И. поминался в Антониевом Сийском монастыре в 3-ю субботу Великого поста: «Пети панахида собором пред обеднею. Поминать игумена Исидора (Корежемской), игумена Питирима (Сийской), священноинока Иону (что писал чюдотворцеву службу и Житие), инока Левкия, Иоанна, инока Исайи (из Ручьев)» (Кормовая книга Антониево-Сийского мон-ря - РНБ. СПбДА. A.II. 383. Л. 53 об.- 54, XVII в.). Имя И. не вошло в Собор Сийских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), празднование которому было установлено в 2008 г. по благословению Архангельского и Холмогорского еп. Тихона (Степанова) . Сочинения Первые агиографические труды И., составленные в 1578-1579 гг., посвящены прп. Антонию Сийскому. В 1578 г. по благословению Вологодского и Великопермского еп. Варлаама и по «понуждению» сийского игум. Питирима в Антониевом Сийском мон-ре И. написал Житие преподобного («Месяца декабря 7 день. Житие, и подвизи, и отчясти чюдес исповедание преподобнаго отца нашего Антония игумена, иже на Михайлове езере пречестен Сийский монастырь поставльшаго во имя Пресвятыя и Живоначялныя Троица и Пречистыя Богородица честнаго и славнаго Ея Благовещения, иже и Сийский нарицается» - БАН. Арханг. 250. Л. 178 об.- 180, 80-е гг. XVI в.). И. лично не знал прп. Антония - в предисловии к Житию книжник писал, что «предал писанию» все, что услышал от учеников святого и от достоверных свидетелей подвигов прп. Антония спустя 21 год после его преставления. Житие прп. Антония Сийского содержит много реалистических подробностей, яркие зарисовки монастырского быта, описания севернорус. природы, рассказы о чудесах святого примечательны документальными чертами. И. включил в Житие духовную грамоту преподобного, написанную за полгода до смерти (она почти дословно приведена в гл. «О последнем поучении преподобнаго братии, о предании духовныя грамоты и о поставлении строителя»). Духовная грамота прп. Антония хранилась в мон-ре (в наст. время находится: АОКМ. 3590), упоминается в Летописце Антониева Сийского мон-ря (БАН. Арханг. 375. Л. 34 об., 10-20-е гг. XVII в.). При написании Жития прп. Антония И. использовал Жития основателей мон-рей на Русском Севере преподобных Кирилла Белозерского, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Димитрия Прилуцкого. Рассказывая об иноческих подвигах прп. Антония, автор почти дословно заимствовал текст из Жития прп. Александра Свирского. В разных вариантах Жития содержится 14, 16 или 19 рассказов о посмертных чудесах по молитвам к прп. Антонию и к Св. Троице перед Ее иконой, написанной основателем Сийского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/578316.html

