определен официально. Скорее всего, речь может идти о пяти годах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

И. В. Пугач. Центральное Поморье в годы петровских преобразований: заметки по поводу монографии М. С. Черкасовой «Вологда и Устюг в эпоху Петра I»   В преддверии юбилейных торжеств, которые широко отмечаются в 2022 г. научным и музейным сообществом России – 350-летие со дня рождения Петра Великого, вышла монография доктора исторических наук, профессора Вологодского государственного университета М. С. Черкасовой, посвященная жизни двух северных городов – Вологды и Великого Устюга – в начальный период петровских преобразований. Обращение Марины Сергеевны к данной теме не случайно. Описанное ею время – один из важнейших этапов в отечественной истории, время трансформации всей системы государственно-политической, социально-экономической и культурной жизни России. Региональный аспект петровских преобразований на примере Вологды и Великого Устюга позволяет увидеть конкретно-исторический характер этих изменений. Поморье и его крупные города занимали особое место в планах царя-реформатора, особенно на начальном этапе их реализации. После азовских походов фактически все усилия по дальнейшему строительству флота так или иначе были связаны с Русским Севером. Еще в большей степени Петра I интересовали экономические и людские ресурсы региона, который в XVII в. являлся одним из важнейших доноров государственного бюджета. Монография состоит из введения, четырех отдельных очерков, связанных прежде всего логикой политических, экономических и социальных потрясений, которые переживала Россия в период петровских реформ, заключения, научно-справочного аппарата и обширного Приложения – подборки из 85 архивных документов, в основном из фондов Государственного архива Вологодской области. Статистический материал о финансово-хозяйственном состоянии приходских храмов Устюжской епархии, городском населении Вологды и тяглом населении Устюга сгруппирован в 12 таблицах. Поражает широта и разнообразие источников, привлеченных автором к исследованию. Это в первую очередь неопубликованные делопроизводственные материалы и частноправовые акты Вологодской духовной консистории (ф. 496), Вологодского архиерейского дома (ф. 948), Спасо-Прилуцкого монастыря (ф. 512), Коллекции столбцов (ф. 1260) и др. Государственного архива Вологодской области; материалы фондов Великоустюжского центрального архива – Посадской земской избы (ф. 1.) и Духовной консистории (ф. 363). Значительный комплекс документов извлечен из фондов РГАДА – Монастырский приказ (ф. 237), Устюжский архиерейский дом (ф. 236) Вологодский магистрат (ф. 717), Поместный приказ (ф. 1209), Ландратские книги и ревизские сказки (ф. 350) и др. Значительное место в работе занимают и опубликованные материалы по народонаселению Вологды и Великого Устюга первой четверти XVIII в. описи, приходо-расходные и хозяйственные книги Вологодского архиерейского дома , описи и переписные книги вологодских монастырей .

http://sedmitza.ru/lib/text/10193511/

Источники и литература Die Orthodoxe Kirche in Russland. Dokumente ihrer Geschichte (860–1980). Gottingen, 1988. Fireside Harvey. Icon and Svastika: The Russian Orthodox Church under Nazi- and Soviet Control. Cambridge, 1971. Fletcher, William C. A study in survival. The Church in Russia. 1927–1943. London, 1963. Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1943. Koln-Braunsfeld, 1933. Johannes Chrysostomos. Kirchengeschichte Russlands der neuesten Zeit. 1.–3. Bd. Munchen-Salzburg, 1963–1968. Manuil (Lemesevskij).Die russischen orthodoxen Bischofevon 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie. Bis zur Gegenwart erganzt von C. Patock, 1.–4. Bd. Erlangen, 1979–1986. Rossler R. Kirche und Revolution in Russland. Patriarch Tichon und der Sowjetstaat. Wien-Koln-Graz, 1969. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998. М., 1999. Алексий II, Патриарх. Православие в Эстонии. М., 1999. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам храмов города Москвы на епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. М., 1996. Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово на епархиальном собрании духовенства Москвы 23 декабря 1994 г. М., 1995. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1994. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 1994 г. Документы. Доклады. М., 1995. Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885. Барсов Т. В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 1–2. М., 1993. Валентинов А. Черная книга. (Штурм небес.) Сборник документальных данных. Париж, 1925.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