XVI в.- Жития прп. Варлаама Важского (автор - сийский мон. Иона), концом столетия - Житий преподобных Нила Столобенского и Пахомия Нерехтского. Сочинения, посвященные иным ликам святости, в это время немногочисленны. В 80-х гг. XVI в. были написаны Похвальное слово блж. Василию, Христа ради юродивому и Житие ему, в 1591 г. Вологодский архиеп. Иона (Думин) создал новую редакцию Жития Александра Невского, в 1596 или 1597 г. свт. Ермоген (впосл. патриарх) - Жития святителей Гурия и Варсонофия Казанских ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 298-320). От этого времени дошли также пространные летописи чудотворений прп. Иакова Боровичского (ГИМ. Син. 447. Л. 356 об.- 375, 169 чудес 1561-1582 гг.) и прп. Евфросинии Суздальской («новые чудеса» 80-х гг. XVI в. в составе Чудовских Миней-Четьих). Конец периода ознаменован созданием свт. Иовом , патриархом Московским и всея Руси, в стиле «второго монументализма» «Повести о честнем житии царя и великого князя Феодора Иоанновича» (ПСРЛ. Т. 14. С. 1-22), посвященной не только прославлению христ. добродетелей царя Феодора Иоанновича , но и идеализации его шурина Бориса Феодоровича Годунова , драматичные события правления к-рого или умалчиваются (гибель царевича Димитрия) или подаются в выгодном для нового царя свете (учреждение Патриаршества). С. А. Семячко 2. XVII в. В этот период Ж. л. во многом продолжила традиции, заложенные в предыдущие века, но на ее развитие повлияли такие исторические события, как Смутное время , раскол , а также явления в культурной сфере - книгопечатание, увеличение числа переводов и тесные лит. контакты с Украиной. В силу особенностей развития рус. исторической науки и литературоведения и в связи со значительным количеством и объемом сохранившихся до нашего времени памятников Ж. л. XVII в. изучена в меньшей степени, чем агиография предшествующего периода. Внимание исследователей привлекало в первую очередь творчество отдельных писателей, а также те памятники, к-рые представляют интерес для истории лит-ры, зачастую отступающие от житийного канона, содержащие больше элементов биографии, чем жития.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Монастырь. Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь. Сийский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1520. Ссылки:   Адрес: Россия, Архангельская область, Холмогорский район, п/о Большая гора, д.Новая Координаты: 63.553443, 41.555673 Проезд: Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км южнее Архангельска, в 10 километрах от федеральной дороги М-8 «Холмогоры». От архангельского автовокзала идет автобус на Емецк, на котором следует ехать до остановок «Сия» или «Поворот на Сийский монастырь». Оттуда нужно пройти пешком 8, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км южнее Архангельска, в 10 километрах от федеральной дороги М-8 «Холмогоры». От архангельского автовокзала идет автобус на Емецк, на котором следует ехать до остановок «Сия» или «Поворот на Сийский монастырь». Оттуда нужно пройти пешком 8,5 км или проехать на попутке. Пешком даже предпочтительнее — места здесь удивительные, а природа почти первозданна. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму носит имя - Свято-Троицкий монастырь. В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545году – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст». Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).

http://sobory.ru/article/?object=08656

Лит.: Макарий (Миролюбов), еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском мон-ре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 3-122; Кононов А. Преподобный Антоний, Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895; Е. Н. Старые синодики Антониево-Сийского мон-ря Архангельской губернии Холмогорского уезда//Арханг. ЕВ. 1896. 1. С. 9-17; 2. С. 29-37; 3. С. 66-74; Никодим [ Кононов] , иером. Преподобный Антоний Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. жития. СПб., 1901; Иванов П. И. Опись Сийского мон-ря 1598 года и летописные заметки//Древности: Тр. Археогр. комис. МАО. М., 1902. Т. 2. Вып. 1. С. 373-384; Перовский В. Антониево-Сийский мон-рь//Краткое описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 75-204; Сибирцев И. М. Памятники древности в Сийском мон-ре (к 300-летию соборного храма)//Арханг. ЕВ. 1907. 18; Православные русские обители. СПб., 1910. С. 59-65; Образцов Г. Н. Оброчные и порядные записи Антониеву Сийскому мон-рю XVI-XVII вв.//ИА. 1953. Вып. 8. С. 180-197; Кукушкина М. В. Описи книг XVI-XVII вв. б-ки Антониево-Сийского мон-ря//БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. М.; Л., 1966. С. 122-142; Амосов А. А. Копийная книга Антониево-Сийского мон-ря//АЕ за 1971 г. М., 1972. С. 276-283; он же. Сотные грамоты Антониево-Сийскому мон-рю 1578 и 1593 гг.//Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 207-236; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 104; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской б-ки//БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги. Л., 1978. С. 154-187; Дорошенко А. П., Лохтева Г. Н. Подворная опись крестьянских хозяйств Антониево-Сийского мон-ря 1745 года как ист. источник//Северный археогр. сб. Вологда, 1978. Вып. 4. С. 50-79; Белкин В. А., Овсянников О. В. Антониев-Сийский мон-рь//Памятники Архангельского Севера. Архангельск, 1991. С. 85-93; Толкачев В. Ф. Жаждущий пусть приходит//Волна. 1993. 6 нояб.; Егорова Л. В. Сийская обитель//Пинежские зарисовки. Архангельск, 1995. С. 407-439; Залесский А. М. Малые Соловки//Держава. 1997. 2(9). С. 72-74; Трифон (Плотников), игум. Братство по духу//Вера (Эскöм). Сыктывкар, 1998. Вып. 1. 301. С. 10-11; Два крыла//Там же. Вып. 3. 303. С. 11-13; Сизов М. С сийских подлинников//Там же. 1998.Вып. 20. 322. С. 8.

http://pravenc.ru/text/115850.html

Лит.: Макарий (Миролюбов), архиеп. Ист. сведения об Антониевом Сийском мон-ре. М., 1878; Никанор. Инок Паисий, ктитор Сийского мон-ря: Его труды: (К предстоящему 200-летнему юбилею памяти о. Паисия). СПб., 1895; Перовский Вс., свящ. Антониево-Сийский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1897. 15. Ч. неофиц. С. 471-472; 16. Ч. неофиц. С. 507-508; 17. Ч. неофиц. С. 538-542; он же. Антониево-Сийский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902; Кириллов А., свящ. Подвижники благочестия, почивающие в усыпальнице Антониево-Сийского мон-ря. Архангельск, 19022. С. 21-27; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Русского Севера: Очерки истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собр. Антониево-Сийской б-ки//Мат-лы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги БАН СССР. Л., 1978. С. 154-178; Братчикова Е. К. Сийское Евангелие кон. XVII в. и творческие принципы рус. миниатюристов в освоении западноевроп. худож. традиции: АКД. Л., 1988. С. 10; Белоброва О. А. Никодим: Писатели и поэты XVII в.//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 79-80; она же. Никодим//СККДР. 1993. Ч. 3. Вып. 2. С. 391-392; Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. Т. 2. С. 218-263; она же. «История» о житии Феодосия Сийского - монастырское сочинение XVII в. (К вопросу о форме севернорус. агиографии)//200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве»: Мат-лы юбил. чтений по истории и культуре Др. и Новой России 27-29 авг. 2000 г. Ярославль, 2001. С. 194-204; она же. «Летописец» Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVII вв.: источники, этапы формирования текста//Ист. краеведение и архивы: (Регион. аспекты ист. пути православия: архивы, источники, методология исследований). Вологда, 2001. Вып. 7. С. 131-138; она же. Никодим Сийский//ПЭ. 2019. Т. 50. С. 38-39, 41-44; Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. Ч. 4. Доп. 2004. С. 137-140; Московский приказной аппарат и делопроизводство XVI-XVII вв./Сост.: С. К. Богоявленский. М., 2006.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

445-448 ИОНА (Василевский Иоанн Семенович; 1763-1849), митр. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузинского Экзархата РПЦ 448-453 ИОНА (Гедеванишвили Иоане) (1737-1821), митр. Руисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата 453-454 454-455 ИОНА (Гоголь-Богушевич Иван Петрович; † 1602), еп. Пинский и Туровский (Западнорусская митрополия) 455-456 456-457 457-458 458-459 459-460 460-463 ИОНА (Покровский Владимир Ильич; 1888-1925), св. Русской Православной Церкви за границей (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ 463-465 465-466 466-467 ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г. 467-471 471-474 474-475 ИОНА мон-рь, в средние века центр монастырской конгрегации; находится на о-ве Айона в архипелаге Внутренние Гебриды (у зап. берега Шотландии) 475-485 485-486 ИОНА III (Протасович-Островский Иван; † 1577), митр. Киевский и Галицкий (Западнорусская митрополия) 486-488 ИОНА ГАРБИС († апр. 1635), прмч. (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в Соборе Патмосских святых), мон. 488-489 ИОНА И НЕКТАРИЙ (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович; † между 1563 и 1576), преподобные , Казанские (пам. в 1-ю субботу после 4 окт.) 489-490 490-492 ИОНА КУРНОСЫЙ († после 1780), старообрядческий деятель, настоятель скита на Керженце, писатель и историограф ИОНА ОДЕССКИЙ (Иона Моисеевич Атаманский; 1855-1924), св. (пам. 17 мая и в Соборе Одесских святых), прот. 492-493 ИОНА СОЛОВЕЦКИЙ (1561 - после 1621), мон. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, книжник-каллиграф 493-496 496-497 497-498 ИОНАФАН (Елецких Анатолий Иванович; род. 1949), митр. Тульчинский и Брацлавский, рус. духовный композитор, поэт, переводчик богослужебных текстов 498-500 500-502 502-507 507-508 508-509 509-511 ИОРДАН Федор Иванович (1800-1883), гравер и рисовальщик, мастер резцовой репродукционной гравюры на металле 511-512 512-519 519-538 ИОРЕСТ (ок. 1600 - ок. 1657), митр. Трансильванский, исп. (пам. румын. 24 апр.; пам. серб. 24 мая)