О.В. Шведов Приложения основных источников исторических документов и справочной информации Приложение 1 Определение священного собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви. 2 декабря 1917 года Священный Собор Православной Российской Церкви признает, что для обеспечения свободы и независимости Православной Церкви в России, при изменившемся государственном строе, должны быть приняты государством следующие основные положения: 1 . Православная Российская Церковь , составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство. 2 . Православная Церковь в России в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами независима от государственной власти и, руководясь своими догматикоканоническими началами, пользуется в делах церковного законодательства, управления и суда правами самоопределения и самоуправления. 3 . Постановления и узаконения, издаваемые для себя Православною Церковью в установленном ею порядке, со времени обнародования их церковною властью, равно и акты церковного управления и суда признаются государством имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы. 4 . Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковною властью. 5 . Церковная иерархия и церковные установления признаются государством в силе и значении, какие им приданы церковными постановлениями. 6 . Действия органов Православной Церкви подлежат наблюдению государственной власти лишь со стороны соответствия их государственным законам, в судебноадминистративном и судебном порядке. 7 . Глава Российского государства, министр исповеданий и министр народного просвещения и товарищи их должны быть православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. Сидаш НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА В РОССИИ В начале XXI века уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что церковный раскол середины XVII века явился одной из самых трагических и кровавых страниц русской истории. Предпринятая 350 лет назад царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковная реформация расколола не только Русскую Церковь . Она расколола пополам всю русскую историю, став своего рода ее водоразделом. Только в последние годы начинает приходить понимание того, какая непоправимая катастрофа произошла на Руси в далеком XVII столетии... Вспомним основные вехи пресловутой церковной «реформы», приведшей к трагическим событиям раскола. В 1645 году в Москве образовался кружок ревнителей церковного благочестия – так называемых боголюбцев. В этот кружок входили молодой царь Алексей Михайлович, царский духовник протопоп Стефан Внифантьев (Вонифатьев), протопоп Иоанн Неронов и некоторые другие. Целью кружка было благоустройство Русской Церкви и государства после Смутного времени начала века. Боголюбцы понимали необходимость определенных церковных реформ, призывали к соблюдению христианской морали, много внимания уделяли проповеди, устраивали центры христианского просвещения, стремились поднять авторитет Церкви в глазах народа. Настоящим вдохновителем кружка был отец Иоанн Неронов, выходец из района знаменитых заволжских старцев. Именно Неронову принадлежит заслуга возрождения личной проповеди, которой уже несколько столетий не знало русское православие. При нем всегда была книга Маргарит – собрание проповедей святого Иоанна Златоуста , по которой отец Иоанн Неронов учил русских людей, «на стогнах града и на торжищах... возвещая всем путь спасения». Всей своей жизнью Неронов, невзирая на «дух времени», пытался следовать христианским заповедям. Он открывал школы, богадельни, смело вмешивался в дела светских властей как в провинции, так впоследствии и в столице. В 1632 году он даже попадал на два года в ссылку в Никольский Корельский монастырь за неодобрительные слова о царском походе на поляков. После своего освобождения Неронов возвращается в Нижний Новгород, а затем поселяется в Москве, где по ходатайству царского духовника Стефана Внифантьева становится в 1645 году протопопом Казанского собора на Красной площади. Это был его «звездный час». Послушать Неронова приходила вся Москва во главе с самим царем и царицей. Стены Казанского собора не могли вместить всех желающих послушать его проповеди, так что порой приходилось писать текст проповедей на специальных досках, размещавшихся на стенах собора.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

ЦВ 23 (467) декабрь 2011 /  20 декабря 2011 г. 01:00 Вернуть в семью счастье. Проблема, которую может решить Церковь В России 80 разводов на 100 браков — такова статистика, говорящая о катастрофе института семьи. На фоне отсутствия уважения супругов друг к другу и ответственности за свою семью явление домашнего насилия выглядит вполне закономерным. Но в условиях, когда его не признает государство, а у общественных организаций не хватает средств и ресурсов бороться с ним, надежды жертв (не только женщин, но и детей, стариков) обращены к Церкви. Ведь только у Церкви есть эффективный и надежный инструментарий для врачевания такой тонкой сферы межличностных отношений, как семейная жизнь.   «Новое» понятие или вечная история Домашнее насилие — явление столь же древнее, как и институт семьи, но само понятие было сформулировано уже в наше время. Тогда же произошло и осознание этой социальной проблемы. На Западе об этом заговорили в 1960–1970-е годы, а в странах СНГ — уже после распада СССР. В советском законодательстве не было понятия. Правда, женщины были вправе обратиться в милицию с заявлением о нанесении  им телесных повреждений, такой  парядок действует и сейчас. Однако, например, на Украине и в Молдове уже приняты законодательные акты, воддящие наказание  за домашнее насилие, создана сеть приютов и консультаций. Статистика, приводимая в специальной литературе и с которой можно ознакомиться, как правило, уже устарела и содержит приблизительные цифры. Например, часто упоминается, что порядка 14 или даже 15 тыс. женщин в год в России погибают (!) от рук супругов или сожителей. Остальные цифры базируются на данных МВД, учитывающих «бытовые преступления» без выделения субъекта и объекта преступления. Но очевидно, что среди потока даже зарегистрированных бытовых преступлений значительная часть приходится на насилие, происходящее в семье.   В каждом дому по кому Специалисты различают домашнее насилие в отношении супругов, детей и престарелых родственников. Его проявления можно классифицировать по содержанию: физическое, психологическое и экономическое.

http://e-vestnik.ru/analytics/semya_tser...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010