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

Скачать epub pdf Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.) Алмаатинская епархия 1993 Мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Усть-Каменогорске. Серафимо-Феогностовская Аксайская мужская пустынь. Архангельская епархия Антониево-Сийский мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в д. Сия. Женский мон. во имя св. ап. Иоанна Богослова в г. Архангельске. Мужской мон. во имя св. прав. Артемия Веркольского в д. Верколе. Соловецкий мужской мон. в честь Преображения Господня (ставропигиальный). Астраханская епархия 1994 Мужской мон. во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Астрахани. Барнаульская епархия 1994 Димитриевский мужской мон. в г. Алейске. 1994 Женский мон. в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в г. Барнауле. 1995 Женский мон. в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Яровое. Женский мон. во имя св. вел. кн. Александра Невского в г. Бийске. 1995 Женский мон. при церкви в честь Богоявления в г. Камень-на-Оби. 1994 Мужской мон. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в с. Коробейниково. 1996 Свято-Иоанновский женский мон. в с. Кислуха. Скит в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в с. Ребриха. Белгородская епархия Женский мон. во имя свв. жен-мироносиц Марфы и Марии в с. Зимовеньки; при нем скит. Брестская епархия Мужской мон. при храме во имя св. Афанасия в с. Аркадия. Брянская епархия Мужской мон. в честь Свенской иконы Успения Пресвятой Богородицы в п. Супонево. Одринская женская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Площанская пустынь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, мужской мон. виленская епархия Женский мон. во имя св. равноап. Марии Магдалины в г. Вильнюсе. Мужской мон. в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в г. Вильнюсе. Винницкая епархия Женский мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Браилове. Мужской мон. во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, в г. Шаргороде. Витебская епархия Женский мон. в честь Успения Пресвятой Богородицы при Ильинском храме в г. Орше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Тропарь, глас 1 Желанием духовным распалився, и мятежи мирския отринув, ко единому же Богу любовию прилепился еси, и того вседушне взыскуя, во внутреннюю пустыню отошел еси, при водах вселился: идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время, в терпении мнозем житие ангельское проходил еси, в наставлении Божественного разума, и множество монахов собрал еси мудре; ихже посещая, не остави, Антоние преподобне отче наш, Пресвятей Троице моляся, от зол всяческих избавити и спасти душа наша. Кондак, глас 8 От юности преподобне плоть свою в постех и молитвах истончил еси, и крест твой взем, Христу последовал еси: темже и к вышним течение радостно устремил еси, идеже со всеми святыми Святей Троице предстоиши; и ныне стадо твое посещая, поминай чтущих пресвятую память твою, да вси вопием благодарне ти: радуйся богомудре Антоние, наставниче пустынный. Дополнительные сведениям Герасим (Дьячко), иеродиакон. Александр Сийский// 55 С.539. Александр Сийский подвизался в Сийской обители до самой своей кончины. Здесь же он и был погребен. В 90-х гг. XVI в. в обители была установлена традиция совершать соборную панихиду по 6 первым ученикам преподобного Антония – Александре Сийском, Исаии, Иоакиму, Елисею, Александру (2-му) и Ионе – в 4-ю субботу Великого поста. Память Александра Сийского чтится местно. 1. Орлова Н. Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь//София. Новгород. 2002. 1. С. 27–30. 2. Феоктистов А. Живоначальной Троицы Антониево-Сийский мужской монастырь// 42 С. 531–536. Основанный в 1520 г. на реке Сие в Двинском крае на древней Новгородской Земле Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь оказал большое влияние на духовную, экономическую, социальную жизнь Подвинья, позже – Архангельского края, и при этом внес важный вклад в становление государственности России. Еще при жизни преподобного Антония Сийский монастырь начал превращаться во влиятельный церковно-административный центр. Вслед за отцом, великим князем Василием Ивановичем, монастырю особо благоволил царь Иоанн Васильевич Грозный – вознаграждал труды преподобного земельными и лесными угодьями, участками рыбной ловли. В 1545 г. монастырь получил судебные и финансовые льготы, тогда же упоминаются его подворья в Холмогорах, Уне, Неноксе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

419-422 ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), 422-424 ИОНА (Климентов Иван Иванович; 1464-1534), прп. (пам. 6 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых) 424-427 ИОНА (Мирошниченко Иван Павлович; в схиме Петр; 1805 (1809?) - 1902), прп. (пам. 9 янв. и 20 сент.- в Соборе Брянских святых), архим., основатель киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря 427-430 ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 430-431 ИОНА († 1561), прмч. (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон. ИОНА прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские ИОНА (Иоанн; † 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 431-432 ИОНА (Санков Иван Андреевич; 1873-1938), иером., прмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря преподобных отец) ИОНА (Смирнов Иван Афанасьевич; 1870 - 1938) иером., прмч. (пам. 23 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) 432-433 ИОНА (Паффхаузен Джеймс; род. 20.10.1959), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады (с 12 нояб. 2008) Православной Церкви в Америке 433-434 ИОНА († 843), еп. г. Орлеана (Франция), церковный писатель и богослов эпохи позднего Каролингского возрождения 434-437 437-438 438-443 ИОНА (Архангельский; † 1627), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола 443-445 ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - 1585), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия)

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

Н. С. писал иконы в дар мон-рю. Сохранилась его вкладная книга (РГАДА. Ф. 1196. Оп. 4. Д. 135), в которой перечисляются все подаренные обители иконы, среди них - Деисус «большой оплечный», образ прп. Антония Сийского, образ «Знамение» Пресв. Богородицы, «Похвала Богоматери в приписи Ангел Хранитель и Антоний Сийский» и др. ( Кольцова. 2009. С. 66). Характерные черты иконописного стиля Н. С. имеют средник иконы «Иоанн и Логгин Яренгские, с житием» 1695 г. из Нёноксы, икона «Пророк Иоиль» из Быстрокурья (Там же. С. 71). Е. А. Рыжова Сийский иконописный подлинник Сийский иконописный подлинник в наст. время известен в 2 книгах: Толковый, или Малый (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 205. В 4°. 349 л.), содержащий текст с описаниями изображений святых, дополнительные статьи, иллюстрации, и Лицевой, или Большой (РНБ. ОЛДП. Ф. 536. Оп. 1. Ед. хр. F. 88. 537 л.), с иконными образцами (переводами), гравированными изображениями и небольшим предисловием. Обе книги можно рассматривать как единый комплекс, составленный Н. С. История его создания неизвестна в деталях. Однако очевидно, что Н. С. на протяжении достаточно длительного времени собирал образцы. Сийский Толковый иконописный подлинник (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 205) датируется 1660 г. на основании записи, что собранные «...зде подобия святых изображася в 1660 году» (Там же. Л. 58). Однако работа над ним продолжалась и в последующие годы (описание рукописи см.: Викторов. 1890; Кольцова. 2009. С. 66-67). В рукопись вклеены отдельные листы и целые тетради с иконными переводами и гравюрами. Иллюстративный материал организует художественное пространство книги, составляя с текстом неразрывное целое. Представленные в тексте гравюры Л. К. Бунина, А. Трухменского, соловецкого мастера, А. Тарасевича указывают на то, что книга не могла быть составлена и переплетена ранее кон. XVII - нач. XVIII в., поскольку гравюры датируются 1670-1700 гг. Первое упоминание о собрании иконных образцов Н. С., которое он передал в книгохранилище Сийского мон-ря, относится к 1670 г.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010